Личные привилегии и иммунитеты дипломата
Согласно международному и национальному праву дипломатические представительства и их сотрудники пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями.
Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под гражданскрй, административной и уголовной юрисдикции государства пребывания. Дипломатические привилегии — это различные льготы и преимущества. Которые рядовым иностранцам не предоставляются.
Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на:
1) привилегии и иммунитеты диппредставительства и 2) личные иммунитеты и привилегии дипломатов.
К иммунитетам и привилегиям дипломатического представительства относятся:
1. Неприкосновенность помещений дипломатического представительства. Под помещениями понимаются здания или их части, используемые для целей представительства, включая резиденцию его главы, а также обслуживающий это здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянку. Их неприкосновенность означает, что власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.
Государство пребывания обязано предпринимать надлежащие меры для защиты помещений представительства от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Нередко возникает вопрос: что делать в случае форс-мажорных обстоятельств — пожара, наводнения, захвата помещения террористами?
Международное право не разрешает использовать институт неприкосновенности помещения дипломатических представительств в качестве убежища лиц, преследуемых властями государства пребывания.
2. Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.
3. Помещения представительств, как собственные, так и арендованные, обладают фискальным иммунитетом, т.е. освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания.
4. Закреплена неприкосновенность архивов и документов дипломатических представительств в любое время и в любом месте.Это касается и периода разрыва дипломатических отношений между государствами, в том числе и в связи с вооруженным конфликтом между ними. Официальная корреспонденция дипломатических представительств также неприкосновенна. Поэтому пользуются иммунитетом дипкурьеры во время доставления ими диппочты по назначению.
Привилегии дипломатических представительств:
1. Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительства (ст. 29 Венской конвенции 1961 г.).
2. Таможенные привилегии, т. е. право ввозить на территорию государства пребывания и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера (п. «а» ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст. 299 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).
3. Свобода сношений со своим государством, его диппредставительствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.
К личным иммунитетам и привилегиям относятся:
1. Неприкосновенность дипломатов. Они не могут быть задержаны или тем более арестованы. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.
2. Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции.
3. Если дипломат находится за рулем автомобиля и нарушает правила дорожного движения…
4. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания — уголовной и гражданской. Следственные органы этого государства не должны возбуждать уголовные дела в отношении дипломатов, а его суды не могут такие дела рассматривать. Вместе с тем власти страны пребывания могут обратиться к высшим органам государства дипломата о снятии с пего иммунитета от уголовной юрисдикции в случаях совершения тяжких преступлений. Чаще всего речь идет о совершении дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут люди.
В редких случаях власти страны дипломата идут на то, чтобы снять с него иммунитет от уголовной юрисдикции.
5. Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления исков:
1) по частному недвижимому имуществу дипломата, которое находится на территории государства пребывания;
2) по наследованию, когда дипломат выступает как частное лицо;
3) относящихся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
6.Дипломаты не обязаны давать свидетельские показания. Однако ничто не препятствует им это делать, если они сами того пожелают. Естественно, дипломаты пользуются иммунитетом от административной юрисдикции.
7. Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможенными властями государства. Исключение составляют случаи, когда есть серьезные основания полагать, что в багаже дипломата содержатся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза.
Привилегии дипломата:
1) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государстве пребывания, кроме косвенных налогов, налогов на наследство и ряда сборов;
2) освобождение от всех трудовых, государственных и военных повинностей;
3) освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов (ст. 36 Венской конвенции 1961 г. Следует отметить, что дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением гражданской и административной юрисдикции, которая на последних не распространяется. Обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Он освобожден от налогов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.
Нормы Венской конвенции 1961 г. о личных привилегиях и иммунитетах являются общими для всех дипломатов – и главы дипломатического представительства, и дипломатических агентов.
Неприкосновенность личности: дипломаты не подлежат аресту и задержанию ни в какой форме; даже судебное решение не может быть основанием ареста, заключения или содержания под стражей. Государство пребывания обязано относиться к дипломатам с уважением и принимать все надлежащие меры для предотвращения любых посягательств на их личность, свободу и достоинство.
Власти государства пребывания обязаны не только сами воздерживаться от оскорбления и насилия по отношению к дипломатам, но и ограждать их от оскорблений и насилия со стороны других лиц. Конкретизация этой общей нормы – Конвенция 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся дипломатической защитой, в том числе дипломатических агентов.
