Консульские функции консульские привилегии и иммунитеты почетные консулы
Для выполнения консульскими учреждениями их функций требуется, чтобы консульствам были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны государства пребывания. Венская конвенция 1963 г. устанавливает комплекс консульских привилегий и иммунитетов. Их классификация совпадает с классификацией дипломатических привилегий и иммунитетов – иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом, личные иммунитеты и привилегии сотрудников консульского представительства.
Иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом:
- – неприкосновенность помещений (ст. 31 Венской конвенции 1963 г.). Власти государства пребывания не вправе вступать на территорию консульства иначе, чем с разрешения его главы. Исключение – пожар на территории консульства или стихийное бедствие («пожарная оговорка»; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1963 г. не подписал Венскую конвенцию о консульских сношениях);
- – неприкосновенность служебных архивов, документов, официальной переписки, имущества, средств передвижения;
- – освобождение от обысков, реквизиций, других исполнительных действий;
- – освобождение от всех налогов и пошлин – государственных и местных – на основе взаимности. Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для нужд консульства (включая транспортные средства), освобождены от уплаты таможенных пошлин;
- – свобода сношений с правительством, дипломатическим представительством и другими консульствами своего государства – консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, шифрованные депеши. Связь консульства со своим правительством и дипломатическим представительством на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и связь дипломатического представительства;
- – почетная привилегия консульства – право вывешивать флаг и герб своего государства на помещении консульства, резиденции его главы, на средствах передвижения при выполнении служебных функций.
Относительно объема и характера личные привилегий и иммунитетов консульских должностных лиц нет единообразной практики. Наиболее распространенное положение: ограниченное (функциональное) освобождение консульских должностных лиц от юрисдикции государства пребывания. Консульские представители не подлежат местной юрисдикции при осуществлении консульских функций, т.е. только в том, что касается служебной деятельности. Отдельные двусторонние консульские конвенции значительно расширяют круг привилегий и иммунитетов – консульские должностные лица приравниваются к дипломатическим (Консульская конвенция между Великобританией и Российской Федерации – объем консульских привилегий и иммунитетов определяется по нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
Личные привилегии и иммунитеты:
- 1. Личная неприкосновенность – консульские должностные лица не могут быть арестованы или заключены под стражу до вступления в законную силу судебного решения. Исключение – совершение особо тяжких преступлений. Ограничение личной свободы в какой-либо форме возможно только во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.; это положение продублировано в большинстве двусторонних консульских конвенций). Некоторые двусторонние консульские конвенции предусматривают особый статус главы консульского представительства – ему предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов.
- 2. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением служебных функций. В случае отказа к таким лицам могут быть применены меры принуждения и наказания.
- 3. Освобождение от судебной и административной юрисдикции в отношении действий, совершенных при выполнении служебных функций, предоставляется всем представителям консульского персонала. В отношении частных действий консульские должностные лица подлежат юрисдикции государства пребывания.
- 4. Освобождение от налогов и сборов, кроме косвенных налогов и налогов за конкретные виды обслуживания (за исключением обслуживающего персонала, который освобождается только от налогов на заработную плату).
- 5. Таможенные привилегии – личное имущество консульских должностных лиц и членов их семей освобождено от таможенных пошлин.
Издавна международная практика знает помимо штатных консульских должностных лиц и категорию нештатных, почетных консулов. Венская Конвенция закрепляет это деление консульских должностных лиц на две категории, регулируя и режим, применяемый к почетным консулам и возглавляемым ими консульским учреждениям, в отдельном разделе. Конвенция подчеркивает факультативный характер института почетных консульских должностных лиц: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консулов Ст.68.
Почетный консул — это лицо, не состоящее на государственной, дипломатической или консульской службе, но выполняющее отдельные консульские функции в стране пребывания по поручению представляемого государства С.174 Г.Э. Лапин. Жалованья от назначающего государства почетные консулы не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.
Почетный консул не обязательно является гражданином представляемого государства, он также может быть гражданином государства пребывания и третьего государства в отдельных случаях.
