Мифы о прививках снижают иммунитет
Миф второй: прививки ослабляют собственный иммунитет и вредят организму
Иммунизация как метод борьбы с заболеваниями существует уже несколько веков. Первые письменные упоминания о вариоляции (лат. variola — «оспа») — методе активной иммунизации против натуральной оспы — появились в X веке нашей эры в Китае.
Лекари вскрывали созревший оспенный пузырек на теле заболевшего и смачивали содержимым лоскут хлопковой материи. После — касались им ноздрей здорового человека, которому хотели передать иммунитет к вирусу.
Инокуляция. Книга о традиционной китайской медицине. (Источник: The Historical Medical Library of The College of Physicians of Philadelphia. The History of Inoculation and Vaccination for the Prevention and Treatment of Disease. Lecture Memoranda. A.M.A. Meeting, Minneapolis. Burroughs Wellcome and Co. London, 1913)
В XVII–XVIII веках в Индии отмечали, что эпидемии натуральной оспы бывают разной «силы». Поэтому во время вспышек «мягких эпидемий», когда жертв было не так много, детей оборачивали простынями больных оспой для того, чтобы они перенесли слабую форму заболевания и тем самым обеспечили себе иммунитет.
Другой способ передачи оспы от человека к человеку, существовавший примерно в те же века в Индии, Китае и Северной Африке — инокуляция или прививка (от лат. inoculare — «прививать», «пересаживать»), то есть подкожное введение вируса натуральной оспы. В прошлом под прививкой подразумевали надрез или укол скальпелем, которым предварительно вскрывали пузырек оспы на теле больного. Через три дня на месте пореза появлялся крупный оспенный пузырек, а спустя четыре или пять дней по мере развития инфекции их становилось множество. Кроме того, у больного проявлялись и другие характерные для оспы симптомы.
В Европе об этих методах предотвращения эпидемий натуральной оспы стало широко известно только в XVIII веке, когда появилась тенденция перенимать оригинальные идеи восточных народов и культур. Самое раннее упоминание о вариоляции было обнаружено в Дании в XVII веке — европейцы переняли практику прививок от оспы у турков.
Сами турки приписывали этот метод черкесам, которые использовали его в меркантильных целях. Этот народ был беден, но, несмотря на это, красивых черкешенок выдавали замуж за богатых иноземцев или продавали в качестве рабынь в гарем турецким султанам. Черкесские женщины прививали своих шестимесячных или годовалых детей от оспы, снижая риск возникновения заболевания. Вариоляция служила гарантией того, что лицо и кожа девочек не будут позже испорчены оспой.
Постепенно инокуляция стала распространяться за пределами Дании. Известный французский философ Вольтер был настолько впечатлен этим явлением, что ему удалось передать через переписку свой энтузиазм Екатерине II.
После того, как от оспы привилась сама императрица, ее сын Павел и граф Орлов, этот метод профилактики заболевания стал популярен и в России.
Считается, что метод вакцинации впервые предложил врач Эдвард Дженнер в 1796 году. Слово «вакцинация» происходит от названия вируса коровьей оспы Variolae vaccinae. Ученый успешно привил восьмилетнего Джеймса Фиппса (James Phipps) вирусом коровьей оспы, в результате чего мальчик получил иммунитет и против натуральной оспы.
Картина художника Эрнеста Борда «Эдвард Дженнер прививает Джеймса Фиппса»
В истории науки существуют доказательства того, что Дженнер был далеко не первым, кто наблюдал невосприимчивость переболевших коровьей оспой доярок к натуральной оспе. Например, в 1774 году английский фермер Бенджамин Джести во время эпидемии привил своих сыновей и жену вирусом коровьей оспы. После того, как они переболели менее тяжелой формой заболевания, семья приобрела иммунитет и к натуральной оспе. Тем не менее широкое признание получил именно Эдвард Дженнер. Он не только решил проверить собственные давние наблюдения, но и ввел термины «вакцинация» и «вакцина», которые мы используем и по сей день. Экс-перименты в области прививок дали толчок развитию учения о вакцинах. Именно им мы обязаны исчезновению вируса натуральной оспы. Последняя смерть от этого заболевания была зафиксирована в 1978 году в Англии — фотограф заразилась натуральной оспой в лаборатории.
В настоящее время существует более 100 видов вакцин от десятков инфекций, которые по основным характеристикам делятся на 4 класса:
1. Инактивированные вакцины
Инактивированные вакцины содержат убитые бактерии, вирусы, либо их части. К таким вакцинам относятся прививки против гриппа, брюшного тифа, клещевого энцефалита, бешенства, гепатита А и другие.
2. Живые (аттенуированные) вакцины
В этих вакцинах присутствуют ослабленные возбудители, которые не способны вызвать заболевание. При их введении в организм человека запускается иммунный ответ с образованием антител и клеток-памяти. Благодаря аттенуированным вакцинам организм в большинстве случаев защищен от туберкулеза, ротавирусной инфекции, кори, краснухи, полиомиелита, ветряной оспы («ветрянки») и других заболеваний.
