Незрелость головного мозга на мрт
Родители новорожденного могут быть обескуражены фразой, которую педиатр на первом осмотре после выписки из роддома может «бросить» мимоходом – «незрелость головного мозга». Бурная фантазия новоиспеченной мамы сразу начинает рисовать ужасные картины невероятных страданий малыша, мозг которого по каким-то причинам оказался недозревшим. Что это такое и нужно ли волноваться, мы расскажем в этой статье.
Что это такое?
Начать нужно с того, что соответствующего диагноза в медицинских учебниках, справочниках и энциклопедиях вы не найдете, как ни старайтесь. Такого диагноза не существует. Разберемся, о чем ведет речь участковый педиатр.
Доктор имеет ввиду совершенно физиологические состояние, которое считается вполне нормальным для новорожденных: незрелость коры головного мозга свойственна 100% малышей, которые едва появились на свет. Проблемы на уровне ученых и медиков по большому счету не существует, она есть только в головах молодых мам, которым кто-то из докторов (педиатр или специалист УЗИ на обязательном скрининговом комплексном исследовании в 1 месяц) говорят о том, что у ребенка есть «признаки незрелости мозга».
Маме, которая услышала подобное, лучше все это пропустить мимо ушей, не создавая психологических проблем себе и ребенку, ведь от нервной и издерганной мамы ребенок не набирается спокойствия и умиротворенности. Незрелая кора головного мозга — это всего лишь один из признаков общей незрелости новорожденного.
У него незрелая система пищеварения и нервная система, незрелая мышечная ткань и органы чувств. Мозг наравне с другими органами новорожденного малыша нельзя назвать зрелым.
Кора головного мозга уникальна сама по себе. Благодаря ей человек обладает такой отличительной от животных чертой, как сознание. Кора «отвечает» за эмоции, чувства, за умственные и интеллектуальные способности, за образное мышление, за коммуникативные способности, речь и лексикон, за способность анализировать, помнить, сопоставлять, распознавать. Именно эта часть мозга «славится» своими извилинами и бороздами, именно она полностью в ответе за индивидуальные качества, характер и темперамент человека. Кора делает его уникальной личностью.
Кора формируется во время внутриутробного развития, но с рождением ребенка процессы формирования не заканчиваются. А потому заключение доктора о незрелости коры для новорожденного — не более, чем признание естественного факта, вполне нормального. Вот если такое заключение будет вынесено в отношении 25-30 летнего человека, повод для волнения у его близких будет веский. Но это уже совсем другая история, не имеющая к малышам никакого отношения.
Примечательно, что ни в одной стране мира такого диагноза малышам не ставят принципиально, считая это верхом непрофессионализма. И только в российской педиатрии почему-то пугают новоиспеченных мам, которым и без того довольно сложно и тревожно живется на этом свете.
Чаще всего врач говорит о нейрофизиологической незрелости мозга малыша, поскольку доктору очень нужно хоть что-то сказать, чтобы объяснить родителям, почему малыш плохо координирует движения ручек и ножек, почему он много кричит и мало спит, почему срыгивает и мучается коликами.
Ответ на все вопросы универсален и прост — кора мозга не созрела в достаточной мере. Опасно ли это? Нет, если доктор имеет в виду именно функциональную незрелость.
Если же врач под этим странным и загадочным термином подразумевает некоторые неврологические нарушения у конкретного младенца — вопрос другой. Поэтому услышав такой диагноз, не теряйтесь и обязательно уточните у доктора, что именно он имеет ввиду.
Возможные нарушения — причины
Если доктор говорит о морфологической незрелости мозга малыша в контексте некоторых нарушений, которые он обнаруживает на осмотре, то правильнее ставить конкретный неврологический диагноз, чего многие доктора стараются избегать: детская неврология очень сложна и не всегда очевидна даже для доктора, а брать на себя ответственность за ошибку никому не хочется.
Чаще других вердикт о наличии незрелого мозга слышат родители недоношенных детей. Им еще раз рекомендуется перечитать статью с самого начала, сделав существенную поправку на то, что все органы и системы недоношенного ребенка еще более незрелые, чем органы доношенного младенца.