Неприкосновенность жилища – частные резиденции дипломатов пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение самого дипломатического представительства. Неприкосновенны корреспонденция и другие бумаги дипломатов. Их транспортные средства не подлежат аресту и задержанию.
Дипломаты пользуются полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания – местные суды и правоохранительные органы не вправе принимать к производству и возбуждать уголовные дела против дипломатов. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Только государство аккредитования может своей волей лишить дипломата этого иммунитета.
Дипломаты пользуются иммунитетом и от гражданской юрисдикции государства пребывания, за исключением:
- – вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории государства пребывания, если дипломат не владеет этой недвижимостью от имени аккредитующего государства для целей дипломатического представительства;
- – наследственных исков, в которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя наследственного имущества, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени государства аккредитования;
- – исков, относящихся к профессиональной или коммерческой деятельности дипломата, осуществляемой им на территории государства пребывания за пределами своих официальных функций. В принципе, дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды (ст. 42 Венской конвенции 1961 г.);
- – если дипломат сам выступает истцом в суде государства пребывания либо предъявляет встречный иск, он автоматически отказывается от своего судебного иммунитета.
Иммунитет от административной юрисдикции – дипломаты не могут быть подвергнуты штрафу и иным административным взысканиям. В случае совершения дорожно-транспортного происшествия дипломат не может быть оштрафован, против него нельзя возбудить дело о возмещении ущерба, принять какие-либо принудительные меры. В подобной ситуации можно предъявить претензии через министерство иностранных дел государства пребывания.
Фискальный иммунитет – дипломаты освобождены от уплаты налогов, сборов и пошлин, государственных, муниципальных и районных, за исключением косвенных налогов, налогов на наследство и на частное недвижимое имущество, сборов за конкретные виды обслуживания.
Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для личных нужд дипломата и членов его семьи в государстве пребывания, при ввозе и вывозе освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата не может быть подвергнут таможенному досмотру, если только нет оснований полагать, что в багаже провозятся запрещенные предметы.
Все эти привилегии и иммунитеты распространяются и на членов семьи дипломата, проживающих совместно с ним и не являющихся гражданами государства пребывания. Преамбула Венской конвенции 1961 г. – привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного функционирования дипломатического представительства как органа государства. В случае совершения дипломатом серьезного правонарушения он признается нежелательным лицом, и государство аккредитования обязано отозвать его.
Административно-технический персонал дипломатического представительства и члены их семей, проживающие совместно и не являющиеся гражданами государства пребывания, пользуются личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, фискальным иммунитетом и таможенными привилегиями. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции предоставляется этим лицам только в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.
Члены обслуживающего персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин с их заработка и пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Во многих двусторонних соглашениях предусмотрено предоставление на взаимной основе полного объема дипломатических привилегий и иммунитетов административно-техническому и обслуживающему персоналу (договоры США – Канада, США – Великобритания, США – Россия).
Дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются с момента прибытия на территорию государства пребывания до момента выезда с этой территории (даже при начале военного конфликта). Если сотрудник дипломатического представительства при выполнении своих служебных функций совершил противоправное деяние, его иммунитет продолжает действовать и после окончания дипломатической службы. Бывший дипломат, приезжая на территорию государства, где он ранее пользовался иммунитетами, не может быть привлечен к ответственности за деяния, совершенные им при нахождении на дипломатической службе. Однако бывший дипломат может быть привлечен к ответственности за деяния, совершенные им не при выполнении служебных обязанностей.
Дипломаты и члены их семей, проезжающие через территорию третьего государства, пользуются неприкосновенностью и другими иммунитетами, которые требуются для беспрепятственного проезда через территорию этого государства. Третье государство не должно препятствовать беспрепятственному проезду через его территорию административно-техническому и обслуживающему персоналу.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2014;
проверки требуют 11 правок.
Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.
Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.
Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях[1]. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.[2], ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.[3] В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР[4].
История института дипломатического иммунитета[править | править код]
В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями.[5] Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.
В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.)[6]. Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.
В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).
Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права[7]. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.
Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.
Содержание дипломатического иммунитета[править | править код]
Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства»[8]. В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.
Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)
Дипломатические представительства[править | править код]
Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.
Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.
В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.[9]
Иные бенефициары дипломатического иммунитета[править | править код]
- Главы государств
- Главы правительств
- Министры иностранных дел
- Должностные лица международных организаций
См. также[править | править код]
- Иммунитет государства
- Дипломатическое право
Примечания[править | править код]
- ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
- ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
- ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
- ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
- ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
- ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Дата обращения 21 декабря 2016.
- ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.