Лица обладающие иммунитетом от уголовной ответственности по упк рф
Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 447 УПК РФ
1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:
1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
6) прокурора;
6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
6.2) руководителя следственного органа;
7) следователя;
8) адвоката;
9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Судебная практика по статье 447 УПК РФ:
Решение Верховного суда: Определение N 5-О10-42СП, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Несмотря на то, что с 21 мая 2007 года было известно, что Плешаня являлся Главой муниципального образования, уголовное дело было возбуждено с нарушением ст. ст. 447, 448 УПК РФ заместителем прокурора, а не прокурором , при этом дело о в отношении неустановленных лиц. Кроме этого на момент возбуждения уголовного дела не было никаких сведений о месте совершения преступления…
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ14-140, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
По мнению заявителя Приказ в оспариваемой части противоречит статьям 447, 448 УПК РФ, так как не содержит указания на особенности производства по уголовным делам в отношении категорий лиц, названных в данных нормах…
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ16-1290, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в решении от 4 февраля 2016 г. № АКПИ15-1427, вступившем в законную силу, исходя из пункта 2 части первой статьи 447 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации в системном единстве со статьей 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», статьей 1 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» судьи военных судов относятся к лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам…
Ст. 447 УПК РФ направлена на установление перечня лиц, обладающих некими привилегиями по сравнению с другими людьми при ведении уголовного процесса. Формирование сводов законов и правил, которыми обязаны руководствоваться граждане, участвуя в общественном взаимодействии, основывается на понимании того, что все члены общества должны быть равны и одинаково честны друг перед другом и перед законом.
Однако законодателю приходится учитывать тот факт, что далеко не все граждане страны «одинаковы», то есть ряд из них может отличаться о других в силу каких-либо особенностей, зависящих или независящих от этих людей. В связи с этим для каждого подобного случая (а они также объединены в отдельные группы) законодательством предусматриваются некие исключения из общих правил и применяемых к преступнику норм. Такие исключения предполагают оговорённое законодателем изъятие определённого круга лиц из общей массы, на которую распространяется норма права.
Многоканальная бесплатная горячая линия
Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Кого и почему наделяют процессуальным «иммунитетом»?
Подчёркивая обязательность соблюдения норм права всеми членами общества безоговорочно, законодатель в то же время выделяет из общей массы лиц, которые при ведении уголовного процесса наделяются своеобразным «льготами».
Например, особым образом рассматриваются дела с участием:
- граждан, возраст которых не достиг совершеннолетия;
- лиц, которые в силу психических отклонений от общепринятой нормы не могут в полном объёме отвечать за свои поступки.
Однако не только возрастные и психологические особенности могут иметь значение при решении вопроса о том, традиционно или в исключительном порядке будет вестись уголовный процесс.
Законодателем отмечено, что отдельные категории граждан, занимающие некоторые должности, должны быть наделены дополнительными гарантиями защиты личности, поскольку выполняемые ими обязанности по службе имеют особое значение для общества. Эти дополнительные гарантии и принято называть «процессуальным иммунитетом».
Такой иммунитет касается лиц, чей род деятельности связан с выполнением публичных обязанностей. Поскольку их род занятий существенно отличается от действий, выполняемых другими членами общества, они изначально наделены некоей неприкосновенностью.
Дополнительные гарантии, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не призваны расширить круг этой неприкосновенности. Их цель – с максимально возможной эффективностью обезопасить таких лиц от возможных преследований уголовного характера, когда для этого нет достаточных причин и оснований. Необходимо это для того, чтобы обеспечить максимально комфортную среду деятельности таких граждан.
Спецсубъекты по УПК РФ перечислены максимально полно в статье 447-й.
К ним относятся:
- Лица, исполняющие депутатские обязанности.
- Лица, занимающие должности судей различного уровня.
- Президенты (настоящий и бывший), кандидаты на эту должность.
- Некоторые сотрудники МВД.
