Конвенция совета европе об иммунитете государств 1972
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! |
Получить полный доступ к документу
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить
Европейская конвенция об иммунитете государств (ETS № 074)
(Базель, 16 мая 1972 года)
Статус Конвенции
См.: Дополнительный протокол к Европейской конвенции об иммунитете государств
Преамбула
Глава I. Иммунитет от юрисдикции
Глава II. Правила процедуры
Глава III. Приведение в исполнение судебных решений
Глава IV. Факультативный режим
Глава V. Общие положения
Глава VI. Заключительные положения
Приложение
Преамбула
Государства — члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию,
Считая, что целью Совета Европы является достижение более тесного союза между его членами;
Принимая во внимание существование в международном праве тенденции к ограничению тех случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранных судах;
Стремясь установить в отношениях друг с другом совместные нормы, касающиеся объема иммунитета от юрисдикции, которым государство пользуется в судах другого государства, и направленные на обеспечение выполнения судебных решений, вынесенных в отношении какого-либо государства;
Считая, что принятие таких норм может содействовать делу унификации, предпринятому государствами — членами Совета Европы в области права,
Договорились о нижеследующем:
Глава I. Иммунитет от юрисдикции
Статья 1
1. Договаривающееся Государство, выступающее в качестве истца или третьего лица в судебном разбирательстве в суде другого Договаривающегося Государства, признает в отношении предпринятого судебного разбирательства юрисдикцию судов этого Государства.
2. Такое Договаривающееся Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в судах другого Договаривающегося Государства в отношении встречного иска:
a в тех случаях, когда этот встречный иск вытекает из юридической взаимосвязи или из фактов, на которых основывается основной иск;
b в тех случаях, когда это Государство, если против него было предпринято отдельное судебное разбирательство в судах другого Государства, не смогло в соответствии с положениями настоящей Конвенции сослаться на иммунитет.
3. Договаривающееся Государство, выдвигающее в суде другого Договаривающегося Государства встречный иск, признает юрисдикцию судов этого Государства как в отношении основного иска, так и в отношении встречного иска.
Статья 2
Договаривающееся Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося Государства, если оно взяло на себя обязательство признавать юрисдикцию этого суда в соответствии с:
a международным соглашением;
b ясно выраженным положением, содержащимся в договоренности, составленной в письменной форме; или
c ясно выраженным согласием, данным после возникновения спора.
Статья 3
Документ актуальний на 20.09.2016
Европейская конвенция об иммунитете государств (ETS N 74) (Базель, 16 мая 1972 года) Статус Конвенции см. ( 994_388 ) Преамбула Государства — члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию, считая, что целью Совета Европы является достижение более тесного союза между его членами; принимая во внимание существование в международном праве тенденции к ограничению тех случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранных судах; стремясь установить в отношениях друг с другом совместные нормы, касающиеся объема иммунитета от юрисдикции, которым государство пользуется в судах другого государства, и направленные на обеспечение выполнения судебных решений, вынесенных в отношении какого-либо государства; считая, что принятие таких норм может содействовать делу унификации, предпринятому государствами-членами Совета Европы в области права, договорились о нижеследующем:… дивитись законодавчий акт
= завантажити законодавчий акт, актуальний на поточний час =
Глава I. Иммунитет от юрисдикции
Глава II. Правила процедуры
Глава III. Приведение в исполнение судебных решений
Глава IV. Факультативный режим
Глава V. Общие положения
Глава VI. Заключительные положения
Раздел I
Раздел II
Раздел III
Раздел IV
Раздел V
- Додатковий протокол до Конвенції про кіберзлочинність, який стосується криміналізації дій расистського та ксенофобного характеру, вчинених через комп’ютерні системи ( укр/рос ) «Статус Протоколу див. ( 994_790 )» Протокол ратифіковано із застереженням Законом N 23-V ( 23-16 ) від 21.07.2006, ВВР, 2006, N 39, ст.328 }. Європейський Союз. 2010 рікк
