Может ли мрт выявить аутизм
Показывает ли МРТ аутизм — это частый вопрос, который задают обеспокоенные родители врачам-диагностам в медицинских центрах. Краткий ответная на этот вопрос: частично — да. А почему частично, мы поговорим в этой статье.
Что такое аутизм
Понятие аутизма было введено E.Bleuler (1911) для обозначения одного из важнейших симптомов шизофрении — отрыва от реальности и сосредоточенности на внутренних, по большей части аффективных, переживаниях и представлениях. В 2000 г. считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 г. уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 г. 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.
Общее признание и широкое использование термина «аутизм» привели к возникновению «целого лексического семейства» и переходу термина в словарный запас обыденного языка. Тем не менее, до настоящего времени проблема аутизма — его психопатологический смысл, клинические границы и диагностическое значение — остается недостаточно изученной. Причина расстройства, которое врачи называют аутизм — это, как правило, определенное изменение на генетическом уровне, сочетающееся с морфологическими клеточных изменений в структуре тканей подкорковых структур мозга и мозжечка. Этот медицинский термин объединяет в себе несколько синдромов. Классификация аутизма проводится с учетом механизмов развития заболевания и его причин. В целом, первичные виды данной когнитивной аномалии имеют одинаковую симптоматику, поэтому они объединены под общим названием: расстройства аутистического спектра. Есть два вида аутизма, которые встречаются чаще всего и имеют свои особенности — это синдром Каннера и синдром Аспергера. Под синдромом Каннера обычно понимают ранний детский аутизм, который проявляется буквально с первых месяцев жизни ребенка, и по мере его развития по нарастающей у малыша видны признаки отставания в контакте с внешним миром. Так, речь развивается очень медленно и плохо, может вообще проявляться очень поздно или быть совсем несвязанной. При синдроме Каннера зачастую наблюдается отставание в развитии интеллекта, поскольку сама личность не растет и не общается. Для того, чтобы развитие мозга и интеллекта происходило, малышу нужна прямая обратная связь с внешним миром, которая при данной патологии отсутствует.
Синдром Аспергера — это облегченная форма проявления аутизма. Речь у ребенка с такой формой заболевания достаточно ясная и четкая, но спонтанная. Иногда ребенок говорит нелогичные вещи, бывает, что какие-то слова он произносит громче или тише. При синдроме Аспергера интеллект ребенка в общем-то соответствует возрасту или может даже быть высоким и превышать способности сверстников. Обычно моторика и движения нарушены больше при синдроме Аспергера. Однако, если говорить о способности к самообслуживанию, более яркие и тяжелые нарушения проявляются при синдроме Каннера. Аутизм бывает первичным и вторичным. К первичной форме относят врожденный аутизм. Вторичный аутизм развивается как следствие расстройств, заболеваний, повреждений центральной нервной системы. Тогда аутичный синдром становится симптомом дегенеративных неврологических изменений. Вторичный аутизм может, например, возникнуть при энцефалопатии эпилептической или травматической, болезни Альцгеймера, болезни с тельцами Леви, болезни Крейтцфельдта — Якоба.
Некоторые врачи в рамках вторичного аутизма выделают подгруппу соматогенных видов аутизма, которые вызываются инфекцией или вирусными заболеваниями, например менингитом. В особую группу врачи выносят также форму атипичного аутизма. Под этим понятием медики подразумевают отличие этого заболевания от классической формы по времени развития и выраженности симптомов.
Симптомы
- нарушения коммуникативных способностей;
- нарушения речи;
- нарушения слуха;
- нарушения двигательных способностей;
- эмоциональное обеднение.
Способы диагностики аутизма
Диагноз аутизм ставит врач-психиатр. Основой диагностики являются результаты наблюдения за клиническими проявлениями заболевания. При первичном аутизме обычно, оценивая поведение ребенка, родные выявляют признаки, которые их настораживают, и сначала обращаются за советом и коррекцией к педагогам, педиатрам и психологам. К врачам-психиатрам родители с ребенком аутистом уже приходят, когда педагогическими и психологическими методами повлиять на малыша не получается. В ходе консультации психиатр пытается выявить основные симптомы, из которых складывается диагностика детского аутизма. В триаду симптомов аутизма входят:
- преобладание замкнутой внутренней жизни, когда ребенок погружается внутрь, и все, что окружает, его не интересует;
- отстранённость от внешнего мира — визуальный, аудиальный, кинестетический контакт с внешним миром практически отсутствует;
- бедность в выражении эмоций.
