Консульский иммунитет представляет собой дополнительные
- консульский отдел посольства, генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства
- посольство, миссия посланника, миссия поверенного
- генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства
- дополнительные права, предоставляемые консульским учреждениям и их работникам государством пребывания
- освобождение работников обслуживающего персонала консульского учреждения от налогов, сборов и пошлин на получаемую ими заработную плату
- изъятие из-под юрисдикции государства пребывания
- и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме
- и не может быть арестован, но может быть задержан в случае совершения им преступления
- но в исключительных случаях может быть задержан или арестован
- может с согласия государства пребывания
- не может ни при каких условиях
- не может
- обладает юрисдикцией, определяемой по факту национальной регистрации
- является общим наследием всего человечества, и национальная юрисдикция на него не распространяется
- обладает юрисдикцией, определяемой по факту государства постройки
- сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер
- неписанная норма, соблюдаемая субъектами международного права и отраженная в неформальных источниках
- норма международной вежливости, за которой признается юридически обязательный характер
- субъектами
- как объектами, так и субъектами
- объектами
- в письменной
- в устной
- как в письменной, так и в устной
- экономические споры международного государства
- политические споры между государствами
- споры между государством и гражданином
- Всемирный почтовый союз
- Экономический суд
- Совет безопасности
- любое государство
- любой объект международного права за исключением прав и интересов третьих государств без их на то согласия
- любой объект международного права
- отношения между субъектами, осуществляющими дипломатические и экономические связи
- публичные (межвластные) отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий
- правоотношения между международными межправительственными и неправительственными организациями, цивилизованными государствами, нациями и народами
- обычаи
- субъекты международного права
- международные договоры
- верховенство государства на своей территории
- присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях
- независимость государства в международных отношениях
- это территория морского дна, на котором прибрежное государство ведет изыскание и добычу полезных ископаемых
- это дно мирового океана и недра подводных районов, отнесенные к определенному континенту на расстоянии более 200 морских миль от линии наибольшего отлива
- это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря
- совокупность правовых норм, регулирующих отношения субъектов национального права по поводу заключения и прекращения международных договоров
- согласие субъектов международного права в письменной форме на международные отношения
- совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров
- специфические общественные отношения, регулирующие положение победителя и проигравшего в вооруженном конфликте
- общественные отношения третьих стран, возникающие при совершении актов агрессии
- специфические общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права в ходе вооруженных конфликтов
1. Консульские представительства – это …
консульский отдел посольства, генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства
посольство, миссия посланника, миссия поверенного
генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства
2. Консульский иммунитет представляет собой …
дополнительные права, предоставляемые консульским учреждениям и их работникам государством пребывания
освобождение работников обслуживающего персонала консульского учреждения от налогов, сборов и пошлин на получаемую ими заработную плату
изъятие из-под юрисдикции государства пребывания +
3. Консульский курьер при выполнении своих функций пользуется личной неприкосновенностью …
и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме
и не может быть арестован, но может быть задержан в случае совершения им преступления
но в исключительных случаях может быть задержан или арестован
4. Консульское должностное лицо … выполнять консульские функции за пределами своего консульского округа
может с согласия государства пребывания
не может ни при каких условиях
не может
обладает юрисдикцией, определяемой по факту национальной регистрации +
является общим наследием всего человечества, и национальная юрисдикция на него не распространяется
обладает юрисдикцией, определяемой по факту государства постройки
6. Международно-правовой обычай – это …
сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер
неписанная норма, соблюдаемая субъектами международного права и отраженная в неформальных источниках
норма международной вежливости, за которой признается юридически обязательный характер
7. Международно-правовые нормы представляют собой правила поведения, согласованные … международного права
субъектами
как объектами, так и субъектами
объектами
8. Международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права … форме
в письменной
в устной
как в письменной, так и в устной
9. Международный суд ООН вправе принимать к рассмотрению …
экономические споры международного государства
политические споры между государствами +
споры между государством и гражданином
10. Неверно, что … входит в систему ООН
Всемирный почтовый союз
Экономический суд
Совет безопасности
11.Объектом международного договора может быть …
любое государство
любой объект международного права за исключением прав и интересов третьих государств без их на то согласия
любой объект международного права
12. Объектом международно-правого регулирования являются …
отношения между субъектами, осуществляющими дипломатические и экономические связи
публичные (межвластные) отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий
правоотношения между международными межправительственными и неправительственными организациями, цивилизованными государствами, нациями и народами
13. Объектом права международных договоров являются …
обычаи
субъекты международного права
международные договоры +
14. Под суверенностью государства, или государственным суверенитетом, понимается …
верховенство государства на своей территории
присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях
независимость государства в международных отношениях
15. Понятие континентального шельфа …
это территория морского дна, на котором прибрежное государство ведет изыскание и добычу полезных ископаемых
это дно мирового океана и недра подводных районов, отнесенные к определенному континенту на расстоянии более 200 морских миль от линии наибольшего отлива
это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря
16. Право международных договоров – это …
совокупность правовых норм, регулирующих отношения субъектов национального права по поводу заключения и прекращения международных договоров
согласие субъектов международного права в письменной форме на международные отношения
совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров
17. Предмет регулирования права вооруженных конфликтов – …
специфические общественные отношения, регулирующие положение победителя и проигравшего в вооруженном конфликте
общественные отношения третьих стран, возникающие при совершении актов агрессии
специфические общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права в ходе вооруженных конфликтов +
Библиографическое описание:
Жалилов, Муминжон. Консульские иммунитеты и привилегии / Муминжон Жалилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7324/ (дата обращения: 14.06.2020).
Консульские иммунитеты и привилегии предоставляются, как это зафиксировано в Преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждени ями функций от имени их государства».
История развития консульского института во многом объясняет сушествующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по еравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной и на представительной основе. За консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деят ельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий является функциональный подход. Это накладывает отпечаток на особенности консульских иммунитетов и привилегий и на их отличие от дипломатических.
Институт консульского иммунитета базируется в основном на нормах универсального характера Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года; [1] многочисленных двусторонних консульских отношениях, заключенных Республикой Узбекистан с зарубежными странами за период с 1991 г. по настоящее время, которые нередко предусматривают существенное расширение указанных привилегий и иммунитетов; а также нормах законодательства Республики Узбекистан (Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан от 8 мая 2001 г).
По аналогии с дипломатическими, консульские иммунитеты и привилегии, развивающиеся в направлении максимального сближения с первыми, принято делить на две группы: привилегии иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений.
К первой группе относится неприкосновенность консульских помещений. Согласно п. 4.5. Положения «помещения консульского учрежден ия являются неприкосновенными. Доступ к этим помещениям может иметь место только при согласии главы консульского учреждения или главы диппредставительства соответствующего иностранного государства в Республике Узбекистан».
Тем не менее, допуск в рассматр иваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты» (п.2 ст.31 Венской Конвенцией о дипломатических сношениях, п. 4.5. Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан).
Однако неприкосновенность этих помещений не дает права использовать их для целей, не совместимых с функциями консульского представительства. В связи с этим, в литературе была высказана точка зрения, в соответствии с которой, данное положение подразумевает право органов уголовного судопроизводства произвести осмотр места происшествия, если таковым и являются указанные помещения, обыск в нем, выемку и налож ение ареста на имущество, при наличии достаточных доказательств, дающих основание полагать, что в помещениях консульского представительства совершено или совершается преступление, укрывается уголовный преступник или находится предметы, вещи, ценности и денежные средства, добытые преступным путем.1 Подобное утверждение вряд ли верно, так как в соответствии с п. 4.7. Положения помещения консульского учреждения пользуются такой же неприкосновенностью как и помещения диппредставительств (п. 3.1. Положения), а значит обыск и другие принудительные действия в них возможны только по просьбе или с согласия главы консульского учреждения (ст. 165 УПК). Таким образом, совпадая во многом с содержанием неприкосновенности помещений дипломатических представительств, неприкосновенность консульских помещении имеет ограниченный характер. Ограничения проявляются в том, что:
а) привилегии и иммунитеты консульских помещении предоставляются лишь «на основе взаимности», лишь в рамках достигнутых сторонами договоренности;
б) согласно п. 2. 31. Венской конвенции о консульских сношениях допуск в рассматриваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты».
Свобода сношений с правительством, дипломатическими и консульскими представительствами своего государства, предусмотренная для консульских учреждений, не допускает ограничений тайны связи, телефонных и иных переговоров. (п. 4.9. Положения).