3. Анатоксины (токсоиды)
Этот тип вакцин содержит токсины бактерий, которые были обработаны специальным образом. При этом теряются их вредоносные свойства, но сами токсины не сильно изменяют свою структуру. На основе анатоксинов создают прививки от дифтерии, коклюша и столбняка.
4. Молекулярные вакцины
Молекулярные вакцины содержат белки или фрагменты белков микроорганизмов, характерных для определенного типа возбудителей. В наши дни такая вакцина существует против вирусного гепатита B. Необходимые компоненты для молекулярных вакцин получают с помощью методов генной инженерии. Эти вакцины создаются для предупреждения болезни: прививку делают здоровому человеку, чтобы заранее «вооружить» организм средствами борьбы с инфекцией.
Но существует исключение — вакцина, которая применяется после инфицирования. Луи Пастер и его ученик Эмиль Ру разработали средство против бешенства, которое вводят уже после укуса зараженным животным. Эффективность такой вакцинации можно объяснить длительным инкубационным периодом этого вируса. Он поражает центральную нервную систему — головной и спинной мозг. Чтобы проникнуть в эти органы, вирусу необходимо время. Так что иммунная система успевает выработать ответ и болезнь не развивается.
После того, как в организм попадают компоненты вакцин, запускается тот же механизм, который срабатывает при возникновении инфекции.
Организм вырабатывает антитела, но при этом не атакует предполагаемый патоген, поскольку вакцины заболевания вызвать не могут. Это, своего рода, «репетиция» действий иммунной системы в ответ на попадание опасного возбудителя заболевания. «Боевые учения», которые при возникновении реальной угрозы позволят организму адекватно на нее реагировать.
После прививки и синтеза необходимых антител, организм уже «выигрывает время»: его B-клетки «помнят», какие именно антитела нужно производить при встрече с определенным патогеном.
Как для поддержания эффективности войск нужны регулярные учения, так и прививки необходимо делать несколько раз для выработки антител, которые будут максимально быстро распознавать антиген. Каждое следующее появление антигена усиливает иммунитет к конкретному возбудителю инфекции, поэтому его удаление из организма происходит все быстрее и быстрее.
В итоге при иммунизации в теле человека остаются только те B-клетки, которые производят наиболее сильнодействующие антитела.
Что происходит в случае отсутствия антител к инфекционному агенту? Например, при заболевании полиомиелитом может развиться паралич. Корь в некоторых случаях вызывает энцефалит и слепоту. А клещевой энцефалит при отсутствии прививки может привести к летальному исходу. Прививка в большинстве случаев — это способ приобрести иммунитет к отдельному возбудителю без каких-либо затрат и потерь для организма.
В некоторых случаях после прививки могут наблюдаться побочные эффекты в виде недомоганий (боли в месте укола, слабость, головная боль, небольшое повышение температуры и другие), а иногда даже возможны серьезные приступы аллергических реакций. Побочные эффекты вакцин часто становятся поводом для возникновения множества вопросов и недоверия к прививкам. Многие люди отказываются делать их себе и своим детям, аргументируя это решение наличием у вакцин побочных эффектов. При этом большинство отказников не учитывают, что сами заболевания, от которых им предлагают вакцинироваться, в большинстве случаев намного опаснее сопутствующих эффектов прививок. Таким образом люди повышают уязвимость собственного иммунитета и риск заразиться серьезным заболеванием с намного более серьезными последствиями.
Лицензированные вакцины тщательным образом проверяются, а после выхода на рынок становятся постоянным объектом повторных проверок и отзывов.
Один из аргументов против вакцинации звучит следующим образом: «Я не прививался(-лась) и не заболел(-а), значит, можно обходиться без прививок». Действительно, у каждого из нас по теории вероятности есть шанс никогда не встретиться с возбудителем заболевания, или, встретившись, не заболеть. Это может быть связано со множеством факторов, в том числе — коллективным иммунитетом, сильным врожденным иммунитетом человека и другими. Но отказываться от прививок — в корне неверно.
И вот почему.
Во-первых, без поддержания на определенном уровне показателей иммунизации — коллективного иммунитета — могут вернуться редкие заболевания, которые прекратили свое распространение благодаря вакцинации большого количества людей.
Например, эпидемии коклюша и эпидемии полиомиелита могут возобновиться в случаях массовых отказов от прививок. В наши дни отсутствие заболевания у человека может быть связанно именно с коллективным иммунитетом. Прививка позволяет не только обезопасить свое здоровье, но и поддержать коллективную защиту от определенного вида инфекции.
Еще одна причина отказа от вакцинирования — использование тиомерсала или соединения ртути, которое необходимо для консервации вещества некоторых вакцин, выпускающихся в многодозовых флаконах.
В течение более 10 лет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) тщательным образом изучала вопрос о безопасности использования этого вещества и неизменно приходила к однозначному выводу — количество содержащегося в вакцинах тиомерсала не представляет опасность для здоровья человека.
