Необходимость формирования идеологического иммунитета

Необходимость формирования идеологического иммунитета thumbnail

Библиографическое описание:


Душаев, А. Ж. Глобализация и идеологический иммунитет / А. Ж. Душаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 825-826. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20873/ (дата обращения: 18.06.2020).

В настоящее время одна из общечеловеческих проблем, одна из угроз международной безопасности и прогрессу — это глобализация идеологических процессов и борьба против нее, уменьшение ее влияния и обеспечение информационной безопасности регионов мира. Эта проблема по своим масштабам и угрозам значительно превосходит масштабы терроризма, национальных и религиозных конфликтов, расизма и других угроз безопасности. Сегодня географо-политические и идеологические игры на «великой шахматной доске» — мировой арене все более разгораются, борьба развитых государств за укрепление своего влияния в определенных регионах мира набирает обороты. Наблюдается усиление информационного влияния, применение тактики информационной атаки, что является серьезной опасностью для стабильности и независимости некоторых государств.

Республика Узбекистан расположена в удобном географо-политическом пространстве, имеет богатые природные ресурсы, внутренний рынок и дешевую рабочую силу. Поэтому некоторые силы стремятся установить здесь свое господство, для чего применяют тактику информационного идеологического воздействия. Поэтому важно изучить состояние глобализации угроз идеологических процессов в Центральноазиатском регионе.

Глобализация идеологических процессов, их влияние на сознание народа, их интеграция в мировую экономическую и социальную инфраструктуру связана с различными факторами. В этом процессе особое место занимают средства массовой информации (СМИ). Глобализация, с одной стороны, проявляется в том, что в идеологические процессы втянуты все народы, все регионы мира. С другой стороны, в результате информационной революции люди, живущие в разных точках планеты, могут подвергаться идеологическому воздействию через всемирную сеть. Идеологическое воздействие, информационная атака направлена на определенные цели, в том числе на разжигание национальной розни, национализма, религиозного экстремизма, терроризма, и кроме того некоторые ресурсы отрицательно влияют на сознание молодежи, порождая у них интерес к различным деструктивным движениям и группам.

Конечно, всемирная сеть имеет свои положительные стороны, благодаря которым люди общаются между собой, узнаюи новости политики, науки, общественной жизни и т. д. СМИ, в том числе Интернет, помогают формировать социальные представления, систему ценностей, помогают расширять кругозор и совершенствовать знания.

Попытки оказать воздействие, идеологическое влияние на определенную группу людей, на народ, на общество были всегда. Если заглянем в историю, можем увидеть, что этот процесс с каждым годом развивается и углубляется, расширяет масштабы охвата. Например, есть существенные различия между особенностями оказания идеологического влияния в 70–80 годы ХХ века и сегодняшнего дня.

Особенности идеологического влияния проявляются в том, что процесс протекает быстрыми темпами. Ускорение темпов объясняется тем, что в век высоких информационных технологий любая информация распространяется очень быстро. Пресса, радио, телевидение, кино, Интернет стали распространителями различных идей и средствами воздействия на мировоззрение миллионов, миллиардов людей. Идеологическому влиянию подвергаются все слои населения, все сферы общественной жизни. Нельзя даже представить какую-либо сферу человеческой деятельности, где бы не ощущалось влияние идеологии. К тому же в настоящее время идеологическое влияние не носит стихийный характер, они осуществляется сознательно, направлено на определенные цели, на основе выработанного плана. В этом процессе участвуют различные институты, группы и группировки. В этих условиях становится злободневным ставить во главу политики идеологическое воспитание и идеологическую профилактику. В этом деле должны участвовать негосударственные, неправительственные общественные организации, институты гражданского общества, образовательные и воспитательные учреждения.

Как говорил И. А. Каримов, «Сегодня оружия, накопленного человечеством, хватит на то, чтобы несколько раз уничтожить весь мир. Мы все это хорошо осознаем. Однако самая большая опасность сегодняшнего дня — это непрерывная идеологическая борьба за овладение душами и сознанием людей. Теперь многое решает не борьба на ядерных полигонах, а борьба на идеологических полигонах. Эту горькую правду нельзя забывать” [2].

Некоторые идеи не воспринимаются людьми, а некоторые могут сохраняться в сознании личности в качестве информации. В первом случсае, идея не оставляет следа в сознании и памяти людей, а во втором случае, идея не имеет никакого значения, хотя и хранится в памяти и сознании. Однако, имеется группа людей, в сознании которых идея укрепляется и влияет на их поведение, мышление, становится неразделимой частью их духовного и психологического состояния. Она может призывать их к действиям, превращается в пособие для действий. В этом цель идеологической борьбы: через душу человека проникнуть в его сознание.

Сегодня для нашего общества серьезную опасность представляют следующие идеологические угрозы:

—          попытки восстановить исламский халифат и создать под его знаменем империю мусульманских народов;

—          попытки фальсифицировать нашу историю, национальные ценности и сущность религии;

—          стремление распространить аморальные идеи, способные оказать пагубное воздействие на духовность народа;

—          попытки развязать региональные и международные конфликты, используя различные идеологические средства.

Эти угрозы являются формами проявления агрессивной идеологии, направленной, прежде всего, на овладение сознанием простых людей, лишение их собственных национальных ценностей, достижений мировой цивилизации. Чтобы оградить наш народ от различных идеологических угроз, сформировать у общества идеологический иммунитет, необходимо вооружить его подлинно гуманистической идеологией, содержащей в себе мощный импульс духовного возвышения народа. [3]

Читайте также:  Почему может снижен иммунитет

Иммунитет — это комплекс реакций в организме, способных сохранить в нем постоянное внутренне равновесие защитить его от проникновения внешних инфекций. Иммунитет также выражает особенность человеческого организма не подчиняться влиянию различных инфекционных заболеваний.

Идеологический иммунитет — это система ценностей и знаний, служащие обогащению духовного мира человека, связанные с интересами страны, народа, служащие надежным щитом против идеологических угроз. В формировании идеологического иммунитета важную роль играют не только общественные организации, образовательные учреждения и т. д., но и средства массовой информации.

Литература:

1.         Каримов И. А. По пути безопасности и стабильного развития. Т.6. — Т.:Узбекистан, 1998. С.60

2.         Каримов И. А. Жамиятимиз мафкураси халқни — халқ, миллатни — миллат қилишга хизмат этсин. — Т., 1998. 9-б.

3.         Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. — Т.: Узбекистан, 2003. С.22.

Основные термины (генерируются автоматически): идеологическое влияние, процесс, идеологический иммунитет, информационная атака, идеологическое воздействие, всемирная сеть, общественная жизнь, группа людей, серьезная опасность, массовая информация.

Источник

Одним из основных условий укрепления независимости является усиление идейного воспитания. В борьбе против чуждых и враждебных идей необходимо формировать идеологический иммунитет. Формирование иммунитета это не значит усиленное внедрение одной и той же идеи в сознание людей, а это воспитание в людях таких качеств как умение отличать черное от белого, быть бдительным по отношению к разрушительным идеям.

Могущество любого государства, общества опирается на его внутреннюю безопасность и стабильность. Если общество, нация будет твердым и непоко­лебимым в своей идее, не будет страшиться идейных угроз, которые могут применяться противником, такую нацию победить невозможно. Наоборот, идейная разрозненность внутри общества откроет дорогу противнику, его враждебным идеологиям. Такую нацию будет очень легко победить и сделать зависимым.

Безопасность и стабильное развитие общества не должны оставить ни одного узбекистанца безразличным. Поэтому, каждый узбекистанец независимо от нации, религии места проживания и рождения, профессии и возраста должен быть стражем, защитником Родины. Значит, главной гарантией безопасности страны является тесная сплочённость узбекистанцев вокруг идеи национальной независимости. Благодаря этому национальная идея будет нас связывать с прошлым, современ­ной жизнью и будущим. По этой причине иммунитет народа Узбекистана осно­ванный на идее национальной независимости превратится в один из важней­ших показателей уровня безопасности Родины. В философском словаре идеологический иммунитет – это воспитание духовно совершенной, с крепкой волей и убеждением личности, молодежи умеющей противостоять различного характера реакционным, разрушительным идеям. Навыки сознательной защиты от угроз, которые направлены на духовность человека формируются в процессе образования и воспитания, наставлений родителей, умения отличать хорошее от плохого. Если этот процесс начавшись в раннем детстве в семье продолжиться в детском саду, учебном заведении и на производстве, правильно будет поставлено общественное воспитание, тогда каждая нация будет обладать здоровым, верным, непоколебимым иммунитетом. Значит идеологический иммунитет выполняет задачу идейного щита, духовного единства государства и нации.

Идея межнационального согласия.

Национальная идея имеет глубокое содержание. Она гармонична с идеями межнационального согласия и религиозной терпимости. С той точки зрения национальная идея отражает цели интересы всех граждан страны неза­висимо от национальности, расы, вероисповедания.

На сегодняшний день в нашей стране проживает более 130 национально­стей и народностей, что отражает своеобразие нашего общества. В Узбекистане на сего­дняшний день осуществляют свою деятельность более 137 национально-куль­турных центров. В статье 4 Конституции Узбекистана отмечается «Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и тра­дициям наций и народностей, проживающих на её территории, создание усло­вий для их развития». В результате этого в общеобразовательных языках, на 20 языках издаются газеты и журналы. Идея межнационального согласия – общечеловеческая ценность, являю­щаяся важным фактором в национальном развитии регионов и государств, где совместно проживают различные народы. Она является духовной основой утверждения дружбы, солидарности и взаимного уважения среди людей различных национальности и народностей проживающих в одном обществе и работающих на пути достижения единой цели. Национальная идея создаёт условия для проявления таланта и способно­стей представителей каждой национальности, мобилизует его на осуществление таких благородных целей как процветание Родины, мира и согласия в стране и благосостояния народа. Угрозой межнациональному согласию и содружеству являются агрессив­ный национализм и шовинизм. Общество, попавшее под влияние таких идей может оказаться в состояние нестабильности. На территории нашей республики издавна в дружбе проживают представи­тели многих национальностей. То, что между ними в течение многих веков не было национальных конфликтов, говорит о великодушии нашего на­рода. Поэтому воспитание людей различных национальностей, проживающих в нашей стране, в духе взаимной дружбы, солидарности и согласия, одна из ос­новных целей идеологии независимости.

Читайте также:  Как закалять ребенка в 2 года для иммунитета

Источник

Одним из основных условий укрепления независимости является усиление идейного воспитания. В борьбе против чуждых и враждебных идей необходимо формировать идеологический иммунитет. Формирование иммунитета это не значит усиленное внедрение одной и той же идеи в сознание людей, а это воспитание в людях таких качеств как умение отличать черное от белого, быть бдительным по отношению к разрушительным идеям.

Могущество любого государства, общества опирается на его внутреннюю безопасность и стабильность. Если общество, нация будет твердым и непоко­лебимым в своей идее, не будет страшиться идейных угроз, которые могут применяться противником, такую нацию победить невозможно. Наоборот, идейная разрозненность внутри общества откроет дорогу противнику, его враждебным идеологиям. Такую нацию будет очень легко победить и сделать зависимым.

Безопасность и стабильное развитие общества не должны оставить ни одного узбекистанца безразличным. Поэтому, каждый узбекистанец независимо от нации, религии места проживания и рождения, профессии и возраста должен быть стражем, защитником Родины. Значит, главной гарантией безопасности страны является тесная сплочённость узбекистанцев вокруг идеи национальной независимости. Благодаря этому национальная идея будет нас связывать с прошлым, современ­ной жизнью и будущим. По этой причине иммунитет народа Узбекистана осно­ванный на идее национальной независимости превратится в один из важней­ших показателей уровня безопасности Родины. В философском словаре идеологический иммунитет – это воспитание духовно совершенной, с крепкой волей и убеждением личности, молодежи умеющей противостоять различного характера реакционным, разрушительным идеям. Навыки сознательной защиты от угроз, которые направлены на духовность человека формируются в процессе образования и воспитания, наставлений родителей, умения отличать хорошее от плохого. Если этот процесс начавшись в раннем детстве в семье продолжиться в детском саду, учебном заведении и на производстве, правильно будет поставлено общественное воспитание, тогда каждая нация будет обладать здоровым, верным, непоколебимым иммунитетом. Значит идеологический иммунитет выполняет задачу идейного щита, духовного единства государства и нации.

Идея межнационального согласия.

Национальная идея имеет глубокое содержание. Она гармонична с идеями межнационального согласия и религиозной терпимости. С той точки зрения национальная идея отражает цели интересы всех граждан страны неза­висимо от национальности, расы, вероисповедания.

На сегодняшний день в нашей стране проживает более 130 национально­стей и народностей, что отражает своеобразие нашего общества. В Узбекистане на сего­дняшний день осуществляют свою деятельность более 137 национально-куль­турных центров. В статье 4 Конституции Узбекистана отмечается «Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и тра­дициям наций и народностей, проживающих на её территории, создание усло­вий для их развития». В результате этого в общеобразовательных языках, на 20 языках издаются газеты и журналы. Идея межнационального согласия – общечеловеческая ценность, являю­щаяся важным фактором в национальном развитии регионов и государств, где совместно проживают различные народы. Она является духовной основой утверждения дружбы, солидарности и взаимного уважения среди людей различных национальности и народностей проживающих в одном обществе и работающих на пути достижения единой цели. Национальная идея создаёт условия для проявления таланта и способно­стей представителей каждой национальности, мобилизует его на осуществление таких благородных целей как процветание Родины, мира и согласия в стране и благосостояния народа. Угрозой межнациональному согласию и содружеству являются агрессив­ный национализм и шовинизм. Общество, попавшее под влияние таких идей может оказаться в состояние нестабильности. На территории нашей республики издавна в дружбе проживают представи­тели многих национальностей. То, что между ними в течение многих веков не было национальных конфликтов, говорит о великодушии нашего на­рода. Поэтому воспитание людей различных национальностей, проживающих в нашей стране, в духе взаимной дружбы, солидарности и согласия, одна из ос­новных целей идеологии независимости.

Источник

Глобализация и формирование идеологического иммунитета молодежи.

Камалова М.Р. — студентка группы 50-08 Ир.

Научный руководитель: Маруфи к.ф.н..доцент

Глобализация — это процесс всемирной экономической, политической и культурной

интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. Последствия этого процесса , конечно же, проявляется во всех сферах нашей жизни. Известно, что в структуре населения любого государства одно из важных мест занимают молодые люди, дети, подростки, юноши и девушки, то есть та его часть, которую в обобщенном виде называют «молодежь». А именно, настоящее время особое внимание уделяется формированию идеологического иммунитета молодежи под воздействием процесса глобализации. Такое внимание обуславливается тем, что именно у подрастающего поколения еще не сформулирована национальная идеология, мировоззрение, культура. В условиях глобализации молодежь утрачивает определенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следуют им.Как мы уже сказали процесс глобализация проявляется во всех сферах нашей жизни . Особенно выделяют проявления глобализации в сфере культуры. Глобализация культуры понимается и воспринимается как унификация культурных моделей. В этих условиях важно определить место и роль страны в мире, сформировать стратегические принципы политики государства в изменившейся реальности. В процессе этого популярные культуры , международные культурные ценности могут вытеснить национальную культуру, традиции , обычаи той или иной страны , или вообще превратить их в интернациональные, а именно у подрастающего поколения, в этот период ,формирование идеологии происходит механически и даже может сформироваться такая идеология, которая противоречит менталитету, культуре, нации этого человека. Также под воздействие глобализации в сфере культуры возникает проблема, связанная с « массовой культурой», т.е. появление различных молодежных течении

Читайте также:  Иммунитет специфические и неспецифические факторы иммунитета

(скины, вандалы, хиппи), которые приводит к, беспредельному распространению различных культурных образцов, отделение знаков от ценностных смыслов. Сегодня, под воздействием процесса глобализации произошли значительные изменения в сфере идеологии, досуга людей, особенно у молодежи. становится все более очевидным, что современные виды молодежной идеологии обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов. Все это осуществляется, и распространяются благодаря развитию техники и технологии, т.е. через компьютер, Интернет, телевидение. Компьютеры затрагивают самую суть культуры, поскольку связанная с ними революция в  средствах массовой информации меняет образ мыслей и взглядов, определяет социально-культурную жизнь человека. Прежде всего развитие всемирной сети означает появление новой коммуникационной среды для межличностного и внутригруппового общения. Можно говорить о том, что Интернет, выступая особым социальным пространством, является той сферой, где формируются традиционные формы социальных отношений.. В Сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле. Нельзя отрицать, что в определенной степени такие возможности содержат позитивную составляющую, но есть и очень важная негативная сторона, сильно влияющая на молодого человека: уход от реальности — удовлетворение своих потребностей в «другой» реальности, поиск себя в другом мире, не там, где приходится жить на самом деле. Наряду с общением в сети Интернет, одним из распространенных увлечений молодежи, связанных с компьютером, являются игры. Если в начале 80-х гг. массовое распространение получили видеоигры, то в настоящее время чрезвычайно широкое распространение получили компьютерные игры, ставшие, как и в целом Интернет, отмечают ученые, одним из элементов образа жизни, прежде всего, детей и молодежи, которое в свою очередь влияет на психику , на формирование идеологии молодежи. Еще одним из негативных сторон влияние глобализации в сфере техники это, то что компьютеры , Интернет , видеоигры занимают слишком много времени, чтобы дети могли бы использовать для других видов производственной деятельности, таких как домашние задания, чтение, активный отдых и спорт.

Для предотвращения последствии процесса глобализации необходимо признать что аспекты глобализации серьезно угрожают устойчивому природопользованию и культурному многообразию , наследию, а также разъяснять всем людям, особенно молодежи, динамику глобализации и то, как их поведение, может сказаться на них самих, и на идеологию, культуру страны. Как отмечал наш президент И. Каримов, для формирования идеологического иммунитет у молодежи под воздействие глобализации нам необходимо использовать такие инструменты воздействия, как наша историю, наши культурные ценности, наши исторические памятники, наша религия и труды наших великих мыслителей.

Источник