Кто пользуется иммунитетом государства
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.
В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.
В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.
Элементы иммунитетов государства[править | править код]
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета[править | править код]
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]
В России[править | править код]
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
- связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
- касающимся прав на имущество;
- о возмещении вреда;
- касающимся интеллектуальной собственности;
- связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]
В США[править | править код]
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]
- В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
- В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Примечания[править | править код]
- ↑ [1] Устав ООН.
- ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
- ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
- ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
- ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
- ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
- ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
- ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
- ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
- ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ
«О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 23 октября 2015 года
Одобрен Советом Федерации 28 октября 2015 года
Президент Российской Федерации
Урегулированы вопросы применения юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и имущества иностранного государства в России.
Под юрисдикционными иммунитетами иностранного государства понимается прежде всего судебный иммунитет — изъятие этого государства из-под юрисдикции судов Российской Федерации путем установления обязанности российского суда воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе. Также сюда входит иммунитет в отношении мер обеспечения иска и исполнения судебного решения.
Закон закрепляет принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционных иммунитетов. Российские суды наделяются правом исходить из того же объема юрисдикционных иммунитетов, каким наша страна пользуется в соответствующем иностранном государстве. Предусматривается возможность ограничения юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и его имущества, если будет установлено наличие ограничений в отношении предоставления России юрисдикционных иммунитетов в этом государстве.
Определяются случаи, когда иностранное государство не пользуется в нашей стране судебным иммунитетом (например, если оно прямо согласилось на осуществление российским судом юрисдикции в отношении соответствующего спора). Предусматривается возможность отказа иностранного государства от судебного иммунитета (в частности, если государство по собственной инициативе предъявило иск в российский суд).
Также закреплен перечень споров, по которым судебный иммунитет не применяется. Это, в частности, споры, связанные с предпринимательской деятельностью, трудовые споры, споры о возмещении вреда, споры, касающиеся интеллектуальной собственности или прав на имущество.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
Текст Федерального опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 ноября 2015 г., в «Российской газете» от 6 ноября 2015 г. N 251, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 45 ст. 6198
История рассмотрения и принятия Федерального закона
источник
Дипломатический иммунитет: понятие, кому выдается, привилегии и типы, порядок получения
Дипломатический иммунитет — явление международного права, предусматривающее неприкосновенность дипломатов и приравненных к ним лиц со стороны принимающей стороны.
Понятие дипломатического иммунитета
Дипломатический иммунитет — обоснованное законодательством или международным соглашением изъятие его бенефициара (носителя) из юридического поля страны пребывания. Своей целью он ставит не получение выгоды лицами, им обладающим, а содействует работе дипломатических представительств или членов специальных миссий.
Для его носителя иммунитет означает фактическую неподсудность в судах и неприкосновенность для правоохранительных, фискальных, таможенных и иных государственных органов принимающей страны.
Дипломатический иммунитет может применяться как в отношении физических лиц, так и в отношении неодушевленных предметов. Помещения, имущество, корреспонденция и багаж представительств не могут быть изъяты, осмотрены представителями власти или арестованы.
История понятия и правовые основания
Дипломатический иммунитет имеет давнюю историю. Неприкосновенность посланников соседних государств соблюдалась еще в Древнем мире, но позднее это правило было утрачено. Возрождение неприкосновенности послов и членов их семей произошло лишь в Эпоху Возрождения, а окончательно она была определена в ходе установления Вестфальской системы международных отношений (XVII век).
В качестве современного правового явления иммунитет был оформлен Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18.04.1961. Конвенция установила единообразные правила, касающиеся дипломатических отношений стран-участников, а также определила правила иммунитета, круг лиц, к которому он применяется, и порядок лишения неприкосновенности.
Венская конвенция стала главным кодифицированным актом, на основании которого были приняты другие нормативно-правовые акты — как международные соглашения, так и законы конкретных государств. Дальнейшее развитие межгосударственный иммунитет получил в Венской конвенции о консульских сношениях, которая определила права и обязанности работников консульств как более низкого по рангу звена во внешнем сношении государств.
Расширение применения иммунитета произошло благодаря Конвенции о специальных миссиях (1969 год), в котором неприкосновенность была юридически распространена и на участников временных миссий.
