Мрт головного мозга ребенок не говорит

Мрт головного мозга ребенок не говорит thumbnail

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
  2. Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).
  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы. Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга. В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Источник

СтелькаОТединицы

1

СтелькаОТединицы

12 июня 2019 в 20:23

Вы напишите сколько лет ребенку .

Нервогенератор 

2

Нервогенератор 

12 июня 2019 в 20:26

 

Органическое поражение цнс?

Пищалка

3

Пищалка

12 июня 2019 в 20:27

 

При чем тут говорит ребенок или нет?что угодно может показать. Не всегда есть связь речь-проблемы с цнс

75В 

(автор)

4

75В 

(автор)

12 июня 2019 в 20:27

Ответ для СтелькаОТединицы

Цитата:

Вы напишите сколько лет ребенку .

5 лет

Отблеск мысли

5

Отблеск мысли

12 июня 2019 в 20:28

 

На МРТ можно увидеть органические поражения мозга, если они есть. Но причин того, что ребенок не говорит несколько, поэтому и результаты МРТ разные у разных детей.

Знаю ребенка с идеальным мозгом по результатам мрт, но он не говорит, не ходит.

Ласковая_львица

7

Ласковая_львица

12 июня 2019 в 20:40

 

Нам показало ишемическое поражение мозга .Заговорил в 5 .Ходит и бегает плохо.Ваш ребеннок хоть несколько слов говорит?Все же посоветую вам сделать МРТ так как иногда это помогает назначить правильное лечение .А еще обязательно ночное ЭЭГ.

75В 

(автор)

8

75В 

(автор)

12 июня 2019 в 20:48

Ответ для Ласковая_львица

Цитата:

Нам показало ишемическое поражение мозга .Заговорил в 5 .Ходит и бегает плохо.Ваш ребеннок хоть несколько слов говорит?Все же посоветую вам сделать МРТ так как иногда это помогает назначить правильное лечение .А еще обязательно ночное ЭЭГ.

да, говорит, некоторые слова, предложения короткие.

Семена рукколы

9

Семена рукколы

12 июня 2019 в 20:55

 

послушаю.меня отговаривают.я не решусь никак.у нас уже ЭЭГ улучшилось.а толку особо нет.поэтому сомневаюсь в мрт

Пищалка

11

Пищалка

12 июня 2019 в 21:23

 

Ответ для Семена рукколы

Цитата:

послушаю.меня отговаривают.я не решусь никак.у нас уже ЭЭГ улучшилось.а толку особо нет.поэтому сомневаюсь в мрт

Обычное еег ни о чем. Если ночной мониторинг то да. Ничего страшного в МРТ нет

Пищалка

12

Пищалка

12 июня 2019 в 21:24

 

Ответ для 75В

Цитата:

да, говорит, некоторые слова, предложения короткие.

Какой диагноз ставят логопеды? Знм,сенсорные алалии ?

75В 

(автор)

13

75В 

(автор)

12 июня 2019 в 21:30

 

Ответ для Пищалка

Цитата:

Какой диагноз ставят логопеды? Знм,сенсорные алалии ?

Да диагнозы меняются как перчатки. Логопед предполагает моторную алалию. Врач пишет зрр. Это из последнего. А так чего только не было

75В 

(автор)

14

75В 

(автор)

12 июня 2019 в 21:31

 

Ответ для Ласковая_львица

Цитата:

Ну значит не все так плохо .Есть проблемы с мелкой и грубой моторикой?

Нет, проблем с моторикой нет .
Нельзя сказать, что он норма во всех сферах, кроме речи, есть конечно поведенческие моменты, но в целом развит нормально

Пищалка

15

Пищалка

12 июня 2019 в 21:33

 

Ответ для Семена рукколы

Цитата:

послушаю.меня отговаривают.я не решусь никак.у нас уже ЭЭГ улучшилось.а толку особо нет.поэтому сомневаюсь в мрт

Чем Вам так страшно делать МРТ? Это обследование ,очень информативное,которое даст картину для дальнейшего лечения ребенка. Смысл бояться и ждать? Чего ждёте то? А если там,не дай Бог какая неприятность срочная? Упустите время ,а после будете логти кусать. Оно Вам и ребенку надо?

Пищалка

16

Пищалка

12 июня 2019 в 21:35

 

Ответ для 75В

Цитата:

Да диагнозы меняются как перчатки. Логопед предполагает моторную алалию. Врач пишет зрр. Это из последнего. А так чего только не было

Ну я так и подумала. Обследуйте ребенка досконально ! Причина есть и ищите ее . Не ждите-теряете драгоценное время

Начальник Анонимов

17

Начальник Анонимов

12 июня 2019 в 23:23

 

МРТ идеальное, а речи не было. Делайте помимо МРТ еще и МРС она больше покажет (магнитно резонанс. спектроскопия)

Источник

Девочки, вот такой вопрос меня мучает.
По плану нашего обследования, нам надо сходить к генетику(записаны на март) и сделать анализ на наличие ломкой Х-хромосомы.
К сожалению, у нас есть косвенные признаки, как сказала психолог: высокое небо, неправильный прикус, раскоординированность.
Но, как понимают все мамы аутичных детей, каждый анализ — это пытка. Боюсь вообще нанести ребенку травму и вызвать стресс.
так вот, вопрос… мы делали МРТ и оно у нас нормальное, без отклонений. А по описанию, ломкая хромосома всегда, вроде, выражается некоторой степенью УО. Но, тогда, это должно как-то проявляться на МРТ, нет?

к невропатологу я иду через пару недель, спрошу у него, но, этот вопрос мне покоя не дает…

26.12.2005 07:30:05, Pacifica

15 комментариев

Моему мальчику как раз год назад была диагностирована ломкая х-хромосома.Из внешних признаков у нас присутствуют большие уши/и то ведь все относительно/, гипермобильность в суставах. И еще конечно большие трудности с речью. А так поведение у него не агрессивное, с детьми в садике дружит ,хотя он и застенчивый ,что характерно для таких детей. Еще при таком диагнозе есть характерные отклонения в энцефалограмме, а ЯМР мы не делали .Я побоялась последствий наркоза. Насчет УО это тоже все очень относитнльно .У него столько аутичных заморочек ,что иногда не возможно понять или он не знает, или забыл, или просто не настроен в этот момент отвечать, потому что недавно отвечал сходу и правильно.Вот например всего за несколько повторений усвоил название всех 12 месяцев года ,а цвета учим уже очень долго и до сих пор путаем. Компьютер тоже освоил сам ,наверно с3-х лет включает, выключает, вводит пароль, находит, открывает папки ,хорошо работает мышкой, а вот карандаш в руки берем с большим трудом.
НО переходя к вашему вопросу, анализ у генетика я бы вам посоветовала сделать. Кроме того, цитогнетический анализ в большинстве случаев дает отрицательный ответ/поэтому этот синдром редко диагностируют/и если есть показания надо делать и молекулярный анализ. Хотя в принципе это ничего не меняет, что есть то и есть ,но какую-то определенность в ситуацию вносит. И еще хочу сказать, что когда мне стал известен результат наших анализов, то для меня это прозвучало приговором ,а потом я взяла себя в руки и поняла, что это всего лишь диагноз, и с этим можно бороться. Дети эти обучаемые, учиться любят ,любят когда их хвалят ,только усилий нодо приложить значительно больше .
27.12.2005 21:50:39, irra

вам психолог сказал про ломкую хромосому, а мне генетик нашел у ребенка кучу внешних признаков (от оттопыренных ушей до специфичного рисунка на пальчиках, ему делали отпечатки как приступникам в кино) я ясно дело полетела с ним сдавать анализы, 2 анализа по 1 тыс рублей каждый. за 2 недели пока ждала результата чуть с ума не сошла. анализы в норме, так что не переживайте раньше времени.
26.12.2005 23:09:56, natat

Наташа, это же СУПЕР! Рада за Вас, что fraX не подтвердилась! Вот Вам дополнительная радость под Новый год! Желаю Вам здоровья, успехов и спокойствия побольше. Как дела с логопедом, какие результаты?
Наташа.
27.12.2005 09:40:24, мама Жени

Здравствуйте, Pacifica!
Ваш пост затронул наболевшее в моей душе, хочется Вам ответить.
1. На МРТ НИКОГДА не видно УО — если только речь не идет о каких-то серьезных вещах типа кист, кровоизлияний, гипоплазий и тому подобных, да в этих случаях УО может быть, а может и не быть. МРТ, грубо говоря, показывает только структуры мозга, это все равно, что по фотографии флакона говорить о запахе духов. Поэтому успокойтесь.
2. Позвольте спросить, на генетич.обследование Вас направил ПСИХОЛОГ? И ПСИХОЛОГ определил у Вашего ребеночка «косвенные признаки»? А что говорит генетик? Или хотя бы невропатолог?
Как же, блин, достали эти психологи! Pacifica! Открою Вам одну страшную тайну, котрую мы сами выстрадали:ПСИХОЛОГИ — ЭТО НЕ ВРАЧИ. ЭТО, В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ, ПЕДАГОГИ! Вы пойдете к учительнице спрашивать, как лечить, извините, насморк? Так что же Вы спрашиваете психолога по генетике, о которой они имеют весьма и весьма смутное представление? Нам, в свое время, психологи через одного говорили о с-ме Дауна. Ну так и что?
Все, что говорит психолог, и что не касается непосредственно поведенческих аспектов, нужно просто забыть. Я в такие моменты спокойно и довольно резко говорю: «Вы — не врач. Вы — педагог. Это — не Ваша сфера. Позвольте нам самим решать, что делать с той или иной проблемой. Занимайтесь СВОИМ делом».
Ну Вы сами-то подумайте — высокое нёбо, неправильный прикус, раскоординированность…Разве ЭТО показатель ломкой Х-хромосоомы или иных генетич. нарушений? И почему именно fraX? При нашей del18q22 тоже высокое небо, неправильный прикус итд…Ну Вы же взрослая разумная женщина! Успокойтесь, а если хотите проконсультироваться, прежде всего, надо послушать ВРАЧА — генетика.
3. IMHO:Психологи горазды сваливать свои неудачи и нежелание работать на какие-либо причины. А с ребенком надо ПРОСТО РАБОТАТЬ. И при любых диагнозах будет успех. Еще раз IMHO: психолога лучше поменять.
Простите, если резко.
26.12.2005 14:40:11, мама Жени

Читайте также:  Что такое мрт картина глиозных

Мама Жени, ничего страшного, совершенно не резко…
Просто потому, что при ломкой хромосоме признаки поведения схожи с аутичными.
А мы как раз собираемся провести полное тестирование на аутизм, на март записаны к генетику и педиатору по развитию, проверку слуха, тесты для Д.С. Также тоже хотелось бы сходить к ДАН доктору, чтобы выяснить диету и витамины.
Но, заборы крови меня повергают в ужас… Мы пытались делать это лишь однажды и то, ретировались…
Кровь не брали НИ РАЗУ с рождения. Вот и хотелось бы избежать, чтобы не наносить лишнюю психологическую травму ребенку, но, похоже, не получится…
А можно я обнаглею и спрошу про del18q22?
27.12.2005 00:30:00, Pacifica

Пожалуйста-пожалуйста. Вот ссылочка:
https://www.chromosome18.org/syndrome_qminus.htm
27.12.2005 09:43:26, мама Жени

Ну вы прям рекордсмены! У вас еще и генетика! Выходить такого ребенка, довести до массовой школы… Это просто на грани возможного! Пусть вам Бог помогает и дальше!
28.12.2005 23:31:48, ANNA_UA

«А мы еще и на машинке умеем..» ( скромно потупя глаза :-)))))
А если серьезно, до массовой школы в полном объеме нам еще трудиться и трудиться. Мы пока не можем усваивать то, что дается на уроке. Поэтому 2 урока в школе дополняем 2-3 часами ежедневных дополнительных занятий по предметам и с логопедом + спорт. Я очень надеюсь, что к концу началки решатся наши проблемы с включением, переключением и т.п., а также улучшится речь. И сами пока не желаем есть. И плохой почерк, и бедная мимика, и… и… и… В общем, работайте, негры. Спасибо Вам на добром слове. Желаю всем радости в Новом году, а также постепенного решения проблем.
29.12.2005 09:21:56, мама Жени

Мрт показывает анатомическеи изменения, но УО в большинстве случаев имеет не анатомическую, а физиологическую природу, тогда МРТ тут ничего не покажет.
26.12.2005 14:16:56, МуммиМама

извиниет за вопрос, а физиологическая природа от анатомической чем отличается?
26.12.2005 16:41:05, Sweetlana

анатомия это строение: протоки, извилины, ствол, мозжечок и т.д. деление на серое и белое вещество…
а физиология — это как оно все функционирует, между собой взаимодействует. И это не всегда связано с анатомией, импульсы передаются на биохемическом уровне.
26.12.2005 23:22:55, МуммиМама

У моей подруги сын тяжело пострадал в родах, после 7 лет выровнялся, а сейчас ( 24 года), после окончания экономического ВУЗА решил получить второе высшее, художественное, учится в Суриковском на 2м курсе. Нормальный красивый адекватный мальчик, очень талантливый. Физиологически и психически — без особенностей. В 2003 г. сделали в 1й раз в жизни МРТ ГМ ( часто мучают головные боли от переутомления глаз). Результат удивил всех — полностью отключено правое полушарие, имеются признаки деградации мозг. в-ва. Вот такая анатомическая особенность.
26.12.2005 17:07:30, мама Жени

бывают такие случаи, их много описано. Как делают по какому-то поводу МРТ и видят у нормального человека почти пустые полушария 🙂 Как говорит наш нейрохирург: важно не количество мозга, а его качество 🙂 и внешне нормальный мозг может быть незадействованным вообще….
26.12.2005 23:20:20, МуммиМама

Вот и нам назначили сделать МРТ, диагноз СДВГ+ЗПРР, и я думаю, что это нам даст? Я так понимаю, неврологу важно, есть ли у нас органические нарушения. И какого рода эти нарушения. А по ваши словам как раз это то увидеть и нельзя, а только анатомию мозга, ну и наличие всяких образований (Т-Т-Т).
27.12.2005 10:14:56, Sweetlana

органические нарушения могут выражаться анатомически: патология развития или отсутствие каких-то структур, или изменение их плотности….
27.12.2005 13:32:56, МуммиМама

Источник

Ранее я поднимала тему к каким врачам прежде всего стоит идти. А в этой статье я бы хотела поговорить об обследованиях, которые необходимо пройти, если вы обнаружили у ребенка симптомы проблем с речью, аутизма и ЗПР. Их обязательно нужно сделать, чтобы исключить ситуации, когда родитель мечется и не знает чем помочь ребенку, а у ребенка на самом деле просто нарушена какая-то физиологическая функция. Например, он глухой и ему нужен слуховой аппарат и сурдолог, в то время как мама высаживает его на безглютеновые диеты, кормит БАДами и водит по логопедам, которые в силу отсутствия слуха вряд ли чего-то от него добьются.

Ниже пойдет речь о довольно распространенных состояниях, при которых развитие ребенка может затормозиться и выглядеть как алалия, аутизм и другие «замечательные» вещи, с которыми лучше на практике никогда не знакомиться. Только если раньше мы обсуждали причины нарушений развития, с которыми практически ничего уже нельзя сделать, то сейчас речь пойдет о более-менее исправимых состояниях, которые можно диагностировать, пролечить и компенсировать, если не полностью, то хотя б значимую часть.

Нарушение кровоснабжения головного мозга

Человеческий мозг так устроен, что наибольший доступ к потоку крови, а значит и к кислороду, имеют самые важные, по мнению природы, его части. Это лимбическая система (эмоции), ствол и продолговатый мозг (ниже на картинке — рептильный), а также мозжечок (красный). Эти отделы мозга называются архикортекс и палеокортекс — если не вдаваться в пространные рассуждения, то это попросту отделы «старого мозга» — основа мозга для практически всех животных.

изображение из открытых источников

Почему по мнению природы так важны именно эти части? Потому, что наше тело заточено под самосохранение любой ценой. Для выживания важно, чтобы работало сердце, вы могли справлять естественные нужды, дышали (ствол + продолговатый мозг), могли убежать или сражаться при опасности (мозжечок+лимбическая система), испытывать голод, сексуальное влечение и материнский инстинкт (лимбическая система).

Но для вашего выживания совсем необязательно говорить, логически мыслить и осуществлять какую-то сложную умственную деятельность. Из-за этого неокортекс, особенно лобно-височные доли мозга, ответственные за интеллект, получают снабжение в последнюю очередь. Если по какой-то причине кровоснабжение мозга нарушается, в первую очередь пострадает именно неокортекс, то есть мышление, речь, интеллект, что приводит к задержке развития. Развивается дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭП).

Как обнаружить:

Проблемы с кровоснабжением может обнаружить офтальмолог при осмотре глазного дна. При ДЭП обычно повреждаются микрососуды на дне глаза.

Более глубокие исследования — транскраниальное УЗДГ сосудов головы и дуплекс брахиоцефальных сосудов (исследование сосудов шеи с поворотными пробами).

Читайте также:  Мрт с контрастом при раке простаты

Новообразования в мозге, внутричерепное давление

Если новообразования (кисты, опухоли) небольшие по размеру, какое-то время они могут не вызывать видимых нарушений, а сигнализировать о себе будут тем, что ребенок, например, все никак не заговорит, плохо слышит без патологий со стороны органов слуха, странно себя ведет (аутичные симптомы) и т.д.

Повышенное внутричерепное давление тоже на глаз не распознается, но когда оно долго сохраняется на постоянном уровне, мозговые ткани начинают раздражаться, что приводит к ухудшению их питания. Итогом может стать ЗПР, алалия и аутизм.

Как обнаружить:

Родничок у детей в норме закрывается к 2 годам. Если родничок не закрылся, а проблемы видны, можно сделать нейросонографию (УЗИ мозга).

С помощью НСГ конечно далеко не все можно увидеть, зато оно безопасное и безболезненное. НСГ может обнаружить крупные кисты, смещение структур мозга, новообразования, повышение внутричерепного давления.

МРТ конечно более информативный метод со значительно лучшим разрешением. МРТ считается безопасным, но его имеет смысл проводить как уточнение после других исследований, если у вас уже есть намеки на какие-то нарушения. Почему? Потому, что на МРТ требуется хотя бы 30 минут неподвижно лежать. Ребенок до 5 лет, да ещё и с диагнозами вроде алалии или аутизма, просто неспособен на такой подвиг. Физиологический сон не прокатит, так как аппарат сильно шумит. Поэтому МРТ маленьким детям делают исключительно с наркозом, который тоже не безвредная конфетка.

Своему ребенку, честно скажу, я МРТ сделала, так как всё думала, что врачи что-то проглядели. Но сейчас я считаю, что это была зряшная затея. Опухоли и кисты можно увидеть и на НСГ, показывать наличие новообразований, кстати, косвенно может и ЭЭГ. Нарушения кровообращения видит допплер. Поэтому глубинного смысла в МРТ без назначения врача обычно нет.

Эпилепсия, очаги повышенной судорожной готовности

«Эпилепсия — это же когда человек падает и дергается?» — спросите вы.

И да, и нет. Существует огромное количество форм эпилепсии. Далеко не вся она связана с видимыми припадками. Бывает, абсансная эпилепсия — человек просто теряет сознание на несколько секунд, а потом возвращается к своим делам как ни в чем ни бывало. Это могут не заметить ни он, ни другие люди. Бывает, что нет никаких припадков, зато есть неудержимые приступы смеха. Если смотрели фильм «Джокер», то у главного героя расстройство как раз напоминающее геластическую эпилепсию — смех, вместо припадков, который появляется к месту и без. Бывает, что всё выражение эпилепсии — это плохое настроение после сна и крики во время него.

фото из открытых источников

Как обнаружить:

Эпилепсия способна здорово испортить жизнь. Мозг, который постоянно атакует эпилепсия, не успевает от нее оправиться. В итоге развиваются повреждения мозговой ткани, что, опять же, приводит к появлению аутичного поведения, алалии, ЗПР. Кроме того, при повышенной судорожной готовности не рекомендуется пить многие лекарства и ноотропы, чтобы не провоцировать мозг на приступы. Поэтому при задержках развития абсолютно показана электроэнцефалограмма (ЭЭГ).

Существует три вида ЭЭГ. Рутинная (в состоянии бодрствования 30 минут), ЭЭГ дневного сна (1-3 часа) и ЭЭГ ночного сна (8-10 часов).

  • Рутинная ЭЭГ чаще всего может поймать только какие-то намеки, чтобы дальше обследовать мозг, если она не делается прямо во время приступа;
  • ЭЭГ дневного сна более информативно потому, что существует группа бессудорожных эпилепсий, активных только во сне. Она же и рекомендуется как основное ЭЭГ, так как включает в себя исследование всех стадий работы мозга: провокационные пробы, бодрствование, засыпание, сон, пробуждение;
  • ЭЭГ ночного сна наиболее подробное из всех. Рекомендуется для уточнения диагноза, если раньше на ЭЭГ уже находили эпиочаги.

Слуховая нейропатия

Это нарушение слуха, при котором звук нормально проходит до улитки (внутреннего уха), но при этом дальше, по слуховому нерву до мозга, он идет с помехами.

При слуховой нейропатии человек может быть как полностью глухим, так и слышать всё, кроме речи. Речь будет казаться неразборчивой. Почему страдает именно распознавание речи? Потому, что в речи присутствует одновременно очень много звуков разной тональности. При слуховой нейропатии эти звуки слипаются в кучу и превращаются в неразборчивую кашу. Детям со слуховой нейропатией часто ошибочно ставят сенсорную алалию или аутизм.

Как обнаружить:

Сделать КСВП.

КСВП похоже на ЭЭГ, только там не так много электродов. На ребенка одевают электроды и наушники. В наушники подают щелчки разной громкости и смотрят как ведет себя слуховой нерв и как при этом отвечает мозг.

фото из открытых источников

Впридачу к КСВП стоит сделать отоакустическую эмиссию и импедансометрию, чтобы исключить проблемы с органами слуха. Если слух снижен не до тотальной глухоты, может наблюдаться ситуация, при которой ребенок в принципе реагирует на звуки, но не на речь, так как она попросту сложнее для восприятия.

Гипотиреоз

Очень распространенное заболевание, связанное с нехваткой йода и, соответственно, гормонов щитовидной железы. Россия и страны СНГ относятся к регионам с дефицитным содержанием йода в почве. В наших краях нет доступа и к другим резервуарам этого микроэлемента — морепродуктам и водорослям. Соответственно, проблема йододефицита у нас стоит достаточно остро.

У взрослых, пока дефицит йода не станет тотальным, гипотиреоз вызывает смазанные симптомы: усталость, ухудшение памяти, выпадение волос, снижение либидо. Неприятно, но в принципе жить можно.

Для детей, особенно в период до 3 лет, йод — критически важный микроэлемент для развития мозга. Если йода остро не хватает, ребенок отстает в физическом и психическом развитии. Нарушения психики варьируются по тяжести: может быть сравнительно легкая неврология с пониженным мышечным тонусом и плохой координацией, или такое отставание, что ребенок не в состоянии ходить и говорить.

Как обнаружить:

Пройти обследование у эндокринолога. Врач проведет общий осмотр и отправит на анализ крови. Обычно достаточно трёх показателей: ТТГ, Т3 и Т4. Дальше по ним будет подбираться соответствующее лечение.

Честно скажу, может быть и так, что в ходе обследования окажется, что ребенок здоров, как космонавт, и видимых причин для беспокойства нет. Однако, эти обследования стоит пройти, так как выявляемые ими болезни достаточно сильно распространены. Поэтому существует немалая вероятность, что вы сможете обнаружить проблему, пролечите ребенка и забудете о таких страшных словах, как алалия, ЗПР и аутизм, как о кошмарном сне.

Спасибо всем прочитавшим! Ставьте лайки и подписывайтесь 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Источник