Международно правовой государственный иммунитет вельяминов

Международно правовой государственный иммунитет вельяминов thumbnail

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2011, № 12, с. 66-73

ПРАВО

И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ

© 2011 г. Георгий Михайлович Вельяминов1

Краткая аннотация: в работе раскрываются понятие международно-правового государственного иммунитета, как абсолютного, так и функционального, обусловленность укоренения функционального иммунитета стремительным ростом участия «торгующих» государств в международных коммерческих отношениях, показываются виды государственных иммунитетов: дипломатический; юрисдикционный; иммунитет от принудительных мер в связи с разбирательством в суде; иммунитет государственной собственности и т.д.

Annotation: the work depicts the concept of state immunity in International Law. Absolute and functional state immunities. A swift rise of «trading» states participation in the international commerce and the correlated establishment of the concept offunctional immunity of states, shows types of state immunities: diplomatic immunity; jurisdictional immunities; immunity from measures of constraint in connection with proceedings before a court; immunity of state property etc.

Ключевые слова: государственный иммунитет; абсолютный и функциональный иммунитеты; «торгующее» государство; Конвенция ООН2004 г. о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности; дипломатический иммунитет; юрисдикционный иммунитет; иммунитеты от принудительных судебных мер.

Key words: state immunity; absolute and functional immunities; «trading» state; UN Convention 2004 on Jurisdictional Immunities of States and Their Property; diplomatic immunities; jurisdictional immunity; state immunity from measures of constraint in connection with proceedings before a court.

Под международно-правовым государственным иммунитетом понимается право государства, его органов и его представителей (особенно дипломатических) не подчиняться властным акциям других государств, их органов и представителей. Этому праву соответствует обязанность государства, его органов и представителей не осуществлять каких-либо властных акций в отношении других государств, их органов и представителей, а также собственности этих государств. Иммунитет в правовом смысле можно иначе назвать неподвластностью (par in parem non habet imperium -равный над равным невластен).

Что касается международных хозяйственных отношений государства, то, как пишет М.М. Богуславский, «к обязательствам государства в принципе может применяться только его право, кроме случаев, когда государство прямо выразило согласие на применение иностранного права»2 (par in parem not habet jurisdictium — равный равному неподсуден).

Международно-правовой государственный иммунитет есть одно из выражений национального

1 Главный научный сотрудник сектора правовых проблем международных экономических отношений Института государства и права РАН, арбитр МКАС при Торгово-промышленной палате РФ, доктор юридических наук, профессор (E-mail: nn1962@yandex.ru).

2 Богуславский М.М. Международное частное право. М.,

1998. С. 160, 161.

суверенитета, а также, в частности, и международно-правовых принципов равенства государств, невмешательства во внутренние дела других государств и уважения прав, присущих суверенитету. «Принцип суверенного равенства государств лежит в основе иммунитета государства»3. Соответственно, международно-правовой государственный иммунитет — институт международного публичного права. Государство в своем внутреннем правопорядке не пользуется таким иммунитетом в гражданско-правовых отношениях, будучи равным партнером с другими субъектами таких отношений. Это положение закреплено, в частности что касается России, в ст. 124 Гражданского кодекса РФ.

В то же время во внутреннем праве есть внутригосударственные иммунитеты и публичного характера, например для депутатов парламента, для высших должностных лиц. Но иммунитеты эти распространяются обычно только на действия соответствующих лиц в рамках их служебных функций, т.е. иммунитет этот функционален.

Международно-правовой иммунитет находит свое закрепление и во внутринациональном законодательстве государств, и содержание его может трактоваться по-разному. Иммунитет в принципе

3 Богуславский М.М. Иммунитет государства. М., 1962. С. 10; см. также: Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. П/т 1. М., 1948. С. 245-247.

не имеет императивного характера, пишет Я. Бро-унли4. Это не является чем-то особенным именно для института государственного иммунитета, но скорее обычным явлением — для норм и принципов международного права. Так, для сравнения: международно-правовой принцип соблюдения прав и основных свобод человека конкретизируется в законодательстве отдельных государств со значительными отличиями. Такие отличия обнаруживаются и в толковании института государственного иммунитета. Совершенного единства применения государственных иммунитетов в мировой судебной практике не существует, ибо нет и четких общепризнанных международно-правовых критериев признания иммунитетов.

Читайте также:  Настойка корня женьшеня для иммунитета

Первоначально в качестве международной обычно-правовой нормы государственный иммунитет понимался как абсолютный, т.е. означал, что государство, его органы и представители ни в каком случае не могут быть подвергнуты властным акциям со стороны других государств, кроме как с согласия государства5. Такое согласие может выражаться государством в международном договоре, в частноправовом контракте, в эксплицитном письменном заявлении в ходе судебного или иного разбирательства. Вообще и с позиций абсолютного государственного иммунитета не значит, что к государству не могут быть предъявлены, в частности, имущественные и иные требования, но они не могут быть без согласия государства предъявлены к нему в судах других государств, но могут предъявляться в судах данного государства.