По данным ВОЗ, каждый год иммунизация позволяет предотвращать от двух до трех миллионов случаев смерти от дифтерии, столбняка, коклюша и кори. Помимо того, что прививки могут останавливать развитие и распространение инфекционных заболеваний, с помощью вакцинации удается препятствовать росту некоторых видов злокачественных опухолей. Так, например, известно, что некоторые виды онкологических заболеваний связаны с инфицированием отдельных тканей вирусами — рак шейки матки, вульвы, вагины, анального отверстия — вызываются вирусом папилломы человека (ВПЧ). Рак печени может спровоцировать вирус гепатита B. Если провести вакцинацию против этих возбудителей, то с очень высокой вероятностью можно избежать образования этих видов опухоли.
По данным сайта ВОЗ, вакцина против ВПЧ может предотвратить 70 % случаев развития рака шейки матки, 80 % случаев рака анального отверстия, 60 % случаев рака влагалища, 40 % случаев рака вульвы и, возможно, даже предупредить развитие некоторых видов рака ротовой полости.
В случае использования вакцины против вируса гепатита B вероятность заболеть раком печени составляет всего 5 %.
Существует еще один важный аргумент в пользу вакцинации. Дело в том, что привитому человеку совсем не понадобятся антибиотики для борьбы с бактериями-возбудителями, поскольку никакого лечения инфекционных заболеваний и не потребуется. Вакцинация косвенно предупреждает возникновение супербактерий — штаммов, устойчивых к антибиотикам, и способствует ограничению распространения устойчивости к антибиотикам, в том числе и к самым сильно действующими.
Супербактерия, устойчивая к антибиотику
Бактерия может стать устойчивой к действию антибиотика за сравнительно небольшой промежуток времени. Так, например, группа ученых из Гарварда под руководством профессора Роя Кишони показала, что кишечная палочка может стать устойчивой к 1000-кратной дозе антибиотика всего за 12 дней.
Устойчивость может развиваться не только к действию антибиотиков, но и к спирту — одному из главных антимикробных средств.
Австралийские ученые из Университета Мельбурна выяснили, что бактерии Enterococcus faecium из рода энтерококков часто являются причиной больничных инфекций. Этим бактериям не страшны не только многие антибиотики, но и дезинфицирующие средства на основе спиртов.
Спирт в составе гелей растворяет клеточную стенку — защитную оболочку бактерий. Профессор Тимоти Стиниа и его коллеги предполагают, что мутации в генах E. faecium, по всей видимости, наделили этих бактерии способностью создавать клеточные стенки, которые не растворяются под действием спирта.
Ïèøåò Vengant, íà Õàáðå.
Âñåì ïðèâåò.
×óòü áîëåå ãîäà íàçàä ìíå ïðèøëîñü ñòîëêíóòüñÿ ñ òàêîé íåïðèÿòíîé øòóêîé, êàê ïîäîçðåíèå íà çàðàæåíèå áåøåíñòâîì. Ïðî÷èòàííàÿ â÷åðà ñòàòüÿ î ïðèâèâêàõ äëÿ ïóòåøåñòâåííèêîâ íàïîìíèëà ìíå î òîì ñëó÷àå â îñîáåííîñòè îòñóòñòâèåì â íåé óïîìèíàíèé áåøåíñòâà, õîòÿ ýòî êðàéíå øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûé (îñîáåííî â Ðîññèè, Àçèè, Àôðèêå è Àìåðèêå) è î÷åíü êîâàðíûé âèðóñ. Ê ñîæàëåíèþ, ñâÿçàííûì ñ íèì ðèñêàì äàëåêî íå âñåãäà ïðèäàåòñÿ äîëæíîå çíà÷åíèå.
Èòàê, ÷òî æå òàêîå áåøåíñòâî? Ýòî íåèçëå÷èìîå âèðóñíîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå ïåðåäàåòñÿ ÷åðåç ñëþíó èëè êðîâü çàðàæåííûõ æèâîòíûõ è ëþäåé.  ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ê çàðàæåíèþ ïðèâîäèò óêóñ æèâîòíîãî, ÿâëÿþùåãîñÿ ðàçíîñ÷èêîì âèðóñà.
×òî ñðåäíåñòàòèñòè÷åñêèé æèòåëü Ðîññèè ìîæåò íàâñêèäêó ñêàçàòü î áåøåíñòâå? Íó, åñòü òàêàÿ áîëåçíü.  ñâÿçè ñ íåé ÷àùå âñåãî âñïîìèíàþò áåøåíûõ ñîáàê. Ñòàðøåå ïîêîëåíèå ñêîðåå âñåãî åùå îáÿçàòåëüíî äîáàâèò, ÷òî â ñëó÷àå óêóñà òàêîé ñîáàêè ïðèäåòñÿ äåëàòü 40 óêîëîâ â æèâîò è íà íåñêîëüêî ìåñÿöåâ çàáûòü îá àëêîãîëå. Âîò, ïîæàëóé, è âñ¸.