Нередко такое заключение слышат молодые мамы, которые во время беременности прошли через различные патологии, проживали в местности с неблагоприятной экологической обстановкой (хотя сейчас каждую беременную роженицу можно смело относить к такой группе риска, за исключением мам, которые живут в отдаленных поселениях глубоко в тайге).
Если невролог увидит в карточке ребенка такие записи, как «внутриутробная гипоксия», «резус-конфликт», «затяжные роды» (как вариант — «стремительные роды»), он всенепременно найдет у ребенка гипертонус, вялость, сонливость, крикливость или иные признаки того самого загадочного «заболевания» – незрелости головного мозга.
Бесспорно, есть ситуации, в которых у детей действительно есть аномалии развития головного мозга, которые никак не связаны с его возрастными особенностями: врожденные пороки развития отделов и участков коры, недоразвитие или отсутствие долей, сглаживание извилин и борозд. Но такие состояния имеют вполне существующие в справочниках медицинские названия, которые доктор должен огласить после детального и внимательного изучения состояния ребенка (проводятся обследования, такие, как УЗИ, МРТ, КТ).
Последствия и лечение
Если с формулировками и причинами все более-менее понятно, то пора поговорить о том, что волнует мам больше всего — какими могут быть последствия. Ровным счетом никакими, если речь идет о самой распространенной физиологической незрелости. К 5 годам кора головного мозга малыша завершит формирование, а к окончанию пубертатного периода она станет официально считаться вполне зрелой. Никакого лечения не требуется: ребенок, окруженный заботой и любовью, вырастет и «дозреет» вполне естественным путем.
Если доктор говорит о конкретной патологии мозга, после формулировки точного диагноза, на котором мама должна настоять, назначается курс лечения исходя из ситуации и конкретной аномалии.
В большинстве случаев массаж, гимнастика способствуют снятию многих неврологических проявлений без вреда для ребенка в будущем. При врожденных пороках развития мозга прогнозы зависят от степени функциональных нарушений, но к незрелости это опять же не имеет отношения.
Мнение доктора Комаровского
Известный педиатр Евгений Комаровский утверждает, что незрелость коры мозга для новорожденного — диагноз, который никогда не поставит уважающий себя врач. Именно незрелость мозга важна для малыша в первые 3-4 месяца его жизни, ведь она обуславливает врожденные рефлексы — хватательный, ползательный, рефлекс опоры, автоматической ходьбы и ряд других. По ним врачи судят о нормальности развития ребенка, а потому явление, которое является их основой и предпосылкой, считать болезнью никак нельзя. Если, конечно, речь идет не о чаде школьного возраста.
О том, как помочь крохе, если он отстает в развитии, расскажет детский невролог в следующем видео.
Довольно часто можно увидеть такой диагноз, как «незрелость головного мозга». Причем, если вы откроете учебники по неврологии, психиатрии, реабилитации инвалидов, по наследственным заболеваниям – то там вы такого диагноза не найдете.
Есть ли диагноз незрелость головного мозга?
В МКБ-10 есть многое. Вы наткнетесь на системные атрофии, на врожденную умственную отсталость, или олигофрению, от дебильности до идиотии, на перинатальные поражения центральной нервной системы, или даже на загадочную лиссэнцефалию, которая является сглаживанием борозд головного мозга. Но такого понятия, как незрелость головного мозга у детей, а тем более такого диагноза, вы там не найдёте.
Но существует официальная международная классификация болезней 10-го пересмотра, согласно которой каждый прием врача, как амбулаторно, так и стационарное ведение пациентов, от роддома и до последнего вздоха кодируется особым буквенно-цифровым обозначением, или кодом.
Просмотрев все разделы, от онкологии до паразитарных инвазий, и от нервных болезней до травм, вы также не найдете такого диагноза, как «незрелость коры головного мозга»
В чем же дело?
Озабоченность родителей
Если мы не нашли про этот диагноз ничего официального, давайте обратимся к рунету – русскоязычному сегменту интернета, в котором и «муссируется» эта загадочная «незрелость коры головного мозга ребенка». Вы думаете, этот диагноз фигурирует в медицинских интернет – изданиях, обсуждается на консилиумах специалистов, и известные врачи-неврологи серьезно обсуждают его особенности?
Вовсе не так. Все, что можно о нем прочитать, не выходит за пределы форумов взволнованных мам, и ситуация вполне ординарная: «Я пришла из поликлиники (кабинета УЗИ) сегодня в шоке (в истерике, на ватных ногах). Мне (нам) сказали, что у моей дочи (сыночка, внучки) признаки незрелости головного мозга. Девочки (подружки, люди), скажите мне, что это такое и КАК НАМ С ЭТИМ ДАЛЬШЕ ЖИТЬ.
В этих чатах плещется непонятная волна совершенно неясного диагноза, и при этом никому не приходит в голову, что ребенок – и есть незрелое существо. Его задача – расти и развиваться.
Почему – то никто из мам на сайте не напишет, например, про всем известную врожденную умственную отсталость, то есть олигофрению, например, следующее: «Девочки, у моего сына 11 лет плохая успеваемость, замедленное развитие, нас перевели в спецшколу, длительно лечимся у психиатра и логопеда, наконец, провели тесты, проверили память, внимание, умственные способности и сказали: ваш сын дебильный…».
Представили? То-то и оно, что так никто не напишет, а если и напишет, то получит ответ: «Сочувствуем. Ну, теперь не всем академиками быть, вахтёры тоже нужны…». Понятно, почему такой диагноз никого не шокирует: потому что для олигофрении все давно предусмотрено: и критерии диагноза, и симптоматика, и причины, и средства реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых. Одним словом – это известная и печальная тема.
Другое дело – непонятная и страшная «незрелость коры головного мозга ребенка».
Может ли быть незрелой кора головного мозга
Всем известно, что именно кора головного мозга – это то, что отличает человека от обезьяны. Кора – это эмоции, абстрактное мышление, уровень коммуникации, словарный запас, склонность к анализу, мелкие моторные навыки, поведение, темперамент, характер. Кора – это то, что делает нас личностью. И естественно, что говорить о признаках незрелости коры головного мозга нужно не у малыша, или, тем более, новорожденного, а у взрослого и сформировавшегося человека.
Мы знаем, что иногда и взрослые совершают дурацкие поступки, а в иных ситуациях проявляют то, что вполне определенно можно назвать «функциональной незрелостью головного мозга». Например, бросают семью и гоняются за очередной «юбкой». Но почему – то никто не выставляет такой «диагноз» взрослым.
Удивительно, не правда ли? Казалось бы, после этапа полового созревания, когда формирование человека закончено, можно вполне разграничить норму и патологию, но такого диагноза не ставят и взрослым. Есть шизофрения, биполярное расстройство, посттравматическая энцефалопатия, эпилептоидная и истероидная психопатия и масса других, но совершенно конкретных диагнозов, которые разграничивают норму и болезнь в неврологии и психиатрии. Но почему – то такой странный диагноз «незрелости» ставится исключительно малышам, и исключительно в российских поликлиниках.
Конечно, у детей тоже многое что имеется, например, синдром гипервозбудимости, дефицита внимания, или даже аутизм. Но все это состояния, имеющие под собой научную базу, десятилетия наблюдений специалистов, рекомендации по лечению и, тем более, по постановке диагноза. В чем же причина? И почему «последствиями незрелости головного мозга» пугают именно наших мам?
Почему же ставят этот диагноз?
Все дело в том, что этот нелепый диагноз ставят не те специалисты, которые серьезно изучают мозг и видят его. Так, например, в заключении МРТ головного мозга можно найти гидроцефалию, наличие кист, атрофию коры, сглаженность борозд и массу других морфологических и конкретных отклонений.
А «признаки незрелости структур головного мозга» видят или при исследовании мозга через родничок, то есть при выполнении нейросонографии, или детские неврологи на основании пары – тройки отклонений в найденных рефлексах.
