Курсовая работа на тему иммунитет государства и его виды
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа
по Международному частному праву
тема: Иммунитет государства, его виды.
Расчеты с использованием чеков.
План
1. Иммунитет государства, его виды.
2. Расчеты с использованием чеков.
Литература
1. Иммунитет государства, его виды
Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Когда двое находятся в равном положении, один не может осуществлять суверенитет или власть над другим. Это начало международного права выражено в следующем изречении: равный не имеет власти над равным: parinparemnonhabetimperium.
Иммунитет государства в частноправовой сфере есть следствие, проявление, грань суверенитета: равный не имеет власти вообще, в т.ч. и юрисдикции: parinparemnonhabetjurisdictionem.
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов: 1) судебный иммунитет; 2) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска; 3) иммунитет по принудительному исполнению судебного решения; 4) иммунитет собственности государства; 5) иммунитет от применения иностранного права.
Судебный иммунитет – юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношении к другому государству, иначе говоря, не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика. В то же время, если государство обращается с иском в иностранный суд для защиты своих прав, то ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ был бы нарушением суверенных прав государства. Государство может выступить и ответчиком в иностранном суде, но при добровольном согласии[1]
.
Меры по предварительному обеспечению иска. Согласно иммунитету суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, так как эти меры носят принудительный характер. Часто меры по обеспечению иска рассматриваются и принимаются судом еще до возбуждения и слушания дела с участием государства. В любом случае, если такие меры касаются государства и его собственности (арест государственных счетов в иностранных банках, опись имущества, ограничение права государства пользоваться своим имуществом и пр.), то с точки зрения иммунитета они недопустимы.
Меры по принудительному исполнению иностранного судебного решения в отношении государства и его собственности не могут быть приняты любыми органами этого и любого другого иностранного государства. Даже если государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе, решение может быть выполнено им только добровольно. Иммунитет включает право государства на неприменение к нему принудительных мер по исполнению решения.
Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства. Он тесно связан с иммунитетом государства. Указанные выше элементы содержания иммунитета государства, связанные с судебным разбирательством спорного правоотношения с участием государства, прямо направлены на обеспечение неприкосновенности государственной собственности.
Иммунитет о применения иностранного права, который часто называют иммунитетом сделок с участием государства, так как он чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих из сделок. Поскольку государство в силу иммунитета свободно от принудительных мер по осуществлению иностранных законов, административных распоряжений и прочего, то из этого следует, что частноправовые отношения международного характера с участием государства, в частности сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.
Указанные выше отдельные элементы иммунитета взаимосвязаны и вместе составляют содержание иммунитета государства в частноправовой сфере. Вместе с тем иммунитет государства – это его право, вытекающее из суверенитета, но не обязанность. Поэтому государство вправе отказаться от иммунитета, как в целом, так и от какого-либо его элемента.
Выделяют три вида иммунитета:
— абсолютный иммунитет;
— функциональный иммунитет;
— ограниченный иммунитет.
Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность. Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный, и единственное ограничение, возможно было только при условии прямо выраженного согласия государства.
По мере расширения функций государства внутри страны и в международных отношениях он стало все шире выступать в качестве субъекта частноправовой деятельности, и абсолютный иммунитет становился ощутимым препятствием в развитии мирохозяйственных связей, так как контрагенты государства, по сути, лишились прав на судебную защиту своих имущественных прав. В связи с этим в доктрине и в судебной практике появляется идея необходимости ограничения иммунитета государства.
Абсолютный иммунитет не только препятствует развитию коммерческих связей с участием государства, но и часто нереализуем практически. Государство на территории иностранного государства может рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимающее государство готово отказаться от своей юрисдикции. Понятно, что ожидания и реальность могут серьезно расходиться. Поэтому государства, исходящие из абсолютного иммунитета, защищают дополнительно свои права либо условием взаимности, либо возможностью применения реторсий.
Функциональный иммунитет – это вид иммунитета, основанный на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, совершает акт власти, т.е. выступает как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица, занимается коммерческой деятельностью, то тогда оно иммунитетом не обладает. В зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.
Функциональный иммунитет в том виде, в каком он сформулирован в судебной практике, в международно-правовой доктрине, а затем и в ряде национальных законов, обладает целым рядом существенных недостатков, которые не позволили ему стать общепризнанной альтернативой абсолютному иммунитету.
Прежде всего, не установлены какие-либо объективные критерии, с помощью которых можно было бы определенно или хотя бы с существенной долей определенности разграничить деятельность государства как суверена или как частного лица. Чаще всего называется характер операции или её цель.
