Показывает ли мрт умственную отсталость
Умственная отсталость — это расстройство развития, связанное с нарушением когнитивного функционирования ниже среднего уровня и дефицитом адаптивного поведения. Если говорить более точно, умственную отсталость нельзя называть задержкой развития или задержкой психического развития, посокльку последнее обычно фиксируется до трех лет. Умственная отсталость обычно соответствует коэффициенту интеллекта (IQ) <70 и имеет распространенность около 2–3% в общей популяции населения. В течение нескольких десятилетий уже было известно, что умственная отсталость может быть результатом как вредных факторов окружающей среды, так и генетических факторов в процессе развития . Оба эти фактора могут влиять на толщину коры. С другой стороны, генетические факторы могут играть и решающую роль в патологическом развитии коры. Фактически, было обнаружено, что мутации в некоторых генах, участвующих в этиопатогенезе умственной отсталости, такие как ген X хрупкой хромосомы умственной отсталости 1, олигофренин 1, р21-активированная киназа и фактор обмена ро-гуаниновых нуклеотидов 6, прямо или косвенно влияют на ламинарную организацию, «руководство направлением аксонов» и правильное «подключение» нейронов друг к другу.
Основная причина умственной отсталости часто остается неясной, несмотря на обширные клинические исследования. На основе методов магнитно-резонансной томографии in vivo было проведено множество исследований с целью выявления структурных нарушений головного мозга у пациентов с умственной отсталостью. Большинство из этих исследований были выполнены вполне качественно и были сосредоточены на изменениях белого вещества у пациентов с умственной отсталостью, в то время как изменения коры головного мозга изучены в меньшей степени. Количественный анализ целостности коры с измерением толщины коры может дать новое понимание патологии серого вещества при умственной отсталости. Количественные исследования необходимы для дальнейшего изучения структурных нарушений мозга у пациентов с умственной отсталостью. Согласно нейропатологическим исследованиям, патология умственной отсталости связана с потерей нейронов и дисгенезом во множестве областей коры мозга. Таким образом, количественные карты целостности коры мозга пациентов с умственной отсталостью могут способствовать пониманию патогенеза этого расстройства.
При исследовании коры мозга сегодня рекомендуется проводить не ручную и достаточно трудоемкую обработку отдельных регионов коры (ROI) , а автоматизированную морфометрию на основе вокселей (VBM). Кроме того, методы, основанные на ROI, должны априори определять область интереса и ограничивать выявление изменений в других местах коры головного мозга. Недавно были разработаны усовершенствованные подходы к обработке изображений для измерения толщины кортикального слоя путем вычисления расстояния между серым веществом и поверхностями белого вещества по всей кортикальной мантии. Действительно, толщина коры является более прямым и биологически значимым измерением, которое может отражать размер, плотность и расположение клеток. Отношения между толщиной коры и IQ также исследовались многими исследователями для определения нейроанатомических субстратов человеческого интеллекта.
Замечено, что у пациентов с умственной отсталостью значительно уменьшена толщина кортикального слоя во многих областях мозга. Наиболее часто эти области включают в себя: двухстороннее поражение извилин ( лингвальная, веретенообразная, парагиппокампальная, височный полюс) , левую нижнюю височную извилину, правую латеральную орбитофронтальную кору и правую прецентральную извилину. Некоторые исследователи пациентов с задержкой умственного развития показали значительное уменьшение регионального объема серого вещества в затылочных долях, лобных долях, правой височной доле и двусторонней теменной доле. Интерпретация таких результатов, однако, затруднительна, учитывая, что на этапе сглаживания VBM могут использоваться структуры, которые находятся в непосредственной пространственной близости, но не тесно связаны анатомически. Кроме того, интерпретация различий, полученных с помощью VBM, может быть затруднена, поскольку она не измеряет фактическую физическую характеристику напрямую.
