Консульские привилегии и иммунитеты действуют
Для выполнения консульскими учреждениями их функций требуется, чтобы консульствам были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны государства пребывания. Венская конвенция 1963 г. устанавливает комплекс консульских привилегий и иммунитетов. Их классификация совпадает с классификацией дипломатических привилегий и иммунитетов – иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом, личные иммунитеты и привилегии сотрудников консульского представительства.
Иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом:
- – неприкосновенность помещений (ст. 31 Венской конвенции 1963 г.). Власти государства пребывания не вправе вступать на территорию консульства иначе, чем с разрешения его главы. Исключение – пожар на территории консульства или стихийное бедствие («пожарная оговорка»; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1963 г. не подписал Венскую конвенцию о консульских сношениях);
- – неприкосновенность служебных архивов, документов, официальной переписки, имущества, средств передвижения;
- – освобождение от обысков, реквизиций, других исполнительных действий;
- – освобождение от всех налогов и пошлин – государственных и местных – на основе взаимности. Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для нужд консульства (включая транспортные средства), освобождены от уплаты таможенных пошлин;
- – свобода сношений с правительством, дипломатическим представительством и другими консульствами своего государства – консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, шифрованные депеши. Связь консульства со своим правительством и дипломатическим представительством на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и связь дипломатического представительства;
- – почетная привилегия консульства – право вывешивать флаг и герб своего государства на помещении консульства, резиденции его главы, на средствах передвижения при выполнении служебных функций.
Относительно объема и характера личные привилегий и иммунитетов консульских должностных лиц нет единообразной практики. Наиболее распространенное положение: ограниченное (функциональное) освобождение консульских должностных лиц от юрисдикции государства пребывания. Консульские представители не подлежат местной юрисдикции при осуществлении консульских функций, т.е. только в том, что касается служебной деятельности. Отдельные двусторонние консульские конвенции значительно расширяют круг привилегий и иммунитетов – консульские должностные лица приравниваются к дипломатическим (Консульская конвенция между Великобританией и Российской Федерации – объем консульских привилегий и иммунитетов определяется по нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
Личные привилегии и иммунитеты:
- 1. Личная неприкосновенность – консульские должностные лица не могут быть арестованы или заключены под стражу до вступления в законную силу судебного решения. Исключение – совершение особо тяжких преступлений. Ограничение личной свободы в какой-либо форме возможно только во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.; это положение продублировано в большинстве двусторонних консульских конвенций). Некоторые двусторонние консульские конвенции предусматривают особый статус главы консульского представительства – ему предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов.
- 2. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением служебных функций. В случае отказа к таким лицам могут быть применены меры принуждения и наказания.
- 3. Освобождение от судебной и административной юрисдикции в отношении действий, совершенных при выполнении служебных функций, предоставляется всем представителям консульского персонала. В отношении частных действий консульские должностные лица подлежат юрисдикции государства пребывания.
- 4. Освобождение от налогов и сборов, кроме косвенных налогов и налогов за конкретные виды обслуживания (за исключением обслуживающего персонала, который освобождается только от налогов на заработную плату).
- 5. Таможенные привилегии – личное имущество консульских должностных лиц и членов их семей освобождено от таможенных пошлин.
Различают привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников.
Привилегии и иммунитеты консульских представительств следующие:
1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.
Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавливает ограничение неприкосновенности консульских представительств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожарная оговорка» отсутствует.
Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.
Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представительств следующие:
2) Консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами.
3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания.
5) Архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
6) Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.
1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания (Венская конвенция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в отдельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.
2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.
3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.
4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:
исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;
вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,
исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,
исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.
Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим
31. Контрмеры — это односторонние принудительные действия горизонтального характера потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. Возникновение
Институт контрмер в международном праве развился после распадения института репрессалий на два вида — санкций и собственно контрмер. Если первый носит вертикальный характер, т.е. применяется исключительно международной организаций с разрешения на такие действия Советом Безопасности ООН, то контрмеры носят горизонтальный характер и применяются государством в ответ на противоправные действия другого государства.
Содержание — Контрмеры, как и санкции, не являются институтом международной ответственности поскольку являются вторичными по отношению к нему и применяются исключительно для того чтобы обеспечить исполнения правоотношения ответственности. Т.е. они не носят характера наказания и должны быть прекращены сразу после выполнения государством делинквентом всех обязательств вытекающих из правоотношения ответственности.
