Правоспособность привилегии и иммунитеты оон
Согласно ст. 104 Устава ООН пользуется на территории каждого государства-члена ООН «такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей».
Предусмотренная для ООН правоспособность охватывает проявления в ее деятельности как свойств субъекта международного права, так и элементов гражданской право- и дееспособности в качестве юридического лица по соответствующему национальному праву.
В ст. I Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. ООН характеризуется как юридическое лицо, правомочное заключать договоры, приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им, возбуждать дела в суде. Устав (ст. 105) наделил ООН привилегиями и иммунитетами, необходимыми для достижения ее целей. Конкретизируя норму Устава, данная Конвенция определяет, что помещения ООН неприкосновенны, а ее имущество не подлежит обыску, конфискации и любой другой форме вмешательства.
Представители государств в органах ООН и должностные лица Организации также пользуются такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью ООН. В их числе — иммунитет от ареста, задержания, судебной ответственности за действия, совершенные в качестве должностных лиц. Что же касается Генерального секретаря ООН и его помощников, то на них в полной мере распространяются дипломатические привилегии и иммунитеты.
Привилегии и иммунитеты предоставляются должностным лицам в интересах ООН, а не для их личной выгоды. Поэтому Генеральный секретарь, как сказано в разд. 20 ст. V Конвенции, «имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций». В отношении Генерального секретаря право отказа от иммунитета принадлежит Совету Безопасности ООН.
В конце 1994 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята и открыта для подписания Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Государства-участники Конвенции обязались предусмотреть уголовную ответственность лиц, совершающих посягательства на персонал ООН, и обеспечить согласованные действия в борьбе с такими посягательствами.
Район Центральных учреждений ООН, размещенных в ее штаб- квартире в Нью-Йорке, в соответствии с Соглашением между ООН и Правительством США находится «под контролем и властью» ООН и неприкосновенен. Федеральные чиновники и иные должностные лица США не должны вступать в пределы этого района для выполнения каких бы то ни было служебных обязанностей иначе как с разрешения Генерального секретаря и на его условиях.
Организация Объединенных Наций должна препятствовать тому, чтобы этот район служил убежищем для лиц, укрывающихся от ареста по американским законам либо требуемых Правительством США для выдачи их другому государству.
Организация Объединенных Наций учреждает свои представительства в отдельных государствах. Их правовой статус можно показать на примере Объединенного представительства ООН в Российской Федерации, учрежденного в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и ООН от 15 июня 1993 г. Это представительство конституировано как «организационное подразделение», через которое ООН оказывает содействие и осуществляет сотрудничество по программам в Российской Федерации. Оно представляет не только ООН, но и ее органы и фонды, в числе которых Управление комиссара ООН по делам беженцев, Программа ООН по окружающей среде, Детский фонд ООН, Программа ООН по контролю над наркотическими средствами.
Представительство сотрудничает с Правительством РФ в рамках программ, направленных на содействие экономическому развитию и социальному прогрессу и оказание гуманитарного содействия путем, в частности, проведения исследований, осуществления технического сотрудничества, подготовки персонала и распространения информации. В Москве, как и во многих других столицах государств, функционирует Информационный центр ООН, который аккредитован при МИДе России.
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Совет по опеке.
Под международной опекой понималась система управления несамоуправляющихся территорий, которая была создана в соответствии с Уставом ООН. Под опеку ООН были переданы территории, ранее являвшиеся колониальными владениями Германии, Японии и Италии. В настоящее время Совет по опеке не функционирует, поскольку все подопечные территории стали независимыми государствами.
Основополагающей в этом вопросе является Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года. В ней установлены привилегии и иммунитеты как самой организации, так и ее сотрудников.
В соответствии с этой конвенцией ООН, признающаяся как имеющая права юрлица, обладает следующими иммунитетами:
1) ООН и ее имущество пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме тех случаев, когда организация сама отказывается от этого иммунитета.
2) помещения, занимаемые ООН, не подлежат обыску, а ее имущество не подлежит ни реквизиции, ни конфискации.
3) все документы и все архивы ООН неприкосновенны, где бы они ни находились.
4) ООН освобождается от всех прямых налогов государства пребывания, а также от всех финансовых ограничений, связанных с переводом денежных средств из одного государства в другое.
5) ООН освобождается от таможенных сборов, импортных и экспортных ограничений при ввозе и вывозе предметов, предназначенных для официального использования.
6) ООН пользуется такими же условиями связи, как и дипломатические представительства, то есть имеет право пользоваться шифром и курьерами, имеющими такой же статус, как и дипломатические курьеры.
Цель их состоит в том, чтобы организация была максимально свободна в осуществлении своей деятельности в государства. Это элемент суверенности МО. Эти гарантии даются не столько для самой организации, сколько для других государств-участников. Например, в США нужно иметь гарантии, что само США не воспользуется своими правами, чтобы оказывать давление на сотрудников и представителей государств-участников.
По объему имеющихся привилегий и иммунитетов у сотрудников ООН, сотрудников ООН можно разделить на три группы:
1) Secretary-General и его помощники, а также члены их семей. Они пользуются всеми иммунитетами и привилегиями дипломатических представителей.
2) Должностные лица ООН. Они, во-первых, не подлежат судебной ответственности за действия, совершенными ими в качестве должностных лиц, а во-вторых, освобождаются от налогообложения своих доходов, полученных от ООН. В-третьих, они имеют право при первоначальном занятии должности в данном государстве беспошлинно ввозить имущество. А в-четвертых, они освобождаются от всех государственных служебных повинностей и от ограничений, накладываемых на иностранных граждан в вопросах и иммиграции, и регистрации. Есть два вида иммунитетов: дипломатический (освобождаются от ответственности за действия как при исполнении полномочий, так и за другие действия) и функциональный (освобождаются от ответственности только за действия при исполнении полномочий). В этом и есть главное отличие первой группы от второй. Вторая группа самая многочисленная, а первая группа – немногочисленная. Освобождены от государственных служебных повинностей означает, что должностные лица освобождаются от, например, обязательной службы в армии как на территории государства, где он работает, так и на территории государства-гражданства. Дипломаты же, например, несут все повинности своего государства-гражданства, т.е. он несет ответственность в своем государстве. Должностное лицо ООН же освобожден от почти всех обязанностей даже по отношению к своему государству. Категории должностных лиц, пользующихся этими иммунитетами, определяет Генеральный Секретарь и представляет такой список на утверждение Генеральной Ассамблеи.
3) К третьей группе сотрудников ООН, пользующимися международными привилегиями и иммунитетами, относятся эксперты в командировках по делам ООН. Они пользуются, во-первых, иммунитетом от личного ареста или наложения ареста на их багаж. Во-вторых, они пользуются судебно-процессуальным иммунитетом в отношении всех действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей. В-третьих, они пользуются неприкосновенностью всех своих документов. В-четвертых, они имеют право пользоваться шифром и использовать курьеров для связи с ООН. В-пятых, они пользуются теми же иммунитетами и льготами в отношении личного багажа, которыми пользуются дипломатические представители.
Эксперты в командировках выполняют разовое поручение ООН, а должностные лица имеют постоянное трудоустройство в ООН. Эксперты пользуются иммунитетами только когда выполняют поручение ООН. Если они его выполнили, то их иммунитеты пропадают. Например, до вторжения США в Ирак, последний находился под контролем ООН по поводу химического оружия. Этот контроль осуществлялся путем посылки экспертов, которые не были сотрудниками ООН. Так вот эти эксперты являются представителями третьей группы.
Снять иммунитет с Генсека ООН может только Совбез ООН. Генсек ООН может снять иммунитет с любого из других сотрудников ООН. Ни разу в истории вопрос о снятии иммунитета с Генсека ООН не поднимался. Что касается сотрудников ООН, то иммунитет снимался. Например, в отношении одного из переводчиков ООН было установлено, что он оформлял въездные визы в США якобы для участия в работе ООН. Миграционная служба США обнаружила человека, который заплатил деньги сотруднику ООН за визу. После Генсек снял иммунитет с этого переводчика и власти США его осудили.
Специализированные учреждения ООН.
Специализированные учреждения ООН – это универсальные международные организации специальной компетенции, созданные для регулирования сотрудничества в определенных сферах международных отношений, заключившие с ООН специальное соглашение.
По целям и сферам их деятельности специализированные учреждения можно разделить на следующие группы:
1) специализированные учреждения в социально-культурной цели: Международная Организация Труда (МОТ), Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам Образования, Науки, Культуры (ЮНЕСКО), Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Всемирная Туристская Организация (ВТТО).
2) специализированные учреждения в сфере транспорта и связи: Всемирный Почтовый Союз (ВПС), Международный Союз Электросвязи (МСЭ), Международный Морская Организация (IMO – International Maritime Organization), Международная Организация Гражданской Авиации (ICAO – International Civil Aviation Organization).
3) специализированные учреждения, развивающие сотрудничество в области финансово-экономических отношений: Организация Объединенных Наций по Промышленному Развитию (UNIDO – United Nations Industrial Development Organization), МБРР, МВФ, Международная Финансовая Корпорация (МФК), Международная Ассоциация Развития (МАР), Всемирная Торговая Организация (ВТО), Многосторонне Агентство по гарантиям инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency – MIGA).
Все специализированные учреждения ООН имеют в целом одинаковую правовую структуру. Они создаются путем заключения государствами-участниками специального международного договора. Присоединение к организации или выход из нее производится путем присоединения или выхода из соответствующего МД.
Руководящие органы специализированных учреждений состоят из трех звеньев:
1) из органа, объединяющего всех государств участников.
2) из избираемого ими директорат, ведущего всю текущую работу.
3) из президента или генерального секретаря, возглавляющего административный аппарат организации.
