Консульские привилегии и иммунитеты понятие
Для выполнения консульскими учреждениями их функций требуется, чтобы консульствам были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны государства пребывания. Венская конвенция 1963 г. устанавливает комплекс консульских привилегий и иммунитетов. Их классификация совпадает с классификацией дипломатических привилегий и иммунитетов – иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом, личные иммунитеты и привилегии сотрудников консульского представительства.
Иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом:
- – неприкосновенность помещений (ст. 31 Венской конвенции 1963 г.). Власти государства пребывания не вправе вступать на территорию консульства иначе, чем с разрешения его главы. Исключение – пожар на территории консульства или стихийное бедствие («пожарная оговорка»; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1963 г. не подписал Венскую конвенцию о консульских сношениях);
- – неприкосновенность служебных архивов, документов, официальной переписки, имущества, средств передвижения;
- – освобождение от обысков, реквизиций, других исполнительных действий;
- – освобождение от всех налогов и пошлин – государственных и местных – на основе взаимности. Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для нужд консульства (включая транспортные средства), освобождены от уплаты таможенных пошлин;
- – свобода сношений с правительством, дипломатическим представительством и другими консульствами своего государства – консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, шифрованные депеши. Связь консульства со своим правительством и дипломатическим представительством на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и связь дипломатического представительства;
- – почетная привилегия консульства – право вывешивать флаг и герб своего государства на помещении консульства, резиденции его главы, на средствах передвижения при выполнении служебных функций.
Относительно объема и характера личные привилегий и иммунитетов консульских должностных лиц нет единообразной практики. Наиболее распространенное положение: ограниченное (функциональное) освобождение консульских должностных лиц от юрисдикции государства пребывания. Консульские представители не подлежат местной юрисдикции при осуществлении консульских функций, т.е. только в том, что касается служебной деятельности. Отдельные двусторонние консульские конвенции значительно расширяют круг привилегий и иммунитетов – консульские должностные лица приравниваются к дипломатическим (Консульская конвенция между Великобританией и Российской Федерации – объем консульских привилегий и иммунитетов определяется по нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
Личные привилегии и иммунитеты:
- 1. Личная неприкосновенность – консульские должностные лица не могут быть арестованы или заключены под стражу до вступления в законную силу судебного решения. Исключение – совершение особо тяжких преступлений. Ограничение личной свободы в какой-либо форме возможно только во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.; это положение продублировано в большинстве двусторонних консульских конвенций). Некоторые двусторонние консульские конвенции предусматривают особый статус главы консульского представительства – ему предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов.
- 2. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением служебных функций. В случае отказа к таким лицам могут быть применены меры принуждения и наказания.
- 3. Освобождение от судебной и административной юрисдикции в отношении действий, совершенных при выполнении служебных функций, предоставляется всем представителям консульского персонала. В отношении частных действий консульские должностные лица подлежат юрисдикции государства пребывания.
- 4. Освобождение от налогов и сборов, кроме косвенных налогов и налогов за конкретные виды обслуживания (за исключением обслуживающего персонала, который освобождается только от налогов на заработную плату).
- 5. Таможенные привилегии – личное имущество консульских должностных лиц и членов их семей освобождено от таможенных пошлин.
Различают привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников.
Привилегии и иммунитеты консульских представительств следующие:
1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.
Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавливает ограничение неприкосновенности консульских представительств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожарная оговорка» отсутствует.
Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.
Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представительств следующие:
2) Консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами.
3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания.
5) Архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
6) Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.
1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания (Венская конвенция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в отдельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.
2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.
3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.
4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:
исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;
вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,
исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,
исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.
Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим
31. Контрмеры — это односторонние принудительные действия горизонтального характера потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. Возникновение
Институт контрмер в международном праве развился после распадения института репрессалий на два вида — санкций и собственно контрмер. Если первый носит вертикальный характер, т.е. применяется исключительно международной организаций с разрешения на такие действия Советом Безопасности ООН, то контрмеры носят горизонтальный характер и применяются государством в ответ на противоправные действия другого государства.
Содержание — Контрмеры, как и санкции, не являются институтом международной ответственности поскольку являются вторичными по отношению к нему и применяются исключительно для того чтобы обеспечить исполнения правоотношения ответственности. Т.е. они не носят характера наказания и должны быть прекращены сразу после выполнения государством делинквентом всех обязательств вытекающих из правоотношения ответственности.
