Понятие и содержание иммунитета государства курсовая
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
I. Понятие и виды иммунитета | 4 |
1.1 Юрисдикционный иммунитет | 6 |
1.2 Иммунитет собственности | 9 |
II. Международно-правовые основы | 14 |
2.1 Правовая природа и | 14 |
2.2 Отказ от иммунитета | |
2.3 Основные доктрины иммунитета | |
2.4 Законодательное регулирование | |
2.5 Тенденции развития | |
Заключение | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
ВВЕДЕНИЕ
Международное сотрудничество
многообразно по формам, сферам осуществления,
реализуется различными видами субъектов,
среди которых выступают и
государства. Причем нередко последние
не только выступают в качестве субъектов
властных отношений, т. е. межгосударственных
отношений публично-правового характера,
регулируемых международным правом,
но и вступают в цивилистические
отношения имущественного либо неимущественного
порядка, являющееся международными частноправовыми
отношениями и подпадающими под
действие международного частного права.
Иммунитет государства один
из краеугольных институтов международного
частного права, определяющих правовое
положение государства в международных
сделках и вообще в частноправовых
отношениях международного характера.
Иммунитет, в соответствии с которым
государство при осуществлении
им гражданско-правовых актов с субъектами
национального права иностранных
государств не подсудно иностранным
судам, не подчиняется действию иностранных
законов, освобождается от обеспечительных
и принудительных мер по иску и
исполнению судебного решения, а
также ареста и реквизиции собственности,
принято обосновывать обычно-правовой
нормой, вытекающей из принципов суверенного
равенства и уважения суверенитета
государств, действующих в международном
частном праве.
В курсовой работе мне хотелось
бы отразить понятие, правовую природу,
виды юрисдикционного иммунитета, рассмотреть
содержание основных доктрин иммунитета,
определить основные современные проблемы
данного вопроса.
I. Понятие и виды иммунитета
государства
Термин «иммунитет» происходит
от латинских слов — прилагательного immunus
(свободный от чего-либо, освобожденный)
и существительного immunitas (освобождение
от налогов, от службы и т.п.).
Само понятие «иммунитет
государства» сложилось в международном
праве сначала в качестве обычной нормы,
а затем стало определяться судебной практикой,
законодательством и международными договорами.
Иммунитет иностранного государства,
существующий в международных отношениях,
отличается от иммунитета государства
от предъявления к нему исков в его собственных
судах. Установление последнего и определение
его пределов входит исключительно в сферу
компетенции государства и определяется
только его законодательством и международными
договорами, заключенными этим государством.
Наиболее емко и сжато
характеристика правового содержания
иммунитета выражена в известных
еще со времен римского права юридических
максимах: «par in parem non habet imperium» («равный
над равными власти не имеет»), «par
in parem non habet jurisdictionen» («равный над
равным не имеет юрисдикции»).
Государство может выступать
во внешней сфере в различных
категориях отношений. Во-первых, его
партнерами могут быть другие государства
или международные организации.
Они могут заключать международные
договоры о предоставлении и получении
займов, уступке территории, заключать
военные и политические союзы и др. Во-вторых,
государство может вступать в разнообразные
имущественные отношения с иностранными
юридическими и физическими лицами (например,
приобретать участки земли для расширения
территории посольства или миссии, сдавать
в концессию участки недр для разработки
полезных ископаемых на своей территории,
сдавать в аренду принадлежащие ему здания
и сооружения, находящиеся как в собственной
стране, так и на территории иностранного
государства, заказывать работы, товары
и услуги и т. п.). Во всех этих случаях государство
участвует в таких отношениях, в которых
могли бы действовать и любые другие субъекты
гражданского или торгового права
Специальный комитет Конференции
в Сан-Франциско, созданный для
разработки проекта ст.2 Устава ООН,
дал такое толкование суверенитета,
имеющее фундаментальное значение
для понимания иммунитета: «Под «суверенным
равенством» понимается следующее:
а) государства юридически равны; б)
каждое государство пользуется
неотъемлемым правом полного суверенитета;
в) личность государства пользуется
уважением, правом на территориальную
целостность и политическую независимость;
г) каждое государство должно честно
исполнять свой долг и свои обязанности».1 Из этого следует, что ни одно
государство не может осуществлять в отношении
другого государства какие-либо меры принуждения,
не совместимые с суверенитетом государства,
даже если оно действует на иностранной
территории. Принципы суверенного
равенства и уважения суверенитета закреплены
во многих последующих международных
документах: Декларации ООН о принципах
международного права, касающихся дружественных
отношений и сотрудничества между государствами
1970 г., Заключительном акте Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе
1975 г., Парижской хартии для новой Европы
1990г. и др.
