Парламентский иммунитет в зарубежных странах

Парламентский иммунитет в зарубежных странах thumbnail

Лекции по КПЗС (общая часть)
скачать (543.5 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

    Смотрите также:

  • Гражданское право (общая часть) Республики Беларусь [ лекция ]
  • Конспект лекции — Гражданское право РФ (общая и особенная часть) [ лекция ]
  • Конспект лекции — Гражданское право РФ (общая и особенная часть) [ лекция ]
  • Безруков Ю.Ф. Физическая география материков и океанов. Том 1. Евразия. Часть 1. Общая характеристика Евразии. Часть 2. Физико [ документ ]
  • Правила обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним [ стандарт ]
  • Автоматизация фирмы по ремонту и установке пластиковых окон [ документ ]
  • Право социального обеспечения [ лекция ]
  • Плавка свинца в Металлургическом производстве [ документ ]
  • Перепечина И.О. Лекции по судебной медицине [ документ ]
  • Гражданское право. Общая часть [ лекция ]
  • Технические и организационные мероприятия по внедрению системы МИКОН 1Р [ документ ]
  • Дипломная работа — Разработать систему автоматизированного электропривода станка с ЧПУ модели 16Б16Ф3 для обработки детали [ дипломная работа ]

1.doc

^
Во многих странах члены парламента обладают депутатским имму­нитетом. Это означает, что депутат не может быть подвергнут полицей­скому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является. В не­которых странах такое согласие может дать в перерывах между сессиями парламента бюро палаты, постоянно действующий орган парламента. Исключение возможно, как правило, лишь в случаях, если депутат за­стигнут на месте преступления. В Германии без разрешения парламента нельзя предъявлять депутату даже гражданские иски. Иммунитет может распространяться на все время избрания (Германия, Испания, Италия), а иногда только на период сессии (Япония) и на время в пути на сессию и обратно (США). Он может распространяться не на все случаи наруше­ния депутатом правопорядка (в США, например, иммунитет не распро­страняется на тяжкие преступления, нарушение членом парламента об­щественного порядка). Во Франции в соответствии с поправкой к консти­туции (1995 г.) иммунитет действует только на период сессии и не рас­пространяется на уголовно наказуемые деяния. В целом тенденции раз­витая конституционного права в демократических странах характеризу­ются ослаблением депутатского иммунитета. Он возник и был необходим во времена противостояния парламентов и монархов, для ограждения представителей населения от своеволия монархов и подчиненных им государственных служб. Институт депутатского иммунитета выполняет позитивную роль в авторитарных государствах, но в странах с давно сложившимися демократическими порядками безбрежный депутатский иммунитет вряд ли уместен.

Депутат обладает также депутатским индемнитетом. Это слово имеет два значения. Первое — неответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосова­нием, даже если эти действия будут затем признаны противоправными (правда, в единичных постсоциалистических странах предпринимались попытки привлечь к ответственности депутатов-коммунистов за некото­рые мероприятия, которые они поддерживали в прежнем социалистичес­ком парламенте). Неответственность за такие действия, совершенные в течение парламентского срока депутата, имеет пожизненный характер (Испания). В Германии и Белоруссии (по конституции 1996 г.) индемни­тет не распространяется на клевету, оскорбления, совершенные в ходе заседания палаты. Второе значение индемнитета — депутатское возна­граждение, о котором было сказано выше.

(Лоббизм на примере США) Весьма важной группой давления в США являются лоббисты, дейст­вующие при конгрессе. Это американское изобретение теперь находит применение и в некоторых других странах, хотя и в меньших масштабах. Лоббисты — представители фирм, банков, общественных объединений, ставящие своей целью способствовать или препятствовать принятию оп­ределенного законодательства в интересах тех лиц и организаций, которых они представляют. В США действует закон о лоббизме 1946 г. По этому закону лоббисты обязаны зарегистрироваться у клерков конгресса и сообщить, чьи интересы они представляют, кто финансирует их дея­тельность и каков их личный гонорар. С одной стороны, лоббизм — про­явление силы денег, их влияния на законодательство, с другой — реги­страция и определенная открытость лоббизма дает возможность осу­ществлять общественный контроль за тем, в чьих интересах принимает­ся тот или иной закон.
^
Парламентские процедуры — это порядок работы парламента.

Виды парламентских процедур.

