Мозг творческого человека на мрт

Ученые выяснили, чем различаются мозги умных или творческих людей и обычных. Оказывается, вычислить генератора идей можно с помощью МРТ-сканирования

Творчество — это не только умение написать «Я помню чудное мгновенье» или картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». И в обычной жизни есть место креативу. Почему одна хозяйка с легкостью сделает шикарный ужин из остатков еды в холодильнике, а у другой нежданные гости останутся сидеть голодными? Одни родители способны за пять минут соорудить своему чаду костюм супергероя на новогодний утренник из старых вещей, найденных в шкафу, а у других из года в год кроме «зайчика» с колготками на голове ничего не выходит.

От чего зависит способность фонтанировать идеями?

Исследование на эту тему провела группа американских ученых во главе с Роджером Бити из Гарвардского университета. Нейробиологи набрали 163 добровольца и предложили им тест на дивергентное мышление. Это когда одну и ту же проблему надо решить несколькими способами. В частности, участникам эксперимента надо было придумать самые неожиданные способы использования совершенно обычных предметов. Например, что можно сделать с обычным носком? Надеть его на ногу? За этот банальный ответ доброволец получал минимальные баллы. А вот затейник, который предложил соорудить из него фильтр для воды, удостоился «нобелевской премии» от организаторов эксперимента…
Во время тестов всем участникам провели МРТ-сканирование головного мозга, чтобы измерить приток крови к тем или иным зонам. Выяснилось, что творческое мышление не включается нажатием одного «рубильника». Оно связано со сложным взаимодействием между тремя крупными сетями мозга. Наибольшую активность во время творческих испытаний демонстрировали:

  1. левая передняя островковая доля (ее функция — восприятие, самосознание);

  1. правая дорсально-латеральная префронтальная кора (ее сфера ответственности — самоконтроль, выбор оптимальных мотивов и мыслей);

  1. кора задней части поясной извилины мозга (она отвечает за переключение внимания).

— Упрощенно работу мозга креативного человека можно представить следующим образом, — говорит Бити. — Во-первых, у него с высокой производительностью работает область мозга, ответственная за спонтанное мышление, способность задумываться, мечтать, воображать что-то. Эта сеть №1, она играет ключевую роль в рождении оригинальных идей, она используется во время мозгового штурма. Сеть №2 специализируется на осознанном мышлении, ее задача контролировать интеллектуальную деятельность, оценивать насколько новые идеи адекватны и рациональны. И сеть №3 это механизм переключения мозга из режима спонтанного мышления (генерация идей) в режим оценки.

Ученые отмечают, что у творческого мышления есть одна особенность: эти три сети не могут работать одновременно. Например, при активации режима оценки идей, мозг уже не может изобретать ничего нового. И наоборот.

Вероятно, поэтому талантливых людей частенько заносит. Когда они находятся в состоянии поиска гениальных мыслей, то не способны себя контролировать. Стоит вспомнить хотя бы историю Архимеда, который, принимая ванну, открыл закон гидростатики и с криками «Эврика!» выбежал голый на улицу.

Кстати, определяя тип нейронной архитектуры мозга с помощью МРТ-сканирования, Бити и его коллеги научились довольно точно прогнозировать: обладает тот или иной человек высокими творческим способностями или нет. С одной стороны, этот метод дает завораживающие перспективы: ведь можно легко отличить тугодума от «эйнштейна». Но захотят ли люди открывать этот ящик Пандоры?
Можно так же считать, что количеством и сложностью нейронных связей, и способностью к их созданию и поддержанию. Собственно, физиологически других различий не обнаружено. Все остальное — в психике.

Мозг людей, которые многого достигли в жизни, отличается от мозга тех, кто уступает им по интеллектуальным или коммуникационным способностям, пересказывает Independent. Ученые проанализировали связи между разными отделами мозга у сотен здоровых людей, поясняет журналист Стив Коннор. «В результате выявлена корреляция между богатством этих связей и когнитивными способностями человека, а также его общей успешностью в жизни», — говорится в статье.

