Консульский иммунитет в уголовном праве
Консульский иммунитет
КОНСУЛЬСКИЙ ИММУНИТЕТ (лат. immunits — освобождение от чего-либо) — вид консульских привилегий; состоит, в частности, в закреплении за помещениями консульского представительства неприкосновенности, обеспечении неприкосновенности консульским архивам, документам и официальной (служебной) переписке, свободы и тайны сношений с правительством, другими консульскими учреждениями и дипломатическими представительствами аккредитующего государства для всех официальных целей. В число К.и. входит также личная неприкосновенность консульских должностных лиц. Эта категория лиц не подлежит юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, если только речь не идет о гражданских обязательствах, принятых консульским представителем на себя в качестве частного лица, а также об обязательствах перед третьими лицами, возникшими в связи с причинением вреда, вызванного дорожным транспортным средством, судном или самолетом. К числу К.и. можно отнести предоставляемое международным правом консульским должностным лицам освобождение от необходимости регистрации в качестве иностранцев в стране пребывания, получения согласия на жительство в ней, на работу, а также освобождение от большинства налогов.
Консульские работники пользуются К.и. с момента вступления на территорию государства пребывания, при следовании к месту своего назначения, если они уже находятся на указанной территории, либо с момента, когда они приступили к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении. Прекращение действия К.и. происходит обычно в момент, когда соответствующее лицо покидает государство пребывания или по прошествии разумного срока с момента окончания его миссии. До наступления указанного момента действие К.и. продолжается даже в случае вооруженного конфликта между данными государствами. Приведенные правила в полной мере распространяются и на членов семей консульских работников, проживающих с ними.
Отказать в К.и. может только представляемое государство, кроме случая возбуждения самим этим консульским должностным лицом какого-либо дела в судебных или административных инстанциях страны пребывания, когда оно лишается права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении любого встречного иска, непосредственно связанного с основным иском.
Возможна также ситуация, когда консульское должностное лицо будет лишено К.и. в случае, если оно объявляется государством пребывания нежелательным — персоной нон грата, а его консульская экзекватура аннулируется (отзывается, берется обратно), но само оно остается на территории принимающей страны (не отозвано представляемым государством и не прекратило выполнять свои должностные функции в консульском учреждений). При таких обстоятельствах принимающее государство может объявить консульского работника частным лицом в соответствии с процедурой дисмисла. В этом случае бывшее консульское должностное лицо не может рассчитывать на сохранение К.и.
Волосов М.Е.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Консульский сбор
Каждая страна устанавливает свой собственный сбор за рассмотрение документов на визу. Его величина зависит от вида визы – чем на больший срок, тем дороже; от национальности – в каждом посольстве есть длинный список, в котором точно расписано, с граждан
Иммунитет
ИММУНИТЕТ (англ. immunity от лат. immunitas — освобождение от чего-либо) — общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих правовых норм. В международном праве известны, в частности, иммунитет государства,
Иммунитет консульский
см. Консульский иммунитет.
Иммунитет судейский
ИММУНИТЕТ СУДЕЙСКИЙ — неприкосновенность судей как носителей судебной власти: означает, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия на то соответствующего компетентного
Консульский корпус
КОНСУЛЬСКИЙ КОРПУС (лат. corpus — тело, остов) — совокупность глав консульских представительств (консульских учреждений), а также их должностных лиц, осуществляющих свою официальную деятельность в определенном районе или пункте принимающего
Консульский округ
КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ — часть территории (район) иностранного государства, отведенная им для выполнения консульским представительством возложенных на него представляемым (аккредитующим) государством консульских функций. Конкретное местонахождение К.о.