Однако особенно с середины XX в. происходит исключительно масштабный рост участия государств, как таковых, в международных экономических отношениях, причем и с контрагентами, представляющими собой субъектов частного права других государств (так называемые «диагональные отношения»). Во многих случаях при этом возникает возможность применения института государственного иммунитета, и это означает особую значимость его использования именно в рамках международных экономических отношений. Важнейшей составной статуса субъекта международного права является поэтому институт иммунитета государств, а также — в ограниченной мере — и межгосударственных организаций.

Сами государства между тем заинтересованы в сделках, в том числе и с такими субъектами, которые соглашаются на эти сделки обычно только

4 См.: Броунли Я. Международное право. Ч. 1. М., 1977. С. 476.

5 См.: Ушаков Н.А. Юрисдикционные иммунитеты госу-

дарств и их собственности. М., 1993. С. 31.

на условиях обеспечения имущественной ответственности государств на случай неисполнения ими своих обязательств по сделкам. Это привело к постепенному отходу от концепции абсолютного государственного иммунитета и к возникновению и закреплению понимания иммунитета как ограниченного, функционального. Государство, таким образом, имеет право на иммунитет от властных действий других государств только тогда, когда действует, выполняя свои суверенные, властные функции — jure imperii.

Пожалуй, доминантное значение для перехода к концепции функционального иммунитета имело то обстоятельство, что абсолютный иммунитет ставил государство юрисдикционно в неуязвимое положение в так называемых «диагональных отношениях», складывавшихся в рамках так называемых контрактов государственного развития («state development contracts»), в том числе в прямых инвестиционных контрактах, получивших уж в 60-70-е годы XX в. широкое распространение в отношениях между обретшими независимость новыми государствами развивающихся стран, с одной стороны, и частными инвесторами из развитых государств — с другой. Иммунитеты развивающихся государств по отношению к искам частных иностранных корпораций являли собой своего рода риск для этих последних.

По «диагональным» контрактам иски к государствам могли, разумеется, рассматриваться в судах самого развивающегося государства. Но у иностранных инвесторов, предпринимателей не было ни доверия к беспристрастности и эффективности судов в этих государствах, ни к самому их материальному праву, а в качестве инвесторов выступали обычно крупные предприятия, транснациональные корпорации. Это и определяло, в частности, заинтересованность западных стран ослабить применение принципа абсолютного юрисдикционного иммунитета государств в так называемых «диагональных отношениях». В этом направлении наглядный успех в виде перехода к концепции функционального иммунитета государства практически и был достигнут. Когда государство выступает в качестве так называемого «торгующего государства», вступает в частноправовые, коммерческие отношения, сделки, т.е. действия jure gestionis, оно согласно концепции функционального иммунитета утрачивает права на иммунитет в отношении своих иммунных имущественных и иных прав, причем согласно этой концепции и без специального согласия на это данного государства, и независимо от того, придерживается ли это государство само концеп-

ции абсолютного иммунитета или нет. При этом каждое государство само вправе определять и устанавливать в рамках своей юрисдикции пределы и условия предоставления иммунитетов для других государств.

В США еще в 1976 г. был принят Закон об иммунитете иностранных государств, установивший, что государство не может использовать иммунитет: когда иск основывается на коммерческой деятельности, которую иностранное государство осуществляет в США; когда иск основывается на коммерческой деятельности, которая осуществляется за пределами США, но порождает «прямые последствия» в США.

Читайте также:  Ромашка для укрепления иммунитета

В континентальной Европе эта установка, «заимствованная из США»6, получила последовательное развитие, в том числе почти сразу же в Законе Великобритании о государственном иммунитете 1978 г. В результате концепция функционального государственного иммунитета на сегодня закреплена законодательно или же применяется в судебно-арбитражной пра

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работыпо теме «Государство и право. Юридические науки»

Источник

 руб. цена работы

+ руб. комиссия сервиса
Международно правовой государственный иммунитет вельяминов

Международно правовой государственный иммунитет вельяминов

Комиссия сервиса является гарантией качества полученного вами результата

Если вас по какой-либо причине не устроит полученная работа — мы вернем вам деньги.
Наша служба поддержки всегда поможет решить любую проблему.

Международно правовой государственный иммунитет вельяминов

Для того, чтобы купить готовую работу, необходимо иметь на балансе достаточную сумму денег. Все загруженные работы имеют уникальность не менее 50%. Сразу после покупки работы вы получите ссылку на скачивание файла. Срок скачивания не ограничен по времени. Если работа не соответствует описанию, вы сможете подать жалобу. Гарантийный период 7 дней.

На указанный адрес электронной почты будет отправлена купленная вами готовая работа.

Email

Введите почту получателя купленной работы

Ваша работа успешно отправлена

Препод24 - онлайн-биржа учебных работ

Доктрина абсолютного иммунитета Российского государства вошла в противоречие с принципом “торгующего государства”, который закреплен во многих законах и иных нормативных актах России. Те изъятия из абсолютного иммунитета, которые предусмотрены в нормативных актах, настолько широки и многообразны, что фактически сводят на нет принцип абсолютного иммунитета.

