Конвенция о привилегиях и иммунитетах оон 1946 г общая характеристика
Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций
Принята резолюцией 22 A Генеральной Ассамблеи от 13 февраля 1946 года
Статья I
Юридическое лицо
Раздел 1.
Объединенные Нации являются юридическим лицом и правомочны:
а) заключать договоры;
b) приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им;
c) возбуждать дела в суде.
Статья II
Имущество, фонды и актив
Раздел 2.
Объединенные Нации, их имущество и актив, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда организация сама определенно отказывается от иммунитета в каком-либо отдельном случае. Однако предполагается, что никакой отказ от иммунитета не распространяется на судебно-исполнительные меры.
Раздел 3.
Помещения Объединенных Наций неприкосновенны. Имущество и актив Объединенных Наций, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства путем ли исполнительных, административных, судебных, законодательных или иных действий.
Раздел 4.
Архивы Объединенных Наций и вообще все документы, принадлежащие Организации или находящиеся в ее распоряжении, неприкосновенны, где бы они ни находились.
Раздел 5.
Не будучи ограничены финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода,
а) Объединенные Нации могут располагать фондами, золотом или валютой любого рода и производить операции в любой валюте;
b) Объединенные Нации могут переводить свои фонды, золото или валюту из одной страны в другую, или в пределах любой страны, и обращать любую валюту, находящуюся в их распоряжении, в любую другую валюту.
Раздел 6.
При пользовании своими правами согласно предшествующему разделу 5, Объединенные Нации должны считаться с любыми представлениями со стороны правительства каждого Члена Организации, поскольку Организация признает, что такие представления могут быть приняты во внимание без ущерба для интересов Объединенных Наций.
Раздел 7.
Объединенные Нации, их актив, доходы и другая собственность:
а) освобождаются от всех прямых налогов; однако предполагается, что Объединенные Нации не будут требовать освобождения от обложения такими налогами, которые в действительности
b) освобождаются от таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе и вывозе Организацией предметов для служебного пользования. Однако предполагается, что предметы, ввозимые в изъятие из общих правил, не будут продаваться в стране, в которую они ввезены иначе, как на условиях, согласованных с Правительством этой страны;
с) освобождаются от таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе и вывозе собственных изданий.
Раздел 8.
Хотя Объединенные Нации не требуют, как правило, освобождения от акцизных сборов и налогов, включаемых в покупную цену при продажах движимого и недвижимого имущества, тем не менее, в тех случаях, когда Объединенные Нации покупают для официальных целей значительное имущество, обложенное или подлежащее обложению пошлиной или налогом, Члены Организации всякий раз, когда это возможно, принимают соответствующие административные меры к освобождению от уплаты пошлины или налога или к возвращению уже уплаченной суммы.
Статья III
Средства связи
Раздел 9.
Для своих официальных средств связи Объединенные Нации пользуются на территории каждого Члена Организации не менее благоприятными условиями, чем те, которые Правительство этого Члена Организации предоставляет любому другому правительству, включая его дипломатические представительства, в отношении приоритета, тарифов и ставок на почтовые отправления, каблограммы, телеграммы, радиограммы, телефото, телефон и другие средства связи, а также в отношении тарифов, установленных для прессы, при передаче информации для печати и радио. Официальная корреспонденция и другие официальные сообщения Объединенных Наций не подлежат цензуре.
Раздел 10.
Объединенные Нации имеют право пользоваться шифром и получать и отправлять корреспонденцию посредством курьеров или вализ, которые пользуются теми же иммунитетами и привилегиями, что и дипломатические курьеры и вализы.
Статья IV
Представители Членов Организации
Раздел 11.
Представителям Членов Организации в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно, предоставляются следующие привилегии и иммунитеты:
а) иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими в качестве представителей;
b) неприкосновенность всех бумаг и документов;
с) право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ;
d) изъятие их самих и их жен из ограничений по иммиграции, регистрации иностранцев или государственной служебной повинности в стране, в которой они временно пребывают или через которую они проезжают во исполнение своих служебных обязанностей;
е) те же льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, какие предоставляются представителям иностранных правительств, находящимся во временных служебных командировках;
f) те же иммунитеты и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям;
g) прочие привилегии, иммунитеты и льготы, не противоречащие вышеизложенному, какими пользуются дипломатические представители, за исключением права требовать освобождения от таможенных сборов на ввозимые товары (не составляющие часть их личного багажа) или от акцизных сборов или сборов с продаж.
Раздел 12.
Для обеспечения полной свободы слова и независимости при исполнении ими служебных обязанностей представителям Членов Организации в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, продолжает предоставляться судебно-процессуальный иммунитет в отношении сказанного или написанного ими, а также в отношении всех действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей; этот иммунитет продолжает предоставляться даже после того, как лица, которых это касается, уже не являются представителями Членов Организации.
Раздел 13.
Когда обложение какой-либо формой налогов зависит от местожительства, период времени, в течение которого представители Членов Организации в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, находятся в стране для исполнения своих обязанностей, не зачитывается в срок пребывания.
Раздел 14.
Привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов Организации не для личной выгоды отдельных лиц, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанных с работой в Объединенных Нациях. Поэтому Член Организации не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда по мнению Члена Организации иммунитет препятствует отправлению правосудия, причем этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен.
Раздел 15.
Положения разделов 11, 12 и 13 не применяются к взаимоотношениям между представителем и властью страны, гражданином которой он состоит или представителем которой он является или являлся.
Раздел 16.
Понятие «представители» в настоящей статье включает всех делегатов, их заместителей, советников, технических экспертов и секретарей делегаций.
Статья V
Должностные Лица
Раздел 17.
Генеральный Секретарь определяет категории должностных лиц, по отношению к которым применяются положения настоящей статьи и статьи VII. Он представляет это распределение по категориям Генеральной Ассамблее, после чего оно сообщается Правительствам всех Членов Организации. Фамилии должностных лиц, включенных в эти категории, будут периодически доводиться до сведения Правительств Членов Организации.
Раздел 18.
Должностные лица Объединенных Наций:
а) не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц;
b) освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, уплачиваемых им Объединенными Нациями;
с) освобождаются от государственных служебных повинностей;
d) освобождаются вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев;
е) пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованным при соответствующем правительстве;
f) пользуются вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, теми же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов;
g) имеют право ввезти беспошлинно свою мебель и имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.
Раздел 19.
Кроме иммунитетов и привилегий, указанных в разделе 18, Генеральный Секретарь и все Помощники Генерального Секретаря пользуются в отношении себя, своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям.
Раздел 20.
Привилегии и иммунитеты предоставляются должностным лицам в интересах Объединенных Наций, а не для их личной выгоды. Генеральный Секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций. В отношении Генерального Секретаря, право отказа от иммунитета принадлежит Совету Безопасности.
Раздел 21.
Объединенные Нации постоянно сотрудничают с соответствующими властями Членов Организации в целях облегчения надлежащего отправления правосудия, обеспечения выполнения предписаний полиции и предупреждения каких-либо злоупотреблений в связи с привилегиями, иммунитетами и льготами, упомянутыми в настоящей статье.
Статья VI
Эксперты в командировках по делам Объединенных Наций
Раздел 22.
Эксперты (иные, чем должностные лица, к которым относится статья V), выполняющие поручения Объединенных Наций, пользуются такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для независимого выполнения их функций в продолжение командировок, включая время, потраченное на поездки в связи с командировками. В частности им предоставляется:
а) иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж;
b) всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или написанного ими и совершенного ими при исполнении служебных обязанностей. Этот судебно-процессуальный иммунитет продолжает предоставляться даже после того, как лица, которых это касается, уже не состоят в командировке по делам Объединенных Наций;
с) неприкосновенность всех бумаг и документов;
d) право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями;
е) те же льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, какие предоставляются представителям иностранных правительств, находящихся во временных служебных командировках;
f) те же иммунитеты и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям.
Раздел 23.
Привилегии и иммунитеты предоставляются экспертам в интересах Объединенных Наций, а не для личной выгоды экспертов. Генеральный Секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия, и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций.
Статья VII
Пропуска Объединенных Наций
Раздел 24.
Объединенные Нации могут выдавать своим должностным лицам пропуска Объединенных Наций. Эти пропуска Объединенных Наций признаются и принимаются властями Членов Организации, как законные документы для совершения поездок, причем принимаются во внимание положения раздела 25.
Раздел 25.
Просьбы о выдаче виз (где они требуются) от лиц, имеющих пропуска Объединенных Наций, когда эти просьбы сопровождаются удостоверением, что эти лица едут по делам Объединенных Наций, рассматриваются в кратчайший срок. Кроме того, таким лицам предоставляются льготы для быстрого передвижения.
Раздел 26.
Льготы, подобные указанным в разделе 25, предоставляются экспертам и другим лицам, которые, хотя и не имеют пропусков Объединенных Наций, но снабжены свидетельствами о том, что они следуют по делам Объединенных Наций.
Раздел 27.
Генеральный Секретарь, помощники Генерального Секретаря и Директоры, едущие с пропусками Объединенных Наций по делам Объединенных Наций, пользуются теми же льготами, какие предоставляются дипломатическим представителям.
Раздел 28.
Положения настоящей статьи могут применяться к соответствующим должностным лицам специализированных учреждений, если это предусмотрено в соглашении об установлении связи, согласно статьи 63 Устава.
Статья VIII
Разрешение Споров
Раздел 29.
Объединенные Нации устанавливают положения для соответствующих способов разрешения:
а) споров, возникающих в связи с контрактами, или других споров по вопросам частного права, в которых Объединенные Нации являются стороной;
b) споров, затрагивающих какое-либо должностное лицо Объединенных Наций, которое, в силу своего официального положения пользуется иммунитетом, если Генеральный Секретарь не отказался от этого иммунитета.
Раздел 30.
Все разногласия, возникающие из толкования или применения настоящей конвенции, передаются на рассмотрение Международного Суда, за исключением случаев, когда стороны соглашаются разрешить их иным путем. В случае возникновения разногласия между Объединенными Нациями, с одной стороны, и Членами Организации, с другой, запрашивается, согласно статье 96 Устава и Статута Суда, консультативное заключение по любому затронутому юридическому вопросу. Заключение Суда признается сторонами решающим.
Заключительная статья
Раздел 31.
Настоящая конвенция представляется каждому члену Объединенных Наций для присоединения.
Раздел 32.
Присоединение производится посредством сдачи на хранение Генеральному Секретарю Объединенных Наций акта о присоединении, причем конвенция вступает в силу в отношении каждого отдельного Члена Организации в день сдачи на хранение каждого отдельного акта о присоединении.
Раздел 33.
Генеральный Секретарь извещает всех Членов Объединенных Наций о получении каждого акта о присоединении.
Раздел 34.
Предполагается, что когда акт о присоединении будет передан от имени какого-либо Члена Организации, последний будет в состоянии, согласно его собственным законам, выполнять условия настоящей конвенции.
Раздел 35.
Настоящая конвенция остается в силе в отношении Объединенных Наций и каждого Члена Организации, передавшего акт о присоединении, до тех пор, пока этот Член Организации будет оставаться Членом Объединенных Наций, или до тех пор, пока Генеральной Ассамблеей не будет утверждена пересмотренная общая конвенция, и данный Член Организации не присоединится к такой пересмотренной конвенции.
Раздел 36.
Генеральный Секретарь может заключать с любым Членом или любыми Членами Организации дополнительные соглашения, регулирующие положения настоящей Конвенции, поскольку это касается данного Члена или данных Членов Организации. Эти дополнительные соглашения, в каждом случае, подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей.
Источник: А/64, стр. 26–29.
Международные организации, являясь производными субъектами международного права, обладают определенными привилегиями и иммунитетами, причем как сами организации, так и их персонал. Условия приема служащих определяются учредительными актами соответствующих ММПО. Персонал ООП, образующий часть Секретариата ООН, назначается Генеральным секретарем ООН согласно правилам, установленным ГА ООН. Надлежащий персонал выделяется для постоянной работы всех органов ООН, что составляет часть Секретариата ООН (п. 1 и 2 ст. 101 Устава ООН). По ст. 100 Устава ООН при исполнении своих обязанностей персонал Секретариата ООН не должен запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для ООН. Персонал Секретариата ООН должен воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ООН. Каждое государство – член ООН обязано уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей. Согласно п. 3 ст. 101 Устава ООН при приеме на службу и определении условий службы следует руководствоваться необходимостью обеспечить высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности.
Наряду с учредительными актами ряд международных договоров специально регулируют вопросы, связанные с привилегиями и иммунитетами ММПО и их персонала. Среди них выделяются:
- – Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.;
- – Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.
Следует подчеркнуть, что в основу привилегий и иммунитетов ММПО в отличие от дипломатических представительств государств заложена функциональная теория. Согласно этой теории привилегии и иммунитеты предоставляются должностным лицам в интересах ООН, а не для их личной выгоды.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН
Принята ГА ООН 13 февраля 1946 г. (далее – Конвенция 1946 г.). Юридическим основанием выработки данной Конвенции послужили ст. 104 и 105 Устава ООН. В соответствии со ст. 104 ООН пользуется на территории каждого из своих членов такой «правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей». По п. 1 ст. 105 ООН также пользуется на территории каждого из своих членов такими «привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей». ГА ООН вправе делать рекомендации для определения деталей применения п. 1 ст. 105, а также предлагать конвенции для этой цели (п. 3 ст. 105).
Генеральная Ассамблея ООН воспользовалась правом, закрепленным в п. 3 ст. 105 Устава ООН, и разработала проект Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г..