Консульский патент
КОНСУЛЬСКИЙ ПАТЕНТ (лат. patens — открытый, явный) — документ, подтверждающий, что данное лицо назначается на должность главы консульского представительства (см. также
Иммунитет
Иммунитет (immunitas) – изъятие от податей и повинностей, даруемое отдельным лицам и сословиям, как в целым общинам. В древней Греции И. носил название ateleia. У римлян И. даровался во время больших несчастий общинам, в виде привилегий иногда навсегда; особенно часты
1.2. Иммунитет
ИММУНИТЕТ – ФСБ твоего организма.«Солнце, воздух и вода – это, дети, ерунда. Только секс и онанизм укрепляют
Библиографическое описание:
Жалилов, Муминжон. Консульские иммунитеты и привилегии / Муминжон Жалилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7324/ (дата обращения: 29.07.2020).
Консульские иммунитеты и привилегии предоставляются, как это зафиксировано в Преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждени ями функций от имени их государства».
История развития консульского института во многом объясняет сушествующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по еравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной и на представительной основе. За консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деят ельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий является функциональный подход. Это накладывает отпечаток на особенности консульских иммунитетов и привилегий и на их отличие от дипломатических.
Институт консульского иммунитета базируется в основном на нормах универсального характера Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года; [1] многочисленных двусторонних консульских отношениях, заключенных Республикой Узбекистан с зарубежными странами за период с 1991 г. по настоящее время, которые нередко предусматривают существенное расширение указанных привилегий и иммунитетов; а также нормах законодательства Республики Узбекистан (Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан от 8 мая 2001 г).
По аналогии с дипломатическими, консульские иммунитеты и привилегии, развивающиеся в направлении максимального сближения с первыми, принято делить на две группы: привилегии иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений.
К первой группе относится неприкосновенность консульских помещений. Согласно п. 4.5. Положения «помещения консульского учрежден ия являются неприкосновенными. Доступ к этим помещениям может иметь место только при согласии главы консульского учреждения или главы диппредставительства соответствующего иностранного государства в Республике Узбекистан».
Тем не менее, допуск в рассматр иваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты» (п.2 ст.31 Венской Конвенцией о дипломатических сношениях, п. 4.5. Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан).
Однако неприкосновенность этих помещений не дает права использовать их для целей, не совместимых с функциями консульского представительства. В связи с этим, в литературе была высказана точка зрения, в соответствии с которой, данное положение подразумевает право органов уголовного судопроизводства произвести осмотр места происшествия, если таковым и являются указанные помещения, обыск в нем, выемку и налож ение ареста на имущество, при наличии достаточных доказательств, дающих основание полагать, что в помещениях консульского представительства совершено или совершается преступление, укрывается уголовный преступник или находится предметы, вещи, ценности и денежные средства, добытые преступным путем.1 Подобное утверждение вряд ли верно, так как в соответствии с п. 4.7. Положения помещения консульского учреждения пользуются такой же неприкосновенностью как и помещения диппредставительств (п. 3.1. Положения), а значит обыск и другие принудительные действия в них возможны только по просьбе или с согласия главы консульского учреждения (ст. 165 УПК). Таким образом, совпадая во многом с содержанием неприкосновенности помещений дипломатических представительств, неприкосновенность консульских помещении имеет ограниченный характер. Ограничения проявляются в том, что:
а) привилегии и иммунитеты консульских помещении предоставляются лишь «на основе взаимности», лишь в рамках достигнутых сторонами договоренности;
б) согласно п. 2. 31. Венской конвенции о консульских сношениях допуск в рассматриваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты».
Свобода сношений с правительством, дипломатическими и консульскими представительствами своего государства, предусмотренная для консульских учреждений, не допускает ограничений тайны связи, телефонных и иных переговоров. (п. 4.9. Положения).
Неприкосновенность архивов, документов и официальная переписка консульского учреждения в настоящее время в Республике Узбекистан по общему правилу имеет абсолютный характер.
Ко второй группе привилегий и иммунитетов относятся прежде всего самые широкие по сравнению с другим и должностными лицами личные привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.