Главная функция почетного консула — это содействие развитию торгово-экономических связей и мореплавания, консульская помощь бизнесменам представляемого государства, защита прав и интересов его граждан.
Статус почетного консула дает доступ в высшие официальные сферы консульского округа, на дипломатические и консульские приемы и т.д.
Согласно Положению о Почетном консуле РФ им может быть как гражданин РФ, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих видное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции Ст.1.2 Положения о Почетном консуле РФ.
При назначении почетный консул получает патент, удостоверяющий его полномочия и указывающий его полное имя, фамилию, гражданство, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Почетный консул приступает к исполнению своих обязанностей по получении согласия государства пребывания. Лицо, назначаемое почетным консулом, дает письменное обязательство о том, что оно будет исправно выполнять порученные консульские функции и не будет требовать за это заработной платы или другого вознаграждения.
Почетные консулы подразделяются на следующие классы:
— почетный генеральный консул;
— почетный консул;
— почетный вице-консул;
— почетный консульский агент.
Привилегии и иммунитеты почетного консула
Привилегии и иммунитеты, которыми обладает почетный консул, не распространяются на членов его семьи, в отличие от иммунитета штатного должностного лица.
Государство пребывания должно освобождать почетных консулов от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от воинских повинностей, таких, как реквизиции, военные контрибуции и военный постой Ст.67.
Консульские помещения консульского учреждения, возглавляемого почетным консулом, нанимателем или владельцем которых является представляемое государство, освобождается от всех государственных, местных и районных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Международная практика показывает, что функции штатного и почетного консула совпадают во многих отношениях. С учетом этого Венская конвенция 1963 года предусматривает применимость к почетным консулам и консульствам ее ключевых положений, касающихся статуса и деятельности штатных консульств, а также прав и обязанностей государства пребывания и государства, учредившего почетное консульство. В ряде вопросов, таких, как неприкосновенность консульских архивов и документов, защита консульских помещений, освобождение от таможенных пошлин, защита почетных консульских должностных лиц, освобождение их от личных повинностей и некоторых других, Венская конвенция закрепила положения, отражающие специфику консульств, возглавляемых почетными консулами, включая вопросы их привилегий и иммунитетов как граждан страны пребывания. В частности, предусматривается, что, если против почетного консула возбуждается уголовное дело, этот консул должен явиться в компетентные органы. Но при производстве по делу ему должно оказываться уважение и, за исключением случаев, когда оно арестовано или задержано, должно ставиться как можно меньше препятствий для выполнения им консульских функций. Когда возникает необходимость задержать почетное консульское лицо, судебное преследование против него должно быть начато в возможно короткий срок Ст.63.
Государство пребывания обязано предоставлять почетному консулу такую защиту, какая может потребоваться в связи с занимаемым им официальным положением.
Различают привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников.
Привилегии и иммунитеты консульских представительств следующие:
1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.
Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавливает ограничение неприкосновенности консульских представительств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожарная оговорка» отсутствует.
Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.
Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представительств следующие:
2) Консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами.
3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания.
5) Архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
6) Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.
1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания (Венская конвенция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в отдельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.
2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.
3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.
4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:
исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;
вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,
исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,
исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.
Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим
31. Контрмеры — это односторонние принудительные действия горизонтального характера потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. Возникновение
Институт контрмер в международном праве развился после распадения института репрессалий на два вида — санкций и собственно контрмер. Если первый носит вертикальный характер, т.е. применяется исключительно международной организаций с разрешения на такие действия Советом Безопасности ООН, то контрмеры носят горизонтальный характер и применяются государством в ответ на противоправные действия другого государства.
Содержание — Контрмеры, как и санкции, не являются институтом международной ответственности поскольку являются вторичными по отношению к нему и применяются исключительно для того чтобы обеспечить исполнения правоотношения ответственности. Т.е. они не носят характера наказания и должны быть прекращены сразу после выполнения государством делинквентом всех обязательств вытекающих из правоотношения ответственности.
