Международный иммунитет от уголовного преследования

Международный иммунитет от уголовного преследования thumbnail

Как было отмечено выше, ряд положений Статута Международного уголовного суда противоречат нормам международного права, включая нормы об иммунитете высших должностных лиц от иностранной уголовной юрисдикции. Вопрос о привилегиях и иммунитетах в международном уголовном праве является одним из наиболее актуальных и острых, а попытки его решения в одностороннем порядке и силовым путем приводят порой к серьезным осложнениям в международных отношениях. В связи с этим данный вопрос заслуживает более внимательного рассмотрения, особенно в связи с новыми правовыми актами и решениями Международного Суда ООН, вступившими в силу уже после принятия Статута Международного уголовного суда.

В современной истории неоднократно предпринимались попытки привлечь к уголовной ответственности должностных лиц другого государства, обладающих иммунитетом. В 1998-2001 гг. имели место более 20 попыток возбудить уголовное преследование в национальных судах в отношении высших должностных лиц иностранных государств. Такие попытки предпринимались в отношении не только действующих, но и бывших руководителей государств и правительств. Например, после начала войны в Ираке в бельгийские суды стали поступать заявления о возбуждении уголовных дел в отношении ряда высших руководителей США (Д. Буш, Д. Рамсфельд, Т. Фрэнке) и Великобритании (Т. Блэр). В ответ США пригрозили Бельгии, где находится штаб-квартира НАТО, что добьются ее перевода в другую страну.

14 февраля 2002 г. Международный суд ООН в решении по делу «Об ордере на арест от 11 апреля 2000 года» («Демократическая Республика Конго против Бельгии») поставил точку в споре о том, вправе ли государство осуществлять уголовное преследование действующего официального лица другого государства, пользующегося иммунитетом по международному праву. Изучив практику государств, включая нормы их права и решения их судов (в частности, британской Палаты лордов и французского Кассационного суда), международные документы, создающие международные уголовные суды, и решения Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов и Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии, Суд не установил существования в международном праве каких-либо исключений из иммунитета от уголовной юрисдикции и неприкосновенности действующих глав государств, правительств и министров иностранных дел, подозреваемых в совершении тяжких преступлений по международному праву.

Как отмечают российские исследователи: «Необходимо четко отличать компетенцию национальных судов и иммунитет от юрисдикции: подсудность какого-либо вопроса национальному суду не означает отсутствие иммунитета и наоборот. Если международный договор, направленный на предупреждение и наказание некоторых тяжких преступлений, обязал государство преследовать или выдать виновных, то государство обязано расширить свою юрисдикцию, но это никак не ограничивает иммунитеты, предоставленные международным обычным правом, в частности, министрам иностранных дел. Эти иммунитеты действуют также по отношению к судам других государств, даже если в силу международного договора эти суды в принципе вправе рассматривать соответствующие дела».

Кроме того. Римский Статут противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права о правах человека в сфере уголовного судопроизводства. Так, согласно п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах «никто не должен быть вторично судим пли наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны».

СССР ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. еще в 1973 г., и поскольку Россия является правопреемником СССР, наша страна связана обязательствами, вытекающими из участия в данном пакте, в частности, необходимостью соблюдать принцип «не bis in idem» без каких-либо ограничений. Очевидно, что ратификация Статута Международного уголовного суда породит коллизию международно-правовых актов, которая вряд ли может быть разрешима в пользу Статута Международного уголовного суда: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. обладает большей юридической силой и авторитетом, поскольку принят ООН от имени всего мирового сообщества, а Статут Международною уголовного суда является международным договором группы государств.

К сожалению, в российской юридической литературе принципу «не bis in idem» либо вообще не уделяется внимание, либо он толкуется неверно, без учета его международно-правовой регламентации, что вряд ли можно считать оправданным, особенно в свете конституционной доктрины о приоритете правил международного договора. Такое отношение к указанному принципу обусловлено, прежде всего, некритическим отношением к содержанию самого Статута, авторы которого не включили данную норму в ч. 3 Статута, озаглавленную «Общие принципы международного права», поместив се в ч. 2 «Юрисдикция, приемлемость и применимое право». Исключение авторами Статута принципа «не bis in idem» из числа общих принципов права противоречит, как показано выше, положениям ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и их общепризнанному значению как системы международных гарантий прав человека в сфере уголовного судопроизводства.