Второй серьезный дефект функционального иммунитета: государство apriori подчиняется юрисдикции иностранного суда. Даже если суд признает некоммерческий характер деятельности государства и соответственно его иммунитет, то юрисдикция иностранного суда уже состоялась, решение, обязательное для государства, уже вынесено, и тем самым нарушен иммунитет государства.
Еще один серьезный недостаток функционального иммунитета, состоит в том, что суверенитет государства – это имманентно присущее ему качество. Государство и суверенитет, неотделимы друг от друга так же, как и неделим государственный суверенитет. Какую бы деятельность не осуществляло государство, оно всегда выступает как носитель государственной власти. Участвуя в частноправовых отношениях, государство не теряет присущее ему качество властности и суверенности[2]
. Функциональный иммунитет исходит из того, что есть некая сфера отношений, которую не удалось объективно отграничить, в которой государство выступает как частное лицо и соответственно не обладает ни суверенитетом, ни иммунитетом. Он находится в явном противоречии с принципами суверенности и независимости государств, которые являются основополагающим началом международного права и которые пока еще никто не отменял.
Ограниченный иммунитет – вид иммунитета, который исходит из необходимости ограничения иммунитета. В отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа – деление деятельности государства на суверенно-властную и частную, ограниченный иммунитет не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами как на основе двусторонней, так и на многосторонней основе, в том числе универсальной. Идея и основа ограниченного иммунитета заключается в том, что иммунитет – это право государства, вытекающее из его суверенитета, на неприменение к нему иностранной юрисдикции, от которого государство может отказаться как целиком, так и в любой его части. Задача заключается лишь в создании наиболее точных формулировок случаев и обстоятельств, при наличии которых государство не будет пользоваться иммунитетом. Несмотря на всю сложность, как и всякая правотворческая задача, она решаема.
Если государства заинтересованы в развитии нормальных торговых и иных экономических связей, ничто не мешает им при заключении торгового договора сформулировать те случаи, при которых государство, вступая в торгово-экономические отношения с частными лицами, не будет претендовать на иммунитет. То же можно сделать и для более узкой сферы экономических отношений, например при подписании договоров о взаимной защите иностранных капиталовложений и т.д.
Удачным опытом создания правовых основ ограниченного иммунитета на многосторонней основе можно считать Европейскую конвенцию 1972 г., заключенную странами – участницами Совета Европы. Конвенция закрепляет общий принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции и формулирует детализированные исключения из этого принципа. Европейская конвенция является наиболее удачным опытом, но и она не получила большого распространения даже в Европе.
Национальное право в принципе не способно решить комплекс проблем, связанных с иммунитетом государства. Иммунитет представляет собой две взаимосвязанные стороны: с одной стороны, это право государства на неприменение к нему иностранной юрисдикции, а с другой – это отказ государства от своей юрисдикции в отношении иностранного государства. Проблема иммунитета может быть решена тогда, когда ожидание одного государства совпадут с реальностью на территории другого государства. Достижение этого возможно как минимум на двустороннем уровне, т.е. на основе межгосударственного соглашения. Национальные законы, предусматривающие ограничение иммунитета иностранного государства, прямо нарушают его суверенитет и международно-правовой принцип суверенного равенства. С точки зрения международного права национальным законом государство вправе лишь ограничить свой собственный иммунитет, но не может покушаться на иммунитет иностранного государства.
2. Расчеты с использованием чеков
Одной из ценных бумаг, получивших распространение в международных расчетах, является чек. Чек относится к денежным документам строго установленной формы и содержит приказ владельца банковского счета (чекодателя) банку о выплате держателю чека означенной в нем суммы денег по предъявлению чека или в течение срока, установленного законодательством. Правовые нормы, регулирующие использование чеков при международных расчетах, были унифицированы в 1931 г. когда были подписаны Женевская конвенция о единообразном законе о чеках (Единообразный закон о чеках) и Женевская конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о чеках 1931 г. (Женевская конвенция о коллизиях). СССР и затем Россия к указанным конвенциям не присоединились.
На чеке должны быть необходимые реквизиты, отсутствие которых может привести к признанию чека недействительным и не подлежащим оплате. В соответствии с Женевской конвенцией к основным обязательным его реквизитам относятся: наименование «чек» (на том языке, на котором составлен документ), простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму, наименование плательщика, наименование места (банка), в котором должен быть совершен платеж, указание даты и места составления чека, подпись чекодателя.