Äàâàéòå ðàçáåðåìñÿ, ïî÷åìó òàêîå îòíîøåíèå ê ýòîìó çàáîëåâàíèþ êðàéíå îïàñíî.
Óäèâèòåëüíî, íî äàëåêî íå âñå çíàþò, ÷òî áåøåíñòâî áîëåçíü íà 100% ñìåðòåëüíàÿ. Åñëè âèðóñ òåì èëè èíûì ïóòåì ïîïàë â âàø îðãàíèçì, âêëþ÷àåòñÿ «îáðàòíûé îòñ÷åò»: ïîñòåïåííî ðàçìíîæàÿñü è ðàñïðîñòðàíÿÿñü, âèðóñ äâèæåòñÿ ïî íåðâíûì âîëîêíàì ê ñïèííîìó è ãîëîâíîìó ìîçãó. Äëèòüñÿ åãî «ïóòåøåñòâèå» ìîæåò îò íåñêîëüêèõ äíåé èëè íåäåëü äî íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ ÷åì áëèæå ìåñòî óêóñà ê ãîëîâå, òåì ìåíüøå âðåìåíè âàì îòïóùåíî. Âñå ýòî âðåìÿ âû áóäåòå ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ñîâåðøåííî íîðìàëüíî, íî åñëè ïîçâîëèòü âèðóñó äîáðàòüñÿ äî ñâîåé öåëè âû îáðå÷åíû. Êîãäà ýòî ïðîèçîéäåò, âû åùå íå áóäåòå îùóùàòü ñèìïòîìîâ áîëåçíè, íî óæå ñòàíåòå åå ðàçíîñ÷èêîì: âèðóñ ïîÿâèòñÿ â âûäåëåíèÿõ îðãàíèçìà. Ïîñëå ýòîãî áåøåíñòâî ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíî îáíàðóæèòü ïóòåì àíàëèçîâ, íî ëå÷èòü åãî íà òàêîé ñòàäèè óæå ïîçäíî. Ïî ìåðå ðàçìíîæåíèÿ âèðóñà â ãîëîâíîì ìîçãå, íà÷èíàþò ïðîÿâëÿòüñÿ âíà÷àëå áåçîáèäíûå ïåðâûå ñèìïòîìû, â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ äíåé ïåðåðàñòàþùèå â ñòðåìèòåëüíî ïðîãðåññèðóþùåå âîñïàëåíèå ìîçãà è ïàðàëè÷. Èñõîä âñåãäà îäèí ñìåðòü.
Ëå÷åíèå áåøåíñòâà ýòî â áóêâàëüíîì ñìûñëå ãîíêà ñî ñìåðòüþ. Áîëåçíü íå ðàçîâüåòñÿ òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè äî ïðîíèêíîâåíèÿ âèðóñà â ìîçã óñïåòü ïðèìåíèòü àíòèðàáè÷åñêóþ âàêöèíó è äàòü åé âðåìÿ ïîäåéñòâîâàòü. Ýòà âàêöèíà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èíàêòèâèðîâàííûé (ìåðòâûé) âèðóñ áåøåíñòâà, êîòîðûé ââîäÿò â îðãàíèçì, ÷òîáû «îáó÷èòü» èììóíèòåò áîðüáå ñ àêòèâíûì âèðóñîì. Ê ñîæàëåíèþ, òàêîå «îáó÷åíèå» òðåáóåò âðåìåíè íà âûðàáîòêó àíòèòåë, à âèðóñ òåì âðåìåíåì ïðîäîëæàåò ïðîáèðàòüñÿ ê âàøåìó ìîçãó. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî âàêöèíó åùå íå ïîçäíî ïðèìåíèòü â ñðîê äî 14 äíåé ïîñëå óêóñà íî ëó÷øå ñäåëàòü ýòî êàê ìîæíî ðàíüøå, æåëàòåëüíî â ïåðâûå æå ñóòêè. Åñëè âû ñâîåâðåìåííî îáðàòèëèñü çà ïîìîùüþ è âàì ââåëè âàêöèíó, îðãàíèçì ñôîðìèðóåò èììóííûé îòâåò è óíè÷òîæèò âèðóñ «íà ìàðøå». Åñëè æå âû ïðîìåøêàëè è âèðóñ óñïåë äî ôîðìèðîâàíèÿ èììóííîãî îòâåòà ïðîíèêíóòü â ìîçã ìîæåòå ïðèñìàòðèâàòü ñåáå ìåñòî íà êëàäáèùå. Äàëüíåéøåå ðàçâèòèå áîëåçíè óæå áóäåò íå îñòàíîâèòü.
Êàê âèäèòå, áîëåçíü ýòà êðàéíå ñåðüåçíà è òåì áîëåå ñòðàííî âûãëÿäÿò áûòóþùèå â Ðîññèè ìèôû íà ýòó òåìó.
Ìèô íîìåð 1: áåøåíñòâî ïåðåíîñÿò òîëüêî ñîáàêè. Èíîãäà â êà÷åñòâå âîçìîæíûõ ðàçíîñ÷èêîâ åùå íàçûâàþò êîøåê è (ðåæå) ëèñ.