В международной практике
применяются более узкое понятие «юрисдикционные
иммунитеты» и более широкое понятие «иммунитет
государства и его собственности», поскольку
не всегда вопрос об иммунитете имущества
государства возникает в связи с рассмотрением
какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты
связаны между собой, потому что их основа
одна – суверенитет государства, который
не позволяет применять в отношении государства
какие-либо принудительные меры. Юрисдикционные
иммунитеты государств и их собственности
получили общее признание в качестве одного
из принципов обычного международного
права.
- Юрисдикционный иммунитет государства
Под государством в Конвенции
ООН о юрисдикционных иммунитетах
государств и их собственности понимается
«государство и его различные органы управления;
составные части федеральных государств»,
учреждения государств «либо другие образования
в той мере, в какой они правомочны совершать
и фактически совершают действия в осуществление
суверенной власти государства».
Признание иммунитета государства
не означает, что вообще нельзя рассматривать
спор по сделке, заключенной с государством,
или же что нельзя вообще предъявить
иск о возмещении вреда к иностранному
государству. Речь идет о том, что
иск к государству теоретически
надо предъявлять в судах этого
государства. На практике иски по сделкам
обычно рассматриваются в международных
коммерческих арбитражных судах. Следует
подчеркнуть и другое: признание
иммунитета ни в коей мере не должно
состоять в освобождении государства
от выполнения принятых им на себя обязательств
или в освобождении государства
от ответственности за неисполнение
обязательств.
В теории и практике государств
обычно различают несколько видов
иммунитета: судебный, от предварительного
обеспечения иска и от принудительного
исполнения решения. Понятие юрисдикционных
иммунитетов является общим для этих трех
видов.
Судебный иммунитет заключается
в неподсудности одного государства
судам другого государства Без
согласия государства оно не может
быть привлечено к суду другого государства.
Причем не имеет значения, в связи
с чем или по какому вопросу
государство намереваются привлечь
к суду.
Каждое государство имеет
право искать в суде, т. е. само предъявить
требование в суде иностранного государства
к физическому или юридическому
лицу. Однако заявление иска к государству
в иностранном суде, как правило,
невозможно, если только само государство
не согласилось на подчинение юрисдикции
соответствующего государства. Такое
согласие может быть выражено индивидуальным
актом, т.е. выдано специально применимо
к данному случаю.
Правило о непредъявлении
иска в суде к иностранному государству
распространяется на все категории
исков, будь то иски, заявляемы непосредственно
государству – in personam (т.н. прямые иски),
или косвенные иски – in rem, когда
требование связано, например, с имуществом,
принадлежащим государству. Типичным
примером в этом плане являются требования
по поводу государственных морских
или воздушных судов.
Иммунитет от предварительного
обеспечения иска. Согласно иммунитету
суд, рассматривающий частноправовой
спор с участием иностранного государства,
не вправе применять любые меры по
предварительному обеспечению иска,
так как такие меры носят принудительный
характер. Часто меры по обеспечению
иска рассматриваются и принимаются
судом еще до возбуждения и
слушания дела с участием государства.
В любом случае, если такие меры
касаются государства и его собственности
(арест государственных счетов в
иностранных банках, опись имущества,
ограничение права государства
пользоваться своим имуществом и
пр.), то с точки зрения иммунитета
они не допустимы.
Иммунитет от принудительного
исполнения решений иностранного суда.