Ученые составили два списка: «позитивных» и «негативных» черт и фактов биографии. Оказалось, что «позитивные» черты (богатый словарный запас, хорошая память, удовлетворенность жизнью, высокий доход, длительность учебы) в значительной мере соотносятся с более тесной «связанностью» отделов мозга, которые ассоциируются с высшими когнитивными способностями.

Напротив, у людей с ярко выраженными «негативными» качествами, особенностями и фактами биографии (наркомания, раздражительность, склонность нарушать правила, плохой сон) обнаруживалась значительно ослабленная связанность отделов мозга, говорится в статье.

«Мы пытались проверить, как можно связать то, что мы видим внутри мозга, с поведенческими навыками, которые мы способны замерять у разных людей», — сказал руководитель исследования Стивен Смит (Оксфордский университет). Результаты опубликованы в Nature Neuroscience.

Исследователи анализировали коннектомы 461 человека («это, так сказать, моментальные снимки живых «электросхем», по которым сигналы идут из одного отдела мозга в другой», — поясняет автор). Они искали соотношение с 280 различными качествами и показателями, в том числе словарным запасом, уровнем образования и уровнем дохода.

Ученые надеются, что умение замерять «связанность» отделов головного мозга прольет свет на природу интеллекта, а также научит улучшать эту связанность и, следовательно, достигать в жизни большего.

От уровня интеллекта зависит, на что человек обращает свое внимание в первую очередь

Чем выше уровень интеллекта (IQ) человека, тем больше он сосредоточен на мелочах. Человек же с низким IQ замечает главным образом крупное, объемное, масштабное. К примеру, мудрец заметит муху на слоне, но самого слона окинет взглядом лишь вскользь. К такому парадоксальному выводу пришли психологи из Университета Рочестера (США) после серии экспериментов. Несколько десятков добровольцев с IQ от 80 до 140 смотрели видеоролики, в которых хаотично двигались черные и белые фигуры — то появлялись, то исчезали. Причем самые крупные фигуры мелькали в центре поля зрения, где засечь их появление было проще всего. А мелкие группировались по краям и на заднем фоне. Во время опытов за движениями глаз добровольцев следили с помощью специальной аппаратуры по монитору компьютера.

И выяснилось: чем умнее был испытуемый, тем лучше ему удавалось отслеживать небольшие объекты. А добровольцы с низким интеллектом быстрее засекали крупные.

— Высокий IQ помогает мозгу лучше фильтровать информацию, поэтому умники бывают более внимательны к мелочам, — объяснял руководитель исследования профессор Дуе Тадин. — В некоторых ситуациях такая особенность «точечного» миросозерцания приносит пользу. Например, когда в людном месте — офисе или интернет-кафе — нужно сосредоточиться на работе за компьютером. Или заняться поиском микроскопической частицы мироздания — бозона Хиггса в Большом адронном коллайдере.

Но у сосредоточенных интеллектуалов есть и минусы. Неумение не замечать «слонов» приводит к тому, что эти люди часто становятся неприспособленными к быту. Не зря во многих кинофильмах обыгрывается образ сумасшедшего профессора — неопрятно одетого, с взлохмаченными волосами, живущего в доме, где царит беспорядок.

Из исторических архивов известна поразительная рассеянность некоторых гениев. Так, французский философ Дидро забывал дни, месяцы, годы и имена близких людей. А знаменитый физик Ампер однажды, уходя из своей квартиры, написал мелом у себя на дверях: «Ампер будет дома только вечером». Но вернулся домой еще днем. Прочитал надпись на своих дверях и ушел обратно, так как забыл, что он сам и есть Ампер.

Известен случай, когда Ньютон, задумав сварить яйцо, взял часы, заметил время и через пару минут обнаружил, что в руке держит яйцо, а варит часы. Когда же великий физик писал свои труды, то, поглощенный мыслями, забывал одеваться и есть.

Альберт Эйнштейн, встретив своего друга, рассеянно сказал: «Приходите ко мне вечером. У меня будет и профессор Стимсон». Его озадаченный друг возразил: «Но ведь я и есть Стимсон!» Эйнштейн на это ответил: «Это не имеет значения, все равно приходите!»

Отец русской авиации Жуковский однажды, проговорив целый вечер с друзьями в собственной гостиной, вдруг поднялся, разыскивая свою шляпу, и начал торопливо прощаться, бормоча: «Однако я засиделся у вас, пора домой!»

Поэтому гении так нуждаются в верных помощниках, которые вовремя заметят слона и не дадут под его ногами погибнуть таланту.

Теперь психологи, разобравшись, как умные и глупые видят мир, утверждают: интеллектуальные способности человека можно определить в пределах 1 — 2 минут при помощи простого визуального теста. Но, правда, со специальной аппаратурой.

ТЕСТ

Хотите узнать, внимательно ли слушает вас собеседник? Задайте ему такой вопрос: «Сколько животных каждого вида Моисей взял в ковчег?» Если вам ответят — «по паре», то вас слушают вполуха. Ведь это ошибка, только не в количестве спасенных животных, а в авторстве ковчега: ведь его построил Ной. Этот тест называется «иллюзия Моисея».

Ученые уверяют, что сегодня все больше опрошенных на этот вопрос сразу отвечают неверно, хотя бы мысленно. И только поразмыслив, задумываются над явным несоответствием библейских имен.
Рассеянность присуща не только интеллектуалам. Ученые нашли оправдание тем людям, которых обвиняют в том, что во время разговора они часто невпопад ляпают какую-нибудь чепуху. Оказалось, что дело не в глупости, а в невнимательности.

— Привычка слушать вполуха — всего лишь защитная реакция, — уверяет ведущий автор исследования профессор Хартмут Лезолд из Университета Глазго. — Дело в том, что часто многие из нас оказываются невнимательны потому, что берегут от перенапряжения свой мозг.

Ученые уверяют, что в нынешнее время глобальной информатизации мозг не способен обрабатывать все сообщения, которые поступают к нам из сотен источников — Всемирной сети, телевидения, радио, SMS-сообщений, рекламных плакатов. Если мы будем все это тщательно переваривать, то быстро сойдем с ума. Поэтому сегодня психологи подметили: чтобы огородить себя от излишних новостей, мозг начинает экономить ресурсы. И мы начинаем слушать даже близких людей рассеянно, вычленяя из их разговора только ключевые слова. А потому нередко отвечаем невпопад.

— Особенно рассеянны те, кто каждый день по нескольку часов сидит в интернете, — объясняет профессор Лезолд. — Эти люди научились не только читать, но и слушать «по диагонали».
Дамы, как выяснили психологи из Университета МакМастера, очень быстро схватывают очертания лиц незнакомцев, даже не задумываясь об этом. В экспериментах женщин и мужчин усаживали перед монитором, на котором мелькали портреты людей. Специальная техника отслеживала движения их глаз и фиксировала время, которое они тратили, разглядывая губы или брови людей. Тут и выяснилось, что слабый пол четко видит каждую черточку человеческого лица, а мужчины запоминают облик лишь в общих чертах.

Почему же дамы такие внимательные? По словам исследователей из Дарвиновского музея, причина в том, что в древности представители сильного пола были охотниками, а слабого — собирательницами.

— У женщин было очень хорошо развито зрение для того, чтобы видеть широкое разнообразие всех цветов и оттенков, — объясняет кандидат биологических наук Георгий Воронов. — И это давало им возможность, к примеру, выбирать самые вкусные корешки и ягоды для своей семьи.