В ряде случаев оправдание ограничений прав человека в уголовном процессе, установленных Статутом, основывается на неверном толковании положений данного акта, не учитывающем принципы международного права, имеющие приоритетное значение. Так, например, некоторые российские юристы полагают, что повторное предание суду допустимо по причине «несправедливого» применения уголовного права (национального или международного). При этом наличие или отсутствие оснований для повторного осуждения находится полностью на усмотрении Международного уголовного суда. «Подобное положение юридически допустимо, так как основанием для повторного осуждения является факт неосуждения лица национальным судом за предположительно совершенное им преступление». Утверждается также, что рассматриваемый принцип подразумевает не невозможность повторного предания суду, а невозможность факта повторного осуждения лица за одно и то же преступление.

С такой трактовкой принципа «не bis in idem» нельзя согласиться, поскольку по смыслу Международного пакта о гражданских и политических правах, судимым (не путать с судимостью!) считается лицо, представшее перед судом, в отношении которого вынесен обвинительный либо оправдательный приговор, вступивший в законную силу. Оправдательный приговор, так же как и постановление судьи о прекращении уголовного дела, вынесенные на законных основаниях и вступившие в законную силу, не могут ipso facto являться основанием для повторного привлечения к уголовной ответственности и вынесения приговора по тому же обвинению. Это противоречит гарантиям прав человека на справедливое судебное разбирательство. Подозревать же в каждом случае прекращения уголовного дела или вынесения оправдательного приговора намерение суда «оградить лицо от ответственности» — значит выражать недоверие национальным судебным органам и насаждать обвинительный, репрессивный уклон в деятельности суда, в том числе Международного уголовного суда.

Читайте также:  Курс витаминов для поднятия иммунитета

Основываясь на концепции глобального права и теории ограниченного суверенитета государств, нормы Статута противоречат ряду принципов международного права, определяющих отношения между государствами, закрепленных в Уставе ООН и других международных актах. К числу таких принципов относится, в частности, принцип невмешательства во внутренние дела государств, предусмотренный Уставом ООН и Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г.

Так, например, ст. 17 Статута «Вопросы приемлемости» устанавливает, что дело может быть принято к производству в Международном уголовном суде в тех случаях, «когда государство не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом». Согласно ч. 3 ст. 17: «Чтобы выявить в каком-либо конкретном деле неспособность, Суд учитывает, в состоянии ли данное государство, в связи с полным либо существенным развалом или отсутствием своей национальной судебной системы, получить в свое распоряжение обвиняемого либо получить свидетельские показания или же оно нс в состоянии осуществлять судебное разбирательство еще по каким-либо причинам».

Данные положения предоставляют Суду право выносить суждения не только об эффективности национальной системы правосудия, но и всего государства, его способности осуществлять судебную власть на собственной территории! Очевидно, что вынесение оценок государству и его судебной системе само но себе уже является вмешательством во внутренние дела государства, не говоря о возможности изъятия уголовных дел из юрисдикции национальных судебных органов, обладающих всей полнотой судебной власти на территории государства.

Впрочем, в некоторых случаях развал государства и его судебной системы может быть вполне очевидным, например, в случае оккупации государства, международной интервенции и порожденной ею гражданской войны. Полагаем, что для оккупированных государств, утративших полностью или частично свой суверенитет, или развивающихся африканских стран, находящихся в условиях длительного междоусобного конфликта, Международный уголовный суд может явиться реальной альтернативой недееспособной национальной судебной системе. Для государств, имеющих развитую и стабильно функционирующую судебную систему, создание еще одной «наднациональной» инстанции представляется излишним.

Кроме того, следует иметь в виду, что создание Международного уголовного суда не решает главного вопроса современного международного уголовного права: кто будет судить самих оккупантов как за сам факт оккупации (агрессии), так и за совершаемые во время нее международные преступления? И пока Международный уголовный суд отказывается принимать заявления, подготовленные квалифицированными юристами, о привлечении к уголовной ответственности представителей «цивилизованных» государств, совершающих тяжкие преступления на территории Ирака, значение данного суда как органа универсальной международной юрисдикции представляется весьма сомнительным.

Источник

Как
говорилось
в предыдущей
главе,
лица,
занимающие
то
или
иное
положение
в органах
государственной
власти,
получают
статус
должностного
лица
в силу
именно
нахождения
в должности
и лишь
на тот
период,
когда
они
находятся
на этой
должности.
И в
национальном
и в
международном
праве
они
при
определенных
условиях
приобретают
иммунитет,
который
относится
не к
каждому
из них
лично,
но
фактически
к этой
должности.
Такой
иммунитет
часто
называют
иммунитетом
rationepersonae.Кроме
того,
положениями
различных
международных
договоров
примерно
одинаковый
режим иммунитета
предоставляется
дипломатам,
представителям
государств
при международных
организациях,
а также
иным
должностным
лицам,
находящимся
на территории
иностранного
государства.
Такое
распространение
иммунитета
оправдывается,
прежде всего,

их важной ролью в
межгосударственных отношениях:

они

  1. Совместное
    особое
    мнение
    Хиггинс,
    Куйиманса
    и
    Бюргенталя,
    para.
    74.

обеспечивают
благополучное
развитие
международных
связей
и представляют
государство.
Без такого
представительства
и без
обеспечения
надежных
связей
между
государствами
международное
сотрудничество
было
бы невозможно.

Значение
неприкосновенности
представителей
одного
государства
на
территории
другого
подчеркнул
Международный
Суд
в своем
решении
по
делу
ОдипломатическомиконсульскомперсоналеСША,которое
рассматривалось
вскоре
после
того,
как
в Тегеране
исламскими
экстремистами
было
разгромлено
посольство
США:
«Нет
более
важного
условия
для развития
отношений
между
государствами,
чем
неприкосновенность посольств и
представителей
государств»92.

В объединенном отклоняющемся мнении, приложенном к решению

Международного
Суда
по другому
делу
(Обордеренаарест)
судьи
Р.Хиггинс,
А.
Куйиманс
и Т.
Бюргенталь
заявили:
«Иммунитеты
предоставляются
высшим
должностным
лицам
государств
с целью
обеспечить
надлежащее
функционирование
системы
взаимных
межгосударственных
связей,
что
имеет
неоценимое
значение
для упорядоченной
и гармоничной
международной
системы»93.
В ситуации
растущей
глобализации
данный
иммунитет
представляет
особую
важность.

Б.
Сфера
действия
иммунитета
rationepersonaeв случае
судебного
преследования
за преступления
по
международному
праву

Ясно,
что
возможный
арест
или задержание
в иностранном
государстве
должностного
лица,
имеющего
право
на
иммунитет,
поставит
серьезные
препятствия для исполнения им
своих
международных обязанностей.

Поэтому

  1. United
    States
    Diplomatic
    and
    Consular
    Staff
    in
    Tehran
    case
    (United
    States
    of
    America
    v.
    Iran)
    [1980]
    ICJ
    Rep
    3,
    at
    para.
    91.

  2. Arrest
    Warrant
    of
    11
    April
    2000
    (Democratic
    Republic
    of
    Congo
    v.
    Belgium)
    [2002]
    ICJ
    Rep
    3,
    Joint
    Separate
    Opinion
    of
    Judges
    Higgins,
    Kooijmans,
    and
    Buergenthal,
    ibid.,
    at
    para.
    75

этот
тип
иммунитета
рассматривается
как
налагающий
абсолютный
запрет
на
осуществление
над
такими лицами
уголовной
юрисдикции
другим
государством.
Как
заявил
Международный
Суд
в решении
по
делу
«Об
ордере
на
арест»,
абсолютный
характер
иммунитета
rationepersonaeозначает,
что
запрещается
осуществление
уголовной
юрисдикции
не тольков случаях,
затрагивающих
деяния таких
индивидов
в их
официальном
качестве,
но также
в случае
совершения
ими тех
или
иных
деяний
в личном
качестве94.

