Об иммунитете собственности российской федерации находящейся за рубежом
В Указе Президента Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» было сказано, что «Российская Федерация, как государство – продолжатель Союза ССР, принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности».
Со временем, в процессе развития экономических отношений между странами, количество имущества увеличилось.
Правовое положение федеральной собственности за рубежом определяется российским законодательством, законодательством страны места нахождения, а также международными договорами.
Однако собственность Российской Федерации за рубежом пользуется иммунитетом. Иммунитет собственности государства заключается в особом режиме, поскольку субъектом права собственности является суверенное государство.
Иммунитет собственности государства включает в себя: неприкосновенность собственности, следовательно, без согласия собственника, а в нашем случае это государство, она не может быть подвергнута принудительному отчуждению, аресту, а также иному принудительному отчуждению; невозможность предъявления исков; невозможность принудительного исполнения судебного решения.
Однако в настоящее время наибольшее распространение получил иммунитет функциональный, т. е. ограниченный, но это все же не означает, что взыскания могут быть направлены на любую собственность государства, находящуюся за рубежом. В данном случае иммунитет государства распространяется на имущество иностранного государства, которое служит осуществлению суверенных функции, а также функций публично-правового характера, и не распространяется на имущество, предназначенное для коммерческих и торговых целей.
Что касается права собственности юридических лиц за рубежом, то здесь имеет место разделение данных субъектов права на две категории. В первую включаются юридические лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственная собственность. Здесь государственная собственность не пользуется иммунитетом в тех случаях, когда она является предметом взыскания по иску. Во вторую группу включаются государственные юридические лица, финансируемые из государственного бюджета. В том случае, если они осуществляют государственные или публично-правовые функции, они пользуются иммунитетом государства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 октября 2000 г. № 1771 «О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями» в целях упорядочения управления расположенным за пределами Российской Федерации федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральными органами исполнительной власти, их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями, а также для дальнейшего повышения эффективности его использования было решено: организовать инвентаризацию расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, в том числе находящегося на балансе государственных организаций; утвердить порядок отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации; разместить представительства федеральных органов исполнительной власти в иностранных государствах, другие государственные органы Российской Федерации и их сотрудников за рубежом.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Большинство иммунитетов государства имеет процессуальный характер и относится к сфере международного гражданского процесса. К МЧП в узком смысле относятся коллизионный иммунитет и иммунитет собственности государства. Иммунитет собственности государства — категория более общего характера, чем процессуальные иммунитеты, так как не всегда вопрос об иммунитете собственности возникает в связи с рассмотрением иска в суде.
Иммунитет собственности государства предполагает, что в отношении собственности одного государства не могут быть применены меры административного и иного насильственного характера со стороны другого государства. Заявление государства о принадлежности ему имущества не подлежит рассмотрению в любых органах другого государства и не может быть оспорено. Даже если собственность иностранного государства находится в руках третьего лица, которое не пользуется иммунитетом, эта собственность обладает неприкосновенностью в полном объеме, если доказано, что она принадлежит суверенному государству.
Если собственность государства используется в коммерческих целях, то на нее не распространяются положения об иммунитете (Конвенция ООН 2004 г.).
Существует имущество иностранного государства, которое обладает полным иммунитетом от предварительных мер и исполнительных действий (собственность государства, используемая для ведения дипломатической и консульской деятельности). Иммунитет такого имущества закреплен в Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961), Венской конвенции о консульских сношениях (1963), Конвенции о специальных миссиях (1969).
В Конвенции ООН 2004 г. выделены еще две категории имущества, к которым не могут применяться принудительные меры: собственность, «представляющая часть культурного достояния иностранного государства или часть его архивов»; собственность, «составляющая часть выставки объектов научного, культурного или исторического значения».
Режим неприкосновенности государственной собственности связан с доктриной акта государства (суды одного государства не должны выносить решения относительно актов правительства другой страны). Если государство приобрело имущество на основе акта, принятого на своей территории, ни один иностранный суд не вправе обсуждать правомерность принадлежности данной собственности. Доктрина «акта государства» проявляется так: если имущество находится во владении государства, которое заявило, что оно ему принадлежит, то никакие органы иностранного государства не могут проверять правомерность этого факта.