Ïå÷àëüíàÿ ðåàëüíîñòü òàêîâà, ÷òî ðàçíîñ÷èêàìè áåøåíñòâà, êðîìå íàçâàííûõ, ìîãóò áûòü ìíîãèå äðóãèå æèâîòíûå (òî÷íåå, ìëåêîïèòàþùèå è íåêîòîðûå ïòèöû) åíîòû, ðîãàòûé ñêîò, êðûñû, ëåòó÷èå ìûøè, ïåòóõè, îáåçüÿíû, øàêàëû, è äàæå áåëêè èëè åæè.
Ìèô íîìåð 2: áåøåíîå æèâîòíîå ëåãêî îòëè÷èòü ïî íåàäåêâàòíîìó ïîâåäåíèþ (æèâîòíîå ñòðàííî äâèãàåòñÿ, ó íåãî òå÷åò ñëþíà, îíî áðîñàåòñÿ íà ëþäåé).
Ê ñîæàëåíèþ, ýòî äàëåêî íå âñåãäà ñïðàâåäëèâî. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä áåøåíñòâà äîñòàòî÷íî ïðîäîëæèòåëåí, à ñëþíà íîñèòåëÿ èíôåêöèè ñòàíîâèòñÿ çàðàçíîé çà 3-5 äíåé äî ïðîÿâëåíèÿ ïåðâûõ ñèìïòîìîâ. Êðîìå òîãî, áåøåíñòâî ìîæåò ïðîòåêàòü â «òèõîé» ôîðìå, à æèâîòíîå ïðè ýòîì ÷àñòî òåðÿåò ñòðàõ è âûõîäèò ê ëþäÿì, âíåøíå íå ïðîÿâëÿÿ íèêàêèõ óãðîæàþùèõ ñèìïòîìîâ. Ïîýòîìó ïðè óêóñå ëþáîãî äèêîãî èëè ïðîñòî íåèçâåñòíîãî æèâîòíîãî (äàæå åñëè îíî âûãëÿäåëî çäîðîâûì) åäèíñòâåííî ïðàâèëüíîå äåéñòâèå êàê ìîæíî ñêîðåå, æåëàòåëüíî â ïåðâûå æå ñóòêè, îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó äëÿ ââåäåíèÿ àíòèðàáè÷åñêîé âàêöèíû.
Ìèô íîìåð 3: åñëè ðàíêà îò óêóñà íåáîëüøàÿ, äîñòàòî÷íî åå ïðîñòî ïðîìûòü ñ ìûëîì è äåçèíôèöèðîâàòü.
Ïîæàëóé, ñàìîå îïàñíîå çàáëóæäåíèå. Âèðóñ áåøåíñòâà, äåéñòâèòåëüíî, íå ïåðåíîñèò êîíòàêòà ñ ùåëî÷íûìè ðàñòâîðàìè íî ÷òîáû ïðîíèêíóòü â òêàíè îðãàíèçìà, åìó õâàòèò ëþáîãî ïîâðåæäåíèÿ êîæíîãî ïîêðîâà. Íå ñóùåñòâóåò ñïîñîáà óçíàòü, óñïåë ëè îí ýòî ñäåëàòü äî ïðîìûâêè ðàíû.
Ìèô íîìåð 4: âðà÷ îáÿçàòåëüíî íàçíà÷èò âàì 40 áîëåçíåííûõ óêîëîâ â æèâîò, è õîäèòü íà ýòè óêîëû ïðèäåòñÿ êàæäûé äåíü.
Ýòî äåéñòâèòåëüíî áûëî òàê, íî â ïðîøëîì âåêå. Ïðèìåíÿåìûå â íàñòîÿùåå âðåìÿ àíòèðàáè÷åñêèå âàêöèíû òðåáóþò îò 4 äî 6 óêîëîâ â ïëå÷î ñ èíòåðâàëîì â íåñêîëüêî äíåé, ïëþñ îïöèîíàëüíî åùå îäèí óêîë â ìåñòî óêóñà.
Êðîìå òîãî, âðà÷ (èíôåêöèîíèñò èëè ðàáèîëîã) ìîæåò ïðèíÿòü ðåøåíèå î íåöåëåñîîáðàçíîñòè âàêöèíàöèè, èñõîäÿ èç îáñòîÿòåëüñòâ óêóñà è ìåñòíîé ýïèäåìèîëîãè÷åñêîé îáñòàíîâêè (îöåíèâàåòñÿ, ÷òî ýòî áûëî çà æèâîòíîå, äîìàøíåå îíî èëè äèêîå, ãäå è êàê âñå ïðîèçîøëî, áûëè ëè â äàííîé ìåñòíîñòè çàôèêñèðîâàíû ñëó÷àè áåøåíñòâà è òàê äàëåå).
Ìèô íîìåð 5: ïðèâèâêà îò áåøåíñòâà èìååò ìíîæåñòâî ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ è îò íåå ìîæíî äàæå óìåðåòü.