Суть этого иммунитета делает также неизбежным освобождение от

уголовнойответственности
лицаза
действия,
совершенные
не только
в период
нахождения
в должности,
но
и до
вступления
в должность.
Здесь
важна
не природа
подозреваемых
действий
или
время
их совершения,
но
скорее
факт
того,
что
юридические
действия
со
стороны
иностранного
государства
направлены
на
подчинение
данного
лица
уголовной
юрисдикции
этого
иностранного
государства
в период
обладания
им
иммунитетом.
Поэтому
попытки
арестовать
или
подвергнуть
расследованию
действия
такого
лица будут
нарушением
его
иммунитета,
а приглашение
его
иностранным
государством
к добровольной
даче
информации
не
будет
таким
нарушением95.
Однако,
поскольку
данный
тип
иммунитета
присваивается,
по крайней
мере,
частично,
с цельюпредоставить
должностному
лицу
возможности
для свободного
исполнения
своих
функций,
данный
тип
иммунитета
действует
только
тогда,
когда
лицо
находится
в
должности.

Читайте также:  Что лучше проколоть для повышения иммунитета

В решении
по
делу
«Обордеренаарест»Международный
Суд
заявил,
что
министры
иностранных дел
имеют
право
на
присвоение
им
иммунитета
rationepersonaeи что
абсолютный
характер
освобождения
от
уголовного
преследования,
предоставленное
министру
иностранных
дел,
находящемуся
в должности,
действует
и в
том
случае,
когда
утверждается,
что
им
совершено
международное

  1. Arrest
    Warrant
    case,
    at
    para.
    54

  2. Ibid.,
    at
    paras
    55,
    70–71

преступление,
и если
он при
этом
находится
за
границей
с частным
визитом.
Суд
заявил:
«Нам
не удалось
найти
в международном
обычном
праве
изъятия
ни
в
какой
форме
из нормы
об иммунитете
от
уголовной
юрисдикции
и о
неприкосновенности
министров
иностранных
дел,
если
они подозреваются
в
совершении
военных
преступлений
или
преступлений
против
человечности»96.

Принцип

распространения

иммунитета

rationepersonaeдаже

на

случаи

совершения
международных
преступлений
должен
восприниматься
как
применимый
ко
всем
должностным
лицам
государства
во
время
пребывания
в
должности,
а также
к дипломатам,
обладающим
иммунитетом
этого
типа97.

Данный
принцип
в общем
не вызывает
возражений
и широко
применяется
национальными
судами
в соответствующих
случаях.

В пример
можно
привести решение
Французского
Кассационного
суда
по
делу Каддафи98;
Решение
Верховного
суда
Испании
поделу
Кастро99;
Решение
Кассационного
суда
Бельгии
по
делу
Шарона
и Ярона100;
широко
известное дело
Пиночета
в Палате
лордов
Великобритании101;
Нью-Йоркского
суда
по
делу
Мугабе102.

В 2004
г.
Окружной
судья
в Англии
отказался
выдать
ордер
на арест
Роберта
Мугабе,
Президента
Зимбабве,
обвиняемого
в совершении
пыток,
на основании
принципа
иммунитета;
в 2008
г.
Испанский
суд
Audiencia
Nacional
пришел
к
выводу
о том,
что
судыИспании
неимеют
юрисдикциина
рассмотрение
дела
Президента
Руанды
Кагаме,
которому
вменялисьпреступления
геноцида,
преступления
против
человечности
и террористическая
деятельность;

в 2004
г.

  1. Ibid.,
    at
    para.
    58.

  2. Cassese
    A.
    International
    Criminal
    Law,
    2008,
    р.

    309–310.

  3. Ghaddafi
    case,
    Arrêt
    no.
    1414
    (2001),
    125
    ILR
    456
    (France:
    Cour
    de
    Cassation)

  4. Castro
    case.
    Spain:
    Audiencia
    Nacional,
    1999.

  5. Re
    Sharon
    and
    Yaron,
    42
    ILM
    (2003)
    596
    (Belgium:
    Cour
    de
    Cassation)

  6. R.
    v.
    Bow
    Street
    Stipendiary
    Magistrate
    and
    others,
    Ex
    parte
    Pinochet
    (No.3)
    [1999]
    2
    All
    ER
    97,
    at
    126–127,
    149,
    179,
    189
    (HL,
    per
    Lords
    Goff,
    Hope,
    Millett,
    and
    Phillips
    ).