Но не только поиск вкусненького заточил мозг слабого пола. Но еще и тяга к красоте. Исследователи Колумбийского университета показали мужчинам и женщинам картины и фотографии, попросив оценить их. В это время с помощью ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) ученые фиксировали, какая часть мозга активировалась, когда участники рассматривали изображения. Сканирование показало, что у мужчин и женщин включались в работу одни и те же отделы мозга. Но мужской пол активировал еще и область, связанную с объемным мышлением, а женщины — с детальным.

— Возможно, все дело в генетическом предназначении мужчин: их мозг был изначально придуман природой таким образом, чтобы во время охоты принуждать человека использовать пространственное видение объектов, — предполагает биолог Воронов. — А женщине — хранительнице очага — и сейчас важно обращать внимание на мелочи: из чего приготовлена еда, не скопилась ли пыль на полках, не грязная ли одежда у детей и мужа.

Но если поверить в эту теорию, то выходит, что мы, женщины, умнее мужчин? Ведь, как и гении, мы видим «муху», а не «слона».

[источники]Источники:
https://www.vrn.kp.ru/daily/26781/3815996/?utm_source=vk&utm_campaign=social_share
https://www.inopressa.ru/article/29Sep2015/independent/intelligent.html

Источник

Людей, склонных к оригинальному, творческому и нестандартному мышлению, можно отличить от остальных при помощи сканирования мозга — функциональной МРТ. Каждый художник имеет собственный способ генерации оригинальных идей, но то, что в это время происходит внутри мозга, вероятно, не такой уж уникальный процесс. В новом исследовании, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые обнаружили паттерны нейронной активности, которые отличают наиболее креативно мыслящих людей.

«Мы определили структуру взаимодействия отделов мозга, которая связана с умением генерировать творческие идеи. Мы не можем точно предсказать, кто станет следующим Эйнштейном, но мы можем получить довольно хорошее представление о том, насколько гибко и креативно мышление данного человека, просто просканировав его мозг», — рассказал Роджер Битти (Roger Beaty), психолог из Гарвардского университета.

Творческое мышление является одним из основных факторов, влияющих на культурные и технологические изменения, но деятельность мозга, которая лежит в основе первоначальной мысли, трудно поддается регистрированию и изучению. Стремясь пролить свет на творческий процесс, Битти объединился с коллегами из Австрии и Китая, чтобы провести МРТ-сканирование возможно большего числа испытуемых в тот момент, когда они придумывали оригинальные идеи.

Ученые попросили добровольцев выполнить творческую задачу во время их пребывания внутри сканера, регистрирующего активность мозга. У участников было 12 секунд на то, чтобы придумать наиболее нестандартное использование для объекта, который появлялся на экране. Затем три независимых эксперта оценили их ответы.

Одним из препятствий для творческого мышления является скорость и легкость, с которой неоригинальные мысли наводняют мозг. Некоторые люди, принявшие участие в исследовании, не могли пройти мимо этих неоригинальных мыслей. Например, при запросе о вариантах использования носков, мыла и обертки для жевательной резинки менее творческие люди дали самые очевидные ответы, как «покрытие ног», «создание пузырей» и «упаковка жевательной резинки» соответственно. Для тех же предметов более оригинальные мыслители предложили такие варианты, как система фильтрации воды, склейка конвертов и антенный провод.

Исследование выявило различные закономерности активности мозга у самых творческих и наименее творческих людей. У очень оригинальных мыслителей ученые увидели сильную связь между тремя системами мозга. Одна из них связана со спонтанным мышлением и «блужданием ума», вторая – с системой «исполнительного контроля» в тот момент, когда люди сосредотачиваются на своих мыслях. Третья система «решает», что больше всего заслуживает нашего внимания.

Первые две из этих трех систем мозга, как правило, работают друг против друга, сказал Битти, и каждая из них нивелирует работу другой системы. Но сканирование показало, что более творческие люди могут лучше задействовать эти системы одновременно.