Общеизвестным является заявление английского суда по делу «Лютер против Сегора» (1921), связанному с национализацией частной собственности в Советской России: «Если г-н Красин привез товары в Англию и от имени своего правительства заявляет, что они принадлежат русскому правительству, то ни один английский суд не может проверять, соответствует ли такое заявление действительности. Подобное расследование противоречило бы международной вежливости в отношениях между независимыми суверенными государствами».
В судебной практике довольно давно сложилось правило: сделки, заключаемые государством с иностранными физическими или юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся об ином. Сделки с участием государства подчиняются праву данного государства в силу международного обычая. Постоянная палата международного правосудия в решениях 1929 г. по делам о сербских и бразильских займах, размещенных среди французских граждан, признала: «К особенностям суверенного государства относится то, что оно не предполагается подчинившим существо и действительность своих обязательств иному закону, нежели своему собственному».
В настоящее время на международном уровне закреплена теория функционального иммунитета, однако коллизионный иммунитет государства предусматривается в международных договорах.
Вашингтонская конвенция 1965 г. — инвестиционный спор с участием государства рассматривается на основе права, избранного сторонами; при отсутствии такого выбора применяется право государства, выступающего в качестве стороны в споре.
В Кодексе МЧП Болгарии определяется право, применимое к культурной собственности государства: «Когда вещь, включенная в наследство культуры одного государства, вывезена неправомерным путем из его территории, требование этого государства о возвращении вещи регламентируется его правом, за исключением тех случаев, когда оно выбрало применение права государства, на чьей территории находится вещь к моменту предъявления требования о возвращении» (ст. 70).
Основной коллизионной привязкой договорных обязательств в случае отсутствия автономии воли сторон является право, наиболее тесно связанное с договором. Обычно таково право государства — участника сделки, поскольку в данной ситуации имеются особые связи именно с территорией данного государства. Такая позиция закреплена в некоторых современных кодификациях МЧП: «Право соответствующего государства применяется к государству и его учреждениям, муниципальному публичному образованию и его учреждениям как субъектам гражданских отношений» (ст. 1.23 ГК Литвы).
Высказывается и иная позиция: к отношениям государства с частным иностранным контрагентом не может применяться право государства — участника сделки, если характерное исполнение осуществляет иностранный контрагент. В этом случае к отношениям должно применяться право страны частного субъекта сделки. Только в том случае, когда невозможно либо затруднительно определить, какая из сторон осуществляла или должна была осуществлять характерное исполнение, суд должен применять право страны государства — участника сделки2. Однако приобретение государством собственности на территории другого государства возможно только в силу разрешительной нормы внутреннего права этого другого государства и на условиях, определенных его национальным законодательством.
Подтверждением данной позиции являются нормы ГК РФ (п. 1 ст. 1213): «При отсутствии соглашения сторон о праве, подлежащем применению к договору в отношении недвижимого имущества, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой такой договор наиболее тесно связан, считается… право страны, где находится недвижимое имущество». Положения ст. 1211 ГК РФ также предопределяют справедливость этой точки зрения: договор наиболее тесно связан с правом контрагента, осуществляющего характерное исполнение.
Государство выступает в договорных отношениях на равных началах с частными лицами; сделки с его участием подлежат общему коллизионному регулированию — на основе принципа наиболее тесной связи. Критерии такой связи устанавливаются законодательством и определяют выбор применимого права. Априорно применение права государства — субъекта сделки не может иметь места.
Правовое
положение федеральной собственности
за рубежом определяется российским
законодательством, законодательством
страны места нахождения имущества,
международными договорами.
Собственность
государства за рубежом находится в
особом положении. Она пользуется
иммунитетом, связанным с иммунитетом
государства, но может рассматриваться
как самостоятельный вид – имущество
не может быть объектом насильственных
мер со стороны государства нахождения
(не может быть подвержено конфискации,
удержанию, секвестру и т.д., на нее не
может быть обращено взыскание,
административное взыскание). Этот
иммунитет есть право, а не обязанность
государства.
Порядок
управления и распоряжения этим имуществом
определяется только российским
законодательством.
За
границей находятся различные категории
имущества входящие в состав государственной
собственности, это имущество посольств,
представительств РФ при международных
организациях, вклады в центральный
банк, временно находящиеся за границей
морские и воздушные суда. Имущество
может находится за рубежом постоянно
или временно. В состав этого имущества
входят принадлежащие государству ценные
бумаги. Значительную категорию имущества
составляют имущество русской православной
церкви, различных благотворит организаций.