  7. Tachiona
    v.
    Mugabe,
    169
    F
    Supp
    2d
    259
    (SDNY
    2001).

окружной
судья
Нью-Йоркского
района
Боу
стрит отказался
выдать
ордер
на арест
генерала
Мофаза,
тогдашнего
министра
обороны
Израиля
в связи
с обвинениями
в
нарушении
законов
войны;
в 2009
г.
другой
министр обороны
Израиля,

Эхуд
Барак,
также
мог
предстать
перед
судом
по обвинению
в совершении
военных
преступлений
в Секторе
Газа
в декабре
2008
г.
Запрос на
выдачу
ордера
на арест
не имел
успеха103.

Практика
государств
также
показывает
соблюдение
ими
этого
принципа
и в

других
случаях,
не только
при судебном
разбирательстве.
Так,
правительство
США выдвинуло
принцип
иммунитета
в деле,
возбужденном
против
тогдашнего
Председателя
КНР
Цзян
Цземиня по
обвинению
в совершении
пыток,
геноцида
и
других
тяжелых
нарушений
прав человека104.

В 2003
г.
Сайед
Багбан,
иранский
дипломат,
обвиненный
в соучастии
в
террористическом
акте
против
Еврейского
центра в
Аргентине,
был
на некоторое
время задержан
в Бельгии,
но вскоре
освобожден
на основании
дипломатического
иммунитета105.

Подобно
этому
же,
несмотря на
обвинения
в адрес
посла
Израиля
в Дании

об
участии
его
в пытках
в то
время,
когда
он был
главой
Шин Бет

Израильской
разведывательной
службы,
Дания решила,
что
дипломатический
иммунитет
защищает
его
от
правосудия
этой
страны106.

Власти
Великобритании
также
заняли
позицию
о том,
что
действующий
министр
обороны
Израиля
имеет право
на иммунитет
от
ареста,
несмотря на
утверждения
о том,
что
несет
ответственность
за военные
преступления
на
Западном
берегу
Иордана107.

Единственный случай, который нам удалось обнаружить, в котором

  1. Описание
    перечисленных
    случаев
    см.:
    The
    Guardian,
    29
    Sept.
    2009.

  2. Contemporary
    Practice
    of
    the
    United
    States
    Relating
    to
    International
    Law’,
    97
    AJIL
    (2003)
    962,
    at
    974–977

  3. Beeston,
    ‘Iran
    threatens
    to
    hit
    back
    over
    diplomat’s
    arrest’,
    The
    Times,
    28
    Aug.
    2003,
    at
    17

  4. Osborn,
    ‘Danish
    protests
    greet
    Israeli
    envoy’,
    TheGuardian,
    16
    Aug.
    2001,
    at
    13

  5. McGreal,
    ‘Sharon’s
    Ally
    Safe
    from
    Arrest
    in
    Britain’,
    The
    Guardian,
    11
    Feb.
    2004,
    at
    19.

иммунитет
главы
государства
был отвергнут,

это
действия
властей
США против
Президента
Панамы
Норьеги108.
Правда,
нужно
отметить,
что
основанием
для
отрицания
его
иммунитета
стала ссылка
на то,
что
США
никогда
не признавали
генерала
Норьегу
в качестве
главы
государства.

В.
Иммунитет
rationemateriae

По
общему
правилу
иммунитет
должностных
лиц государства
имеет
функциональный
характер,
то
есть
они имеют
право
на
освобождение от
уголовной
ответственности
при
исполнении
служебных
обязанностей.
Поскольку
этот
вид
иммунитета
связан
не
со статусом
лица,
а с
категорией
совершаемых
им
действий,
он доступен
всем
людям,
действующим
от
имени
государства109.

Поэтому
его
защита
может
распространяться
на
должностных
лиц,
ушедших

от
должности,
в отношении
актов,
совершенных
в период
пребывания
в
должности,
а также
и на
действующих
должностных
лиц.
Правда,
следует
привести
мнение
некоторых
авторов
о том,
что
иммунитет
дипломатов
в отставке
имеет
иную природу,
нежели
общий
иммунитет,
действующий
в отношении
других
должностных
лиц в
должности,
и более
широк
по объему110.

Предоставление

должностным

лицам

иммунитета

rationemateriaeчаще

совершается
в гражданских,
чем
в уголовных
делах.
Уголовная
юрисдикция
государств
имеет по
преимуществу
территориальный
характер,
а должностные
лица
государства
обычно
не
осуществляют
свои
официальные
функции
на
территории
другого
государства.
Важное
исключение
здесь

это
вооруженный
конфликт,
в котором
комбатанты
нередко
осуществляют
свои
служебные
функции
(служащие вооруженных сил принимают участие в
сражениях на территории

Читайте также:  Привилегии и иммунитеты международных организаций эссе

108 117
F
3d
1206
(11th
Cir.
1997).