- Європейська угода про правила, що регулюють пересування осіб між державами-членами Ради Європи (ETS N 25 ) (укр/рос) «Статус Угоди див.( 994_833 )» ( Угоду ратифіковано із заявами Законом N 2936-IV ( 2936-15 ) від 05.10.2005, ВВР, 2006, N 1, ст.13 ). Європейський Союз. 2010 рікк
- Угода щодо взаємного прийняття сертифікатів сертифікації персоналу між сторонами, що підписали Багатосторонню Угоду, та Національним агентством з акредитації України » 25 листопада 2009 року» Неофіційний переклад. Європейська асоціація вільної торгівлі (EFTA). 2009 рікк
- Кримінальна конвенція про боротьбу з корупцією (ETS 173) «( Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2007, N 47-48 )» Статус Конвенції див. ( 994_391 ). Європейський Союз. 2007 рікк
- Цивільна конвенція про боротьбу з корупцією «( Конвенцію ратифіковано Законом N 2476-IV ( 2476-15 ) від 16.03.2005, ВВР, 2005, N 16, ст.266 )» Дата підписання: 04.11.1999. Європейський Союз. 2006 рікк
- Європейська конвенція про боротьбу з тероризмом (ETS N 90) «Статус Конвенції див. ( 994_423 )» ( Конвенцію ратифіковано Законом N 2990-III ( 2990-14 ) від 17.01.2002 ). Європейський Союз. 2006 рікк
- Європейська ландшафтна конвенція (укр/рос) «( Конвенцію ратифіковано Законом N 2831-IV ( 2831-15 ) від 07.09.2005, ВВР, 2005, N 51, ст.547 )» Дата підписання: 20.10.2000. Європейський Союз. 2006 рікк
- Договір про заснування Європейської Спільноти «(консолідована версія станом на 1 січня 2005 року)» . Європейський Союз. 2005 рікк
- Міжнародна конвенція про боротьбу з допінгом у спорті «{ Конвенцію ратифіковано Законом N 68-V ( 68-16 ) від 03.08.2006 }» Офіційний переклад. Європейський Союз. 2005 рікк
- Конвенція Ради Європи про запобігання тероризму «Статус Конвенції див.( 994_838 )» { Конвенцію ратифіковано з заявами і застереженнями Законом N 54-V ( 54-16 ) від 31.07.2006, ВВР, 2006, N 39, ст.340 }. Європейський Союз. 2005 рікк
- Угода між Урядом України та Європейською Організацією Ядерних Досліджень про подальший розвиток наукового і технічного співробітництва в галузі фізики високих енергій «Дата підписання: 02.04.1993″Дата набуття чинності: 02.04.1993. Європейська асоціація вільної торгівлі (EFTA). 2005 рікк
- Протокол N 12 до Конвенції про захист прав людини і основоположних свобод (ETS N 177) (укр/рос) «Статус Протоколу див. ( 994_552 )» { Додатково див. Інформацію до Конвенції та протоколів у Документі ( n0001697-06 ) від 23.08.2006 }. Європейський Союз. 2004 рікк
- Протокол N 14 до Конвенції про захист прав людини і основоположних свобод, який змінює контрольну систему Конвенції «{ Текст зі змінами до офіційного перекладу Протоколу, внесеними Листом МЗС ( v1291321-06 ) від 27.04.2006 }» ( Протокол ратифіковано Законом N 3435-IV ( 3435-15 ) від 09.02.2006, ВВР, 2006, N 27, ст.229 ). Європейський Союз. 2004 рікк
- Договор (Афины, 16 апреля 2003 года). Європейський Союз. 2003 рікк
- Конвенція про контакт з дітьми (ETS N 192) (укр/рос) «Статус Конвенції див. ( 994_815)» { Конвенцію ратифіковано з заявою Законом N 166-V ( 166-16 ) від 20.09.2006 }. Європейський Союз. 2003 рікк
- Руководящие принципы в области прав человека и борьбы с терроризмом «Утверждены на 804-м заседании Комитета Министров 11 июля 2002 года» Предисловие. Європейський Союз. 2002 рікк
- Протокол N 13 до Конвенції про захист прав людини і основоположних свобод, який стосується скасування смертної кари за всіх обставин «Статус Протоколу див. ( 994_797 )» { Додатково див. Інформацію до Конвенції та протоколів у Документі ( n0001697-06 ) від 23.08.2006 }. Європейський Союз. 2002 рікк
- Додатковий протокол до Антидопінгової Конвенції «м. Варшава, 12 вересня 2002 року» Статус Протоколу див.( 994_784 ). Європейський Союз. 2002 рікк
- Ніццький договір про внесення змін та доповнень до Договору про Європейський Союз, Договорів про заснування Європейських Співтовариств та деяких пов’язаних з ними актів (2001/C80/01) «Статус Договору див. ( 994_532 )» { Консолідовані версії Договору про Європейський Союз та Договору про функціонування Європейського Союзу з протоколами та деклараціями станом на 30.03.2010 див. в ( 994_b06 ) }. Європейський Союз. 2001 рікк
- Протокол N 1 до Європейської конвенції про запобігання тортурам та нелюдському або такому, що принижує гідність, поводженню чи покаранню (укр/рос) «{ Протокол ратифіковано Законом N 2689-III ( 2689-14 ) від 13.09.2001 }» Дата підписання: 04.11.1993. Європейський Союз. 1998 рікк
Статус
Европейской конвенции об иммунитете государств
(Базель, 16 мая 1972 г.)
