Кто пользуется иммунитетом и неприкосновенностью
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2014;
проверки требуют 11 правок.
Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.
Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.
Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях[1]. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.[2], ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.[3] В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР[4].
История института дипломатического иммунитета[править | править код]
В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями.[5] Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.
В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.)[6]. Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.
В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).
Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права[7]. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.
Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.
Содержание дипломатического иммунитета[править | править код]
Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства»[8]. В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.
Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)
Дипломатические представительства[править | править код]
Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.
Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.
В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.[9]
Иные бенефициары дипломатического иммунитета[править | править код]
- Главы государств
- Главы правительств
- Министры иностранных дел
- Должностные лица международных организаций
См. также[править | править код]
- Иммунитет государства
- Дипломатическое право
Примечания[править | править код]
- ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
- ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
- ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
- ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
- ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
- ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Дата обращения 21 декабря 2016.
- ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.
Любой человек открыт для проведения различных действий против него: обыска, ареста, допроса, привлечения к уголовной ответственности и др. Это неприятно каждому, особенно человеку невиновному, однако он может быть вынужден пройти через это.
Однако в обществе есть лица, пользующиеся иммунитетом от уголовного расследования и обладающие неприкосновенностью.
Необходимо отличать лиц, имеющих неприкосновенность таких как: депутаты, министры и дипломаты, от лиц, пользующихся иммунитетом — это адвокаты, врачи, специалисты – психологи, социальные работники и священнослужители.
Неприкосновенность рассматривается как защита от ареста, расследования и привлечения к уголовной ответственности. Она служит для ее обладателя «стеной» от полиции, и следователи могут «добраться» до такого лица только разрушив ее, т.е. после снятия неприкосновенности.
Иммунитет, в противоположность этому, если сказать образно, это как бы сейф для хранения секретов ее обладателя, который сам лично открыт для расследования и ареста, но сейф остается закрытым, и полиция или суд не могут заглянуть внутрь.
Депутаты обладают неприкосновенностью, когда совершают какие-либо действия при выполнении депутатских обязанностей либо для того, чтобы их выполнить. Это относится и ко всем случаям его голосования или высказанного мнения в письменной или устной форме. Закон не конкретизирует, в каких именно случаях действует он как депутат, а в каких нет. В этих случаях депутат обладает полной неприкосновенностью.
Такой вид неприкосновенности (хасинут маутит/инъянит) можно назвать служебной, т.е. призванной обеспечить гарантии депутата при исполнении им служебных обязанностей.
Но есть неприкосновенность процедурная (хасинут диюнит/процедуралит), очень обширная, распространяемая в период исполнения депутатских обязанностей, на каждое его правонарушение, расследование и суд. Не обязательно должна быть связь между правонарушением или обвинением в этом и между выбором как депутат.
Если первый случай неприкосновенности депутата, называемый служебным, призван обеспечить ему свободное исполнение служебных обязанностей, и такой вид известен и в других странах, то второй случай неприкосновенности, упомянутый нами, известен лишь в Израиле.
В этом втором случае, депутат не избегает ответственности за совершенное им правонарушение, но вот судить его возможно, лишь только когда он покинет Кнессет.
Подводя итог, можно сказать о двух главных отличиях депутатской неприкосновенности:
— отличие процедурной неприкосновенности состоит в том, что она начинается с избрания в Кнессет и заканчивается по окончании депутатских полномочий (в то время как служебная неприкосновенность не заканчивается после того как депутат перестает им быть и распространяется на все его действия, которые он совершил, будучи депутатом);
— второе отличие состоит в том, что есть возможность снять процедурную неприкосновенность: юридический советник правительства подает в Кнессет просьбу об этом, где она обсуждается, и в ходе этого заслушивается депутат, с которого просят снять депутатскую неприкосновенность, после чего принимается решение – согласиться с просьбой юридического советника правительства или нет (в случае же служебной неприкосновенности – неприкосновенность снять нельзя).
Неприкосновенность президента и членов правительства
У президента нашей страны также имеются оба вида неприкосновенности, упомянутые выше, т.е. служебная на все то, что связано с исполнением его полномочий, и процедурная – от судебного преследования в отношении других дел, все то время, что он является президентом.
Что касается министров, то как известно, министр может и не являться депутатом Кнессета. Однако закон установил, что и в отношении таких министров неприкосновенность распространятся на них, как будто они депутаты Кнессета.
Дипломатическая неприкосновенность
Это достаточно известный вид неприкосновенности. Распространяется она на представителей иностранных дипломатических миссий, на членов их семей и на работников миссий, если они не являются гражданами Израиля. В отношении этих лиц запрещено проводить обыски, аресты, проверять диппочту и др. Можно отметить, что нельзя также проводить обыски в посольствах, консульствах, домах, где проживают старшие дипломаты. В то же время, не запрещено провести обыск в доме консула.
Неприкосновенность работников ж/д транспорта
Есть значительно меньшая по объему неприкосновенность работников железнодорожного транспорта. Она исходит из понятного принципа, что полиция не может задержать поезд из-за подозрения в отношении машиниста. Поэтому закон установил, что нельзя арестовать служащего машиниста поездной бригады во время исполнения им служебных обязанностей, пока ему не будет подобрана замена. Только если речь идет о серьезном преступлении, максимальное наказание за которое более 10 лет лишения свободы, разрешено арестовать такого работника, даже до его замены.
Иммунитет
Иммунитет – это не неприкосновенность, которая «как бы» отменяет правонарушения и «защищает» от судебного преследования её обладателя. Иммунитет представляет собой право на неразглашение известного данному лицу секрета.
Действительно, закон устанавливает общее правило, согласно которому суд вправе указать каждому свидетелю ответить на любой вопрос, заданный ему, и представить любой документ или предмет (вещь), для раскрытия правды. Однако, есть случаи, когда закон предпочитает охранять секреты, аргументируя, что это более важно, чем открыть правду.
Поэтому существует иммунитет, связанный с некоторыми определенными профессиями, представители которых имеют право сохранять секреты, ставшие им известными, вследствие выполнения своих профессиональных обязанностей.
Адвокат и секреты клиента
Закон предоставляет адвокату такой иммунитет для защиты интересов его клиента. Как известно, очень часто обвиняемый раскрывает правду своему защитнику. Адвокат делает различные записи, которые хранятся в деле клиента в его офисе. И если бы полиция провела обыск, изъяла записи, а затем принудила адвоката выступать в суде как свидетеля, то такое явилось бы нетерпимым. Ибо, ни один клиент бы не доверил своих тайн адвокату из опасения, что полиция раскроет их. Поэтому существует иммунитет в отношениях адвокат-клиент, и закон устанавливает, что адвокат не обязан передавать ничего, ставшее ему известным вследствие выполнения своих обязанностей, что может являться доказательством против его клиента. И адвокат не вправе отказаться от этого иммунитета. Лишь только его клиент может решить о раскрытии секретов, и только он может отказаться от иммунитета адвоката.
Сказанное относится не только к адвокату, представляющему своего клиента по уголовным делам, но и в отношении всех других категорий дел.
Несмотря на это, понятно, что если адвокат находится в сговоре со своим клиентом и вместе с ним совершает преступление, например, уничтожает доказательства, угрожает свидетелям и т.д., то это уже совсем другой вид «отношений» между клиентом и его защитником, и в этом случае нельзя вести речь об иммунитете.
Иммунитет распространяется не только на адвоката, но и на его служащего или стажера. Эти лица также не вправе раскрывать секреты клиента.
Врач и психолог
Врач обязан сохранять секреты своего больного. Он не имеет право их раскрыть без разрешения пациента. В противном случае, он может получить иск от больного или даже быть привлечен к уголовной ответственности, максимальное наказание за которое 6 месяцев лишения свободы. Закон устанавливает, что врач не может отвечать на вопросы и не передает никакого доказательства против своего больного, если речь идет о сохранении секретов.
Секреты, которые стали известны психологу — специалисту вследствие рассказа его клиента, он не имеет права передавать никому. В этом его положение сходно с положением врача. Однако отличие в том, что если персонал врача также обладает иммунитетом, то персонал специалиста психолога им не защищен.
Надо также упомянуть, что в особо серьезных случаях, суд может приказать врачу или психологу рассказать в суде о том, что им стало известно от их клиентов. И это отличается от положения адвоката, когда у суда нет на это полномочий.
Социальный работник
Список представителей, владельцев определенных профессий, защищенных иммунитетом, дополнен также профессией социального работника, который опекает определенного человека. Если социальному работнику становится что-либо известно со слов опекаемого им лица, он не имеет права передавать эти сведения никому. Если он сделает это, несмотря на то, что лицо, опекаемое им, не разрешало ему это, то может быть привлечен к уголовной ответственности, наказание за которое – лишение свободы на срок до 1 года.
Священнослужитель
Священнослужитель не имеет права раскрывать то, что ему стало известно от верующего. В религиозных еврейских процедурах отсутствует понятие исповеди. Поэтому все то, что стало известно священнослужителю от верующего лица, не подлежит раскрытию. Этот иммунитет является окончательным и не подлежит отмене судом, даже если и есть у суда полномочия на это, или же верующий отказался от своего иммунитета. Такое положение отличается от положения адвоката, когда клиент может отказаться, и адвокат будет должен рассказать всё ему известное.
Налоговый служащий
Следует упомянуть об отношениях между уполномоченным по налогам и налогоплательщиком. Закон также устанавливает иммунитет в этих отношениях. Нельзя требовать от этого служащего, чтобы тот раскрыл информацию, ставшую ему известной вследствие налогообложения конкретного лица. Имеется лишь одно исключение из этого, в случае, если последний привлекается к уголовной ответственности за нарушения в налоговой сфере.
Такой иммунитет очень важен, ибо налогообложение – это важная область общественных отношений. Например, представим, что жена, которая разводится со своим мужем, хочет узнать данные из его налоговой декларации. Если бы такого иммунитета не существовало, то она могла бы вызвать в суд, как свидетеля, уполномоченного по налогам, а также просить указать ему на предоставление необходимых документов. Однако, вследствие иммунитета, это делать нельзя.
Журналист и источники информации
Нет специального указания законодателем на данный иммунитет. Однако он существует. Верховный суд страны относится к такому иммунитету как реально существующему и не возражает против него. В соответствие с ним, журналист не раскрывает свои источники информации, пока не получил от клиента разрешения на это. Такой иммунитет очень важен для того, чтобы общественность могла получать необходимую достоверную и независимую информацию.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые отличия, право на иммунитет относится в первую очередь к клиенту, а не представителю этих профессий, и если клиент отказался от своего права на иммунитет, то в этом случае можно раскрыть определенные секреты для установления правды.
Иммунитет государственной безопасности
Часто требуется, чтобы в целях установления истины свидетель раскрыл в суде государственный или военный секрет, что может повредить государственной безопасности. Например, когда от следователей службы госбезопасности требуют раскрыть, каким образом они установили в ходе следствия преступную организацию. Закон позволяет сохранить такие секреты в тайне, однако, иммунитет этот – относительный. Законодатель предусмотрел, что в случаях, когда есть угроза для безопасности страны, глава правительства или министр обороны вправе выдать документ («теудат – хисайон»), в котором указано, что раскрытие данного секрета может повредить безопасности страны. Глава правительства или министр иностранных дел могут также выдать такой документ, указав на возможный вред внешним отношениям страны.
Если указанный документ (теудат хисайон) подан в суд, то у суда нет полномочий требовать раскрытия сведений, составляющих государственную, военную или международную тайну.
Вместе с тем, этот документ можно обжаловать в Верховном суде страны.
Иммунитет в отношении интересов общества
Министр в составе правительства вправе выдать документ об иммунитете, если раскрытие определенной тайны представляет опасность для общества. Но в данном случае, в отличие от того, что говорилось выше, судья, обсуждающий данное дело, вправе сам рассмотреть статус этого документа и решить о возможности открытия тайны.
Версия для
печати
Адвокатская контора «А. Аптекман, адвокаты, судебные исполнители»
Бат Ям, ул. Нисинбаум д. 30 «Бат
Ямон» 3 этаж, офис 314. Телефон:
054-7622000
www.aptekman.co.il