В отношении государства и
его собственности не могут быть
приняты какие-либо принудительные
меры по исполнению иностранного (арбитражного)
решения любыми органами этого и
любого другого иностранного государства.
Однако в ходе многолетней
практики выработались определенные исключения
из этого правила, которые позволяют,
в случае отказа иностранного государства
от исполнения судебного решения, применять
принудительные меры в отношении
собственности последнего. Даже, если
государство добровольно приняло
участие в иностранном судебном
процессе, решение может быть выполнено
им только добровольно. Например, меры
по исполнению судебного решения
могут применяться в случае добровольного
согласия иностранного государства на
осуществление принудительных мер, выраженного
в международном соглашении, в письменном
контракте или в заявлении на судебном
разбирательстве по конкретному делу.
Следует отметить, что одно лишь согласие
иностранного государства на осуществление
юрисдикции еще не предполагает его согласия
на применение принудительных мер в отношении
его собственности по решению суда. Иными
словами, для применения мер по исполнению
или обеспечению судебного решения суд
должен получить отдельное согласие
иностранного государства.
Иммунитет от действия законодательства
иностранного государства. Этот вид
иммунитета обеспечивается такими составными
частями суверенитета, как независимость
и равенство государств. Действительно,
если государство независимо и обладает
верховенством, то невозможно без его
согласия подчинить его действия
иностранному закону, кроме собственного.
Действия государства определяются
его внутренним правопорядком и
нормами международного права, но никак
не законами другого государства. Отсюда
следует, что в гражданско-правовых
отношениях государство подчиняется
только собственному законодательству,
если оно не согласилось на иное.
Вследствие этого при заключении
государством частноправовой сделки с
иностранным физическим или юридическим
лицом в случае, если стороны не
определили применимое к их отношениям
право (т. е. отсутствовала явно выраженная
воля государства), договор будет
регулироваться нормами данного
государства.
Государство может согласиться
на применение к соответствующему гражданско-правовому
договору с его участием иного
правопорядка, нежели его собственный,
однако такое согласие должно быть
явно выраженным. При этом подразумевается,
что автономия воли сторон в таких
ситуациях должна трактоваться неограниченно.
Гражданско-правовое обязательство
суверена не может подпадать под
действие иностранного закона, если государство
не согласилось на выбор такого иностранного
правопорядка. С согласия государства
в сделке (договоре) могут быть сформулированы
изъятия из принципа иммунитета от подчинения
иностранному законодательству. В то же
время подобные исключения из общего правила
не могут трактоваться расширительно,
а должны реализовываться в строгом соответствии
с оговорками, сделанными непосредственно
в самом соглашении.
1.2 Иммунитет собственности
государства
Иммунитет собственности
государства означает правовой режим
неприкосновенности собственности, находящейся
на территории иностранного государства.
Юридическим содержанием данного
вида иммунитета является в конечном
итоге запрещение обращения взыскания
и принудительного изъятия имущества,
принадлежащего государству. Собственность
пользуется иммунитетом независимо
от наличия судебного разбирательства.
Она пользуется иммунитетом даже,
если находится во владении лица, которое
не обладает иммунитетом. Это предопределяет
выделение вопросов собственности в качестве
самостоятельного элемента содержания
иммунитета, что подтверждается судебной
практикой. Например, получившее признание
решение английского суда по делу судна
«Cristina» (1938г.) подчеркивает, что независимо
от того, является ли суверен стороной
в процессе или нет, суды не могут выносить
решение о захвате или задержании собственности,
которая ему принадлежит или находиться
в его владении или под его контролем.2 На такой позиции основываются
и международно-правовые акты.
Однако если собственность
государства используется в коммерческих
целях, то на нее не распространяются
положения об иммунитете собственности
государства, что предусматривается
и в разработанном Комиссией
международного права проекте статей
о юрисдикционных иммунитетах государства
и их собственности, и в законах об иммунитетах
иностранного государства, действующих
в ряде других государств.