Чек не служит предметом кредитования, и всякое указание о процентах в чеке считается ненаписанным. Чек оплачивается по предъявлении. Срок его обращения ограничен: чек, который оплачивается в стране его выставления, должен быть предъявлен к платежу в течение восьми дней; если выставление чека и его оплата, происходит в разных странах, то чек должен быть предъявлен к оплате в течение двадцати дней. При этом если место выставления чека и место платежа находятся в разных частях света, то срок предъявления чека к оплате не должен превышать семидесяти дней.
Последнее условие не распространяется на чековое обращение между странами Европы и средиземноморскими странами, т.е. в данном случае срок предъявления чека к оплате не должен превышать двадцати дней.
Если чек выписан в валюте, не имеющей хождения в месте платежа, его сумма может быть уплачена в пределах срока для предъявления чека в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа. Если платеж не был осуществлен по предъявлении, то держатель чека может по своему усмотрению потребовать, чтобы сумма чека была выплачена в местной валюте по курсу, либо на день наступления срока платежа, либо на день платежа. Чекодатель может обусловить, что подлежащая платежу сумма будет исчислена по курсу, обозначенному в чеке. Согласно Единообразному закону о чеках, данное правило не применяется в случаях, когда чекодатель обусловил, что платеж должен быть совершен в определенной указанной в чеке валюте (оговорка эффективного платежа в какой-либо валюте).
Чек относится к категории оборотных документов, для передачи прав по чеку другому лицу нет необходимости прибегать к цессии, они могут быть переданы посредством передаточной надписи – индоссамента, проставляемого на оборотной стороне чека.
Платеж по чеку может быть гарантирован любым другим лицом, кроме плательщика по чеку. Гарантия выражается словами «аваль», «гарантирован» и сопровождается подписью авалиста – лица, принявшего на себя ответственность за платеж. По российскому праву аваль регулируется теми же положениями, что и поручительство, т.е. речь идет о чековом поручительстве.
Для выбора применимого правопорядка о чековых правоотношениях с иностранным элементом была принята конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о чеках. Способность лица обязываться по чеку определяется его национальным законом. Однако лицо, подписавшее чек на территории иностранного государства и признанное способным обязываться по законодательству этого государства, несет ответственность независимо от положений его национального закона. Закон страны, где чек оплачивается, определяет лиц, на которых чек может быть выставлен. Форма, в которой приняты обязательства по чеку, определяется законом той страны, в которой эти обязательства были подписаны. Закон страны, на территории которой были приняты обязательства, вытекающие из чека, определяют действие таких обязательств.
Закон страны, где должен быть оплачен чек, определяет:
— подлежит ли чек оплате по предъявлении;
— срок для представления;
— может ли чек быть акцептован;
— может ли держатель потребовать частичный платеж;
— может ли чекодатель отозвать чек;
— меры, которые должны быть приняты в случае утери или кражи чека.
Форма и сроки протеста и других действий, необходимых для осуществления или сохранения прав по чеку, определяются законами той страны, на территории которой должен быть совершен протест и соответствующее действие.
Литература
Богуславский М. М. Международное частное право: Учебник.— 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Международные отношения, 1994.
Международное частное право: учебник / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г.К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г.К. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
Ушаков Н.А. Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности. – М.: Наука, 1993.
[1]
Это не означает отсутствия правосудия. Заинтересованные лица могут беспрепятственно обратиться с требованиями к государству в суды и другие правоприменительные органы этого государства. В таком случае вопрос об иммунитете не возникает. Можно обратиться к своему правительству для воздействия на иностранное государство по дипломатическим каналам.
[2]
Ушаков Н.А.Юрисдикционные иммунитеты государства и их собственности. М., 1993. С. 82
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
Казанский
филиал
ФАКУЛЬТЕТ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ
СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ
ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине: Международное
частное право
на
тему: Виды иммунитета
государства и
их правовое регулирование
Выполнила: студентка
4 курса
Очного отделения 401 группы
Номер зачетной книжки
Научный руководитель:
Оценка:
Подпись преподавателя:
Казань,
2010г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава
I. Понятие иммунитета государства…………………………………….5
I.I.Правовая
природа иммунитета государства………………………………………………………………………..8
I. II. Сфера
действия иммунитета государства………………………………10
I.III. Содержание
иммунитета государства…………………………………..12
Глава
II. Виды иммунитета государства и их правовое
регулирование………………………………………………………………….17
II.I. Концепция
абсолютного иммунитета государства……………………..18
II. II. Концепция
ограниченного иммунитета государства………………….20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список
использованной литературы…………………………………………25
Введение
Международное сотрудничество многообразно
по формам, сферам осуществления, реализуется
различными видами субъектов, среди которых
выступают и государства. Причем нередко
последние не, только выступают в качестве
субъектов властных отношений, т. е. межгосударственных
отношений публично-правового характера,
регулируемых международным правом, но
и вступают в цивилистические отношения
имущественного либо неимущественного
порядка, являющееся международными частноправовыми
отношениями и подпадающими под действие
международного частного права.