Первое сканирование мозга мужчин и женщин из Университета Северной Каролины было подкреплено дальнейшими исследованиями австрийских и китайских добровольцев. Чтобы убедиться, что в исследовании приняли участие достаточно творческие люди, исследователи набрали множество художников, музыкантов и ученых. В своих следующих исследованиях Битти планирует исследовать мозговую деятельность во время занятий искусством и наукой и выяснить, помогает ли обучение стимулировать творческие способности.

Больше интересной информации на нашем канале. Подписывайтесь и ставьте лайк!

Источник

Творчество — это не только умение написать «Я помню чудное мгновенье» или картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». И в обычной жизни есть место креативу. Почему одна хозяйка с легкостью сделает шикарный ужин из остатков еды в холодильнике, а у другой нежданные гости останутся сидеть голодными? Одни родители способны за пять минут соорудить своему чаду костюм супергероя на новогодний утренник из старых вещей, найденных в шкафу, а у других из года в год кроме «зайчика» с колготками на голове ничего не выходит. От чего зависит способность фонтанировать идеями?

Исследование на эту тему провела группа американских ученых во главе с Роджером Бити из Гарвардского университета. Нейробиологи набрали 163 добровольца и предложили им тест на дивергентное мышление. Это когда одну и ту же проблему надо решить несколькими способами. В частности, участникам эксперимента надо было придумать самые неожиданные способы использования совершенно обычных предметов. Например, что можно сделать с обычным носком? Надеть его на ногу? За этот банальный ответ доброволец получал минимальные баллы. А вот затейник, который предложил соорудить из него фильтр для воды, удостоился «нобелевской премии» от организаторов эксперимента…

Так работает мозг креативного человека

Во время тестов всем участникам провели МРТ-сканирование головного мозга, чтобы измерить приток крови к тем или иным зонам. Выяснилось, что творческое мышление не включается нажатием одного «рубильника». Оно связано со сложным взаимодействием между тремя крупными сетями мозга. Наибольшую активность во время творческих испытаний демонстрировали:

1. левая передняя островковая доля (ее функция — восприятие, самосознание);

2. правая дорсально-латеральная префронтальная кора (ее сфера ответственности — самоконтроль, выбор оптимальных мотивов и мыслей);

3. кора задней части поясной извилины мозга (она отвечает за переключение внимания).

— Упрощенно работу мозга креативного человека можно представить следующим образом, — говорит Бити. — Во-первых, у него с высокой производительностью работает область мозга, ответственная за спонтанное мышление, способность задумываться, мечтать, воображать что-то. Эта сеть №1, она играет ключевую роль в рождении оригинальных идей, она используется во время мозгового штурма. Сеть №2 специализируется на осознанном мышлении, ее задача контролировать интеллектуальную деятельность, оценивать насколько новые идеи адекватны и рациональны. И сеть №3 это механизм переключения мозга из режима спонтанного мышления (генерация идей) в режим оценки.

Ученые отмечают, что у творческого мышления есть одна особенность: эти три сети не могут работать одновременно. Например, при активации режима оценки идей, мозг уже не может изобретать ничего нового. И наоборот.

Вероятно, поэтому талантливых людей частенько заносит. Когда они находятся в состоянии поиска гениальных мыслей, то не способны себя контролировать. Стоит вспомнить хотя бы историю Архимеда, который, принимая ванну, открыл закон гидростатики и с криками «Эврика!» выбежал голый на улицу.

Кстати, определяя тип нейронной архитектуры мозга с помощью МРТ-сканирования, Бити и его коллеги научились довольно точно прогнозировать: обладает тот или иной человек высокими творческим способностями или нет. С одной стороны этот метод дает завораживающие перспективы: ведь можно легко отличить тугодума от «эйнштейна». Но захотят ли люди открывать этот ящик Пандоры?

Источник

Читайте также:  Мрт обследование на рассеянный склероз