Более низкие региональные объемы серого вещества также отмечались в парагиппокампальной извилине и прецентальной извилине у пациентов с синдромом ломкой Х хромосомы по сравнению с обычно развивающимися мальчиками. Напомним читателю моего Блога , что парагиппокампальная извилина и лингвальная извилины участвуют в пространственной обработке информации, а также в кодировании новизны и памяти. Активации в парагиппокампальной извилине, лингвальной извилине, веретенообразной извилине и нижней височной извилине были задокументированы во многих исследованиях рабочей памяти. Таким образом, наблюдаемое уменьшение толщины кортикального слоя в этих регионах может быть связано с дефицитом рабочей памяти, о котором часто сообщалось при умственной отсталости.
Классически, развитие центральной нервной системы делится на три основных этапа: генерация нейронов, миграция и дифференциация / созревание. Аберрации на одном или нескольких из этих этапов могут иметь долгосрочные последствия для целостности более высоких когнитивных способностей. Во многих исследованиях сообщалось о нарушениях развития у пациентов с умственной отсталостью. В своем обзоре G. Schaefer et al. ( 1999 ) описал общие пороки развития головного мозга, связанные с нарушениями развития у пациентов с умственной отсталостью. У пациентов с неклассифицированной умственной отсталостью во многих исследованиях сообщалось об уменьшении количества и длины дендритных ветвей, а также о аберрантной морфологии и количестве дендритных шипов. Возможно , в качестве альтернативы, наблюдаемое уменьшение толщины кортикального слоя у пациентов с умственной отсталостью может быть вторичным следствием недостаточного вклада в определенные области мозга, вызванного первичными аномалиями белого вещества.
Используя различные методы нейровизуализации, аномалии белого вещества интенсивно исследовались у пациентов с умственной отсталостью. Например, во многих исследованиях МРТ сообщалось об аномалиях мозолистого тела и изменениях белого вещества у пациентов с умственной отсталостью. Исследования диффузионной тензорной визуализации также показали, что у пациентов с умственной отсталостью фракционная анизотропия значительно ниже, чем у здоровых людей во многих трактах белого вещества. Следовательно, очаговое повреждение белого вещества и его связности у пациентов с умственной отсталостью может быть причиной уменьшения толщины коры в соответствующих областях коры головного мозга.
При умственной отсталости уменьшение толщины коры может быть вызвано различными механизмами. Во-первых, уменьшение толщины коры может быть связано с первичными гистопатологическими аномалиями развития, включая дефектную генерацию или миграцию нейронов, плотность клеток и микроколоночные изменения.
Уменьшение толщины кортикального слоя может быть анатомическим субстратом для нарушения когнитивного функционирования и дефицита адаптивного поведения у пациентов с умственной отсталостью. Толщина кортикального слоя может быть суррогатным маркером при клинических испытаний нейропротекторных препаратов.
Категория сообщения в блог:
Диагностическая категория первазивное (распространяющиеся) расстройства развития (PDD) относится к группе из пяти расстройств: аутизм, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство, синдром Аспергера и первазивное расстройство развития, не указанные иным образом (PDD-NOS), , которое включает атипичный аутизм. Изменение ЭЭГ и судорожный синдром считаются очень частыми находками у больных с расстройствами аутистического спектра с коморбидной умственной отсталостью.
Наиболее частые типы приступов включают генерализованные тонико-клонические, атипичные, сложные частичные и миоклонические приступы. Эпилептические приступы у больных аутизмом показывают два пика во время развития ребенка , один до 5 лет, а другой — после 10 лет. Почти у 15–20% пациентов с аутизмом без эпилепсии наблюдаются пароксизмальные нарушения ЭЭГ. Клиническое значение эпилептиформных комплексов на ЭЭГ без явных клинических проявлений судорожного синдрома неясно, но они могут вызывать когнитивные нарушения и сопровождаться неадекватным поведением. Эпилептиформные записи ЭЭГ при других психоневрологических расстройствах у детей, таких как дефицит внимания / гиперактивность, также могут быть фиксироваться (6,1%) по сравнению со здоровыми детьми школьного возраста (3,5%). Совокупный риск развития эпилепсии у пациентов с умтсвенной отсталостью к 15-летнему возрасту составляет 13%, в основном в зависимости от наличия сопутствующих нарушений, таких как церебральный паралич. В отсутствие связанных с этим нарушений и постнатальных травм риск оказывается намного ниже (3,9%). Тем не менее, уровень эпилепсии при тяжелой умственной отсталости превышает 60%.