Условия — Для правомерного применение контрмер необходимо наличие трех условий: а) наличие реального международно-противоправного деяния; б) предварительное требование потерпевшего государства о прекращении такого деяние и/или возмещения вреда; в) соразмерность контрмеры с международно-противоправным деянием и его последствиями.
Принятие контрмер до исчерпания всех возможных процедур мирного урегулирования спора или отказ государства делинквента от таких процедур является незаконным.
Консульское учреждение представляемого государства может нормально функционировать при непременном условии обеспечения ему и его работникам (консульским должностным лицам, консульским служащим и работникам обслуживающего персонала) необходимых материальных условий и юридических гарантий от вмешательства местных властей. В этой связи для представляемого государства важно, чтобы его консульское учреждение и работники данного учреждения в государстве пребывания имели тот объем привилегий и иммунитетов, который обеспечивал бы им достаточную свободу для надлежащего выполнения консульских функций. Все это в совокупности с соображениями безопасности и защиты консульских учреждений и их работников от посягательств привело к формированию международно-правового института консульских привилегий и иммунитетов, которые поначалу складывались в виде международных обычаев, а затем стали закрепляться на взаимной двусторонней основе. Они были кодифицированы в Венской конвенции 1963 г.
В целом можно говорить о функциональной обусловленности консульских привилегий и иммунитетов, на что указывается в Венской конвенции 1963 г. как о концептуальной основе консульских привилегий и иммунитетов.
Различаются привилегии и иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц, других консульских работников. Характер, объем и содержание конкретных привилегий и иммунитетов варьируются от конвенции к конвенции (имеются в виду двусторонние консульские конвенции), но в целом их можно суммировать следующим образом.
Консульские помещения неприкосновенны, что распространяется на здания или части зданий, используемые исключительно для целей консульского учреждения, и на обслуживающий эти здания земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на строение и землю. Неприкосновенность означает:
- а) власти государства пребывания могут вступать в консульские помещения не иначе как с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства представляемого государства;
- б) на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства;
- в) консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях обороны или для общественных нужд.
Венская конвенция 1963 г. допускает, однако, исключение из принципа неприкосновенности помещений, предусматривая, что согласие главы консульского учреждения на вступление властей государства пребывания в эти помещения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты. Кроме того, Конвенция предусматривает возможность отчуждения в случае необходимости консульских помещений для целей обороны или общественных нужд. В этом случае должны приниматься все возможные меры для избежания нарушения выполнения консульских функций и представляемому государству безотлагательно выплачивается «соответствующая и эффективная компенсация».
Никаких исключений не устанавливается и не допускается в отношении неприкосновенности консульских архивов и документов. Они неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
Консульские помещения, а также резиденция штатного главы консульского учреждения, владельцем или нанимателем которых является представляемое государство или лицо, действующее от его имени, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Кроме того, консульское учреждение освобождается от таможенных пошлин.
Консульское учреждение пользуется свободой сношений для всех официальных целей, которые государство пребывания должно разрешать и охранять. При сношениях с правительством, посольствами, другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, оно может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы, закодированные или зашифрованные депеши. С согласия государства пребывания консульское учреждение может устанавливать радиопередатчик и пользоваться им. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
Однако согласно Венской конвенции 1963 г. в тех случаях, когда компетентные органы власти государства пребывания имеют основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме официальных документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнять это требование, вализа направляется в место отправления.
При выполнении своих функций консульский курьер должен находиться под защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме. Консульская вализа может быть вверена капитану судна или командиру гражданского самолета. Представляемое государство, сто посольства или консульские учреждения могут назначать специальных консульских курьеров ad hoc.
Консульское учреждение имеет право пользоваться своим государственным флагом и государственным гербом. Когда это связано с исполнением служебных обязанностей, флаг может устанавливаться на средствах передвижения. При этом должны приниматься во внимание законы, правила и обычаи государства пребывания.
Если привилегии и иммунитеты консульских учреждений во многом аналогичны привилегиям и иммунитетам дипломатических представительств, то иначе обстоит дело с привилегиями и иммунитетами консульских должностных лиц и других консульских работников. Венская конвенция 1963 г. исходит из более ограниченного характера их привилегий и иммунитетов по сравнению с дипломатическими.
Венская конвенция 1963 г. провозглашает, что государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с подобающим уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких- либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.
Личная неприкосновенность этой категории работников по Венской конвенции 1963 г. имеет ограниченный характер: они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению иначе как по постановлению судебных властей в случае совершения тяжких преступлений; не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат другим формам ограничения свободы иначе как во исполнение вступивших в силу судебных решений.