Но глубокое знание детской неврологии осталось только у пожилых профессоров, которые посвятили ей всю жизнь, и, кстати, такую глупость они вам никогда не назовут в качестве диагноза. Так что считайте это сложной и важной формулировкой более простого ответа: «я не знаю, что с вашим ребенком, вроде какие-то отклонения от нормы есть, а может, и нет, просто я не знаю, как разбираться, да и некогда мне».
И теперь все встает на свои места. Вместо того чтобы прийти к детскому психологу, специалисту по развитию детей дошкольного возраста, валят толпы мам к детскому неврологу, который работает в три смены в районной поликлинике. Просто расписаться в своем бессилии и нехватке времени нехорошо, а сказать что – то надо…
И, вместо заключения, простой совет. Если в следующий раз вы услышите подобный диагноз, то не позабудьте вежливо, но настойчиво, спросить у врача, какой код у этого диагноза в МКБ-10 (так как любой диагноз должен кодироваться), и, во-вторых, на основании каких симптомов и синдромов, без участия психолога, психиатра был выставлен такой всеобъемлющий диагноз. После этого улыбайтесь, и не верьте сказкам. На самом деле, «незрелость коры» вовсе не у ребенка, а у того, кто вам это сказал.
Причины и провоцирующие факторы
Этиологических факторов, способных вызывать нарушения, существует множество. И они, несомненно, также оказывают влияние на клиническую картину.
Зачастую, хронически протекающие расстройства поведения представляют собой синдромы и проходят по мере взросления ребенка, то есть являются возраст-зависимыми.
Для того чтобы прогнозировать задержку развития у определенного ребенка, необходимо, чтобы он наблюдался врачом-специалистом на протяжении достаточного времени.
Расстройства поведения могут быть обусловлены следующими четырьмя главными этиологическими факторами:
- генетические и хромосомные болезни, при которых видимых нарушений анатомической структуры головного мозга не обнаруживается (синдром и болезнь Дауна, например);
- врожденные аномалии развития;
- повреждение нервной системы в пре, пери и постнатальном периоде, например – вследствие травм;
- заболевания мозга – нейроинфекция, опухолевые процессы, обменные заболевания (фенилкетонурия).
Диагностика
Выявить провоцирующий фактор желательно до формирования заметных признаков ЗПР. Это поможет скомпенсировать нарушения в самом начале процесса.
Для подтверждения этиологии требуются такие исследования:
- МРТ;
- генетические;
- нейрофизиологические;
- детали минерального состава крови (йод).
Инструментальные тесты должны осуществляться строго по показаниям, так как могут стать стрессовыми факторами для ребенка.
Для уточнения патогенеза нарушений созревания, используется неврологический осмотр, психиатрическое и нейрофизиологическое исследование анамнеза, динамическое наблюдение за ребенком.
Цель такого мониторинга состоит в доказательстве неврологической природы тех нарушений психических функций, которые имеются у ребенка. Поэтому обследование должно быть всесторонним.
Для получения точного диагноза требуется сотрудничать врачам разных специальностей.
Для невролога важно оценить соматогнозис и праксис в аспекте чувствительности и моторики. Анализ когнитивных функций ребенка осуществляется психологом. Поведенческие реакции оцениваются психиатром.
Органическое повреждение и функциональные нарушения
Термин «органика» подразумевает нарушение анатомической структуры головного мозга, которое можно выявить при проведении МРТ и КТ. Есть люди, считающие, что органические и функциональные нарушения – взаимоисключающие понятия. Но это неверно.
В основе патологии любой функции лежит нарушение определенной структуры. Это справедливо и в отношении поведенческих расстройств. Другой вопрос состоит в том, что структурные изменения не всегда видны на глаз. В этом случае идет речь о функциональной патологии.
Если на снимке при проведении МРТ или КТ все участки головного мозга выглядят сохранными, то это не дает никакой информации об их функции.
При ярко выраженных отклонениях в поведенческих реакциях, у ребенка может наблюдаться полное отсутствие неврологических симптомов, нормальные лабораторные анализы. Одновременно может присутствовать и выраженная неврологическая симптоматика без нарушений поведения.