В Великобритании, Канаде, США,
Австралии, Сингапуре иностранному
государству не предоставляется
иммунитет от исполнительных действий
в отношении собственности, которая
используется в торговых целях.
Ïîíÿòèå þðèñäèêöèîííîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà, åãî ïðàâîâàÿ ïðèðîäà è ñôåðà äåéñòâèÿ. Ñîäåðæàíèå îñíîâíûõ äîêòðèí èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Äåëî î «öàðñêèõ äîëãàõ». Ñïîð Ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ ñî øâåéöàðñêîé êîðïîðàöèåé. Ïðîáëåìû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â ÐÔ.
Ñîãëàøåíèå îá èñïîëüçîâàíèè ìàòåðèàëîâ ñàéòà
Ïðîñèì èñïîëüçîâàòü ðàáîòû, îïóáëèêîâàííûå íà ñàéòå, èñêëþ÷èòåëüíî â ëè÷íûõ öåëÿõ. Ïóáëèêàöèÿ ìàòåðèàëîâ íà äðóãèõ ñàéòàõ çàïðåùåíà.
Äàííàÿ ðàáîòà (è âñå äðóãèå) äîñòóïíà äëÿ ñêà÷èâàíèÿ ñîâåðøåííî áåñïëàòíî. Ìûñëåííî ìîæåòå ïîáëàãîäàðèòü åå àâòîðà è êîëëåêòèâ ñàéòà.
- ïåðåéòè ê ñêà÷èâàíèþ ôàéëîâ ðàáîòû
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ïîíÿòèå, öåëè è çàäà÷è þðèñäèêöèîííîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Ïðàâîìåðíûå èñêëþ÷åíèÿ äëÿ êîíêðåòíûõ ëèö. Ïðàâîâàÿ ïðèðîäà èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Ñôåðà äåéñòâèÿ èììóíèòåòà. Ôîðìû ïðîÿâëåíèÿ äèôôåðåíöèàöèè þðèäè÷åñêîãî óïîðÿäî÷åíèÿ ñîöèàëüíûõ ñâÿçåé.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [46,4 K], äîáàâëåí 26.06.2014
Ñóâåðåíèòåò ãîñóäàðñòâà êàê îñíîâàíèå ôîðìèðîâàíèÿ îñîáîãî ñòàòóñà ãîñóäàðñòâà — ó÷àñòíèêà îòíîøåíèé â ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå. Êîíöåïöèè î âèäàõ èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Ïîíÿòèå èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â çàêîíîäàòåëüñòâå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [29,0 K], äîáàâëåí 23.01.2007
Ðàñêðûòèå ñîäåðæàíèÿ è èññëåäîâàíèå ïðîáëåìû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèÿõ. Ïðàâîâàÿ îöåíêà äîêòðèíû ãîñóäàðñòâåííîãî àêòà êàê îñíîâàíèÿ èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Ïðèçíàíèå èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà îò þðèñäèêöèè èíîñòðàííûõ ñóäîâ.
ðåôåðàò [18,0 K], äîáàâëåí 09.08.2012
Òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû ê ïðîáëåìå èììóíèòåòà â áåëîðóññêîì ïðàâå. Àíàëèç ìåæäóíàðîäíûõ êîíâåíöèé, ïðåäìåòîì êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà, ñ ïîçèöèè èõ âëèÿíèÿ íà èíñòèòóò èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà è íà ñîäåðæàíèå èììóíèòåòà, êîòîðîå îíè çàêðåïëÿþò.