Пункт «л» ст.1 Венской конвенции 1963 г. гласит: «Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского хчреждения, которому поручено в этом качестве в ыполнение консульских функций». К этой категории лиц относятся: генеральный консул, консул, вице -консул, консульский агент, проконсул и консульский стажер.
Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются иммунитетами и при вилегиями, которые отражены в Венской конвенции 1963 г. (ст.40–57), Положении и в двусторонних консульских конвенциях. Эти документы определяют права и обязанности консульских должностных лиц и страны пребывания по отношению к ним.
Венская конвенция 1963 г., предоставляя консульским должностным лицам иммунитет от юрисдикции, определяет: «Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций» (п.1 ст.43). Это значит, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функциональный, служебный характер.
В современной международной практике служебный (функциональный) иммунитет предоставляется довольно широкому кругу лиц (консулам, военным морякам, служащим международных организаций и др.).
Предоставление служебного иммунитета означает, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, граж данской и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Если же правонарушение совершено не при исполнении служебных обязанностей, данное лицо может быть привлечено к ответственности в стране пребывания, но только «на основании постановлений судебных властей, в случае совершения тяжких преступлений» (п.1 ст. 41).
И здесь возникает проблема, существо которой заключается в неопределенности понятия «действия, совершаемые при выполнении консульских функций». В связи с этим на практике нередко возникают трудности в выяснении того, находилось ли данное лицо в момент преступления при исполнении своих служебных обязанностей или нет, следовательно, вправе ли государство пребывания привле кать его к ответственности. Не меньшие трудности возникают и в вопросе о том, кто правомочен решать эту проблему: государство пребывания или направляющее государство.
Анализ доктрины международного права, договорных и законодательных норм, практики государств показывает отсутствие универсального решения проблемы служебного иммунитета. [2]
Представляется, что универсального решения данной проблемы вообще не может быть. Это объясняется, прежде всего многообразием допускаемых правонарушений, и невозможностью в принципе составить исчерпывающий перечень служебных обязанностей каждого лица, пользующегося служебным иммунитетом, что исключает возможность выработки конкретных и универсальных критериев, позволяющих однозначно определить, было или не было данное лицо в момент совершения правонарушения при исполнении своих служебных обязанностей. Отсутствие таких критериев усугубляется возникновением в каждом случае правонарушения противоречия между интересами, с одной стороны, направляющего государства, которое заинтересовано в защите своих граждан, и, с другой, — государства пребывания, которое несет ущерб от совершенного правонарушения. Отсутствие четких критериев, противоречия между интересами сторон препятствуют разработке универсальной процедуры рассмотрения вопроса, а его единоличное решение той или иной стороной может быть необъективным.
В результате рассмотрения указанных проблем можно сделать некоторые выводы:
1. Личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможно рассматривать лишь на основе Венской конвенции 1963 года, а следует учитывать двухсторонние конвенции, которые отличаются широким разнообразием в трактовке данного вопроса.
2. Консульские должностные лица и другие работники консульских учреждений, как правило, наделяются служебным (функциональным) иммунитетом, а универсального подхода к этой проблеме вообще не существует. Поэтому на практике решени е указанных вопросов нередко вызывает сложности.
3. Представляется, что в целях избежания разногласий и конфликтных ситуаций в сфере уголовного судопроизводства нормы, регулирующие особенности производства по делам лиц, обладающих дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами от уголовного преследования целесообразно объединить и поместить в отдельную главу в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан.
Литература:
1. Курс международного права. Т. 4. — М.: Наука, 1990. — С. 140–142.
2. Демин Ю. Г. О проблеме служебного иммунитета в международном праве. Сов. ежегодник междунар. права. — М, 1989. — С. 203–215.
Основные термины (генерируются автоматически): Венская конвенция, лицо, иммунитет, консульское учреждение, привилегия, согласие главы, Узбекистан, консульское представительство, государство пребывания, служебный иммунитет.
Лица, обладающие привилегиями и иммунитетами, обязаны соблюдать законы государства места пребывания, однако не подлежат привлечению к уголовной ответственности за их нарушение либо подлежат ответственности в ограниченном объеме.
а) Дипломатический иммунитетили дипломатическая неприкосновенность.
Правовая основа — Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Дипломатические представительства осуществляют:
· представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;
· защиту в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
· ведение переговоров с правительством государства пребывания;
· выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;
· поощрение дружественных отношений между аккредитуемым государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.
Дипломатический иммунитет и личная неприкосновенность предоставляются в целях создания условий для нормального выполнения возложенных на дипломатические представительства функций.
Помещения дипломатического представительства как служебные, так и жилые неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
Дипломатический курьер обладает личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
Личность дипломатического агента неприкосновенна. Его нельзя арестовать или задержать в какой бы то ни было форме. Вместе с тем существует правило — свободу действий дипломатического агента временно можно ограничить в случаях, когда при нем нет соответствующих документов, подтверждающих дипломатический статус, до выяснения его личности, либо должностное лицо государства пребывания действовало невиновно, останавливая дипломатического работника. В практике государств допускается необходимая оборона против действий дипломата. Кроме того, государство пребывания может обратиться с просьбой к аккредитующему государству отказаться от иммунитета своего дипломатического работника.
На транспорт дипломатических работников распространяется неприкосновенность. В случае нарушения законов, например дорожно-транспортных правил, дипломат пользуется личной неприкосновенностью. Вместе с тем сотрудники правоохранительных служб вправе остановить машину с дипломатическими номерами и сообщить дипломату о факте нарушения.
Иммунитет дипломатического работника от уголовной ответственности за преступление по закону государства пребывания не означает автоматического его иммунитета от уголовной юрисдикции аккредитующей стороны.
Дипломатические работники не могут допрашиваться в качестве свидетеля (это не исключает право дипломата по собственной воле выступить в качестве свидетеля).
Дипломатический иммунитет распространяется на членов дипломатического персонала, т.е. на сотрудников дип. представительства, имеющих ранг «дипломатического агента». Под действие иммунитета подпадают также члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания.
Дипломатический иммунитет распространяется на сотрудников административно-технического персонала представительства и членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей.
Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.
Иммунитет начинает действовать с момента вступления лица на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, в случае нахождения на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается МИД. Прекращается — в момент, когда оно оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать.
Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей и иных граждан, которые пользуютсяпользующихся дипломатическим иммунитетом разрешается согласно нормам международного права.
б) Основным актом о консульском иммунитетеявляется Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г.
Консулом является должностное лицо направляющего государства для представления и защиты интересов граждан и организаций этого государства в государстве пребывания (аккредитации). Консул не представляет политические интересы аккредитующего государства, а выражает только частные интересы лиц и организаций. Консульский иммунитет более ограничен в сравнении с дипломатическим иммунитетом.
Неприкосновенность консульских помещений распространяется только на ту их часть, которая используется исключительно для работы консульского учреждения. Власти государства пребывания могут вступать в эту часть консульских помещений не иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица и главы дипломатического представительства представляемого государства.
Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
Консульский курьер при выполнении своих функций пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме.
Личная неприкосновенность консульских должностных лиц состоит в том, что они не подлежат уголовной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных во время исполнения консульских функций. Этих лиц нельзя подвергнуть аресту или предварительному заключению иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения только тяжких преступлений. Они могут быть заключены в тюрьму или подвергнуться другим формам ограничений личной свободы не иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Консульское должностное лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, должно явиться в компетентные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций.
Консульские сотрудники обязаны давать свидетельские показания. Работники консульского учреждения вправе отказаться от дачи показаний по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций или разъясняющим законодательство представляемого государства.
Представляемое государство может отказаться от любых привилегий и иммунитетов работника консульского учреждения.
Консульский иммунитет возникает с момента вступления консула на территорию государства пребывания, а прекращается, когда данное лицо оставляет это государство.
в) Иммунитет м/н организаций и их персонала.
