Нет селезенки как повысить иммунитет
Анонимный вопрос · 22 января 2019
26,3 K
К счастью, не так драматически, как потеря многих других органов. И это — скорее исключение из правил, ведь селезенка — непарный орган, а, значит, с ее удалением некому выполнять ее функции.
Дело в том, что селезенка работает чем-то вроде фильтра в кровеносном русле. Если представить себе все наши сосуды как канализационную сеть, то селезенка — эдакое ситечко, которое задерживает мусор и те клетки, которых в крови по каким-то причинам стало много. Одно из названий этого органа — «кладбище эритроцитов», здесь застревают и разрушаются самые старые красные кровяные тельца. В принципе они могут делать это прямо в кровяном русле, но в селезенке как-то гигиеничней что ли.
А теперь представьте, что вы удалили сифон под раковиной на кухне: да, без него могут возникнуть проблемы с канализацией, но если пользоваться сливом аккуратно, то все будет в порядке. Люди с удаленной селезенкой — в группе риска по инфекциям, поэтому врачи советуют им поставить дополнительные прививки (например, от пневмококка, менингита и гемофильной палочки). Также тем, кто перенес спленэктомию (удаление селезенки) рекомендуют воздержаться от поездок в стране, где свирепствует малярия и некоторые другие болезни, угрожающие кровеносной системе. Но в целом ничего критичного — люди без селезенки вполне могут заниматься спортом, заводить детей и совершать большинство из тех милых глупостей, которые делают нашу жизнь такой интересной.
Попал в ДТП, в результате которого получил тупую травму живота справоцировавшую разрыв селезенки, оперативное вмешательство и спленектомия. Прошёл через реабилитации, адаптации и переболел за два года разными гриппами и орви. Потом иммунитет вроде начал крепчать. Но выяснилось ещё один минус отсутствия данного органа-это наличие до удаления хронических заболеваний,которы… Читать далее
Как стресс может повлиять на иммунную систему?
Популяризатор биологии, особенно биохимии и доказательной медицины. Область научной… · vk.com/mir_mol
Стресс – большая тема, взаимодействие нервной и иммунной систем – тоже. С точки зрения современной науки, вот что можно примерно сказать о влиянии стресса на наш иммунитет:
Кратковременное действие стрессорных факторов усиливает некоторые элементы нашей иммунной системы. Почему так? Для наших эволюционных предков стресс – это нападение хищников, катаклизмы, плохая погода, от которой не укрыться в тёплой кафешке, и так далее. Эти факторы не только запускали механизмы стресса в организме. Собственно, действие названных стрессоров повышало вероятность быть травмированным, а в рану почти всегда попадает инфекция. Следовательно, при действии таких стрессоров иммунитет должен повышаться, особенно локально в коже (учёные наблюдали такую картину в экспериментах). Но борьба с инфекцией, включение всех этих иммунных механизмов запутанных – штука энергетически затратная. Вы и сами знаете, что даже при банальной простуде человек теряет активность, в том числе социальную: так организм перераспределяет энергетические ресурсы, ведь жизненно более важно справиться с инфекцией. Возможно, эта логика работает при стрессе. Учёные видят, что усиливаются не все механизмы иммунитета, а только определённые. Иначе энергетические траты на иммунитет при стрессе (к тому же не факт, что инфекция реально наступила) будут слишком велики, это будет неадаптивненько.
Хронический стресс – зло. В том числе и для иммунитета.
Вот ссылка на полный вариант статьи на эту тему (это классная, образцово-показательная статья):
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1361287/
Пойду есть ГРЕЧУ.
можно ли объяснить с эволюционной точки зрения разные болезни возникающие у людей?
Аспирант РЭУ. Разработчик Python.
Конечно, например, все болезни, связанные с приобретенной бипедией: смещение межпозвоночных дисков, защемление нервов, радикулиты, неправильная осанка; плоскостопие, гипертония, опущение органов малого таза, выпадение прямой кишки и матки. Отдельно стоит отметить болезни связанные с нарушением работы ферментов: например, непереносимость лактозы. Устаревший мозг радует склонностью к аддикциям, склонностью к поеданию высококалорийной пищи и т.д.
Прочитать ещё 1 ответ
Как снизить продовольственный дефицит, не рискуя при этом перенаселением?
Ответ только один. Образование. Особенно образование для женщин в развивающихся странах. Увеличение образовательного цикла, а в некоторых странах и его появление в особенности в отношении к женщинам, приведет к смешению возраста первой беременности сначала к 25 годам, а потом к 30. В процессе получения образования уровень жизни людей будет расти и им уже будет что терять, ни кто не захочет рожать 10 детей, для того чтобы они работали в поле и собирали еду в лесу. Потому что источником благосостояния образованных людей является умственный труд.
Все это неизбежно приведет к снижению численности населения. Увеличение количества образованных людей приведет к экономическому, культурному и научному развитию в бедных странах, что в свою очередь повлияет и на производство продуктов питания там.
Поскольку именно бедные страны являются основным источником перенаселения планеты, развив образование там мы убьем двух зайце — снизим количество населения и повысим производство продуктов питания и прочих товаров там.
Но рано или поздно эти страны составят серьезную конкуренцию нынешним богатым странам, поэтому ни кто не допустит их возвышения. Скорей всего элита развитых стран пойдет по пути уничтожения населения Африки и бедной части Азии и развертывание на освободившихся территориях соответствующих производств.
Почему хронические болезни неизлечимы?
Я вижу в вашем вопросе нарушение логики. Те болезни, которые неизлечимы и получили название хронических. Те, которые излечимы, хроническими не называют.
Теперь насчет — почему. Есть нарушения органов или их функций, которые мы в настоящее время восстанавливать не умеем. Простой пример — ампутация конечности. Восстановить удаленную часть руки или ноги мы пока не можем. (Вполне возможно, что когда-нибудь научимся путем применения технологии стволовых клеток или чего-то подобного). Вот пример хронического состояния.