Органическая патология может оцениваться при изучении анамнеза, оценке данных лабораторных и инструментальных исследований, физикальном осмотре. Если симптоматика появилась в перинатальном периоде (вскоре после родов) и затем существовала длительное время, то вероятность органики весьма высока. Просто сейчас еще нет методов, чтоб увидеть повреждение мозга.
Так что корреляция между поведением и наличием органики отсутствует.
Электроэнцефалограмма
ЭЭГ имеет низкую информативность, если она проводится у детей с нарушениями поведения и обучения (например, при СДВГ, задержке развития).
Этот метод необоснованно популярен, так как имеет значение при острой сенсорной афазии и эпилепсии. То есть тогда, когда налицо грубые нарушения в работе подкорковых и корковых структур мозга.
Поэтому ЭЭГ есть смысл проводить у детей с поведенческими отклонениями только при подозрении на данные патологии, а также при гемисиндроме.
В случае нормальной ЭЭГ также, как и при МРТ и КТ, нельзя говорить об отсутствии функциональных нарушений в ЦНС.
Биохимические анализы
Если нарушения когнитивных функций обусловлены обменными нарушениями в организме (например – фенилкетонурия), то это можно выявить еще в младенчестве путем нейробиохимического исследования.
Аминокислотная хроматография показана детям с:
- выраженной задержкой развития и нарастанием симптоматики;
- остановкой развития;
- эпилептическими судорожными припадками;
- задержкой роста, рвотой, тремором, атаксией и т. д.
При нарушении внимания, обучения в школе, диспраксии отмечаются расстройства связей между правым и левым полушариями или иными частями головного мозга.
Метод вызванных потенциалов позволяет оценить электрические импульсы в головном мозге, возникающие в ответ на раздражители сенсорного характера.
Применяется стимуляция органа зрения, слуха, кожных чувствительных рецепторов. Когнитивные потенциалы способны дать ценную информацию, если у ребенка имеются нарушения психомоторного и психоречевого развития, поведения, СДВГ.
Нейровизуализация
Методы нейровизуализации, в частности, рентгенография черепа, применяются у детей с нарушением развития нечасто.
Главными показаниями к проведению КТ являются:
- увеличение размеров черепа;
- повышение внутричерепного давления;
- выраженная неврологическая симптоматика очагового характера;
- асимметрия электрической активности, отмеченная на ЭЭГ.
С помощью другого метода нейровизуализации, – МРТ, – можно выявить такие изменения, как гипомиелинизация, лейкодистрофия, склероз вещества мозга вследствие травмы.
При помощи нейровизуализации можно уточнить следующие моменты:
- наличие врожденных пороков: недоразвитие мозжечка, коры, нарушение развития мозолистого тела и пр.;
- гидроцефальный синдром в его зачатке, пока мозг еще не получил необратимых повреждений;
- наличие лейкодистрофии, нарушений сосудистого характера, новообразований ЦНС;
- наличие признаков перинатальной ишемии ЦНС: атрофические процессы в мозолистом теле и коре головного мозга, склероз, очаг инфаркта.
Патологические факторы, провоцирующие ЗПР
Зачастую, задержка развития возникает в ответ на гипоксически-ишемическое поражение головного мозга, когда нейронам в какой-то момент времени критически не хватает кислорода. Если такое явление случается в периоде вынашивания, то имеет значение не его причина, а длительность ишемии.
Если энцефалопатия в раннем возрасте была выражена слабо, то она в дальнейшем приводит к формированию минимальных мозговых дисфункций и других легких расстройств.
В процессе родов высок риск повреждения коры головного мозга и нервных путей, которые миелинизируются позже всего. Примером таких повреждений является ДЦП.
Реже встречаются другие провоцирующие факторы:
- генные и хромосомные болезни;
- инфекционные заболевания с вовлечением мозга;
- негативное действие лекарственных средств и радиоактивного излучения;
- повышенное содержание в крови билирубина, гипогликемия, эпилепсия.
