Правовое содержание депутатского иммунитета и индемнитета

Гарантии — это средства и механизмы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, а равно обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц создавать условия, благоприятствующие деятельности депутата. Такие гарантии предусмотрены Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и выражаются в понятиях депутатского иммунитета и индемнитета.

Иммунитет депутата означает совокупность прав и привилегий, предоставляемых депутату и гарантирующих его неприкосновенность и неответственность. Депутатский иммунитет включает: а) неответственность и б) неприкосновенность депутата.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации — это парламентский иммунитет депутата от юрисдикции, а равно невозможности в течение всего срока полномочий быть привлеченным к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, быть подвергнутым задержанию, аресту или допросу без согласия соответствующей палаты парламента. Исключение составляют случаи задержания на месте преступления. Неприкосновенность парламентария является гарантией его деятельности. Она не является личной привилегией, имеет публично-правовой характер, поскольку служит публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций, защищая его от необоснованных репрессий. Таким образом обеспечивается беспрепятственная деятельность парламентария, его независимость и самостоятельность, а также независимость и самостоятельность всего парламента.

Неприкосновенностью депутат обладает в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Депутат не может подвергнуться досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Личный досмотр вправе производить должностное лицо органов внутренних дел, ФСБ, таможенной службы РФ.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату представление. По представлению палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы не означает невозможность его привлечения к ответственности за совершенное правонарушение, в том числе и преступление, если оно совершено не в связи с осуществлением профессиональной, депутатской деятельности. Придание неприкосновенности депутата абсолютного характера означало бы искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. перечисленные в Законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» гарантии неприкосновенности в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление предусматривает: в случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие Государственной Думы. Для привлечения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации к уголовной ответственности либо применения иных принудительных мер требуется лишение его неприкосновенности. По представлению Генерального прокурора РФ этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания.

Как элемент неприкосновенности неответственность парламентария означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.

Депутатский индемнитет. Важнейшим условием и средством обеспечения эффективной деятельности депутата Государственной Думы являются социальные гарантии. В науке конституционного права их еще называют «материальные гарантии» или «материально-финансовые гарантии».

Считается, что совокупность социальных гарантий обеспечивает материально-финансовую независимость депутата, является вознаграждением за его труд и способствует утверждению депутата как личности. Социальные гарантии депутатской деятельности объединяют одним термином «индемнитет» или его русским аналогом — «вознаграждение.

Следует заметить, что в отношении понятия «депутатский индемнитет» среди конституционалистов нет единого мнения. Одни исследователи под индемнитетом понимают только вознаграждение депутата, другие — в это понятие включают еще и неответственность депутата за высказанное мнение и голосование при осуществлении депутатской деятельности. Так, например, В.Е. Чиркин пишет: «Термин «индемнитет» имеет два значения: 1) неответственность за высказывание и иные действия при осуществлении депутатских полномочий; 2) вознаграждение парламентария (жалованье, компенсационные и другие выплаты)».

Несмотря на распространенность последней точки зрения, автор не может принять ее из-за необоснованности: ведь в одном понятии объединены два совершенно разных явления — и по природе, и по назначению.

Многие конституции стран мира особо закрепляют право депутатов парламентов на вознаграждение (индемнитет). Так, ст. 71 Конституции Болгарии устанавливает, что «народные представители получают вознаграждение, размер которого определяется Народным собранием». В Конституции ФРГ закреплена аналогичная гарантия: «Депутаты имеют право на соответствующее обеспечивающее их независимость вознаграждение» (ст. 48). Причем вознаграждение почти во всех странах слагается из ряда компонентов.

В законодательной практике России не используется понятие «индемнитет». Общепризнанным считается понятие «социальные гарантии». Оно прямо закреплено в ч. ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В указанной статье Закона закреплено не только понятие, но и сами социальные гарантии депутата. Часть 3 ст. 2 гласит, что к социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:

а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

б) ежегодный оплачиваемый отпуск;

в) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутатов Государственной Думы и членов их семей;

д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;

е) обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда его здоровью и имуществу;

ж) обязательное государственное социальное страхование депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения им своих полномочий;

з) жилищно-бытовое обеспечение депутатов Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;

и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

Дополнительные условия для осуществления депутатами, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением Государственной Думы.