(по состоянию на 1 марта 2017 г.)
ETS N 074
Договор открыт для подписания государствами — членами Совета Европы
и для присоединения стран, не являющихся членами СE
Открыт для подписания: Вступил в силу:
Место: Базель Условия: 3 ратификации
Дата: 16/5/1972 Дата: 11/6/1976
Государства — члены Совета Европы
Государства | Подпись | Ратификация | Вступил в силу | Прим. | P. | Д. | B. | T. | C. | O. |
Австрия | 16/5/1972 | 10/7/1974 | 11/6/1976 | X | X | |||||
Азербайджан | ||||||||||
Албания | ||||||||||
Андорра | ||||||||||
Армения | ||||||||||
Бельгия | 16/5/1972 | 27/10/1975 | 11/6/1976 | X | X | |||||
Болгария | ||||||||||
Босния и Герцеговина | ||||||||||
бывшая Югославская Республика Македония | ||||||||||
Великобритания | 16/5/1972 | 3/7/1979 | 4/10/1979 | X | X | X | X | |||
Венгрия | ||||||||||
Германия | 16/5/1972 | 15/5/1990 | 16/8/1990 | X | X | X | ||||
Греция | ||||||||||
Грузия | ||||||||||
Дания | ||||||||||
Ирландия | ||||||||||
Исландия | ||||||||||
Испания | ||||||||||
Италия | ||||||||||
Кипр | 15/12/1975 | 10/3/1976 | 11/6/1976 | |||||||
Латвия | ||||||||||
Литва | ||||||||||
Лихтенштейн | ||||||||||
Люксембург | 16/5/1972 | 11/12/1986 | 12/3/1987 | X | X | |||||
Мальта | ||||||||||
Молдова | ||||||||||
Монако | ||||||||||
Нидерланды | 16/5/1972 | 21/2/1985 | 22/5/1985 | X | X | X | ||||
Норвегия | ||||||||||
Польша | ||||||||||
Португалия | 10/5/1979 | |||||||||
Россия | ||||||||||
Румыния | ||||||||||
Сан-Марино | ||||||||||
Сербия | ||||||||||
Словакия | ||||||||||
Словения | ||||||||||
Турция | ||||||||||
Украина | ||||||||||
Финляндия | ||||||||||
Франция | ||||||||||
Хорватия | ||||||||||
Черногория | ||||||||||
Чешская республика | ||||||||||
Швейцария | 16/5/1972 | 6/7/1982 | 7/10/1982 | X | ||||||
Швеция | ||||||||||
Эстония |
Общее число подписей, не сопровождавшихся ратификацией: | 1 |
Общее число ратификаций / присоединений: | 8 |
Примечания:
в: вступление
П: подписание безоговорочно относительно ратификации
пп: правопреемство
р: подписание в порядке «ad referendum».
О.: оговорки
Д.: декларации
ПП.: полномочия
Т.: территориальное применение
С.: связь
В.: возражение
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Открыть документ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статус Европейской конвенции об иммунитете государств ETS N 074 (Базель, 16 мая 1972 г.)
Информация о статусе получена с официального сайта Совета Европы (https://conventions.coe.int)
12. На международном уровне было сделано несколько попыток унификации международно-правовых норм о юрисдикционных иммунитетах государства и его собственности. Хронологически первыми многосторонними международными договорами по этому вопросу были Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов 1926 г. (дополнительный протокол к ней 1934 г.) и Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, 1952г. Обе конвенции базировались на позициях теории ограниченного иммунитета государства.
13. Первым многосторонним международным соглашением, которое урегулировало проблему государственного иммунитета в целом, стала Европейская конвенция об иммунитете государств, принятая Советом Европы 16 мая 1972 г. в г. Базеле (далее — Европейская конвенция 1972г.). Конвенция вступила в силу 11 июня 1976 г., однако широкого применения не получила — сейчас она вступила в силу только в 8 государствах: Австрии, Бельгии, Великобритании, Кипре, Люксембурге, Нидерландах, Германии и Швейцарии. В то же время этот международный документ заслуживает внимания по крайней мере по двум причинам: во-первых, это одна из первых попыток решения тех проблем, которые возникают вследствие различий в национальном законодательстве и судебной практике различных стран относительно случаев и обстоятельств, при которых государство имеет иммунитет; во-вторых, авторы конвенции пытались реализовать замысел о том, что конвенция должна соответствовать тенденциям развития международного права относительно ограничения случаев предоставления иностранному государству права иммунитета в юрисдикционных органах другого государства, и поэтому, как указывается в юридической литературе, конвенция является доказательством того, что ряд стран Западной Европы признает существование границ, в которых иностранное государство имеет право требовать иммунитета. В этой конвенции, так же, как и в Брюссельской конвенции для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов, получила четкое закрепление концепция функционального иммунитета.