Ишемия и гипоксия мозговой ткани приводят нарушению в мозгу обменных процессов. Виной чему становится дефицит кислорода. Также в результате ишемии нарушается транспорт к нейронам важнейшего питательного вещества – глюкозы. В каскад патологических реакций может вовлекаться как серое, так и белое вещество головного мозга
Если в перинатальном периоде имела место асфиксия, то повышается проницаемость сосудистой стенки капилляров мозга. Это создает предпосылки для ряда отрицательных явлений:
- кровоизлияния;
- отек мозга;
- кровотечения в части оболочек мозга;
- гидроцефально-гипертензивный синдром;
- инфаркты мозга;
- атрофия серого и белого вещества;
- нарушение развития в целом.
Гипоксически-ишемическое поражение головного мозга в перинатальном (дородовом) периоде, как указывалось выше, стоит на первом месте по частоте среди всех причин задержек развития и неонатальной энцефалопатии
Недоношенность и незрелость
Суть в том, что недоношенный ребенок может иметь вес, нормальный для своего срока вынашивания. Это – показатель зрелости плода.
Когда говорят о незрелости плода, то подразумевают, что имела место задержка развития внутриутробно на раннем (пропорциональная) либо позднем (диспропорциональная) сроке беременности. При диспропорциональном нарушении развития недоношенный ребенок более подвержен патологии, так как его мозговая ткань более уязвима.
Если вес недоношенного ребенка соответствует возрасту гестации (зрелый), то в дальнейшем его развитие, скорее всего, будет происходить благоприятно. Но при мозговом кровоизлиянии прогноз резко ухудшается.
Признаки поражения полушарий мозга
И правое, и левое полушарие способно обучаться лексике, воспроизводить и воспринимать речь. Но у правого полушария эти способности выражены меньше.
Левое полушарие
Если у ребенка отмечается повреждение левого полушария головного мозга, то нарушаются языковые функции. В итоге, большей мерой страдает речевое развитие.
Так, ребенок, у которого поражено левое полушарие, не способен обнаруживать имеющиеся в тексте грамматические ошибки. Нарушена у них и устная речь. Среди таких детей больше левшей.
Если нарушение произошло в раннем возрасте, мозг ребенка способен к его компенсации, поэтому значительного снижения интеллекта и неврологической симптоматики не выявляется.
Правое полушарие
У детей с поражением правого полушария головного мозга, преобладает симптоматика, не связанная с вербальными функциями. Чаще всего нарушена ориентация право-лево, наблюдаются сложности в прохождении лабиринтов.
Во взрослом возрасте может наступить компенсация нарушенных функций.
Постнатальная регрессия развития
То есть деградация психического и речевого развития уже в послеродовом периоде.
Среди причинных факторов такого явления вероятны приобретенные заболевания:
- новообразования;
- инфекции головного мозга;
- наследственные болезни;
- нейродермиты;
- обменные нарушения в ЦНС;
- эпилепсия;
- острое нарушение циркуляции мозговой жидкости (ликвора).
Статистически значимой причиной выглядит судорожный синдром.
Эпилепсия и расстройства поведения и обучения
Эпилепсия бывает, как сопутствующим состоянием при нарушении поведения и обучения, так и способна играть роль фактора, провоцирующего ЗПР.
Чаще всего поведенческие расстройства сочетаются с большими, генерализованными приступами, встречаясь при малых лишь иногда. Хотя височная парциальная эпилепсия в этом плане более неблагоприятна, чем генерализованная.
Также задержка умственного развития может вызываться приемом антиконвульсантов. Потому как большинство их видов способны в повышенных дозировках нарушать импринтинг (запечатление навыков, опыта) и память.
К когнитивным нарушениям приводят барбитураты, особенно на фоне энцефалопатии. На фоне приема снотворных, у ребенка может развиться гиперкинетический тип поведения.
Генерализованный вариант
При первично генерализованной эпилепсии, протекающей в виде абсансов, задержка развития отмечается редко. Патология характерна для дошколников, такие дети хорошо учатся в школе. Но если припадок продолжается 1,5 сек или дольше, то возникают затруднения в анализе информации.
