Право иммунитета во франкском государстве
Во второй половине VIII — начале IX в. во Франкском государстве интенсивно шел процесс феодального подчинения крестьянства. Уже при Меровингах широко распространились прекарные отношения, приобретавшие теперь наследственный характер.
Крестьянин, потеряв землю, обращался к господину с просьбой дать ему земельный участок (precaria, т.е. участок, переданный по просьбе); за это он обещал выполнять установленные ‘. повинности. Сделка оформлялась письменно: земельный собственник получал от крестьянина заполненную прекарную грамоту и выдавал ему престарную грамоту. В грамотах указывались сроки пользования землей и размеры крестьянского оброка, земельный собственник обещал не нарушать прав крестьянина и не отнимать произвольно переданный ему участок. Но обычно через несколько поколений крестьянин превращался не только в поземельно, но и в лично зависимого.
В прекарную зависимость попадали не только люди, лишенные земельной собственности, но и мелкие свободные землевладельцы, стремившиеся путем отказа от своей собственности избавиться от государственных повинностей, а также получить защиту и покровительство у церкви или другого земельного собственника. Нередко применялся и так называемый «прекарий с вознаграждением». Вступавший в поземельную зависимость крестьянин, как ц во втором случае, отказывался от своего права собственности на переданный участок, но вместе с тем получал в пользование дополнительный участок, обычно еще не возделанной земли.
Два последних вида прекария служили средством мобилизации земельной собственности крестьян церковью и светскими феодалами.
К потере свободы вела так называемая коммендация. Беспомощные бедные люди вверяли себя церковному учреждению или светским господам, обещая повиноваться и служить им, как слуга господину. Нередко люди закабаляли себя за долги, обязуясь выполнять рабские повинности. Неоплатный долг превращал их в наследственных рабов (сервов).
Феодалы не останавливались перед насильственным обращением свободных людей в крепостных и зависимых. Об этом говорится в капитуляриях Карла Великого. В одном из них мы читаем: «Если кто отказывается передать свою собственность епископу, аббату, графу… ищут случая, чтобы осудить такого бедняка и заставить его каждый раз отправляться на войну, чтобы он волей или неволей продал или отдал им свою собственность». Император предупреждал епископов, аббатов и графов, чтобы они «не покупали и не захватывали силой имущества бедных и слабых людей… из-за чего страдает королевская служба». Это и являлось причиной заботы короля о слабых, беззащитных людях.
Превращение свободных людей в зависимых и крепостных вызвало большие изменения в политическом устройстве. Прежде все крестьяне-общинники были обязаны выполнять государственные повинности, нести военную службу. Теперь, став феодально зависимыми, они должны были служить прежде всего своему господину.
Иммунитет. Королевская власть не сопротивлялась росту частной власти феодалов; а даже способствовала этому. Король давал церковным и светским феодалам иммунитетные грамоты, освобождавшие их владения от всякого вмешательства государственных служащих. При этом в руки иммунистов переходила судебно-административная власть над населением и все средства, которые шли раньше в государственную казну.
Иммунитет укреплял право феодальной собственности. На иммунитетной территории вотчинник был единственным господином. У принадлежала власть не только над зависимым, но и над свободным населением, проживавшим в пределах его владений. Карл Великий пытался использовать иммунитет как орудие укреп-‘ ления государственной власти, возлагая на иммунистов ответственность за правосудие, охрану порядкаи сбор ополчения.Однако расширение иммунитетных привилегийпошло на пользу только крупным феодалам и явилось однойиз предпосылокнаступившей политической раздробленности.
Вассалитет. Не меньшее влияние на эволюцию раннефеодального Франкского государства оказал вассалитет. К концу VIII — началу IX в. вассально-ленные отношения широко распространились в военной организации и политическом устройстве. Войско в значительной степени состояло из конных воинов, наделенных бенефициями; на государственные должности назначались королевские вассалы. Первое время это даже укрепило государственный строй: вассалы, связанные с королем условными владениями и личной клятвой, служили надежнее, чем самостоятельные господа. Но вскоре вассалы стали превращать свои бенефиции в наследственные владения и отказывались нести за них постоянную службу. В конечном счете это привело к развалу прежней территориальной судебно-административной организации и замене ее многоступенчатой вассально-ленной иерархией. Король стал верховным сюзереном над крупными феодалами — его вассалами, которые в свою очередь становились сеньорами над более мелкими вассалами. Такая тенденция наметилась уже при Карле Великом, но окончательное развитие получила полстолетия спустя.
Хотя военная профессия превращалась в монополию феодалов, крестьяне тем не менее не избавились от военных тягот. Их заставляли платить военный налог и участвовать в походах в качестве вспомогательной силы. Карл Великий, заботясь о лучшем снаряжении своего войска и повышении его боеспособности, провел военную реформу. В поход должны были отправляться только обеспеченные люди, имевшие не менее 4 мансов (наделов) земли; крестьяне, владевшие 2 мансами, должны были снарядить вдвоем одного воина, имевшие 1 манс — вчетвером одного, владевшие хоть какой-нибудь собственностью — впятером одного. Тем самым было покончено со старым всенародным ополчением. Войско приобретало феодально-рыцарский облик.
Каролингское поместье. Источники конца VIII — начала IX в. — «Капитулярий о поместьях», который был, по-видимому, издан Карлом Великим, и «Полиптик аббата Ирминона» (писцовая книга Сен-Жерменского монастыря около Парижа) — подробно изображают крупное феодальное поместье того времени.
Земля в поместье делилась на господскую и надельную. Барская земля (господский домен), разбросанная отдельными участками между крестьянскими наделами, обрабатывалась обычно зависимыми крестьянами с помощью их рабочего скота и инвентаря.. В барском хозяйстве трудились также дворовые рабы. В господский домен, кроме пахотной земли, входили леса и луга, пользоваться которыми крестьяне могли только за особую плату. Крестьянские наделы (мансы), под которыми находилась большая часть земли в поместье, включали, кроме пахотной чемли, и известные доли общинных угодий. Они лежали чересполосно между наделами других держателей и господскими участками. В крепостной деревне сохранялись общинные порядки относительно севооборота и выпаса скота, которым подчинялось и барское хозяйство.
Экономика VIII—IX вв. по своему уровню уже намного превосходила хозяйство франков времен «Салической правды». Двуполье уступало место трехполью. Улучшилась обработка земли, и повысилась урожайность, хотя она все еще не превышала сам — двa – сам-три.. Хозяйство оставалось в своей основе натуральным. Как свидетельствует «Капитулярий о поместьях», владения короля, разбросанные на большой территории (главным образом на северо-восток от Парижа), должны были обеспечить королевский двор продовольствием, изделиями домашнего ремесла, а также разными припасами для военных походов. Кроме того создавались запасы продовольствия на случай неурожая. В каждом поместье развивались все отрасли хозяйства — полеводство, огородничество, садоводство, скотоводство, различные ремесла. На полях сеяли злаковые, бобовые, масличные и волокнистые культуры, просо, в огородах овощи; в садах сажали разные сорта фруктовых деревьев. Разводили крупный рогатый и мелкий домашний скот, лошадей, разные виды домашней птицы. Вместе с тем в каждом поместье производились изделия домашнего ремесла, от кузнечных и ткацких до рукодельных и ювелирных. Домашним ремеслом занимались и крестьяне, о чем свидетельствуют крестьянские оброчные повинности изделиями ремесла.
Категории крепостного и зависимого населения. Формы ренты.Самую многочисленную группу зависимых крестьян составляли колоны, которые по своему юридическому статусу значительно отличались от римских колонов. Это были лично свободные крестьяне, обязанные нести поземельные повинности — оброчные и барщинные. Основную категорию лично зависимого населения составляли сервы (рабы). Большинство их имело наделы и несло барщинные и оброчные повинности (их оброки часто состояли из изделий особенно трудоемкого домашнего ремесла). Остальные сервы не имели наделов и постоянно трудились при дворе и в барском хозяйстве, получая господское содержание (дворовая челядь, рабы-ремесленники и др.). Выше сервов по юридическому статусу были литы — полусвободные крестьяне, имевшие наделы и выполнявшие барщинные и оброчные повинности. Совсем немногочисленную группу составляли «свободные», проживавшие в пределах поместий и находившиеся, согласно иммунитету, под юрисдикцией вотчинника. Их повинности состояли преимущественно из налогов и разных сборов, поступавших в пользу господина поместья.
Крестьянские мансы (наделы) делились соответственно на «свободные», «литские» и «сервильные» (рабские). Но характерно, что в большинстве случаев в описях IX в. уже нет соответствия между категорией мансов и держателей. Свободные мансы часто принадлежали литам и даже рабам, а литскими и сервильными мансами нередко владели колоны. Это свидетельствует о нивелировке крепостного и зависимого населения, одинаково подвергавшегося феодальной эксплуатации.
В целом в поместьях каролингского периода преобладала отработочная рента, на втором месте была рента продуктами. Денежная рента занимала еще незначительное место. Это объясняется господством натурального хозяйства, слабым развитием товарно-денежных отношений. Тем не менее торговля развивалась, хотя специально на рынок не производились ни изделия ремесла, ни продукты сельского хозяйства.
ИММУНИТЕТ (от лат. immunitas — термин римского права, означавший освобождение отдельных групп населения, некоторых категорий земель от государственных налогов, повинностей и т. д.) — в средние века совокупность прав, присвоенных феодалами в процессе насильственного закрепощения крестьянства и обеспечивавших им прямую власть над последним. Иммунитет выражался в праве феодала в пределах определенной территории производить суд, взимать налоги и различные поборы, а также отправлять полицейские функции. Иммунитет развивался как неотъемлемый атрибут крупной феодальной земельной собственности на определенной стадии развития феодальных отношений. Будучи одним из важнейших орудий внеэкономического принуждения, иммунитет служил основной цели феодального господства — цели получения феодальной ренты. Иммунитет оформлялся обычно королевской грамотой, запрещавшей вступление (introitus) во владения феодала-иммуниста графам и прочим представителям государственной власти в целях суда, принуждения и сбора фискальных поступлений (поборы, ранее поступавшие в пользу государственной казны, теперь присваивались владельцем иммунитета). Фактически королевское пожалование лишь утверждало захват феодалом этих прав — возникновению иммунитета предшествовало (и ему сопутствовало) складывание специального аппарата вотчинной власти, к которому переходили (частично) функции, выполнявшиеся ранее органами государственной власти. В период становления феодализма иммунитет способствовал закрепощению крестьянства. Иногда король давал иммунитет на земли, до того времени не принадлежавшие феодалу, что вело к превращению их в собственность последнего; под власть вотчинника-иммуниста попадали и свободные крестьяне и даже вассалы.
Иммунитет получил широкое распространение во Франкском государстве (один из первых памятников, упоминающий о франкском иммунитете, — эдикт Хлотаря II, 614 года; первые дошедшие до нас иммунитетные грамоты относятся к середине 7 века); обычно франкский иммунитет передавал вотчиннику-иммунисту только право низшей юрисдикции (т. е. суда по мелким правонарушениям), высшая (суд по уголовным делам) оставалась за графом. Наивысшего развития иммунитет в большинстве европейских стран достиг в 10-12 веках. Объем иммунитетных прав находился в зависимости от степени могущества феодалов — в ряде случаев феодал захватывал и право высшей юрисдикции. Иммунитет являлся юридическим выражением политической раздробленности, поскольку территория, подвластная иммунисту, была изъята (полностью или частично) из ведения представителей центральной власти. В связи с усилением королевской власти и складыванием централизованных государств институт иммунитета приходит в упадок (хотя частная власть вотчинников над крестьянами сохраняется в той или иной мере до буржуазных революций, а в некоторых районах в период позднего средневековья происходит даже ее укрепление — особенно в районах «второго издания крепостничества»). Существовали различия в объеме иммунитетных прав в отдельных странах. Так, в Германии, где иммунитет достиг наибольших успехов при Саксонской династии, дальнейшее развитие иммунитета приводило в ряде случаев к образованию компактных иммунитетных владений, что имело большое значение в оформлении территориальных княжеств. Напротив, для Англии (где в англо-саксонский период развилось право частной юрисдикции, близкое к франкскому иммунитету, — см. Сока) в целом характерна слабая выраженность иммунитета: в условиях существования относительна сильной централизации государства королевеская власть здесь уже с 12 века ограничивает иммунитетные права отдельных феодалов.
Термин «иммунитет» обычно употребляется в отношении стран Западной Европы, но подобный институт развивался (в той или иной степени) в период феодализма и в других странах, в том числе и на Востоке (см., например, в ст. Военно-ленная система). О византийском иммунитете см. Экскуссия. На Руси иммунитет был впервые зафиксирован в грамотах 12 века, но уже в 14-17 веках из полного иммунитета изымались в пользу государственной власти права сбора основных налогов и таможенных пошлин, а также суда по вопросам душегубства, разбоя и татьбы с поличным (эти ограничения, в 14-15 веках еще спорадические, в 16-17 веках стали приобретать всеобщий характер). Иммунитет был уничтожен с отменой крепостного права в 1861 году (пережитки сохранялись до 20 века).
Для буржуахной историко-правовой науки характерным является формально-юридический подход к анализу иммунитета: рассмотрение иммунитета в первую очередь как совокупности правоотношений, создающихся в результате королевского пожалования (исходя из этого, например, английские историки склонны вообще отрицать иммунитет в Англии, поскольку здесь судебно-административные права феодала далеко не всегда опирались на королевское пожалование), игнорирование основного значения иммунитета как средства внеэкономического принуждения по отношению к зависимому крестьянству; большое место буржуазные исследователи уделяют вопросу правовых истоков иммунитета, объему иммунитетных прав, уровню иммунитетной юрисдикции и т.д.
Основные источники для изучения иммунитета: королевские грамоты, формулы, капитулярии.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964.
Литература:
Данилов А. И., Осн. черты И. и фогтства на церк. землях в Германии X-XII вв., в сб.: Докл. и сообщения: ист. фак-та МГУ, в. 7, М., 1948; Гутнова Е. В., К вопросу об И. в Англии XIII в., в сб.: Ср. века, в. 3, М., 1951; Гуревич А. Я., Роль королев. пожалований в процессе феод. подчинения англ. крестьянства, там же, в. 4, M., 1953; Колесницкий Н. P., Эволюция раннефеод. системы обл. и местного терр. устройств и рост вотчинной власти в Германии в IX — первой пол. XII вв., там же, в. 9, М., 1957; Граменицкий Д. С., К вопросу о происхождении и содержании франкского И., там же, в. 2, М., 1946; Михаловская Н. С., Каролингский И., там же; Kroell M., L’immunité franque, P., 1910; Seeliger G., Soziale und politische Bedeutung der Grundherrsehart im früheren Mittelalter, Lpz., 1903; Hirsch H., Die Klosterimmunität seit dem Investiturstreit, Weimar, 1913; Mayer Th., Fürsten und Staat, Weimar, 1950; Mitteis H., Der Staat des hohem Mittelalters, 4 Aufl., Weimar, 1953.
1. Формирование государства франков
Исходным этапом в
образовании Франкского государства было завоевание в 486 г. части Галлии
салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481 —
511 гг.). К 510 г.
Хлодвиг становится властителем земель и повелителем единого королевства,
простиравшегося от среднего течения Рейна до Пиренеев. Он приобретает право
диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и др. При нем
была записана Салическая правда — запись обычного права салических франков.
Становление государства франков происходило сравнительно быстро.
Во многом этому процессу способствовали
победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского
общества. По своему типу государство’франков является раннефеодальной
монархией. Оно несет в себе элементы старой общинной организации и учреждений
племенной демократии, поскольку возникло в обществе, вступавшем в эпоху
феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем
развитии стадию рабовладения. Для такого общества характерны многоукладность
(сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и
незавершенность процесса создания основных классов феодального общества.
В истории государства франков можно
выделить два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной
династии:
· с конца V в. до VII в. — монархия Меровингов;
· с VIII в. по IX в. — монархия Каролингов.
2. Монархия Меровингов
Династия Меровингов правила во Франкском
государстве с 457 по 751 гг. В период ее правления у франков зарождаются
феодальные отношения. В V — VI вв. общинные, родовые связи еще сохраняются,
отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной
была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе
военных походов Хлодвига. Салическая правда, записанная в начале VI в. по
распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков следующих
социальных групп:
· служилая знать — приближенные короля;
· свободные франки (общинники);
· полусвободные (литы);
· рабы.
Основные различия между ними были связаны с
происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой
оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия
франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к
складывающемуся государственному аппарату. Особенностью V — VI вв. в Западной
Европе является начало идеологического наступления христианской церкви.
Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться в ее
властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образованием
и не имела единой организации, однако уже начала становиться крупным
землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования и от
правителей, и от простых людей. Религиозная власть все более тесно
переплетается со светской.
В ходе завоевательных войн VI — VII вв.,
когда в руки франкских королей, служилой аристократии и королевских дружинников
переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии, процессы
феодализации у франков развиваются. Крупным собственником
земель, скота, рабов, колонов (мелких
арендаторов земли) становится служилая знать, связанная вассальной зависимостью
от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей. Знать
пополняется галло-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским
королям. При этом создание феодальных отношений ускорилось из-за столкновения
общинных порядков франков и частнособственнических порядков галло-римлян. В
середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с
характерным для нее разделением земли на господскую и крестьянскую. Рост
крупного землевладения сопровождался распрями землевладельцев, которые показали
непрочность королевства Меровингов. Королевский земельный фонд уменьшался за
счет раздачи земли королями, и государственная власть сосредоточилась в руках
знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома.
Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Первоначально он
назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской
власти его полномочия расширяются, и май-ордом становится фактическим главой
государства. На рубеже VII — VIIIBB. эта должность превратилась в
наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии
Каролингов.
3. Монархия Каролингов
Королевская и императорская династия
Каролингов сменила Меровингов в 751
г., а прекратила свое существование в X в. Переход
королевской власти к Каролингам обеспечили успехи Карла Мартелла, одного из
представителей этого рода, бывшего майордомом Франкского государства в 715 —
741 гг. Он восстановил политическое единство королевства и фактически
сосредоточил в своих руках верховную власть.
Для упрочения государственной централизации
и укрепления военного могущества королевства Карл Мартелл покончил с прежним
порядком дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли,
конфискованные у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них
крестьянами передавались в условное пожизненное держание — бенефиций.
Бенефициарий — держатель бенефиция — был обязан в пользу лица, вручившего
землю, нести службу, преимущественно военную, иногда административную. Отказ от
службы или измена королю лишали права на пожалование.
Реформа привела к росту феодального
землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян, а также дала толчок к
образованию системы вассалитета — феодальной иерархической лестницы, особой
системы соподчиненности: между бенефициаром (вассалом) и лицом, вручившим землю
(сеньором), устанавливались договорные отношения.
С ростом феодального землевладения
отдельные сеньоры, крупные земельные собственники, получали иммунитет —
привилегии, заключавшиеся в обладании правами военной, судебной и финансовой
власти над крестьянами, жившими на их землях. На владения феодала, получившего
иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятельность государственных
должностных лиц, а все государственные правомочия передавались владельцу
имения.
В процессах установления власти крупных
землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла
христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом
господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати — укрепленные
замки,.которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян,
символом могущества сеньоров.
Государственное устройство франков
1. Центральные органы государственного управления
Поскольку в государстве франков различия
между общегосударственными вопросами и делами королевского дворца еще не
проводилось, то главные управляющие королевским хозяйством — министериалы —
стали приобретать значение высших должностных лиц государства и фактически
возглавили государственное управление и суд. Наиболее важными министериалами
были следующие:
· палатный мэр, или майордом, — главный
управитель королевского дворца, а затем глава королевской администрации.
Обладатели этой должности упразднили ее после того, как сами заняли королевский
трон;
· дворцовый граф, или пфальцграф, — сначала
наблюдал за королевскими слугами, в дальнейшем стал выполнять судебные функции
(руководил судебными поединками, исполнением приговоров), затем возглавил
дворцовый суд;
· тезаурарий — государственный казначей,
руководивший учетом материальных ценностей, поступавших в распоряжение короля;
· маршал — начальник конного войска;
· архикапеллан — духовный наставник короля,
старший среди дворцового духовенства, участник королевского совета.
2. Система местного самоуправления
свободных франков постепенно замененялась
системой назначаемых должностных лиц — уполномоченных короля.
Главной территориальной единицей страны
стал сельский округ (паги), включавший несколько сотен. В состав сотни входили
общины (марки), первоначально представлявшие собой объединение дворов свободных
крестьян по соседскому принципу и
сохранявшие самоуправление: народные собрания сотен под председательством
выборного сотника решали военные, административные и другие вопросы. Управление
округом возглавлял граф, имевший в своем распоряжении военный отряд и
командовавший ополчением паги. При правлении Меровингов выборных лиц заменяют
назначаемые лица — центенарии на Севере и викарии на Юге. Они подчинялись графу
и осуществляли его власть в пределах сотни.
На границах страны были созданы герцогства,
состоявшие из нескольких округов. Управление ими вручалось герцогам, которые
были командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ.
3. Высшую судебную власть
осуществлял монарх совместно с
представителями знати. Наиболее опасные правонарушения находились в компетенции
королевского совета.
Основными судебными учреждениями страны
были местные суды — «суды сотни». Они рассматривали подавляющую часть
дел, так как поначалу члены сотни участвовали в управлении и судопроизводстве.
Народное собрание сотни — мальберг — выбирало из своей среды судей —
рахинбур-гов, как правило, состоятельных, пользующихся уважением людей. Суд
проходил под руководством выборного председателя — тунгина. На судебном
заседании присутствовали все свободные и полноправные жители сотни.
При Каролингах общие судебные собрания были
заменены коллегиями присяжных, назначавшихся сверху: посланцы короля — миссии —
получили право вместо рахинбургов назначать членов суда — скабинов. Обязанность
свободных людей присутствовать на суде была отменена. Со временем судебная
власть сосредоточивалась в руках феодалов. Сначала граф, центенарии или викарий
лишь созывали мальберг и следили за правильностью судопроизводства. Постепенно
уполномоченные короля становятся председателями судов вместо тунгинов. Из
подчинения графам и маркграфам изымались только владения сеньоров,
пользовавшихся иммунитетом. Вотчинники-иммунисты (сеньоры, а также высшие
иерархи церкви) обладали полной властью в области суда над крестьянами, жившими
на их землях.
4. Армия
В ходе феодализации изменилась структура войска. Общефранкские
военные сборы народного ополчения свободных крестьян-франков были окончательно
заменены ежегодными смотрами феодального рыцарского ополчения. Было также
ограничено участие в ополчении рядовых свободных людей.
Реформа Карла Мартелла привела к
формированию большого, хорошо вооруженного конного рыцарского войска,
состоявшего из держателей бенефиций, которые помогали и в борьбе с народными
восстаниями.
В 843
г. раскол государства был юридически закреплен в договоре,
заключенном в Вердене внуками Карла Великого. Правопреемниками империи
стали три королевства: западнофранкское, восточнофранкское и срединное (будущие
Франция, Германия и отчасти Италия).