Условия — Для правомерного применение контрмер необходимо наличие трех условий: а) наличие реального международно-противоправного деяния; б) предварительное требование потерпевшего государства о прекращении такого деяние и/или возмещения вреда; в) соразмерность контрмеры с международно-противоправным деянием и его последствиями.
Принятие контрмер до исчерпания всех возможных процедур мирного урегулирования спора или отказ государства делинквента от таких процедур является незаконным.
Под
консульскими привилегиями и иммунитетами
в международном праве понимаются «льготы
и преимущества, предоставляемые
государством пребывания консульским
учреждениям, консульским должностным
лицам и сотрудникам консульских
учреждений в целях обеспечения
беспрепятственного осуществления ими
своих обязанностей». Привилегированный
статус консульских учреждений, членов
их персонала закрепляется либо в
многосторонних и двусторонних консульских
конвенциях, либо определяется обычаями
и местными законами.
Привилегии
и иммунитеты консульского учреждения
определены
Венской конвенцией о консульских
сношениях 1963 г. В документе предусмотрена
обязанность властей государства
пребывания предоставить все возможности
для выполнения консульским учреждением
своих функций (ст.28), а также оказывать
ему содействие в приобретении необходимых
помещений или в подыскании помещений
иным путем (ст.30).
Одной
из основных привилегий является право
экспонировать эмблемы аккредитующего
государства: помещать
на здании консульского учреждения щит
с изображением герба своей страны и
названием консульства на двух языках
(представляемого государства и
государства пребывания), а также
вывешивать свой государственный флаг.
Предусматривается
также неприкосновенность
консульских помещений. Под
консульским помещением понимается
здание или часть здания, включая
резиденцию главы консульского
учреждения, подсобные помещения, а также
земельный участок, обслуживающий это
здание, используемые исключительно
для консульских целей, независимо от
того, чьей собственностью они являются.
Принцип неприкосновенности консульских
помещений юридически означает, что
власти государства пребывания не
могут вступать в консульские помещения,
иначе как с согласия главы консульского
учреждения или главы дипломатического
представительства аккредитующего
государства. Следует отметить, что
Венская конвенция о консульских
сношениях 1963 г. допускает, что в случае
пожара или другого стихийного бедствия
такое согласие может предполагаться.
Вместе с тем на государстве пребывания
лежит обязанность принимать все
необходимые меры для защиты консульских
помещений от любого вторжения или
нанесения ущерба, а также для предотвращения
любого нарушения спокойствия
консульского учреждения или оскорбления
его достоинства.
Консульские
помещения, предметы их обстановки,
имущество консульского учреждения,
а также его средства передвижения
пользуются иммунитетом от любых видов
реквизиций. Консульские архивы и
документы неприкосновенны в любое время
и независимо от их местонахождения.
В
число привилегий консульского учреждения
входит и право
сношений со своим правительством,
дипломатическим представительством и
консульствами своего государства. В
настоящее время признается принцип
свободы сношений консульского
учреждения с органами своего государства,
где бы они ни находились, означающий
свободу от всякого вмешательства и
цензуры со стороны государства пребывания.
В этих целях консульства могут пользоваться
всеми обычными средствами связи,
кодами, шифрами, дипломатическими и
консульскими курьерами.
Поскольку
консульская корреспонденция может
содержать информацию, относящуюся к
деятельности правительства представляемого
государства и его органов, принцип ее
неприкосновенности поддерживается,
как правило, внутригосударственными
актами. Принцип
неприкосновенности консульской
корреспонденции закреплен
и в ст.35 Венской конвенции о консульских
сношениях 1963 г., правда с некоторой
оговоркой: «Консульская вализа (т.е.
одно место дипломатической почты,
направляемое в консульское учреждение
или отправляемое им.)
не
подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
Однако в тех случаях, когда компетентные
власти государства пребывания имеют
серьезные основания полагать, что в
вализе содержится что-либо другое кроме
корреспонденции, документов или
предметов, дозволенных к провозу, они
могут потребовать, чтобы вализа была
вскрыта в их присутствии уполномоченным
представителем представляемого
государства. В том случае, если
представители аккредитующего государства
откажутся выполнить это требование,
вализа возвращается в место отправления».
