Клеточный и гуморальный иммунитет конспект
Патогенные бактерии, проникая в организм человека, могут вызывать различные инфекционные заболевания. Чтобы воспрепятствовать активной деятельности микробов, организм человека защищается при помощи собственных сил. Различают два звена для борьбы – иммунитет гуморальный и клеточный. Их общая характеристика заключается в единой цели – устранение всего генетически чужого. И это вне зависимости от того, каким образом антиген появился в организме – извне либо изнутри посредством мутации.
Содержание:
Иммунитет клеточный
У истоков разработки теории о клеточном иммунитете стоял русский ученый – биолог Илья Мечников. Во время съезда врачей в Одессе в 1883 году он первым сделал заявление о способности иммунной системы нейтрализовать чужеродные тела. Поэтому Мечникова считают создателем клеточной теории иммунитета.
Создатель теории разрабатывал свои идеи параллельно с немецким фармакологом Паулем Эрлихом. Тот, в свою очередь, открыл факт появления белковых антител – иммуноглобулинов – в ответ на заражение организма инородными патогенными агентами. Антитела объединяются в команду и сообща противостоят антигену.
Эффективная защита организма достигается благодаря различным естественным процессам. Не последнюю роль в этой цели играют:
- достаточное насыщение клеток кислородом;
- нормализация pH среды;
- наличие необходимого количества микроэлементов и витаминов в тканях.
Внимание! Иммунитет клеточный – это вариант ответа организма на проникновение сторонних агентов. В этой реакции не задействованы антитела и группа комплемента. В процессе борьбы участвуют макрофаги и другие защитные клетки человека.
Основной механизм защиты организма обеспечивает особая группа – Т-лимфоциты. Они вырабатываются в вилочковой железе (тимусе). Происходит их активация лишь в случае проникновения чужеродных элементов. Клеточный иммунитет имеет направленное действие против патогенных бактерий. Мощной атаке подвергаются, в основном, чужеродные микроорганизмы, выжившие в фагоцитах. Также не остаются без внимания иммунной системы и вирусы, поражающие клетки человеческого организма. Клеточная иммунная система принимает активное участие в борьбе с бактериями, грибами, опухолевыми клетками, простейшими.
Механизм работы клеточного иммунитета
Специфический клеточный иммунитет представлен Т-лимфоцитами. Они имеют разделение:
- киллеры могут распознавать и уничтожать носителя антигена без сторонней помощи;
- хелперы способствуют размножению иммунных клеток в период атаки извне;
- супрессоры контролируют и, при необходимости, подавляют деятельность эффекторных клеток.
Важно! Иммунитет клеточный неспецифический отличается тем, что его клетки имеют способность к фагоцитозу. Фагоцитоз – акт захвата, переваривания и уничтожения бактерий, вирусов, собственных дефектных или отмерших клеток, инородных тел.
В случае активации клеточного иммунитета защитные функции выполняются следующим образом:
- Цитотоксичные Т-лимфоциты активизируются, соединяются с патогенной клеткой-мишенью и выбрасывают из гранул токсический белок перфорин, который повреждает клеточную стенку и вызывают гибель чужеродной клетки.
- Макрофаги и клетки-киллеры способствуют уничтожению внутриклеточных патогенов.
- За счет информационных молекул оказывается влияние на другие клетки иммунитета. Именно они оказывают существенное действие на приобретенное и врожденное защитное свойство организма.
Цитокины, оказавшись в мембране одной клетки, начинают взаимодействовать с рецепторами других иммунных клеток. Так клеточное звено получает информацию об опасности. В них запускаются ответные реакции. В случае нарушения созревания лимфоцитов (с полным отсутствием функциональности) образуются врожденные дефекты Т-клеточного звена иммунитета. К внешним проявлениям заболеваний иммунодефицита относят:
- задержку физического развития;
- тяжелые формы молочницы;
- сильные поражения кожи;
- различные патологии дыхательных путей (в основном, в виде пневмоцистных пневмоний).
Знайте! Дети, у которых имеется Т-клеточный дефект, в большинстве случаев умирают на первом году своей жизни. Причины летальных исходов – осложнения после вирусных, бактериальных, протозойных инфекций, сепсиса.
В других случаях дефект может проявляться в виде гипоплазии тимуса, селезенки, лимфоузлов. У больных наблюдается отставание в умственном развитии, заторможенность. Прогноз у таких больных неблагоприятный. В будущем возможно развитие различных форм поражений некоторых систем организма, образований злокачественного характера.
Гуморальный иммунитет
Гуморальный иммунитет – это еще один вид реакции организма. При активации ответных действий защиту выполняют молекулы плазмы крови, но никак не клеточные составляющие внутренних систем.
К системе гуморального иммунитета относятся активные молекулы, которые варьируются от простых до очень сложных:
- иммуноглобулины;
- система комплемента;
- белки острой фазы (С-реактивный белок, сывороточный амилоид Р, белки сурфактанта легких и другие);
- антимикробные пептиды (лизоцим, дефензины, кателицидины).
Эти элементы производятся различными клетками организма. Они защищают внутренние системы человека от патогенных инородных агентов и собственных антигенных провокаций. Гуморальный иммунитет проявляет себя в отношении бактерий и различных патогенных раздражителей, которые проявляются в кровотоке или лимфатической системе.
Внимание! Гуморальное звено состоит из нескольких классов иммуноглобулинов. IgG и M продуцируют множество различных реакций в тканях. IgG принимает непосредственное участие в ответных действиях организма на аллергены.
Гуморальные факторы иммунитета подразделяются на две группы:
- Специфический гуморальный. К этой категории относятся иммуноглобулины. Их вырабатывают B-лимфоциты (плазмоциты). Если в организм проникают чужеродные элементы, лимфоциты блокируют их действия, а клетки-поглотители (фагоциты) – уничтожают. Специализируются эти клетки против определенных антигенов.
- Неспецифический гуморальный. В отличие от предыдущего типа, это вещества, которые не имеют четких специализаций под определенные антигены. Воздействуют на патогенные бактерии в целом. К этому типу относятся циркулирующие в крови интерфероны, С-реактивный белок, лизоцим, трансферрин, система комплемента.
Кроме того, иммунитет подразделяется на еще два класса:
- врожденный;
- приобретенный.
Часть антител передается человеку еще в утробе, оставшийся гуморальный врожденный иммунитет – с молоком матери. Дальше организм учится вырабатывать защиту самостоятельно. Приобретенный иммунитет формируется после перенесенного инфекционного заболевания. Также защитные клетки могут быть введены в организм искусственно путем вакцинации.
Важно! Приобрести иммунитет позволяют определенные разновидности ослабленных либо убитых микроорганизмов.
Гуморальные факторы врожденного иммунитета тесно функционируют с клеточными факторами всей иммунной системы организма. В связи с этим постоянно поддерживается точная направленность иммунной деятельности и генетическое постоянство внутренних систем человеческого тела. Врожденный иммунитет часто создает состояние невосприимчивости организма к различным патогенным атакам антигенов.
Принцип работы гуморального иммунитета
На гуморальный иммунитет работают, в основном, B-лимфоциты. Они продуцируются из стволовых клеток костного мозга. Окончательное созревание происходит в селезенке и лимфатических узлах.
О B-лимфоцитах известно, что они делятся на два типа:
- плазматические;
- клетки памяти.
Первые действуют лишь в отношении определенных антигенов. Поэтому организм вынужден производить тысячи разновидностей B-лимфоцитов (чтобы бороться с разными версиями патогенов). Клетки памяти «запоминают» антиген, с которым уже происходила встреча. При повторном контакте они довольно быстро выдают иммунный ответ, что способствует эффективной борьбе.
Знайте! О T-лимфоцитах можно сказать, что они работают с группой B-лимфоцитов сообща.
Механизм деятельности гуморального иммунитета выглядит следующим образом:
- макрофаг поглощает вторгшийся в организм антиген и расщепляет его внутри себя, после этого частички антигена выставляются на поверхности мембраны макрофага;
- макрофаг предъявляет фрагменты антигена Т-хелперу, который в ответ начинает вырабатывать интерлейкины – особые вещества, под влиянием которых начинается размножение Т-хелперов и цитотоксических Т-лимфоцитов (Т-киллеров);
- В-лимфоцит встречается с антигеном, происходит активация лимфоцита, он превращается в плазматическую клетку, вырабатывающую иммуноглобулины;
- часть плазматических клеток в дальнейшем превращается в клетки памяти, циркулирующие в крови на случай повторной встречи с антигеном.
Снижение гуморального иммунитета у ребенка объясняется несколькими факторами:
- наличием родовой травмы;
- тяжелым течением беременности;
- плохой наследственностью;
- нарушениями в работе ЖКТ;
- ранним отказом от грудного вскармливания;
- нарушением режима искусственного питания, недостаточным поступлением полезных элементов;
- неконтролируемым употреблением лекарственных препаратов;
- сильной психологической травмой;
- плохой экологической обстановкой в месте проживания.
Частые заболевания одного и того же характера требуют детального изучения. Состояние иммунитета доктор может определить, проведя анализ и проверив полученные показатели. Снижение уровня иммуноглобулинов иногда объясняется нарушением белкового синтеза. Дополнительно влияет на этот параметр увеличение их распада. Повышенный уровень гликопротеинов указывает на усиленный синтез и снижение их распада.
Витамин Д стимулирует функции макрофагов и синтеза антимикробных пептидов. Его недостаток сказывается на повышении частоты возникновения простудных и аутоиммунных заболеваний. К этим категориям стоит отнести такие опасные патологии как сахарный диабет, рассеянный склероз, волчанку, псориаз. Кроме всего прочего витамин участвует в дифференцировке иммунокомпетентных клеток. Учеными доказана прямая зависимость функционирования иммунной системы от участия витамина D.
Автор — составитель конспекта урока: Орлова Инна Иосифовна
Предмет: биология
Класс: 8
Учебно-методический комплекс А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8класс,Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2011.
Страницы: с 73 по 77
Тема урока: «Иммунитет и его виды»
Цели: 1).Создать условия для успешного усвоения знаний учащихся о защитных свойствах организма;
2).Выяснить практическое значение полученных знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
формирование интеллектуальной, поликультурной, познавательной, информационной, коммуникативной, самообразовательной и социальной компетентностей.
дать представление о защитной системе организма – иммунитете.
формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, о особенностях разных видов иммунитета, показать пользу прививок
Коррекционно-развивающие: формирование
умения применять информационные технологии.
умения сравнить биологические объекты.
умения наблюдать, делать выводы из наблюдений.
развивать интеллектуальные способности, критическое, творческое, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщения и анализа, выделения главного.
Воспитательные: Воспитание коммуникабельности учащихся при общении с учителем; продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, заинтересованное отношение к учебе; развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; профилактика употребления наркотических веществ, обучение адаптивным стратегиям поведения.
Оборудование: Компьютер, презентация “Иммунитет. Механизмы и виды иммунитета”, учебник, фолии «Кровь» «Иммунитет»,
раздаточный дидактический материал (файлы) с заданиями: по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», «Виды иммунитета», карточки рефлексии. ЦОР – виртуальная лаборатория «Анализ крови» (https://www.virtulab.net/),офтальмотренажер «Лови шарик»,видеофрагмет для расслабления ОДС «Panda_convert.mp4
Тип урока: открытие новых знаний
Этапы урока.
I.Организационная часть.
II. Обобщение и закрепление учебного материала
III.Актуализация знаний.
Физическая минутка на выбор
IV.Изучение нового материала.
V.Общее закрепление знаний.
VI.Рефлексия. Подведение итогов урока.
VII.Домашнее задание.
Ход урока
I Организационная часть — формирование социальной компетентности.
Учитель убеждается в готовности учащегося к уроку.
Отсылает ученику все необходимые дидактические материалы к уроку.
II. Обобщение и закрепление учебного материала —формирование информационной компетентности.
Показ Презентации “Иммунитет. Механизм и виды иммунитета” ( по ходу проверки Д/З и объяснения нового материал)
(Проверка домашнего задания, за каждое правильное задание ученику отправляется смайлик )
1. Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов на определения понятий, представленных в презентации ,после которого учитель предлагает провести проверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов.(Приложение №1)(Слайд1)
2.Сейчас мы посетим лабораторию, где будет взят анализ крови. – виртуальная лаборатория-анализ крови -ЦОР
В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. Врачу придется определить, где, чей анализ. Помоги врачу, сделай свой выбор и обоснуй.(Приложение №2)
3. Тест « Найди лишнее» и объясни почему? (Приложение №3) (Слайд2)
III. Актуализация знаний — формирование информационной и познавательной компетентностей.
Реши задачу( Проблемный вопрос):
В классе было 25 учеников, из них в первый день заболело 10 , через 2 дня ещё 7, а остальные ученики, даже не чихнули. С чем это связано? И какая система выполняет защитную функцию. Если ответить на этот вопрос, то можно сформулировать тему нашего урока.
Тема урока « Иммунитет». Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету. (слайд3)
Совместное формулирование задач урока (Обсуждение схемы успешного изучения предстоящей темы (слайд4)
IV. Изучение нового материала- формирование информационной и познавательной компетентностей.
1.Прослушай текст: это произошло в 1880 году. Луи Пастер, изучавший возбудителя куриной холеры, заразил 2 цыплят ослабленной культурой куриной холеры. Цыплята перенесли заболевание в легкой форме, а затем выздоровели. Через 2 месяца цыплята, перенесшие заболевание, и несколько не болевших цыплят, были заражены свежей культурой куриной холеры. Все цыплята погибли, за исключением 2, болевших ранее.
Вопрос – почему 2 цыпленка выжили? ( слайд 5)
(Попавшие в организм болезнетворные бактерии встретились с защитными силами организма).
Откуда взялись защитные свойства организма?)
(Выработалась после того, как они переболели).
( слайд 6)
Определение иммунитета. (Объяснение учителя).
Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Первый защитный барьер – это наша кожа и слизистые оболочки, которые не только механически предохраняют нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Если чужеродное все же проникает в организм или образуется в нем, то оно встречается с защитными силами – с иммунитетом. Макфарлейн Бёрнет дал такое определение этому явлению:
«Иммунитет – способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовывать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное его удаление». С латинского иммунитет переводится как «избавление от чего-либо».
Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию. Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.
2. В процессе исторического развития в организмах животных и человека выработалась иммунная система. Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы? На этот вопрос ты ответишь сам, заполнив схему-кластер «Иммунная система» Прямоугольник – орган иммунной системы, прямоугольник с округлыми углами – какие клетки образует данный орган.(работа с учебником дидактическим материалом.(Приложение4)(слайд7)
3.Клеточный и гуморальный иммунитет.
Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают.(стр.74,второй и третий абзац. -частично-поисковый метод)- выявить основные различия в способе уничтожения чужеродного; выяснить, кому принадлежат открытия этих видов иммунитета.
Закончи предложение:
Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)
Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)
Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)
Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом)
( слайд №8-портреты ученых)
5.Физкультминутка №1. Упражнения «Панда»-с использованием видеофрагмента для расслабления ОДС.
6.Физиологическая сущность иммунитета (объяснение учителя, демонстрация слайда, запись в тетрадь названий клеток) (слайда №8)
Как же все-таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа — клеточный, состоит в образовании Т-лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе «чужака» другим клеткам — В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила название «хелперы». Другие Т-лимфоциты – «киллеры» — сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами – перфоринамии, Т- лимфоциты –«супрессоры» Как только Т-лимфоциты дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ — то есть выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.
Заполни сравнительную таблицу.(Приложение5) (слайд №9)
7.История создания вакцин и прививок .
Проблемный вопрос: Но может ли человек своим вмешательством ( в данном случае положительным) помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?(Ответ)
а).Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой(слайд №10-портрет)
(сообщение учащегося)
Проблемный вопрос: «Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?»
б).Вклад Л.Пастера в медицину(слайда №11)
Стр.74 – 75. Сам. работа с учебником, беседа по вопросам.
8.Составление плана . Сам. работа с текстом «Современные вакцины и сыворотки», разбивая его на смысловые фрагменты, ответ на предложенные вопросы к нему, а затем сам предлагает по 2-3 вопроса к тексту.
Какие прививки делали тебе в течение жизни? Ты когда-нибудь интересовался вопросом, зачем тебе делают прививки? (Ответ).Алгоритм самооценки -критерии оценивания ответов и предлагается по ней оценить свою работу по трехбалльной шкале.(Приложение 6)
9. Физкультминутка №2. «Восьмерка- Лови шарик»-(офтальмотренажер )
10.Какие виды иммунитета существуют? Классификация иммунитета«Виды иммунитета». заполнение опорной таблицы. Использование С. 75-76 учебника, работа с дидактическим материалом. (слайд №12)
11.Нарушение иммунитета: аутоиммунные заболевания, СПИД и его профилактика. Обыгрывание дом задания «Как не попасть в опасную ситуацию», в которой герой узнает способы избежать заражения ВИЧ (слайд №13-16)
V. Общее закрепление материала — формирование самообразовательной компетентности.
Тест для первичного контроля знаний
«Выбери правильный ответ» (Приложение 7)
«Пройди лабиринт» (Приложение 8) Самооценка по алгоритму.
VI. Итоги урока — формирование социальной и коммуникативной компетентностей.
Тест –синквейн по теме «Иммунитет ,его виды» (Приложение 10) (слайда №17)
Рефлексия. Итак, наш урок завершается. Мне бы хотелось, чтобы ты еще раз оценил ту информацию, которую получил на уроках этой темы, и перечислил то полезное, важное, что может тебе пригодиться в реальной жизни.
Использование стратегии УУГ«Уже знал (или догадывался) – Узнал – Где пригодиться». (слайд №18)
Выставление оценок и их аргументация(подсчет смайликов).
VII. Домашнее задание — формирование интеллектуальной и самообразовательной компетентностей. (слайд №19)
Изучить §15, повторить опорные схемы и таблицы в тетради.
По желанию: подготовить сообщения по темам: Страшные враги человечества: чума, холера, оспа, брюшной тиф.
Разработать памятку «Меры профилактики СПИДа»
Литература:
1. Атлас (Линия жизни) «Биология (Человек)» — пособие для учителя, С.В.Барабанов
2. Бравая Н.А. Классная биология в вашей школе. 5-8 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
3. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Васильев Н.Е. Дидактические карточки – задания по биологии. Раздел «Человек». — М.: Изд. дом «Генжер», 1998.
5. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8класс,Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2011.
6. О.П.Пепеляева,Н.В.Сунцова Поурочные разработки по биологии Человек. 8 класс. к учебным комплектам. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. (М:«Вентана-Граф»), – «ВАКО» Москва , 2005
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Блиц-опрос
Лимфа – это; 2.Кровь -;3.Внутренняя среда организма -; 4.Тканевая жидкость — ;5.Эритроциты -;6.Тромбоциты- ;7.Лейкоциты -;8.Свертывание крови- ;9;Фибрин -;10.Фибриноген —
Приложение №2
(пациент 1- Z пациент2- Y пациент 3-X)
Приложение №3
3. Тест « Найди лишнее» и объясни почему?
Лимфа, аксон, гомеостаз, плазма, кровь, тканевая жидкость, нейрон, эритроциты, дендрит, лейкоциты.
Приложение №4
Иммунная система в нее входят:
1.красный костный мозг—клетки крови
2. тимус, или вилочковая (зобная) железа—Т-лимфоциты,
3. лимфоидная ткань-лимфоциты;
4. лимфатические узлы—лимфоциты;
5.селезенка— В-лимфоциты;.
1 2
Иммунная система
3 5
4
Приложение №5
Гуморальный иммунитет Клеточный иммунитет
В-лимфоциты Т -лимфоциты
(красный костный мозг) Т-киллеры Т-хелперы Т-супрессоры
Убийцы помощники угнетатели
плазматические клетки памяти
клетки
Клеточный и гуморальный иммунитет
Вид иммунитета
Основа различных видов иммунитета
различие
сходство
Клеточный иммунитет
— реакция Т-лимфоцитов
реагировать на антигены;
— дифференциация Т-лимфоцитов:
на Т-киллеры,
на Т-хелперы,
на Т-супрессоры
Участвуют в образовании иммунитета организма человека
Гуморальный иммунитет
— В-лимфоциты в ответ на антиген
образуют антитела
(иммуноглобулины), которые
находятся в плазме крови
Приложение №6
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё
в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.
В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация.
В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки.
В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.
Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло, и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.
Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть, направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину
Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки», ответь на вопросы.
1.Чем живая вакцина отличается от инактивированной?
2.Какой иммунитет вызывает вакцинация с помощью сыворотки?
3.Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?
4. В чём заключается недостаток использования живых вакцин?
5.Где образуются антитела при вакцинации?
Приложение 7
Тест для первичного контроля знаний
(Выбери один правильный ответ, запиши номер вопроса и выбранную букву ответ)а.
1.Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он:
А) открыл условные рефлексы;
Б) создал фагоцитарную теорию иммунитета;
В) создал вакцину против гриппа.
2.От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?
А) от всех заболеваний без исключения;
Б) только от инфекционных заболеваний;
В) от сердечно- сосудистых заболеваний.
3.Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
А) у него естественный врожденный иммунитет;
Б) у него естественный приобретенный иммунитет;
В) у него искусственный иммунитет;
Г) у него есть эритроциты.
4.Что из перечисленных препаратов надо ввести пострадавшему от укуса бешеной собаки?
А) готовые антитела;
Б) антибиотики;
В) ослабленных возбудителей болезни.
5.К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет?
А) к ветрянке;
Б) к гриппу;
В) к полиомиелиту.
Приложение 8 «Пройди лабиринт»
Приложение 9 (Пример синквейна)
Тема: «Иммунитет и его виды»
Прилагательные: Искусственный ,естественный ,пассивный, активный
Глаголы: защищает, вырабатывает, пожирает
Фраза на данную тему: Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов называется иммунитетом.
Существительное: вакцина (сыворотка, антитела, лимфоциты ….)