Субклиническая форма абсансов проявляет себя незначительным расстройством внимания. Во время физкультуры или игры на улице движение ребенка могут быть слегка дискоординированными.
Судорожный приступ Grand mal всегда сопровождается нарушением сознания. В межприступном периоде симптоматика отсутствует.
Вторично-генерализованная эпилепсия может протекать по двум вариантам:
- синдром Веста – инфантильные спазмы;
- синдром Леннокса-Гасто – миоклонические, тонические и атонические приступы, атипичные абсансы.
Оба симптомокомплекса приводят к грубым поражениям мозга, имеют злокачественное течение.
У таких детей отмечаются нарушения поведения, по-разному выраженные. Наиболее распространены дисфазия и аутоподобный синдром.
Во всех случаях к нарушению развития приводит миоклонус-эпилепсия. Единственная форма заболевания с благоприятным прогнозом – это прогрессирующая миоклонус-эпилепсия у подростков.
Очаговый (парциальный) вариант
Парциальная, или средневисочная доброкачественная эпилепсия в большинстве случаев является семейной патологией. Практически никогда не сопровождается задержками в психическом и речевом развитии. Заболевание начинается в 6-летнем возрасте, для нее характерны зрительные галлюцинации или периодическая слепота.
Парциальная вторичная эпилепсия известна в качестве височной. Отклонения в поведении, реакциях больного, могут иметь место во время приступов, до них или непосредственно после. Во время припадка очень часто отмечается агрессия.
Задержка созревания
Задержка созревания отличается от нарушения развития. В первую очередь тем, что когнитивные функции у ребенка формируются несколько позже, а имеющиеся признаки патологии со временем нивелируются.
Чаще всего при этом присутствуют такие симптомы, как гиперкинетические нарушения, дизлексия, задержка речи и ходьбы
Нарушение латерализации
Уже на момент рождения имеется некоторая дифференцировка правого и левого полушария. С возрастом эти различия еще более усиливаются, особенно при развитии праксиса и речи. Влево перемешается восприятие символов и последовательность мышления.
В процессе дифференцировки головной мозг становится менее пластичным. Этот процесс носит название латерализации и запрограммирован на генетическом уровне, в дальнейшем осуществляясь под влиянием внешних факторов.
Например, до годовалого возраста определяется ведущая рука, хотя, в течение первых лет жизни — это достаточно нестабильно. Типичная причина расстройства процесса латерализации – это выраженное повреждение правого или левого полушария.
Это может приводить как к инверсии латерализации, так и к нарушению дифференцировки специфических структур головного мозга.
Если одна из функций выражена в своем полушарии чрезмерно, это также ведет к общему нарушению латерализации.
На таком фоне, обычно, существует поражение мозолистого тела, соединяющего собой правое и левое полушария.
Диагностика и лечение
К сожалению, иногда людям сложно принять, что ЗПР – сложная, многогранная и многоуровневая патология. Мы, на кафедре клинической нейрофизиологии, предлагаем детям с задержками речевого и/или психического развития, профессиональную диагностику и подобранное индивидуально лечение.
Для исследования состояния центральной и периферической нервной системы у детей с нарушением поведения, обучения и общего развития в клинике имеются следующие диагностические возможности:
- вызванные потенциалы (ВП) различных видов – акустические, моторные, зрительные, соматосенсорные, когнитивные;
- электроэнцефалография, включая мониторинг (ЭЭГ);
- допплерография мозговых артерий (ТКДГ);
- эхоэнцефалография (Эхо-ЭГ);
- нейропсихологическое тестирование;
- электромиография.
Наша клиника занимается лечением различных видов задержки развития у детей. Мы применяем не только традиционные методы, но и новые запатентованные подходы.
Так, уже длительное время в клинике используется уникальная методика транскраниальной магнитной стимуляции мозга, под действием которой происходит образование новых функциональных связей в коре головного мозга у ребенка, страдающего нарушением развития.
Кроме ТМС, врачами Клиники Восстановительной неврологии используются и другие эффективные методы: слуховая, зрительная и вербальная стимуляция, нейропсихологическое тестирование и коррекция.