Расстройства аутического спектра относятся к категории диагнозов, которые требуют времени и наблюдения, поэтому, как правило, в медицинских центрах СПб диагностика аутизма идет в течение нескольких лет. Первичное обращение обычно происходит после года жизни ребенка. Этап наблюдения за симптомами проявления аутизма иногда длится до 3-4 лет. В основном окончательно определяют это заболевание на основе результатов опросника КАСТ, состоящего из 79 вопросов, на которые нужно отвечать да или нет. Они охватывают около 30 разных симптомов и проявлений данной патологии. Этот тест считается очень показательным и не требует каких-то особых обследований. Поскольку аутизм с точки зрения физического проявления затрагивает центральную нервную систему, лабораторные обследования мало что могут показать врачам. Тест на нагрузку на сахар и инсулиновые пробы являются косвенным симптомом данной патологии. Его результаты могут только насторожить, но не подтвердить диагноз. Микроматричный анализ хромосом, безусловно, поможет выявить какие-то изменения, но опять же не является тестом на подтверждение аутизма.
МРТ мозга при первичном аутизме применяют для того, чтобы дифференцировать эту когнитивную патологию от неврологических и нейродегенеративных заболеваний. При вторичном аутизме МРТ головного мозга позволяет выяснить первопричину недуга. Во время беременности можно выявить у плода риск развития аутизма, если были инфекционные заболевания. Для этого делают процедуру МРТ плода. Но 100 % предвидеть, что у ребенка будет развитие аутизма, к сожалению, медицинские методы диагностики, включая магнитно-резонансную томографию, не могут.
МРТ при аутизме
При первичном аутизме МРТ головного мозга может показать изменения, которые чаще всего сопровождают данное заболевание, а именно:
- увеличение объема и массы головного мозга
- гипотрофии мозжечка
- клеточные структурные изменения в подкорковой зоне головного мозга.
Однако по статистике такие изменения наблюдаются только в 48% случаях. Поэтому МРТ головного мозга не включено в стандарты исследования пациентов с первичным аутизмом и не является обязательным. МРТ головного мозга при детском аутизме также делают для того, чтобы исключить другие расстройства и органические заболевания головного мозга и сосудов. По средствам томографии дифференциация аутизма происходит с такими патологиями как:
- гидроцефалия
- энцефалопатия
- болезнь Галлервордена-Шпатца
- синдром Ландау-Клеффнера
- нарушения слуха из-за патологий среднего уха и височных костей
- болезнь Уиппла
- менингит.
При вторичном аутизме целью МРТ мозга является выявление основного заболевания, которое дает аутичную симптоматику. В зависимости от других клинических проявлений врач назначает МРТ головного мозга, МРТ сосудов головного мозга, МРТ гипофиза, либо комплексное МРТ обследование головы (МРТ головного мозга + МР-ангиография). Результаты томографии позволяют диагностировать такие заболевания как:
- энцефалопатия
- гидроцефалия
- вирусные энцефалиты
- хронические бактериальные и грибковые менингиты
- синдром Гайе-Вернике
- болезнь Иценко-Кушинга
- нейросифилис
- болезнь Крейтцфельдта-Якоба
- болезнь Альцгеймера
- кортикобазальная дегенерация
- прогрессирующий надъядерный парез взора
- сосудистая деменция
- опухоли, субдуральные гематомы и мозговые абсцессы.
Все эти патологии могут выражаться признаками, схожими с аутизмом. Процедура проведения МРТ будет зависеть от целей и протокола исследования. В некоторых случаях при дифференциальной диагностике потребуется введение контрастного препарата. МРТ головного мозга с контрастом осуществляется в большинстве диагностических центров СПб с использованием состава на базе редкоземельного металла гадолиния. Это вещество гипоаллергенное, безвредное и крайне редко дающие побочные эффекты. Решение о контрастном или бесконтрастном проведении МРТ принимает либо лечащий врач, либо диагност, если в ходе сканирования есть признаки образований, которые требует контрастного усиления для их лучшей визуализации.
Где сделать МРТ головного мозга при аутизме
При аутизме МРТ исследование головы лучше всего сделать на МРТ аппарата с мощностью индукционного поля как минимум 1,5 Тесла. Однако дифференциальная диагностика некоторых редких и сложных форм нейродегенеративных деменций может потребовать от пациента исследования на сверхвысокопольном томографе 3 Тесла. Специалисты Городского центра записи будут рады помочь выбрать правильный медицинский центр в Санкт-Петербурге и записать Вас или Вашего ребенка на томографию в ближайшее время. Звоните, мы стараемся помочь каждому!
Список первоисточников
- Викторов И.Т. Клиническая неоднородность аутизма при шизофрении и его диагностическое значение / И.Т. Викторов // Материалы Первого съезда невропатол., психиатр, и нейрохирургов Армении. Ереван: Айастан, 1980. — С. 364-367.
- Башина В.М., Пивоварова Г.Н. Синдром аутизма у детей (обзор)//Журн. невропатол. и психиатр.- 1970.- Т.70, №6.- С. 941-946.
- Симашкова Н.В., Якупова Л.П., Башина В.М. Клинические и нейрофизиологические аспекты тяжелых форм аутизма у детей.// Журн. невропатол. и психиатр. 2006, том 106, № 7, С. 12-19.
- Скворцов И.А., Ермоленко H.A. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. М.: МЕДпресс-информ, 2003.- 368 с.
- Ворсанова, С.Г. Современные представления о молекулярной генетике и геномике аутизма / С.Г. Ворсанова, Ю.Б. Юров, А.П. Сильванович, И.А. Демидова, И.Ю. Юров // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 4 (2).-С. 356-367.
- Sato W, Uono S. The atypical social brain network in autism: advances in structural and functional MRI studies. Curr Opin Neurol. 2019;32(4):617-621.
- Gabrielsen TP, Anderson JS, Stephenson KG, et al. Functional MRI connectivity of children with autism and low verbal and cognitive performance. Mol Autism. 2018;9:67. Published 2018 Dec 27.
- Schumann CM, Nordahl CW. Bridging the gap between MRI and postmortem research in autism. Brain Res. 2011;1380:175-186.
Полезная информация
Что покажет МРТ головы
МРТ головы помогает выявить неврологические и нейрохирургические патологии, диагностика которых часто вызывает сложности даже у опытных врачей. А ведь от скорости и точности поставленного диагноза может зависеть не только здоровье, но и жизнь человека. Здесь на помощь специалистам приходит магнито-резонансная томография, будучи одной из наиболее быстрых и точных диагностических процедур. Это исследование
читать далее +
Что покажет МРТ головного мозга
МРТ головного мозга – это хорошо апробированный и надежный метод диагностики, который основывается на свойствах магнитного поля и отличается повышенной информативностью и точностью. Суть метода заключается в том, что под воздействием радиомагнитных импульсов в органах человека возникают ответные волновые сигналы, которые с помощью компьютера томографа преобразовываются в изображения в нескольких
читать далее +
Что покажет МРТ сосудов головного мозга
Процедура МРТ сосудов головного мозга представляет собой диагностический инструмент, в процессе использования которого с помощью специального магнитно-резонансного томографа исследуется сосудистая сеть пациента на предмет выявления в ней специфических аномалий, тромбов, разрывов, аневризм, гематом и других патологий. Томография сосудов головного мозга предполагает задействование импульсов, которые вступают во
читать далее +
Простыми словами о сложном: что такое аутизм?
Это расстройство, которое возникает из-за нарушения развития головного мозга и характеризуется значительным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, ограничением интересов и повторяющимися действиями. Эти симптомы начинают проявлять себя в детском возрасте до 3 лет.
Похожие на аутизм виды состояний с более мягкими проявлениями называют расстройствами аутистического спектра — РАС (например, синдром Аспергера).
Одним из самых знаменитых аутистов современности считается Билл Гейтс. Читать далее
Каковы проявления аутизма?
Первое, что могут заметить взрослые — ребенок не смотрит в глаза. Малыш может быть чрезмерно восприимчивым к разным раздражителям — световым, звуковым и т.д. При прослушивании каких-то совершенно обычных мелодий может закрывать руками уши. Несмотря на то, что со слухом у таких детей может быть все в порядке, они не отвечают на обращение к ним.
Типична «эмоциональная обедненность»: ребенок довольно редко улыбается в ответ, не «понимает» эмоций других людей.
Характерные проявления — трудности в налаживании социальных контактов со сверстниками, отсутствие интереса к такому общению, совместным играм.
Имеются специфические черты со стороны речи. Например, при обращении к такому ребенку с вопросом он не отвечает на него, а повторяет сам вопрос (этот симптом получил название «эхолалия»). Речь может отсутствовать совсем или отмечается задержка ее развития.
Могут предпочитать какой конкретный вид пищи, отказываться от фруктов, овощей.
У некоторых детей может отмечаться склонность к судорогам.
Эти, а также ряд других проявлений, отмечаются не всегда в таком сочетании и количестве, и индивидуальны в каждом конкретном случае. Отличие от аутизма одной из разновидностей расстройств аутистического спектра — синдрома Аспергера — в первую очередь состоит в том, что при нем отсутствует остановка или задержка развития речи и познания. Синдром Аспергера нередко сочетается со значительной неуклюжестью. Отмечается склонность к сохранению вышеназванных изменений в подростковом и зрелом возрасте.
Как аутизм отражен в МКБ-10?
Он располагается в блоке психиатрических нарушений под общим кодом F84 — «Общие расстройства психологического развития».
Кто виноват?
Как и при многих других недугах причиной развития этого расстройства является сочетание факторов. Среди них генетические нарушения, факторы окружающей среды, в том числе условия в матке при развитии плода, возраст родителей, ряд инфекций, некоторые препараты, используемые матерью в период беременности и др.
Как подготовиться к беременности? Рассказывает врач акушер-гинеколог, главный врач «Клиника Эксперт Тула» Малафеева Ольга Евгеньевна
В течение довольного продолжительного времени исследований этой группы расстройств была популярна теория, которая рассматривала аутизм как результат недостатка внимания родителей к ребенку и его контактов с матерью. Это как будто находило свое подтверждение: у детей, с которыми после рождения мало нянчились, обделяли их лаской, в дальнейшем выявлялись отчетливые проявления аутичности: безразличие, неумение и нежелание выстраивать социальные отношения.
Как бы ни хотелось «зацепиться» за эту привлекательную теорию (уже хотя бы потому, что такие внешние факторы при желании в принципе легко устранимы), все было не так гладко: такие дети появлялись и во вполне благополучных семьях, и им не могло помочь даже избыточное внимание родных.
Некоторый период времени существовало мнение, что развитие аутизма могут вызывать прививки. Современные исследования показали, что данное утверждение необоснованно. Вместе с тем эта точка зрения и сейчас имеет своих сторонников.
Как определить аутизм?
Обычно алгоритм постановки диагноза состоит из первоначального осмотра педиатра, который при необходимости рекомендует обратиться родителям ребенка к смежным специалистам для проведения дифференциальной диагностики. Среди них: детский психолог, нейропсихолог, невролог, психиатр и др.
Записаться на консультацию к детскому психотерапевту можно здесь
внимание: услуга доступна не во всех городах
Сильный пол – под прицелом. Почему аутизм чаще встречается у мальчиков?
На сегодняшний день причины такого гендерного распределения до конца непонятны.
Исследователи из университета Пенсильвании (США), проводившие опыты на мышах, обнаружили различия в пути передачи сигналов мозга, принимающих участие в поощрении обучения и мотивации. По их мнению, этим фактом объясняется более высокая уязвимость самцов к генетическому сбою, связанному с аутизмом.
Одиноки по собственному желанию: взрослые аутисты
Дети когда-то становятся взрослыми. Какие проявления аутизма могут отмечаться у вчерашних детей?
Это может быть пристальный взгляд в глаза собеседнику либо полное избегание зрительного контакта; приближение к собеседнику на слишком близкое расстояние или, наоборот, отдаление на очень большое; слишком громкая или очень тихая речь; непонимание эмоций, намерений, ощущений других людей (человек воспринимается как «неодушевленный» предмет); взрослому аутисту трудно начать разговор с кем-либо; у него — ограниченный словарный запас; набор интересов довольно ограничен; предрасположенность к знакомым предметам, привычкам, конкретным местам; может взволновать или сильно пугает любое изменение привычной обстановки или уклада жизни.
Человек с аутизмом не понимает, что своим поведением способен кого-то обидеть. Для него проблематично налаживание дружеских или романтических взаимоотношений. Он может видеть и слышать о любви, однако ему сложно ощутить и понять это чувство, поскольку у многих людей с аутизмом отсутствует привязанность к родному человеку, не говоря уже о чужом.
Люди с аутизмом не чувствуют романтических жестов романтики. Они могут не понимать смысла объятий, расценивая их как попытку ограничения их движений. Им присущи сексуальные чувства, однако обсудить их не с кем. По этой причине они получают сведения об ухаживаниях из фильмов.
В зависимости от выраженности проявлений, многие люди с аутизмом могут успешно трудоустраиваться. Некоторые из них отличаются определенными выдающимися способностями. Проблемой же становится как раз то, что эти способности зачастую остаются «скрыты» от глаз стороннего наблюдателя — потому, что такой человек не в состоянии их правильно донести.
Что делать?
Это расстройство сохраняется на протяжении жизни. Однако, как и при многих привычных хронических состояниях, коррекция аутизма в той или иной степени возможна. Если у вас есть подозрения на то, что у вашего ребенка аутизм или расстройство аутистического спектра, важно как можно раньше проконсультироваться с педиатром.
Существует арсенал методов, воздействующих на различные проявления аутизма.
С рождения и до 3-летнего возраста проводится терапия, цель которой — помочь ребенку начать говорить, ходить и взаимодействовать с окружающими.
