Особенности возбуждения уголовного дела лиц обладающих иммунитетом
Все лица, вовлеченные в сферу правосудия, находятся в равном положении перед законом и судом и в отношении всех лиц распространяется одинаковое применение закона. Все субъекты уголовного процесса, имеющие одинаковый процессуальный статус, наделены равными правами и обязанностями. Однако есть исключение из общих правил, особый порядок привлечения к уголовной ответственности и применения мер процессуального принуждения к лицам, обладающим привилегиями и иммунитетом. Так законодатель стремится предоставить гарантии осуществления некоторых видов профессиональной деятельности.
Упомянутые изъятия из общего порядка судопроизводства предусматриваются в гл. 53 УПК РК. В данной главе определен перечень усложненных процедур по привлечению к уголовной ответственности и применения мер процессуального принуждения по отношению к данному кругу лиц. К лицам, обладающим иммунитетом и привилегиями от уголовного преследования, относятся: депутаты Парламента РК, Председатель и члены Конституционного Совета РК, судьи РК, Генеральный Прокурор РК и дипломатические лица. Особенности уголовного судопроизводства, определяемые в гл. 53 УПК РК, затрагивают процедуры в отношении лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, такие как: возбуждение уголовного дела, уголовно-процессуальное задержание, избрание меры пресечения и производства отдельных следственных действий, а также направления уголовного дела в суд.
Одним из элементов правового статуса и правовой гарантией деятельности отдельной (привилегированной) категории граждан является их неприкосновенность. По своему содержанная данная гарантия стоит на порядок выше, чем те гарантии, которые предоставляются обычным гражданам страны. Люди, обладающие иммунитетом и привилегиями от уголовного преследования, имеют такие же права, как и все остальные люди, но в дополнении к своим правам, у них имеется некий перечень правовых гарантий, предоставляемых государством и законом. Иммунитеты и привилегии, предоставляемые должностным лицам, не являются личными, а носят публичный характер.
Они направлены на то, чтобы при осуществлении своих должностных полномочий этот круг лиц был независим, самостоятелен и мог беспрепятственно осуществлять свою работу, ограждая их от необоснованных преследований. В отношении лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, применяется особый порядок производства, возбуждения уголовного дела, применения меры пресечения и иных мер процессуального принуждения, а также направления дела в суд.
Процедура действия института иммунитетов и привилегий установлена уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, где расписан перечень так называемых отдельных категорий лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
В отношении нижеуказанных лиц, действующий уголовно-процессуальный закон установил особенности производства в сравнении с остальными категориями граждан, при этом внутри данной категории также есть отличия.
1. Уголовное дело в отношении депутата Парламента РК возбуждается только руководителем государственного органа РК (Министром МВД, Председателем КНБ и Председателем Агентства финансовой полиции).
Расследование осуществляется в форме предварительного следствия, производство предварительного расследования в форме дознания запрещено.
О возбуждении уголовного дела немедленно уведомляется Генеральный Прокурор РК. Неотложные следственные действия производятся до двух суток, после чего передаются следователю через Генерального Прокурора РК, который осуществляет надзор в порядке ст.197 УПК РК. Представление вносит Генеральный Прокурор РК.
Уголовное дело может быть приостановлено на основании п.3 ч.1 ст.50 УПК РК до получения согласия соответствующей Палаты Парламента на применение принудительного привода, ареста и привлечения к уголовной ответственности, так как вопрос о согласии или несогласии принимается не позднее, чем в двухнедельный срок. Генеральный Прокурор вносит представление в Сенат или Мажилис, которое направляется Палатами в Центральную Избирательную комиссию для подготовки его рассмотрения на заседании соответствующей Палаты. Мотивированное решение принимается в трехдневный срок соответствующей Палатой Парламента.
Если Палаты Парламента не дадут согласия на принудительный привод и арест, применяются иные меры процессуального принуждения, а если дадут, то вопрос решается в порядке настоящего Кодекса.
Если Палаты Парламента не дадут согласие для привлечения к уголовной ответственности, то дело прекращается на основании ч.6 ст.496 УПК РК.