- Адвокаты и их противники прокуроры, а также ряд других должностных лиц.
Однако действующая на сегодняшний день редакция закона подвергается в комментариях критике именно в этой части. Многие считают, что список привилегированных лиц нуждается в сокращении. Это возможно будет иметь последствия в виде внесения изменений в существующее законодательство.
Особенности наделения «иммунитетом»
Четыреста сорок седьмая статья является составной частью 52-й главы УПК. Эта глава рассматривает особенности, характеризующие судебные дела, в которых участвуют, в качестве обвиняемой стороны, перечисленные выше субъекты. Однако данная глава не охватывает всех возможных условий. Поэтому при ведении расследования и судебного разбирательства с участием специальных субъектов права необходимо учитывать не только те критерии, которые названы в данной главе, но и:
- критерии, указанные в актах нормативно правового характера, в которых рассматривается правовой статус таких лиц;
- сумму полномочий, которыми наделено подобное лицо;
- пределы, на которые распространяется действие гарантийного иммунитета.
Это обусловлено тем, что УПК прописывает общие категории, тогда как более конкретные нормативные документы уточняют, в какой мере данные категории распространяются на должностных лиц разного уровня.
Кроме того, при решении вопроса о том, в какой степени обладает льготами человек, совершивший преступление, важно выяснить некоторые временные характеристики:
- Необходимо выяснить точное время, когда у обвиняемого появилось право на дополнительные гарантии и когда он это право утратит.
- Надо знать, когда было начато и окончено преступное деяние.
- Также необходимо учитывать дату, когда правовые органы приняли решение о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела.
Такое внимание к временным признакам вызвано тем, что лица, перечисленные в 447-й статье, как правило, наделены иммунитетом только в период, когда они исполняют свои должностные обязанности, то есть со времени начала их деятельности в данном качестве до времени окончания этой деятельности.
Иными словами, преступные действия лиц и их особенный правовой статус в данном случае неразрывно связаны.
Кроме того, при расследовании преступлений, инициаторами или исполнителями которых являются личности, ранее обладавшие статусом спецсубъектов, необходимо учитывать и ещё одну временную закономерность. А именно нужно выяснить, было ли совершено преступления в то время, когда они имели правовые привилегии или уже после окончания этого периода. Иногда значение имеет даже срок, который прошёл с того момента: месяц, год или больший период.
Кроме того, для каждой отдельной группы специально обозначенных лиц законодателем предусмотрен особый порядок, в соответствии с которым выясняется:
- является ли преследование данного лица обоснованным;
- существует ли законная база такого преследования;
- кем оно должно осуществляться;
- каковы условия внесения представлений и т. п.
Выяснение каждого из перечисленных пунктов осуществляется в особом режиме, этим и обеспечивается соблюдение неприкосновенности данных категорий граждан.
Иммунитет с точки зрения права
Механизм, в соответствии с которым происходит преследование уголовного характера лиц, наделённых правовым иммунитетом, регулируется статьями 52-й главы УПК, а также статьями 144-147 и 171 данного кодекса, но только во взаимосвязи с нормативными документами, подробно характеризующими особый статус лиц с преимуществами правового плана.
Что же представляет собой правовой иммунитет для спецсубъектов уголовного права? Прежде всего, это элементарное усложнение процедуры возбуждения уголовного разбирательства или преследования в отношении таких граждан.
Например, для ведения каких-либо уголовных мероприятий с участием таких лиц инициатору этих мероприятий необходимо получить разрешение у соответствующего лица, дающее возможность проводить определённые действия по расследованию или преследованию.
Такими лицами в разных ситуациях могут быть:
- председатель СК нашей страны (когда дело рассматривается, например, в отношении прокурора);
- его заместитель (если обвиняется сам председатель СК);
- руководитель следственного органа СК РФ в отдельно взятом субъекте страны (когда, например, речь идёт о депутатах).