Условия — Для правомерного применение контрмер необходимо наличие трех условий: а) наличие реального международно-противоправного деяния; б) предварительное требование потерпевшего государства о прекращении такого деяние и/или возмещения вреда; в) соразмерность контрмеры с международно-противоправным деянием и его последствиями.
Принятие контрмер до исчерпания всех возможных процедур мирного урегулирования спора или отказ государства делинквента от таких процедур является незаконным.
В соответствии со статьей 28 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций. Поэтому государство пребывания на основании норм международного и внутригосударственного права предоставляет консульскому учреждению и его персонала определенные привилегии и иммунитеты для эффективного выполнения ими своих функций.
Различают два вида консульских привилегий и иммунитетов:
1) привилегии и иммунитеты консульского учреждения как зарубежного органа внешних отношений государства;
2) привилегии и иммунитеты персонала консульского учреждения (личные привилегии и иммунитеты). Согласно разделу II Венской конвенции о
консульских сношениях 1963 года до привилегий и иммунитетов консульского учреждения относятся:
— Неприкосновенность помещений консульских учреждений. Власти государства пребывания могут вступать в консульские помещения иначе как с согласия главы консульского учреждения. Однако, согласие главы консульского учреждения может предусматриваться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требует неотложных мер защиты. Такой режим неприкосновенности сохраняется даже в случае расторжения консульских отношений между двумя государствами:
а) государство пребывания должно даже в случае вооруженного конфликта уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульства, его архивы;
б) представляемое государство может вверить охрану консульских помещений, а также архивы и имущество, находящиеся в них, любому третьему государству, приемлемой для государства, аккредитуется;
в) представляемое государство может вверить охрану своих интересов и интересов своих граждан любой третьему государству, приемлемому для государства пребывания.
В случае закрытия консульства временно или навсегда, вышеуказанные положения применяются в том случае, если у государства, представляемого в государстве пребывания нет ни дипломатического представительства, ни другого консульства. Если представляемое государство не имеет в государстве пребывания дипломатического представительства, но имеет на ее территории другой консульство, этом консульству может быть вверена охрана архива закрытого консульства и, с согласия государства пребывания, выполнение консульских функций в округе закрытого консульства;
— Фискальный иммунитет, предполагает освобождение консульских помещений от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением представляют собой плату за конкретные виды обслуживания;
— Неприкосновенность консульского архива и документов. Они неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения;
— Свобода передвижений — государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского учреждения свободу передвижений и путешествий ее территории;
— Свобода сношений консульского учреждения для всех официальных целей. Субъектами таких отношений выступают правительство, дипломатические представительства и другие консульские учреждения представляемого государства, где бы они ни находились. При этом консульское учреждение может использовать все средства, которые подходят, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы (Почтовый мешок) и закодированные или шифрованные депеши.
Консульский чемодан, подобно дипломатической, не подлежит ни распечатыванию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания серьезные основания полагать, что в чемодане находится что-то другое, кроме предусмотренных Венской конвенции 1963 года предметов, они могут потребовать, чтобы чемодан был раскрыта в их присутствии уполномоченным представителем государства, представляется. В том случае, если власти представляемого государства, откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления. Места, образующих вализу, должны иметь необходимые внешние признаки, указывающие на характер груза, и могут включать в себя только официальную корреспонденцию, документы и предметы, предназначенные исключительно для официального пользования. Чемодан доставляется чаще всего консульским курьером, наделяется специальным документом, указывает его статус и число мест, что образуют чемодан. При выполнении своих функций этот курьер находится под защитой государства пребывания. Он пользуется неприкосновенностью и не подлежит ареста или задержанию в любой форме. Перевозки консульского чемодана может быть поручено командиру судна или гражданского самолета, должны пришвартоваться в порта или приземлиться в аэропорту государства пребывания. Он также наделяется официальным документом, в котором указывается число мест, составляющих чемодан. Но при этом он не является консульским курьером. Консульство может направить лиц из своих работников для получения чемоданы непосредственно и беспрепятственно командира судна или самолета;
— Свобода отношений и контактов с гражданами представляемого государства. Она включает в себя следующее:
а) такие граждане могут свободно общаться с компетентным консульством и им открыт свободный доступ в такое консульство; консульские должностные лица этого консульства могут свободно общаться с указанными гражданами и имеют свободный доступ к ним;
б) компетентные органы государства пребывания должны без лишнего промедления сообщать консульство представляемого государства, если в пределах ее консульского округа какой-либо гражданин представляемого государства, увьязнюеться или берется под стражу в ожидании судебного разбирательства, или задерживается в каком-либо ином порядке, если этот гражданин этого потребует. Все сообщение, адресуемых своем консульству этим лицом, также передаются этими органами без промедления;
в) консульские должностные лица имеют право посещать гражданина своего государства, который находится в заключении, с целью собеседования с ним, а также принимать надлежащие меры с целью обеспечения ему представительства.