В связи с относительно большим числом социальных гарантий депутатов Государственной Думы и необходимостью их углубленного исследования автор счел необходимым все их классифицировать. В качестве критерия классификации избран отраслевой признак, т.е. принадлежность гарантии к той или иной отрасли права.

По названному критерию было выделено три группы социальных гарантий:

1) трудо-правовые гарантии;

2) гарантии социального обеспечения;

3) жилищно-бытовые гарантии.

Источник

Гарантии — это средства и механизмы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, а равно обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц создавать условия, благоприятствующие деятельности депутата. Такие гарантии предусмотрены Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и выражаются в понятиях депутатского иммунитета и индемнитета.

Иммунитет депутата означает совокупность прав и привилегий, предоставляемых депутату и гарантирующих его неприкосновенность и неответственность. Депутатский иммунитет включает: а) неответственность и б) неприкосновенность депутата.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации — это парламентский иммунитет депутата от юрисдикции, а равно невозможности в течение всего срока полномочий быть привлеченным к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, быть подвергнутым задержанию, аресту или допросу без согласия соответствующей палаты парламента. Исключение составляют случаи задержания на месте преступления. Неприкосновенность парламентария является гарантией его деятельности. Она не является личной привилегией, имеет публично-правовой характер, поскольку служит публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций, защищая его от необоснованных репрессий. Таким образом обеспечивается беспрепятственная деятельность парламентария, его независимость и самостоятельность, а также независимость и самостоятельность всего парламента.

Неприкосновенностью депутат обладает в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Депутат не может подвергнуться досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Личный досмотр вправе производить должностное лицо органов внутренних дел, ФСБ, таможенной службы РФ.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату представление. По представлению палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы не означает невозможность его привлечения к ответственности за совершенное правонарушение, в том числе и преступление, если оно совершено не в связи с осуществлением профессиональной, депутатской деятельности. Придание неприкосновенности депутата абсолютного характера означало бы искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. перечисленные в Законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» гарантии неприкосновенности в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление предусматривает: в случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие Государственной Думы. Для привлечения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации к уголовной ответственности либо применения иных принудительных мер требуется лишение его неприкосновенности. По представлению Генерального прокурора РФ этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания.

Как элемент неприкосновенности неответственность парламентария означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.

Индемнитет парламентария (члена парламента) есть закрепленное в законе право депутата на получение материального вознаграждения за труд, компенсацию расходов, связанных с осуществляемыми полномочиями. Индемнитет означает предоставление депутату материальных возможностей для обеспечения его статуса. Действующее законодательство устанавливает, что жизнь и здоровье депутата подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения федерального министра. Парламентарию и членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в г. Москву, а также выдается единовременное денежное пособие в размере 1/2 ежемесячного денежного вознаграждения. А каждому члену семьи — по 1/4 этого вознаграждения. За свою деятельность все депутаты получают ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему. Председателю Государственной Думы устанавливается ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Ежемесячный оклад депутата и надбавки к нему соответствуют размеру должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу. Ежемесячно депутату со дня его избрания возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда. Депутату возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения; предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней. Кроме того, депутату выплачивается пособие на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Медицинское и бытовое обеспечение депутата Государственной Думы предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Все виды почтовых и телеграфных отправлений в связи с осуществлением депутатами своих полномочий пересылаются, обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. Депутаты Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы. По окончании срока полномочий им предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации. В случае досрочного роспуска Государственной Думы депутаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения ими своих полномочий. Элементом индемнитета парламентария является Федеральный закон от 31 июня 1998 г. «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Закон предусматривает, что в случае смерти парламентария каждому члену его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному на день смерти парламентария.

Помощник парламентария (депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации). Им является лицо, привлекаемое депутатом как на общественных началах, так и по трудовому договору для оказания ему содействия в осуществлении полномочий на весь период избрания. Для осуществления своих полномочий депутат вправе иметь до пяти помощников, привлекаемых по трудовому договору (контракту), и помощников, работающих на общественных началах. Помощникам выдаются удостоверения установленного образца. Обязанности между ними распределяются депутатом. Помощники, привлекаемые по контракту, работают в палате (один из помощников) и в избирательном округе. Закон обязывает исполнительные органы власти выделять для этих лиц специально оборудованные помещения. Депутаты (члены Совета Федерации) могут иметь помощников, работающих на общественных началах. Деятельность помощников регулируется Положением, утвержденным палатой Федерального Собрания.

Глава 27 Законодательный процесс в Российской Федерации
125. § 1. Понятие, стадии и субъекты законодательного процесса
126. § 2. Законодательная инициатива: понятие, субъекты, процедуры реализации
127. § 3. Обсуждение (чтения) законопроекта в Государственной Думе. Принятие федерального закона
128. § 4. Рассмотрение федерального закона Советом Федерации. Принятый федеральный закон
129. § 5. Прерогативы Президента в законодательном процессе. Вето Президента
130. § 6. Конституционные способы устранения разногласий в законодательном процессе
131. § 7. Официальное опубликование федерального закона

Источник

Вопрос об императивном или свободном мандате депутата влияет на возможность или не возможность действовать в соответствии со своими убеждениями, нести или не нести ответственности перед избирателями. В зависимости от принятой в государстве или на соответствующем уровне представительных органов модели существуют так называемые императивный или свободный мандат д.

Императивный мандат — понятие, используемое применительно к представительным органам и их депутатам. При ИМ депутат связан волей и поручениями своих избирателей:

а) при избрании он получает от них наказы — поручения общественно значимого характера;

б) в ходе работы не только информирует избирателей, но и обязан перед ними регулярно отчитываться как о своей деятельности, так и деятельности представительного органа, в который избран, его комитетов и комиссий, в которых состоит, о выполнении наказов избирателей;

в) избиратели могут отозвать депутата, не оправдавшего их доверия или совершившего поступки, порочащие звание депутата.

Свободный мандат — правило, согласно которому депутат представительного органа власти не связан наказами избирателей и не ответственен в своей деятельности перед ними. Соответственно, отсутствует возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Принцип СМ применяется практически во всех демократических государствах. При свободном мандате депутат считается представителем в соответствующем представительном органе не конкретных избирателей, а народа страны, населения территории в целом. Он не связан поручениями (наказами) избирателей, не обязан отчитываться перед ними (хотя и информирует о своей деятельности), а полномочия депутата не могут быть прекращены досрочно по решению избирателей путем отзыва.

Иммунитет парламентский (депутатский) (англ. — immunity, лат. – immunitas) — это освобождение от чего-либо. В КП привилегия парламентариев, заключающаяся в их неприкосновенности или защите от судебного преследования за действия, непосредственном не связанные с исполнением мандата. Иммунитет является не личной привилегией, но гарантией деятельности парламентария. Неприкосновенность не аннулирует нарушения (как это имеет место в случае не ответственности), а лишь отодвигает во времени момент преследования (ареста) парламентария, чтобы не помешать осуществлению его мандата.

Парламентский иммунитет не является абсолютным. Депутаты и сенаторы не могут быть подвергнуты уголовному преследованию (Франция, Польша), любому иному ограничению личной свободы (ФРГ), личному досмотру, обыску (РФ), аресту (США, ФРГ) без санкции соответствующей палаты парламента (однопалатного парламента) во время сессии (Франция, ФРГ, РФ), бюро палаты парламента (Франция) вне сессии, спикера (в Великобритании). Исключение допускается только в том случае, если депутат застигнут на месте совершения преступления (в ФРГ также в течение следующего дня). В некоторых странах (Индии и Индонезии) депутат не может быть лишен неприкосновенности ни при каких обстоятельствах. Во многих странах (например, в ФРГ и Франции) палатам парламента предоставлено право требовать приостановления задержания, ареста или уголовного преследования депутата.