В отечественной правовой базе понятие дипломатического иммунитета и рамки его применения к иностранным гражданам и организациям уточнены в Уголовном и Гражданском кодексах, а также в Кодексе об административных правонарушениях. Так как Конституцией РФ установлено первенство международного законодательства над национальным, то соответствующие кодексы подтверждают действие Венской конвенции в России.
Кто пользуется иммунитетом
Неприкосновенность гарантируется всем членам дипломатического корпуса в стране пребывания. Лица, обладающие иммунитетом, именуются дипломатическими агентами. Данный термин был введен Венской конвенцией и означает персонал дипломатического представительства от его главы и до технических сотрудников, включая членов их семей. Привлеченные к работе в посольстве граждане принимающего государства, например, охрана, не являются агентами. Исключением являются лишь почетные консулы, осуществляющие представительские функции. Они могут быть гражданами как аккредитующего государства, так и принимающей страны, и обладают ограниченным кругом привилегий.
Также дипломатический иммунитет предоставляется следующим лицам.
- Персоналу международных организаций в странах местонахождения штаб-квартир соответствующих организаций. Например, представители стран в ООН и учреждениях, действующих под ее эгидой, обладают полным набором дипломатических привилегий и иммунитетов.
- Членам специальных правительственных и иных высших миссий, как правило, в зарубежных поездках. К примеру, президент РФ, отправляющийся в зарубежную поездку с официальным визитом, обладает абсолютным дипломатическим иммунитетом. В полной мере это утверждение относится и к членам-участникам визита, другим специальным посланникам и т. д.
Кроме физических лиц дипломатический иммунитет распространяется и на юридические: особый статус установлен для дипломатических представительств (посольств и консульств), а также представительств международных организаций в той или иной стране.
Виды иммунитета
Венская конвенция предусматривает 2 основных вида дипломатического иммунитета:
- Иммунитет дипломатических учреждений;
- Личный иммунитет персонала дипломатических представительств — неприкосновенность работников посольств и консульств, членов их семей, резиденции и мест проживания.
Также различается дипломатический и консульский иммунитеты. Их понятия и наполнение схожи, однако консульский иммунитет не настолько широк, как дипломатический.
Конвенция о специальных миссиях расширяет рамки применения юридического понятия: иммунитет предоставляется не только персоналу посольств и ведомств, но и членам временных и специальных миссий.
Отдельными соглашениями был оформлен дипломатический иммунитет межгосударственных организаций и их штата сотрудников, а также представителей государств в этих организациях. Высшим проявлением этого положения является иммунитет представителей стран в ООН и организациях, действующих под эгидой ООН.
Типы иммунитета
По отраслям права выделяются 3 основных типа иммунитета дипломатического лица:
Уголовный иммунитет означает, что лицо не может привлекаться к уголовной ответственности даже в случае совершения им преступления. Также уголовный иммунитет освобождает его обладателя от обязанности содействовать правоохранительным органам принимающей страны в расследовании преступления и в проведении уголовного суда.
Гражданский иммунитет дает его обладателю освобождение от гражданских судебных претензий. На агента нельзя подавать в суд, так как он не может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, морального вреда, уплаты неустоек, принуждения к совершению каких-либо действий и т. д.
Административный иммунитет означает освобождение его обладателя от административной ответственности со стороны государственных органов принимающей страны. К обладателям иммунитета не могут быть применены предупреждения, штрафы, административный арест, выдворение, приостановление деятельности и т. д.
Также дополнительно выделяется 2 типа привилегий: фискальная (налоговая) и таможенная. Фискальная привилегия предусматривает освобождение от уплаты налоговых сборов и пошлин. Таможенная привилегия освобождает физическое или юридическое лицо от обязанности прохождения таможенного досмотра и декларирования.
Дипломатические привилегии и иммунитеты физических лиц
Венская конвенция определяет, что дипломатические агенты обладают полным уголовным иммунитетом:
- Они не могут быть арестованы или задержаны;
- Не могут привлекаться в качестве подозреваемых в рамках расследования уголовного дела;
- Не могут быть обвиняемыми в суде;
- Вправе отказаться от дачи свидетельских показаний в ходе расследования и в суде.
При согласии на дачу показаний дипломатический агент вправе отказаться от явки в компетентные органы и может свидетельствовать в удобном для себя месте. Иммунитет послов и сотрудников посольств не означает, что они полностью освобождены от уголовной ответственности — аккредитующая страна вправе осудить их в суде национальной юрисдикции за совершение преступления в стране пребывания.
