Контрольная по теме иммунитет
Тема: Иммунитет – 8 класс
Выберите один вариант ответа в тестовых заданиях.
1.Антитела выделяют:
А) эритроциты, б) эпителиальные клетки, в) лимфоциты, г) тромбоциты
2. Укажите виды иммунитета:
А) естественный и врожденный, б) естественный и искусственный,
в) искусственный и приобретенный, г) искусственный и врожденный
3. Иммунитет, передающийся детям от родителей по наследству:
А) естественный, б) искусственный, в) активный, г) пассивный
4. Искусственный иммунитет делится на:
А) врожденный и пассивный, б) врожденный и активный,
в) активный и пассивный, г) активный и поствакцинальный
5. Первую прививку от оспы сделал:
А) Э. Дженнер, б) И. И. Мечников, в) Л. Пастер, г) И. П. Павлов
6. Антитела представляют собой белки:
А) агглютиногены, б) иммуноглобулины, в) гемоглобины, г) фибриногены
7. Естественный иммунитет может быть:
А) врожденный и приобретенный, б) активный и пассивный,
в) врожденный и активный, г) приобретенный и пассивный
8. Ряд, в котором представлены основные причины снижения иммунитета:
А) неправильное питание, закаливание,
Б) плохая экология, недосыпания, занятия спортом,
В) избыточный солнечный свет, ежедневные прогулки, стресс,
Г) интоксикация алкоголем, стресс, недосыпание интоксикация алкоголем
9. Ряд, который содержит пример формирования искусственного иммунитета:
А) сыворотка, вакцинация, прививка
Б) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
В) вакцинация, анабиоз, сыворотка
Г) анабиоз, симбиоз, вакцинация
10. Ряд, который содержит пример формирования естественного иммунитета:
А) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
Б) сыворотка, вакцинация, прививка
В) перенесение заболевания оспы, наследственность, вскармливание молоком
Г) вакцинация, наследственность, вскармливание молоком
11. Ряд, в котором представлена схема естественного иммунитета:
А) иммунитет: врожденный и приобретенный
Б) иммунитет: естественный и приобретенный
В) иммунитет: врожденный и наследственный
Г) иммунитет: врожденный и генетический
12. Ряд, в котором представлена схема искусственного иммунитета:
А) иммунитет: вакцинация и приобретенный
Б) иммунитет: врожденный и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация и сыворотка
Г) иммунитет: врожденный и наследственный
13. Ряд, в котором представлена схема иммунитета:
А) иммунитет: естественный (врожденный и приобретенный) искусственный (сыворотка и вакцинация)
Б) иммунитет: врожденный (вакцина и сыворотка) и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация (искусственная и приобретенная) и сыворотка (искусственная и натуральная)
Г) иммунитет: врожденный и наследственный (сыворотка и вакцинация)
14. Ряд, в котором перечислен факторы повышающие иммунитет:
А) медицинское обследование, вакцинация, спорт
Б) закаливание, введение сыворотки, диета
В) диета, закаливание, медицинские процедуры
Г) рациональное питание, закаливание, занятие спортом
15. Сыворотка представляет собой:
А) готовые антитела, б) ослабленные антигены, в) ослабленные микробы, г) убитые микробы
16. Вакцина это:
А) культура ослабленных микробов, б) готовые антитела,
в) неослабленные микробы, г) кровь переболевшего человека или животного
17. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.
1. Естественный
2. Искусственный
Б) Появляется после вакцинации
В) Приобретается после перенесенного заболевания
Г) Передается от родителей своим детям
Д) Возникает под действием лечебной сыворотки
Е) Возникает при введении культур ослабленных микробов
18. Выберите правильные высказывания.
1. Т-система осуществляет клеточный иммунитет.
2. В-система осуществляет гуморальный иммунитет.
3. Уничтожение вредных факторов с помощью фагоцитов осуществляется гуморальным механизмом иммунитета.
4. Иммунологическая память обеспечивается клетками памяти – В-лимфоцитами.
5. В формировании иммунитета активное участие принимают эритроциты.
6. В защитной реакции организма при воспалении главная роль отводится специфическим факторам.
7. Специфическая форма иммунитета обуславливает защиту однородными антителами от одного вида инфекции.
8. Вещество, вызывающее аллергию, называют комплексом антиген-антитело.
9. Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия.
