Податный иммунитет на руси это
Существование в Удельной Руси этого сеньериального права, в об’еме древнего иммунитета, выясняется вполне, документально, путем детального сравнения иммунитетных дипломов с жалованными льготными грамотами. Мы находим в этих грамотах то же самое основное постановление, как и в западных дипломах, обеспечивающее неприкосновенность вотчины и ее населения для княжеских властей, immunitas, ограждающее ее неприступной стеной от агентов правительства, как в современных нам некоторых автономных учреждениях. «Да не осмелится ни один общий судья вступать в эти владения» – так постановляли французские короли в своих дипломах. И то же самое, в столь же категорических выражениях говорят наши князья в своих жалованных грамотах: «А волостели мои в околицу его (игумена) не в’езжают»; или «а наместники мои и волостели и их тиуни не в’езжают» или «не всылают» к таким-то вотчинникам, «ни к их людем ни по что».
Наши грамоты, точно также как западные дипломы, особенно настаивают на этом главном постановлении и затем указывают все проистекающие из него следствия полной иммунитетности, автономности частного имения, не оставляя места для сомнений, что в тех и других грамотах идет речь об одном и том же институте. У нас и на западе одинаково по этим грамотам частному собственнику предоставляются: 1) исполнительная судебная власть, 2) право суда на всех людей, живущих в имении, 3) право сбора с них налогов и пошлин. Эти постановления встречаются у нас с небольшими вариантами в сотнях жалованных грамот. В наиболее краткой формулировке они выражены, например, в следующих словах жалованной грамоты, данной Кирилло-Белозерскому монастырю около 1400 года. «Людям» игумена Кирилла – говорит Белозерский князь – 1) «ненадобе моя дань, ни иная, никоторая пошлина; 2) волостели мои к тем людям не всылают ни по что, ни судят, 3) а тех людей ведает и судит игумен Кирило сам».
К порядкам, создававшимся на основании таких категорических определений наших жалованных грамот, вполне приложима следующая характеристика иммунитета, написанная Ф. де-Куланжем по западным дипломам: «Частный собственник, лишив власти государственного чиновника, стал безусловным господином над своими землями. По отношению к людям свободным и рабам, живущим на его земле, он уже не только собственник, он становится тем, чем раньше был граф: в его руках – все, что принадлежало государственной власти. Он – единственный глава, единственный судья, как и единственный покровитель. Люди его земли не имеют иного правительства над собою. Конечно, по отношению к королю он остается подданным, или, говоря точнее, верным; но у себя дома он сам – король». И наши исследователи, изучавшие наши жалованные грамоты независимо от западных иммунитетных дипломов, еще в 50 годах приходили буквально к тем же выводам. Так, Милютин утверждал, что следствием жалованных грамот было у нас «образование из каждой монастырской или церковной вотчины особого полунезависимого и замкнутого в себе мира, государства в государстве». Так, Неволин писал, что «на основании жалованных грамот поземельный владелец получал многие права державной власти и становился в своей вотчине как бы князем». <…>
Согласно воззрениям некоторых немецких и французских историков, иммунитет, как учреждение, не был созданием королей, не возник впервые из иммунитетных дипломов, а был исконной принадлежностью крупного землевладения[9]. <…>
По некоторым нашим грамотам иммунитетная судебная привилегия составляет не предмет особого пожалования, а как бы естественный, необходимый придаток к передаче права собственности на землю. Села даются «с судом и со всеми пошлинами». В этих грамотах так же, как в западных «иммунитет, говоря словами Флака, является как простое пользование правом собственности». В первой половине XV века один Белозерский боярин, жалуясь, что Кирилловский монастырь «отнимает» у него «от суда да от дани» деревню, принадлежавшую к его вотчине Кистеме, ссылался, в подтверждение своих прав на нее, не на пожалование, не на княжескую грамоту, а на старину: «а та деревня исстарины тянет судом и данью к нам». <…>
Этот вотчинный сеньериальный суд ограничивается у нас, судя по отражению его в жалованных грамотах, к концу удельного периода, по мере усиления территориальной государственной власти великих князей. Раньше всего и наиболее последовательно он ограничивается в московском великом княжестве, где раньше и прочнее, чем в других княжествах, соперничавших с ним, утверждаются государственные начала. Это точно выясняется сравнением жалованных грамот разных княжеств: московского, тверского, рязанского, угличского, белозерского и других. Во второй половине XV века почти всюду право суда дается «опричь одного душегубьства»; в XVI же веке – уже за исключением всех уголовных дел: «опричь татьбы, разбоя и душегубства».
