Понятие военный корабль и его иммунитет

Основные принципы ММП:

1)Принцип свободы открытого моря (открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю;

Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями Конвенции 1982 и другими нормами МП (включает свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведения искусственных островов и других установок, допускаемых в соответствии с МП; рыболовства; научных исследований).

Все государства осуществляют эти свободы, учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

2)Принцип использования открытого моря в мирных целях (исключение применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств, в запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении мирного использования пространств Мирового океана).

Конвенция 1982 (открытое море резервируется для мирных целей — ст.88; правовой режим Конвенции должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях — Преамбула).

3)Принцип рационального использования морских ресурсов (совокупность мер по обеспечению оптимально устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимального снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами — Женевская конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958).

Все государства принимают меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан мер, которые окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст.117 Конвенции 1982).

4)Принцип предотвращения загрязнения морской среды (Женевская конвенция об открытом море 1958 (государства обязаны издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973; Протокол о вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть 1973; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969).

Государства обязаны защищать и охранять морскую среду (ст.192 Конвенции 1982) (определяются меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнений морской среды; государства обязываются не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнений в другой; содержится перечень требований

по предотвращению загрязнения (из находящихся на суше источников; вызываемого деятельностью на морском дне; вызываемого захоронением; с судов; из атмосферы или через нее).

5) Принцип свободы морских научных исследований (один из элементов свободы открытого моря).

Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных Конвенцией (ст.238 Конвенции 1982) (определяются общие принципы проведения морских научных исследований; устанавливается порядок проведения исследований в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, на морском дне (прибрежному государству предоставляется информация о характере и целях проекта, методе и средствах ведения исследований, точных географических районах).

Понятие исключительной юрисдикции государства флага.

Каждое государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (в открытом море любое судно подпадает под действие исключительной юрисдикции государства флага):

1)ведет регистр судов;

2)принимает на себя в соответствии с внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, над его капитаном, офицерами и экипажем;

3)принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море;

4) организует расследование морских аварий или навигационных инцидентов.
Уголовная юрисдикция в случае столкновения или другого навигационного инцидента:

1)в случае столкновения или другого навигационного инцидента никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными и административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является;

2)отобрать диплом судоводителя или квалификационное свидетельство имеет право только власти государства, выдавшего эти документы;

3)ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Право на осмотр (за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное чем судно, пользующееся полным иммунитетом, не вправе подвергать его осмотру, если нет оснований подозревать, что:

1)это судно занимается пиратством;

2)это судно занимается работорговлей;

3)это судно занимается несанкционированным вещанием;

4)это судно не имеет национальности;

5)хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Настоящие положения применяются к военным летательным аппаратам, к любым другим должным образом уполномоченным судам или летательным аппаратам, имеющие четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе.

То есть, одно из проявлений юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море — осмотру торговые и другие невоенные суда в открытом море могут подвергнуть только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага (за исключением вышеуказанных случаев).

Читайте также:  Иммунологическая реактивность естественная резистентность и иммунитета

Полным иммунитетом в открытом море от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага, пользуются:

1) военные корабли;

2) суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой
государственной службе.

Иммунитет военных кораблей (нераспространение на них юрисдикции иностранных государств в открытом море и в случае разрешенного захода в иностранные территориальные воды):

1)военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага;

2)при заходе в территориальные воды какого-либо государства военные корабли продолжают пользоваться иммунитетом военных кораблей (но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы МП, регулирующие мирный проход через территориальные воды);

3)военные корабли пользуются иммунитетом только вусловияхмирного времени;

4) иммунитет военных кораблей, находящихся в территориальных водах иностранного государства, не должен использоваться в целях, нарушающих суверенитет и территориальную неприкосновенность государства пребывания;

5) льготы и привилегии, предоставляемые прибрежным государством военному кораблю, находящемуся в его территориальных водах, выражают уважение суверенитета государства флага (объем льгот и привилегий зависит от характера посещения (официальное, неофициальное, оперативное, вынужденное), обычно включает освобождение от таможенного досмотра, от всех видов таможенных, санитарных, портовых и иных сборов).

Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры

К внутренним (морским) водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального

моря.

ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» 1998 — к внутренним морским водам РФ относятся:

1) воды портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

2)воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

3)воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ и перечень которых устанавливается правительством РФ.

Исторические воды.

Моря заливного типа или заливы, окруженные берегами одного государства, несмотря на то что они соединяются с океаном и ширина входа в них превышает 24 мили, относятся к внутренним водам государства вследствие их особого экономического или оборонного значения для данной страны либо сложившейся исторической традиции.

Пример: воды Белого моря являются внутренними водами РФ по линии выдающихся в море мысов (Канин Нос — Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 мили (на воды, находящиеся южнее этой линии полностью распространяется законодательство РФ, касающееся мореплавания и ведения морского промысла).

Исторические моря в РФ (Карское, Лаптевых, Чукотское, Восточно-Сибирское — являются историческими водными путями России).

Исторические заливы в РФ (залив Петра Великого, Чесская и Печорская губы и др.) (плавание иностранных судов и полеты иностранных самолетов в заливе Петра Великого могут происходить только с разрешения компетентных властей РФ, кроме случаев входа в порт Находка и выхода из него).

Реки, озера и каналы, находящиеся на территории государства, также являются внутренними водами (как правило, закрыты для плавания судов под иностранным флагом).

Внутренние морские воды — часть территории прибрежного государства, которое пользуется в них своим суверенитетом (в ни х не действует право мирного прохода иностранных судов).

Правовой режим внутренних морских вод определяется внутренним законодательством государства, которое обязательно для исполнения всеми невоенными судами.

Иностранные военные корабли во внутренних морских и территориальных водах пользуются экстерриториальностью, и на них не распространяются правила о таможенном досмотре, подсудности за преступления, совершенные на корабле (они обязаны соблюдать местные законы и правила во внутренних водах другого государства — в противном случае местные власти могут указать на допущенные нарушения командиру корабля или сообщить о них правительству государства флага).



Источник

Основные принципы ММП:

1) Принцип свободы открытого моря (открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю;

Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями Конвенции 1982 и другими нормами МП (включает свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведения искусственных островов и других установок, допускаемых в соответствии с МП; рыболовства; научных исследований).

Все государства осуществляют эти свободы, учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

2) Принцип использования открытого моря в мирных целях (исключение применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств, в запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении мирного использования пространств Мирового океана).

Конвенция 1982 (открытое море резервируется для мирных целей – ст.88; правовой режим Конвенции должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях – Преамбула).

Читайте также:  Поднять иммунитет при онкологии

3) Принцип рационального использования морских ресурсов (совокупность мер по обеспечению оптимально устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимального снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами – Женевская конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958).

Все государства принимают меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан мер, которые окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст.117 Конвенции 1982).

4) Принцип предотвращения загрязнения морской среды (Женевская конвенция об открытом море 1958 (государства обязаны издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973; Протокол о вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть 1973; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969).

Государства обязаны защищать и охранять морскую среду (ст.192 Конвенции 1982) (определяются меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнений морской среды; государства обязываются не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнений в другой; содержится перечень требований по предотвращению загрязнения (из находящихся на суше источников; вызываемого деятельностью на морском дне; вызываемого захоронением; с судов; из атмосферы или через нее).

5) Принцип свободы морских научных исследований (один из элементов свободы открытого моря).

Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных Конвенцией (ст.238 Конвенции 1982) (определяются общие принципы проведения морских научных исследований; устанавливается порядок проведения исследований в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, на морском дне (прибрежному государству предоставляется информация о характере и целях проекта, методе и средствах ведения исследований, точных географических районах).

Понятие исключительной юрисдикции государства флага.

Каждое государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (в открытом море любое судно подпадает под действие исключительной юрисдикции государства флага):

1) ведет регистр судов;

2) принимает на себя в соответствии с внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, над его капитаном, офицерами и экипажем;

3) принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море;

4) организует расследование морских аварий или навигационных инцидентов.