Зависит это от того, какое должностное лицо становится объектом разбирательства. Инициатором разбирательства может стать потерпевший или его представитель. Последний может действовать по доверенности, заверенной у нотариуса.
Характерно, что подобное согласие ни в какой мере не может быть чисто формальным. Выдача подобного согласия предполагает проведение ряда необходимых мероприятий и действий тем, кто обязан решить вопрос о выдаче или невыдаче согласия на дальнейшее разбирательство.
Чтобы выдать разрешение для ведения уголовного дела в отношении специальных субъектов, уполномоченное лицо должно тщательно проверить:
- Имеет ли место преступление, о котором говорится в заявлении.
- Имеются ли реальные причины считать спецсубъекта причастным к совершению данного преступления.
- Позволяют ли временные сроки применить к обвиняемому лицу льготные санкции. То есть выяснение того, когда он стал их обладателем или же когда утратил их.
- Позволяют ли имеющиеся доказательства привлечь для разбирательства фигуру данного специального субъекта.
Отсутствие такой проверки лишает «льготника» его законных прав и не может гарантировать истинную неприкосновенность.
При этом необходимо строго соблюдать определённые законом сроки рассмотрения заявление на получение разрешения проводить расследование, осуществлять обыск, реализовывать задержание и т. п., установленные практикой современного судопроизводства.
Строение обращения для получения разрешения на ведение уголовного расследования в отношении перечисленных в 447-й статье лиц, его форма не определены в законодательстве. Однако важен факт обязательной проверки сведений, перечисленных в заявлении, для выдачи необходимого разрешения или отказе в выдаче.
СТ 447 УПК РФ
1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:
1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
6) прокурора;
6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
6.2) руководителя следственного органа;
7) следователя;
8) адвоката;
9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.
Комментарий к Статье 447 Уголовно-процессуального кодекса
1. Нормы гл. 52 УПК РФ являются результатом дифференциации уголовно-процессуальной формы в сторону ее усложнения и представляют собой определенные изъятия в общем порядке производства по уголовным делам, предусмотренные для указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ лиц. Более подробную характеристику и обоснование причин закрепления в гл. 52 УПК РФ специальных правил производства по делам в отношении отдельных категорий лиц можно выделить, исходя из правовых позиций Конституционного Суда РФ. Так, в одном из определений Конституционного Суда РФ содержится следующая правовая позиция: «Нормы главы 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целом предусматривают специальный — усложненный — порядок возбуждения уголовных дел и производства по ним в отношении указанных категорий лиц, предоставляющий им дополнительные процессуальные гарантии, которые, не исключая уголовную ответственность за совершенные преступления, посредством определенного усложнения процедур уголовного преследования обеспечивают их защиту при осуществлении публичных профессиональных обязанностей» <1>.
———————————
<1> См., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N 962-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Довгия Дмитрия Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 62 части первой статьи 447 и пунктом 10 части первой статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // .
2. Для определения статуса должностного положения лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, необходимо обращаться к соответствующим нормативным правовым актам. Однако следует отметить, что законодательство Российской Федерации не всегда содержит однозначные дефиниции для всех отдельных категорий лиц, дающие точные формулировки их должностей. И для того, чтобы не допустить процессуальных нарушений при производстве по уголовному делу, требуется изучение специального законодательства, регулирующего профессиональную деятельность таких лиц, где особое внимание следует уделять признакам правового статуса, присущим каждой должности, выделенной в ч. 1 ст. 447 УПК РФ.
Можно дать следующие определения для отдельных категорий лиц, закрепленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ.
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74.
Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — лицо, избранное гражданами Российской Федерации, проживающими на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации <1>.
———————————
<1> См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 3 февраля 2015 г.) // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
Депутат — лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <1>.
———————————
<1> См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 24 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
Член выборного органа местного самоуправления — лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования) <1>.
———————————
<1> См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Выборное должностное лицо органа местного самоуправления — должностное лицо органа местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения <1>.
———————————
<1> См.: Там же.
Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе <1>.
———————————
<1> См.: Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2014 г.) // РГ. 1992. N 170.
Присяжный заседатель — лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта (п. 30 ст. 5 УПК РФ). Кроме того, необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», в соответствии с которыми на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», п. 1 (за исключением абз. 3, 4 и 6) и абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п. п. 1, 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 16 Закона РФ от 26 июля 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» <1>.
———————————
<1> Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3528.
Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, наделенные в порядке, установленном Федеральным законом от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений <1>.
———————————
<1> Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (в ред. от 4 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2288.
Председатель Счетной палаты Российской Федерации — лицо, назначенное на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на шесть лет, осуществляющее руководство деятельностью Счетной палаты РФ, организующее ее работу в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты РФ и представляющее Счетную палату РФ внутри страны и за рубежом <1>.
———————————
<1> См.: ст. 7 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1649.
Заместитель председателя Счетной палаты Российской Федерации — лицо, назначенное на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на шесть лет, выполняющее должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты РФ, исполняющее в отсутствие председателя Счетной палаты РФ его полномочия, по поручению Председателя Счетной палаты РФ представляющее Счетную палату РФ внутри страны и за рубежом <1>.
———————————
<1> См.: ст. 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1649.
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации — должностное лицо, возглавляющее направление (направления) деятельности Счетной палаты Российской Федерации <1>.
———————————
<1> См.: ст. 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1649.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — гражданин Российской Федерации, назначенный на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами <1>.
———————————
<1> См.: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. от 12 марта 2014 г.) // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий — глава Российской Федерации, прекративший в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение своих обязанностей <1>.
———————————
<1> См.: Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (в ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 617.
Кандидат в Президенты Российской Федерации — лицо, выдвигающее свою кандидатуру на должность Президента РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» <1>.
———————————
<1> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в ред. от 24 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171.
Прокурор — Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции <1>.
———————————
<1> См.: Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
Председатель Следственного комитета Российской Федерации — лицо, возглавляющее Следственный комитет РФ, которое несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом РФ задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности <1>.
———————————
<1> См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 15.
Руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК РФ).
Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ (п. 41 ст. 5 УПК РФ). Кроме того, здесь необходимо принимать во внимание еще и положения ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», где указано, что следователь — следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам, следователь-криминалист, старший следователь-криминалист <1>. Понятие «следователь-криминалист» содержится в п. 40.1 ст. 5 УПК РФ.
———————————
<1> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 15.
Адвокат — лицо, получившее в установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
Член избирательной комиссии — член коллегиального органа, формируемого в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», организующего и обеспечивающего подготовку и проведение выборов <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
Член комиссии референдума с правом решающего голоса — член коллегиального органа, формируемого в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», организующего и обеспечивающего подготовку и проведение референдума.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации <1>.
———————————
<1> См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 24 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
3. В случае если гл. 52 УПК РФ не содержит специальных изъятий, предусматривающих особенности производства по уголовным делам в отношении субъектов, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, то в отношении данных категорий лиц применяются общие правила производства по уголовным делам, регламентированные УПК РФ. Однако в отдельных случаях следует обращать внимание на нормы законодательства, регулирующего деятельность отдельных категорий лиц, в связи с содержащимися в них дополнительными гарантиями, предусмотренными для них, которые отсутствуют в УПК РФ.
Например, в соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» не допускаются задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей и используемых ими транспортных средств, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления <1>. В то же время ст. 449 УПК РФ не включает руководителя следственного органа и следователя в число лиц, на которых распространяется действие специальных правил при задержании.
———————————
<1> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 15.
4. На основании подп. «б» п. 1 ч. 2 и п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ производство предварительного расследования по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, отнесено к компетенции следователей Следственного комитета РФ.