Магнитно-резонансная томография (МРТ) является часто используемым инструментом исследования аутизма, который дает ценные клинические данные, причем нарушения , выявленные с помощью МРТ могут встречаться у 25–45% пациентов с аутизмом, однако, эти нарушения не всегда требуют лечения. Одно из исследований показало, что аномалии ЭЭГ и МРТ могут быть такими же частыми (почти 25%) у пациентов с PDD-NOS, как и у пациентов с аутизмом.
Более редкая частота нарушений ЭЭГ может быть связана с более ранним возрастом больных детей (6 лет или моложе — 53,1%). Известно, что судороги более распространены у подростков и пациентов юношеского возраста. В большинстве случаев исследователи не обнаружили никакой связи между аномалиями МРТ и тяжестью умственной отсталости. У пациентов с легкой и средней степенью интеллектулаьной недостаточности более высокие показатели аномалий ЭЭГ, чем у пациентов без умтсвенной отсталости , но у пациентов с тяжелой формами последней был более высокий уровень аномалии ЭЭГ, чем у пациентов с более легкой интеллектуальной недостаточностью .
Нарушения МРТ, обнаруженные у 12,3% пациентов с задержкой психического развития , проявляются нерезко выраженной атрофией коры и двусторонней перивентрикулярной лейкомаляцией. Выявленные нарушения на ЭЭГ являются очаговыми (активными) эпилептиформными и пароксизмальными нарушениями, которые часто выявляются в правой и левой височной коре и смежных корковых структурах. Можно предположить, что очаговые и мультифокальные пароксизмальные нарушения ЭЭГ распространены в центрально-теменно-височных областях, и что височная кора может играть важную роль в патогенезе аутизма. Общий дефицит внимания при аутизме, который является основным симптомом, может быть связан с медиальной дисфункцией височной доли. Однофотонная эмиссионная компьютерная томография и позитронно-эмиссионная томография также предполагают медиальное вовлечение височной доли. Посмертные и нейровизуальные исследования выявили аномалии в передней части поясной извилины и мозжечка при задержке психического развития, в частности, сочетающемся с явным аутизмом. Исследователями не было выявлено существенных различий в частоте нарушений ЭЭГ и МРТ у пациентов с акушерскими осложнениями или без них при умственной отсталости. Наиболее частые нарушения МРТ могут быть связаны с гипоксически-ишемической энцефалопатией, а височная кора и смежные корковые структуры являются наиболее частыми местами локальных активных нарушений эпилептической и пароксизмальной ЭЭГ.
Категория сообщения в блог:
А мы сделали ребенку МРТ и нам сказали, что все хорошо.
Некоторые родители детей с аутизмом, РАС, и прочими связанными диагнозами часто задают нам вопрос:
Вот вы говорите, что причина болезни – в органическом поражении мозга. А мы сделали ребенку МРТ и нам сказали, что все хорошо.
Давайте поговорим, все ли показывает МРТ, и действительно ли там все хорошо.
Что именно показывает МРТ?
Любая методика исследования имеет какие-то доказанные рамки, в которых на нее можно полагаться. Известно, что какие-то проблемы лучше можно увидеть на КТ, некоторые на МРТ, а некоторые – вообще на УЗИ.
Опытные врачи обычно знают, какие методы и когда лучше всего использовать и какую информацию можно из них получить.
Я приведу пример: онкологические больные (по крайней мере, в Израиле) проходят регулярную проверку с помощью МРТ. Пока все хорошо, то этого достаточно. Если вдруг есть какие-то подозрения на изменения, то больного направят на контрастную или, хотя бы, обычную КТ.