Наряду с физическими и юридическими
лицами государства выступают
субъектом международного частного
права, и эта тенденция усиливается
в связи с глобализацией экономических
связей, например, аренда земельных
участков за рубежом для дипломатических
представительств, эмиссия ценных
бумаг, хранение денежных средств
в иностранных банках, инвестиционные
соглашения.
Государства, участвуя в частноправовых
отношениях с иностранным элементом
пользуется особым правовым режимом,
согласно ему само государство,
его собственность, сделки с
его участием не подчиняются
власти иностранного государства,
т. е. особенностью правового
режима государства в сфере
международного частного права
является наличие иммунитета
от иностранной юрисдикции.
Иммунитет государства
один из краеугольных институтов международного
частного права, определяющих правовое
положение государства в международных
сделках и вообще в частноправовых отношениях
международного характера. Иммунитет,
в соответствии с которым государство
при осуществлении им гражданско-правовых
актов с субъектами национального права
иностранных государств не подсудно иностранным
судам, не подчиняется действию иностранных
законов, освобождается от обеспечительных
и принудительных мер по иску и исполнению
судебного решения, а также ареста и реквизиции
собственности, принято обосновывать
обычно-правовой нормой, вытекающей из
принципов суверенного равенства и уважения
суверенитета государств, действующих
в международном частном праве.
В настоящее время тема выбранной
курсовой работы очень актуальна,
поскольку фундаментальной основой
для понимания иммунитета является
суверенитет государства, принципы
которого непоколебимы и нерушимы.
Цель курсовой работы — виды
иммунитета государства и их
правовое регулирование.
В своей курсовой работе мне хотелось
бы отразить понятие, правовую природу,
сферу действия иммунитета, виды юрисдикционного
иммунитета, рассмотреть содержание основных
теорий иммунитета, а также осветить некоторые
предложения специалистов по их решению.
Глава
I. Понятие иммунитета
государства
Государства достаточно
активно участвуют в различного рода частноправовой
деятельности международного характера
и выступают субъектами международного
частного права. При этом государство,
арендуя имущество, заключая иные сделки
на территории иностранного государства,
пользуется особым правовым режимом, согласно
которому государство, его собственность,
сделки с его участием не подчиняются
власти этого иностранного государства,
т. е. его юрисдикции. Следовательно, особенность
правового режима государства как участника
международной частноправовой деятельности
заключается в его иммунитете от иностранной
юрисдикции.
Юрисдикция вытекает из суверенитета
государства и означает его законодательную,
судебную, административную
власть; объем власти и сферу действия
власти(часто термин «юрисдикция»
используется в узком смысле
слова, как только судебная власть).
В данной главе «юрисдикция» будет использоваться,
как правило, в широком значении, но иногда
— в узком значении как судебная юрисдикция.
Юрисдикция осуществляется государством
в основном в пределах своей территории:
согласно своему суверенитету государство
подчиняет своей власти всех, кто находится,
и все, что на его территории. Для понимания
иммунитета государства необходимо отметить,
что юрисдикция бывает полной и ограниченной.
Полная означает, что государство обладает
властью предписывать определенное поведение
(например, нормами права, административными
распоряжениями и пр.) всем находящимся
на его территории и обеспечивать любыми
средствами реализацию своих предписаний.
Ограниченнаяозначает, что государство
обладает властью предписывать определенное
поведение, но оно ограничено по различным
причинам в использовании средств для
обеспечения реализации своих предписаний.
Неподчинение одного государства юрисдикции
другого никогда не означает полного отказа
этого другого государства от своей юрисдикции.
