Конвенция о консульском иммунитете

Конвенция о консульском иммунитете thumbnail

Для выполнения консульскими учреждениями их функций требуется, чтобы консульствам были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны государства пребывания. Венская конвенция 1963 г. устанавливает комплекс консульских привилегий и иммунитетов. Их классификация совпадает с классификацией дипломатических привилегий и иммунитетов – иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом, личные иммунитеты и привилегии сотрудников консульского представительства.

Иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом:

  • – неприкосновенность помещений (ст. 31 Венской конвенции 1963 г.). Власти государства пребывания не вправе вступать на территорию консульства иначе, чем с разрешения его главы. Исключение – пожар на территории консульства или стихийное бедствие («пожарная оговорка»; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1963 г. не подписал Венскую конвенцию о консульских сношениях);
  • – неприкосновенность служебных архивов, документов, официальной переписки, имущества, средств передвижения;
  • – освобождение от обысков, реквизиций, других исполнительных действий;
  • – освобождение от всех налогов и пошлин – государственных и местных – на основе взаимности. Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для нужд консульства (включая транспортные средства), освобождены от уплаты таможенных пошлин;
  • – свобода сношений с правительством, дипломатическим представительством и другими консульствами своего государства – консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, шифрованные депеши. Связь консульства со своим правительством и дипломатическим представительством на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и связь дипломатического представительства;
  • – почетная привилегия консульства – право вывешивать флаг и герб своего государства на помещении консульства, резиденции его главы, на средствах передвижения при выполнении служебных функций.

Относительно объема и характера личные привилегий и иммунитетов консульских должностных лиц нет единообразной практики. Наиболее распространенное положение: ограниченное (функциональное) освобождение консульских должностных лиц от юрисдикции государства пребывания. Консульские представители не подлежат местной юрисдикции при осуществлении консульских функций, т.е. только в том, что касается служебной деятельности. Отдельные двусторонние консульские конвенции значительно расширяют круг привилегий и иммунитетов – консульские должностные лица приравниваются к дипломатическим (Консульская конвенция между Великобританией и Российской Федерации – объем консульских привилегий и иммунитетов определяется по нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).

Личные привилегии и иммунитеты:

  • 1. Личная неприкосновенность – консульские должностные лица не могут быть арестованы или заключены под стражу до вступления в законную силу судебного решения. Исключение – совершение особо тяжких преступлений. Ограничение личной свободы в какой-либо форме возможно только во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.; это положение продублировано в большинстве двусторонних консульских конвенций). Некоторые двусторонние консульские конвенции предусматривают особый статус главы консульского представительства – ему предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов.
  • 2. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением служебных функций. В случае отказа к таким лицам могут быть применены меры принуждения и наказания.
  • 3. Освобождение от судебной и административной юрисдикции в отношении действий, совершенных при выполнении служебных функций, предоставляется всем представителям консульского персонала. В отношении частных действий консульские должностные лица подлежат юрисдикции государства пребывания.
  • 4. Освобождение от налогов и сборов, кроме косвенных налогов и налогов за конкретные виды обслуживания (за исключением обслуживающего персонала, который освобождается только от налогов на заработную плату).
  • 5. Таможенные привилегии – личное имущество консульских должностных лиц и членов их семей освобождено от таможенных пошлин.

Источник



В статье рассматриваются некоторые вопросы и проблемы консульских привилегий и иммунитетов на основе анализа международно-правового и российского правового актов о консульских отношениях, научных подходов и авторского понимания.

Ключевые слова: привилегия, иммунитет, консульские учреждения, консульские должностные лица

Вопросам анализа отдельных вопросов консульского права, создания и функционирования консульских учреждений, о правовом положении персонала этих учреждений, о консульских привилегиях и иммунитетах, и возможных проблемах по их соблюдению посвящено немало публикаций [1], что ни в коей мере не лишает автора продолжить исследование данной проблемы.

Общепризнано, что международные отношения — одна из наиболее сложных и значимых сфер современных общественных отношений, но при этом одна из важных, так как любое государство стремится [2, с. 486] к установлению экономических, торговых и гуманитарных связей между странами, а поэтому все большее значение и внимание привлекают к себе консульские учреждения.

Консульские учреждения представляют собой представительства зарубежных стран, которые функционируют в пределах консульского округа, определение которого происходит на основе взаимного согласия государств.