Ïîáî÷íûå ýôôåêòû ó äàííîãî òèïà âàêöèí äåéñòâèòåëüíî åñòü ýòî îñíîâíàÿ ïðè÷èíà, ïî êîòîðîé îò áåøåíñòâà â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðèâèâàþòñÿ íå ïðîôèëàêòè÷åñêè, à òîëüêî ïðè íàëè÷èè ðèñêà çàðàæåíèÿ. Ýòè «ïîáî÷êè» äîâîëüíî íåïðèÿòíû, íî ÷àùå âñåãî íå î÷åíü ïðîäîëæèòåëüíû, è ïåðåòåðïåòü èõ íå òàêàÿ óæ áîëüøàÿ öåíà çà òî, ÷òîáû îñòàòüñÿ â æèâûõ. Óìåðåòü îò ñàìèõ ïðèâèâîê íåëüçÿ, íî âîò åñëè ïîñëå óêóñà ïîäîçðèòåëüíîãî æèâîòíîãî èõ íå ñäåëàòü èëè ïðîïóñêàòü ïîâòîðíóþ âàêöèíàöèþ òî î÷åíü äàæå ìîæíî óìåðåòü îò áåøåíñòâà.
Ìèô íîìåð 6: åñëè ïîéìàòü èëè óáèòü óêóñèâøåå âàñ æèâîòíîå, òî ïðèâèâêè äåëàòü íå íàäî, ïîòîìó ÷òî âðà÷è ñìîãóò ñäåëàòü àíàëèç è âûÿñíèòü, áûëî ëè îíî áîëüíî áåøåíñòâîì.
Ýòî ñïðàâåäëèâî òîëüêî íàïîëîâèíó. Åñëè æèâîòíîå ïîéìàíî è ó íåãî íå íàáëþäàåòñÿ ïðèçíàêîâ áåøåíñòâà åãî ìîãóò ïîìåñòèòü íà êàðàíòèí, íî îò âàêöèíàöèè âàñ ýòî íå èçáàâèò. Ðåøåíèå ïðåêðàòèòü åå âðà÷è ìîãóò ïðèíÿòü, òîëüêî åñëè æèâîòíîå â òå÷åíèå 10 äíåé íå çàáîëååò è íå óìðåò íî òóò âàñ ìîæåò ïîäñòåðåãàòü òàêîå çàïàäëî, êàê àòèïè÷íîå áåøåíñòâî. Ýòî êîãäà áîëüíîå æèâîòíîå æèâåò çíà÷èòåëüíî äîëüøå òåõ ñàìûõ 10 äíåé è âñå ýòî âðåìÿ ÿâëÿåòñÿ ðàçíîñ÷èêîì âèðóñà, íå ïðîÿâëÿÿ âíåøíèõ ñèìïòîìîâ áîëåçíè. Êîììåíòàðèè èçëèøíè.
Âïðî÷åì, ñëåäóåò çàìåòèòü, ÷òî âñòðå÷àåòñÿ àòèïè÷íîå áåøåíñòâî ïî ñòàòèñòèêå êðàéíå ðåäêî íî âñå æå ëó÷øå äîâåñòè íà÷àòûé êóðñ âàêöèíàöèè äî êîíöà, ÷åì ïîïàñòü â òó ñàìóþ ñòàòèñòèêó è äîêàçûâàòü ïîñëå íà òîì ñâåòå, ÷òî ïðîèçîøëî òðàãè÷åñêîå ñîâïàäåíèå.
 ñëó÷àå æå, êîãäà æèâîòíîå óáèòî íà ìåñòå èëè ïîéìàíî è óñûïëåíî òàêîé àíàëèç âîçìîæåí ÷åðåç èññëåäîâàíèå ñðåçîâ ãîëîâíîãî ìîçãà, íî êàê äîëãî åãî áóäóò äåëàòü (è áóäóò ëè) î÷åíü ñèëüíî çàâèñèò îò òîãî, ãäå âñå ïðîèçîøëî è êóäà âû îáðàòèëèñü çà ïîìîùüþ.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ áåçîïàñíåå íåìåäëåííî íà÷àòü êóðñ âàêöèíàöèè è ïðåêðàòèòü åãî, åñëè áåøåíñòâî íå ïîäòâåðäèòñÿ ëàáîðàòîðíûì èññëåäîâàíèåì.
Åñëè æå óêóñèâøåå âàñ æèâîòíîå ñáåæàëî ýòî ÿâëÿåòñÿ îäíîçíà÷íûì ïîêàçàíèåì ê âàêöèíàöèè, è îöåíèâàòü ñòåïåíü ðèñêà çäåñü äîëæåí òîëüêî âðà÷. Êîíå÷íî, ïðîõîæäåíèå êóðñà ïðèâèâîê âïîëíå ìîæåò îêàçàòüñÿ ïåðåñòðàõîâêîé âàì âåäü íåîòêóäà óçíàòü íàâåðíÿêà, áûëî ëè æèâîòíîå çàðàæåíî áåøåíñòâîì. Íî âîò åñëè âàêöèíàöèþ íå ñäåëàòü, à æèâîòíîå òàêè áûëî íîñèòåëåì âèðóñà òî âàì ãàðàíòèðîâàíà ìó÷èòåëüíàÿ ñìåðòü ÷åðåç íåñêîëüêî íåäåëü èëè ìåñÿöåâ.