То есть: МРТ не показывает изменения в мозге аутиста в первую очередь потому, что для определения этих отклонений требуются какие-то другие методики.
Качество прибора МРТ
На самом деле, МРТ во многих случаях показывает отклонения (не все, но самые «выдающиеся»), но то, насколько легко их распознать, зависит от качества самого прибора.
Есть мнение, что для диагностики поражения костей качество томографа не так важно. Хотя и здесь есть много случаев, когда разрешающая способность аппарата критична, чтобы определить, например, трещину в кости.
Тем более для оценки мягких тканей и головного мозга качество аппарата становится решающим. Наиболее эффективными и современными аппаратами считаются те, которые обладают мощностью в 1,5 или 3 Тесла. Благодаря им удается получить хорошо детализированные изображения, дающие наиболее полное представление о том, что происходит в организме пациента с магнитно-резонансной точки зрения.
Действительно ли МРТ ничего не показывает?
Да, МРТ хорошо показывает определенные виды поражений и не показывает другие. Если у больного есть глиомы или еще какие-то ярко выраженные повреждения, то их будет хорошо видно. Но, к сожалению, МРТ совершенно не годится, чтобы показывать изменения во внутренней структуре мозга.
Но даже когда на МРТ нет ярко выраженных поражений, часто все же можно сделать определенные заключения, исходя из правильности представленной анатомии.
Вот стандартное описание того, как выглядит снимок МРТ здорового человека:
МРТ головы помогает получить снимки, на которых ткани обозначены затемнениями и просветлениями. Ткани мозга имеют серый цвет. Протекающие церебральные жидкости отображаются в виде ручейков светло-серого оттенка. Черные полости на изображении — это внутримозговые синусы.
Если все области головного мозга развиты правильно, то интенсивность сигнала, полученного от томографа, будет одинаковой. У здорового человека желудочковая система должна иметь нормальные размеры. Любое ее расширение или уменьшение считается отклонением. В норме должно быть и периваскулярное, и субарахноидальное пространство. Обращают внимание на состояние борозд и извилин. В них не должно быть никаких отклонений.
фото из открытых интернет-источников
То есть если мы видим выраженную асимметрию или отсутствие каких-то элементов на снимке МРТ, то проблема, скорее всего, есть.
Структура самого мозга также должна находиться в пределах нормы. Он не должен быть смещен. Нормальный размер должны иметь глазницы, слуховые проходы и носовые пазухи. В мозговых тканях не должно наблюдаться никаких диффузных или очаговых изменений. Если МРТ мозга получилось неточным, то есть изображение не имеет достаточной четкости, то врач принимает решение о повторном исследовании. Люди могут пошевелиться во время процедуры, от этого снимок и получается смазанным.
Также существует МРТ с контрастом, которое позволяет определить еще больше деталей.Неоднократно мы встречались со случаями, когда на снимках МРТ четко видно отсутствие одного из желудочков, сильное сужение или сильное уменьшение каких-то элементов. При этом в заключении расшифровщика стояло «без отклонений». Поэтому когда родители говорят, что МРТ ничего не показало, мы просим принести сами снимки, а не заключение.Конечно, бывают и дети с идеальным МРТ, у которых, тем не менее, аутизм. Про таких детей известно, что проблема должна решаться легче, чем у тех, у кого на МРТ четко видны отклонения.
Какие анализы информативны?
Вывод из всего вышесказанного: обычный МРТ не предназначен для выявления тех органических нарушений, которые наличествуют в мозге людей с аутизмом.Возникает вопрос: а какие анализы наиболее информативны?С нашей точки зрения, именно для аутизма наиболее эффективна электроэнцефалография (ЭЭГ). Дневная и ночная. Она показывает функциональные особенности мозга. Например, если у ребенка отсутствуют какие-то фазы сна, то его состояние тяжелее, чем у другого ребенка, у которого все фазы сна на месте.Другим очень информативным средством анализа мог бы являться электронный микроскоп, но сегодня нет технологий, позволяющих применить его на живых людях.Вообще, любой анализ, выполненный по доказанной технологии, несет какую-то информацию, которая будет полезной при лечении.Очень много полезного о ребенке можно узнать по анализам крови.Поэтому мы обычно просим привозить к нам:
- — результаты ЭЭГ
- — результаты МРТ (если есть)
- — полный анализ крови, включающий функции систем организма, биохимию, иммунологию и все остальное, что родителям удастся для ребенка добыть.