  1. Wickremasinghe
    Ch.
    Immunities
    Enjoyed
    by
    Officials
    of
    States
    and
    International
    Organizations//Evans

M.
(ed.),
International
Law
(3rd
edn,
2010),
p.
380.

  1. См.
    Dinstein
    A.
    Diplomatic
    Immunity
    from
    Jurisdiction
    Ratione
    Materiae//15
    ICLQ.1966.p.
    86–89

вражеского
государства).
Правда,
согласно
международному
гуманитарному
праву
этим лицам
не должно
предъявляться
уголовное
обвинение
в случае
плена
только
за участие
в вооруженном
конфликте,
если
ими не
нарушаются
законы
и обычаи
войны111.
Поэтому
довольно
редко
можно
представить
себе
обстоятельства,
в
которых
иностранное
должностное
лицо окажется
перед
уголовным
обвинением
за действия,
совершенные
им в
официальном
качестве.

Один
из немногих
приводимых
в литературе
примеров

очень
давнее
дело
Маклеода
американского
дипломата
в Великобритании,
против
которого
было
выдвинуто
уголовное
обвинение.
Хотя
и американские,
и британские
власти
были
согласны
в наличии
иммунитета
и от
уголовной,
и от
гражданской
юрисдикции,
Маклеод
был
предан
суду
в силу
невозможности
для американских
властей
вмешаться
в дело112.
Еще
один
пример

судебное
преследование
бывшего
министра
обороны
Д.Рамсфельда
во
Франции.
В 2007
г.
Окружной
прокурор
Парижа
отверг
жалобу,
поданную
против
Д.Рамсфельда,
в которой
он
обвинялся
в допущении
пыток
в центре
содержания
подозреваемых
в терроризме
на военной
базе США
в Гуантанамо
и в
военной
тюрьме
Абу-грейб.
Основанием
для
непринятия
жалобы
прокурор
считал
наличие
продолжающегося
иммунитета
«в

отношении
действий,
совершенных
в период
пребывания
его
в должности
министра
обороны»113.

В деле
Воиноврадуги,которые
были
французские
граждане,
захваченные
властями
Новой
Зеландии,
Франция,
взяв
на себя
международную
ответственность
за их
действия,
утверждала,
что
те из
них,
кто
был
военнослужащими,
не должны
подвергаться
судебному
преследованию
в Новой
Зеландии.
Новая
Зеландия
с ней
не
согласилась114.

  1. Fleck
    D.
    (ed.)
    The
    Handbook
    of
    Humanitarian
    Law
    of
    Armed
    Conflict,
    2008,
    p.
    79,
    82.

  1. Cм.Jennings
    R.Y.
    The
    Caroline
    and
    McLeod
    Cases//32
    AJIL,
    1938,
    p.
    82,
    92.

  2. [Электронный
    ресурс]
    URL
    www.fidh.org/france-in-violation-of-law-grants-donald-
    rumsfeld,4932

  3. Rainbow
    Warrior
    Case,
    74
    ILR
    (1986)
    241

Относительно
иммунитета
rationemateriaeследует
высказать
два
соображения.
Этот
тип иммунитета
указывает
на
то,
что
индивид
не
должен
нести
ответственность
за деяния,
фактически
совершенные
государством.
Эти
деяния
должны
вменяться
только
государству,
и иммунитет
rationemateriaeэто
фактически
средство
переложить
ответственность
на
государство.

В деле
Эйхмана
Верховный
суд
Израиля
заявил,
что
«доктрина
«акта
государства»
означает,
что
действия,
совершенные
каким-либо
лицом
в качестве
органа
государства

будь
то
глава
государства
или ответственное
должностное
лицо,
действующие
по поручению
правительства

должны
рассматриваться
как
акт
одного
только
государства.
Отсюда
следует,
что
только
это
последнее
несет
за
них
ответственность,
а также
то,
что
другое
государство не
имеет
права
наказывать
лицо,
совершившее
эти
действия,
если
только
на это
не будет
согласия
того
государства,
чье
поручение
выполнялось.
Если
этого
нет,
первое
государство
фактически
вмешивается
во
внутренние
дела второго,
что
противоречит
принципу
равенства
государств,
основанному
на их
суверенитете»
Однако
Суд
оказался
не

готов
применять
свою
теорию
в каждом
случае115.