Среди функций консульских учреждений выделяют основные и специальные. Консульские учреждения выполняют следующие основные функции: информирование представляемого государства и граждан о стране прибивания; защита интересов представляемого государства, граждан и организаций, а также развитие дружественных связей.В специальных функциях консульских учреждений можно выделить: практическая помощь и консультирование граждан, которые находятся на территории консульского округа; учет граждан прибывших в страну пребывания; паспортно-визовая работа; выполнение функций органов ЗАГС; осуществление нотариальных действий [3, с. 278] и т. д.

С установлением дипломатических отношений возникают, как правило, и консульские отношения. При отсутствии дипломатических отношений, консульские учреждения создаются на основе специального соглашения между заинтересованными государствами. Прекращение дипломатических отношений не предусматривает за собой ликвидацию консульских учреждений.В соответствии со ст. 10 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года [4] глава консульского учреждения назначается государством представления и допускаются к осуществлению своих функций государством пребывания. Консул должен получить специальный документ, который называется консульский патент. Данный документ должен быть подписан либо главой государства, либо главой внешнеполитического ведомства. На следующем этапе консульский патент по дипломатическим каналам направляется властям государства пребывания. Далее консул должен прибыть к властям государства пребывания для получения экзекватуры — согласия на исполнение консульских обязанностей и функций. Консульские экзекватуры могут выдаваться как в виде отдельного документа, либо просто в виде надписи на консульском патенте. В большинстве случаев экзекватура выдается внешнеполитическими ведомствами, однако это зависит от внутреннего законодательства государства пребывания. С момента выдачи экзекватуры консул может приступить к исполнению своих обязанностей.

Читайте также:  Как поправить здоровье и укрепить иммунитет

Правовое положение дипломатических представительств и консульских учреждений, в том числе вопросы о консульских привилегиях и иммунитетах закреплены в международно-правовых актах — Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года [5] и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Кроме признанных на международном уровне нормативно-правовых актов, вопрос о консульских учреждениях определяется в нормативно-правовых актах стран-участниц международных отношений.

Так, например, в Российской Федерации (далее — РФ, Россия) действует Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации», в котором определены правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных лиц по защите прав и интересов России, граждан РФ и российских юридических лиц за пределами РФ [6].

Прежде чем перейдем к анализу общетеоретических положений и проблем [7, с. 684] о консульских привилегиях и иммунитетах целесообразно определиться в содержании используемых терминов «привилегии» и «иммунитет».

Привилегии — это преимущества и льготы, которые предоставляются в силу обязанностей, исходящих из международно-правовых документов, а так же в порядке международной взаимности и вежливости [8].

Иммунитет — это освобождение консульских должностных лиц от уголовной, гражданской и административной юрисдикции страны в которой они прибывают [8].

Анализ приведенных положений позволяет непосредственно перейти и к рассмотрению вопроса [9, с. 361]оконсульских привилегиях и иммунитетах.

Консульские привилегии и иммунитеты обладают рядом особенностей. Например, то, что они носят служебный характер, то есть в каждом отдельном случае требуется установить предусматривали ли действия консула служебный или его еще называют функциональный характер.Наличие служебного иммунитета говорит о том, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, административной и гражданской ответственности, если его действия были связаны с выполнение служебных обязательств.В том случае если совершенное правонарушение не связано с исполнением служебных обязательств, то на основании п. 1 ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях, данное лицо может быть привлечено к ответственности в стране пребывания, но только «на основании постановления судебных властей, в случае совершения тяжких преступлений»[4].

Ряд вопросов возникает по причине того, что конкретный объем консульских привилегий и иммунитетов определяется двусторонними соглашениями между государствами, поэтому правовой статус консульского персонала в разных странах различается. По этой причине возникает необходимость индивидуализации при изучении консульских вопросов в каждой отдельно взятой стране [10, с. 168].

Следующая привилегия касается неприкосновенности личности и жилища. В ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях сформулирована норма, которая гласит:

«1. Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений.

2. За исключением случаев, указанных в п. 1 настоящей статьи, консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу»[4].

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер зашиты»[4].

Таким образом, в случае стихийного бедствия консульское согласие для вступления в помещение не требуется [11, с. 265].