Ìèô íîìåð 7: åñëè âàñ óêóñèëî æèâîòíîå, ó êîòîðîãî åñòü ïðèâèâêà îò áåøåíñòâà, âàêöèíàöèÿ íå òðåáóåòñÿ.
Ýòî ñïðàâåäëèâî, íî íå âñåãäà. Ïðèâèâêà äîëæíà áûòü, âî-ïåðâûõ, äîêóìåíòàëüíî ïîäòâåðæäåíà (çàôèêñèðîâàíà â ñåðòèôèêàòå ïðèâèâîê), à âî-âòîðûõ íå äîëæíà áûòü ïðîñðî÷åííîé èëè ïîñòàâëåííîé ìåíåå ÷åì çà ìåñÿö äî èíöèäåíòà. Êðîìå òîãî, äàæå åñëè ïî äîêóìåíòàì âñå õîðîøî, íî æèâîòíîå âåäåò ñåáÿ íåàäåêâàòíî ñëåäóåò îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó è ñëåäîâàòü åãî ðåêîìåíäàöèÿì.
Ìèô íîìåð 8: áåøåíñòâîì ìîæíî çàðàçèòüñÿ, åñëè ïîòðîãàòü áîëüíîå æèâîòíîå, ëèáî åñëè îíî âàñ ïîöàðàïàëî èëè îáëèçàëî.
Ýòî íå ñîâñåì òàê. Âèðóñ áåøåíñòâà íå ñïîñîáåí ñóùåñòâîâàòü âî âíåøíåé ñðåäå, ïîýòîìó íà êîæå/øåðñòè æèâîòíîãî èëè íà êîãòÿõ (íàïðèìåð, êîøà÷üèõ) åãî áûòü íå ìîæåò. Âîò â ñëþíå îí îòëè÷íî ñåáÿ ÷óâñòâóåò íî ÷åðåç íåïîâðåæäåííóþ êîæó ïðîíèêàòü íå ñïîñîáåí.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå, îäíàêî, ñëåäóåò íåçàìåäëèòåëüíî ïðîìûòü ñ ìûëîì è äåçèíôèöèðîâàòü îáñëþíÿâëåííûé ó÷àñòîê êîæè, ïîñëå ÷åãî âñå-òàêè îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó è ïðåäîñòàâèòü åìó ðåøàòü î íåîáõîäèìîñòè äàëüíåéøèõ äåéñòâèé.
Ìèô íîìåð 9: âî âðåìÿ è ïîñëå âàêöèíàöèè îò áåøåíñòâà íåëüçÿ óïîòðåáëÿòü àëêîãîëü, èíà÷å îí íåéòðàëèçóåò äåéñòâèå âàêöèíû.
Äëÿ çàÿâëåíèé î áëîêèðîâàíèè àëêîãîëåì âûðàáîòêè àíòèòåë ïðè àíòèðàáè÷åñêîé âàêöèíàöèè íåò íàó÷íûõ îñíîâàíèé. Òàêàÿ ñòðàøèëêà ðàñïðîñòðàíåíà èñêëþ÷èòåëüíî â ñòðàíàõ áûâøåãî ÑÑÑÐ. ×òî õàðàêòåðíî, çà ïðåäåëàìè áûâøåãî ñîöëàãåðÿ âðà÷è î òàêèõ çàïðåòàõ íå ñëûøàëè, è â èíñòðóêöèÿõ ê àíòèðàáè÷åñêèì âàêöèíàì îòñóòñòâóþò êàêèå áû òî íè áûëî ïðîòèâîïîêàçàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ àëêîãîëåì.
Êîðíÿìè ýòà ñòðàøèëêà óõîäèò â ïðîøëûé âåê, êîãäà èñïîëüçîâàëèñü âàêöèíû ïðåäûäóùåãî ïîêîëåíèÿ, êîòîðûå äåéñòâèòåëüíî êîëîëè â æèâîò 30-40 äíåé ïîäðÿä. Ïðîïóñê î÷åðåäíîãî óêîëà êàê â òå âðåìåíà, òàê è ñåé÷àñ ÷ðåâàò ñâåäåíèåì íà íåò ýôôåêòà îò âàêöèíàöèè, à ïüÿíñòâî îäíà èç ðàñïðîñòðàíåííûõ ïðè÷èí íåÿâêè ê âðà÷ó.
Ìèô íîìåð 10: Áåøåíñòâî èçëå÷èìî. Àìåðèêàíöû âûëå÷èëè çàáîëåâøóþ äåâî÷êó ïî Ìèëóîêñêîìó ïðîòîêîëó óæå ïîñëå ïðîÿâëåíèÿ ñèìïòîìîâ áîëåçíè.