10. При введении сыворотки организм самостоятельно вырабатывает антитела.
Ответы на задания по теме «Иммунитет» – 8 класс
1. В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. А, 6. Б, 7. А, 8. Г, 9. А, 10. В, 11. А, 12. В, 13. А, 14. Г, 15. А, 16. А,
17.. 1 – А, В, Г; 2 – Б. Д, Е.
18. Правильные высказывания: 1, 2, 4, 7, 9.
Тест по теме «Кровь. Состав крови. Иммунитет» Вариант 1
Часть 1
При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных. 1. К внутренней среде организма относятся: 1) кровь, лимфа, тканевая жидкость; 3) внутренние органы; 2) полости тела;
4) ткани, образующие органы.
2. Основу жидкой части крови составляет: 1.) тканевая жидкость; 2) плазма; 3) лимфа;
4) физиологический раствор.
3. Строение и окраска эритроцитов обусловлены выполняемой ими функцией: 1) участвуют в свертывании крови; 2) обезвреживают бактерии; 3) переносят кислород; 4) вырабатывают антитела.
4. Люди с 1 группой могут отдавать свою кровь на переливание людям:
1) только с 1 группой; 2) Только со II группой; 3) с любой группой; 4) только с IУ группой.
5. Свертывание крови обеспечивается: 1) эритроцитами; 2) лейкоцитами; 3) тромбоцитами и солями кальция; 4) плазмой и солями натрия и калия.
6. Антигенами называют: 1) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ;
2) чужеродные для организма вещества, способные вызвать иммунную реакцию; 3) форменные элементы крови; 4) особый белок, который назвали резус-фактором.
7. В каком из органов разрушаются эритроциты? 1) В красном костном мозге; 3) селезенке; 2) печени; 4) желтом костном мозге.
8. Орган, где не образуются лейкоциты: 1) печень; 2) красный костный мозг; 3) лимфатические узлы; 4) селезенка.
9. Функция, которую выполняют эритроциты, называется:
1) соединительная; 2) защитная; 3) транспортная; 4) рецепторная.
10. Верны ли следующие суждения? А. кровь транспортирует углекислый газ от клеток к легким.
Б. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) неверны оба суждения.
Часть 2 При выполнении заданий В], В2 выберите три верных ответа ю шести. В1. Свертывание крови обеспечивают: 1) лейкоциты; 2) тромбоциты;; 3) фибрин; 4) эритроциты; 5) фагоциты; б) ионы кальция.
В2. В плазме крови содержатся:
1) вода; 2) эритроциты; З) белки; 4) соли натрия и кальция; 5) лейкоциты; б) тромбоциты.
При выполнении заданий В3, В4установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В3. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.
Характеристика | Вид иммунитета |
А) Врожденный. | 1. Естественный. 2. Искусственный |
Б) Возникает под действием вакцины. | |
В) Приобретенный после болезни. | |
Г) Передается от родителей своим детям. | |
Д) Возникает под действием лечебной сыворотки. | |
Е) Возникает при введении культур ослабленных |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
В4. Установите соответствие между форменными элементами и функциями, которые они выполняют.
Функции | Клетки крови |
А) Защищают организм от развития в нем болезнетворных бактерий. Б) Транспортируют углекислый газ от клеток к легким. В) Связана с процессом свертывания крови. Г) дыхательная — переносят кислород от легких к тканям. Д) Препятствуют потере крови | 1. Лейкоциты. 2. Эритроциты З. Тромбоциты |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
Тест
по теме «Кровь. Состав крови. Иммунитет» Вариант 2
Часть 1
При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. Резус-фактор —это: 1) белок, находящийся в крови; 2) невосприимчивость к инфекционным заболеваниям; 3) группа крови; 4) вещество, контролирующее свертывание крови.
2.Вакцина—это: 1) убитые или ослабленные микроорганизмы; 2) защитные вещества (антитела); 3) фагоциты; 4) лекарства, убивающие микробов.
3. Лейкоциты в отличие от эритроцитов: 1) передвигаются с током крови; 2) не способны проникать сквозь стенки капилляров; 3) являются клетками крови; 4) способны к фагоцитозу.
4. Кровь состоит: 1) из плазмы и лейкоцитов; 2) эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов;
3) плазмы и форменных элементов; 4) форменных элементов и сыворотки.