Подобной
же
позиции
придерживался
Международный
уголовный
трибунал
по бывшей
Югославии
в деле
ПрокурорпротивБласкича:«Государственные
должностные
лица –
это
простоинструменты
государства,
и ихдействия,
совершенные
в официальномкачестве,
могут
быть
аттрибутированы
только
государству.
Они
не
могут
быть
объектом
санкций
или
наказания
за
поведение,
которое
не является
частным,
а осуществляется
от
имени
государства.
Другими
словами,
должностные
лица не
должны
страдать
от
последствий
неправомерных
действий,
которые
не могут
быть вменены
им персонально,
а должны
быть
предъявлены государству,

отимени которого
они
действуют:

они
обладают так

  1. Attorney-General
    of
    the
    Government
    of
    Israel
    v.
    Adolf
    Eichmann,
    para.
    28
    и
    Attorney-General
    of
    the
    Government
    of
    Israel
    v.
    Adolf
    Eichmann,
    Supreme
    Court
    (sitting
    as
    a
    Court
    of
    Criminal
    Appeal),
    para.
    14.

называемым
функциональным
иммунитетом.
Это
признанная
норма
обычного
международного
права,
восходящая
к восемнадцатому
столетию
и неоднократно
применявшаяся
с тех
пор»116.

Одна
из
особенностей
функционального
иммунитета
rationemateriaeиммунитет
должностного
лица не
совпадает
по
объему
с иммунитетом
государства,
но шире
его.
Должностное
лицо
неприкосновенно
не только
в
отношении
суверенных
актов,
в отношении
которых
неприкосновенно
государство,
но
это
лицо
неприкосновенно
и в
отношении
актов,
не являющихся
суверенными,
но совершаются
лицом
по должности.
Кроме
того,
иммунитет
должностного
лица
от
иностранного
судебного
разбирательства
предотвращает
отклонение
иммунитета государства
путем
возбуждения
разбирательства
против

лица,
которое
действовало
от
имени государства117.

Апелляционный
суд
Англии
заявил
в решении
по делу
ЦернишпротивУолдока:
иностранное
суверенное
правительство,
помимо
самих суверенов,
может
действовать
только
через
своих
агентов,
и потому
иммунитет,
принадлежащий
правительству,
будет
иллюзорным,
если
он не
будет
распространен
также
на его
агентов
в том,
что
касается действий,
совершенных
ими от
лица
правительства.
Возбудить
дело
против
агента
в отношении
актов,
совершенных
им в
официальном
качестве,

это
фактически
возбудить
дело против
правительства,
вне
зависимости
от
того,
продолжает
ли он
находиться
на
своем посту118.

В этом смысле иммунитет действует как юрисдикционное, или

процессуальное,
препятствие
и предотвращает
косвенный
контроль
суда
над
актами
иностранного
государства
путем возбуждения
дел
против
тех
должностных
лиц,
которые
совершили
вменяемые
им
акты.

  1. Prosecutor
    v.
    Blaškić
    (Objection
    to
    the
    Issue
    of
    Subpoena
    duces
    Tecum)
    IT-95-14-AR108
    (1997),
    110
    ILR
    (1997)
    607,
    at
    707,
    para.
    38.

  2. См.
    Wickremasinghe
    Ch.
    op.cit,
    p.
    396

  3. Zoernsch
    v.
    Waldock
    [1964]
    1
    WLR
    675,
    at
    692
    (England:
    CA,
    per
    Diplock
    LJ).

В деле
ДжонспротивСаудовскойАравиилорд
Хоффман
заявил,
что
утверждение
о том,
что
действия
должностного
лица не
вменяются
ему лично

этоискусственная
конструкция;
она ведет
к путанице,
особенно
в тех
случаях,
когда
некоторые
аспекты
иммунитета
индивида
ограничены
договором,
как
мы
это
видим
в Конвенции
против
пыток.
Однако
он не
возражал
против
того,
что
такое
толкование
функционального
иммунитета
разделяется
многими119.

Источник