В большинстве специализированных учреждений каждое государство имеет один голос. Однако в финансово-экономических учреждениях (МБРР, МВФ) применяется система взвешенного голосования, то есть каждое государство-участник имеет такое количество голосов, которое пропорционально вкладу данного государства в капитал данной организации.
Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) стоит особняком среди других учреждений ООН в силу выполняемых им задач. В отличие от других специализированных учреждений, которые поддерживают связь с организацией через Экономический и Социальный Совет, МАГАТЭ при выполнении своих функций подчиняется непосредственно Совбезу ООН.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3743; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Согласно ст. 104 Устава ООН пользуется на территории каждого государства — члена ООН «такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей».
Предусмотренная для ООН правоспособность охватывает проявления в ее деятельности как свойств субъекта международного права, так и элементов гражданской право- и дееспособности в качестве юридического лица по соответствующему национальному праву.
В Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. (ст. I) ООН характеризуется как юридическое лицо, правомочное заключать договоры, приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им, возбуждать дела в суде.
Устав (ст. 105) наделил ООН привилегиями и иммунитетами, необходимыми для достижения ее целей. Конкретизируя норму Устава, данная Конвенция определяет, что помещения ООН неприкосновенны, а ее имущество не подлежит обыску, конфискации и любой другой форме вмешательства.
Представители государств в органах ООН и должностные лица Организации также пользуются такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью ООН. В их числе — иммунитет от ареста, задержания, судебной ответственности за действия, совершенные в качестве должностных лиц. Что же касается Генерального секретаря ООН и его помощников, то на них в полной мере распространяются дипломатические привилегии и иммунитеты.
Привилегии и иммунитеты предоставляются должностным лицам в интересах ООН, а не для их личной выгоды. Поэтому Генеральный секретарь, как сказано в разд. 20 ст. V Конвенции, «имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций». В отношении Генерального секретаря право отказа от иммунитета принадлежит Совету Безопасности ООН.
В конце 1994 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята и открыта для подписания Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Государства — участники Конвенции обязались предусмотреть уголовную ответственность лиц, совершающих посягательства на персонал ООН, и обеспечить согласованные действия в борьбе с такими посягательствами.
Район Центральных учреждений ООН, размещенных в ее штаб-квартире в Нью-Йорке, в соответствии с Соглашением между ООН и Правительством США находится «под контролем и властью» ООН и неприкосновенен. Федеральные чиновники и иные должностные лица США не должны вступать в пределы этого района для выполнения каких бы то ни было служебных обязанностей иначе, как с разрешения Генерального секретаря и на его условиях. Аналогичен порядок совершения в районе судебно-процессуальных действий.
Организация Объединенных Наций компетентна издавать правила, необходимые для успешного выполнения ее функций и действующие в районе Центральных учреждений.
Вместе с тем установлено, что за этими рамками в пределах района применяются федеральные и иные акты США, а совершаемые здесь деяния и заключаемые сделки подсудны федеральным и иным судам США, которые должны принимать во внимание правила ООН при рассмотрении таких дел. Организация Объединенных Наций должна препятствовать тому, чтобы этот район служил убежищем для лиц, укрывающихся от ареста по американским законам либо требуемых Правительством США для выдачи их другому государству.
Организация Объединенных Наций учреждает свои представительства в отдельных государствах. Их правовой статус можно показать на примере Объединенного представительства ООН в Российской Федерации, учрежденного в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и ООН от 15 июня 1993 г. Это представительство конституировано как «организационное подразделение», через которое ООН оказывает содействие и осуществляет сотрудничество по программам в Российской Федерации. Оно представляет не только ООН, но и ее органы и фонды, в числе которых Управление комиссара ООН по делам беженцев, Программа ООН по окружающей среде, Детский фонд ООН, Программа ООН по контролю над наркотическими средствами.
Представительство сотрудничает с Правительством РФ в рамках программ, направленных на содействие экономическому развитию и социальному прогрессу и оказание гуманитарного содействия путем, в частности, проведения исследований, осуществления технического сотрудничества, подготовки персонала и распространения информации.
Статья III названного Соглашения характеризует правосубъектность и правоспособность ООН. Так, ее органы, программы, фонды и Представительство правомочны: 1) заключать договоры; 2) приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;
3) возбуждать дела в суде. Определяя статус Представительства, Соглашение устанавливает, что его помещения, имущество и активы неприкосновенны, не подлежат обыску, конфискации, иной форме вмешательства. Компетентные органы Российской Федерации оказывают содействие в обеспечении безопасности и охраны Представительства. Его глава и старшие должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами наравне с дипломатами.
В Москве, как и во многих других столицах государств, функционирует Информационный центр ООН, который аккредитован при МИДе России. Он является основным источником ознакомления федеральных государственных органов, должностных лиц, учебных заведений, научных учреждений, средств массовой информации и граждан с деятельностью ООН, ее официальными документами и другими материалами. Центр также предоставляет Секретариату ООН информацию о своих мероприятиях в России, посвященных Организации.