Большое значение имеет мотивация ребенка и система поощрения его успеха в учебе. Желаемое поведение вознаграждается, что стимулирует его активность в нужном ключе.
Эффективным методом лечения аутизма в настоящее время является поведенческая терапия или метод так называемого прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis). Следует упомянуть, что подходы в поведенческой (бихевиоральнай) терапии в существенной степени базируются на идеях русских ученых В.М. Бехтерева и И.П. Павлова. Их труды были хорошо известны за границей — в частности, работа Бехтерева «Объективная психология», оказавшая значительное влияние на Джона Уотсона — американского психолога, создателя бихевиоризма.
Метод АВА при аутизме в первый раз использовали в США, в 60-х годах прошлого столетия. В основу была положена идея, что любое поведение имеет какие-либо последствия. Если они нравятся ребенку, он будет повторять это поведение, а если нет — не будет.
Все многокомпонентные навыки (речь, творческая игра, способность к глазному контакту и др.), разделяются на небольшие части-действия. Каждое из них разбирается с ребенком по отдельности, после чего они объединяются в цепь и образуют сложное действие. Инициатива ребенку не предоставляется, его деятельность довольно четко регулируется взрослым. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — пресекаются. Чтобы достичь нужного поведения, применяются подсказки и стимулы.
Навык считают закрепившимся лишь в случае, если ребенок способен безошибочно выполнять это действие в 80% ситуаций — независимо от того, в какой атмосфере и кем давалось задание. Конечная цель терапии — снабдить ребенка средствами для самостоятельного познания и освоения окружающей реальности.
Для обучения детей с РАС широко используются принципы инклюзивного образования.
Наряду с разнообразными психологическими и педагогическими методами, в настоящее время разрабатываются способы физиотерапевтического воздействия на течение этих расстройств. На данный момент они находятся на стадии эксперимента. Таким методом является транскраниальная магнитная стимуляция головного мозга.
А как у них?
В таких странах Латинской Америки, как Аргентина и Чили, общественные организации оказывают помощь людям с аутизмом, а также их родственникам. На Кубе дети с РАС получают бесплатное лечение. И это при том, что эти страны — далеко не самые благополучные в плане экономического развития.
Впечатляющие по принципам программы существуют в Германии и Японии. Например одна из немецких компаний, фирма Auticon, трудоустраивает исключительно сотрудников с аутизмом. Что это дает? Всех подробностей источник информации не раскрывает, однако известно следующее. Область деятельности Auticon — информационные технологии. Из-за своих особенностей люди, имеющие синдром Аспергера, способны находить самые мелкие погрешности в программном коде. Во всех филиалах компании есть профессиональные помощники, в случае необходимости способные оказать помощь сотрудникам.
К 2020 году немецкая компания SAP, производящая софт, планирует увеличить численность работников с аутизмом до 1% от общего числа персонала.
Не менее показателен пример из Страны восходящего солнца. В 1960-м году к руководителю одной из компаний, выпускающих принадлежности для школ и офисов, обратился учитель вспомогательной школы и попросил принять на работу 2-х его выпускников. Мотив был прост: ему хотелось, чтобы перед направлением их в дом престарелых и инвалидов они смогли познать радость полноценного труда. В результате эта инициатива переросла в нечто гораздо большее, чем просто эксперимент: с 1987 года на работу стали брать людей с аутизмом и с дефектами умственного развития.
Больше правильных слов и еще больше — дел
Опыт и практика показали успешность социальной адаптации людей с расстройствами аутистического спектра. Коррекционные программы, инклюзивное образование, целенаправленное вовлечение в профессиональную деятельность и создание соответствующих для этого условий — неполный перечень того, что может быть и уже делается в современном обществе. Важно лишь желание. За молчаливым игнорированием и бездействием стоит, как это ни обидно признавать, банальное безразличие, нежелание что-то изменить. Потому что непросто, потому что нужно выйти из «зоны комфорта», нет времени, неинтересно, не несет выгоды… Нужно лишь иметь мужество признать это — хотя бы перед самим собой.
Один из принципов инклюзивного образования гласит: «Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным». Для человека с аутизмом это — витальная проблема. Наша задача, наше искусство — услышать его, даже через его молчание, увидеть в его глазах, которые чаще всего не смотрят на нас, то, что он — такой же человек, такая же индивидуальность. Дело всего лишь в нашем желании.
Текст: Энвер Алиев
Возможно вас заинтересуют:
Не похожи на нас: солнечные дети (синдром Дауна)
Вождь относительности Альберт Эйнштейн: как работал мозг гения?