Если внутренние органы спрятаны от наших глаз, то все равно в них могут быть такие нарушения, которые уже не восстановимы при современном уровне медицины. Причем многие патологические процессы являются самоподдерживающимися. Формируется т.н. порочный круг.
Еще вариант: хронический гепатит В. ДНК вируса гепатита В способна встраиваться в геном человека. Как только это происходит, наши клетки начинают воспроизводить и ДНК и белки вируса. То есть организм, синтезируя белки, необходимые для себя, начинает воспроизводить и ненужные для себя вирусные белки. И нет механизмов, позволяющих на 100% «выковырять» эту ДНК из человеческих клеток.
В общем, механизмов может быть много, но всегда в основе хронического заболевания лежит какая-то необратимость того, что повреждено или произошло.
Как присутствие и отсутствие солнечного света влияет на гормональный фон человека?
У вопроса аж три стороны.
В первую очередь, нужно говорить о влиянии ультрафиолетового излучения на специальные клетки кожи (и не только кожи) человека — меланоциты. Именно они (ведь это пигментные клетки) обеспечивают нам загар, вырабатывая тёмный пигмент меланин. Тот, в свою очередь, защищает подлежащие слои клеток различных тканей от избытка ультрафиолета, поглощая его.
Дальше. В результате ультрафиолетового излучения в клетках кожи вырабатывается витамин Д, кальциферол. Его роль двоякая: как витамин он поддерживает определённый уровень кальция и фосфора в крови, как гормон — стимулирует его всасывание костями, почками и мышцами. Поэтому у детей, не имеюших доступа к солнечному свету, развивается рахит — заболевание, при котором вследствие «неусвоения» кальция деформируются кости — как в книге «Дорога уходит в даль…–, где девочка долгое время жила в подвале и в результате не могла ходить.
Третий путь солнечного света к человеческому организму таков. В зависимости от смены дня и ночи (на который организм реагирует, «замеряя» ультрафиолетовое излучение) в эпифизе — эндокринной железе головного мозга — вырабатывается мелатонин (не путать с меланином). Этот гормон регулирует цикловую деятельность человеческого организма на разных уровнях: от годового до суточного, циркадного, в том числе способствует сну. Наибольшее количество мелатонина вырабатывается в наиболее тёмное время суток, наименьшее — в светлое. Он регулирует репродуктивную функцию, обладает успокоительным эффектом и антиоксидантным, противоопухолевым и иммуностимулирующим. Влияя на те биологически активные вещества, концентрация которых зависит от суточного ритма, он запускает механизмы сна и даёт возможность мозгу систематизировать «дневную» информацию. Поэтому чем чаще человек лишает себя солнечного света, удлинняя условную ночь, тем больше его склонность ко сну, тем больше подавляется женская репродуктивная функция. Вот почему женщинам особенно нежелательно брать на себя ночные дежурства, меньше бодрствуя днём.
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: À ñåé÷àñ ìû ïåðåéä¸ì ê èíêâèçèöèè ñîâðåìåííîé. ß ïðèãëàøàþ íà ñöåíó íàøåãî, ìîæåò áûòü, ñàìîãî ïîñòîÿííîãî äîêëàä÷èêà. Çäðàâñòâóé, Àëåêñåé.
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Ïðèâåòñòâóþ.
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Çíàåøü, ÿ òåáå äîëæåí ïðèçíàòüñÿ, ÷òî ÿ îäíàæäû áûë íà ïðè¸ìå ó îñòåîïàòà.
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Êàê òû ìîã?!
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Îí ñêàçàë, ÷òî ó ìåíÿ ñìåù¸í òàç.
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Òàê, íè ñëîâà áîëüøå, ñòîé íà ìåñòå.
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Ìîæåò, ÿ ê òåáå ïîäîéäó?
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Íó, äàâàé.
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Ýòî íå áîëüíî âåäü?
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Ñåé÷àñ, ñåé÷àñ.
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: ß ïîñëóøàë ïðî èíêâèçèöèþ
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Òàê, ïîäîæäè, ïîäîæäè, ïîäîæäè. Ó êàæäîãî ñâîè ìåòîäû, òû æå ïîíèìàåøü. [Âîäèò ðóêàìè â âîçäóõå âäîëü òåëà Àëåêñàíäðà Ñîêîëîâà îò ãîëîâû âíèç, îñòàíàâëèâàåòñÿ â îáëàñòè òàçà. Äåëàåò åù¸ íåñêîëüêî äâèæåíèé ðóêàìè â âîçäóõå â ýòîé îáëàñòè ïîä àïëîäèñìåíòû çàëà.] Íó äà, çäåñü åñòü íåìíîæêî. ×óòü-÷óòü ïîãíóòû ÷àêðû. Îí íåìíîæå÷êî îøèáñÿ: âñ¸-òàêè íå òàç, à èñêëþ÷èòåëüíî ÷àêðû. Ñåé÷àñ, ìèíóòî÷êó. [Äåëàåò ïàññû ðóêàìè, íàïðàâëåííûå íà Àëåêñàíäðà Ñîêîëîâà.] Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! [«Äàâàéòå âåñåëèòüñÿ, ïîêà ìû ìîëîäû!» (íà÷àëî ñòàðèííîãî ñòóäåí÷åñêîãî ãèìíà) ïðèì. ðåä.] Âñòàíü è èäè! [Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ óõîäèò ñî ñöåíû ïîä àïëîäèñìåíòû çàëà.] Õîðîøî ïîø¸ë!
Äåéñòâèòåëüíî î÷åíü èíòåðåñíîå íàïðàâëåíèå. È íà÷íó ÿ ñ î÷åíü èíòåðåñíîãî îïðîñà, êîòîðûé, ïî èäåå, äîëæåí áûë çà ìåíÿ îçâó÷èòü Ñàøà [Ñîêîëîâ]. Ñàøà, ìû áóäåì îçâó÷èâàòü îïðîñ?
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Äà, òî÷íî. Òû òàê ìåíÿ çàçîìáèðîâàë, ÷òî ÿ çàáûë ïðî îïðîñ. Êîëëåãè, ïîäíèìèòå, ïîæàëóéñòà, ðóêè, êòî ïîñåùàë îñòåîïàòà íåîäíîêðàòíî. [Íåñêîëüêî ïîäíÿòûõ ðóê.] ×òî-òî ìàëî êàê-òî. Íå ñòåñíÿéòåñü.
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Íåïðàâèëüíàÿ ó âàñ âûáîðêà.
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Âàñ çà ýòî íå îñóäÿò. [Åù¸ íåñêîëüêî ïîäíÿòûõ ðóê.] À êòî õîòÿ áû îäèí ðàç áûë?
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Óæå áîëüøå.
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Âîò, äðóãîå äåëî. À êòî âîäèë äåòåé íà ðàñòåðçàíèå? Ïîòîìó ÷òî «íàäî æå ðåá¸íêó ðîäîâóþ òðàâìó ïîïðàâèòü». [Íåñêîëüêî ïîäíÿòûõ ðóê.] À êîìó ðåêîìåíäîâàëè, ÷òî «ðåá¸íêó íàäî»? [Ìíîãî ïîäíÿòûõ ðóê.] Ñïàñèáî. À åñòü òàêèå, êòî íèêîãäà íå ñòàëêèâàëèñü? [Ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî çðèòåëåé ïîäíèìàþò ðóêè.]
Äà íåóæåëè? Íè÷åãî ñåáå! Ïðîøó òåõ, êòî ñìîòðèò íàñ îíëàéí, ïåðåéòè ïî ññûëî÷êå â ÷àòå è òîæå ïðîãîëîñîâàòü. Âñ¸, òåïåðü ÿ óõîæó.
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Äà. Èòàê, íà÷í¸ì ñ íåî÷åâèäíûõ âåùåé. Êóäà ñòàâèòü óäàðåíèå, êàê ïðàâèëüíî: îñòåîïáòèÿ èëè îñòåîïàòѝÿ?
 ìåäèöèíå, ïîñêîëüêó ó íå¸ ãðå÷åñêèå è ëàòèíñêèå êîðíè, îäèí è òîò æå ãðå÷åñêèé êîðåíü πάθος îáîçíà÷àåò «áîëåçíü». È ïîëó÷àåòñÿ òàê, ÷òî è çàáîëåâàíèÿ îäèíàêîâûå, è òå íàïðàâëåíèÿ, êîòîðûå îïðåäåë¸ííûìè çàáîëåâàíèÿìè çàíèìàþòñÿ, îíè íàçûâàþòñÿ òàê æå. Ïðîñòî òàê óñòàíîâèëîñü, òàêàÿ òðàäèöèÿ, òàê ñëîæèëîñü. Ïîýòîìó, åñëè çàáîëåâàíèå, ìû ñòàâèì óäàðåíèå íà ïðåäïîñëåäíèé ñëîã: ïîëó÷àåòñÿ «ïñèõîïàòѝÿ», «íåéðîïàòѝÿ» èëè ïðèäóìàííàÿ ìíîé «ãèïîýíöåôàëîêðàíѝÿ» ýòî ïîíèæåííîå ñîäåðæàíèå ãîëîâíîãî ìîçãà â ÷åðåïå, åñëè ÷òî. [ñìåõ è àïëîäèñìåíòû]
À åñëè ýòî êàêîå-òî íàïðàâëåíèå, êîòîðîå çàíèìàåòñÿ ëå÷åíèåì (ñâîèìè êàêèìè-òî îïðåäåë¸ííûìè ìåòîäàìè), òî ìû [óäàðåíèå] ñòàâèì íà «à», òî åñòü «ãîìåîïáòèÿ», «íàòóðîïáòèÿ», «îñòåîïáòèÿ».
Ñëóøàéòå, à íè÷åãî òàê êîìïàíèÿ ïîäîáðàëàñü, äà? Åñëè áû ÿ áûë êàêèì-íèáóäü íåïðàâèëüíûì ôèëîëîãîì, ÿ áû òóò æå êàêóþ-òî àëüòåðíàòèâíóþ ôèëîëîãèþ íà÷àë áû ðàçâèâàòü â ýòîì íàïðàâëåíèè, ïîòîìó ÷òî î÷åíü óæ êó÷íî ïîëó÷èëîñü.
Ñðàçó ñêàæó, ÷òî ïåðâàÿ ïðåòåíçèÿ, êîòîðóþ âûñêàçûâàþò îáû÷íî, ÷òî «âû ïîëüçóåòåñü íåïðàâèëüíûìè èñòî÷íèêàìè, âû ÷èòàåòå íå òå êíèãè, âû íå òåõ àâòîðîâ ñëóøàåòå», è ïðî÷åå, è ïðî÷åå. Çäåñü ñêàæó, ÷òî ÿ îïèðàëñÿ íà ñàìûå îôèöèàëüíûå èç äîñòóïíûõ íà ðóññêîì ÿçûêå èñòî÷íèêîâ. Ó íàñ åñòü Îñòåîïàòè÷åñêàÿ àññîöèàöèÿ, è îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ, êîòîðóþ ÿ áóäó ðàçáèðàòü, ÿ ÷åðïàë îòòóäà òî åñòü êóäà óæ îôèöèàëüíåå, êóäà óæ òî÷íåå.
È ÿ âûíóæäåí ñ ñîæàëåíèåì êîíñòàòèðîâàòü, ÷òî ñåé÷àñ îñòåîïàòèÿ äîñòàòî÷íî ëåãàëüíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ñïåöèàëüíîñòü.
×òî èíòåðåñíî, äèàáåòîëîãèþ, íàïðèìåð, óáðàëè èç ýòîãî ïðèêàçà, à âîò îñòåîïàòèþ íåò. Íàñêîëüêî ÿ çíàþ, ó ëþäåé, êîòîðûå ðàáîòàëè â êîìèññèÿõ ïî óòî÷íåíèþ ýòîãî ñïèñêà, êàê ðàç îñòåîïàòû áûëè íà ïåðâîì ìåñòå íà âûëåò. Íî èì ñêàçàëè: «Àé-àé-àé! Íåëüçÿ! Èõ ïîääåðæèâàþò â âåðõàõ. Ïîýòîìó èçâèíèòå, âûáèðàéòå êîãî-íèáóäü äðóãîãî». È òàê äèàáåòîëîãè âûëåòåëè èç ïåðå÷íÿ ìåäèöèíñêèõ ñïåöèàëüíîñòåé, à îñòåîïàòû îáðàäîâàëèñü. Íî íàäî ñêàçàòü, ÷òî âñ¸ ýòî íà÷àëîñü, êîíå÷íî, íå ñåãîäíÿ.
ß ÷èòàë àâòîáèîãðàôèþ Ýíäðþ Òåéëîðà Ñòèëëà. ×òî ñåé÷àñ õîðîøî ó íàñ åñòü Èíòåðíåò, ó íàñ åñòü îöèôðîâàííûå ñòàðûå èñòî÷íèêè. Îäíî èç èçäàíèé XIX âåêà ìîæíî íàéòè, êòî õî÷åò âîçüìèòå, ïî÷èòàéòå è óáåäèòåñü ñàìè. Èíôîðìàöèþ ÿ ÷åðïàë â òîì ÷èñëå è èç ýòîãî, áîëåå ÷åì îôèöèàëüíîãî èñòî÷íèêà, ïîòîìó ÷òî âîò ýòîò çàìå÷àòåëüíûé ÷åëîâåê îí îñòåîïàòèþ ïðèäóìàë. Êàê òàê ïîëó÷èëîñü? Âîò ïðîñòî âçÿë è ïðèäóìàë. Ïîòîìó ÷òî â XIX âåêå îáû÷íàÿ ìåäèöèíà ñêîðåå íàïîìèíàëà èíêâèçèöèþ ñî âñåìè å¸ íåãàòèâíûìè ïîñëåäñòâèÿìè, è ïûòêà (ñâîåîáðàçíàÿ, êîíå÷íî) òîæå âõîäèëà â ñîñòàâ òîãäàøíåé ìåäèöèíû. Íàïðèìåð, ñóùåñòâîâàëè î÷åíü èíòåðåñíûå âåùè. Ëå÷åíèå ðòóòüþ ýòî ìû ïîíèìàåì: ïðîñòî ëå÷àò ðòóòüþ. À êàê? Ñîçäàâàëèñü ñïåöèàëüíûå âåéïîðàòîðû, ðòóòü òàì íàãðåâàëè è ÷åðåç ðàñòðóá ïîäàâàëè áîëüíîìó ÷åëîâåêó. Òî åñòü îí äûøàë ñàìûì òîêñè÷íûì, ÷òî âîîáùå ìîæíî ïðèäóìàòü â ðòóòè, å¸ ïàðàìè. Âñ¸ çàìå÷àòåëüíî. Êðîâîïóñêàíèÿ, ìûøüÿê, è ïðî÷åå, è ïðî÷åå. Ìåäèöèíà XIX âåêà ýòî áûë ïåðåõîä èç ìðàêîáåñèÿ, ïî áîëüøîìó ñ÷¸òó, â íîðìàëüíóþ ìåäèöèíó. Óæå âîò-âîò Ïàñòåð ðàññêàæåò î òîì, ÷òî çàáîëåâàíèÿ âûçûâàþòñÿ ìèêðîîðãàíèçìàìè, Ëèñòåð ýòî ïîäòâåðäèò, è âìåñòå ñ Çåììåëüâåéñîì ñîçäàäóò àíòèñåïòèêó íî ýòî âñ¸ áóäåò ÷óòü ïîçæå, óæå ÷óòü-÷óòü áëèæå ê íàøåìó âðåìåíè. À òîãäà ìåäèöèíà, â îáùåì, íå áëèñòàëà. Ïîýòîìó Ýíäðþ Òåéëîð Ñòèëë (ïî åãî ñîáñòâåííîìó óòâåðæäåíèþ, îí áûë õèðóðãîì, îäíàêî â èñòî÷íèêàõ ýòîãî íàéòè íå óäà¸òñÿ, íî âðîäå êàê îí áûë âðà÷-îðãàíèçàòîð: ïîìîãàë ñâîåìó îòöó âî âðåìÿ Ãðàæäàíñêîé âîéíû â Ñîåäèí¸ííûõ Øòàòàõ, áûë îäíèì èç îñíîâàòåëåé Óíèâåðñèòåòà Áåéêåðà äîñòàòî÷íî èçâåñòíîå ñåé÷àñ ó÷ðåæäåíèå â ÑØÀ, àôôèëèðîâàííîå ñ Îáúåäèí¸ííîé öåðêîâüþ ìåòîäèñòîâ) îí ñìîòðåë íà âåñü ýòîò óæàñ, ïëþñ ó íåãî áûëà ëè÷íàÿ òðàãåäèÿ: ó íåãî è ñóïðóãà, è òðè äî÷åðè ïîãèáëè îò ìåíèíãèòà (îò ìåíèíãèòà ìû è ñåãîäíÿ ìîæåì óïóñòèòü ïàöèåíòà, à òîãäà, êàê âû ïîíèìàåòå, ýòî áûëî âïîëíå ñåáå ïîäñò¸ãèâàþùåé ìîòèâàöèåé), è îí ïîäóìàë: íóæíî ñîçäàòü äðóãóþ ìåäèöèíó, ïðèíöèïèàëüíî èíóþ òó, êîòîðàÿ áóäåò ëå÷èòü íå áîëåçíü, à áîëüíîãî, êîòîðàÿ áóäåò âîññòàíàâëèâàòü âîçìîæíîñòè îðãàíèçìà, è òàê äàëåå. Îïÿòü æå, íà òîò ìîìåíò ýòî áûëî íîðìàëüíî, òîãäà èìåííî â ýòîì íàïðàâëåíèè âåëèñü ïîèñêè. Òîìñîíèàíöû, ãèäðîïàòû, ãîìåîïàòû ýòî âñ¸ ïðèìåðíî â îäíîì è òîì æå íàïðàâëåíèè. Ìàëî òîãî, ïðèìåðíî â ýòè æå ãîäû è òîæå â Ñîåäèí¸ííûõ Øòàòàõ äðóãîé ôàíòàç¸ð è âûäóìùèê Äýíèýë Äýâèä Ïàëìåð ïðèäóìàë õèðîïðàêòèêó. Êñòàòè, íå ïóòàéòå îñòåîïàòèþ ñ õèðîïðàêòèêîé. Ñòîðîííèêè òîãî è äðóãîãî äîñòàòî÷íî íàñòîðîæåííî äðóã ê äðóãó îòíîñÿòñÿ è ãîâîðÿò, ÷òî «òå ïëîõèå, à ìû õîðîøèå» è íàîáîðîò.
Ïî÷åìó âäðóã îñòåîïàòèÿ òàê õîðîøî ïîøëà? Ïîòîìó ÷òî íà íå¸ íà÷àëèñü ãîíåíèÿ. À, êàê âû ïîíèìàåòå, åñëè íà êîãî-òî îôèöèàëüíûå âëàñòè, îôèöèàëüíûå ìåäèêè íà÷èíàþò íàåçæàòü, òî ñðåäè ëþäñêîé ìàññû íåìåäëåííî ó ýòîãî íàïðàâëåíèÿ âûðàñòàåò ðåéòèíã. Òàê îí âûðîñ è ó îñòåîïàòèè, òåì áîëåå ÷òî ñîâåðøåííî ñëó÷àéíî ó ýòîãî òå÷åíèÿ îêàçàëñÿ ïðåêðàñíûé ïèàðùèê.
Ìàðê Òâåí ìû åãî çíàåì êàê çàìå÷àòåëüíîãî ïèñàòåëÿ, à îí áûë [òàêæå] çàìå÷àòåëüíûì îðàòîðîì è îñòðûì íà ÿçûê ÷åëîâåêîì. Íàïðèìåð (îäíî èç åãî èçâåñòíûõ èçðå÷åíèé) íà àññàìáëåå øòàòà Íüþ-Éîðê îí ñêàçàë: «Ïðîñèòü ìíåíèå âðà÷à îá îñòåîïàòèè âñ¸ ðàâíî ÷òî ñïðàøèâàòü Ñàòàíó î õðèñòèàíñòâå». Ïëþñ îí äîáàâëÿë, ÷òî îñòåîïàòû íà ñàìîì äåëå èñöåëÿþò ëþäåé â îòëè÷èå îò ýòèõ ñòðàøíûõ âðà÷èøåê, è èìåííî ïîýòîìó áèçíåñ îðòîäîêñàëüíîé ìåäèöèíû ïðîñåäàåò è íà îñòåîïàòîâ íà÷èíàþòñÿ ãîíåíèÿ. Çíàêîìûå ìîòèâû! ×òî-òî òàêîå ïðèõîäèëîñü ñëûøàòü, êîãäà âûøåë ìåìîðàíäóì ïî ãîìåîïàòèè. Íè÷åãî íîâîãî, âñ¸ ýòî èä¸ò îòòóäà.
Âî âðåìåíà ÑÑÑÐ îñòåîïàòèÿ ïîÿâèëàñü è ó íàñ. Ïðè÷¸ì ÿ äàæå æèâü¸ì ýòî âèäåë. Ïîòîìó ÷òî ÿ ó÷èëñÿ â Âîåííî-ìåäèöèíñêîé àêàäåìèè, è îäèí èç íàøèõ ïðåïîäàâàòåëåé î÷åíü èíòåðåñîâàëñÿ âñÿêèìè ïîïîëçíîâåíèÿìè â ñòîðîíû, ïðèìåðíî êàê Ýíäðþ Ñòèëë. È îí ñêàçàë, ÷òî ïðèåçæàåò ñîâåðøåííî èçóìèòåëüíûé âðà÷ Âèîëà Ôðàéìàí èç Ñîåäèí¸ííûõ Øòàòîâ è áóäåò ÷èòàòü â èíñòèòóòå Òóðíåðà (ýòî Èíñòèòóò òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè â Ëåíèíãðàäå) ëåêöèþ î íîâîì íàïðàâëåíèè ìåäèöèíû, êîòîðîå â Øòàòàõ ðàçâèâàåòñÿ, è îíî òàêîå ïðåêðàñíîå è çàìå÷àòåëüíîå, êòî õî÷åò ñõîäèòå. ß ñõîäèë, ÿ íà ýòîé ëåêöèè áûë. Îíà äåéñòâèòåëüíî ðàññêàçûâàëà èçóìèòåëüíûå âåùè î òîì, ÷òî «âû æå ïîíèìàåòå, ÷òî îðãàíèçì åäèíîå öåëîå?» È âñå, êîíå÷íî: «Äà, ïîíèìàåì». À êàê æå, ïðàâäà. «Âû æå çíàåòå, ÷òî àíàòîìèÿ è ôèçèîëîãèÿ ñâÿçàíû?» «Êîíå÷íî, çíàåì». Âñ¸ ïðåêðàñíî. «Çíà÷èò, âîçäåéñòâèåì íà àíàòîìèþ ìîæíî èçìåíÿòü ôèçèîëîãèþ!» íó, â ïðèíöèïå ìîæíî, ïî÷åìó áû íåò, çàâèñèò îò À äàëüøå óæå áûëà ñìåñü ýçîòåðèêè ñ ÷åì-òî íå î÷åíü ïîíÿòíûì (ïî êðàéíåé ìåðå, äëÿ ìåíÿ), íî íåêîòîðûå ëþäè çàãîðåëèñü. Ñîáðàëàñü êîìàíäà, êîòîðàÿ ïîåõàëà â Ñîåäèí¸ííûå Øòàòû ïåðåíèìàòü îïûò, è â 1994 ãîäó â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå (óæå ïåðåèìåíîâàííîì) ïîÿâèëàñü ïåðâàÿ Ðîññèéñêàÿ îñòåîïàòè÷åñêàÿ àññîöèàöèÿ, à òåïåðü, êàê âèäèòå, ýòî âïîëíå ëåãàëüíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ñïåöèàëüíîñòü. È, â îáùåì, íèêîãî íå ñìóùàëî, ÷òî åù¸ â 1992 ãîäó Ôðàéìàí ïðèâëåêëè ê äèñöèïëèíàðíîé îòâåòñòâåííîñòè çà íåíàäëåæàùåå îêàçàíèå ìåäèöèíñêîé ïîìîùè íåäåëüíîìó ðåá¸íêó ÷òî-òî îíà òàì î÷åíü ñèëüíî íàêîñÿ÷èëà; ñíà÷àëà ó íå¸ îòîáðàëè ëèöåíçèþ, íî ïîòîì âåðíóëè íà óñëîâíûé ñðîê, ÷òî íàçûâàåòñÿ, å¸ ïîñòàâèëè ïîä íàáëþäåíèå è òàê äàëåå. Ýòî íèêîãî íå èíòåðåñîâàëî, ïîòîìó ÷òî ç¸ðíà, êàê âû ïîíèìàåòå, óïàëè íà áëàãîäàòíóþ ïî÷âó.
Èòàê, ÷òî òàêîå ñîâðåìåííàÿ îñòåîïàòèÿ? Îïÿòü æå, ÿ áðàë îôèöèàëüíîå îïðåäåëåíèå, íå ïðèäóìûâàë. Ýòî õîëèñòè÷åñêàÿ (òî åñòü öåëîñòíàÿ: ìû ðàáîòàåì ñ öåëûì îðãàíèçìîì, â îòëè÷èå îò îñòàëüíûõ âðà÷åé, êîòîðûå ðàáîòàþò, âèäèìî, ñ ðàñ÷ëåí¸íêîé) ìàíóàëüíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ñèñòåìà ïðîôèëàêòèêè, äèàãíîñòèêè, ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè (òî åñòü ýòî ïîëó÷àåòñÿ íîâîå íàïðàâëåíèå â ìåäèöèíå, öåëèêîì), êîòîðàÿ óñòðàíÿåò ïîñëåäñòâèÿ ñîìàòè÷åñêèõ äèñôóíêöèé (òî åñòü åñòü êàêèå-òî íàðóøåíèÿ ìû èõ ìîæåì èñïðàâèòü), è âñ¸ âîçäåéñòâèå èä¸ò èçâíå: ìû êàê áû çàäà¸ì âîïðîñû ïðè ïîìîùè ìûøö, ñâÿçîê, ôàñöèé îðãàíèçì íàì îòâå÷àåò, ìû èíòåðïðåòèðóåì, è ïðè ïîìîùè âîçäåéñòâèÿ íà âñå ýòè ìûøöû, ôàñöèè è âñ¸ îñòàëüíîå ìû èñïðàâëÿåì òå íåäîñòàòêè, êîòîðûå ñëó÷èëèñü â îðãàíèçìå. Ëàäíî, ýòî çâó÷èò åù¸ áîëåå-ìåíåå.
Ñëåäóþùèé âàðèàíò. Äåëî â òîì, ÷òî ýòèõ ðàçäåëîâ íåñêîëüêî. Îäèí èç íèõ, íàïðèìåð, êðàíèîñàêðàëüíûé («ñàêðàëüíûé» çäåñü â àíàòîìè÷åñêîì ñìûñëå: sacrum ïî-ìåäèöèíñêè [ïî-ëàòûíè ïðèì.ðåä.] çíà÷èò «êðåñòåö», è ïîëó÷àåòñÿ ÷åðåïíî-êðåñòöîâàÿ îñòåîïàòèÿ) âîññòàíàâëèâàåò ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà è ñïèííîãî ìîçãà. Òóò íà÷èíàþòñÿ âîïðîñû. Âî-ïåðâûõ, ÷òî òàêîå ìèêðîïîäâèæíîñòü? Ïîòîìó ÷òî ñîòðÿñåíèå ìîçãà ýòî òîæå ìèêðîïîäâèæíîñòü. Ïðàâäà. Äåëî â òîì, ÷òî ó íàñ â ãîëîâå î÷åíü ìàëî ìåñòà. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî Ñòàíèñëàâ Äðîáûøåâñêèé ñêàçàë, ÷òî ó íàñ óìåíüøàåòñÿ ìîçã, ìåñòà åìó âñ¸ åù¸ ìàëî. Äà, òàì åñòü ñèñòåìà àìîðòèçàöèè, íî ëþáîé óäàð, ëþáàÿ êîíòóçèÿ, ëþáîå ñîòðÿñåíèå ýòî âñåãäà ïëîõî äëÿ ãîëîâíîãî ìîçãà. È êàê ïîíÿòü, â ÷¸ì âûðàæàåòñÿ ýòà ìèêðîïîäâèæíîñòü, êàê å¸ îïðåäåëèòü ÿ íå íàø¸ë îòâåòà.  ìèëëèìåòðàõ, â îìàõ, â àìïåðàõ èëè åù¸ â ÷¸ì-íèáóäü â ÷¸ì ýòî èçìåðÿåòñÿ? Ýòî ïåðâûé âîïðîñ. Âòîðîé âîïðîñ: êàê ýòî ñâÿçàíî ñ çàáîëåâàíèÿìè? Òî åñòü ãäå ìàñøòàáíûå èññëåäîâàíèÿ, â êîòîðûõ íàïèñàíî, ÷òî èç-çà íàðóøåíèÿ ìèêðîïîäâèæíîñòè ðàçâèâàþòñÿ êàêèå-òî çàáîëåâàíèÿ? È ïîñëåäíèé [âîïðîñ]: ÷òî ìû ìîæåì ñäåëàòü, êàê ìû ìîæåì ýòó ìèêðîïîäâèæíîñòü âîññòàíîâèòü? Ñàì Ýíäðþ Ñòèëë îá ýòîì ãîâîðèë, ÷òî îí ïðè ïîìîùè âñòðÿõèâàíèé ìîã èçáàâèòü ðåá¸íêà îò êðóïà (ýòî îò¸ê ãîðòàíè), îò ñêàðëàòèíû, îò äèôòåðèè, è åù¸ îí ìîã, íàïðèìåð, óäåðæèâàÿ ðåá¸íêà çà øåþ, çà òðè äíÿ èçáàâèòü åãî îò êîêëþøà. ß ïîíèìàþ, ÷òî â ìèðîâîì èñêóññòâå ó íàñ åñòü òàêèå ïðèìåðû
Íî, ñ äðóãîé ñòîðîíû, â ìåäèöèíå åñòü ñèíäðîì âñòðÿõíóòîãî ðåá¸íêà, íàïðèìåð. Ýòî êîãäà ðåá¸íêà âîò òàê íà÷èíàþò òðÿñòè ýòî íåõîðîøî, ñðàçó ãîâîðþ. Èìåííî èç-çà òîãî, ÷òî òàì âîò ýòà ìèêðîïîäâèæíîñòü, âèäèìî, ñòàíîâèòñÿ «ìàêðî-». Ãäå ãðàíèöà, ÿ òàê è íå íàø¸ë.
Ñëåäóùåå âèñöåðàëüíûé ðàçäåë. Ýòî ñàìîå èíòåðåñíîå. Äåëî â òîì, ÷òî îí îòíîñèòñÿ ê âíóòðåííèì îðãàíàì (viscerum ýòî âíóòðåííîñòè âñå íàøè). È çäåñü ïðåäëàãàåòñÿ ïðè ïîìîùè âíåøíèõ âîçäåéñòâèé èñïðàâëÿòü, îïÿòü æå, íàðóøåíèå ïîäâèæíîñòè âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Ëàäíî, õîðîøî, êèøå÷íèê ïîäâèæåí äà, òàì ïðÿìî ñïåöèàëüíàÿ ìóñêóëàòóðà åñòü è âñ¸ îñòàëüíîå. Íî ïå÷åíü Êàê ìîæíî â ïðèíöèïå ýòó ïå÷åíü ïîäâèãàòü? Õîòÿ íåò, îïÿòü æå, ìèðîâîå èñêóññòâî çíàåò ïðèìåðû.
Ýòî âîò ïðÿìî, íàâåðíîå, òî, ÷òî íóæíî. Ïå÷åíü âñòàíåò ïðÿìî íà ìåñòî. Îïÿòü æå, âîïðîñû â ñëåäóþùåì: êàê èçìåðÿåòñÿ ýòî, êàê ìû äîêàçûâàåì, ÷òî ìåæäó ñîáîé ñâÿçàíû ïîäâèæíîñòü è ïàòîëîãèÿ, è êàê ìû äîêàçûâàåì, ÷òî, èçìåíÿÿ ýòó ïîäâèæíîñòü, ìû ìîæåì âåðíóòü îðãàíû â íîðìó. Çäåñü, êñòàòè, åñòü ìåäèöèíñêèé àñïåêò, òî åñòü ÷èñòî íàó÷íûé ìåäèöèíñêèé. Íàïðèìåð, åñòü òàêàÿ âåùü, êàê áëóæäàþùàÿ ïî÷êà îíà ìîæåò îïóñêàòüñÿ, ìíîãèå îðãàíû ìîãóò îïóñêàòüñÿ. Íî ðå÷ü-òî îïÿòü î ìèêðîïîäâèæíîñòè, î íåáîëüøèõ êîëåáàíèÿõ. Ïîòîìó ÷òî åñëè ïî÷êà îïóùåíà èçâèíèòå, òóò óæå íàäî êàêèå-òî ñïåöèàëüíûå äèåòû ïîäáèðàòü, ÷òîáû âîññòàíàâëèâàòü æèðîâóþ ïîäóøêó, åñëè ýòî êàêàÿ-òî ñóáòèëüíàÿ ëè÷íîñòü, ïðåäïîëîæèì. Èíîãäà áûâàåò òàê, ÷òî õóäåþò, õóäåþò, ïîòîì îïà! ïî÷êè óïàëè, è âðà÷è ãîâîðÿò: «Ðàñõóäèâàéòåñü îáðàòíî».
Èòàê, êàê îòëè÷èòü, îñòåîïàò èëè íåò? Åñëè âàñ íå òðîãàþò ýòî íå îñòåîïàòèÿ, ñðàçó ñêàæó. Ïîòîìó ÷òî îñòåîïàòû òðîãàþò çà âñÿêîå. Åñòü ðàçíûå âàðèàíòû, ïðàâäà. Òî åñòü ýòî ìîãóò áûòü è âîçäåéñòâèÿ íà ñóñòàâû, âîçäåéñòâèÿ, ïðåäïîëîæèì, íà êàêèå-òî îòäåëüíûå êîñòè, âîçäåéñòâèÿ íà îáëàñòü øåè.
Ýòî ìîæåò áûòü âîçäåéñòâèå òàêæå íà íîãè, íà ðóêè, íà âñ¸ îñòàëüíîå.
Ñàì ïðèíöèï ýòî ìàíóàëüíàÿ ñèñòåìà, òî åñòü âàñ áóäóò òðîãàòü. Ïîýòîìó, åñëè âû íå ëþáèòå, êîãäà âàñ òðîãàþò, íå õîäèòå.
Çäåñü êàê ðàç íà÷èíàþòñÿ âîïðîñû: «À êàê îòëè÷èòü?» ×òî òàêîå ìàíóàëüíàÿ òåðàïèÿ, ÷òî òàêîå îñòåîïàòèÿ, ÷òî òàêîå õèðîïðàêòèêà? Ñðàçó ñêàæó, ÷òî ïðèìåðíî ýòî ãäå-òî âñ¸ â îäíîì ðàéîíå, îíî îòëè÷àåòñÿ ìåòîäèêàìè, ïîäõîäàìè è âñåì îñòàëüíûì. Ñêàæåì, õèðîïðàêòèêà ÷àñòè÷íî ýòî íàøà ìàíóàëüíàÿ òåðàïèÿ, [íî] õèðîïðàêòèêà ýòî áîëåå èíâàçèâíîå âìåøàòåëüñòâî, áîëåå ìîùíîå. Òàì âïðàâëÿþò ïîçâîíêè. Êîãäà âàì âïðàâëÿþò æåëóäîê, ýòî åù¸ íå ñàìûé ïëîõîé âàðèàíò, ñðàçó ãîâîðþ, ïîòîìó ÷òî âïðàâëåíèå àòëàíòà, íàïðèìåð (ýòî ïåðâûé ïîçâîíîê, åãî «íóæíî èñïðàâèòü», îí «ïîäâûâèõíóò») âîò êîãäà åãî âïðàâëÿþò îáðàòíî, èíîãäà, ê ñîæàëåíèþ, ðàçðûâàþòñÿ ñîñóäû, êîòîðûå òàì ïðîõîäÿò ðÿäûøêîì, à èõ òàì ìíîãî, òàì è ïîçâîíî÷íàÿ àðòåðèÿ, è ïðî÷åå-ïðî÷åå, òàì ïîëíî âñåãî. Ïðîèñõîäèò ðàçðûâ, ó ÷åëîâåêà èíñóëüò èëè ëåòàëüíûé èñõîä. Ê ñ÷àñòüþ, çà îñòåîïàòèåé ïîêà ÷òî òàêîãî íå íàáëþäàëîñü. Âîò ïðèìåðíî òàêîå ðàçëè÷èå. Òî åñòü âñ¸ ýòî ðÿäûøêîì. Íó è ñàìûå ðàäèêàëüíûå ðàçëè÷èÿ ÿ ñêàæó â êîíöå ëåêöèè.
Èòàê.  òîì ÷èñëå ýòè âåùè ïðàêòèêóþò íà äåòÿõ.
Ó ìåíÿ âîò åñòü çíàêîìûå, ñèäÿùèå â çàëå, êîòîðûì, ïîñìîòðåâ íà ðåá¸íêà, ñêàçàëè: «Ñðî÷íî ê îñòåîïàòó!» «À ÷òî òàêîå-òî?» - «À ó âàñ ãëàçà ðàçíûå ó ðåá¸íêà: îäèí áîëüøå, îäèí ìåíüøå». È âîò òóò ó ìåíÿ âîçíèê ñíîâà âîïðîñ: «À ÷òî îí áóäåò äåëàòü ðàñòÿãèâàòü ìàëåíüêèé ãëàç èëè ñæèìàòü áîëüøîé?» Òî åñòü ÿ íå ïîíèìàþ âîò èìåííî ýòîò óðîâåíü, êàêîå âîçäåéñòâèå ìîæåò áûòü îêàçàíî, åñëè ýòî âåùè âðîæä¸ííûå, àíàòîìè÷åñêè íåèñïðàâëÿåìûå â ïðèíöèïå.
Âïðî÷åì, îïÿòü æå, ìû òî÷íî çíàåì, ÷òî ÷åðåï ìîæíî èçìåíÿòü. È äëÿ ýòîãî åñòü èñòîðè÷åñêèå ïðèìåðû, åñòü èëëþñòðàöèè, åñòü ðåêîíñòðóêöèè, êàê âûãëÿäåëè ýòè óñòðîéñòâà, êàê èçìåíÿëñÿ ÷åðåï.
Âîò ýòî íàñòîÿùåå âïðàâëåíèå ÷åðåïà, ìû òî÷íî âèäèì ðåçóëüòàò, âîò îí.
À êàê èñïðàâèòü ÷åðåï, íàïðèìåð, ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà? Âîò ó ìåíÿ îí òî÷íî íåñèììåòðè÷íûé, îá ýòîì ìíå ãîâîðèë òîò ñàìûé ïðåïîäàâàòåëü, êîòîðûé ìåíÿ îòïðàâèë íà ëåêöèþ ïî îñòåîïàòèè. Îí ïîêàçûâàë, îí ñòàâèë îäèí ïàëåö ñ îäíîé ñòîðîíû, äðóãîé ñ äðóãîé ñòîðîíû íà õàðàêòåðíûå âûñòóïû: «Ñìîòðèòå, òóò íåñèììåòðè÷íî». Ñðàçó ñêàæó, â ãðóïïå ó âñåõ áûëè íåñèììåòðè÷íûå ÷åðåïà. À ÷òî ñ ýòèì áûëî äåëàòü? Íåïîíÿòíî, ïîòîìó ÷òî ÷åðåï ýòî âåùü, êîòîðàÿ ó íàñ çàùèùàåò ãîëîâíîé ìîçã, ýòî ìîíîëèò. Åñëè ìû íà÷í¸ì åãî äâèãàòü, ÿ íå äóìàþ, ÷òî ýòî áóäåò õîðîøî. Ýòî âî-ïåðâûõ.
À âî-âòîðûõ, îñòåîïàòèÿ íà÷èíàåò ìàñêèðîâàòüñÿ ïîä äîêàçàòåëüíóþ ìåäèöèíó. Âîò ýòî óæå äðóãîé âîïðîñ, ñîâåðøåííî. Òàê æå êàê è ãîìåîïàòèÿ (âîò Àëåêñàíäð Ïàí÷èí ïîêàçûâàë, ÷òî íàó÷íî, â æóðíàëàõ, âñ¸ êàê ïîëîæåíî, òàì êîíòðîëüíûå ãðóïïû). Íî äàëüøå íà÷èíàþòñÿ âîïðîñû. È âîïðîñû, â òîì ÷èñëå, âîçíèêëè ó ìåíÿ. Ïîòîìó ÷òî, íàïðèìåð, âîò ýòà ñòàòüÿ… Íàïèñàíî, ÷òî îíà îïóáëèêîâàíà âîò â ýòîì æóðíàëå «Ðîññèéñêèé îñòåîïàòè÷åñêèé æóðíàë».