Российское
законодательство не запрещает гражданам
и организациям приобретать недвижимость,
акции и ценные бумаги иностранных
компаний и обществ — это все только с
разрешения ЦБ РФ, но это правило не
действует. Собственность государства
пользуется иммунитетом, особый режим
такой собственности обусловленном
особым положением субъекта права
собственности — суверенного государства.
Собственность государства пользуется
неприкосновенностью. Иммунитет дает:
1)
запрет на иски к этой собственности;
2)
запрет на арест;
3)
запрет на распространение принудительного
решения суда.
Доктрина
акта государства — если государство
фактически обладает имуществом и
заявляет, что имущество принадлежит
ему, то в суде иностранного государства
это обстоятельство не может подвергаться
сомнению. Решение о приобретении
имущества принимается правительством
РФ. Оно также принимает решение о продаже,
мене, залоге, дарении. Указом Президента
РФ от 2000 г. создано государственное
унитарное предприятие «Госзагрансобственность»
для инвентаризации и управления
собственностью за границей. Только
российское законодательство может
определить порядок управления и
распоряжения государственной
собственностью.
38. Национализация: принципы проведения; экстерриториальное действие актов о
национализации.
Под
национализацией понимается изъятие
имущества, находящегося в частной
собственности и передача его в
собственность государства. Право любого
государства на национализацию частной
собственности, в том числе и принадлежащей
иностранному физ. лицу и юр. лицам
вытекает из такого общепризнанного
принципа МП как суверенитет государства.
Условия проведения национализации
определяются не МП, а внутренним правом
государства осуществляющего национализацию.
Признаки:
1)
всякий акт национализации это акт
государственной власти;
2)
это социально экономическая мера общего
характера, а не мера наказания;
3)
может осуществляться в отношении
собственности вне зависимости от того
кому она принадлежит;
4)
государство определяет должна ли
иностранцам выплачиваться компенсация
и в каком размере.
В
руководстве по регулированию прямых
иностранных инвестиций признается
право государства на осуществление
национализации любой собственности
при соблюдении условий:
1)
эти меры должны осуществляться для
достижения общественно полезной цели
2)
на законных основаниях
3)
без дискриминации
4)
при условии компенсации.
В
законе об иностранных инвестициях
предусматривается, что в случае
национализации иностранному инвестору
возмещается стоимость национализированного
имущества. Законы о национализации
имеют экстерриториальное значение —
должны признаваться за пределами
государства. При рассмотрении иностранными
судами вопросов касающихся национализации
имущества применяются законы государства
применяющего национализацию.
Советско-германский договор 1922 г. —
Германия признала национализацию,
проведенную в советской России.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ñîáñòâåííîñòè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è ðîññèéñêèõ ÷àñòíûõ ëèö çà ãðàíèöåé
Èìóùåñòâî ãîñóäàðñòâà è åãî ëèö ìîæåò íàõîäèòüñÿ íà òåððèòîðèè äðóãîãî ãîñóäàðñòâà ïîñòîÿííî èëè âðåìåííî. Ýòî ìîæåò áûòü äâèæèìîå è íåäâèæèìîå èìóùåñòâî; ôåäåðàëüíàÿ ñîáñòâåííîñòü, ñîáñòâåííîñòü ñóáúåêòîâ Ôåäåðàöèè; ñîáñòâåííîñòü ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé; ñîáñòâåííîñòü ôèçè÷åñêèõ è þðèäè÷åñêèõ ëèö ÐÔ. Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü èìóùåñòâà çà ãðàíèöåé ïðèíàäëåæèò Ðóññêîé Ïðàâîñëàâíîé öåðêâè, ðàçëè÷íûì áëàãîòâîðèòåëüíûì è îáùåñòâåííûì îðãàíèçàöèÿì.