Ýòî î÷åíü ñïîðíî. Äåéñòâèòåëüíî, òàêîé êðàéíå ñëîæíûé è äîðîãîñòîÿùèé (îêîëî $800000) ñïîñîá ëå÷åíèÿ áåøåíñòâà íà ñòàäèè ïðîÿâëåíèÿ ñèìïòîìîâ ñóùåñòâóåò, íî âî âñåì ìèðå ïîäòâåðæäåíî ñ÷èòàííîå êîëè÷åñòâî ñëó÷àåâ åãî óñïåøíîãî ïðèìåíåíèÿ. Êðîìå òîãî, íàóêà äî ñèõ ïîð íå ìîæåò îáúÿñíèòü, ÷åì èìåííî îíè îòëè÷àþòñÿ îò ãîðàçäî áîëüøåãî êîëè÷åñòâà ñëó÷àåâ, êîãäà ëå÷åíèå ïî ýòîìó ïðîòîêîëó íå ïðèíåñëî ðåçóëüòàòîâ. Ïîýòîìó íàäåÿòüñÿ íà Ìèëóîêñêèé ïðîòîêîë íå ñòîèò âåðîÿòíîñòü óñïåõà òàì êîëåáëåòñÿ íà óðîâíå 5%.
Åäèíñòâåííûì îôèöèàëüíî ïðèçíàííûì è ýôôåêòèâíûì ñïîñîáîì èçáåæàòü áåøåíñòâà â ñëó÷àå ðèñêà çàðàæåíèÿ ïî-ïðåæíåìó îñòàåòñÿ òîëüêî ñâîåâðåìåííàÿ âàêöèíàöèÿ.
 çàêëþ÷åíèå ðàññêàæó ïîó÷èòåëüíóþ èñòîðèþ. ß æèâó â Ãåðìàíèè, è ó íàñ, êàê è âî ìíîãèõ ñîñåäíèõ ñòðàíàõ, «ìåñòíîãî» áåøåíñòâà ó æèâîòíûõ (à ñîîòâåòñòâåííî è ñëó÷àåâ çàðàæåíèÿ ëþäåé) äàâíî óæå íåò áëàãîäàðÿ óñèëèÿì ïðàâèòåëüñòâà è îðãàíèçàöèé çäðàâîîõðàíåíèÿ. Íî âîò «ïðèâîçíîå» èíîãäà ïðîñà÷èâàåòñÿ. Ïîñëåäíèé ñëó÷àé áûë ëåò 8 íàçàä: ìóæ÷èíà ïîñòóïèë â áîëüíèöó ñ æàëîáàìè íà âûñîêóþ òåìïåðàòóðó, ñïàçìû ïðè ãëîòàíèè è ïðîáëåìû ñ êîîðäèíàöèåé äâèæåíèé.  ïðîöåññå ñáîðà àíàìíåçà îí óïîìÿíóë, ÷òî çà 3 ìåñÿöà äî íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ âåðíóëñÿ èç ïîåçäêè ïî Àôðèêå. Åìó íåìåäëåííî ñäåëàëè àíàëèç íà áåøåíñòâî è ðåçóëüòàò îêàçàëñÿ ïîëîæèòåëüíûì. Áîëüíîé ïîòîì åùå óñïåë ðàññêàçàòü, ÷òî åãî âî âðåìÿ ïîåçäêè óêóñèëà ñîáàêà, íî îí íå ïðèäàë ýòîìó çíà÷åíèÿ è íèêóäà íå îáðàùàëñÿ. Ýòîò ìóæ÷èíà âñêîðå óìåð â èçîëèðîâàííîé ïàëàòå. À âñå ìåñòíûå ýïèäåìèîëîãè÷åñêèå ñëóæáû âïëîòü äî ìèíçäðàâà ê òîìó âðåìåíè óæå ñòîÿëè íà óøàõ åùå áû, ïåðâûé ñëó÷àé áåøåíñòâà â ñòðàíå çà ÷åðò çíàåò ñêîëüêî ëåò Îíè ïðîäåëàëè òèòàíè÷åñêóþ ðàáîòó, â òå÷åíèå 3 äíåé ðàçûñêàâ è âàêöèíèðîâàâ âñåõ, ñ êåì ïîêîéíûé êîíòàêòèðîâàë ïîñëå âîçâðàùåíèÿ èç òîé çëîñ÷àñòíîé ïîåçäêè.
Íå ïðåíåáðåãàéòå óêóñàìè æèâîòíûõ, äàæå äîìàøíèõ, åñëè îíè íå ïðèâèòû îñîáåííî â ñòðàíàõ, ãäå áåøåíñòâî ðàñïðîñòðàíåíî. Ïðèíÿòü ãðàìîòíîå ðåøåíèå î íåîáõîäèìîñòè âàêöèíàöèè â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ìîæåò òîëüêî âðà÷. Ïóñêàÿ ýòî íà ñàìîòåê, âû ïîäâåðãàåòå ðèñêó ñâîþ æèçíü è æèçíè âàøèõ áëèçêèõ.