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Период самостоятельных феодальных государств
Причины феодальной раздробленности:
1. Внутренние причины:
· Отношения сюзеренитета-вассалитета между главой государства и феодалами.
· Главы раннефеодальной монархии в большинстве случаев направлялась феодальной верхушкой, т. е. советом наиболее крупных феодалов (совет при князе или феодальный совет);
· В центре господствовала дворцово-вотчинная система управления, а на местах — система кормления.
2. Внешнеполитические факторы, а также вторжение монголо-татар и исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки», объединявшего некогда вокруг себя славянские племена.
3. Дальнейшее развитие феодальных отношений.
4. Усиление могущества верхушки феодалов.
5. Ослабление связи великокняжеской власти княжествами.
6. Падение экономического и политического значения Киева.
На территории Руси образовалось 12 государств-княжеств:
1. Ростовско-Суздальское,
2. Муромское,
3. Рязанское,
4. Смоленское,
5. Киевское,
6. Переяславское,
7. Галицко-Волынское,
8. Черниговское,
9. Полоцко-Минское,
10. Турово-Пинское,
11. Тмутараканское,
12. Новгородская земля.
Особенности государственно-правовых отношений периода феодальной раздробленности.
Х11-Х1П вв. широкое распространение получили так называемые иммунитеты.
Иммунитет — это предоставление землевладельцу специальной грамоты (иммунитетной грамоты), в соответствии с которой он осуществлял в своей вотчине самостоятельное управление и судопроизводство. Он одновременно нес ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей. Со временем владелец иммунитетной грамоты становился государем и подчинялся князю лишь формально.
Система формирования вооруженных сил, ополчения и феодальных дружин также была построена по иерархической структуре. Она давала реальную власть феодалам в отношении зависимого крестьянства.
Типичной чертой периода феодальной раздробленности была дворцово-вотчинная система управления. Центром этой системы был княжеский двор, а управление княжескими землями и государством не было разграничено. Дворцовые чины (дворецкий, конюший, сокольничий, чашничий и др.) выполняли общегосударственные обязанности, управляя определенными территориями, осуществляя сбор налогов и податей.
Правовые вопросы в период феодальной раздробленности решались на основе Русской правды, обычного права, различных договоров, грамот, уставов и других документов.
Межгосударственные отношения регулировались договорами и грамотами («доконченное», «ряд», «крестное целование»). В Новгороде и Пскове в XV в. появились свои правовые сборники, разработанные в развитие Русской правды и церковных уставов. В них были, кроме того, реализованы нормы обычного права Новгорода и Пскова, грамоты князей и местное законодательство.
Новгородская боярская республика
Общественное и экономическое развитие Новгорода имело свои особенности:
во-первых, развитие крупного боярского землевладения происходило быстрее, чем в остальных регионах. В значительной мере этому способствовала жестокая эксплуатация населения покоренных территорий. Значительную часть земли захватила церковь. Княжеский домен здесь не сложился, боярство из дружинников также не сформировалось;
во-вторых, достаточно высокоразвитые ремесло и торговля способствовали быстрому росту городского населения. Новгород находился на торговых путях (при замораживании дороги «из варяг в греки»), а земля не отличалась плодородием.
Новгородская республика существовала с 1136 по 1478 г.
С 1136 г. по первую четверть XIV в. в Великом Новгороде наряду с вече, посадником, архиепископом и другими существует выборная должность князя, приглашенного по традиции править «по ряду». Его власть ограничена. Наибольшую властную силу имеет вечевое собрание;
С 1325 г. по 1478 г. князья больше в Новгород не приглашаются. Новгородской феодальной республикой правит боярский совет под председательством владыки. Роль вечевого собрания значительно падает.
Основные социальные группы и классы.
Высшая категория населения:
Верхнюю ступень социальной лестницы в Новгороде занимали своеземцы, духовенство и купцы. Бояре были основной политической и экономической силой Новгорода. Они занимали все высшие и значительные должности от сотского до архиепископа и посадника.