Статья 33 Венской конвенции о консульских сношениях устанавливает иммунитет абсолютной неприкосновенности консульских документов и архивов в любое время и независимо от их местонахождения, секретность информации обеспечивает более эффективное и продуктивное осуществление консульской деятельности [4].

Кроме всего этого у консульских должностных лиц присутствуют налоговые льготы, так как они освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных. У данной привилегии есть и обратная сторона, так Венская конвенция о консульских сношениях запрещает консульским должностным лицам заниматься какой-либо коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если данное нарушение будет замечено, то согласно Венской конвенции о консульских сношениях они лишаются предусмотренных в ней иммунитетов и привилегий. Так же консульские служащие и должностные лица освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и сборов. При поездке или перелете личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, освобождается от досмотра, если отсутствуют серьезные основания полагать о ввозе и вывозе запрещенных предметов [12, с. 379].

Государство, в котором находятся консульские учреждения, обязано освобождать должностных консульских лиц и членов их семей от всех государственных и трудовых повинностей.

К консульским привилегиям так же относится освобождение от регистрации в качестве иностранцев и от получения разрешения на жительство. Кроме этого получение гражданства так же является добровольным решением должностных консульских лиц и членов их семей.

Не зависимо от привилегий и иммунитетов консульские учреждения, должностные лица и члены их семей обязаны уважать законы и правила государства, в котором они находятся, а также не вмешиваться в его внутренние дела. Так же от них требуется соблюдение местных законов. Согласно Положению о Консульском учреждении РФ работники таких учреждений обязаны уважать традиции и обычаи государства пребывания. Консульские помещения должны использоваться только в целях, соответствующих выполнениям консульских функций [12, с. 151].

Читайте также:  Анализ крови на напряженность иммунитета к вирусу кори ифа ig g

Таким образом, можно сделать вывод о том, что привилегированное положение консульских должностных лиц является необходимым условием для эффективного осуществления своей деятельности. Право беспрепятственного взаимодействия со своими правительством, неприкосновенность консульских помещений, архивов и документов, личная неприкосновенность консульских должностных лиц и другие привилегии и иммунитеты служат не только гарантиями успешной реализации деятельности консульских учреждений и должностных лиц, но и предоставляют собой акт официального уважения и признания государством пребывания суверенитета государства, представляющего на их территории консульство и их работников.

Также в ходе исследования консульских иммунитетов и привилегий, автором были отмечены некоторые проблемы, которые до сих пор вызывают затруднения и ряд вопросов. Это связано с тем, что в отличие от дипломатических иммунитетов и привилегий, консульские находят отражение не только в международно-правовых актах, но и в двухсторонних соглашениях между странами, и в нормативно-правовых актах самой страны, этот факт усложняет анализ объема и ограничений консульских привилегий и иммунитетов.

Литература:

  1. Алексиева, Б. Б. Тенденции развития института консульских привилегий и иммунитетов: Дис. … канд. юрид. наук. — Москва, 2006. — 150 с.;
  2. Жадан, В. Н. Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 486–491.
  3. Колосов, Ю.М., Кузнецов, В. И. Международное право. — М. 1996. — 608 с.
  4. Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963) — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121141/ (дата обращения: 05.11.2016).
  5. Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961) — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120761/ (дата обращения: 05.11.2016).
  6. Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 № 267-ФЗ) «Консульский устав Российской Федерации» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102228 (дата обращения: 10.10.2016).
  7. Жадан, В. Н. О международном терроризме как угрозе для мирового сообщества // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 683–689.
  8. Суменков, С. Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2002. — 26 с.
  9. Жадан, В. Н. Международное право и его значение при изучении в вузах // Молодой ученый. — 2013. — № 2. — С. 359–362.
  10. Бекяшев, С. П. Международное публичное право. — М.: Проспект, 2001. — 540 с.
  11. Бобылев, Г. В. Зубков, Н. Г. Основы консульской службы. — М.: Международные отношения, 1986. — 236 с.
  12. Фельтхэм, Р.Дж. Настольная книга дипломата. — Минск: ООО «Новое знание», 2000. — 436 с.
  13. Дипломатическая служба. Учебник. Международно-правовой статус диппредставительств, консульских учреждений и их персонала — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.studmed.ru/docs/document11898/ (дата обращения: 05.11.2016);
  14. Искевич, И. С. Дипломатическое и консульское право: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 030900.62 «Юриспруденция» очной формы обучения / И. С. Искевич, А. В. Подольский. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. — 136 с.;
  15. Консульское право — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ponjatija.ru/node/7725 (дата обращения: 05.11.2016);
  16. Консульские учреждения — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studme.org/38172/pravo/konsulskie_uchrezhdeniya (дата обращения: 05.11.2016);
  17. Консульские привилегии и иммунитеты — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.be5.biz/pravo/mlee/56.htm (дата обращения: 05.11.2016);
  18. Консульские иммунитеты и привилегии — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lib.sale/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/konsulskie-immunitetyii-privilegii.html (дата обращения: 05.11.2016);
  19. Правовой статус консульских учреждений — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lektsii.com/1–85740.html (дата обращения: 05.11.2016);
  20. Правовой статус консульских учреждений и консульских должностных лиц — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/international/00225278_0.html (дата обращения: 05.11.2016);
  21. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://isfic.info/mpra/intlow66.htm (дата обращения: 05.11.2016) и др.

Основные термины (генерируются автоматически): Венская конвенция, привилегия, учреждение, лицо, иммунитет, консульский патент, сношение, отношение, консульская деятельность, Российская Федерация.

Источник

Библиографическое описание:


Жалилов, Муминжон. Консульские иммунитеты и привилегии / Муминжон Жалилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7324/ (дата обращения: 27.07.2020).

Консульские иммунитеты и привилегии предоставляются, как это зафиксировано в Преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждени ями функций от имени их государства».

История развития консульского института во многом объясняет сушествующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по еравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной и на представительной основе. За консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деят ельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий является функциональный подход. Это накладывает отпечаток на особенности консульских иммунитетов и привилегий и на их отличие от дипломатических.

Институт консульского иммунитета базируется в основном на нормах универсального характера Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года; [1] многочисленных двусторонних консульских отношениях, заключенных Республикой Узбекистан с зарубежными странами за период с 1991 г. по настоящее время, которые нередко предусматривают существенное расширение указанных привилегий и иммунитетов; а также нормах законодательства Республики Узбекистан (Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан от 8 мая 2001 г).

По аналогии с дипломатическими, консульские иммунитеты и привилегии, развивающиеся в направлении максимального сближения с первыми, принято делить на две группы: привилегии иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений.

К первой группе относится неприкосновенность консульских помещений. Согласно п. 4.5. Положения «помещения консульского учрежден ия являются неприкосновенными. Доступ к этим помещениям может иметь место только при согласии главы консульского учреждения или главы диппредставительства соответствующего иностранного государства в Республике Узбекистан».

Читайте также:  Настойка болиголова и иммунитет

Тем не менее, допуск в рассматр иваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты» (п.2 ст.31 Венской Конвенцией о дипломатических сношениях, п. 4.5. Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан).

Однако неприкосновенность этих помещений не дает права использовать их для целей, не совместимых с функциями консульского представительства. В связи с этим, в литературе была высказана точка зрения, в соответствии с которой, данное положение подразумевает право органов уголовного судопроизводства произвести осмотр места происшествия, если таковым и являются указанные помещения, обыск в нем, выемку и налож ение ареста на имущество, при наличии достаточных доказательств, дающих основание полагать, что в помещениях консульского представительства совершено или совершается преступление, укрывается уголовный преступник или находится предметы, вещи, ценности и денежные средства, добытые преступным путем.1 Подобное утверждение вряд ли верно, так как в соответствии с п. 4.7. Положения помещения консульского учреждения пользуются такой же неприкосновенностью как и помещения диппредставительств (п. 3.1. Положения), а значит обыск и другие принудительные действия в них возможны только по просьбе или с согласия главы консульского учреждения (ст. 165 УПК). Таким образом, совпадая во многом с содержанием неприкосновенности помещений дипломатических представительств, неприкосновенность консульских помещении имеет ограниченный характер. Ограничения проявляются в том, что:

а)         привилегии и иммунитеты консульских помещении предоставляются лишь «на основе взаимности», лишь в рамках достигнутых сторонами договоренности;

б)         согласно п. 2. 31. Венской конвенции о консульских сношениях допуск в рассматриваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты».

Свобода сношений с правительством, дипломатическими и консульскими представительствами своего государства, предусмотренная для консульских учреждений, не допускает ограничений тайны связи, телефонных и иных переговоров. (п. 4.9. Положения).

Неприкосновенность архивов, документов и официальная переписка консульского учреждения в настоящее время в Республике Узбекистан по общему правилу имеет абсолютный характер.

Ко второй группе привилегий и иммунитетов относятся прежде всего самые широкие по сравнению с другим и должностными лицами личные привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.

Пункт «л» ст.1 Венской конвенции 1963 г. гласит: «Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского хчреждения, которому поручено в этом качестве в ыполнение консульских функций». К этой категории лиц относятся: генеральный консул, консул, вице -консул, консульский агент, проконсул и консульский стажер.

Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются иммунитетами и при вилегиями, которые отражены в Венской конвенции 1963 г. (ст.40–57), Положении и в двусторонних консульских конвенциях. Эти документы определяют права и обязанности консульских должностных лиц и страны пребывания по отношению к ним.

Венская конвенция 1963 г., предоставляя консульским должностным лицам иммунитет от юрисдикции, определяет: «Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций» (п.1 ст.43). Это значит, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функциональный, служебный характер.

В современной международной практике служебный (функциональный) иммунитет предоставляется довольно широкому кругу лиц (консулам, военным морякам, служащим международных организаций и др.).

Предоставление служебного иммунитета означает, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, граж данской и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Если же правонарушение совершено не при исполнении служебных обязанностей, данное лицо может быть привлечено к ответственности в стране пребывания, но только «на основании постановлений судебных властей, в случае совершения тяжких преступлений» (п.1 ст. 41).

И здесь возникает проблема, существо которой заключается в неопределенности понятия «действия, совершаемые при выполнении консульских функций». В связи с этим на практике нередко возникают трудности в выяснении того, находилось ли данное лицо в момент преступления при исполнении своих служебных обязанностей или нет, следовательно, вправе ли государство пребывания привле кать его к ответственности. Не меньшие трудности возникают и в вопросе о том, кто правомочен решать эту проблему: государство пребывания или направляющее государство.

Анализ доктрины международного права, договорных и законодательных норм, практики государств показывает отсутствие универсального решения проблемы служебного иммунитета. [2]

Представляется, что универсального решения данной проблемы вообще не может быть. Это объясняется, прежде всего многообразием допускаемых правонарушений, и невозможностью в принципе составить исчерпывающий перечень служебных обязанностей каждого лица, пользующегося служебным иммунитетом, что исключает возможность выработки конкретных и универсальных критериев, позволяющих однозначно определить, было или не было данное лицо в момент совершения правонарушения при исполнении своих служебных обязанностей. Отсутствие таких критериев усугубляется возникновением в каждом случае правонарушения противоречия между интересами, с одной стороны, направляющего государства, которое заинтересовано в защите своих граждан, и, с другой, — государства пребывания, которое несет ущерб от совершенного правонарушения. Отсутствие четких критериев, противоречия между интересами сторон препятствуют разработке универсальной процедуры рассмотрения вопроса, а его единоличное решение той или иной стороной может быть необъективным.

В результате рассмотрения указанных проблем можно сделать некоторые выводы:

1.         Личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможно рассматривать лишь на основе Венской конвенции 1963 года, а следует учитывать двухсторонние конвенции, которые отличаются широким разнообразием в трактовке данного вопроса.

2.         Консульские должностные лица и другие работники консульских учреждений, как правило, наделяются служебным (функциональным) иммунитетом, а универсального подхода к этой проблеме вообще не существует. Поэтому на практике решени е указанных вопросов нередко вызывает сложности.

3.         Представляется, что в целях избежания разногласий и конфликтных ситуаций в сфере уголовного судопроизводства нормы, регулирующие особенности производства по делам лиц, обладающих дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами от уголовного преследования целесообразно объединить и поместить в отдельную главу в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан.

Литература:

1.      Курс международного права. Т. 4. — М.: Наука, 1990. — С. 140–142.

2.      Демин Ю. Г. О проблеме служебного иммунитета в международном праве. Сов. ежегодник междунар. права. — М, 1989. — С. 203–215.

Основные термины (генерируются автоматически): Венская конвенция, лицо, иммунитет, консульское учреждение, привилегия, согласие главы, Узбекистан, консульское представительство, государство пребывания, служебный иммунитет.

Источник