Неприкосновенность архивов, документов и официальная переписка консульского учреждения в настоящее время в Республике Узбекистан по общему правилу имеет абсолютный характер.
Ко второй группе привилегий и иммунитетов относятся прежде всего самые широкие по сравнению с другим и должностными лицами личные привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.
Пункт «л» ст.1 Венской конвенции 1963 г. гласит: «Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского хчреждения, которому поручено в этом качестве в ыполнение консульских функций». К этой категории лиц относятся: генеральный консул, консул, вице -консул, консульский агент, проконсул и консульский стажер.
Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются иммунитетами и при вилегиями, которые отражены в Венской конвенции 1963 г. (ст.40–57), Положении и в двусторонних консульских конвенциях. Эти документы определяют права и обязанности консульских должностных лиц и страны пребывания по отношению к ним.
Венская конвенция 1963 г., предоставляя консульским должностным лицам иммунитет от юрисдикции, определяет: «Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций» (п.1 ст.43). Это значит, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функциональный, служебный характер.
В современной международной практике служебный (функциональный) иммунитет предоставляется довольно широкому кругу лиц (консулам, военным морякам, служащим международных организаций и др.).
Предоставление служебного иммунитета означает, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, граж данской и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Если же правонарушение совершено не при исполнении служебных обязанностей, данное лицо может быть привлечено к ответственности в стране пребывания, но только «на основании постановлений судебных властей, в случае совершения тяжких преступлений» (п.1 ст. 41).
И здесь возникает проблема, существо которой заключается в неопределенности понятия «действия, совершаемые при выполнении консульских функций». В связи с этим на практике нередко возникают трудности в выяснении того, находилось ли данное лицо в момент преступления при исполнении своих служебных обязанностей или нет, следовательно, вправе ли государство пребывания привле кать его к ответственности. Не меньшие трудности возникают и в вопросе о том, кто правомочен решать эту проблему: государство пребывания или направляющее государство.
Анализ доктрины международного права, договорных и законодательных норм, практики государств показывает отсутствие универсального решения проблемы служебного иммунитета. [2]
Представляется, что универсального решения данной проблемы вообще не может быть. Это объясняется, прежде всего многообразием допускаемых правонарушений, и невозможностью в принципе составить исчерпывающий перечень служебных обязанностей каждого лица, пользующегося служебным иммунитетом, что исключает возможность выработки конкретных и универсальных критериев, позволяющих однозначно определить, было или не было данное лицо в момент совершения правонарушения при исполнении своих служебных обязанностей. Отсутствие таких критериев усугубляется возникновением в каждом случае правонарушения противоречия между интересами, с одной стороны, направляющего государства, которое заинтересовано в защите своих граждан, и, с другой, — государства пребывания, которое несет ущерб от совершенного правонарушения. Отсутствие четких критериев, противоречия между интересами сторон препятствуют разработке универсальной процедуры рассмотрения вопроса, а его единоличное решение той или иной стороной может быть необъективным.
В результате рассмотрения указанных проблем можно сделать некоторые выводы:
1. Личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможно рассматривать лишь на основе Венской конвенции 1963 года, а следует учитывать двухсторонние конвенции, которые отличаются широким разнообразием в трактовке данного вопроса.
2. Консульские должностные лица и другие работники консульских учреждений, как правило, наделяются служебным (функциональным) иммунитетом, а универсального подхода к этой проблеме вообще не существует. Поэтому на практике решени е указанных вопросов нередко вызывает сложности.
3. Представляется, что в целях избежания разногласий и конфликтных ситуаций в сфере уголовного судопроизводства нормы, регулирующие особенности производства по делам лиц, обладающих дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами от уголовного преследования целесообразно объединить и поместить в отдельную главу в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан.
Литература:
1. Курс международного права. Т. 4. — М.: Наука, 1990. — С. 140–142.
2. Демин Ю. Г. О проблеме служебного иммунитета в международном праве. Сов. ежегодник междунар. права. — М, 1989. — С. 203–215.
Основные термины (генерируются автоматически): Венская конвенция, лицо, иммунитет, консульское учреждение, привилегия, согласие главы, Узбекистан, консульское представительство, государство пребывания, служебный иммунитет.