Средний разряд феодалов назывался житьими людьми. Эта категория феодалов занималась торговлей, ростовщичеством, перекупкой и занимала должности, связанные с выполнением административных, судебных и дипломатических функций.
Среднее положение между мелкими феодалами и крестьянством занимали своеземцы. В Новгороде, в Пскове их называли земцами. Своеземцы владели земельной собственностью, на которой трудились сами своей семьей или привлекали крестьян. Зачастую они сдавали землю крестьянам в аренду. Земцы получали от Пскова земельные участки за несение военной службы.
Духовенство занимало то же общественное положение, что и бояре, и пользовалось большими привилегиями. Церковная власть в Новгороде имела огромное влияние на политическую жизнь. Духовенству доверялось хранение государственной казны, владыка представительствовал на боярском совете, из числа духовенства назначались послы в иноземные государства и т. д.
Городское население Новгорода и Пскова
· городская «верхушка»,
· «старейшины»,
· городские низы, называемых «молодшими» или «черными». Последние платили налоги, несли повинности по ремонту дорог и мостов, городских укреплений, призывались в ополчение. Хоть они и участвовали в вече, но должностные лица из их числа не избирались.
Крестьянство в Новгороде и Пскове
было представлено такими категориями, как
· смерды-общинники,
· закладчики,
· половники.
Государственный строй Великого Новгорода
В первый период (1136-1325 гг.) в Новгороде имеются все основные органы республиканской власти:
— высшие органы власти — вече и боярский совет — «господа»;
— исполнительные органы — князь, посадник, княжеский суд, тысячный суд,
-управление волостелями — волостели; староста.
Вече решало вопросы в области законодательства, внутренней и внешней политики:
— избирало или изгоняло князя;
— избирало посадского, должностных лиц городской администрации;
— решало вопросы войны и мира;
— ведало раскладкой налогов и повинностей, чеканкой монеты, постройкой оборонительных сооружений, храмов, мостов и т. д.;
— выступало в качестве высшей судебной инстанции по делам государственной важности.
Состав участников вечевого собрания был обширен. должностные лица городского управления (владыка, князь, посадский, тысяцкий); представители важнейших групп населения (бояре и житьи люди);городские низы.
Существование в этот период вечевой администрации (вечевые дьяки, баричи) свидетельствует о том, что вече являлось органом власти со строго определенными полномочиями.
Боярский совет являлся реальным носителем власти великого Новгорода. Он сосредотачивал в своих руках всю государственную систему управления, решал через вече все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.
В состав боярского совета входили:
— князь,
— архиепископ,
— посадники,
— тысяцкие,
— «старые» посадники и тысяцкие,
— сотские старосты,
— именитые бояре.
Княжеская власть была существенно ограничена в объеме и функциях, хотя номинально занимала главенствующее место среди республиканских институтов
управления.
Псковская республика
Поначалу земли Пскова входили в состав Новгородской республики, Псков считался пригородом Новгорода, т. е. зависимым от него городом, хотя с XIII в. Псков имел отдельный княжеский стол. В XIV в. он вел борьбу с Новгородом за независимость, приглашал к себе князей, не считаясь с мнением Новгорода.
В 1348 г. Новгород признал политическую независимость Пскова.
Тенденции экономического и политического развития, внешнеполитическое положение Пскова были сходны с Новгородскими.
Характерной чертой землевладения в Псковской республике являлось то, что основной землевладельческой группой здесь были горожане. Они имели исключительное право на приобретение вотчин из числа земель, тяготеющих к городу.
Право и судоустройство в Новгороде и Пскове на первых порах было одинаковым. Но с течением времени развитие права в Великом Новгороде и Пскове пошло отдельными путями.
В Пскове верховный суд осуществлял вече.
Княжеский верховный суд был коллегиальным, в него входили князь, два выборных посадника и сотские.
При вступлении в должность выборные приносили присягу на кресте («крестное целование»).
Кроме светского суда существовал церковный суд, который осуществлял в Новгороде — архиепископ-владыка, в Пскове — наместник владыки.
Купеческие союзы — братчины производили суд в отношении своих руководителей (пировых старост) и членов братчины (пивцов).