Иммунитеты и привилегии м/н организаций и лиц, пользующихся международной защитой, предусмотрены уставами, многочисленными международными конвенциями, соглашениями м/н организаций с государством пребывания.
Общим правилом является полная неприкосновенность высших должностных лиц, помещений, транспорта, корреспонденции, архивов м/н организаций. Иммунитет от уголовной юрисдикции в этом случае аналогичен дипломатическому иммунитету. Таким иммунитетом в ООН наделены Генеральный секретарь ООН, его заместители, судьи Международного суда ООН и др.
Судьи МУС также обладают полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Судьи, прокурор, заместители прокурора и секретарь пользуются, когда они участвуют в деятельности Суда или в отношении такой деятельности, теми же привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются главам дипломатических представительств (ст. 48 Римского РС МУС).
На постоянных представителей государств при м/н организациях универсального характера распространяется иммунитет аналогичный дипломатическому. Глава представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. При этом иммунитет главы представительства или члена дипломатического персонала представительства от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции посылающего государства.
На других должностных лиц и обслуживающий персонал м/н организаций, иных представителей государств распространяется ограниченный иммунитет. Уголовная ответственность по законам государства пребывания не наступает для этих лиц за действия, совершенные ими при выполнении официальных функций.
г) Иммунитет специальных миссий.
Базовый документ — Международная Конвенция о специальных миссиях 1969 г. «Специальная миссия» есть временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи. Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы. Только с согласия принимающей стороны делегация государства получает статус специальной миссии и может осуществлять функции, определяемые по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.
На специальную миссию, ее персонал, помещения, транспорт, корреспонденцию распространяется такой же иммунитет, что и на дипломатических агентов. Личность представителей посылающего государства в специальной миссии, а также личность членов дипломатического персонала миссии неприкосновенна. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Принимающее государство обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство. Личные помещения представителей посылающего государства в специальной миссии и членов ее дипломатического персонала пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения специальной миссии. Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции принимающего государства.
Семьи, сопровождающие членов миссии, административно-технический персонал, а также обслуживающий персонал обладают таким же иммунитетом, как и в случаях с дипломатическими представительствами.
Особый статус главы государства и лиц высокого ранга: глава посылающего государства, возглавляющий специальную миссию, пользуется в принимающем государстве или в третьем государстве преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются международным правом за главами государств, посещающими другое государство с официальным визитом. На них распространяется дипломатическая неприкосновенность не только во время нахождения в принимающем государстве в официальном качестве, но и с частным визитом.
Иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания представителей не освобождает их от юрисдикции направляющего государства.
В международном праве иммунитет от уголовной юрисдикции главы государства во время пребывания в должности не признается в отношении м/н преступлений.
Своеобразной разновидностью иммунитета специальной миссии является нераспространение уголовной юрисдикции государства пребывания на определенные подразделения (формирования) направляющей стороны, которые находятся по согласованию с принимающей стороной на ее территории. К этим специализированным формированиям можно отнести воинские подразделения одного государства, дислоцирующиеся на территории государства пребывания. При этом целями нахождения таких специализированных формирований могут быть: поддержание порядка и общественной безопасности в государстве пребывания, выполнение миротворческих функций, охрана Государственной границы, осуществление научно-исследовательских программ, проведение космических исследований и т. п.
Так же, как и в других случаях иммунитетов от уголовной юрисдикции, территория, занимаемая воинскими подразделениями одного государства, остается в территориальном пространстве принимающего государства. Однако в пределах такой территории действует по договоренности между государствами юрисдикция направляющего государства.
По общему правилу уголовная юрисдикция принимающего государства в таких случаях носит ограниченный характер.
Часть 2 ст. 12 УК РФ закрепляет принцип специальной миссии. Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Военнослужащие обладают иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания за совершенные в этой стране преступления, направленные только против интересов РФ. В этих случаях они несут ответственность по УК РФ.