5. Кровь людей II группы можно переливать людям, имеющим II группу:
1) и 1 группу; 2)11 группу; 3)111 группу; 4) IУ группу.
б. Жидкая часть крови — это: 1) плазма; 2) лимфа; 3) цитоплазма; 4) межклеточная жидкость.
7. Кровяные пластинки — это: 1) лейкоциты; 2) тромбоциты; 3) эритроциты; 4) фагоциты.
8. Кровь относится к типу ткани: 1) эпителиальной; 2) проводящей; 3) соединительной; 4)хрящевой.
9. Где эритроциты? 1) В печени; 2) красном костном мозге; 3) селезенке; 4) гипофизе.
10. Нерастворимый белок, обеспечивающий свертывание крови: 1) фибриноген; 2) актин; 3) миозин; 4) фибрин.
Часть 2
При выполнении заданий В1, В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В1. Кровь выполняет следующие функции: 1) рецепторную; 4) рефлекторную; 2) защитную; 5) образовательную; 3) транспортную; б) теплорегуляционную.
В2. К форменным элементам крови относят:
1) плазма; 2) лейкоциты; З)лейкопласты; 4) тромбоциты; 5) эритроциты; 6) пластоциты.
При выполнении заданий В3, В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В3. Установите соответствие между форменными элементами и функциями, которые они выполняют.
функции | Клетки крови |
А) Защитная — защищают организм от болезнетворных бактерий. Б) Транспортируют углекислый газ и кислород. В) Защитная — обеспечивают свертывание крови. Г) дыхательная. Д) Фагоцитируют бактерии. Е) Препятствуют потери крови | 1. Лейкоциты. 2. Эритроциты. З. Тромбоциты |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
В4. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой. | |
Характеристика | Вид иммунитета |
А) Врожденный. Б) Появляется после вакцинации. В) Приобретается после перенесенного заболевания. Г) Передается по наследству. д) Возникает под действием лечебной сыворотки. Е) Возникает при введении культур ослабленных микробов | 1. Естественный. 2. Искусственный |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
1. Какой орган иммунной системы является центральным?
1) Тимус. +
2) Костный мозг +
3) Пейеровы бляшки
4) Селезёнка
5) Кровь.
2. Что содержит противостолбнячная сыворотка?
1) ослабленных возбудителей болезни
2) антибиотики
3) антитела+
4) бактерий, питающихся бактериями столбняка
3. Что относится к периферическим органам иммунной системы?
1) Тимус
2) Костный мозг
3) Пейеровы бляшки
4) Селезёнка +
5) Кровь. +
4. Выберите ответ, в котором представлены группы крови для реципиента с IV группой крови:
1) III, II, I+
2) IV, III
3) II, I
5. Выберите неинкапсулированную лимфоидную ткань (нлт), входящую в состав иммунной системы:
1) Нлт слизистых оболочек
2) Нлт пищеварительного тракта
3) Нлт бронхов и бронхиол
4) Нлт носоглотки.
5) Нлт мочеполовых путей
6) Нлт кожи
7) Все перечисленные+
6. Отметьте верный ответ, в котором представлены правила переливания крови:
1) учет группы крови, совместимости крови, резус фактора+
2) учет совместимости плазмы, резус фактора, резус конфликта
3) учет резус фактора, совместимости эритроцитов, резус конфликта
4) резус конфликт, совместимость, резус фактор
7. Где осуществляется лимфопоэз?
1) В костном мозге +
2) В селезёнке
3) В лимфатических узлах
4) В пейеровых бляшках
8. Выберите верный ответ, в котором представлены возможные комбинации, при которых не встречаются одноименные агглютиногены и агглютинины:
1) I (0) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(AB) – АВ+
2) I (А) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(AB) – АВ
3) I (0) – α β, II(Б) – А β, III(А) – В α, IV(AB) – АВ
4) I (В) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(A) – А
9. При каких условиях у человека формируется пассивный иммунитет?
1) использовании антибиотиков
2) наличии в плазме белка-фибриногена
3) введении лечебных сывороток
4) избытке витаминов группы С
10. Где отсутствуют лимфоидные фолликулы?
1) В селезёнке
2) В лимфатических узлах
3) В костном мозге +
4) В пейеровых бляшках
11. В какой ответе представлена агглютинация?