Наблюдается тенденция к сближению личной неприкосновенности консульского должностного лица с личной неприкосновенностью дипломатического агента, что подтверждается нормами двусторонних консульских конвенций, заключенных СССР, а затем и Россией с рядом государств. Консульские должностные лица в этих конвенциях в отношении изъятия из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания фактически приравниваются к дипломатическим агентам.
Однако согласно Венской конвенции 1963 г. консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных и административных органов государства пребывания в отношении действий, совершенных при выполнении ими консульских функций, но и в этом случае осуществление такой юрисдикции допускается в отношении некоторых гражданских исков.
Венская конвенция 1963 г. допускает вызов всех категорий работников консульских учреждений в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться меры принуждения или наказания. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала может отказаться давать показания, если речь идет о вопросах, связанных с выполнением его функций; он не обязан предоставлять относящуюся к этим функциям документацию или давать разъяснение законодательства представляемого государства.
Налоговые льготы консульских должностных лиц и консульских служащих, а также членов их семей выражаются в освобождении от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных. При этом сделано исключение в отношении частного недвижимого имущества, частного дохода, источник которого находится в государстве пребывания. Работники обслуживающего персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработную плату, получаемую за свою работу.
Венская конвенция 1963 г. запрещает консульским должностным лицам заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если такого рода частной деятельностью занимаются консульские служащие или работники обслуживающего персонала, то согласно Венской конвенции 1963 г. они лишаются предусмотренных в ней привилегий и иммунитетов.
Государство пребывания разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и сборов (кроме сборов за хранение, перевозку и т.п. услуги) предметы, предназначенные для личного пользования консульскими должностными лицами и членами их семей, включая предметы, предназначенные для первоначального обзаведения. Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, который следует вместе с этими лицами, освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований полагать, что он содержит предметы, ввоз и вывоз которых запрещен. В этом случае досмотр проводится в присутствии соответствующего должностного лица или члена его семьи.
В случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи государство пребывания разрешает вывоз движимого имущества умершего, кроме приобретенного в государстве пребывания, вывоз которого запрещен в момент смерти. Не подлежат взиманию никакие налоги на наследство или пошлины на наследованное движимое имущество, которое находится в государстве пребывания в связи с тем, что в нем умерший находился в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи.
Государство пребывания обязано освобождать работников консульских учреждений и членов их семей от всех трудовых и государственных повинностей, а также от военных повинностей, таких как реквизиции, контрибуции, военный постой.
Консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей освобождаются от регистрации в качестве иностранцев и от получения разрешения на жительство. На работников консульских учреждений и членов их семей не распространяются постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, в части, касающейся их служебной работы. Если работник консульского учреждения нанимает частных домашних работников, он обязан выполнять обязательства, налагаемые на нанимателей этими постановлениями.
Работники консульских учреждений, не являющиеся гражданами государства пребывания, и члены их семей не приобретают гражданства этого государства.
Без ущерба для привилегий и иммунитетов все пользующиеся ими лица обязаны уважать законы и правила государства пребывания, а также не вмешиваться в его внутренние дела. Они, в частности, должны соблюдать требования местного законодательства в отношении страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием дорожного транспортного средства, судна или самолета. Согласно Положению о Консульском учреждении и Консульскому уставу РФ работники таких учреждений обязаны уважать «также традиции и обычаи государства пребывания». Консульские помещения не должны использоваться в целях, несовместимых с выполнением консульских функций.
Работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами с момента вступления на территорию государства пребывания, а если он уже находится в ее пределах, с момента преступления к исполнению своих обязанностей. Привилегии и иммунитеты прекращаются с момента, когда пользующееся ими лицо оставляет эту территорию или по истечении разумного срока для ее оставления. В отношении действий, совершенных консульским должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает существовать без ограничения срока.
При проезде консульского должностного лица к месту службы или обратно через третье государство последнее обязано предоставить ему иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспечения проезда; это распространяется и на членов семьи. Консульским курьерам в государстве транзита должны предоставляться те же неприкосновенность и защита, что и в государстве пребывания.
Представляемое государство может отказаться от любых иммунитетов работника консульского учреждения. Возбуждение таким лицом дела в суде лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении встречного иска, непосредственно связанного с основным иском. Отказ от иммунитета в отношении гражданского или административного дела не означает отказ от иммунитета в отношении исполнительных действий, для чего необходим отдельный отказ.