НАШ САЙТ:
BEER DAVID ЦЕНТР ЕВРЕЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ
****************************************************************
Группа в Facebook
Группа в ОК
Группа ВК
Станица в ЖЖ
Блог в Яндекс.Дзен
ЮТУБ-КАНАЛ BEER DAVID Центр Еврейской Медицины
Я обьясню для чего надо МРТ, только вы в обморок не падайте, ладно. Чтобы исключить новообразования или органические поражения мозга. Скорее всего, будет все в норме, но…. Еще очень информативен доплер. Он показывает кровоток. Т.е должно сколько прибыть, столько и убыть, если прибыло больше, а убыло меньше — застойные явления. Вам бы еще биохимию сделать и исследования на аминокислоты, т.к. недостаток некоторых аминокислот снижает активность мозговой деятельности.
К невропатологу идти надо, а самое главное — найти специалистов и загрузить ребенка по самые уши занятиями. Дома, в развивающем или реабилитационном центре, у частного педагога, в саду. Если сад умывает руки — послать к такой-то… Не тратить время на «быть с детками», а все время и какие только возможно средства на педагогов и реабилитологов. Скачайте или купите книги Августовой и Нуриевой. Посмотрите, что Вам легче будет применять с ребенком. У меня есть скачано, могу на почту кинуть по развитию речи что-то. Удачи.
19.11.2007 17:32:28, Тюля
Скажите пожалуйста, а что за исследование на аминокислоты и где таким вопросом занимаются?
18.03.2012 13:02:37, Ольга, мама Макса
Вот здесь, например, посмотрите:
18.03.2012 16:15:13, мама-аня
А можно и мне на почту книги в электронном виде? Почта vita1234@yandex.ru
Спасибо
20.11.2007 17:13:27, vtta
Я сейчас попробую отправить, а Вы мне на почту напишите, что больше всего надо, а то у меня уже накопилось приличненько)) То, что можно найти на Аутизм.ру тоже переслать?
20.11.2007 17:35:49, Тюля
+1 Занятия, занятия, занятия.
19.11.2007 20:38:38, СветланаЮ
Нам вообще ничего не дало ни ЭЭГ, ни МРТ, поэтому присоединяюсь к вопросу — куда еще сходить?
У нас диагноз невролога — орг.поражение ЦНС, ЗПР, и много гипер… (активность, динамика, кинез):) + психиатр ставит госпитальный аутизм. А результаты всех обследований нормальные! ничё не понимаю:)
19.11.2007 16:05:27, Илона (Иж)
Илона, а почему госпитальный аутизм? Вы имели какие-то проблемы со здоровьем? У меня не праздный интерес — у меня сейчас два таких ребеночка, официального диагноза нет, только мои подозрения. Можете почтой, если здесь не хотите. И, сорри, если обидела любопытством.
19.11.2007 17:35:05, Тюля
Маша, а улучшение в речи есть? Вот у моего до нормы очень далеко, но улучшение есть. Долго описывать его речь, но прогресс идет. Невропатолог тоже ничего не видит криминального в ребенке
19.11.2007 15:51:33, ex_muha
Есть конечно. Но до нормы все равно еще как до луны.
19.11.2007 18:49:44, Красно Солнышко
моему тоже сильно как до луны. Но прогресс за год колоссальный. От 5-6 слов непонятных никому к развернутой фразе, правда все равно мало кому понятной.
19.11.2007 19:10:31, ex_muha
Аналогично. За год от нескольких слов к развернутой, но мало кому понятной, с наличием агроматизмов, фразе.
Но это же не норма, все равно 🙁
19.11.2007 19:39:50, Красно Солнышко
ОФФ: Вы сейчас, видимо, в том же положении что и мы. Так похоже. Мы до этого тоже делали узи родничка и все было в норме… А сейчас вот есть очевидная ЗПРР и ОНР 1 степени… Побежали по невропатолагам… Эх… Удачи вам! Надеюсь все сгладиться.
19.11.2007 14:09:34, Pupper
А сколько Вашему? Судя по реге, только 2, а на фото такой очаровательный бутузик))
19.11.2007 17:38:36, Тюля
Ой, заглянула в регу… странно у меня вообще то до этого был 2004 год рождения — точно помню… странно а сейчас 2005 стал. Ону меня с 2004 сейчас исправлю. Так что нам уже 3,5 даже чуть побольше. А то что очаровательный так это все говорят. Мол, ну как же так, такой мальчик хороший, глазки умненькие а ничего не понимает)))) и не говорит. Весь в своих делах.
21.11.2007 14:44:52, Pupper
Он такой бубочка, даже для 3.5. Мишка тоже был побольше одногодок, но ел не очень. А мальчишки, которые у меня в школе все такие мелкие, что просто непонятно сколько им — 2,5, 3, а им почти 4 всем))
21.11.2007 17:42:26, Тюля
Глянула на возраст. Вы еще маленькие 🙂 В вашем возрасте у меня ребенок вообще не говорил. Ставили даже сенсорную алалию. Слух проверяли потому что было подозрение, что речь не понимает. А ОНР 1-2 степени ставят сейчас, когда ребенку уже больше четырех. И пробег по нервопатологам у нас уже по второму кругу 🙂 Так что не все так плохо у вас. Удачи!
19.11.2007 14:20:50, Красно Солнышко
Ну не знаю насколько уж плохо… но нас уже из обычного сада хотят в спец переводить, типа не обучаемый, на занятиях не занимается, не разговаривает… Но у нас подозревают моторную алалию. Но если учесть что он такие слова как салют говорит абсолютно чисто, то навряд ли тут моторная алалия. Скорее аутизм на мой взгляд. Но это отдельная песня… Мы сейчас по первому разу бегаем по всем врачам. Все руками разводят. Все в норме, а не говорит… И не занимется…
Ой, в общем и вам удачи в борьбе за чистоту диагноза и правильности лечения.
19.11.2007 14:26:14, Pupper
Следите за терминами! «Необучаемый» — это тот, кого не берут НИ В КАКОЙ САД
19.11.2007 15:23:35, ANNA_UA
Ну это я естественно сгущаю краски, но у меня уже просто нервов не хватает на этих воспитателей. «У вас трудный ребенок, он трудно обучаемый, программа нашего сада на таких детей не рассчитана» ((( даже не хотят нам дать время хотя бы следующего года…
19.11.2007 16:05:41, Pupper
Я тут наблюдала интересный способ исключения моторной алалии. Ребенка попросили одновременно одну руку сжать в кулак а другую наоборот расжать, пальцы растопырить. И так несколько раз менять руки под счет. Мой легко справился. Попробуйте 🙂
19.11.2007 14:59:04, Красно Солнышко
Мой и оба сразу сжать то не может, когда просят… сначала не понимает что надо, потом когда до него доходит отказывается делать, на перекор… Так что проверить тяжело. ((( Но говрят что моторная алалия должна быть видна по результатам исследования мозга. Что эти поражения речевых центров сразу видны. Так что будем искать.
19.11.2007 15:05:25, Pupper
Так я не знаю что мой мог полтора года назад.
И многое действительно просто не хочет.
Вплоть до того, что какого то момента, как только занятие ему надоедает, специально говорит наоборот. Показывает на морковку, говорит что это арбуз и смеется паршивец.
19.11.2007 15:12:23, Красно Солнышко