Правовое регулирование дипломатических привилегий и иммунитетов
§ 17. Дипломатические привилегии и иммунитеты
Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой совокупность особых прав и преимуществ, которыми обладают дипломатические представительства и их персонал в странах пребывания. Предоставляя такие права и преимущества, выводя тем самым иностранных дипломатов из-под своей юрисдикции, государства действуют на началах взаимности, руководствуются принципами суверенитета иравенства субъектов международного права, стремятся обеспечить диппредставительствам наиболее благоприятные условия для выполнения возложенных на них функций и задач.
В течение длительного времени дипломатические права и привилегии определялись обычными нормами, которые сложились главным образом на основе многолетнего применения отдельных правил, установленных Протоколами Венского (1815) и Аахенского (1818) конгрессов. Со второй половины XIX века предпринимались неоднократные попытки кодификации соответствующих норм частными лицами и организациями; попыталась, но, увы, безуспешно внести свою лепту иЛига Наций. И лишь только усилия Комиссии международного права ООН, вплотную занявшейся этой проблемой в50-е годы, привели к позитивным результатам. В итоге принятая в 1961 году Венская конвенция о дипломатических сношениях стала универсальным международно-правовым документом, в котором нашли наиболее полное отражение объем и характер дипломатических иммунитетов и привилегий. Позже были приняты и некоторые другие соглашения, относящиеся к регулированию международных отношений: в1963 году — Венская конвенция о консульских сношениях, а в1975 году — Венская конвенция о представительстве государств вих отношениях с международными организациями универсального характера.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. все иммунитеты и привилегии подразделены на две категории:
— относящиеся к дипломатическому представительству (неприкосновенность помещений, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции иархивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства с центром идругими представительствами своего государства; таможенные и иные привилегии);
— к дипломатическому персоналу и членам их семей (неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных повинностей). Допускаются, однако, некоторые изъятия. Так, вещный иск может быть предъявлен по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеют лично. Можно предъявить иск по наследственному делу, в котором дипломат или член его семьи выступает в качестве наследников, а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях получения личной выгоды.
Дипломатический персонал имеет право свободного передвижения по территории государства пребывания с учетом правил о так называемых закрытых зонах, если таковые существуют. Рядом стран установлен уведомительный порядок передвижения, требующий подачи в МИД соответствующей ноты, вкоторой указываются время и маршрут поездки.
Государство пребывания обязано обеспечить эффективную внешнюю охрану помещений дипломатического представительства; не допускается вступление властей (следователи, судебные исполнители, пожарная инспекция и т. п.) в эти помещения без согласия главы представительства. Важно подчеркнуть, что гражданско-правовой статус здания и земельного участка, занимаемого представительством (аренда или собственность), не влияет на обладание иммунитетами и привилегиями.
Средства передвижения представительства (оснащены специальными номерами) пользуются иммунитетом от ареста, реквизиции, обыска и т. п. Однако задержание, к примеру, находящегося в них преступника не является нарушением дипломатического статуса, так как возможные принудительные действия будут направлены в этом случае против соответствующего лица, а не средства передвижения. Абсолютной неприкосновенностью пользуется дипломатическая почта; она не ограничивается также ни весом, ни количеством мест. Однако если для доставки корреспонденции используются обычные каналы, то должны строго соблюдаться действующие в этом случае специальные соглашения между заинтересованными государствами. При их нарушении почта может быть задержана и даже вскрыта.
Дипломатический багаж (предметы, предназначенные для официального пользования представительства, а также для личного пользования дипломата или членов его семьи) не облагается таможенными сборами и пошлинами. Личный багаж может быть досмотрен лишь в присутствии заинтересованного лица или его представителя при наличии серьезных оснований подозревать наличие в нем предметов, запрещенных к ввозу и вывозу. Правда, жизнь вносит коррективы и в эту, казалось бы, незыблемую норму дипломатической практики. В настоящее время во многих странах, ввиду нарастающей угрозы терроризма и ради обеспечения безопасности полетов, авиакомпании иногда производят досмотр багажа дипломатов и членов их семей и даже их личный досмотр.