В отношении к иностранному государству
не могут быть применены принудительные
меры: по принудительному применению закона,
по принудительному привлечению к суду
и пр. Но это не означает полного правового
беспредела, не означает, что иностранное
государство может игнорировать право
государства, на территории которого оно
осуществляет деятельность. Напротив,
Венская конвенция о дипломатических
сношениях 1961 года прямо предписывает
всем государствам, его должностным лицам
осуществлять свою деятельность в соответствии
с законами государства, на территории
которого они находятся, а также соблюдать
местные традиции и обычаи. Иммунитет
включает в себя лишь неприменение принудительных
мер по осуществлению законов, административных
распоряжений, судебных распоряжений
и решений и пр.1
Исходя из этого можно дать определение
иммунитета государства, причем два варианта,
в зависимости от того, с позиций какого
государства его рассматривать, либо с
позиции государства, осуществляющего
деятельность на территории иностранного
государства, либо с позиции принимающего
государства. Термин «иммунитет» происходит
от латинских слов — прилагательного
imrnunus (свободный от чего-либо, освобожденный)
и существительного immunitas (освобождение
от налогов, от службы и т.п.).2
В целом
это будут две стороны одного
и того же явления.
1. Иммунитет
— это право государства на освобождение
от юрисдикции другого государства, т.
е. право на неприменение к нему принудительных
мер со стороны судебных, административных
и иных органов другого государства.
2. Иммунитет
— это частичный отказ государства
от осуществления своей юрисдикции, при
сохранении ограниченной, в отношении
действий и имущества иностранного государства,
т. е. отказ от применения принудительных
мер своими судебными, административными
и другими государственными органами
в отношении иностранного государства.
Итак, особенность
правового положения государства
как субъекта частноправовых отношений
международного характера сводится к
его праву на иммунитет. Причем важно подчеркнуть,
что далеко не во всех случаях участия
государства в международных
частноправовых отношениях оно обладает
правом на иммунитет. Об этом праве можно
говорить лишь тогда, когда данное частное
правоотношение каким-либо образом связано
с территориальной юрисдикцией иностранного
государства: или спор должен
быть рассмотрен в иностранном судебном
органе, или имущество, на которое
нужно наложить арест,
находится на территории
иностранного государства, или трудовой
договор с иностранцем осуществляется
на территории иностранного государства
и т. д. Если частноправовое отношение,
осложненное иностранным элементом,
стороной которого является государство,
осуществляется на территории государства-участника,
то в случае возникновения
спора он рассматривается правоприменительными
органами этого государства на общих основаниях,
и об иммунитете нет речи.
I.I.
Правовая природа иммунитета
государства
Для понимания иммунитета большое значение
имеет его правовое обоснование, его правовая
природа. На первом этапе становления
этого института суды обосновывали право
иностранного государства на иммунитет
международной вежливостью —comitas gentium..
Но уже в начале XIX в. американские суды
рассматривали иммунитет иностранного
государства как сложившийся международно-правовой
обычай.3 Причем исходила ли практика
из вежливости или из международно-правового
обычая, с самого начала существующей
судебной практики независимость, суверенитет
государства служили главным обоснованием
иммунитета. Оппенгейм в курсе международного
права выводит принцип иммунитета из начала
равенства государств, “вследствие чего
ни одно государство не может претендовать
на осуществление своей юрисдикции над
другим. Поэтому, хотя государства имеют
право искать в иностранных судах, к ним,
как правило, не могут быть предъявлены
иски, если только государства по собственной
воле не подчиняются юрисдикции означенных
судов. Это правило применимо не только
к искам, возбужденным непосредственно
против иностранных государств, но и к
косвенным искам; примером иска последнего
вида может служить вещный иск о судне,
находящимся во владении иностранного
государства”. Далее Оппенгейм подчеркивает,
что принцип судебного иммунитета есть
норма международного права, несоблюдение
которой влечет международную ответственность
государств.
Комиссия международного права, изучив
судебную практику и доктрину многих государств,
пришла к выводу о правовой природе иммунитета
государства: «Наиболее убедительные
аргументы в пользу иммунитета государства
можно найти в международном праве, которое
воплощено в обыкновениях и практике государств
принципами суверенитета, независимости,
равенства и достоинства государств. Все
эти понятия, видимо, взаимосвязаны и в
целом составляют прочную международно-правовую
основу иммунитета суверена. Иммунитет
происходит из суверенитета. Когда двое
находятся в равном положении, один не
может осуществлять суверенитет или власть
над другим: «par in parem imperium non habet».4
Само понятие «иммунитет государства»
сложилось в международном праве сначала
в качестве обычной нормы, а затем стало
определяться судебной практикой, законодательством
и международными договорами. Иммунитет
иностранного государства, существующий
в международных отношениях, отличается
от иммунитета государства от предъявления
к нему исков в его собственных судах.
Установление последнего и определение
его пределов входит исключительно в сферу
компетенции государства и определяется
только его законодательством и международными
договорами, заключенными этим государством.