Правом
неприкосновенности пользуются
консульские
архивы и документы, причем
в любое время и независимо от их
местонахождения. Данное положение
является общепризнанным в международном
праве и закреплено как в международных
консульских соглашениях, так и во
внутригосударственных актах многих
стран мира.
Консульские
учреждения имеют налоговые
и таможенные льготы. Консульские
помещения и жилые помещения должностных
лиц и сотрудников консульства, если они
находятся в собственности или арендуются
от имени представляемого государства,
освобождаются от всех налогов и сборов
любого вида, за исключением уплаты за
конкретные виды обслуживания. Это же
положение распространяется и на движимое
имущество, являющееся собственностью
представляемого государства или
находящееся в его владении или пользовании
для консульских целей.
Предметы,
предназначенные для официального
пользования консульским учреждением,
ввозятся в государство пребывания
в соответствии с действующими в нем
законами и правилами и освобождаются
от всех таможенных пошлин, налогов и
связанных с этим сборов, за исключением
сборов за хранение, перевозку и услуги
подобного рода.
Консульское
учреждение вправе взимать на территории
государства пребывания плату за
консульские действия. Эти сборы также
освобождаются от всех пошлин и налогов.
Привилегии
и иммунитеты консульских должностных
лицопределены
Венской конвенцией о консульских
сношениях 1963 г. Основным из них является
личная
неприкосновенность. Конвенция
налагает на государство пребывания
обязанность относиться к консульским
должностным лицам с должным уважением
и не допускать каких-либо посягательств
на их личность, свободу и достоинство
(ст.40). Документ предусматривает, что
консульские должностные лица в случае
совершения ими тяжких преступлений не
могут быть подвергнуты аресту или
предварительному заключению без
постановления компетентных судебных
властей. Консульские должностные лица
не могут быть заключены в тюрьму и не
подлежат никаким другим формам ограничения
личной свободы, иначе как во исполнение
судебных постановлений, вступивших в
законную силу. Если против консула
возбуждается уголовное дело, он обязан
лично явиться в компетентные органы.
Тем не менее при производстве дела ему
должно оказываться уважение ввиду его
официального положения и ставиться как
можно меньше препятствий к выполнению
консульских функций (ст.41).
В
случае ареста или предварительного
заключения какого-либо работника
консульского персонала или возбуждения
против него уголовного дела государство
пребывания должно незамедлительно
уведомить об этом главу консульского
учреждения. Если обвинение предъявлено
главе консульского учреждения,
государство пребывания должно
незамедлительно сообщить об этом
представляемому государству через
дипломатические каналы.
Иммунитет
от юрисдикции. В
соответствии с положениями Венской
конвенции консульские должностные лица
и служащие не подлежат юрисдикции
судебных или административных органов
государства пребывания в отношении
действий, совершаемых ими при
выполнении служебных функций (ст.43).
Работники
консульского учреждения могут вызываться
в суд для дачи свидетельских показаний,
однако если они отказываются давать
показания, к ним не могут применяться
никакие меры принуждения. Консульские
должностные лица и сотрудники
консульства не обязаны давать свидетельские
показания по вопросам, связанным с
выполнением ими своих функций, или
предъявлять относящуюся к их функциям
официальную корреспонденцию и
документы. Свидетельские показания
берутся таким образом, чтобы не мешать
работе консульства. Когда это возможно,
работники консульства выслушиваются
на дому, в консульском учреждении или
представляют показания в письменном
виде.
Консульские
должностные лица и сотрудники консульства
освобождаются от всех видов личных
повинностей и обложения, а также от
формальностей, принятых в государстве
пребывания, в отношении регистрации
иностранцев и выдачи разрешений на
жительство и работу.
Налоговые
и таможенные льготы. Венская
конвенция освобождает консульских
должностных лиц и консульских служащих,
а также членов их семей, проживающих
вместе с ними, от всех государственных
и местных налогов и сборов, включая
налоги на заработную плату и на
принадлежащее им движимое имущество.
Из этого правила делаются исключения
в отношении косвенных налогов, сборов
и налогов на частное недвижимое имущество,
находящееся на территории государства
пребывания, налогов и сборов на частный
доход, источник которого находится в
государстве пребывания, и некоторых
других налогов и сборов.
Консульские
должностные лица и консульские сотрудники
освобождаются от таможенных пошлин,
налогов и сборов на предметы, предназначенные
для личного пользования (личный
багаж, предметы обстановки и мебель).
Кроме того, личный багаж консульского
должностного лица, который следует
вместе с ним, освобождается от таможенного
досмотра.
Привилегии
и иммунитеты почетных консулов.Венская
конвенция 1963 г. содержит ряд льгот
штатных консульских учреждений, которые
применяются также к консульствам,
возглавляемым почетными консулами.
На
государство пребывания возложена
обязанность обеспечить защиту
консульств, возглавляемых почетными
консулами, а также их самих. Однако
привилегии и иммунитеты почетных
консулов несколько уже по сравнению с
теми, которые предоставляются штатным
консулам. Почетные консулы пользуются
личной неприкосновенностью только при
исполнении консульских функций.
Неприкосновенность их архивов
ограничивается только теми, которые
хранятся отдельно от других документов
и от личной переписки почетного консула.
Обмен
консульскими вализами между двумя
консульствами, возглавляемыми
почетными консулами, находящимися в
разных государствах, не разрешается
без согласия последних. Привилегии и
иммунитеты, которые распространяются
на членов семей штатных работников
консульства, к членам семей почетных
консулов не применяются.
Почетные
консулы, не занимающиеся коммерческой
деятельностью, освобождаются от
обязательств, установленных для
иностранцев в отношении получения
разрешения на жительство. Они
освобождаются от обложения личными
налогами, от уплаты пошлин и налогов
на вознаграждение и жалованье, а
также от налогов на занимаемое помещение,
являющееся собственностью
представляемого государства или
арендуемое им. Таможенные пошлины
на предметы обстановки, мебель и
оборудование для помещений и канцелярии
консульства, полученные от
представляемого государства, не
взимаются.
Объем
льгот может варьироваться, поскольку
государство пребывания в своих законах
нередко ограничивает привилегии и
иммунитеты почетных консулов.
Начало
и окончание действия консульских
привилегий и иммунитетов. Каждый
работник консульского учреждения
пользуется привилегиями и иммунитетами
с момента своего вступления на территорию
государства пребывания, а если он уже
здесь находился, — с момента, когда он
приступил к выполнению своих
обязанностей в консульстве.
Консульские
иммунитеты и привилегии прекращают
свое действие, когда прекращаются
функции работника консульского
учреждения, т.е. в момент когда данное
лицо оставляет государство пребывания
или по истечении разумного срока, чтобы
это сделать. До этого момента они
продолжают действовать, даже в случае
вооруженного конфликта.
В
Венской конвенции о консульских сношениях
1963 г. уточняется, что в отношении действий,
совершенных консульским должностным
лицом или консульским служащим при
выполнении своих функций, иммунитет от
юрисдикции продолжает действовать без
ограничения сроком (ст.53, п.4).
Иммунитеты
членов семей работников консульств
такие
же, как и у самих работников. Конвенция
уточняет, что они не распространяются
на лиц, имеющих частные доходные занятия
в государстве пребывания (ст.57).
Определенные
обязанности
в
отношении признания привилегированного
статуса консульских должностных лиц
установлены и для третьих государств,
через которые они проезжают транзитом,
имея визу, если таковая необходима. В
этом случае третьи государства
предоставляют работникам консульств
все иммунитеты, которые могут потребоваться
для обеспечения их проезда. Такое же
правило действует и в отношении членов
их семей, которые следуют вместе с ними
или отдельно.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #