Лица пользующихся иммунитетом от уголовного преследования
К числу таковых, в частности, относятся: главы дипломатических миссий (послы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), дипломатические агенты, посланники, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, торговые представители, консульские должностные лица и т. д. Дипломатические иммунитеты, в том числе личная неприкосновенность, распространяются также на членов семей дипломатических сотрудников. Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве является основным, но не единственным. Наряду с ним выделяется принцип гражданства.
В русском уголовном праве данный принцип именовался принципом личного подчинения, суть которого состояла в том, что на какой бы территории подданный государства ни совершил преступление, он должен нести за него уголовную ответственность по законам своей страны. Процедура действия института иммунитетов и привилегий установлена уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, где расписан перечень так называемых отдельных категорий лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Расследование осуществляется в форме предварительного следствия, производство предварительного расследования в форме дознания запрещено.
Приведите перечень лиц пользующихся иммунитетом от уголовного преследования
Положение названных нормативных правовых актов определяют понятие статуса этих лиц, объем и пределы предоставляемых этим лицам специальных гарантий. В свою очередь УПК впервые выделил раздел, в котором системно содержатся особенности порядка применения норм указанных выше правовых актов в уголовном судопроизводстве в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением отдельных категорий лиц к уголовной ответственности, применением мер процессуального принуждения, производства отдельных следственных действий и направления дела в суд (ст.52).
Самая же распространенная классификация производится по субъектам, обладающим соответствующим иммунитетом.
В рамках данной классификации первым идет такой вид иммунитета, как иммунитет государства. Иммунитет государства от иностранной юрисдикции — принцип международного права, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства, а его имущество подвергнуто мерам принудительного характера.
Значительно шире иммунитет у судей.
Согласно ст. 16 Федерального закона «О статусе судей Российской Федерации 11 личность судьи неприкосновенна. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.3) представители органов судебной власти: судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжные и арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия;Современные правовые иммунитеты весьма многообразны.
Их можно классифицировать по различным критериям.
Привлечение лица к уголовной ответственности в судопроизводстве следует отождествлять с осуществлением в отношении конкретного субъекта реального воздействия, т. е. уголовного преследования, связанного с ограничением его прав.
Таким образом, начальным этапом уголовного преследования лиц, обладающих иммунитетами первой группы (не связанными с ограничением прав специальных субъектов), следует считать рассмотрение сообщения о преступлении. Лица обладающие привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования? Особенность иммунитета на данной стадии заключается в следующем. Независимо от того, в какой орган подано сообщение о преступлении, совершенном специальным субъектом, после установления его статуса материалы обязательно передаются в органы прокуратуры.
Проведенный автором анализ законодательного закрепления института иммунитетов от уголовного преследования, степени его теоретической проработки, а также проблем практического применения свидетельствует о необходимости единого толкования норм данного института, а также о целесообразности унификации различных форм неприкосновенности. Иммунитеты от уголовной ответственности рассматриваются в качестве института уголовно-процессуального права, который предусматривает самостоятельный порядок возбуждения уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, задержания, избрания меры пресечения и производства следственных действий в отношении лиц, указанных в ст. 447 Кодекса. Отсутствие единого толкования терминов «уголовное преследование и «привлечение к уголовной ответственности», безусловно, приводит к возникновению ряда противоречий между нормами УПК РФ, посвященными производству по уголовным делам в отношении специальных субъектов, и положениями других федеральных законов, также регламентирующих иммунитеты указанных лиц.
Иммунитеты от уголовного преследования
Рассматривая содержание иммунитетов, следует прежде всего исходить из их соответствия принципам равенства всех граждан перед законом и судом, в том числе когда речь идет о лицах, упомянутых в Конституции России.
Однако если согласие не будет получено, а лицо будет продолжать преступную деятельность, препятствовать установлению истины по делу, можно будет вновь обратиться в соответствующий орган для решения вопроса о применении меры пресечения.
Поэтому и ставится вопрос о ликвидации депутатской неприкосновенности вообще. Думается, что институт депутатской неприкосновенности необходим, но в разумных пределах. Эти нормы ни в коем случае не должны способствовать освобождению от любого вида ответственности депутатов, если в их действиях содержатся признаки состава преступления. Положение о лишении неприкосновенности касается только депутатов.
Однако нормы, регламентирующие порядок производства в отношении депутатов, еще не разработаны и не введены в УПК. В то же время, например, в УПК ФРГ такие статьи имеются, в частности § 152а «Уголовное преследование депутатов». определить не только сроки и режим, но и законность пребывания иностранного гражданина в России;Независимо от статуса иностранных граждан производство по делу с их участием отличается серьезными особенностями. Батлер У. Ю. Производство по делам с участием иностранных лиц в международном процессуальном праве России и Белоруссии / У. Ю. Батлер, Н. Ю.
Ерпылева // Гос-во и пpаво. — 2005. — № 7. — С. 31-32 Наличие иммунитета не является гарантией безнаказанности, а служит основанием для более детального разбирательства в том случае, если носитель иммунитета нарушил закон. Следователь, адвокат, прокурор, член избиркома, депутат или судья будут нести ответственность за преступление без каких-либо изъятий, однако их особый правовой статус и его значение для обеспечения основных прав и свобод других граждан обуславливают максимально ответственный подход к процедуре привлечения к ответственности. Положения этих законодательных актов определяют понятие статуса, объем и пределы предоставляемых гарантий. Какие лица не обладают иммунитетом от уголовного преследования? А УПК устанавливает порядок применения норм в уголовном судопроизводстве в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением к уголовной ответственности, направлением дела в суд.
Нормы правового иммунитета в таких законодательных актах — обособленные, образующие самостоятельный институт исключительного права. 8) иные лица в соответствии с международным договором Республики Казахстан.2) на основе взаимности сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств и члены их семей, проживающие совместно с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами Республики Казахстан или не проживают постоянно в Казахстане, главы консульств и другие консульские должностные лица в отношении деяний, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан; Глаеа XXXV. Производство по делам в отношении отдельных категорий лицПроцессуальный иммунитет указанных лиц обусловлен в ряде случаев наличием их особого правового статуса и базируется на нормах международного права, Конституции РФ и федеральном законодательстве.
Если первый случай неприкосновенности депутата, называемый служебным, призван обеспечить ему свободное исполнение служебных обязанностей, и такой вид известен и в других странах, то второй случай неприкосновенности, упомянутый нами, известен лишь в Израиле. Министр в составе правительства вправе выдать документ об иммунитете, если раскрытие определенной тайны представляет опасность для общества. Но в данном случае, в отличие от того, что говорилось выше, судья, обсуждающий данное дело, вправе сам рассмотреть статус этого документа и решить о возможности открытия тайны.
Key words: diplomatic inviolability, consular inviolability, commencement of prosecution, generally recognized principles and forms of the international law, international treaties of the Russian Federation. Ключевые слова: этническая преступность, незаконная международная миграция, миграционные службы, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные меры, ведомственный нормативный акт, оперативные подразделения органов внутренних дел. д.) дипломатический агент — есть глава представительства или член дипломатического персонала представительства;
- а) глава представительства — есть лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве;
- б) сотрудниками представительства- являются глава представительства и члены персонала представительства;
- в) членами персонала представительства — являются члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства;
- г) членами дипломатического персонала — являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг;
Так, в соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.[3], иммунитетом от уголовной юрисдикции пользуются глава дипломатического представительства, члены дипломатического представительства, имеющие дипломатический ранг, члены их семей, живущие вместе с ними и если они не являются гражданами государства пребывания. Они не могут быть подвергнуты аресту и задержанию.
Государство пребывания обеспечивает их безопасность. Термин «иммунитет» происходит от латинского слова immunitas — освобождение от чего-либо (на практике чаще всего имеется в виду освобождение от ответственности).
Проблемы служебного (должностного) иммунитета в российском уголовном процессе
Сидорова Н. В., Саламатова Е. И. Проблемы служебного (должностного) иммунитета в российском уголовном процессе // Молодой ученый. 2014. №2. С. 600-601. URL https: //moluch.ru/archive/61/9143/ (дата обращения: 01.05.2019).
По нашему мнению, особый порядок возбуждения уголовного дела, осуществление уголовно-процессуального задержания и применения некоторых мер принуждения, а также особый порядок производства ряда следственных действий, содержат скорее не изъятия, а дополнение общего порядка, поэтому более уместно будет употреблять понятие «привилегия».
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 21 декабря 2013 г. // Российская газета. — 2001. — № 249.1. Приведите перечень лиц пользующихся иммунитетом от уголовного преследования? Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 445. С нашей точки зрения, использование понятия «служебный иммунитет для раскрытия установленных особенностей при производстве по уголовному делу для некоторых категорий лиц, является не совсем корректным.
Термин «иммунитет происходит от латинского слова «immunitas — освобождение от чего-либо, и означает исключительное право не подчиняться некоторым общим законам [6. c. 244]. Устанавливая уголовно-процессуальный иммунитет, государство преследует цель ввести определенные изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.
Вопросы обеспечения допустимости доказательств в уголовном процессе — М
Иммунитеты, обусловленные установленной законодательством регламентацией отдельных видов тайн.
Субъекты, на кᴏᴛᴏᴩых распространяется дипломатический иммунитет, по нашему мнению, должны быть конкретизированы в ст. 33 УПК.
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со п. 10 ст. 16 Федерального Закона РФ от 31.12.1999 N 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, а член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации — без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п.5 ст. 35 названного закона зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. При этом до тех пор, по нашему мнению, при разрешении подобных коллизий следователям и прокурорам следует признавать допустимым допрос журналистов поскольку, во-первых, УПК такой запрет не содержит, а во-вторых речь в данном случае идет о допросе, а не об истребовании документов, как то вытекает из ст.41 названного закона.
Иммунитет как основание освобождения от уголовной ответственности (А
По сфере действия иммунитеты могут быть: общеуголовными (распространяются в отношении любого совершенного преступления); частноуголовными (определены для тех или иных лиц при совершении определенного круга преступлений, например, свидетельский иммунитет, закрепленный в примечании к ст. 308 УК РФ).
Иммунитет как основание освобождения от уголовной ответственности
Депутаты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты представительных органов субъектов Российской Федерации, а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации не могут быть привлечены к уголовной ответственности за мнение или позицию, высказанные при голосовании, независимо от истечения сроков, установленных в статье 78 настоящего Кодекса».1. Лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно обладает иммунитетом от уголовной ответственности, установленным федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Уголовно-правовой иммунитет распространяется на строго определенные категории лиц, означая исключение из принципа равенства граждан перед законом. Это исключение может быть обусловлено только особым правовым статусом лица.
Подобные исключения должны быть всегда социально обусловлены и эффективны, так как помогают добиваться наиболее точного регулирования общественных отношений.
Читайте другие статьи на сайте:
- Ответственность за заведомо ложное заключение эксперта по гражданскому делу
- Возбуждение дела в суде элементы предварительного следствия в судебнике
- Образец ходатайства о переводе из колонии общего режима в колонию поселение
- Российского центра по примирению враждующих сторон на территории сирии
- Судебная практика угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!
В 2007 году, после ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, Россия обязалась отчитываться перед международным сообществом о борьбе с коррупцией.
Летом 2008 года эксперты организации Совета Европы — Группа государств против коррупции (Greco) выдали России 26 рекомендаций, об исполнении которых наша страна должна проинформировать Страсбург до 30 июня. Среди еще не выполненных рекомендаций — сокращение числа так называемых спецсубъектов — лиц, пользующихся иммунитетом против уголовного преследования.
Им пользуются депутаты и судьи всех уровней, члены Счетной палаты, омбудсмен, члены избиркомов, кандидаты в депутаты и президенты, экс-президент, следователи, адвокаты и прокуроры. В 2008 году депутаты Госдумы предложили снять иммунитет со следователей, адвокатов, прокуроров и членов избиркомов. Не исключено, что эту инициативу поддержат сейчас, так как времени на исполнение требований Greco осталось немного.
Оценить депутатскую инициативу мы попросили главу Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолия Лыскова и председателя Комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексея Волкова.
Анатолий Лысков: Все равны перед законом
Начиная с мая 2008 года — периода объявления президентом Дмитрием Медведевым наступления на коррупцию, появляется большое число предложений об исключении иммунитетов из существующей практики. В основе лежит идея равенства всех перед законом, что прямо предусмотрено в статье 10 Конституции РФ.
Часть общества рассматривает иммунитет как нечто такое, что освобождает людей, занимающих определенные должности, от любой ответст венности и в особенности — от уголовной. Отсюда и возникают предложения.
Содержание понятия «иммунитет» требует уточнения. По действующему законодательству — это не освобождение от ответственности, а особая или специально оговоренная процедура возбуждения и расследования уголовных дел, а также привлечения таких лиц в качестве обвиняемых и применения к ним мер пресечения. Именно в рамках такой процедуры привлекаются к ответственности следователи, адвокаты, прокуроры, члены избирательных комиссий. Так, в соответствии со статьей 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого в отношении прокурора или следователя принимается вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ, а в отношении адвоката — руководителем следственного органа СКП по субъекту РФ.
Не уверен, что подобный порядок следует менять в угоду групповым интересам даже под предлогом борьбы с коррупцией. Именно действующая процедура защищает от произвола и действий коррупционного характера. Иммунитетом же в прямом смысле пользуются только действующий президент России, дипломаты и консулы других государств.
Алексей Волков: Защита от «телефонного права»
Закон един для всех. Это значит, что обязательно должны соблюдаться его требования, а за неисполнение этих требований — всегда наступать ответственность. Можно вести диалог, достаточно ли обоснованны исключения из общих правил, позволяют ли гарантии иммунитета решить вопрос о привлечении к ответственности его носителя, если он своими действиями нарушил закон.
В настоящее время специальный статус установлен в отношении 20 категорий субъектов более чем в 20 законодательных актах — Конституции, федеральных законах, в том числе о статусе парламентариев, о Конституционном суде, о судебной системе и статусе судей.
Положения этих законодательных актов определяют понятие статуса, объем и пределы предоставляемых гарантий. А УПК устанавливает порядок применения норм в уголовном судопроизводстве в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением к уголовной ответственности, направлением дела в суд. Нормы правового иммунитета в таких законодательных актах — обособленные, образующие самостоятельный институт исключительного права.
Правовой институт неприкосновенности возник не сам собой. Исходя из установлений Конституции особый правовой статус так называемых спецсубъектов необходим и является условием защиты публичных интересов от вмешательств, связанных с характером выполняемых ими профессиональных функций.
Наличие иммунитета не является гарантией безнаказанности, а служит основанием для более детального разбирательства в том случае, если носитель иммунитета нарушил закон. Следователь, адвокат, прокурор, член избиркома, депутат или судья будут нести ответственность за преступление без каких-либо изъятий, однако их особый правовой статус и его значение для обеспечения основных прав и свобод других граждан обуславливают максимально ответственный подход к процедуре привлечения к ответственности.
На сегодняшний день баланс между гарантиями неприкосновенности и возможностью привлечения к ответственности за противоправные деяния в целом соблюдается. Однако процедуры решения вопросов о виновности носителя и привлечения к ответственности могут оказаться устаревшими по сравнению с опытом других государств.
По этой причине вопрос применения упрощенных процедур не снят с повестки и его решение будет зависеть от результатов анализа зарубежного опыта. С учетом реалий сегодняшнего дня, ангажированности правоохранительных органов, «телефонного права» и других моментов, по моему мнению, целесообразно сохранить действующий порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, депутатов региональных законодательных собраний, судей всех уровней и следователей. Кстати, этот порядок значительно упрощен.