Мрт картина единичных супратенториальных очагов глиоза сосудистого генеза
Глиоз – это итог восстановительных процессов нервной системы, суть которых заключается в заполнении свободного пространства, появившегося после гибели нейронов, глией – опорной тканью ЦНС. «Сосудистый генез» даёт указание на то, что виновником повреждения клеток мозга явилось нарушение мозгового кровообращения – острое или хроническое.
Классификация
По морфологической характеристике очаг глиоза может быть:
- Изоморфный, являющийся структурно однородным образованием из астроцитарных и глиальных клеточных элементов;
- Анизоморфный, напротив, не отличающийся структурной однородностью с неравномерным распределением глии и астроцитов;
- Волокнистый, при микроскопическом исследовании которого обнаруживаются глиальные волокна, преобладающие над единичными звёздчатыми клетками.
По месту расположения очагов в веществе головного мозга глиоз может быть:
- Периваскулярный – локализованный по ходу артериальных стволиков, что подтверждает сосудистый генез заболевания;
- Субэпендимальный – расположенный вокруг эпендимы – оболочки желудочков мозга;
- Маргинальный (краевой) – очаг, сформировавшийся на месте нейронов, прилегающих к мозговым оболочкам, тем самым локализующийся не в толще вещества мозга, а на его поверхности.
Супратенториальные очаги
К супратенториальным образованиям головного мозга относят структуры, лежащие над отростком твёрдой мозговой оболочки – наметом мозжечка (от латинского supra – над + tentorium – мозжечок).
Они относятся к верхним отделам мозга в отличие от субтенториальных, включающих мозжечок и мозговой ствол.
Расположенная над намётом затылочная доля страдает чаще всего при ушибах головы, родовых травмах из-за того, что со всех сторон окружена несжимаемой при ударе жидкостью ликворных пространств. В этой доле чаще всего возникают не связанные с травмами разрастания глии, имеющие сосудистый генез.
По обширности и распространённости супратенториальный глиоз бывает:
- Очаговым – локализованным в виде крупного единичного разрастания клеток нейроглии;
- Немногочисленным (термин используется для отображения наличия 2-3 очагов);
- Множественным, для которого характерно наличие более 3 гиперденсивных образований;
- Диффузным (многомелкоочаговым), затрагивающим различные отделы мозга. Количество мелких очагов в этом случае не поддаётся подсчёту.
Клиническая картина заболевания коррелирует с числом погибших нейронов и размером очага. Небольшое образование из нейроглии может не давать знать о себе.
Чем обширнее процесс, тем более яркой становится клиническая картина поражения затылочной доли.
Симптомы
Затылочная доля содержит:
- корковую часть зрительного анализатора – язычковую извилину и шпорную борозду;
- центры речи;
- глазодвигательные зоны
Потеря нейронов этого участка головного мозга может привести к:
- квадрантной гемианопсии (выпадению полей зрения);
- зрительной агнозии при двустороннем поражении доли – такое бывает редко;
- метаморфопсии – искажению внешнего вида, контуров, размера предметов;
- сенсорной, алексической афазии;
- акалькулии – потери способности считать;
- нарушению аккомодации, содружественных движений глаз.
Необходимо помнить, что выраженные расстройства более характерны для острых нарушений мозгового кровообращения. При глиозе симптомы сглажены и прогрессируют с течением времени.
Для прекращения функционирования определённой зоны головного мозга необходима почти полная гибель её нейронов.
Диагностика
Золотой стандарт диагностики этого заболевания – МРТ головного мозга с контрастированием.
С его помощью обнаруживаются гиперденсивные (светлые на снимке) очаги разрастания клеток нейроглии.
Дополнительно при необходимости применяют:
- ЭЭК;
- экстракраниальную, интракраниальную ангиографию;
- допплерографию.
Лечение
Целью лечения глиоза сосудистого генеза является улучшение поступления крови к сохранившихмя нейронам, поддержание межнейронной передачи и обменных процессов в клетках, препятствование прогрессированию глиоза, борьба с гипоксией головного мозга.
Для комплексного лечения необходимы следующие группы препаратов:
- Вазоактивные средства (Кавинтон, Циннаризин, Винпоцетин) усиливают мозговой кровоток и газообмен.
- Антиагреганты – препараты ацетилсалициловой кислоты (Аспирин, Тромбоасс), ингибиторы фермента фосфодиэстеразы (Клопидогрел). Применение их улучшает реологию крови, предотвращает агрегацию тромбоцитов внутри сосудов.
- Аминокислоты, ноотропы: Актовегин, Глицин, Кортексин, Экстракт женьшеня, Пирацетам, Фенибут, Пикамилон. Необходимы для повышения устойчивости нейронов к гипоксии. Также усиливают микроциркуляцию.
- Гиполипидемические средства: Аторвастатин, Розувастатин, Ловастатин, Аторвастатин, Флувастатин. Нужны для лечения и профилактики отложения в головном мозге холестериновых бляшек.