  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Отрывок из работы

Введение

Рост экономической активности на международном уровне, увеличение количества правоотношений, осложненных иностранным элементом, обуславливают необходимость участия государства в отношениях, входящих в предмет регулирования международного частного права. Главной особенностью государства как субъекта МЧП является наличие у него суверенитета, одним из проявлений которого является иммунитет государства, его действий и имущества.
На сегодняшний день проблема иммунитета государства остается актуальной ввиду отсутствия единообразного подхода к решению ряда принципиальных вопросов, касающихся, в первую очередь, пределов государственного иммунитета, форм и способов выражения государством отказа от своего иммунитета и критериев разграничения публичных и частных действий государств.
Объект исследования: иммунитет государств.
Предмет исследования: государственный иммунитет и его виды.
Целью настоящей работы является исследование иммунитета государства в международном частном праве. Задачами настоящей работы являются:
1. Рассмотрение понятия иммунитета государств в МЧП, а также его видов;
2. Изучение научной литературы, посвященной иммунитету государств в МЧП;
3. Охарактеризовать иммунитет от законодательства иностранного государства;
4. Рассмотреть юрисдикционные иммунитеты;
5. Проанализировать иммунитет государственной собственности.
Методы исследования: структурный, системный, метод анализа, формально-логический, формально-правовой, юридический и другие.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Первая глава работы рассматривает понятие иммунитета государства, а так же пределы действия иммунитета.
Вторая глава данной работы содержит информацию о видах иммунитета государства, в частности, рассматривает иммунитет от действия законодательства иностранного государства, а также юрисдикционные иммунитеты и иммунитет государственной собственности.
При написании курсовой работы использовались учебная литература и статьи авторов: М.М. Богуславского, К.К. Гасанова, Г.К. Дмитриевой, Н.Ю., Е.Е. Ященко.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИММУНИТЕТЕ ГОСУДАРСТВ В МЧП 5
1.1. Понятие иммунитета государств 5
1.2. Сфера действия иммунитета. Концепция абсолютного и ограниченного иммунитета 7
2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВ 12
2.1.Юрисдикционнный иммунитет 12
2.2.Иммунитет государственной собственности 14
2.3 Иммунитет от действия законодательства иностранного государства..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25

Список литературы

Нормативные правовые акты:
1. Европейская конвенция об иммунитете государств» (ETS № 74) (Заключена в г. Базеле 16.05.1972) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/4568542/ (дата обращения 14.04.2019 г.).
2. «Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности» (Заключена в г. Нью-Йорке 02.12.2004) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/4568542/ (дата обращения 14.04.2019 г.).
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. ст. 3012.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 2002. № 46. ст. 4532.
5. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005. № 115-ФЗ // “Собрание законодательства Российской Федерации», 28.07.1997, N 30, ст. 3606.

Читайте также:  Когда вырабатывается иммунитет после ветрянки

Монографии, учебники и учебные пособия

1. Ануфриев Л.П, Бекяшев К.А. Международное частое право: учеб. / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева [и др.]; отв. ред. Г. К. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 688 с.
2. Афанасьев Е. М. Международное частное право/ Е.С Афанасьев.-М.: Издательство «Норма», 2011. C. 12-13.
3.Богуславский М.М. Международное частное право: учебник / М. М. Богуславский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 704 с.
4. Богуславский М.М. Международное частное право/ М. М. Богуславский. -М: Юрист, 2013.– 606 с.
5. Вельяминов Г.М. Международно-правовой государственный иммунитет: Учебник / Г.М Вельяминов.– М.:Эксмо.–2011.-433с.
6.Дметриева Г.К. Международное частное право: учебник / Г.К. Дмитриевой. М., 2008. -688 с.

Научные статьи
1. Канашевский В.А. Публично-правовые образования РФ как субъекты международного чяастного права // Журнал международного частного права.2013.№
2. Морева Р.Б. Проблемы и перспективы развития современного международного частного права в Российской Федерации // Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2011. Выпуск 28. С. 24 – 30.
3. Тухбатуллина А.А. Юрисдикционный иммунитет иностранного государства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017. № 5. С. 92 – 94.
4. Ярков В.В. Об иммунитете международных организаций в практике российских судов // Международное частное право: Сборник статей / Под ред. М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. М.,2010.
5. Ященко Е. Е. Некоторые проблемы иммунитета государства как субъекта международного частного права // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 176 – 178. 3 (41).С.3-14.

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Общие положения об иммунитете государств в международном частном праве
1.1 Понятие иммунитета государств
Термин «иммунитет» происходит от латинских слов — прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.). Само понятие «иммунитет государства» сложилось в международном праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. Установление последнего и определение его пределов входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законодательством и международными договорами, заключенными этим государством.
Иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета международных организаций, хотя в их основе лежат одни и те же принципы. В международной практике применяются более узкое понятие «юрисдикционные иммунитеты» и более широкое понятие «иммунитет государства и его собственности», поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна — суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры .
Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права. Под государством в Конвенции ООН юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности понимается «государство и его различные органы управления; составные части федеральных государств», учреждения государств «либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства».

Не смогли найти подходящую работу?

Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.

Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!

Источник