Согласно ст. I Конвенции 1946 г. ООН является юридическим лицом и, следовательно, наделена правомочием заключать договоры, приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им, возбуждать дела в суде.
В соответствии со ст. II Конвенции 1946 г. имущество, фонды и активы ООН, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, если ООП не откажется от этого иммунитета в каждом отдельном случае. При этом отказ от иммунитета не распространяется на судебные исполнительные меры.
По Конвенции 1946 г. помещения, имущество, активы, архивы и документы ООН неприкосновенны. ООН не ограничена каким-либо финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода, располагает широкими правами перевода своих фондов в золоте или любой валюте. ООН, ее активы, доходы и другая собственность освобождаются от всех прямых налогов, а также от таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе и вывозе. ООН освобождается от таможенных сборов, запрещений и ограничений как при ввозе, так и вывозе предметов для служебного пользования, и в частности собственных изданий ООН.
Согласно ст. III Конвенции 1946 г. ООН имеет право для своих официальных целей пользоваться шифром, получать и отправлять корреспонденцию посредством курьеров или вализ, которые пользуются теми же иммунитетами и привилегиями, что и дипломатические курьеры и вализы.
Статья IV Конвенции 1946 г. посвящена вопросам правового положения представителей государств-членов как в главных и вспомогательных органах ООН, так и на конференциях, созываемых ООН.
Статья V Конвенции 1946 г. регулирует правовое положение должностных лиц ООП. Генеральный секретарь ООП определяет категории должностных лиц, на которых распространяется режим данной Конвенции.
Генеральный секретарь ООН, все его помощники, директора департаментов, их жены и несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим представителям.
Должностные лица ООН не несут ответственности за сказанное или написанное ими, за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц. Они освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, уплачиваемых им ООН. Они также освобождаются от государственных служебных повинностей и имеют вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, ряд привилегий в отношении ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев, в отношении обмена валюты, ввоза мебели и имущества при первоначальном занятии должности в соответствующей стране, пользуются привилегиями в отношении репатриации.
Генеральный секретарь ООН имеет право и обязан отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов ООН. В отношении Генерального секретаря право отказа от иммунитета принадлежит СБ ООН.
Статья VI Конвенции 1946 г. регламентирует вопросы относительно правового статуса экспертов, не являющихся должностными лицами ООН, но выполняющих поручения Организации. Эти эксперты пользуются в основном теми же привилегиями и иммунитетами, что и представители членов ООН. В частности, они имеют в отношении их личного багажа те же иммунитеты и льготы, какие предоставляются дипломатическим представителям. Право на отказ от иммунитетов экспертов принадлежит Генеральному секретарю ООН.
Статья VII Конвенции 1946 г. регулирует вопросы относительно пропуско́в ООН как законных документов для совершения поездок по делам ООН.
Статьей VIII Конвенции 1946 г. регламентируются вопросы относительно передачи на рассмотрение Международного Суда ООН всех разногласий, возникающих из толкования или применения Конвенции 1946 г. Споры, касающиеся ООН или ее должностных лиц, от иммунитета которых Генеральный секретарь ООН не отказался, разрешаются на основе положения данной статьи, устанавливаемого ООН для соответствующих споров.
Генеральный секретарь ООН наделен прерогативой заключать с государствами – членами ООН дополнительные соглашения в связи с Конвенцией 1946 г. Однако в каждом отдельном случае оно подлежит утверждению ГА ООН.
Например, в связи с убийством в Палестине посредника ООН по разрешению конфликта между государством Израиль и арабскими странами (гражданина Швеции Бернадотта) ГА ООН в декабре 1948 г. обратилась к Международному Суду ООН за консультативным заключением. В запросе ГА ООН были поставлены следующие вопросы:
«I. В случае нанесения ущерба агенту Объединенных Наций при исполнении им служебных обязанностей и при обстоятельствах, влекущих ответственность за это какого-либо государства, имеют ли Объединенные Нации, как организация, правоспособность возбудить международный иск против ответственного правительства де-юре или де-факто, с целью получения возмещения за ущерб, нанесенный а) Объединенным Нациям, б) пострадавшему или уполномоченным через него лицам?
II. В случае положительного ответа… как можно согласовать действия, предпринятые Объединенными Нациями, с правами государства, чьим гражданином является пострадавший».
Международный Суд ООН ответил утвердительно по двум пунктам первого вопроса, считая, что без права предъявления международных претензий «Организация не смогла бы выполнить своих функций». Из ответа на первый вопрос автоматически вытекала допустимость как конкуренции, так и договоренности между ООН и заинтересованной страной.