Кроме того, власти государства пребывания относительно консульства обязаны:
а) в случае смерти гражданина представляемого государства, сообщить консульство, в округе которого произошла смерть;
б) сообщить компетентное консульство без промедления об любой случай, когда назначение опекуна или попечителя отвечает интересам несовершеннолетнего или недееспособного лица — гражданина представляемого государства;
в) если судно, имеющее национальность представляемого государства, потерпело крушение или село на мель в территориальном море или внутренних водах государства пребывания или с летательным аппаратом, зарегистрированным в государстве, представляется, произошел несчастный случай на территории государства пребывания, то власти обязаны сообщить ближе к месту события консульство;
— Пользование своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания. Консульству принадлежит право пользования государственными флагом и гербом: на дома, занимается консульством, на входной двери этого дома, на резиденции главы консульского учреждения, на средствах передвижения главы этой учреждения, когда это связано с исполнением служебных обязанностей.
Следует указать на то, что согласие, которая подразумевается, главы консульского учреждения на вторжение государства пребывания в консульские помещения при пожаре или стихийного бедствия была расценена СССР как нарушение принципа уважения государственного суверенитета, что помешало подписанию настоящей Конвенции Советским Союзом в 1963 году. Вместе с тем практика консульских отношений государств пошла все же путем получения разрешения главы консульского учреждения властями государства пребывания в всех случаях, когда последние намерены вступить в консульские помещения.
В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских учреждений пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами. К личных привилегий и иммунитетов согласно настоящей Конвенции относятся:
— Личная неприкосновенность консульских должностных лиц, что означает, что лицо не подлежит ни аресту, ни предварительному заключению иначе как на основании постановлений судебной власти в случае совершения тяжких преступлений. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству государства пребывания. В отдельных двусторонних конвенциях в качестве тяжких преступлений определены деяния, за совершение которых может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы;
— Иммунитет от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных консульскими должностными лицами и служащими при выполнении ими консульских функций. К действий, совершаемых ими как частными лицами, применима юрисдикция государства пребывания. Работники консульского учреждения могут визиватися в качестве свидетелей при производстве судебных и административных дел, но они не обязаны давать показания по вопросам, связанных с выполнением их функций, или предоставлять официальную корреспонденцию и документы. Изъятие из иммунитета в сферах гражданской и административной юрисдикции в консульских агентов такие же, как и в дипломатических агентов;
— Фискальный иммунитет — консульские работники, а также члены их семей, за исключением обслуживающего персонала, освобождаются от всех видов налогов, пошлин и сборов, кроме косвенных налогов, а также сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания. Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату;
— Таможенные привилегии, предоставляемые государством пребывания для консульских должностных лиц и служащих, а также членов их семей, практически эквивалентны аналогичным дипломатическим привилегиям.
Следует иметь в виду, что объем консульских привилегий и иммунитетов, что закрепляются в двусторонних консульских конвенциях и национальном законодательстве государств, зависят от характера взаимоотношений между конкретными государствами. Так, если государства поддерживают дружеские и разносторонние отношения, они могут предоставить консульские привилегии и иммунитеты друг другу в объеме, соответствует дипломатическим привилегиям и иммунитетам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.
Согласно ч. 2 статьи 46 Конвенции 1963 г. штатные консульские должностные лица не должны заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если же консульские должностные лица занимаются такой деятельностью, то на них и членов их семей не распространяются консульские привилегии и иммунитеты.
Все консульские работники, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и правила государства пребывания и не вмешиваться в внутренние дела этого государства.