Но по истечении срока депутатских полномочий уголовное дело может быть возобновлено и направлено в суд в общем порядке. [28] Санкции на производство следственных действий даются Генеральным Прокурором РК, продление срока ареста или домашнего ареста в отношении депутата Парламента РК, в порядке, предусмотренном ст.153 УПК РК, поддержанное Генеральным Прокурором РК, производится районным судом города Астаны. Вопрос о поддержании ходатайства Генеральным Прокурором РК на продлении срока ареста свыше девяти месяцев предварительно рассматриваются на коллегии Генеральной Прокуратуры РК.
2. Расследование уголовного дела в отношении Председателя и членов Конституционного Совета РК аналогично расследованию уголовного дела в отношении депутата Парламента РК.
Вместе с тем, имеются отличия.
Так, уголовное дело в отношении Председателя или члена Конституционного Совета подсудно Верховному Суду РК.
Кроме того, согласие на принудительный привод, арест и привлечение к уголовной ответственности дает Парламент РК.3.Уголовное дело в отношении судьи РК возбуждается только Генеральным Прокурором, который поручает, на основании ст.197 УПК РК, расследование органам, осуществляющим дознание и предварительное следствие (МВД, КНБ, Финансовая полиция). Согласие на принудительный привод, арест и привлечение к уголовной ответственности областных и районных судей дает Президент РК, а в отношении судей Верховного Суда — Сенат Парламента РК. Остальные следственные действия проводятся, как и в отношении депутата Парламента РК.4.Уголовное дело в отношении Генерального Прокурора РК возбуждается только его первым заместителем, который поручает на основании ст.197 УПК РК расследование органам, осуществляющим дознание и предварительное следствие (МВД, КНБ, финансовой полиции).
Генеральный прокурор РК в период от возбуждения в отношении него уголовного дела и до окончания предварительного расследования по представлению первого заместителя Генерального Прокурора отстраняется Президентом РК от исполнения своих обязанностей.
Сенат Парламента РК, на основании пп.3 ст.55 Конституции РК, дает согласие на арест, принудительный привод и привлечение к уголовной ответственности Генерального Прокурора РК.
Надзор за законностью осуществляет первый заместитель Генерального Прокурора РК.
Санкции на производство следственных действий даются только одному определённому лица, чьи полномочия также закреплены в НПА, первым заместителем Генерального Прокурора, продление срока ареста или домашнего ареста в отношении Генерального Прокурора РК производится после поддержания ходатайства первым заместителем Генерального Прокурора в порядке, предусмотренном ст.153 и ч.8 ст.496 УПК РК.5.Дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования обладают лица указанные в части 1 ст.501 УПК РК.
Указанные лица, в соответствии с международными договорами РК, не подвергаются уголовному преследованию, за исключением лишь случаев, если иностранное государство предоставит определенно выраженный отказ от иммунитета от уголовного преследования (п.2 ст.32 Венской Конвенции 1961г.). В таких ситуациях отказ разрешается по представлению Генерального Прокурора РК через Министерство иностранных дел РК дипломатическим путем. При его отсутствии соответствующего иностранного государства от иммунитета от уголовного преследования указанных лиц уголовное дело в отношении их не может быть возбуждено, а возбужденное — подлежит прекращению.
Вместе с тем, в отношении сотрудников международных организаций отказ от иммунитета предоставляет международное организация, а не государство [29,с.160].То есть мнение о том, что привилегии и иммунитеты переступают принцип правового равенства ошибочно. Так как он Является частью общего (конституционного) статуса личности, то есть статус человека как гражданина, члена общества, государства, и не учитывает различий в юридическом положении субъектов. Любой принцип, в том числе и принцип правового равенства, — это общее правило с исключениями, которые выступают в качестве составной части его содержания, и право может устанавливать привилегии и льготы [30,с.173]. Европейский суд по правам человека в своей деятельности также руководствуется этими принципами, из которых следует, что несходство в действиях не всегда приводит к дискриминации, а государственные власти пользуются определенной свободой в оценке того, допустим ли различный подход в отношении некоторых групп [31,с.6].