Профилактика
Профилактика заболевания может быть осуществима благодаря:
- своевременному лечению вирусных и бактериальных заболеваний, опасных повреждением эндотелия сосудов головного мозга;
- отказу от пагубных привычек;
- укреплению иммунитета;
- адекватной регулярной физической нагрузке;
- закаливанию;
- полноценному питанию с обязательным включением омега-3 жирных кислот;
- прогулкам на свежем воздухе;
- избеганию стрессов, психических перенапряжений;
- полноценному сну.
×
Рекомендуем посмотреть
Сосудистые очаги в головном мозге – это группа заболеваний, причина которых заключается в нарушении кровообращения мозгового вещества. Под этим термином подразумевается всякий патологический процесс или заболевание, связанное с проблемами тока крови в артериальной, венозной и лимфатической сетке головного мозга.
Очаги глиоза сосудистого генеза – это последствия сосудистых заболеваний. Глиоз – ткань, образованная в веществе мозга вследствие нарушения его структуры на фоне нарушенного кровообращения. Глиоз представляет собой совокупность нейроглии – ткани, которая выполняет функцию защиты и дополнительной питательной поддержки нейронов.
Глиоз сосудистого генеза можно сравнить с соединительной тканью на коже. Так, при глубоком порезе кожных покровов место поражения зарастает заместительной тканью – рубцом – толстым и плотным биологическим материалом. Так же происходит в мозговом веществе: погибшие нейроны замещаются нейроглией, а масштабное замещение называется глиозом.
Выделяются такие виды глиоза:
- Волокнистый. Эта разновидность характеризуется разрастанием волокон глиальных тел, чем самих клеток нейроглии.
- Анизоморфный. Волокна глии растут хаотично, беспорядочно. Кроме того, нет правильного соотношения глиальных тел и их волокон.
- Изоморфный. Волокна и тела растут равномерно.
- Диффузный. Характеризуется умеренным распространением нейроглии по всей поверхности головного мозга, включая отдельные участки спинного мозга.
- Периваскулярный. Глиоз распространяется преимущественно вокруг пораженных сосудов.
- Субэпендимальный. Глиальная ткань образуется на стенках желудочков головного мозга и под ними.
Очаговые изменения вещества головного мозга сосудистого генеза по ходу развития замещают специфические и рабочие ткани. Это приводит к психическим и неврологическим заболеваниям. Ухудшаются когнитивные способности головного мозга, формируется специфическая и неспецифическая клиническая картина (зависит от локализации очагов сосудистого генеза).
Причины
Выделяются две группы причин глиоза сосудистого генеза:
Первая группа – прямые непосредственные, влияющие на органическое строение мозгового вещества:
- Ишемический инсульт. Эта патология характеризуется острым нарушением кровообращения вследствие попадания в кровяное русло эмбола или тромба. Последствие ишемического инсульта – инфаркт мозга и размягчение белого и серого вещества. Вследствие поражения активируется защитный механизм, и утраченные нейроны замещаются глиальными клетками.
- Геморрагический инсульт. Состояние характеризуется кровоизлиянием в толщу вещества мозга вследствие нарушения целостности сосуда. Больше страдает не та ткань, в которую произошло кровоизлияние, а участок, который вследствие недостатка крови, страдает от кислородного и питательного голодания.
- Атеросклероз сосудов головного мозга. Патология характеризуется нарушением обмена жиров и как следствие откладыванием жировой ткани на внутренней стенке артерий. Это приводит к нарушению кровотока: мозговое вещество получает меньше кислорода и питательных веществ. Страдают особо нуждающиеся участки, в которых и происходит замещение.
Вторая группа – косвенные причины, посредственно влияющие на ткань мозга:
- Заболевания сердца: сердечная недостаточность, аритмия, ишемическая болезнь сердца. К мозгу поступает недостаточное количество крови.
- Артериальная гипертензия и гипертоническая болезнь. Суживаются сосуды, мозговое вещество получает меньше кислорода.
- Сахарный диабет. Поражаются мелкие кровеносные сосуды, причиняя небольшие очаги глиоза.
- Курение, алкоголь. Токсическое действие ядов «вымывает» питательные вещества из нейронов и убивает их.
- Малоподвижный образ жизни.
- Стрессы, переживания, психоэмоциональна нагрузка, тяжелая физическая работа, интеллектуальное истощение.
Симптомы
Клиническая картина глиозных очагов сосудистого генеза определяется локализацией замещенной ткани. Видоизменная ткань не вызывает грубых нарушений, однако при наличии масштабных очагов глиоз «снижает» общий фон жизни, ухудшая ее качество.
Локализация:
Лобные доли
Приводит к общему снижению когнитивных способностей: замедляется темп мышления, частично утрачивается контроль над своим поведением. Больные с трудом усваивают новую информацию и навыки. Тяжелее устанавливаются причинно-следственные связи. Пациента медленнее думают.
При глубоких поражениях глиозом забываются сложные моторные паттерны: пациенты забывают, как завязывать шнурки, как играть на музыкальном инструменте. Скудным становится словарный запас: предложения однообразны, в речи мало или вовсе нет слов-синонимов.
Расстраивается эмоционально-волевая сфера. Эмоции «тупеют»: все чувства теряют выраженность и краску. Снижается мотивация: утрачивается желание познавать окружающий мир.
Височная, теменная и затылочная область
Расстраивается слух, речь и зрение. Нарушается восприятие сложных композиций. Нарушается чувство ритма. Ухудшается точность зрения. Повышается порог общей чувствительности: чувства тактильных прикосновений теряют остроту. Ухудшается память.
Единичные супратенториальные очаги глиоза сосудистого генеза
Наличие очагов в мозжечковых структурах формируют картину расстройства координации. Нарушается походка. Ее называют «пьяной» походной: нарушается равновесие, пациент широко расставляет ноги, чтобы поддержать баланс и не упасть.
Дрожат конечности. Это происходит в состоянии покоя, и при движении. Дрожат также отдельные пальцы. Нарушается зрение. Появляется нистагм – синхронный поворот глазных яблок в одну сторону с частотой 60 движений в минуту.
Нарушается тонус мышц в сторону ослабления. При этом понижаются сухожильные рефлексы. Мускулы уменьшаются в размере. Нарушается синхронность работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Расстраивается почерк: письма больного трудно читать и разбирать по буквам.
Клиническая картина единичных супратенториальных очагов глиоза сосудистого генеза также затрагивает расстройство речи. Она теряет плавность, становится скандированной. Например, человек говорит медленно и по слогам: «мо-ло-ко». При этом соблюдается речевой ритм.
Диагностика и лечение
Глиоз сосудистого генеза диагностируется консультацией у врача-психиатра, медицинского психолога и с помощью инструментальных методов исследования. При субъективном осмотре изучается внешний вид больного, его речь, движения, словарный запас, скорость реакции. Инструментальные методы выявляют очаги поражения. Это делается с помощью магнитно-резонансной и компьютерной томографии.
Терапия направлена на устранение причины и симптомов. Так, этиотропное лечение заключается в восстановлении мозгового кровообращения. Назначаются средства, улучшающие мозговой кровоток и восприимчивость тканей мозга к кислороду. Симптоматическая терапия направлена на улучшение когнитивных способностей и устранение эмоциональных нарушений. Назначаются ноотропные препараты, антидепрессанты, противотревожные и успокаивающие.
Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!
Êàê ÿ ê òðèõîëîãó íà áåñïëàòíûé ïðè¸ì ñõîäèëà.
Âíà÷àëå ôåâðàëÿ ýòîãî ãîäà êî ìíå ïîäîøëà äåâóøêà-ïðîìîóòåð íà óëèöå è ïðåäëîæèëà ïðîéòè áåñïëàòíûé ïðè¸ì â êëèíèêå êîñìåòîëîãèè. «Ïî÷åìó áû è íåò» — ïîäóìàëà ÿ è ìîé âûáîð ïàë íà òðèõîëîãà. Áàðûøíÿ çàïèñàëà ìîé íîìåð è ýòèì æå âå÷åðîì, â ÷åòâåðã, ìíå ïåðåçâîíèëè. ß ðåøèëà, ÷òî ìíå áóäåò óäîáíåå íà ñëåäóþùåé íåäåëå, î ÷åì è ñêàçàëà, íî ò.ê. ó íèõ çàïèñü çà òðè äíÿ, ìíå ïîîáåùàëè ïîçâîíèòü â ñóááîòó. Ïîçâîíèëè, ìû íàçíà÷èëè íà âòîðíèê.  ïîíåäåëüíèê åù¸ ðàç ïîçâîíèëè… è âî âòîðíèê, ïðè ýòîì êàæäûé ðàç íàïîìèíàÿ, ÷òîáû ÿ íå çàáûëà ïàñïîðò ÐÔ. ß ðåøèëà, ÷òî, âîçìîæíî, íåñêîëüêî íàâÿç÷èâî, íî ïîíèìàÿ, ÷òî èíà÷å è áûòü íå ìîãëî, ñîáðàëà âîëþ â êóëàê è ïîåõàëà ñ òâåðäîé óâåðåííîñòüþ, ÷òî íèêàêèå öåëåáíûå øàìïóíüêè ïîêóïàòü ó íèõ íå áóäó è âîîáùå íè÷åãî èì íå äîëæíà, îíè âåäü ñàìè ïðåäëîæèëè.
 çäàíèè, ãäå ðàñïîëîæåí ýòîò öåíòð, íå áûëî íè îäíîé âûâåñêè îá ýòîì óâåäîìëÿþùåé, ÷òî ñòàëî âòîðûì çâîíî÷êîì. Âïðî÷åì, ÿ èõ âñå ðàâíî íàøëà. Íà òðåòüåì ýòàæå ïîñëå ëèôòîâîãî õîëëà, ãäå ìîæíî áûëî âçÿòü áàõèëû, ðàñïîëàãàëñÿ áåçâêóñíûé «äîðîãî-áîãàòî» îòäèçàéíåðåíûé õîëë, íåïîñðåäñòâåííî ïðèíàäëåæàâøèé öåíòðó. Çîëîòûå ëþñòðû è êîæàíûå äèâàíû, âèäèìî, äîëæíû ïðîèçâîäèòü âïå÷àòëåíèå ñòàòóñíîñòè è ýëèòàðíîñòè çàâåäåíèÿ. Ïî ôàêòó æå, îñîáåííî â ñîâîêóïíîñòè ñ äîâîëüíî íèçêèìè ïîòîëêàìè, ýòî ñìîòðèòñÿ äî ñìåøíîãî íåëåïî.
Èòàê, çàéäÿ òóäà, ÿ ïîâåñèëà âåðõíþþ îäåæäó â ãàðäåðîáíîé, ìíå äàëè ïðî÷åñòü áëàíê, â êîòîðîì ìíå íàäî áûëî ñîãëàñèòüñÿ ñ íåêîòîðûì âèäîì ìàíèïóëÿöèé è ïðî÷èì. ß, íåñïåøà, âñå ïðî÷ëà, ðàñïèñàëàñü è ñåëà íà äèâàí (íàäî ñêàçàòü, ÷òî ïðèøëà ÿ íàìíîãî ðàíüøå âðåìåíè). Ìíå íå ïðèøëîñü ìíîãî æäàòü, çà ìíîé ïðèøëà æåíùèíà, ÷òîáû îòâåñòè â êàáèíåò. Ïî ïóòè ÿ ÷óòü íå ïîäñêîëüçíóëàñü íà ãëÿíöåâîì ïîëó è óæ áûëî íà÷àëà øóòèòü íà òåìó «ñíà÷àëà êîëå÷èòå ëþäåé, à ïîòîì ñðàçó ëå÷èòå :D». Íî íà ñåðåäèíå ôðàçû ÿ îñåêëà ñåáÿ, ïîíèìàÿ, ÷òî ïðîâîæàòàÿ ìåíÿ ñîâåðøåííî íå ñëóøàåò.
Ìåíÿ çàâåëè â êàáèíåò, çàøëà óæå äðóãàÿ ñîòðóäíèöà è íà÷àëà ñî ìíîé áåñåäó. Òóò íàäî ñêàçàòü, ÷òî íà ìîíèòîðå áûëà îòêðûòî îêíî ñ 30-40 ôîòîãðàôèÿìè ïîëóîáëûñåâøèõ ãîëîâ, â ýòîò ìîìåíò ñòîèëî ïîðàäîâàòüñÿ òîìó, ÷òî ÿ íå ó âåíåðîëîãà 😀
Îíà íà÷àëà ñïðàøèâàòü î ìîèõ æàëîáàõ, î öåëÿõ ïîñåùåíèÿ, â îáùåì, ñòàíäàðòíûé íàáîð âîïðîñîâ, êîòîðûå è íóæíî çàäàâàòü.
Íî ÷åì äàëüøå, òåì èíòåðåñíåå, ïî õîäó áåñåäû âûÿñíèëîñü, ÷òî íåïîñðåäñòâåííî îíà íå âðà÷, âðà÷ ïðèäåò ïîçæå. Ïðè ýòîì îíà ïûòàëàñü è ñàìà ïîèãðàòü â ñïåöèàëèñòà-òðèõîëîãà è ñêàçàëà ôðàçó, ñóòü êîòîðîé ÿ òàê è íå ñìîãëà ïîíÿòü. ×òî-òî òèïà: «íà îäíó âîëîñÿíóþ ëóêîâèöó ïðèõîäèòñÿ 3-4 âîëîñà». ß óòî÷íèëà ÷òî ýòî çíà÷èò. Íà âîïðîñ, çíà÷èò ëè ýòî, ÷òî ïîñëå ýòîãî æèçíåííûé öèêë ëóêîâèöû ïðåêðàùàåòñÿ, îíà îòâåòèëà ÷òî íåò. Çíà÷èò ëè ýòî ÷òî èç ëóêîâèöû îäíîâðåìåííî ðàñòåò 3-4 âîëîñà? Îíà îïÿòü îòâåòèëà — íåò. Ìîæåò, òîãäà ïðîèñõîäèò òî ñàìîå çàêðûòèå ëóêîâèöû, êîòîðóþ íàäî «ðàçáóäèòü» ñòèìóëÿöèåé, êàê îíà ãîâîðèëà ðàíåå? È ñíîâà ìèìî! 😀 ß ðàç ïÿòü èëè øåñòü ñïðàøèâàëà ó íå¸ è ãîâîðèëà ÷òî íå ïîéìó, ÷òî îíà õî÷åò äîíåñòè ýòîé ôðàçîé è â èòîãå îíà ñêàçàëà, ÷òî óâëåêàåòñÿ, êîíå÷íî, òðèõîëîãèåé, íî ýòî å¸ ñëàáîå ìåñòî è îíà ñåé÷àñ ïðèãëàñèò âðà÷à. Óøëà.
Ïðèøëà óæå â êîìïàíèè âðà÷à — Ðîçû Ñàðêèñîâíû (èìÿ èçìåíåíî), ïðåäñòàâèëà å¸ è óäàëèëàñü. Âðà÷ áûëà óñòàâøàÿ, âñå âðåìÿ çåâàþùàÿ è â öåëîì ïðîèçâîäÿùàÿ âïå÷àòëåíèå «ÿ á ëó÷øå äîìà íà äèâàí÷èêå ïåðåä òåëèêîì ïðîâàëÿëàñü». Ðàññêàçàëà î òîì, êàêîé îíà ñóïåðñïåöèàëèñò (ê ñëîâó, â êàáèíåòå íå áûëî íè îäíîãî äèïëîìà, à ëèøü êàêîé-òî ñåðòèôèêàò èëè òèïà òîãî, ðàçðåøàþùèé èñïîëüçîâàòü êàêîå-òî îáîðóäîâàíèå, åñëè íå îøèáàþñü.  îáùåì, áóìàæêà, êîòîðóþ ìîæåò ïîëó÷èòü ëþáîé æåëàþùèé.
Íà÷àëîñü âñå ïî âòîðîìó êðóãó, òå æå âîïðîñû, òå æå îòâåòû. È âîò çäåñü ó ìåíÿ óæå íà÷àëî ïîÿâëÿòüñÿ íåêîòîðîå ðàçäðàæåíèå. Î÷åâèäíî, ÷òî ëþäè íå öåíÿò ÷óæîå âðåìÿ.
ß, êàê ïîïêà äóðàê, åé âñå ïîâòîðèëà, íà ÷òî îíà â ïðîöåññå íåîäíîêðàòíî áðàëà â ðóêè ïà÷êó áóìàæåê ñ ÿêîáû àíàëèçàìè êàêîé-òî äåâóøêè, ó êîòîðîé âñå î÷åíü ïëîõî. Îíà íåñêîëüêî ðàç ïîâòîðèëà, ÷òî âñå ïðîáëåìû âûÿâèë ñêðèíèíã âîëîñ, ÷òî ýòî æèçíåííî íåîáõîäèìûé àíàëèç è òîëüêî îí ìîæåò ïîêàçàòü ðåàëüíóþ êàðòèíó. «Íó, îê» — âçÿëà ÿ ñåáå íà çàìåòêó — «ïîòîì ïîãóãëþ».
Âî âðåìÿ îïðîñà îíà çàïèñûâàëà ÷àñòü ìîèõ îòâåòîâ â áëàíê, à ïðè ìîåì îòâåòå î òîì, ÷òî ÿ íå ðàáîòàþ, à äîìîõîçÿéêà, îíà íåïðèêðûòî çàâèñòëèâî îòðåàãèðîâàëà íà ýòî òî ëè õìûêíóâ, òî ëè ñêàçàâ ÷òî-òî òèïà «õîðîøî âàì», óæå íå ïîìíþ, íî ðåàêöèÿ áûëà îäíîçíà÷íî òðàêòóåìàÿ.
Êîãäà ÿ óïîìÿíóëà, ÷òî ñåäåþ ñ 18, îíà ñêàçàëà, ÷òî ýòî ãåíåòè÷åñêîå è èñïðàâèòü íåëüçÿ. Íà ìîé âîïðîñ «à ðàçâå äåôèöèò âèòàìèíà D, î êîòîðîì ÿ óïîìÿíóëà ðàíåå (ñïàñèáî Ïèêàáó, îá ýòîì ÿ ïðî÷ëà â êîììåíòàõ) íå èìååò ê ýòîìó íèêàêîãî îòíîøåíèÿ?», îíà óøëà îò âîïðîñà, íî î÷åðåäíîé çâîíî÷åê ïðîçâåíåë.
Ïàðàëëåëüíî ñ ýòèì ÿ ñêàçàëà åé, ÷òî ìû ñ ñóïðóãîì ïëàíèðóåì áåðåìåííîñòü, íà ÷òî îíà ñïðîñèëà: «ÝÊÎ?». ß î÷åíü óäèâèëàñü è íàïðÿìóþ ïîèíòåðåñîâàëàñü ïî÷åìó îíà ñäåëàëà òàêîé âûâîä. Íà ÷òî îíà îòâåòèëà, ÷òî ÷àñòî ñòàëêèâàåòñÿ ñ äåâóøêàìè ìîåãî âîçðàñòà (ìíå 34 ãîäà) è ïî÷òè âñå äåëàþò ÝÊÎ. «Âèäèìî, ìîÿ ñàìîèðîíè÷íàÿ øóòêà î òîì, ÷òî ÿ áóäó äðåâíåðîäÿùåé íå òàêàÿ óæ è øóòêà» — óõìûëüíóëàñü ÿ ïðî ñåáÿ )
È âîò òóò, îíà, î÷åâèäíî, ïîéìàëà òî, çà ñ÷¸ò ÷åãî ìîæíî ìíîé ìàíèïóëèðîâàòü. Ðàññêàçûâàÿ î ïðîöåññå ðîñòà âîëîñ, îíà ñõåìàòè÷åñêè íàðèñîâàëà îò ðóêè ëóêîâèöó è âñå, ÷òî åå îêðóæàåò. Åù¸ ðàç ñïàñèáî åé, çà ìî¸ ïîòðà÷åííîå åé âðåìÿ. Âèäèìî, â íåé êîãäà-òî óìåð õóäîæíèê è îíà ïûòàëàñü åãî âîñêðåñèòü, èíà÷å ÷åì îáúÿñíèòü îòñóòñòâèå íîðìàëüíîé öâåòíîé èëëþñòðàöèè, êîòîðóþ ìîæíî ïîêàçûâàòü âñåì ïàöèåíòàì. Íî, ñóäÿ ïî âñåìó, â èõ öåíòðå Ãóãë ïîêàçûâàåò òîëüêî ëûñûå ãîëîâû, âîò è ïðèõîäèòñÿ âûõîäèòü èç ïîëîæåíèÿ è êàæäûé ðàç ðèñîâàòü ñàìîñòîÿòåëüíî 😀
È âñ¸ áû íè÷åãî, íî, ìîÿ ôðàçà î áåðåìåííîñòè, òðîíóâøàÿ åå äî ãëóáèíû äóøè, íå ìîãëà íå ñêàçàòüñÿ íà ìàíåðå å¸ ïîâåñòâîâàíèÿ. Ðàññêàçûâàÿ î ðàáîòå ïðîöåññå ðîñòà âîëîñ, îíà êðàñî÷íî îïèñûâàëà êàê ëóêîâè÷êà áåðåìåíååò è ó íå¸ ðîæäàåòñÿ âîëîñîê 😀
ÍËÏ!!!! ÄÀÅØÜ ÁÎËÜØÅ ÍËÏ!!!
Íó, äåéñòâèòåëüíî, êàê æå åù¸ îáúÿñíèòü âçðîñëîìó ÷åëîâåêó î òàêèõ ñëîæíûõ ïðîöåññàõ, åñëè íå ïóòåì òàêèõ äîñòóïíûõ àëëåãîðèé 😀
 ïðîöåññå ðàññêàçîâ îíà îïÿòü âîçâðàùàëàñü ê òîé áåäíîé, íåñ÷àñòíîé 37-ëåòíåé ëûñåþùåé äåâóøêå, ÷åì îêîí÷àòåëüíî õîòåëà ðàñòîïèòü ìîå ÷åðñòâîå ñåðäöå, ÷òîáû ÿ ñêàçàëà : «Î, áîæå! Çàáåðèòå âñå ìîè äåíåæêè, ÿ íå õî÷ó ïîâòîðèòü åå ñóäüáó!»
È òóò ìû ìåäëåííî, íî âåðíî ïîäîáðàëèñü ê èíñòðóìåíòàëüíîé äèàãíîñòèêå. Ó íåå íà ñòîëå ëåæàëî øòóê 6 íàñàäîê íà ÷òî-òî òèïà ñêàíåðà. È âîò òóò ÿ ñãëóïèëà, íå óäîñóæèâøèñü óòî÷íèòü ñòåðèëüíû ëè îíè (êñòàòè, ïåð÷àòêè îíà íàäåâàëà, íî â íèõ æå ïîòîì è òåëåôîí áðàëà è â âîëîñàõ ìîèõ êîâûðÿëàñü).
Íà÷àëà îíà ìíå ïîêàçûâàòü íà ìîíèòîðå â ðåàëüíîì âðåìåíè óâåëè÷åííûé ó÷àñòîê ãîëîâû. Êà÷åñòâî áûëî äîâîëüíî øàêàëüíîå è çäåñü ìíå ñëîæíî ñêàçàòü, òî ëè îíà âèäåëà íåâèäèìûå îòìåðøèå äàâíî ëóêîâèöû, òî ëè ýòî áûëè àðòåôàêòû âèäåî. Îíà íåñêîëüêî ðàç ñìåíèëà íàñàäêè, è ÷åì äàëüøå, òåì áëèæå ÿ ñòàíîâèëàñü ê êðàþ ñâîåé ìîãèëû 😀
Îíà ðàññêàçàëà ìíå ïðî âîëîñÿíîé ñòåðæåíü è î òîì, ÷òî îíà (äà-äà, èìåííî îíà, æåíñêèé ðîä) ñðîäíè êîñòíîìó ìîçãó. À ó ìåíÿ òàêèõ ñòåðæíåé «îäíà» íà ñîòíþ âîëîñ, îñòàëüíûå ïóñòû. ß îïÿòü îòìåòèëà äëÿ ñåáÿ ýòó èíôîðìàöèþ, ÷òîáû ïîòîì ñàìîñòîÿòåëüíî èçó÷èòü.
Îñìîòð áûë îêîí÷åí è îíà ñïðîñèëà îñòàëèñü ëè ó ìåíÿ âîïðîñû. ß ñêàçàëà, ÷òî ìíå âñå ïîíÿòíî, íî ìåíÿ èíòåðåñóåò êîëè÷åñòâî è ñòîèìîñòü ïðîöåäóð. Îíà íàïèñàëà ñïèñîê èç 5-6 ïóíêòîâ, ïàðàëëåëüíî ðàññêàçûâàÿ î íèõ è ïðîñòàâëÿÿ ðÿäîì öèôðû: 8,2,6…. Îäíó èç ïðîöåäóð îíà çàãóãëèëà è ïîêàçàëà â Þòóáå äëÿ íàãëÿäíîñòè (âñ¸-òàêè â èõ èíòåðíåòàõ íå òîëüêî ëûñåþùèå ãîëîâû :D).
ß îïÿòü ñêàçàëà, ÷òî ìíå âñå ïîíÿòíî, íî ïîèíòåðåñîâàëàñü î òîì, ÷òî ïðîöåäóðû, âðîäå êàê ðåøàþò ñëåäñòâèå, íî íèêàê íå ïåðâîïðè÷èíó ïðîáëåì (à îíà ñàìà óïîìÿíóëà, ÷òî ïðîáëåìû ñ âîëîñàìè ìîãóò íà÷àòüñÿ â ñëåäñòâèè áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ôàêòîðîâ è ïåðå÷èñëÿëà èõ). Íà ÷òî îíà îòâåòèëà, ÷òî ÿ áóäó ïðîõîäèòü ïàðàëëåëüíî îáñëåäîâàíèå/ëå÷åíèå ó äðóãèõ ñïåöèàëèñòîâ öåíòðà («ïîíÿòíåíüêî, êîíå÷íûé öåííèê óìíîæàåì íà 3-4» — ïðîìåëüêíóëî ó ìåíÿ â ìîçãó). Ïðè ýòîì ðàññêàç åå â¸ëñÿ ñ ïîçèöèè, áóäòî ÿ óæå äàâíî íà âñå ñîãëàñèëàñü.
 èòîãå ÿ ïîáëàãîäàðèëà è ñêàçàëà, ÷òî ìíå íóæíî òåïåðü ýòî âñå ïåðåâàðèòü è ñàìîñòîÿòåëüíî èçó÷èòü. Òóò íàäî áûëî å¸ âèäåòü 😀 ×óòü èç ñòóëà íå âûïðûãíóëà îò âîçìóùåíèÿ ñî ñëîâàìè: «Äà ÿ æå âàì âñå îáúÿñíèëà, äà ÿ íå âèäåëà, ÷òîáû êòî-òî òàê æå, êàê ÿ, âñå ïîäðîáíî ðàññêàçûâàë! Íåóæåëè âû ïîâåðèòå íåçíàêîìîìó ÷åëîâåêó èç Ãóãëà?». Íà ÷òî ÿ åé: «Òàê ÿ è âàñ ïåðâûé ðàç â æèçíè âèæó. Ïî÷åìó ÿ äîëæíà äîâåðÿòü âàì?». Îíà: «âîò, ýòè âñå òðàâîëå÷åíèÿ…». «Íåò, ÷òî âû , ÿ çà ìåäèöèíó, èìåííî ïîýòîìó ÿ ïðèøëà ê âàì, êî âðà÷ó. Íî è ìíåíèÿ ðàçíûõ âðà÷åé íàäî ñðàâíèâàòü»- è ñêàçàëà, ÷òîáû îíà íå ïðèíèìàëà ìîþ ðåàêöèþ êàê ÷òî-òî ëè÷íîå. Çàòåì ÿ ïðîäîëæèëà: «Ìîåìó áëèçêîìó íå âîâðåìÿ äèàãíîñòèðîâàë îíêîëîãèþ èìåííî âðà÷». È èìåííî ïîñëå ýòèõ ñëîâ ÷òî-òî ÷åëîâå÷åñêîå ïîòåñíèëî â íåé òîðãàøà è îíà ðàññêàçàëà î òîì, ÷òî áóêâàëüíî íåäåëþ íàçàä å¸ îòöà ëå÷èëè îò îòåêà Êâèíêå, âìåñòî èíñóëüòà, êîòîðûé èìåííî îíà ðàñïîçíàëà è íàñòîÿëà íà ñìåíå ëå÷åíèÿ.
ß åù¸ ðàç íà÷àëà ãîâîðèòü, ÷òîáû îíà íå ïðèíèìàëà ýòî íà ëè÷íûé ñ÷¸ò, íî îíà ìåíÿ óæå íå ñëóøàëà. Îíà ïîçâîíèëà òîé æåíùèíå-ìåíåäæåðó, êîòîðàÿ «3-4 íà ëóêîâèöó» è ïðèíÿëàñü ëèñòàòü ëûñåþùèå ãîëîâû. Ýòî áûëà ïîñëåäíÿÿ ïîïûòêà ìåíÿ ïðîíÿòü… Îíà îòêðûëà ôîòî äåâóøêè ñ äîâîëüíî øèðîêèì ïðîáîðîì è ñïðîñèëà ó ìåíÿ ñ÷èòàþ ëè ÿ ýòî ïðîáëåìîé, ÿ ïðåñåêëà âñå åå ïîòóãè ñëîâàìè: «Êîíå÷íî! Ó ìåíÿ òî æå ñàìîå!» 😀
Çàøëà áàðûøíÿ-ëóêîâèöà, ñïðîñèëà âñå ëè ìíå ïîíÿòíî, õîðîøàÿ ëè áûëà êîíñóëüòàöèÿ íà ÷òî ÿ îòâåòèëà, ÷òî äà, âñå îòëè÷íî. Âðà÷ óäàëèëàñü.
Ëóêîâèöà ïðèñåëà è ÿ ïîâòîðèëà ñâîþ ïðîñüáó îá îçâó÷èâàíèè öåíû è ïðîöåäóðàõ. Ñêàçàëà, ÷òî íå ïîèíòåðåñîâàëàñü ó âðà÷à ÷òî îçíà÷àëè öèôðû âîçëå íàçâàíèé â ñïèñêå ïðîöåäóð, öåíû ýòî èëè êîëè÷åñòâî (ïðè ýòîì ñàì ñïèñîê â ðóêè ìíå íèêòî íå äàâàë). Ïîïðîñèëà å¸ íàïèñàòü ìíå âñ¸ ïîäðîáíî, íà ÷òî îíà âîçìóùåííî-èñïóãàííî îòâåòèëà, ÷òî íè÷åãî ïèñàòü íå áóäåò. Òîãäà ÿ îòâåòèëà, ÷òî ñàìà çàïèøó. Îíà è ýòî çàïðåòèëà. «Âû ÷òî, ñîáèðàåòåñü ñðàâíèâàòü ñ öåíàìè â äðóãèõ êëèíèêàõ?!!!». «Ðàçóìååòñÿ!» — îòâåòèëà ÿ. Ìû îïÿòü ïîáàäàëèñü, îíà íà÷àëà ðàññêàçûâàòü, ÷òî ó ìåíÿ ñåé÷àñ è òàê ïðèâåëåãèè, ÷òî ïðèåì áûë áåñïëàòíûì. ×òî åñëè ÿ ñîãëàøóñü íà ïðîöåäóðû, òî ñìîãó îïëà÷èâàòü èõ ÷àñòÿìè, à âîò åñëè óéäó è âåðíóñü, òî îïëà÷èâàòü íàäî áóäåò ñðàçó âñþ ñóììó. ß åù¸ ðàç ñêàçàëà, ÷òî ìíå íóæíî ïîíÿòü î êàêîé ñóììå èä¸ò ðå÷ü, îíà ãîâîðèëà, ÷òî öåíà ìîæåò èçìåíèòüñÿ è ÷åðåç âðåìÿ ñòàòü íåàêòóàëüíîé, íî â èòîãå ñäàëàñü è íà÷àëà, âñ¸-òàêè, ïèñàòü öèôðû óæå äëÿ ïîäñ÷¸òà íà òîé æå ñàìîé áóìàæêå.
 îáùåé ñëîæíîñòè âûøëî îêîëî 130 òûñÿ÷. Çäîðîâî, ïðàâäà? 😀
Îíà îïÿòü çàâåëà øàðìàíêó ïðî ïðèâèëåãèè, ïðî òî, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ ñîãëàøóñü, òî ÷àñòü ïðèåìîâ, íà êîòîðûõ áóäåò àíàëèçèðîâàòüñÿ ïðîãðåññ, áóäåò áåñïëàòíûìè, à 2,5 òûñÿ÷è — ýòî «íåïëîõàÿ äåíåæêà» äàæå äëÿ íå¸. «Â ñìûñëå?» — èçóìèëàñü ÿ. «Âûõîäèò, îçâó÷åííàÿ ñóììà íå ïîëíàÿ è ïðèåìû îïëà÷èâàþòñÿ îòäåëüíî?» — óòî÷íÿþ ó íå¸. » Íó, ïðèåìîâ áóäåò ìåíüøå, ÷åì ïðîöåäóð, ò.ê. ÷àñòü èç íèõ áóäåò ïðîâîäèòüñÿ â îäèí äåíü» — îòâå÷àåò õèòðàÿ ëóêîâèöà. «Îê, ñ ó÷¸òîì òîãî, ÷òî ïðîöåäóð 24 (èëè 22, íå ñóòü), äàæå åñëè ïðèåìîâ â äâà ðàçà ìåíüøå, ïóñòü 10, òî ýòî åù¸ 25 òûñÿ÷ ñâåðõó? Òî åñòü âñåãî 150-160 òûñÿ÷?». «Íó äà, íî âû ñìîæåòå îïëà÷èâàòü ýòî ÷àñòÿìè, åñëè ñîãëàñèòåñü ñåãîäíÿ…»
À íà âîïðîñ îá îòäåëüíîé îïëàòå ïðåïàðàòîâ îíà è âîâñå óøëà îò îòâåòà.
Íà ÷òî ÿ åù¸ ðàç åå ùà âñå ïîáëàãîäàðèëà, ïîîáåùàëà ïîäóìàòü è îòêëàíÿëàñü.
Âîò, ñèæó òåïåðü äîìà, ðâó íà ãîëîâå îñòàòêè âîëîñ è äóìàþ ãäå äåíüãè âçÿòü 😀
P.S. Óæå ïî ïðèõîäó ðåøèëà ïî÷èòàòü îòçûâû î êëèíèêå è, ÷óäåñíîå ñîâïàäåíèå, âñå, êòî áûë íà áåñïëàòíîì ïðèåìå ïèøóò âñ¸ òî æå ñàìîå… Íó, à îñòàëüíûå îòçûâû èñêëþ÷èòåëüíî õâàëåáíûå è ñ ïÿòüþ çâ¸çäî÷êàìè.
P.P.S. Ïîñò ïèñàëà ñðàçó ïîñëå ïîñåùåíèÿ, à âîò îïóáëèêîâàòü âñ¸ ðóêè íå äîõîäèëè.