При судебных органах назначались исполнительные лица правосудия:
— дьяки,
— приставы,
— писцы-секретари,
— межники,
— подверники и другие, присутствующие при судебном разбирательстве и охранявшие порядок на суде.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Централизация Русского государства во второй
половине XV в. привела к созданию общерусской денежной системы. При
Иване III удельные князья были лишены права выпуска собственных чеканных
денег, чеканка монеты превратилась в государственную регалию московского
великого князя. Была установлена общая для всего государства монетная
стопа, т. е. определено число монет, чеканящихся из гривенки, и вес
каждой отдельной монеты. Иван III распространил на все государство обращение
как московских монет
(«московок»), так и новгородских
(«новгородок») . Таким
образом, из элементов московского и новгородского счетов образовался
общерусский денежный счет.
Важным централизаторским мероприятием московского
правительства явилась денежная реформа 1535 года. Чеканка монет
была унифицирована, для всех русских городов устанавливалась единая монетная
система. Правительство учредило денежный (монетный) двор, руководители
которого непосредственно отвечали перед великим князем за добросовестность
чеканки. Монетная стопа значительно снизилась: число монет,
чеканившихся из малой гривенки, было увеличено с 260 до 300 новгородских и с
520 до 600 московских денег, следовательно, вес монет упал.
Существует мнение, что фактически реформа не устанивила
какого-то нового веса денег, а только узаконила уже существовавший, так как
русское правительство с 1462 по 1538 г. проводило последовательное снижение веса денег в целях получения добавочной экономии серебра —
фискальных доходов . В 1535 г. правительство предписало прекратить обращение
денег прежнего образца. Этой мерой правительство стремилось извлечь прибыль
из обмена новых денег меньшего веса на старые, которые оно должно было
получить от населения, чтобы перелить их в серебро .
Общему укреплению финансов соответствовала и политика
правительства централизованного государства по отношению к феодальному иммунитету.
В период удельной раздробленности значительное число светских и духовных
феодалов пользовалось широкими податными льготами. Правительства Ивана III и
Василия III повели весьма решительную борьбу против податных привилегий
иммунистов.
В жалованных грамотах Ивана III не часто удается найти
освобождение от главных податей и повинностей, причем крайне редко
встречается освобождение от дани, которая во второй половине XV в была еще основным.
налогом. Иван III предпринимал попытки ограничить наиболее щед рые жалованные
грамоты своих предшественников, аннулируя статью о неуплате дани.
Политика правительства Василия III по отношению к податному
иммунитету была еще более последовательной. Выдача
тарханных (т. е. освобождавших от уплаты налогов) грамот светским
землевладельцам прекратилась уже в 1506 г Эта дата является важной вexoй в истории феодального податного иммунитета. В 1507 г. Василий III аннулировал статьи некоторых старых монастырских тарханных грамот о неуплате
основных пошлин.
В дальнейшем правительство Василия III чрезвычайно редко
выдавало монастырям грамоты с широкими податными льготами. Игключение было
сделано только для осоею привилегированного при Василии III монастыря—
Иосифо-Волоколамского§ и некоторых других .
Правительство Елены Глинской в своем отношении к
феодальному иммунитету в целом следовало политике Василия III. В жалованных
грамотах, выданных монастырям Еленой Глинской, обычно отсутствует
освобождение от главных прямых налогов — яма, посошной службы и городового дела
Последующие боярские правительства порвали с централизаторской политикой
Василия III и Елены Глинской в области феодального иммунитета.
Особенно усилилась выдача монастырям щедрых тарханных
грамот в конце 1538—1540 гг. ив 1542г., т. е. с приходом к власти князей
Шуйских. Обеление монастырских вотчин от налогов (ямских денет, городового
дела, посошной службы и др.) заставляло боярские правительства усиливать
финансовый нажим на черное крестьянство и посад, что вело к росту
недовольства в народных массах боярскими временщиками. В среде посадских
людей в этот период наблюдалось особенно интенсивное перераспределение
промыслов: «слабые» в экономическом отношении хозяева, будучи не в состоянии
справиться с «государевым тяглом», продавали свои промыслы более «сильным».
Эти сделки фиксировались в так называемых «отступных посильных» грамотах. Не
случайно их основная масса падает именно на время боярской реакции, а с 1550 г. они исчезают. Своего апогея политика щедрого обеления монастырских вотчин достигла в 1546—1548
гг.