По мнению А.В. Малько, правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, чаще всего объединяется с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституция и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций [32,с.17].Следовательно, можно сделать вывод о том, что неприкосновенность не относится к личной привилегии и не носит лично-правовой характер, так как иммунитет санкционируется государством, то есть имеет противоположный, публичных характер. Неприкосновенность некоторых лиц в целом создана для того, чтобы выражать общественный интерес. Гарантируя при этом повышенную охрану законом личности определенных субъектов в силу осуществляемых им функций государственной службы. Она ограждает его от незаконно обоснованного преследования, не отрывая его от продолжения своей деятельности [33,с.11].
Особенностями возбуждения уголовного дела и предъявления обвинения в отношении лиц, обладающих иммунитетом, являются более высокий статус лица, уполномоченного выносить данные процессуальные решения, и более сложная процедура принятия таких решений[1].
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, обладающего процессуальным иммунитетом, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:
- • в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ;
- • в отношении Генерального прокурора РФ – Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления;
- • в отношении Председателя Следственного комитета РФ – исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления;
- • в отношении судьи Конституционного Суда РФ – Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ;
- • в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда – Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
- • в отношении иных судей – Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
- • в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ – Председателем Следственного комитета РФ;
- • в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – Председателем Следственного комитета РФ;
- • в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ – Председателем Следственного комитета РФ;
- • в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;
- • в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов – Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем;
- • в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления – руководителем следственного управления Следственного комитета РФ по субъекту РФ;
- • в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ – Председателем Следственного комитета РФ.
Таким образом, решению вопроса о возбуждении уголовного дела и (или) привлечении к уголовной ответственности указанных лиц в большинстве случаев предшествует предусмотренная законодательством процедура лишения их неприкосновенности.
В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета РФ в течение трех суток направляет в Государственную Думу представление о лишении его неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение его неприкосновенности это решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета РФ в течение трех суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы, о чем в течение трех суток извещается Председатель Следственного комитета РФ.
Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении его неприкосновенности влечет за собой прекращение уголовного преследования (ч. 7 ст. 448 УПК), является обстоятельством, исключающим производство но соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»). В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.
О возбуждении уголовного дела, прекращении соответствующего дела или вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Федерального Собрания РФ (ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ).
При принятии решения об уголовном преследовании члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, депутата законодательного органа субъекта РФ следует иметь в виду, что они не могут быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в законодательном органе соответствующего уровня и за другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации или депутат Государственной Думы допустил публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, то возбуждение уголовного дела, производство дознания и предварительного следствия осуществляются только в случае лишения их неприкосновенности.
Аналогичное положение установлено и в отношении судьи, который не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания дать согласие на лишение неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, и влечет его прекращение. Решение о прекращении уголовного дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ). В рассмотрении данного вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление. Решением соответствующей палаты Федерального Собрания РФ от Председателя Следственного комитета РФ могут быть истребованы дополнительные материалы.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы не может быть привлечен к уголовной ответственности и арестован без согласия Председателя Следственного комитета РФ только в период со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования результатов выборов.
Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, руководителем следственного органа Следственного комитета РФ, следователем, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда указанные лица застигнуты при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом РФ. На период расследования уголовного дела, возбужденного в отношении прокурора, руководителя следственного органа Следственного комитета РФ, следователя, они отстраняются от должности (ст. 42 Закона о прокуратуре, ст. 29 Закона о Следственном комитете РФ).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 № 17-П[2] решение об отстранении от должности Генерального прокурора РФ на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела принимает по предложению Президента РФ Совет Федерации.
Для объективного рассмотрения вопросов, связанных с обеспечением независимости судей, судейским сообществом формируются квалификационные коллегии судей: Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ (см. ст. 2–4 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»),
Процессуальный иммунитет в отношении депутата законодательного органа субъекта РФ не распространяется на тс случаи, когда его действия связаны с преступлениями против личности, а также па иные действия, не связанные с осуществлением депутатом своих полномочий.
Выдвижение обвинения против Президента РФ – исключительная компетенция Государственной Думы (ч. 1 ст. 93 и п. «з» ч. 1 ст. 103 Конституции), которая принимает это решение при наличии заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.