Некоторые проблемы иммунитета государства как субъекта международного частного права
Понятие иммунитета государства.
Термин «иммунитет» происходит от латинских слов — прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).
Само понятие «иммунитет государства» сложилось в международном праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. Установление последнего и определение его пределов входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законодательством и международными договорами, заключенными этим государством.
Иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета международных организаций, хотя в их основе лежат одни и те же принципы.
В международной практике применяются более узкое понятие «юрисдикционные иммунитеты» и более широкое понятие «иммунитет государства и его собственности», поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна — суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.
Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права. Под государством в Конвенции ООНао юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности понимается «государство и его различные органы управления; составные части федеральных государств», учреждения государств «либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства». Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Резолюцией ООН N A/Res/59/38 от 16 декабря 2004 г.
Признание иммунитета государства не означает, что вообще нельзя рассматривать спор по сделке, заключенной с государством, или же что нельзя вообще предъявить иск о возмещении вреда к иностранному государству. Речь идет о том, что иск к государству теоретически надо предъявлять в судах этого государства. На практике иски по сделкам обычно рассматриваются в международных коммерческих арбитражных судах. Следует подчеркнуть и другое: признание иммунитета ни в коей мере не должно состоять в освобождении государства от выполнения принятых им на себя обязательств или в освобождении государства от ответственности за неисполнение обязательств. международный право заем соглашение
Элементы иммунитета государства
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:
- 1) судебный иммунитет;
- 2) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска;
- 3) иммунитет по принудительному исполнению судебного решения;
- 4) иммунитет собственности государства;
- 5) иммунитет от применения иностранного права.
Судебный иммунитет — юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношении к другому государству, иначе говоря, не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика. В то же время, если государство обращается с иском в иностранный суд для защиты своих прав, то ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ был бы нарушением суверенных прав государства. Государство может выступить и ответчиком в иностранном суде, но при добровольном согласии. Это не означает отсутствия правосудия. Заинтересованные лица могут беспрепятственно обратиться с требованиями к государству в суды и другие правоприменительные органы этого государства. В таком случае вопрос об иммунитете не возникает. Можно обратиться к своему правительству для воздействия на иностранное государство по дипломатическим каналам.
Меры по предварительному обеспечению иска. Согласно иммунитету суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, так как эти меры носят принудительный характер. Часто меры по обеспечению иска рассматриваются и принимаются судом еще до возбуждения и слушания дела с участием государства. В любом случае, если такие меры касаются государства и его собственности (арест государственных счетов в иностранных банках, опись имущества, ограничение права государства пользоваться своим имуществом и пр.), то с точки зрения иммунитета они недопустимы.
Меры по принудительному исполнению иностранного судебного решения в отношении государства и его собственности не могут быть приняты любыми органами этого и любого другого иностранного государства. Даже если государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе, решение может быть выполнено им только добровольно. Иммунитет включает право государства на неприменение к нему принудительных мер по исполнению решения.
Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства. Он тесно связан с иммунитетом государства. Указанные выше элементы содержания иммунитета государства, связанные с судебным разбирательством спорного правоотношения с участием государства, прямо направлены на обеспечение неприкосновенности государственной собственности.
Иммунитет о применения иностранного права, который часто называют иммунитетом сделок с участием государства, так как он чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих из сделок. Поскольку государство в силу иммунитета свободно от принудительных мер по осуществлению иностранных законов, административных распоряжений и прочего, то из этого следует, что частноправовые отношения международного характера с участием государства, в частности сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.
Указанные выше отдельные элементы иммунитета взаимосвязаны и вместе составляют содержание иммунитета государства в частноправовой сфере. Вместе с тем иммунитет государства — это его право, вытекающее из суверенитета, но не обязанность. Поэтому государство вправе отказаться от иммунитета, как в целом, так и от какого-либо его элемента.
Виды иммунитета
Выделяют три вида иммунитета:
- 1. абсолютный иммунитет;
- 2. функциональный иммунитет;
- 3. ограниченный иммунитет.