1) смешивания сыворотки I группы с эритроцитами II, III и IV групп+
2) смешивания сыворотки III группы с лейкоцитами II, III и IV групп
3) смешивания лейкоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп
4) смешивания тромбоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп
12. Необходимо соотнести защитные свойства организма с видом иммунитета:
1) активный иммунитет
2) пассивный иммунитет
3) врожденный иммунитет
А) наличие антител в плазме крови, полученных по наследству
Б) получение антител с лечебной сывороткой
В) образование антител в крови в результате вакцинации
Г) наличие в крови сходных белков – антител у всех особей одного вида
Ответ:3213
13. Что включает в себя лимфоидная ткань слизистых оболочек (malt)?
1) Лимфоидную ткань кишечника (galt) +
2) Лимфоидную ткань бронхов и бронхиол (balt)+
3) Лимфоидную ткань конъюнктивы (calt)
4) Лимфоидную ткань, ассоциированную с носоглоткой (nalt)+
14. Что такое вакцинация населения?
1) лечение инфекционных заболеваний антибиотиками
2) укрепление иммунной системы стимуляторами
3) введение здоровому человеку ослабленных возбудителей болезни+
4) введение заболевшему человеку антител к возбудителю заболевания
15. В чем участвуют лейкоциты?
1) свертывании крови
2) переносе кислорода
3) переносе конечных продуктов обмена
4) уничтожении чужеродных тел и веществ+
16. В каком варианте ответа, верно представлены агглютиногены и агглютинины?
1) агглютиногены обозначаются буквами А и В, агглютинины α (альфа) и β (бета) +
2) агглютиногены обозначаются буквами А и В, агглютинины буквами С и Д
3) агглютиногены обозначаются α (альфа) и β (бета), агглютинины α (альфа) и β (бета)
4) агглютиногены обозначаются буквами Г и С, агглютинины буквами А и В
17. Что синтезируется в лимфоидной ткани слизистых оболочек?
1) Секреторный iga +
2) Igg
3) Igm
18. Свойства секреторного iga, определяющие его способность защищать слизистые оболочки:
1) Низкая устойчивость к протеазам
2) Высокая устойчивость к протеазам+
3) Неспособность связывать компоненты комплемента
4) Способность препятствовать адгезии микроорганизмов и их токсинов, пищевых, бактериальных антигенов на эпителии слизистых оболочек
19. Что содержит кожа, как периферический отдел иммунной системы?
1) Клетки, осуществляющие презентацию и процессинг антигена (апк)
2) T-лимфоциты+
3) Фолликулы с герминативными центра
ИММУНИЕТ
Введение_ 3
Основная часть_ 4
Понятие и виды иммунитета4
Органы иммунной системы_ 5
Тимус5
Селезенка5
Костный мозг6
Лимфоузлы_ 6
Антитела6
Белые кровяные тельца7
Макрофаги_ 8
Нейтрофилы, базофилы и эозинофилы_ 8
Факторы, снижающие и повышающие иммунитет человека8
Физическая активность и иммунитет10
Программа физических упражнений для укрепления иммунной системы11
Заключение_ 13
Литература_ 14
Введение
О пользе физкультуры говорится постоянно, уроки физкультуры введены в школьные программы. Польза физкультуры и спорта не вызывает ни у кого сомнения.
Тренированный организм более устойчив к перегреванию, охлаждению, колебаниям атмосферного давления, вирусам и инфекциям. Устойчивость к инфекциям связана с ростом иммунитета, ведь при занятиях физкультурой в большем количестве вырабатываются макрофаги – «пожиратели» возбудителей болезней. Иммунитет защищает человека не только от чужеродных клеток, но и от опухолевых. Наличие мощного иммунитета снижает опасность заболеваний раком.
Иммунитет представляет собой защитную реакцию организма, его способность противостоять действию повреждающих агентов. Именно благодаря наличию иммунитета организм справляется с заболеванием и выздоравливает. Кроме того, благодаря иммунитету, человек болеет некоторыми инфекционными заболеваниями только один раз в жизни. А после этого он становится невосприимчив к ним, даже при непосредственном контакте с больными. К таким болезням относятся, например, корь и краснуха.
Иммунитет способен распознавать и блокировать любой чужеродный фактор в нашем организме. Иммунная система человека состоит из различных звеньев: гуморального, клеточного, фагоцитарного, интерферонового и других. Недостаток или избыток одного из них способен привести к нарушению правильной реакции нашей защитной системы.
Рассмотрим понятие иммунитета и его виды, а также факторы, снижающие и повышающие иммунитет, а также как правильно заниматься физическими упражнениями для повышения иммунитета.
Основная часть
Понятие и виды иммунитета
Понятие иммунитет произошло от латинского «immunis». Его значение еще до нашей эры медики понимали как «находящийся под хорошей защитой, устойчивый к заразной болезни».
Иммунная система (иммунитет) – естественный защитный механизм нашего организма. Иммунитет поддерживает постоянство внутренней среды, устраняет чужеродное воздействие инфекционных возбудителей, химических веществ, аномальных клеток и т.д.
Иммунитет отвечает за два важнейших процесса в организме:
1) замена отработавших или поврежденных, состарившихся клеток различных органов нашего тела;
2) защита организма от проникновения разного рода инфекций – вирусов, бактерий, грибков.
Когда в организм человека вторгается инфекция, в дело вступают защитные системы организма, задача которых – обеспечить целостность и функциональность всех органов и систем. Макрофаги, фагоциты, лимфоциты – это клетки иммунной системы, иммуноглобулины – это белки, которые вырабатываются клетками иммунной системы и также борются с чужеродными частицами.
Другими словами, иммунитет – это:
· невосприимчивость организма к инфекциям;
· способность удалять из организма любой чужеродный материал (бактерии, вирусы, нетипичные (опухолевые) клетки).
Существует два вида иммунитета:
1. специфический иммунитет приобретается после инфекции (например после гриппа, кори, краснухи) или вакцинации. Он носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет сохраняет память о перенесенной инфекции и препятствует ее повторному возникновению. Иногда специфический иммунитет может сохраняться на всю жизнь, иногда — несколько недель, месяцев или лет;
2. неспецифический (врожденный) иммунитет – врожденная способность уничтожать все чуждое организму. Это образованная во внутриутробной жизни способность клеток синтезировать мембранные рецепторы к антигенам других организмов, других тканей и некоторым микроорганизмам, а также синтезировать соответствующие антитела и выводить их в жидкости тела.
Во время внутриутробного онтогенеза происходит коммитирование всех клеток, в том числе клеток крови, к антигенам другого организма т к антигенам других тканей.
Поэтому главной частью врожденного иммунитета является приобретение мембранами клеток молекул-рецепторов, способных связываться с определенными молекулами, фиксированными или продуцируемыми клетками других организмов (материнского), а также собственными клетками других органов и тканей. Эту часть врожденного иммунитета (иммунного статуса) называют главным комплексом гистосовместимости.
Органы иммунной системы
Главную роль в иммунной системе два фактора: это антитела и лейкоциты (белые кровяные тельца). Иммунная система организма человека состоит из разных органов.
Тимус
Тимус – это вилочковая железа. Этот орган расположен в верхней части грудной клетки спереди. Он является как бы рассадником Т-лимфоцитов.
Селезенка
Это очень хрупкий орган, который расположен в брюшной полости в левом подреберье. Он играет роль фильтра всей крови организма, удаляя из ее русла старые эритроциты и тромбоциты. Кроме того, она является и резервуаром крови, а также в ней формируются некоторые клетки иммунной системы. Конечно, человек может прожить без селезенки, но при этом он будет более восприимчив к инфекциям.
Костный мозг
Большей частью костный мозг содержится в крупных трубчатых костях (бедренных), а также позвонках и тазовых костях. Костный мозг – это источник не только эритроцитов – красных кровяных телец, но и лимфоцитов, а также макрофагов.
Лимфоузлы
Лимфоузлы можно сравнить с блокпостами на пути лимфатических сосудов. Они представляют собой фильтры лимфы, очищая ее от различных антигенов: бактерий, вирусов, раковых клеток. Они задерживают антигены, после чего в борьбу с ними вступают антитела, макрофаги и Т-лимфоциты.
Антитела
Антитела представляют собой особые белки (протеины), которые продуцируются клетками иммунной системы. Антитела способны бороться со специфичными антигенами. Антителами выступают обычно только белковые молекулы, но иногда это могут и небелковые молекулы.
Белковые молекулы в качестве антигена – это, например, болезнетворные бактерии, вирусы, клетки опухоли, чужеродные клетки, которые попали в организм искусственно (переливание крови, пересадка органов и тканей), а также другие белковые вещества.
Антитела имеют свою специфичность. То есть, определенные антитела могут воздействовать только на определенные антигены. К примеру, сыворотка, в которой содержатся антитела, вводится в организм при определенном заболевании и не оказывает какого-либо эффекта при других заболеваниях, так как в этом случае в организме – другой антиген.
Антитела могут бороться с антигенами несколькими путями:
· Они склеивают антигены (клетки) в кучки таким образом, что они не могут передвигаться, после чего они поглощаются макрофагами.
· Образуют «дыры» в стенке клеток-антигенов, в результате чего их содержимое вытекает и клетки погибают.
· Блокируют антигены, что позволяет клеткам иммунной системы (в особенности, макрофагам), пожирать эти клетки.
Белые кровяные тельца
Белые кровяные клетки – это лейкоциты. Их очень много в крови и они циркулируют по всему организму, как бы, будучи на страже, чтобы в любой момент отразить атаку антигенов. В норме число лейкоцитов составляет от 4 до 9 миллиардов в одном литре крови.
Лейкоциты в свою очередь делятся на 5 типов:
Лимфоциты. Этот вид белых кровяных телец представляет собой ключевой элемент иммунной системы. Лимфоциты обладают уникальным свойством – они могут помнить любой антиген, с которым они когда-то сталкивались. Благодаря этому их свойству, в частности, и существует иммунитет от различных инфекционных болезней. Это означает, что при попадании в организм какого-либо антигена лимфоциты «помнят», как с ними бороться. Лимфоциты делятся на два больших класса:
o Т-лимфоциты. Эти лимфоциты взаимодействуют с антигеном только после того, как им «дадут знать» о них особые клетки. После взаимодействия с антигеном, Т-лимфоциты начинают продуцировать вещества, привлекающие другие иммунные клетки – макрофаги, которые и атакуют антиген, пожирая его. Иногда иммунная система не в состоянии полностью уничтожить антиген, а лишь как бы изолирует его, окутав как будто сетью. Поэтому функция Т-лимфоцитов – это сбор клеток иммунной системы на борьбу с антигеном.
o В-лимфоциты. Эти клетки иммунной системы играют очень важную роль – они продуцируют антитела. В-лимфоциты так же обладают памятью и могут в течение длительного времени помнить, какие антитела нужно вырабатывать против того или иного антигена. На этом основан и принцип вакцинации. При этом в организм вводится антиген, но не обычный, а намного более ослабленный или даже погибший. Иногда в состав вакцины входит не полностью антиген, а лишь его часть, та самая, которую и «запомнит» иммунная система. Как только такой ослабший или убитый антиген оказывается в организме, иммунная система вырабатывает антитела к нему и таким образом формируется «память» — это и есть иммунитет. В следующий раз, когда в организм поступит настоящий антиген, Ваша иммунная система уже будет знать, как лучше всего бороться с этим антигеном, в результате чего болезнь протекает весьма легко или даже не успевает перейти в клиническую стадию.
Макрофаги
Следующий тип клеток иммунной системы – это макрофаги. Само слово макрофаг образовано от двух слов: макро – большой и фаг – пожирать. Эти клетки и есть те лейкоциты, которые пожирают антиген.
Нейтрофилы, базофилы и эозинофилы
Остальные три типа клеток: нейтрофилы, базофилы и эозинофилы отвечают за развитие и течение воспаления.
Факторы, снижающие и повышающие иммунитет человека
К факторам, снижающим иммунитет человека, относятся:
1. Плохая экология
2. Стресс
3. Неправильное питание
4. Вредные привычки (спиртное и курение)
5. Бесконтрольный прием антимикробных и антигрибковых препаратов
6. Переутомление и недосыпание
Логично предположить, что для того, чтобы если не повысить, то хотя бы сохранить иммунитет в рабочем состоянии необходимо уменьшить количество факторов риска и/или уменьшить длительность их воздействия на организм человека.