 ñîñòàâ ãîñóäàðñòâåííîãî èìóùåñòâà, íàõîäÿùåãîñÿ çà ãðàíèöåé, âõîäÿò àêöèè, öåííûå áóìàãè, äîëè è ïàè â þðèäè÷åñêèõ ëèöàõ, íåäâèæèìîñòü. Ïðàâîâîé ñòàòóñ ãîñóäàðñòâåííîé ñîáñòâåííîñòè çà ðóáåæîì îïðåäåëÿåòñÿ ðîññèéñêèì çàêîíîäàòåëüñòâîì, ïðàâîì ñòðàíû ìåñòà íàõîæäåíèÿ èìóùåñòâà è ìåæäóíàðîäíûìè äîãîâîðàìè ÐÔ. Ðîññèéñêîå çàêîíîäàòåëüñòâî îïðåäåëÿåò, êàêèå ãîñóäàðñòâåííûå îðãàíû îñóùåñòâëÿþò óïðàâëåíèå ýòîé ñîáñòâåííîñòüþ, êòî ïðàâîìî÷åí ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ î åå ïðèîáðåòåíèè èëè îò÷óæäåíèè, ñäà÷å â àðåíäó è ò.ï.
 ñîîòâåòñòâèè ñ çàêîíîäàòåëüñòâîì ÐÔ óïðàâëåíèå ãîñóäàðñòâåííîé ñîáñòâåííîñòüþ ÐÔ çà ðóáåæîì îñóùåñòâëÿåò Ïðàâèòåëüñòâî ÐÔ. Îò èìåíè Ïðàâèòåëüñòâà âëàñòíûå ôóíêöèè ïî óïðàâëåíèþ ôåäåðàëüíîé ñîáñòâåííîñòüþ, íàõîäÿùåéñÿ çà ðóáåæîì, ðàñïîðÿæåíèå ýòîé ñîáñòâåííîñòüþ è êîíòðîëü çà ýôôåêòèâíûì åå èñïîëüçîâàíèåì îñóùåñòâëÿåò Ìèíèñòåðñòâî ÐÔ ïî óïðàâëåíèþ ãîñóäàðñòâåííûì èìóùåñòâîì, êîòîðîå ÿâëÿåòñÿ ïîëíîìî÷íûì ïðåäñòàâèòåëåì Ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ.
Ðåøåíèÿ î ïðèîáðåòåíèè â ôåäåðàëüíóþ ñîáñòâåííîñòü íåäâèæèìîãî èìóùåñòâà çà ðóáåæîì, öåííûõ áóìàã, ïàåâ, äîëåé è àêöèé â íàõîäÿùèõñÿ çà ãðàíèöåé þðèäè÷åñêèõ ëèöàõ çà ñ÷åò ôåäåðàëüíîãî áþäæåòà ïðèíèìàþòñÿ Ïðàâèòåëüñòâîì ÐÔ. Îíî òàêæå ïðèíèìàåò ðåøåíèÿ î ïðîäàæå, ìåíå, çàëîãå, äàðåíèè è èçúÿòèè òàêîãî èìóùåñòâà.
Ñäà÷à â àðåíäó íåäâèæèìîãî èìóùåñòâà, çàêðåïëåííîãî íà áàëàíñå ãîñóäàðñòâåííûõ ïðåäïðèÿòèé è ó÷ðåæäåíèé, íà ñðîê äî îäíîãî ãîäà îñóùåñòâëÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî ýòèìè ïðåäïðèÿòèÿìè; íà ñðîê äî ïÿòè ëåò ïî ñîãëàñîâàíèþ ñ Ìèíãîñèìóùåñòâîì ÐÔ; íà ñðîê ñâûøå ïÿòè ëåò ïî ðåøåíèþ Ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ. Ïðè ïðèâàòèçàöèè ãîñóäàðñòâåííûõ ïðåäïðèÿòèé çàêðåïëåííîå íà èõ áàëàíñå èìóùåñòâî, íàõîäÿùååñÿ çà ðóáåæîì, íå ïîäëåæèò âêëþ÷åíèþ â óñòàâíûé êàïèòàë àêöèîíåðíûõ îáùåñòâ, ñîçäàâàåìûõ â ðåçóëüòàòå ïðåîáðàçîâàíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ ïðåäïðèÿòèé è ïðîäàæè èõ íà êîíêóðñàõ è àóêöèîíàõ.
Ðîññèéñêîå çàêîíîäàòåëüñòâî óñòàíàâëèâàåò ïîðÿäîê ó÷àñòèÿ ÐÔ â íàõîäÿùèõñÿ çà ãðàíèöåé þðèäè÷åñêèõ ëèöàõ. Ó÷ðåäèòåëåì è ó÷àñòíèêîì îò èìåíè ÐÔ âûñòóïàåò Ìèíãîñèìóùåñòâî ÐÔ, êîòîðîìó ïî ðåøåíèþ Ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ ïðåäîñòàâëåíî ïðàâî âíîñèòü ôåäåðàëüíóþ ñîáñòâåííîñòü â óñòàâíûå êàïèòàëû òàêèõ þðèäè÷åñêèõ ëèö (çà èñêëþ÷åíèåì èìóùåñòâà, çàêðåïëåííîãî çà ãîñóäàðñòâåííûìè ïðåäïðèÿòèÿìè íà ïðàâå ïîëíîãî õîçÿéñòâåííîãî âåäåíèÿ). Ãîñóäàðñòâåííîå ïðåäïðèÿòèå îñóùåñòâëÿåò îïëàòó óñòàâíîãî êàïèòàëà þðèäè÷åñêèõ ëèö (âûêóï äîëåé, ïàåâ, àêöèé) ïî ñîãëàñîâàíèþ ñ Ìèíãîñèìóùåñòâîì.
Ïîðÿäîê è óñëîâèÿ ïðèîáðåòåíèÿ çà ãðàíèöåé ãîñóäàðñòâîì, ãîñóäàðñòâåííûìè è ÷àñòíûìè ëèöàìè ÐÔ íåäâèæèìîãî èìóùåñòâà ïîëíîñòüþ ïîä÷èíÿåòñÿ çàêîíîäàòåëüñòâó ãîñóäàðñòâà ìåñòà íàõîæäåíèÿ èìóùåñòâà.
Ãîñóäàðñòâåííàÿ ñîáñòâåííîñòü ïîëüçóåòñÿ çà ãðàíèöåé îñîáûì ðåæèìîì èììóíèòåòîì ñîáñòâåííîñòè ãîñóäàðñòâà. Èììóíèòåò ñîáñòâåííîñòè ãîñóäàðñòâà, íàõîäÿùåéñÿ çà ãðàíèöåé, ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî ýòà ñîáñòâåííîñòü íå ìîæåò áûòü îáúåêòîì íàñèëüñòâåííûõ ìåð ñî ñòîðîíû ãîñóäàðñòâà ìåñòà íàõîæäåíèÿ èìóùåñòâà. Ñîáñòâåííîñòü ãîñóäàðñòâà áåç ñîãëàñèÿ ñîáñòâåííèêà íå ìîæåò áûòü ïîäâåðãíóòà îò÷óæäåíèþ, àðåñòó, ñåêâåñòðó è äðóãèì ïðèíóäèòåëüíûì ìåðàì; åå íåëüçÿ íàñèëüñòâåííî óäåðæèâàòü íà èíîñòðàííîé òåððèòîðèè; îíà íå äîëæíà ïîäâåðãàòüñÿ ðàñõèùåíèþ ñî ñòîðîíû äðóãîãî ãîñóäàðñòâà, åãî îðãàíîâ èëè ÷àñòíûõ ëèö.
Òàêàÿ ñîáñòâåííîñòü íå ïðîñòî èçûìàåòñÿ èç-ïîä äåéñòâèÿ ïðèíóäèòåëüíûõ ìåð ñóäåáíîãî õàðàêòåðà; ê íåé íå ìîãóò ïðèìåíÿòüñÿ è àäìèíèñòðàòèâíûå ìåðû; îíà íå ìîæåò áûòü îáúåêòîì âçûñêàíèÿ ïî ëþáûì âíåñóäåáíûì òðåáîâàíèÿì (â ÷àñòíîñòè, íå ìîæåò áûòü íàöèîíàëèçèðîâàíà).
 íàñòîÿùåå âðåìÿ â ñâÿçè ñ ïîâñåìåñòíûì ïðèçíàíèåì ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà èìååò ìåñòî îòêàç îò áåçóñëîâíîãî èììóíèòåòà ñîáñòâåííîñòè èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà è îò ñâÿçàííîé ñ íèì äîêòðèíû àêòà ãîñóäàðñòâà (åñëè ãîñóäàðñòâî âëàäååò èìóùåñòâîì è çàÿâëÿåò, ÷òî ýòî èìóùåñòâî ïðèíàäëåæèò åìó, òî â ñóäå äðóãîãî ãîñóäàðñòâà òàêîå çàÿâëåíèå íå ìîæåò ïîäâåðãàòüñÿ ñîìíåíèþ).
Ïðàêòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî ïî ÷àñòíîïðàâîâûì ñäåëêàì ãîñóäàðñòâà èìååò ìåñòî íàëîæåíèå àðåñòà íà åãî èìóùåñòâî â ïîðÿäêå ïðåäâàðèòåëüíîãî îáåñïå÷åíèÿ èñêà. Îäíàêî òàêèå ñëó÷àè äîñòàòî÷íî ðåäêè; îáðàùåíèå âçûñêàíèÿ íà èìóùåñòâî èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà ïðîèçâîäèòñÿ òîëüêî ïî âñòóïèâøåìó â çàêîííóþ ñèëó ðåøåíèþ ñóäà.
Äàæå â ðîññèéñêîé ïðàâîâîé äîêòðèíå óæå ïðèçíàíî, ÷òî ãîñóäàðñòâî íå âñåãäà ìîæåò ïðåòåíäîâàòü íà èììóíèòåò åãî ñîáñòâåííîñòè, à â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ íå ìîæåò è ññûëàòüñÿ íà èììóíèòåò òàêîé ñîáñòâåííîñòè. Íà ïðàêòèêå èììóíèòåò ñîáñòâåííîñòè èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà îïðåäåëÿåòñÿ çàêîíîäàòåëüñòâîì ãîñóäàðñòâà ìåñòà íàõîæäåíèÿ ñîáñòâåííîñòè è ìåæäóíàðîäíûì ïðàâîì.
Ðîññèéñêîå ïðåäïðèÿòèå, çà êîòîðûì ãîñóäàðñòâåííîå èìóùåñòâî çàêðåïëåíî íà ïðàâå õîçÿéñòâåííîãî âåäåíèÿ, ÿâëÿåòñÿ þðèäè÷åñêèì ëèöîì è îñóùåñòâëÿåò â îòíîøåíèè òàêîãî èìóùåñòâà ïðàâà è îáÿçàííîñòè ñîáñòâåííèêà. Îïåðàòèâíóþ ðàáîòó ïî ýêñïîðòó è èìïîðòó âåäóò âíåøíåýêîíîìè÷åñêèå îáúåäèíåíèÿ ÐÔ, ñîçäàííûå â ðàçëè÷íûõ ïðàâîâûõ ôîðìàõ (â òîì ÷èñëå ïîëíîñòüþ èëè ÷àñòè÷íî ïðèíàäëåæàùèå ãîñóäàðñòâó). Òàêèå ïðåäïðèÿòèÿ è îáúåäèíåíèÿ ýòî ñàìîñòîÿòåëüíûå þðèäè÷åñêèå ëèöà, ïî îáÿçàòåëüñòâàì êîòîðûõ ãîñóäàðñòâî íå íåñåò îòâåòñòâåííîñòè; èìóùåñòâî ïîäîáíûõ ïðåäïðèÿòèé íå ìîæåò ïîëüçîâàòüñÿ èììóíèòåòîì.
 îòíîøåíèè âíåøíåýêîíîìè÷åñêèõ îáúåäèíåíèé (ãîñóäàðñòâåííûõ ïðîìûøëåííûõ ïðåäïðèÿòèé) ïîëíîñòüþ äåéñòâóåò ïðèíöèï ðàçäåëüíîé îòâåòñòâåííîñòè ãîñóäàðñòâà è þðèäè÷åñêèõ ëèö (çà íåêîòîðûìè èçúÿòèÿìè â îòíîøåíèè êàçåííûõ ïðåäïðèÿòèé). Èìóùåñòâî ïðåäïðèÿòèÿ íå ïîëüçóåòñÿ èììóíèòåòîì îò ïðåäâàðèòåëüíîãî îáåñïå÷åíèÿ èñêà èëè ïðèíóäèòåëüíîãî èñïîëíåíèÿ ðåøåíèÿ, åñëè ðå÷ü èäåò îá îáÿçàòåëüñòâàõ ýòîãî ïðåäïðèÿòèÿ.