Консульский иммунитет не так абсолютен в отношении уголовного судопроизводства. Сотрудник консульства может быть осужден за совершение тяжкого преступления, также он обязан являться в компетентные органы в случае вызова, может привлекаться в качестве свидетеля в суде.
Гражданский иммунитет означает освобождение дипломата от ответственности в виде гражданских исков в его отношении. Дипломат не может привлекаться к гражданской ответственности, за исключением отдельных случаев, когда он выступает в качестве частного лица. Гражданская ответственность применима в ситуациях:
- Вещных исков в отношении недвижимости;
- Исков, касающихся деятельности агента, не относящейся к его официальным функциям;
- Исков в отношении наследства, если агент выступает в качестве одной из сторон наследственного дела.
Административный иммунитет означает, что любые государственные органы и их представители принимающего государства не вправе применять властные полномочия в отношении сотрудника посольства — его жилище и личность неприкосновенны, как и личности членов его семьи. К агенту не могут быть применены меры административной ответственности: штраф, арест, лишение специальных прав, конфискация, выдворение и т. д.
Исключением из административного иммунитета являются исполнительные меры в рамках осуществления гражданского производства по искам, разрешенным в отношении дипломата. Но и в этом случае административные меры не могут посягать на основополагающие права дипломатического агента: неприкосновенность личности агента и его семьи, резиденции и жилища.
Дополнительно выделяется налоговая привилегия дипломата: с него сняты обязанности по уплате любых налогов, сборов и пошлин, за исключением следующих:
- Косвенных налогов, входящих в стоимость товара или услуги;
- Сборов, взимаемых за конкретную разновидность услуги;
- Налогов на частный доход и капиталовложения в стране пребывания;
- Налогов на недвижимое имущество, если агент владеет им как частное лицо;
- Налогов и сборов при наследовании имущества.
Таможенная привилегия предусматривает освобождение дипломатических агентов от прохождения досмотра и декларирования.
Иммунитет дипломатических представительств
Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств распространяются на любое имущество посольств и консульств. Согласно международным соглашениям, оно является собственностью аккредитурющего государства, поэтому выведено из-под юрисдикции государственных органов принимающей страны.
Иммунитет дипломатических представительств предусматривает неприкосновенность:
- Помещений;
- Любого имущества;
- Транспортных средств;
- Корреспонденции;
- Багажа;
- Архивов.
Также представительство освобождено от обязанностей по отношению к фискальным и таможенным органам страны пребывания. К числу привилегий дипломатических представительств также относятся:
- Право на беспрепятственное сношение с центральной организации и другими представительствами в стране;
- Право на вывешивание флага и размещение герба на здании;
- Протокольные привилегии.
Как получить дипломатический иммунитет
Чтобы получить дипломатический иммунитет, необходимо войти в штат зарубежного дипломатического представительства. Это достаточно долгий путь, обычно начинающийся с обучения в МГИМО по специальности «Международные отношения». Лишь став дипломатом и получив назначения в посольство или консульство России за рубежом, можно рассчитывать на использование привилегий и иммунитетов в стране пребывания.
Можно обрести ограниченный иммунитет, получив звание почетного консула, осуществляющего представительские функции. Преимущество этого звания состоит в том, что оно может быть предоставлено лицам без профессионального образования, в том числе и гражданам страны пребывания. Необходимо учитывать, что почетный консул не вправе пользоваться полноценными консульскими привилегиями. Например, он освобождается от налогообложения лишь за вознаграждение или заработную плату, полученные за выполнение своих консульских функций. Остальные налоги и сборы почетный консул обязан оплачивать в полном объеме.
Существует и другой путь обретения иммунитета — стать представителем страны в одной из международных организаций. Еще одна возможность получения дипломатического иммунитета — стать чиновником высшего ранга и отправиться в зарубежную поездку в рамках специальной миссии.
Видео: дипломатические иммунитеты и привелегии
источник
Кто пользуется иммунитетом государства
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов: [5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции. [6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам. [7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii ) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis ).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8] , принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве
В России
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 ГПК [9] и ст. 251 АПК [10] .
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности». [11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось. 8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения. [12]
В США
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях: [13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
источник