Абсолютный иммунитет
Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность. Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный, и единственное ограничение, возможно было только при условии прямо выраженного согласия государства.
По мере расширения функций государства внутри страны и в международных отношениях он стало все шире выступать в качестве субъекта частноправовой деятельности, и абсолютный иммунитет становился ощутимым препятствием в развитии мирохозяйственных связей, так как контрагенты государства, по сути, лишились прав на судебную защиту своих имущественных прав. В связи с этим в доктрине и в судебной практике появляется идея необходимости ограничения иммунитета государства.
Абсолютный иммунитет не только препятствует развитию коммерческих связей с участием государства, но и часто нереализуем практически. Государство на территории иностранного государства может рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимающее государство готово отказаться от своей юрисдикции. Понятно, что ожидания и реальность могут серьезно расходиться. Поэтому государства, исходящие из абсолютного иммунитета, защищают дополнительно свои права либо условием взаимности, либо возможностью применения реторсий.
Функциональный иммунитет
Функциональный иммунитет — это вид иммунитета, основанный на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, совершает акт власти, т.е. выступает как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица, занимается коммерческой деятельностью, то тогда оно иммунитетом не обладает. В зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.
Функциональный иммунитет в том виде, в каком он сформулирован в судебной практике, в международно-правовой доктрине, а затем и в ряде национальных законов, обладает целым рядом существенных недостатков, которые не позволили ему стать общепризнанной альтернативой абсолютному иммунитету.
Прежде всего, не установлены какие-либо объективные критерии, с помощью которых можно было бы определенно или хотя бы с существенной долей определенности разграничить деятельность государства как суверена или как частного лица. Чаще всего называется характер операции или её цель. Второй серьезный дефект функционального иммунитета: государство apriori подчиняется юрисдикции иностранного суда. Даже если суд признает некоммерческий характер деятельности государства и соответственно его иммунитет, то юрисдикция иностранного суда уже состоялась, решение, обязательное для государства, уже вынесено, и тем самым нарушен иммунитет государства.
Еще один серьезный недостаток функционального иммунитета, состоит в том, что суверенитет государства — это имманентно присущее ему качество. Государство и суверенитет, неотделимы друг от друга так же, как и неделим государственный суверенитет. Какую бы деятельность не осуществляло государство, оно всегда выступает как носитель государственной власти. Участвуя в частноправовых отношениях, государство не теряет присущее ему качество властности и суверенности. Функциональный иммунитет исходит из того, что есть некая сфера отношений, которую не удалось объективно отграничить, в которой государство выступает как частное лицо и соответственно не обладает ни суверенитетом, ни иммунитетом. Он находится в явном противоречии с принципами суверенности и независимости государств, которые являются основополагающим началом международного права и которые пока еще никто не отменял.
Ограниченный иммунитет
Ограниченный иммунитет — вид иммунитета, который исходит из необходимости ограничения иммунитета. В отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа — деление деятельности государства на суверенно-властную и частную, ограниченный иммунитет не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами как на основе двусторонней, так и на многосторонней основе, в том числе универсальной. Идея и основа ограниченного иммунитета заключается в том, что иммунитет — это право государства, вытекающее из его суверенитета, на неприменение к нему иностранной юрисдикции, от которого государство может отказаться как целиком, так и в любой его части. Задача заключается лишь в создании наиболее точных формулировок случаев и обстоятельств, при наличии которых государство не будет пользоваться иммунитетом. Несмотря на всю сложность, как и всякая правотворческая задача, она решаема.
Если государства заинтересованы в развитии нормальных торговых и иных экономических связей, ничто не мешает им при заключении торгового договора сформулировать те случаи, при которых государство, вступая в торгово-экономические отношения с частными лицами, не будет претендовать на иммунитет. То же можно сделать и для более узкой сферы экономических отношений, например при подписании договоров о взаимной защите иностранных капиталовложений и т.д.
Удачным опытом создания правовых основ ограниченного иммунитета на многосторонней основе можно считать Европейскую конвенцию 1972 г., заключенную странами — участницами Совета Европы. Конвенция закрепляет общий принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции и формулирует детализированные исключения из этого принципа. Европейская конвенция является наиболее удачным опытом, но и она не получила большого распространения даже в Европе.
Государства в качестве субъекта международного частного права часто становятся участниками гражданско-правовых отношений международного характера.
Государство, заключая какие-либо сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом. Согласно данному правовому режиму государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т. е. его юрисдикции. Следовательно, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.
Для понимания иммунитета необходимо отметить, что юрисдикция бывает полная и ограниченная.
Полная юрисдикция – государство обладает властью предписывать определенное поведение всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний.
Ограниченная юрисдикция – государство обладает властью предписывать определенное поведение, но оно ограничено по определенным причинам в использовании средств для обеспечения реализации своих предписаний.
В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования – выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.
На основании ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Иммунитет – это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов государства.
Иммунитет – частичный отказ государства от осуществления своей территориальной юрисдикции, т. е. отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и иными органами.
В последней четверти XX в. некоторые государства стали принимать законы об иммунитете. Первый закон «Об иммунитетах иностранных государств» был принят в США в 1976 г. В 1978 г. в Великобритании был принят акт об иммунитете государства и т. д.
В тех государствах, где не создавалось отдельного закона об иммунитете, нормы о нем содержались в других законодательных актах.
В Российской Федерации специального закона об иммунитете нет, однако нормы об иммунитете закреплены в Гражданском кодексе.
Так, на основании ст. 127 Гражданского кодекса РФ особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.
А в соответствии со ст. 1204 Гражданского кодекса РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом с участием государства, правила распространения действия коллизионных норм применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.
Согласно доктрине
международного частного права государство
может участвовать в международно-правовых
отношениях в двух различных качествах:
как суверен, носитель публичной власти
(jureimperii) и как хозяйствующий субъект,
носитель частного интереса (juregestionis).
Первые правоотношения складываются в
процессе взаимодействия субъектов
международного права (государств, наций
и народностей, международных организаций)
и регулируются нормами международного
публичного права (juspublicum). Вторые
правоотношения возникают при взаимодействии
государства, с одной стороны, и
международного хозяйствующего субъекта
либо иностранного юридического лица,
либо гражданина, с другой стороны, и
регулируются нормами международного
частного права (jusprivatum).
Участвуя в
коммерческом обороте на одинаковых
условиях с частными лицами, государство
становится для них равным контрагентом,
который должен отвечать за свои действия,
к которому в случае ненадлежащего
поведения может быть предъявлен иск и
против которого может быть вынесено
судебное решение, обязывающее государство
возместить убытки или иным образом
восстановить нарушенное право своего
партнера.
Однако участие
государства в международном коммерческом
обороте имеет специфику. Это объясняется
особенностью самого государства как
субъекта особого рода. Государства,
участвуя в международной коммерческой
деятельности, не перестают при этом
оставаться субъектами властных отношений,
которые обладают суверенитетом и
независимы по отношению друг к другу.
На этом основывается один из принципов
международного права — принцип иммунитета
иностранного государства, в соответствии
с которым одно государство не может
быть против своей воли подчинено власти
другого государства.
возможность участия
государства в частноправовых отношениях
не только следует из его природы, но и
прямо предусматривается законодательством.
В целом, международный
иммунитет следует рассматривать как
изъятие определенного субъекта из-под
юрисдикции государств, проявляющееся
в невозможности без его согласия
предъявить к нему иск, привлечь к участию
в деле в качестве ответчика или третьего
лица, применить принудительные меры
обеспечительного характера и принудительные
меры по исполнению судебного решения.
Рассмотрение
иммунитетов следует начать с иммунитета
от действия иностранного законодательства.Он предполагает, что, поскольку публичный
субъект обладает независимостью и
верховенством, то невозможно без его
согласия подчинить его действия закону
какого-либо государства.
Судебный
иммунитет (иммунитет от иностранного
судопроизводства)
включает: иммунитет от предъявления
иска в иностранном суде, иммунитет от
принудительных обеспечительных мер и
иммунитет от принудительного исполнения
судебного решения.
Иммунитет
от предъявления иска
означает неподсудность обладающего
этим иммунитетом субъекта судам
какого-либо государства. То есть ни один
иностранный суд не вправе привлечь
такое лицо в качестве ответчика без его
согласия.
Иммунитет от
предварительного обеспечения искаозначает невозможность наложения ареста
на собственность обладающего этим
иммунитетом субъекта или запрещения
совершать определенные действия
государственным органам иностранного
государства в порядке обеспечения
исковых требований.
Иммунитет от
принудительного исполнения судебного
решенияозначает невозможность
принудительного исполнения решения,
вынесенного в отношении обладающего
этим иммунитетом субъекта.
Иммунитет
собственностиозначает неприкосновенность
имущества, то есть не применение
каких-либо мер со стороны другого
государства по изъятию, национализации
и т.п.
В доктрине
международного права существует
несколько теорий международного
иммунитета: теория абсолютного
иммунитета,теория функционального
иммунитетаитеория ограниченного
иммунитета, причем две последние
весьма сходны между собой. Поэтому можно
говорить об абсолютном и неабсолютном
иммунитетах, а последний разграничивать
на функциональный и ограниченный по
способу закрепления. Для функционального
иммунитета — это характер осуществляемых
функций, теория ограниченного иммунитета
использует перечень ограничений. Теории
иммунитетов относятся как к государству,
так и к международной организации, но
поскольку по сравнению с государствами
международные организации как субъекты
права существуют значительно меньше,
теории иммунитета зарождались и
развивались сначала только по отношению
к государствам, а затем были применены
к международным организациям.
Теория абсолютного
иммунитетасостоит в том, что государства
имеют право пользоваться иммунитетом
в полном объеме, всеми его элементами;
он распространяется на любую деятельность
государства и любую его собственность.Теория функционального иммунитетабазируется на принципиальном разграничении
функций государств на два вида:
публично-правовую и частноправовую.
Если государство действует как суверен,
совершает акт властвования (actaimperii),
то есть выступает как носитель суверенной
власти (dejureimperii), то оно
всегда пользуется иммунитетом, в том
числе и в частноправовой сфере. Если
государство выступает в качестве
частного лица (actagestionis),
занимается коммерческой деятельностью
(dejuregestionis), тогда государство иммунитетом
не обладает. Следовательно, в зависимости
от осуществляемых функций государство
может выступать либо в качестве суверена,
носителя публичной власти, либо в
качестве частного лица.
Теории ограниченного
иммунитетане использует никаких
критериев, а формулирует перечень
конкретных случаев, когда лицо, обладающее
иммунитетом, не пользуется им и положена
в основу двусторонних и многосторонних
международных договорах. Идея и основа
ограниченного иммунитета заключается
в том, что иммунитет – это право
государства, вытекающее из его
суверенитета, на неприменение к нему
иностранной юрисдикции, от которого
государство может отказаться как
целиком, так и в любой его части. Поэтому
основная задача заключается лишь в том,
чтобы создать наиболее точные формулировки
тех обстоятельств, при наличии которых
государство не будет пользоваться
иммунитетом. На ограниченном иммунитете
построена Европейская Конвенция «Об
иммунитете государства» 1972 г.
Итак, подводя итог,
можно сделать вывод, что иммунитет
государства — это общепризнанное качество
государства как субъекта международного
частного права, заключающееся в
невозможности национальных судебных
и судебно-арбитражных органов одного
государства рассматривать дела,
возникающие из гражданских правоотношений,
по предъявленным в них искам физических
или юридических лиц (вне зависимости
от гражданства, места нахождения,
учреждения, регистрации, личного закона)
к иностранному государству, если нет
на то согласия иностранного государства
(в случае господства в стране суда
доктрины абсолютного иммунитета
государства) либо спор не связан с
коммерческой деятельностью иностранного
государства (в случае господства в
стране суда доктрины ограниченного
иммунитета государства).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
04.06.201547.49 Mб20Наглядный словарь по немецкому.djvu
- #
- #
- #