ðåôåðàò [24,6 K], äîáàâëåí 19.08.2012
Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå. Ïîíÿòèå è âèäû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà â çàðóáåæíîì çàêîíîäàòåëüñòâå è ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâûõ àêòàõ. Òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [35,8 K], äîáàâëåí 15.01.2016
Îñîáåííîñòè ïðàâîâîãî ïîëîæåíèÿ ãîñóäàðñòâà êàê ñóáúåêòà ìåæäóíàðîäíîãî ÷àñòíîãî ïðàâà. Ïîíÿòèå è ñîäåðæàíèå þðèñäèêöèîííîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Âèäû èììóíèòåòà (àáñîëþòíûé, ôóíêöèîíàëüíûé, îãðàíè÷åííûé èììóíèòåò) è èõ ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,1 K], äîáàâëåí 25.10.2013
Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíîì ãðàæäàíñêîì îáîðîòå. Îñíîâíûå âèäû ãðàæäàíñêèõ ïðàâîîòíîøåíèé ñ ó÷àñòèåì ãîñóäàðñòâà. Ïîíÿòèå èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà, èñòîðèÿ åãî âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ. Àíàëèç îñíîâíûõ òåîðèé èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [34,7 K], äîáàâëåí 30.11.2014
Îñîáåííîñòè ïðàâîâîãî ïîëîæåíèÿ ãîñóäàðñòâà êàê ó÷àñòíèêà ÷àñòíûõ ïðàâîîòíîøåíèé, îñëîæíåííûõ èíîñòðàííûì ýëåìåíòîì. Ðàññìîòðåíèå ïîíÿòèÿ èììóíèòåòà ñîáñòâåííîñòè ãîñóäàðñòâà. Õàðàêòåðèñòèêà äîêòðèí àáñîëþòíîãî, ôóíêöèîíàëüíîãî è îãðàíè÷åííîãî èììóíèòåòà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [32,6 K], äîáàâëåí 14.10.2010
Íîðìû áåëîðóññêîãî çàêîíîäàòåëüñòâà ïî âîïðîñó èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â ñîïîñòàâëåíèè èõ ñ íîðìàìè, ñîäåðæàùèìèñÿ â ìåæäóíàðîäíûõ êîíâåíöèÿõ è çàêîíîäàòåëüñòâå îòäåëüíûõ èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ. Òåîðèÿ àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ.
ðåôåðàò [23,0 K], äîáàâëåí 09.08.2012
Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå. Òåîðèÿ àáñîëþòíîãî è ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà. Ïðàâà è îáÿçàííîñòè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â ÷àñòíîïðàâîâûõ ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèÿõ. Òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ èììóíèòåòà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [25,9 K], äîáàâëåí 12.10.2014
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
Казанский
филиал
ФАКУЛЬТЕТ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ
СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ
ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине: Международное
частное право
на
тему: Виды иммунитета
государства и
их правовое регулирование
Выполнила: студентка
4 курса
Очного отделения 401 группы
Номер зачетной книжки
Научный руководитель:
Оценка:
Подпись преподавателя:
Казань,
2010г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава
I. Понятие иммунитета государства…………………………………….5
I.I.Правовая
природа иммунитета государства………………………………………………………………………..8
I. II. Сфера
действия иммунитета государства………………………………10
I.III. Содержание
иммунитета государства…………………………………..12
Глава
II. Виды иммунитета государства и их правовое
регулирование………………………………………………………………….17
II.I. Концепция
абсолютного иммунитета государства……………………..18
II. II. Концепция
ограниченного иммунитета государства………………….20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список
использованной литературы…………………………………………25
Введение
Международное сотрудничество многообразно
по формам, сферам осуществления, реализуется
различными видами субъектов, среди которых
выступают и государства. Причем нередко
последние не, только выступают в качестве
субъектов властных отношений, т. е. межгосударственных
отношений публично-правового характера,
регулируемых международным правом, но
и вступают в цивилистические отношения
имущественного либо неимущественного
порядка, являющееся международными частноправовыми
отношениями и подпадающими под действие
международного частного права.
Наряду с физическими и юридическими
лицами государства выступают
субъектом международного частного
права, и эта тенденция усиливается
в связи с глобализацией экономических
связей, например, аренда земельных
участков за рубежом для дипломатических
представительств, эмиссия ценных
бумаг, хранение денежных средств
в иностранных банках, инвестиционные
соглашения.
Государства, участвуя в частноправовых
отношениях с иностранным элементом
пользуется особым правовым режимом,
согласно ему само государство,
его собственность, сделки с
его участием не подчиняются
власти иностранного государства,
т. е. особенностью правового
режима государства в сфере
международного частного права
является наличие иммунитета
от иностранной юрисдикции.