 èíîì ïîëîæåíèè íàõîäÿòñÿ ãîñóäàðñòâåííûå þðèäè÷åñêèå ëèöà, ôèíàíñèðóåìûå èç ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà, íå çàíèìàþùèåñÿ ÷àñòíîïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòüþ, à îñóùåñòâëÿþùèå ãîñóäàðñòâåííûå èëè ïóáëè÷íî-ïðàâîâûå ôóíêöèè (íàïðèìåð, ìóçåè). Òàêèå ëèöà ïîëüçóþòñÿ ñóäåáíûì èììóíèòåòîì è èììóíèòåòîì ñîáñòâåííîñòè íà ðàâíûõ îñíîâàíèÿõ ñ ãîñóäàðñòâîì (ðåøåíèå Ïàðèæñêîãî ñóäà Áîëüøîé èíñòàíöèè îò 16 èþíÿ 1993 ã.).
Âîïðîñ îá èììóíèòåòå ñîáñòâåííîñòè èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà ÷àñòî âîçíèêàåò â ñâÿçè ñ èììóíèòåòîì ãîñóäàðñòâåííûõ òîðãîâûõ ñóäîâ.  Ïðîòîêîëå 1974 ã. ê Äîãîâîðó î òîðãîâîì ñóäîõîäñòâå ìåæäó ÐÔ è Âåëèêîáðèòàíèåé 1968 ã. ïðåäóñìîòðåíî, ÷òî ìîðñêèå ñóäà è ãðóçû, ïðèíàäëåæàùèå íà ïðàâå ñîáñòâåííîñòè îäíîìó ãîñóäàðñòâó, íå áóäóò ïîäëåæàòü çàäåðæàíèþ èëè àðåñòó â ñâÿçè ñ èñïîëíåíèåì ëþáîãî ðåøåíèÿ ñóäà äðóãîãî ãîñóäàðñòâà. Îäíàêî ãîñóäàðñòâî-ñîáñòâåííèê îáÿçàíî ïðèíèìàòü â òàêèõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìûå àäìèíèñòðàòèâíûå ìåðû äëÿ èñïîëíåíèÿ ðåøåíèÿ ñóäà äðóãîãî ãîñóäàðñòâà. Êîíâåíöèÿ ÎÎÍ ïî ìîðñêîìó ïðàâó 1982 ã. ïðèçíàåò ïîëíûé èììóíèòåò òîëüêî ãîñóäàðñòâåííûõ íåêîììåð÷åñêèõ ñóäîâ.
Îñîáûé ðåæèì ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ñîáñòâåííîñòè èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà è â îáëàñòè íàëîãîîáëîæåíèÿ. Ýòî çàêðåïëåíî è â íàöèîíàëüíîì çàêîíîäàòåëüñòâå, è â ìåæäóíàðîäíûõ ñîãëàøåíèÿõ. Íàïðèìåð, ïî çàêîíîäàòåëüñòâó ÑØÀ, ñîáñòâåííîñòü, êîòîðàÿ ïðèíàäëåæèò èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó è èñïîëüçóåòñÿ äëÿ îôèöèàëüíûõ öåëåé, îñâîáîæäàåòñÿ îò îáùåãî è ñïåöèàëüíîãî íàëîãîîáëîæåíèÿ. Îáëîæåíèå íàëîãîì íåäâèæèìîñòè, ïðèíàäëåæàùåé èíîñòðàííîìó ïðàâèòåëüñòâó, íàõîäèòñÿ â ÑØÀ â êîìïåòåíöèè ìåñòíûõ âëàñòåé.
Ñóäåáíàÿ ïðàêòèêà ÑØÀ â ñèëó ïðèíöèïà èììóíèòåòà ê èíîñòðàííûì ïðàâèòåëüñòâàì íå ìîãóò ïðåäúÿâëÿòüñÿ èñêè ïî ïîâîäó íàëîãîîáëîæåíèÿ èõ ñîáñòâåííîñòè, íàõîäÿùåéñÿ â ÑØÀ. Â êîíñóëüñêîé êîíâåíöèè ìåæäó ÑØÀ è ÐÔ çàêðåïëåíî, ÷òî íåäâèæèìîñòü â ÑØÀ, ïðèíàäëåæàùàÿ ðîññèéñêîìó ãîñóäàðñòâó è èñïîëüçóåìàÿ â îôèöèàëüíûõ öåëÿõ, ïîäëåæèò îñâîáîæäåíèþ îò âñåõ ôåäåðàëüíûõ, øòàòíûõ è ìåñòíûõ íàëîãîâ.