Итак, вот некоторые советы, которые помогут укрепить иммунитет:
1. Правильное питание
Пища должна быть разнообразной и качественной. Необходимо регулярно употреблять в пищу мясо или рыбу. Очень полезны овощи, фрукты, ягоды и зелень. Необходимы организму человека и кисломолочные продукты, т.к. они усиливают выработку интерферона. Очень полезными свойствами обладает оливковое масло. Зленный чай способствует выведению из организма радионуклидов. Нужно стараться избегать употребления большого количества различных консервантов, красителей и стабилизаторов. Вред организму наносят и продукты с высоким содержанием сахара. Негативное воздействие на иммунитет оказывают диеты, голодание, а также и избыточный вес.
2. Витамины и минералы
Самыми важными витаминами для иммунной системы являются A, B5, C, D, F, PP. Необходимые минералы: селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец. Дефицит необходимых человеку микроэлементов губительно действует на весь организм. Особенно не хватает витаминов человеку весной и осенью.
3. Пробиотики
Нужно есть больше продуктов, которые увеличивают рост полезных бактерий в организме. В их список входит репчатый лук и лук-порей, чеснок, артишоки и бананы.
4. Ведите активный образ жизни.
Бег, плавание, длительные пешие прогулки, регулярные занятия гимнастикой прекрасно укрепляют иммунитет.
5. Учитесь расслабляться.
Придя домой с работы, прилягте на диван, закройте глаза, вытяните руки вдоль тела и постарайтесь думать о чем-нибудь приятном, дыша глубоко и ровно. Можно включить негромкую музыку. Такая релаксация прекрасно снимает накопившуюся в течение дня усталость и не дает стрессу победить иммунитет.
6. Старайтесь регулярно париться в русской бане или посещать сауну.
Чередование высоких и низких температур – это замечательная тренировка иммунной системы. Завсегдатаи русской бани или сауны забывают про хронические насморки, бронхиты, катары носа и горла. Если нет возможности ходить в баню или сауну, подойдет обыкновенный контрастный душ. Не забудьте после душа энергично растереть тело влажной мочалкой или грубым полотенцем.
7. Принимайте специальные препараты для укрепления иммунитета.
Природные средства, помогающие укрепить иммунитет – чеснок, женьшень, лакричник, красный клевер, зверобой, чистотел, девясил, желтокорень, одуванчик. Это могут быть и спец. препараты, предназначенные для этой же цели, например, Эхинацин или Иммунал.
Если к вам подступает грипп, то выручит интерферон в ампулах или новейшие и более эффективные его модификации – свечи «Виферон» или «Анаферон».
8. Вовремя проходите вакцинацию.
Соблюдайте график прививок у детей, да и сами не забывайте прививаться. Появление в нашем организме малого количества микробов только способствует укреплению иммунитета.
9. Борьба с дисбактериозом
Иммунитет в большой степени зависит от состояния нашего кишечника. Необходимо поддерживать баланс полезных палочек и бактерий в кишечнике и бороться с вредными.
10. Полноценный сон
Для поддержания здоровья человеку необходим полноценный сон. Спать нужно не менее восьми часов в сутки. Бессонницу обязательно нужно лечить.
11. Ключ к здоровой иммунной системе – оптимизм. Психологи уже давно твердят, что пессимисты болеют чаще и тяжелее, чем оптимисты. Чтобы сохранить светлое отношение к жизни, старайтесь реже смотреть телевизор, особенно программы о чрезвычайных происшествиях. Лучше оглянитесь вокруг: может быть, кому-нибудь вокруг требуется ваша помощь или хотя бы доброе слово?
И самое главное в этом процессе – стараться укрепить иммунитет заранее, не ждать проявления первых признаков заболевания. Ведь путь к здоровью – это только во вторую очередь хорошее лечение. А в первую – это забота о себе и защита от различных недугов.
Физическая активность и иммунитет
Выполнение активных физических упражнений также стимулирует иммунитет.
Все мы знаем о пользе физической нагрузки, но часто наше мнение совершенно ошибочно, ибо многие считают, что, только выполняя большие нагрузки, мы укрепляем свое здоровье. С точки зрения иммунитета идеальным является средний уровень физической нагрузки.
Спортивные нагрузки и перегрузки отрицательно влияют на иммунитет, часто вводя организм в состояние стресса. Переусердствовав с физическими нагрузками, мы ослабляем иммунную систему. Только умеренные нагрузки способствуют укреплению иммунной системы, стимулируя деятельность макрофагов.
Занятия оздоровительными физическими упражнениями повышают настроение и снижают стресс и депрессию. Положительный настрой эмоций, бодрость духа способствуют работе иммунной системы. Во время занятий физкультурой в организме выделяются бета-эндорфины – гормоны счастья. Они появляются в крови через 20 мин после начала спокойного бега трусцой. Наиболее эффективны занятия на свежем воздухе (аэробика). Чтобы получить ощутимую пользу от занятий аэробикой, строит посвящать ей не менее 20 мин в день 3 – 4 раза в неделю. При этом интенсивность нагрузок должна быть такой, чтобы нормальная частота сердечных сокращений увеличилась на 60 – 90 %. Это позволяет избежать вредного воздействия на иммунную систему.
Перед тем, как приступить к занятиям аэробикой, нужно разогреть и растянуть мышцы. Время разминки должно составлять 10 мин. Если вы выберете ходьбу, начинайте ходить с небольшой скоростью, а затем ускоряйте движение и постепенно доводите темп до оптимального. Разминка подготавливает мышцы, сердце и дыхательную систему к основным нагрузкам. После занятий также необходимо 5 – 10 мин посвятить упражнениям на растяжку, чтобы вернуть организм в обычный режим.
Программа физических упражнений для укрепления иммунной системы
Необходимо выбрать наиболее удобное для занятий время и стараться придерживаться его. Большинство людей выбирают утреннее время, хотя утром легче получить перегрузку сердечно-сосудистой системы. Достаточно посвящать зарядке 20 – 30 мин.
Необходимо упражняться в течение дня. Стараться ходить по лестнице вместо того, чтобы пользоваться лифтом. Ходите пешком за покупками. Необходимо ввести в свой режим пешеходные прогулки после обеда.
Следует придерживаться положительного эмоционального настроя. Научитесь делать приятное себе и своим близким. Необходимо найти себе приятные занятия, делать их с удовольствием и достигать наилучших результатов. Наиболее оптимально заниматься плаванием, теннисом, упражняться на тренажерах, ходить.
Необходимо вступить в какой-нибудь спортивный клуб. Общение с друзьями не менее важно, чем сами занятия спортом.
Любители техники могут приобрести тренажер. Это может быть дорожка для ходьбы, гребной тренажер, имитатор бега на лыжах. Современная спортивная индустрия предлагает множество подобных устройств.
Найдите себе товарища для занятий спортом. Иногда это становится единственным способом заставить себя что-то делать – ведь не хочется выглядеть в глазах товарища слабовольным и непоследовательным человеком.
Можно выбрать для занятий танцы. Танцы – это спортивно, красиво, романтично, приятно. Они помогают улучшить свою спортивную форму и настроение, познакомиться с приятными и симпатичными людьми.
Можно вступить в туристический клуб, чтобы сочетать спорт, общение, путешествия. Это поможет чаще бывать на природе, снимет стресс, даст силы и уверенность в себе, обогатит эмоции.
Любителям экзотических занятий можно посоветовать посещать занятия йогой, восточным единоборствам, обучение африканским ритуальным пляскам. Такие увлечения способствуют как физическому, так и эмоциональному комфорту, духовному развитию.
Заключение
Если в последнее время вас постоянно сопровождают усталость, вялость, сонливость, вы стали больше уставать, чаще болеть (более двух раз в год), то, возможно, причина кроется в снижении иммунитета. Организму с ослабленной иммунной системой становится сложнее бороться с внешними факторами, и он начинает сигнализировать вам о том, что ему нужна поддержка и помощь. В таком случае необходимо повышать иммунитет.
Многие возможности иммунной системы зависят от генетических особенностей человека, его «генетического портрета». Однако не менее важное влияние оказывают стиль жизни каждого, его привычки, условия питания, эмоциональные нагрузки. Нам предоставляются возможности активизировать иммунитет своего организма, сбалансировать иммунитет согласно потребностям.
Для этого не обязательно обращаться к светилам медицины и пить горстями химические препараты. Необходимо использовать естественные факторы, стимулирующие иммунитет. Человек сам создает условия, которые могут укрепить или ослабить иммунную систему и позволить или не позволить болезни одержать верх над организмом.
Литература
1. Большая медицинская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. А. Н. Бакулев. М.: Госмедиздат; издание 2-е, 1956 – 1967, т. 11. – 716 с.
2. Грунтенко Е.В. Иммунитет. За и против. — М., “Знание”, 1982. –