1. Сессии парламента — период времени, в течение которого палаты парламентов вправе в установленном порядке проводить пленарные заседания и принимать решения в соответствии со своей компетенцией. Сложились две разновидности порядка работы парламента:

— сессионный , когда парламент созывается (собирается) в определенный промежуток времени, который может быть либо прямо указан в основном законе (очередные или ординарные сессии), либо определяться в зависимости от необходимости (внеочередные или экстраординарные сессии) — Франция, Австрия, Великобритания, Япония.

Читайте также:  Йога для укрепления иммунитета видео

— постоянный , когда парламент сам решает о перерывах и каникулах в своей деятельности (Словакия).

В межсессионный период действуют два принципа:

— Дисконтинуитета (означает, что все дела, не получившие в течение сессии завершения, прекращаются с ее окончанием, и на следующей сессии те же вопросы могут начинаться с самого начала — США, Великобритания).

— Континуитета (означает, что прохождение законопроекта не прекращается с закрытием сессии палат — Индия, Италия).

2. Пленарные заседания — это собрания членов парламента (его палат), которые проводятся в установленном законом порядке. Обычно они являются открытыми, но могут быть и закрытыми (при рассмотрении вопросов, затрагивающих государственную тайну). Процедуры пленарных заседаний регулируются регламентами. Пленарные заседания делятся на две группы: организационные (проводятся сразу после выборов) и обычные.

Важнейший элемент парламентской процедуры — кворум (установленное регламентом количество парламентариев, необходимое и достаточное для начала работы (в отдельных случаях) и для принятия решений (как правило). Решение, принятое при отсутствии кворума, недействительно.

Регламенты подробно регулируют порядок установления повестки дня заседания и обсуждения вопросов.

Ораторы записываются заранее. Они должны не отклоняться от обсуждаемого вопроса; обычное время для выступлений — от 5 до 20 минут (реже 50-60).

Обсуждение заканчивается голосованием . Способы: а) открытые (электронным голосованием, вставанием, разделением, поднятием руки, аккламация (кто громче кричит) и б) закрытые, тайные (бюллетенями). В наиболее ответственных случаях может применяться поименное голосование

3. Заседания комитетов и комиссий. Процедура этих заседаний гораздо проще. Здесь не требуется предварительной записи на выступления; сами выступления носят характер скорее деловой , чем публичный; возможны неоднократные выступления.

Особое значение имеют проводимые комитетами слушания. Они позволяют выявить не только возможные позиции и оппозицию по тем или иным вопросам, но и формировать в необходимом направлении общественное мнение.

Важная роль принадлежит комиссиям при осуществлении контрольных функций парламента. Узкая специализация комиссий, их небольшой численный состав позволяют с большей глубиной и компетентностью курировать отдельные области государственной деятельности.

Вспомогательный аппарат парламента

Под вспомогательным аппаратом парламента понимают организацию государственных служащих, которые оказывают научную, организационную и техническую помощь в работе парламенту в целом, его палатам, комитетам (комиссиям) и парламентариям . Аппарат обычно очень многочисленнен (В США работу 535 парламентариев обеспечивает аппарат из 20 тыс. человек).

Вспомогательный аппарат состоит из:

— вспомогательных служб коллегиальных органов (парламента, палат, комитетов) — административно-технические, исследовательские службы, архивы, библиотеки;

— личных помощников (референтов), консультантов и секретарей парламентариев.

Органы, учреждения и должностные лица при парламентах

— счетные палаты — контролируют исполнение государственного бюджета;

— уполномоченные по правам человека (омбудсманы) — рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав.

^
Стадии законодательного процесса. Процесс законотворчества за­нимает более половины времени работы парламента. Он состоит из не­скольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация (удостоверение, подписание и опубликование за­кона главой государства с указанием исполнять закон). Разумеется, мно­гих из этих стадий нет в абсолютных монархиях даже с консультативны­ми парламентами.

Внесение законопроекта. Составить свой законопроект и предло­жить его может любое физическое или юридическое лицо. Можно соста­вить текст и послать его, например, в Национальное собрание Франции, но парламент не обязан принимать к рассмотрению такой текст. Он обязан рассматривать только проекты, внесенные органами и должност­ными лицами, пользующимися по конституции правом законодатель­ной инициативы. Президент (Бразилия, Мексика), правительство, часто парламентарии, религиозные организации (Финляндия, Соединенное Королевство), общественные организации и иные субъекты – государственные органы высшего и нижестоящего уровня, государственные учреждения. Часто требованием является и краткое обоснование законопроекта. Некоторые законопроекты предусматривают, что парламентарии могут предоставлять уже готовые законопроекты. Право и круг вопросов «народной инициативы» ограничен во многих странах + требуется наличие определенного числа подписей (в Румынии – не менее 5000)

Обсуждение законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты (но не в комиссии) называ­ется чтением, работа над законопроектом в постоянной комиссии назы­вается комитетской стадией.