В Целях повышения гарантий неприкосновенности личности дипломатов и членов их семей в 1973 году была принята Конвенция о предотвращениии наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (вступила в силу в 1977 г.)
Лица из состава административно-технического персонала, не являющиеся гражданами государства пребывания или не проживающие внем постоянно, не будучи дипломатами, пользуются тем не менее вместе с членами своих семей неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной — только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Не облагаются таможенными пошлинами адресованные указанным лицам предметы первоначального обзаведения.
Вместе с тем член семьи дипломата, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями.
Что же касается лиц из обслуживающего персонала, то они пользуются иммунитетом лишь вотношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей иосвобождаются от налогов, сборов ипошлин на заработок, получаемый ими по службе. Причем и эти ограниченные иммунитеты не предоставляются гражданам государства пребывания или лицам, постоянно проживающим внем.
В Российской Федерации, как и в других странах, принцип неприкосновенности иностранного дипломата вступает в силу со времени его прибытия в страну и сохраняется даже при разрыве (приостановке) дипломатических отношений. Нарушение личной неприкосновенности, нападение на дипломата рассматриваются как серьезнейший инцидент, чреватый самыми негативными последствиями для отношений между государствами. Не допускаются и какие-либо дискриминационные меры в отношении предоставления дипломатических привилегий и иммунитетов.
Вопрос об ответственности дипломата за совершенное им преступление решается по дипломатическим каналам. Иностранный дипломат может быть объявлен «нежелательным лицом» («персоной нон грата») и выдворен за пределы России. Ответственность за свершенное он несет по законам своей страны. В собственных интересах дипломат может на добровольной основе давать свидетельские показания в устной или письменной форме. Это может, например, иметь место, когда в отношении дипломата совершен недружественный акт, когда он оказался вовлеченным в дорожно-транспортное происшествие или иной какой-то инцидент. Отказ от иммунитета от юрисдикции осуществляется аккредитующим государством и всегда должен быть определенно выраженным.
В подтверждение принадлежности иностранцев к дипломатическому персоналу Протокольный департамент МИД РФ выдает дипломатам и членам их семей идентифицирующие их дипломатические карточки — специальные документы, в которых удостоверяется, что их владельцы пользуются всеми привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Положением о дипломатических и консульских представительствах, действующим в нашей стране. Основанием для выдачи карточки служат дипломатический паспорт, выданный аккредитующим государством, и указанный в нем ранг. В знак подтверждения особого статуса транспортных средств дипкорпуса в Российской Федерации органами внутренних дел выдаются особые номерные знаки: СМД — главам дипломатических миссий, Д — дипломатическим сотрудникам, Т — административно-техническому и обслуживающему персоналу посольств в Москве.
Венской конвенцией 1961 года возложен и ряд обязанностей на дипломатические представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания. Представительство должно использовать свои помещения только для официальных целей и вести все официальные отношения с государством пребывания через министерство иностранных дел и другие ведомства, в отношении которых будет достигнута соответствующая договоренность. Обязанности персонала состоят в том, чтобы уважать законы и постановления государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Дипломат не может заниматься в стране пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
Конвенция о специальных миссиях 1969 года (Советский Союз не подписал ее в свое время), международный обычай, а также специальные соглашения между заинтересованными сторонами регламентируют вопросы привилегий и иммунитетов глав государств и иных лиц высокого ранга, других представителей и членов выезжающих за границу специальных миссий. Уставом ООН, Конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера и рядом других международно-правовых документов регулируются особенности правового статуса, иммунитеты и привилегии международных организаций, их должностных лиц и служащих.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Привилегии космонавтов и астронавтов
К космонавтам и астронавтам долгое время было принято относиться как к представителям особой касты небожителей. И для этого есть основания. Во-первых, они действительно месяцами живут выше всех обитателей Земли, во-вторых, им
Королевские привилегии или львиная доля
На кой мне правила,
когда я миром правила!
А.Смир
Хотите в жизни быть прекрасной, желанной, богатой и знаменитой – ведите себя как ведут супер звезды или коронованные особы. Не отказывайте себе в роскоши и капризах. Минимальные
Дипломатические контакты
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ — осуществляемые посредством дипломатической переписки, через специальных посланцев (эмиссаров), посредников либо путем личного общения (непосредственного, или с использованием средств связи) официальные,
Консульские привилегии
КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ (лат. privilegium — исключительное право, преимущество) — льготы, особые правовые преимущества, предоставляемые страной пребывания консульского представительства (консульского учреждения) самому этому представительству и его
Привилегии
См. также «Справедливость»
В этом мире люди ценят не права, а привилегии.
Генри Луис Менкен
Рядом с большими воротами всегда есть крохотная калитка.
Владислав Гжегорчик
Оборот «иметь привилегии» редко встречается в первом лице единственного числа.
Лешек
Привилегии
См. также «Справедливость»
В этом мире люди ценят не права, а привилегии.
Генри Луис Менкен*
Рядом с большими воротами всегда есть крохотная калитка.
Владислав Гжегорчик*
Оборот «иметь привилегии» редко встречается в первом лице единственного числа.
Лешек
Справедливость
См. также «Привилегии», «Равенство»
Справедливость – вечная беглянка из лагеря победителей.
Уинстон Черчилль
в версии Симоны Вейль*
Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Евангелие от Луки, 6, 37
Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь
1.8. Привилегии — не чиновникам, а сеньорам и инвалидам
Удивляют и умиляют в Германии седые, отлично ухоженные прически пожилых людей. Хотелось сказать, стариков и старушек, но эти слова к ним не подходят. Часто при продаже билетов можно увидеть объявление: цена для
Дипломатические представительства
Дипломатические представительства Индии в Российской ФедерацииКонсульский отдел Посольства Индии в РФМосква, ул. Воронцово Поле, 4, м. Курская,тел. (495) 917 48 35 (англ. яз.), 917 19 35 (рус. яз.),факс (495) 916 23 43,fscons@com2com.ru, www.indianembassy.ruприем заявлений
Дипломатические представительства
Дипломатические представительства Индии в Российской ФедерацииКонсульский отдел Посольства Индии в РФМосква, ул. Воронцово Поле, 4, м. Курская,тел. (495) 917 48 35 (англ. яз.), 917 19 35 (рус. яз.),факс (495) 916 23 43,fscons@com2com.ru, www.indianembassy.ruприем заявлений
Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пребывания в соответствии с международным правом и национальным законодательством предоставляются особые льготы, преимущества.
Один из основных нормативно-правовых актов в области дипломатического права — Венская конвенция о дипломатических сношениях, которая принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961 года Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1964 года № 2208-VI «О ратификации Венской конвенции о дипломатических сношениях»// Ведомости ВС СССР. 19 февраля 1964 г. N 8. Ст. 97. . Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета.
Конвенция состоит из 53 статей и включает также два факультативных протокола: о приобретении гражданства сотрудниками дипломатических представительств и членами семей этих сотрудников, живущими вместе с ними, и об обязательном разрешении споров относительно толкования или применения Конвенции Международным Судом.
Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, ратифицировавшего конвенцию 11 февраля 1964 года, также участвует в данной Конвенции. При этом со стороны СССР при ратификации была сделана оговорка по статье 11 (пункт 3) Конвенции, которая касается численности персонала дипломатических представительств: этот вопрос должен решаться по договорённости между аккредитующим государством и государством аккредитования. Кроме того, Советский Союз сделал заявление по ст.48.
В соответствии со ст.22 Венской конвенции о дипломатических сношениях помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.
Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства. Это преимущество отличается от провозглашенного в ч.2 ст.23 Конституции права каждого на тайну переписки и т.п., поскольку не может быть ограничено на основании судебного решения.
Согласно Конвенции государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необходимо согласие государства пребывания.