Иммунитет государства
один из краеугольных институтов международного
частного права, определяющих правовое
положение государства в международных
сделках и вообще в частноправовых отношениях
международного характера. Иммунитет,
в соответствии с которым государство
при осуществлении им гражданско-правовых
актов с субъектами национального права
иностранных государств не подсудно иностранным
судам, не подчиняется действию иностранных
законов, освобождается от обеспечительных
и принудительных мер по иску и исполнению
судебного решения, а также ареста и реквизиции
собственности, принято обосновывать
обычно-правовой нормой, вытекающей из
принципов суверенного равенства и уважения
суверенитета государств, действующих
в международном частном праве.
В настоящее время тема выбранной
курсовой работы очень актуальна,
поскольку фундаментальной основой
для понимания иммунитета является
суверенитет государства, принципы
которого непоколебимы и нерушимы.
Цель курсовой работы — виды
иммунитета государства и их
правовое регулирование.
В своей курсовой работе мне хотелось
бы отразить понятие, правовую природу,
сферу действия иммунитета, виды юрисдикционного
иммунитета, рассмотреть содержание основных
теорий иммунитета, а также осветить некоторые
предложения специалистов по их решению.
Глава
I. Понятие иммунитета
государства
Государства достаточно
активно участвуют в различного рода частноправовой
деятельности международного характера
и выступают субъектами международного
частного права. При этом государство,
арендуя имущество, заключая иные сделки
на территории иностранного государства,
пользуется особым правовым режимом, согласно
которому государство, его собственность,
сделки с его участием не подчиняются
власти этого иностранного государства,
т. е. его юрисдикции. Следовательно, особенность
правового режима государства как участника
международной частноправовой деятельности
заключается в его иммунитете от иностранной
юрисдикции.
Юрисдикция вытекает из суверенитета
государства и означает его законодательную,
судебную, административную
власть; объем власти и сферу действия
власти(часто термин «юрисдикция»
используется в узком смысле
слова, как только судебная власть).
В данной главе «юрисдикция» будет использоваться,
как правило, в широком значении, но иногда
— в узком значении как судебная юрисдикция.
Юрисдикция осуществляется государством
в основном в пределах своей территории:
согласно своему суверенитету государство
подчиняет своей власти всех, кто находится,
и все, что на его территории. Для понимания
иммунитета государства необходимо отметить,
что юрисдикция бывает полной и ограниченной.
Полная означает, что государство обладает
властью предписывать определенное поведение
(например, нормами права, административными
распоряжениями и пр.) всем находящимся
на его территории и обеспечивать любыми
средствами реализацию своих предписаний.
Ограниченнаяозначает, что государство
обладает властью предписывать определенное
поведение, но оно ограничено по различным
причинам в использовании средств для
обеспечения реализации своих предписаний.
Неподчинение одного государства юрисдикции
другого никогда не означает полного отказа
этого другого государства от своей юрисдикции.
В отношении к иностранному государству
не могут быть применены принудительные
меры: по принудительному применению закона,
по принудительному привлечению к суду
и пр. Но это не означает полного правового
беспредела, не означает, что иностранное
государство может игнорировать право
государства, на территории которого оно
осуществляет деятельность. Напротив,
Венская конвенция о дипломатических
сношениях 1961 года прямо предписывает
всем государствам, его должностным лицам
осуществлять свою деятельность в соответствии
с законами государства, на территории
которого они находятся, а также соблюдать
местные традиции и обычаи. Иммунитет
включает в себя лишь неприменение принудительных
мер по осуществлению законов, административных
распоряжений, судебных распоряжений
и решений и пр.1
Исходя из этого можно дать определение
иммунитета государства, причем два варианта,
в зависимости от того, с позиций какого
государства его рассматривать, либо с
позиции государства, осуществляющего
деятельность на территории иностранного
государства, либо с позиции принимающего
государства. Термин «иммунитет» происходит
от латинских слов — прилагательного
imrnunus (свободный от чего-либо, освобожденный)
и существительного immunitas (освобождение
от налогов, от службы и т.п.).2
В целом
это будут две стороны одного
и того же явления.
1. Иммунитет
— это право государства на освобождение
от юрисдикции другого государства, т.
е. право на неприменение к нему принудительных
мер со стороны судебных, административных
и иных органов другого государства.
2. Иммунитет
— это частичный отказ государства
от осуществления своей юрисдикции, при
сохранении ограниченной, в отношении
действий и имущества иностранного государства,
т. е. отказ от применения принудительных
мер своими судебными, административными
и другими государственными органами
в отношении иностранного государства.
Итак, особенность
правового положения государства
как субъекта частноправовых отношений
международного характера сводится к
его праву на иммунитет. Причем важно подчеркнуть,
что далеко не во всех случаях участия
государства в международных
частноправовых отношениях оно обладает
правом на иммунитет. Об этом праве можно
говорить лишь тогда, когда данное частное
правоотношение каким-либо образом связано
с территориальной юрисдикцией иностранного
государства: или спор должен
быть рассмотрен в иностранном судебном
органе, или имущество, на которое
нужно наложить арест,
находится на территории
иностранного государства, или трудовой
договор с иностранцем осуществляется
на территории иностранного государства
и т. д. Если частноправовое отношение,
осложненное иностранным элементом,
стороной которого является государство,
осуществляется на территории государства-участника,
то в случае возникновения
спора он рассматривается правоприменительными
органами этого государства на общих основаниях,
и об иммунитете нет речи.
I.I.
Правовая природа иммунитета
государства
Для понимания иммунитета большое значение
имеет его правовое обоснование, его правовая
природа. На первом этапе становления
этого института суды обосновывали право
иностранного государства на иммунитет
международной вежливостью —comitas gentium..
Но уже в начале XIX в. американские суды
рассматривали иммунитет иностранного
государства как сложившийся международно-правовой
обычай.3 Причем исходила ли практика
из вежливости или из международно-правового
обычая, с самого начала существующей
судебной практики независимость, суверенитет
государства служили главным обоснованием
иммунитета. Оппенгейм в курсе международного
права выводит принцип иммунитета из начала
равенства государств, “вследствие чего
ни одно государство не может претендовать
на осуществление своей юрисдикции над
другим. Поэтому, хотя государства имеют
право искать в иностранных судах, к ним,
как правило, не могут быть предъявлены
иски, если только государства по собственной
воле не подчиняются юрисдикции означенных
судов. Это правило применимо не только
к искам, возбужденным непосредственно
против иностранных государств, но и к
косвенным искам; примером иска последнего
вида может служить вещный иск о судне,
находящимся во владении иностранного
государства”. Далее Оппенгейм подчеркивает,
что принцип судебного иммунитета есть
норма международного права, несоблюдение
которой влечет международную ответственность
государств.
Комиссия международного права, изучив
судебную практику и доктрину многих государств,
пришла к выводу о правовой природе иммунитета
государства: «Наиболее убедительные
аргументы в пользу иммунитета государства
можно найти в международном праве, которое
воплощено в обыкновениях и практике государств
принципами суверенитета, независимости,
равенства и достоинства государств. Все
эти понятия, видимо, взаимосвязаны и в
целом составляют прочную международно-правовую
основу иммунитета суверена. Иммунитет
происходит из суверенитета. Когда двое
находятся в равном положении, один не
может осуществлять суверенитет или власть
над другим: «par in parem imperium non habet».4
Само понятие «иммунитет государства»
сложилось в международном праве сначала
в качестве обычной нормы, а затем стало
определяться судебной практикой, законодательством
и международными договорами. Иммунитет
иностранного государства, существующий
в международных отношениях, отличается
от иммунитета государства от предъявления
к нему исков в его собственных судах.
Установление последнего и определение
его пределов входит исключительно в сферу
компетенции государства и определяется
только его законодательством и международными
договорами, заключенными этим государством.