Обычно бывают три чтения (в Албании предусматривалось четыре), но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается. При принятии срочных, не вызывающих разногласий, особо важных за­конов комитетская стадия, особенно в странах англосаксонского права, может быть заменена заседанием комитета всей палаты, т.е. пленарным заседанием, но проходящим по иной процедуре. В Болгарии, Польше, Швеции применяются два чтения. Каждому чтению может предшество­вать комитетская стадия — обсуждение в соответствующей постоянной комиссии, а после нее — доклад и содоклад на пленарном заседании парламентского меньшинства. В некоторых странах при обсуждении бюджета, особенно при существенных разногласиях с правительством, применяются четыре чтения,

Читайте также:  Витамины и минералы для повышение иммунитета

В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проек­та + вопросы о необходимости принятия законопроекта в целом. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном решении проект снимается с повестки дня, при поло­жительном — передается в постоянную комиссию, соответствующую профилю проекта. Иногда председатель палаты (спикер) после оглаше­ния заголовка проекта сам передает его в комиссию. В других случаях проект сразу передается в комиссию без рассмотрения на пленарном заседании палаты.

^ проект рассматривается по существу. Первоначально заслушивается доклад инициатора. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проек­та, обсуждаются и голосуются поправки (часто председатель палаты суммирует одинаковые поправки и вместе ставит их на голосование).

В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки. После этого пред­ставители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию.

Прекращение обсуждения подлежит оформлению.

Принятие закона. В однопалатных парламентах завершение – последнее голосование по проекту. В двухпалатных может пройти одну и туже процедуру в обоих палатах. Как отмечалось, оно осуществляется путем голо­сования на пленарном заседании и требует определенного большинства. В Чехии так называемые обыкновенные законы принимаются 3/5 голо­сов состава каждой палаты, в Израиле — большинством присутствую­щих (без кворума), в Румынии — большинством присутствующих (при кворуме более половины), на Украине — более чем половиной конститу­ционного состава однопалатного парламента. Если между парламентом и правительством имеются разногласия, то создается смешанная комиссия для обсуждения разногласий.

Санкционирование и Промульгация закона. Санкционирование – подписание закона главой гос-ваПосле принятия закона парламен­том наступает стадия промульгации закона главой государства. Про­мульгация включает несколько элементов. Это удостоверение закона и того факта, что он принят по должной процедуре, подписание закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении. Глава государства имеет право не подписать закон (право вето), и тогда он не вступает в силу.

Скачать файл (543.5 kb.)

Источник

Во-первых, в большинстве стран парламентский иммунитет, его объем и границы определены на конституционном уровне.

Во-вторых, характерной особенностью парламентского иммунитета является его исключительность – в подавляющем большинстве государств парламентским иммунитетом наделен только член парламента и только в некоторых государствах иммунитетом могут воспользоваться третьи лица. При этом даже если иммунитет распространяется на третьих лиц, конституциями и законами определен исчерпывающий круг этих лиц, условия приобретения и утраты ими иммунитета. Так, с целью обеспечения независимости Защитника народа – парламентского омбудсмана в Испании – законодательство закрепляет за ним иммунитет от уголовного преследования в тех же пределах, что и в отношении членов палат испанского парламента. В странах с англосаксонской системой (например, в Австралии, Новой Зеландии, Кении) парламентский иммунитет предоставляется лицам, которые дают показания следственным комиссиям парламента, на весь период проведения парламентского расследования. В-третьих, в большинстве стран парламентский иммунитет начинает действовать с момента начала полномочий парламента. При этом, если уголовное преследование было начато до принятия присяги членом парламента (или, в зависимости от страны, до утверждения результатов парламентских выборов), оно может продолжаться только с согласия законодательного органа. Исключения из этого правила составляют лишь Великобритания, Эстония, Финляндия, Филиппины и некоторые другие страны, в которых следственные действия в отношении депутата могут продолжаться и после начала их полномочий.

В-четвертых, депутат может воспользоваться парламентским иммунитетом независимо от того, где именно он совершил правонарушение. Исключениями из этого правила являются лишь страны англосаксонской и скандинавской правовой традиции, в которых иммунитет распространяется на нарушения, которые были совершены на пути в парламент, в парламенте и по дороге из парламента. Иными словами, если депутат совершил правонарушение, находясь в отпуске, в период между сессиями или дома после работы, он не может воспользоваться депутатской неприкосновенностью.