Уголовная юрисдикция в случае столкновения или другого навигационного инцидента:

1) в случае столкновения или другого навигационного инцидента никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными и административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является;

2) отобрать диплом судоводителя или квалификационное свидетельство имеет право только власти государства, выдавшего эти документы;

3) ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Право на осмотр (за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное чем судно, пользующееся полным иммунитетом, не вправе подвергать его осмотру, если нет оснований подозревать, что:

1) это судно занимается пиратством;

2) это судно занимается работорговлей;

3) это судно занимается несанкционированным вещанием;

4) это судно не имеет национальности;

5) хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Настоящие положения применяются к военным летательным аппаратам, к любым другим должным образом уполномоченным судам или летательным аппаратам, имеющие четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе.

То есть, одно из проявлений юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море – осмотру торговые и другие невоенные суда в открытом море могут подвергнуть только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага (за исключением вышеуказанных случаев).

Полным иммунитетом в открытом море от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага, пользуются:

1) военные корабли;

2) суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе.

Иммунитет военных кораблей (нераспространение на них юрисдикции иностранных государств в открытом море и в случае разрешенного захода в иностранные территориальные воды):

1) военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага;

2) при заходе в территориальные воды какого-либо государства военные корабли продолжают пользоваться иммунитетом военных кораблей (но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы МП, регулирующие мирный проход через территориальные воды);

Читайте также:  Витамама сироп для иммунитета флакон 150 мл

3) военные корабли пользуются иммунитетом только в условиях мирного времени;

4) иммунитет военных кораблей, находящихся в территориальных водах иностранного государства, не должен использоваться в целях, нарушающих суверенитет и территориальную неприкосновенность государства пребывания;

5) льготы и привилегии, предоставляемые прибрежным государством военному кораблю, находящемуся в его территориальных водах, выражают уважение суверенитета государства флага (объем льгот и привилегий зависит от характера посещения (официальное, неофициальное, оперативное, вынужденное), обычно включает освобождение от таможенного досмотра, от всех видов таможенных, санитарных, портовых и иных сборов).

Источник

Принцип гласит — военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом. Ограничение этому — случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.

47. Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море

Вну́тренние во́ды — часть водной территории государства.

Внутренние воды состоят из морских и неморских вод.

Внутренними неморскими водами являются воды рек, озёр, каналов и иных водоёмов, в том числе пограничные воды, расположенные в пределах государственных границ.

К числу внутренних морских вод относятся морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчёта ширины территориального моря; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, и если их ширина не превышает 24 морских миль; а также исторические моря и заливы

Территориальные воды (территориальное море) — полоса моря (океана), прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть государственной территории.

На территориальные воды, а также их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим территориальных вод регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.[1], а также внутренним законодательством отдельных государств.

Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания) либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль (22,2 км), однако некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.).

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. д.). Согласно внутреннему законодательству некоторых государств, иностранные военные корабли могут проходить через их территориальные воды и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства соответствующего государства.

Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.

Открытое море — морское пространство, находящееся за внешними пределами территориального моря, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств, и находящееся в общем и равноправном пользовании всех народов. Для определения открытого моря важны оба его признака: 1) оно не подчинено суверенитету какого-либо государства; 2) оно находится за пределами территориального моря. Таким образом, прилежащая зона, исключительная экономическая зона представляют собой районы открытого моря со специфическим правовым режимом[1].

Пользование водами открытого моря

Пользование водами открытого моря осуществляется на основе общепризнанного в международном праве императивного принципа свободы открытого моря, устанавливающего, что никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря и воздушного пространства над ним или препятствовать другим государствам пользоваться свободами открытого моря. Этот принцип закреплен и конкретизирован Конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Свободы открытого моря

Свободы открытого моря не являются абсолютными и осуществляются в соответствии с условиями, закрепленными в Конвенции ООН по морскому праву (Ст. 87 и 89).

Свободы открытого моря включают в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;
  • свободу рыболовства и морского промысла;
  • свободу научных исследований и др.

Свобода судоходства

Свобода судоходства означает, что суда под флагами как прибрежных государств, так и государств, не имеющих выхода к морю, имеют право плавания в открытом море.

Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого-либо государства, кроме государства флага. Иммунитет военного корабля не означает предоставление ему неограниченных прав. Так, в исключительной экономической зоне запрещено проводить боевые стрельбы, глубинные бомбометания и т.п.

Источник