В п.2 ст.14 Венской конвенции 1961 г. установлено, что «иначе как в отношении старшинства и этикета, не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу». Это предписание распространяется и на предоставление таможенных льгот: их объем не зависит от класса главы дипломатического представительства.
Членами дипломатического персонала являются те члены персонала представительства, которые имеют дипломатический ранг: советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, первые, вторые и третьи секретари, атташе дипломатические и атташе — представители ведомств (по науке и технике, сельскому хозяйству и т.д.), секретари-архивисты. В состав дипломатического персонала представительства входят также заместители торговых представителей, помощники военных, военно-морских и военно-воздушных атташе.
В соответствии с международным правом Таможенный кодекс ТС предусматривает таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров. В соответствии со ст.324 ТК ТС Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27. 11.2009 N 17) // Собрание законодательства РФ, 13. 12.2010, N 50, ст. 6615 иностранные дипломатические и консульские курьеры могут ввозить на таможенную территорию таможенного союза и вывозить с этой территории товары, предназначенные для их личного пользования, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства с освобождением от таможенного досмотра, уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. При этом, дипломатические и консульские курьеры должны быть снабжены официальным курьерским листом, в котором указываются их статус и число мест, составляющих дипломатическую почту и консульскую вализу. Курьерский лист подписывается и скрепляется печатью учреждения, отправляющего дипломатическую почту и консульскую вализу.
В отношении помещений представительства — как собственных, так и наемных — предусмотрено освобождение от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой своего государства на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения.
Конвенция возлагает на государство пребывания специальную, как сказано в ч.2 ст.22, обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Это обязательство учтено в Федеральном законе «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995 г Федеральный закон от 03. 04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»// Собрание законодательства РФ, 03. 01.2011, N 1, ст. 32. В перечне ее обязанностей: обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации (п. «н» ст.12).
Вместе с тем согласно ч.3 ст.41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с его функциями.
Конвенция содержит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно привилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч.2 ст.22 Конституции РФ) не может быть основанием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей.
Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.
Воплощением и конкретизацией этой общей нормы являются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции. Согласно ч.4 ст.11 Уголовного кодекса РФ Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13. 06.1996 N 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 03. 01.2011, N 1, ст. 10. дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом.
Иммунитет от уголовной юрисдикции носит абсолютный характер и распространяется даже на те случаи, когда имеет место злоупотребление иммунитетом. Это положение было подтверждено Международным судом ООН в решении по делу о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране. Одновременно Суд подчеркнул, что изъятие из уголовной юрисдикции не означает безнаказанности: «Дипломатическое право само предусматривает необходимые меры защиты и наказания за противоправную деятельность членов дипломатических или консульских миссий»
Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится также в Кодексе об административных правонарушениях Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30. 12.2001 N 195-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 11. 04.2011, N 15, ст. 2039.
Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций.
В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст.42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т.п.
Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Таможенном кодексе ТС.
Указанными в Венской конвенции привилегиями и иммунитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания.
Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанностей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
В определенной степени привилегии и иммунитеты распространяются на членов административно-технического и обслуживающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: «если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно»).
Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства». Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее государство.
Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.
Таким образом, предоставление иммунитета персоналу представительства зависит от того, к какой категории сотрудников данное лицо относится. Полным иммунитетом пользуется дипломатический персонал, лица, обладающие дипломатическим рангом. Они не могут быть подвергнуты аресту и задержанию. Государство пребывания обеспечивает их безопасность. Неприкосновенностью пользуется жилое помещение дипломата, даже временное, например номер в гостинице или санатории, а также его имущество.
Дипломат пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Это значит, что он изъят из судебной юрисдикции и юрисдикции принудительного осуществления права. Что же касается предписывающей юрисдикции, то дипломат иммунитетом не обладает, поскольку он обязан соблюдать законы страны пребывания, в том числе и те, которые специально предназначены для дипломатов. Одновременно дипломаты находятся под юрисдикцией своего государства. Существенное значение в регламентировании их деятельности играют акты ведомства иностранных дел направившей их страны, которые порой явно ограничивают общепринятые права человека.