В-пятых, практически во всех демократических государствах действует принцип flagrante delicto, по которому депутат, задержанный полицией на месте совершения им преступления, не может воспользоваться депутатской неприкосновенностью. В этом случае депутат может быть арестован, ему без согласия парламента может быть предъявлено обвинение в совершении преступления, органы дознания и предварительного следствия могут проводить все необходимые следственные действия, привлечь депутата к уголовной ответственности[1].

Читайте также:  Средство для повышения иммунитета хорошее

Еще одной гарантией является депутатский индемнитет. Этот термин понимается в двух значениях:

  • – как неответственность за свои выступления в парламенте и за результаты своего голосования (в этом случае гарантия носит личный характер);
  • – как вознаграждение депутата за его деятельность (в этом случае гарантия носит материальный характер).

Кроме того, члены парламента традиционно имеют право на компенсацию расходов, понесенных для осуществления депутатской деятельности, на оплату транспортных расходов, в том числе в некоторых странах – на компенсацию проезда в столичном общественном транспорте (т. е. проезда на заседание парламента и его органов по городу, в котором находится здание парламента), право пользоваться услугами специалистов и экспертов, входящих в аппарат парламента.

Полномочия депутатского корпуса заканчиваются в тот день, когда присягу приняли вновь избранные члены парламента, т. е. по окончании срока, на который он был выбран. Возможно и досрочное прекращение полномочий – как всего депутатского корпуса (в случае роспуска парламента), так и отдельных членов парламента. Наиболее распространенными причинами досрочного прекращения полномочий отдельных членов парламента в зарубежных странах являются смерть, признание недееспособным, отзыв, отставка.

Источник

Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом. Это означает, что депутат не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является. В некоторых странах такое согласие может дать в перерывах между сессиями парламента бюро палаты, постоянно действующий орган парламента. Исключение возможно, как правило, лишь в случаях, если депутат застигнут на месте преступления. В Германии без разрешения парламента нельзя предъявлять депутату даже гражданские иски. Иммунитет может распространяться на все время избрания (Германия, Испания, Италия), а иногда только на период сессии (Япония) и на время в пути на сессию и обратно (США). Он может распространяться не на все случаи нарушения депутатом правопорядка (в США, например, иммунитет не распространяется на тяжкие преступления, нарушение членом парламента общественного порядка). Во Франции в соответствии с поправкой к конституции (1995 г.) иммунитет действует только на период сессии и не распространяется на уголовно наказуемые деяния. В целом тенденции развитая конституционного права в демократических странах характеризуются ослаблением депутатского иммунитета. Он возник и был необходим во времена противостояния парламентов и монархов, для ограждения представителей населения от своеволия монархов и подчиненных им государственных служб. Институт депутатского иммунитета выполняет позитивную роль в авторитарных государствах, но в странах с давно сложившимися демократическими порядками безбрежный депутатский иммунитет вряд ли уместен.

Депутат обладает также депутатским индемнитетом.
Это слово имеет два значения. Первое — неответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосованием, даже если эти действия будут затем признаны противоправными (правда, в единичных постсоциалистических странах предпринимались попытки привлечь к ответственности депутатов-коммунистов за некоторые мероприятия, которые они поддерживали в прежнем социалистическом парламенте). Неответственность за такие действия, совершенные в течение парламентского срока депутата, имеет пожизненный характер (Испания). В Германии и Белоруссии (по конституции 1996 г.) индемнитет не распространяется на клевету, оскорбления, совершенные в ходе заседания палаты. Второе значение индемнитета — депутатское вознаграждение, о котором было сказано выше.

(Лоббизм на примере США) Весьма важной группой давления в США являются лоббисты, действующие при конгрессе. Это американское изобретение теперь находит применение и в некоторых других странах, хотя и в меньших масштабах. Лоббисты — представители фирм, банков, общественных объединений, ставящие своей целью способствовать или препятствовать принятию определенного законодательства в интересах тех лиц и организаций, которых они представляют. В США действует закон о лоббизме 1946 г. По этому закону лоббисты обязаны зарегистрироваться у клерков конгресса и сообщить, чьи интересы они представляют, кто финансирует их деятельность и каков их личный гонорар. С одной стороны, лоббизм — проявление силы денег, их влияния на законодательство, с другой — регистрация и определенная открытость лоббизма дает возможность осуществлять общественный контроль за тем, в чьих интересах принимается тот или иной закон.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник