Налоговые привилегии и иммунитеты
Выше нами уже отмечалось, что налоговые привилегии и иммунитеты, хотя и не являются широко распространенным видом налоговых льгот, тем нс менее в том или ином виде предусматриваются национальным налоговым законодательством той или иной страны. Все же, наибольшее распространение налоговые привилегии и иммунитеты получили в международном налоговом праве. Традиционно совокупность различных привилегий и иммунитетов того или иного лица в международном нраве определяла такую его правоспособность, которая была необходимой и достаточной для выполнения возложенных на него функций и достижения поставленных целей. В составе таких привилегий и иммунитетов присутствуют и те, которые имеют определяющее значение для налогового статуса указанных лиц[1].
Налоговые привилегии и иммунитеты по существу представляют собой налоговые льготы, заключающиеся в предоставлении отдельным категориям налогоплательщиков налоговых преимуществ и освобождений от уплаты налогов. В данном случае привилегированное положение предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков – нерезидентов в соответствии с обычными и договорными нормами международного права в целях создания благоприятных условий для выполнения ими функций, обеспечивающих международное сотрудничество.
Указанное обстоятельство позволяет отличить освобождение от налогов в соответствии с предоставленным налогоплательщику международным налоговым иммунитетом, от освобождения от уплаты налогов, которое предоставляется в рамках режима льготного налогообложения действующего па территории той или иной страны. Ведь в последнем случае такое освобождение преследует иные цели, поскольку в первую очередь направлено на обеспечение максимально благоприятных условий для коммерческой деятельности, привлечение инвестиций, создание дополнительных рабочих мест и пр.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В преамбуле Третьего протокола к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (ETS № 28) (вместе с Уставом Фонда Совета Европы для переселения) (Страсбург, 6 марта 1959 г.) прямо отмечено, что «необходимо содействовать осуществлению уставных целей Фонда путем максимально возможного сокращения прямого или косвенного налогообложения, которое затрагивает деятельность Фонда и бремя которого в конечном итоге ложится на получателей кредитов, предоставляемых Фондом».
С правовой точки зрения налоговые привилегии и иммунитеты, предусмотренные международными соглашениями, являются самостоятельными элементами налогово-правового режима, которые имеют значение лишь для некоторых категорий налогоплательщиков-нерезидентов. К числу субъектов, которым традиционно предоставляются подобные налоговые льготы, относятся: дипломатические представительства, консульские учреждения, специальные миссии, торговые представительства, международные межправительственные организации, их главы и персонал. Реализация этими лицами прав на налоговые привилегии и иммунитеты в значительной степени определяет их правовое положение. Так, дипломатические представительства и консульские учреждения с точки зрения освобождения их от налогов имеют особый налоговый статус, который обусловлен спецификой их деятельности. По общему правилу установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств и консульств осуществляются по взаимному согласию. Условие взаимности в данном случае и формирует необходимую международно-правовую основу, позволяющую обеспечивать им привилегированный налоговый режим, без которого их нормальное функционирование в определенной степени было бы затруднено. В этих же целях отдельные налоговые привилегии предоставляются также главам дипломатических представительств и консульств и отдельным категориям их сотрудников. В соответствии со ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) функции дипломатического представительства в первую очередь включают представление интересов аккредитовавшего его государства в государстве пребывания, ведение переговоров, поощрение дружественных отношений и развитие сотрудничества в области экономики, культуры и науки.
Очевидно, что подобная деятельность предполагает расходование дипломатическими представительствами значительных по объему денежных средств. Необходимость же уплачивать налоги создает для них дополнительные обременения финансового порядка. В связи с этим государства на условиях взаимности отказываются от своих налоговых притязаний в отношении дипломатических представительств других стран, исходя из того, что аналогичные налоговые привилегии и иммунитеты будут предоставлены этими странами их дипломатическим представительствам. Фактически в этом случае имеет место взаимный отказ государств от налоговых притязаний в отношении друг друга. Налоговые привилегии и иммунитеты предоставляются также главам и сотрудникам дипломатических представительств, которые несколько разнятся в зависимости от того, являются последние членами дипломатического, административно-технического или обслуживающего персонала. В этом случае сами дипломатические представительства освобождаются от необходимости исполнять функции налоговых агентов по удержанию и перечислению налогов с выплачиваемого ими сотрудникам денежного вознаграждения. Так, в ст. 23 указанной Конвенции определено, что аккредитующее государство и глава дипломатического представительства «освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания». Однако при этом оговорено, что указанные фискальные изъятия не распространяются па те налоги, сборы и пошлины, которыми согласно законам государства пребывания облагаются лица, заключающие контракты с аккредитующим государством или главой представительства.
Международное право исходит также из возможности предоставления особого налогового статуса международным межправительственным организациям. Как уже отмечалось, это обусловлено стремлением государств создать необходимые условия для их нормального функционирования. Ведь предоставление международным межправительственным организациям налоговых привилегий и иммунитетов фактически полностью исключает их какую бы то ни было фискальную зависимость. В свою очередь это обеспечивает финансовую стабильность международных организаций.
К примеру, с вступлением в силу Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений (принята 21 ноября 1947 г. Резолюцией 179 (II) на 123-м пленарном заседании 2-й сессии Генеральной Ассамблеи ООП) особый налоговый статус приобрели международные организации, функционирующие в качестве специализированных учреждений ООН.
На практике имеет также место предоставление налоговых привилегий и иммунитетов на основе двусторонних соглашений о привилегиях и иммунитетах, в которых соответствующая международная организация выступает одной из сторон. Примером может служить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией экономического сотрудничества и развития о привилегиях и иммунитетах организации в Российской Федерации (Париж, 8 июня 1994 г.). В соответствии с его положениями Организации экономического сотрудничества и развития предоставлены налоговые привилегии и иммунитеты, аналогичные тем, которые предоставляются иным международным межправительственным организациям.
Международно-правовое регулирование также содержит примеры, когда налоговые привилегии и иммунитеты предоставляются в соответствии с международными договорами иным организациям. Так, в соответствии с п. 1 ст. 6 Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» (Ашхабад, 24 декабря 1993 г.) МТРК «Мир» – коммерческая организация, являющаяся акционерным обществом, ее имущество освобождено от прямых налогов и сборов любого характера. Однако предоставление налоговых привилегий и иммунитетов коммерческим организациям встречается в мировой практике все же довольно редко.
Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов.
Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не любое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами.
Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключение из общих правил, отклонение от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации.
Льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.
В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель — свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.
Категорию «льгота» нужно отличать от категории «гарантия», которая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты и т.п.
С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты. С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество.
Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.
Особенности привилегий заключаются в следующем.
Во-первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, властные органы и должностных лиц. Во-вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений.
В-третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей-одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.
В-четвертых, привилегии, ввиду того что они являются исключительными правами, выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирования. Привилегии — это изъятия как из общих, так и из особенных норм права.
Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.
Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними общие черты.
Во-первых, все они создают особый юридический режим.
Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.
В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
В-четвертых, выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.
В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки:
Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, — в виде отрицательных льгот (освобождение от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождение от ответственности).
Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей.
Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор.
В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституции и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и др
73. Правосознание — это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах. То есть субъективное восприятие правовых явлений. Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.
Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем это отражение обладает той спецификой, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п. Все они в совокупности подвергаются анализу и оценке. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. На основе правовых установок и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми установлениями осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.
Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.
Любовь |
Правовые льготы — это юр. средства, предоставляющие субъектам (ветеранам, участникам боевых действий и т.д.) дополн. права или освобождающие их от установленных законом обязанностей.
Цель правовых льгот состоит в согласовании интересов личности, коллектива и гос-ва. С их помощью: 1) восстан-ся справедливость и равенство субъектов; 2) компенсируются затраты; 3) стимул-ся определенная деят. (участие в вооруженных конфликтах, работа на Крайнем Севере).
Поэтому льготы нельзя отождествлять с поощрением. Если поощрение специально предназначено для вознаграждения, за заслуженное поведение, то льготы не всегда устанав-ся за заслуги, стимулируя определѐнное поведение, они в большей степени выполняют компенсационную функцию. Разновидностями льгот являются: — налоговые преференции, обеспеч. компенсацию финансовых потерь, при выпуске новой, конкурент-ой продукции и модернизации технолог. процессов; — таможенные льготы, защищающее российскую экономику от неблаг-го воздействия иностранной конкуренции и поддерживающие рациональное соотнош. ввоза и вывоза товаров в РФ при ее взаимоотн. с мировым рынком; — субсидии, дотации, субвенции обеспеч. реализацию др. средств определ. правовые положения субъектов бюджетных отношений и оптимизирующих функц-ие бюджетной системы; — компенсации, возмещают ущерб причиненный физ. или юр. лицу, в результате как правомерных, так и неправомерных действий; — иммунитеты, как «отрицательные» льготы обеспеч. надлежащее выполнение функций и служебных обязанностей.
Правовые привилегии — это спец. льготы для конкретных субъектов (Президент РФ, Председатель ГосДумы РФ), необходимые для лучшего выполнения публичных функций.
Привилегии носят персонифицированный и детальный характер (машины, охрана и т.д.). Они устан-ся не для выравнивания положения разных субъектов, а для более качественного выполнения обязанностей ДЛ или иными представителями правящей элиты. В то же время, на обыденном уровне привилегия ассоциируется с чрезмерным получением благ номенклатурой в обход действующих законов, их стремлением улучшить своѐ положение за счѐт общества.
Пособие является формой внешнего выражения стимула, доп. соц. гарантией, поддерживающей жизненный стандарт субъекта (пособие по безработице). Если стимулы направлены на активизацию соц. полезной деят., то ограничения предполагают силовой вариант сдерживания негативной активности и предупреждения социально вредного поведения.
Правовые иммунитеты — особые льготы и привилегии, преимущ. связанные с освобождением конкретно установленных в нормах права, конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответст-ти, призванные обеспечивать выполнение ими соответст. функций.
Иммунитеты, выступая специфич. разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты.
Во-первых, все они создают особый юр. режим, позволяют облегчать положение соответст. субъектов, расширяют возможности по удовлетв. тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.
Во-вторых, они призваны быть правостимул-ми средствами, побуждающими к опред. поведению и обознач. собой положительную правовую мотивацию.
В-третьих, явл. гарантиями соц. полезной деят-ти, способствуют осущ. обяз.
В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными искл-ми для конкретных лиц, устан-ми в спец. юр. нормах.
В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
103
04.06.2018; 03:53 хиты: 924 рейтинг:0 | Профессии и Прикладные науки право |