Европейская конвенция 1972 г. устанавливает, что иностранному государству иммунитет не предоставляется, если она отказалась от него. Также конвенция определяет, в какой форме такое отказ с возможной (ст. 2). Так, государство не вправе ссылаться на иммунитет, если она явно отказалась от него на основании: 1) международного договора; 2) положения контракта, заключенного в письменной форме; 3) явного согласия, которая была оказана после возникновения спора при его участии.
Кроме «явно выраженного отказа от иммунитета», Европейская конвенция 1972 г. закрепляет также формы «отказа от иммунитета, которая предполагается». К примеру, иностранное государство не вправе ссылаться на иммунитет, если она подала иск, вступила в судебный процесс или подала встречный иск в суде другого государства (п. 1, 2, 3 ст. 1).
Также в Европейской конвенции закреплен перечень случаев (ст. 4-11), когда государство не пользуется иммунитетом в суке другого государства-участника. В частности, это происходит в случаях, когда предмет судебного производства связан с договорным обязательством иностранного государства, местом исполнения которого, согласно договору, является территория государства суда; трудовым договором, заключенным между иностранным государством и физическим лицом, по которому работа подлежит исполнению на территории государства суда; правоотношением, возникшим между организацией (юридическим лицом) и государством как одним из участников этой организации, если на территории государства суда эта организация имеет свое реальное или официальное местонахождение или свое главное учреждение и т.д.
14. В 1978 году, согласно резолюции 32/51 Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1977 г., Комиссия международного права включила в программу своей работы тему: «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности». В Комиссии развернулась острая борьба относительно того, какую из двух теорий — абсолютного иммунитета или ограниченного (функционального) иммунитета — должен быть положен в основу проекта конвенции, который в 1991 г. передан Генеральной Ассамблее ООН. Однако из-за разногласий между государствами в ряде статей, его принятие затянулось на несколько лет. Как следствие, Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности было принято лишь 2 декабря 2004 г. и открыто для подписания с 17 января 2005 г.
В преамбуле Конвенции отмечается, что юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности являются общепризнанными как один из принципов обычного международного права. Поэтому в качестве общего правила Конвенция признает, что государство пользуется как относительно себя, так и в отношении своей собственности иммунитетом от юрисдикции судов другого государства с учетом положений конвенции (ст. 5). Вместе с этим, конвенцией определены случаи, когда государство не может ссылаться на иммунитет.
Конвенция состоит из (а) норм-определений применяемых в конвенции терминов, (б) норм о порядке вручения документов о судебном рассмотрении дела с участием государства, (в) норм, которые регламентируют применение к государству принудительных мер до и после принятия судебного решения, (г) норм, предоставляющих государству иммунитет и определяют формы отказа от него, и (д) норм, устанавливающих исключения из общего правила об иммунитете государства и определяют конкретные случаи, когда государство не имеет права ссылаться на иммунитет.
Согласно с последними двумя группами норм конвенции, государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства, если она сама нарушила рассмотрение дела или приняла участие в решении дела по существу (ч. 1 ст. 8). Не допускается ссылка на государственный иммунитет при рассмотрении дел: в отношении коммерческой сделки между государством и иностранным физическим или юридическим лицами; в отношении заключенного государством трудового договора с физическим лицом; в отношении денежного возмещения в случае смерти или причинения телесного повреждения какому-либо лицу или причинение вреда его имуществу; в отношении любых прав или интересов этого государства в отношении недвижимого имущества, которое находится на территории государства суда; в отношении определения права этого государства на патент, промышленный образец, торговое или фирменное наименование, товарный знак, объект авторского права или любой другой объект интеллектуальной собственности; относительно участия этого государства в компании или другом объединении.
Таким образом, как и Европейская конвенция 1972 г. Конвенция ООН 2004 г. закрепляет теорию ограниченного иммунитета государства. Украина, к сожалению, не принимает участия в указанных конвенциях.