Индемнитет парламентский (англ. indemnity, от лат. indemnitas — безущербность) — 1) привилегия депутатов парламента, заключающаяся в их неответственности за высказывания и действия, связанные с выполнением депутатских функций. Например, депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены (даже и при исполнении депутатских обязанностей) публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством. 2) Вознаграждение (депутатов) за парламентскую деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, поездки и т.д.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/7584/%D0%9C%D0%90%D0%9D%D0%94%D0%90%D0%A2

Случаи лишения мандатов депутатов Государственной думы

14 сентября 2012 года Госдума лишила мандата депутата от «Справедливой России» Геннадия Гудкова.

Запрос о досрочном прекращении полномочий Гудкова направил в Госдуму генпрокурор Юрий Чайка. Следственные органы обвиняют парламентария в коммерческой деятельности, что противоречит закону о статусе депутата. Комиссия ГД по контролю за доходами депутатов изучила поступившие в ГД документы и подтвердила факт участия Гудкова в управлении бизнесом.

Гудков связывает претензии к нему со своей оппозиционной деятельностью.

Вопрос о поведении депутата Геннадия Гудкова рассматривался 21 июня 2012 года на комиссии Госдумы по депутатской этике. Поводом стал запрос единоросса Сергея Железняка в связи с действиями ряда парламентариев 6 мая 2012 года на «Марше миллионов» в Москве.

Комиссия признала поведение депутатов‑эсеров Дмитрия и Геннадия Гудковых и Ильи Пономарева порочащим статус депутата Государственной Думы, подрывающим авторитет законодательной власти. Комиссия предложила этим трем депутатам добровольно сложить свои полномочия. Гудков тогда заявил, что мандат депутата по предложению думской комиссии по этике сдавать не намерен.

Это не единственный случай лишения мандата депутата Государственной Думы.

6 июля 2012 года Госдума лишила иммунитета и дала согласие на возбуждение уголовного дела в отношении депутата КПРФ Владимира Бессонова, которого следствие подозревает в сопротивлении сотрудникам полиции.

По версии следствия, 2 декабря 2011 года в Ростове‑на‑Дону Бессонов организовал несогласованный с властями митинг численностью более 100 человек, и на требование полиции прекратить акцию депутат и другие организаторы ответили отказом. Как утверждают следователи, после попыток полицейских самостоятельно отключить звукоусиливающую аппаратуру участники митинга, включая Бессонова, устроили с ними драку.

Уголовное дело было заведено по статье «применение насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей».

3 ноября 2010 года Госдума приняла решение о снятии депутатской неприкосновенности с депутата Госдумы от ЛДПР Ашота Егиазаряна, а 9 марта 2011 года дала согласие на арест депутата.

С просьбой дать разрешение на возбуждение против депутата уголовного дела в нижнюю палату парламента обратился и.о. председателя Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.

Против бывшего депутата возбуждено два уголовных дела, которые объединены в одно производство. По данным следствия, в действиях Егиазаряна усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

1 ноября 2001 года по запросу Генпрокуратуры частично был лишен депутатской неприкосновенности независимый депутат Госдумы Владимир Головлев.

Уголовное дело в отношении Головлева, по данным Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры, было возбуждено в 1996 году в связи с его деятельностью в Челябинской области и расследовалось областной прокуратурой. Как отмечалось в представлении Генпрокурора, органы следствия располагают доказательствами причастности Головлева к совершению хищений государственных средств в крупных размерах при проведении приватизации на территории Челябинской области.

Дума согласилась с ходатайством Генпрокуратуры о проведении следственных действий в отношении Головлева и обыск, однако не дала согласия на его арест.

21 августа 2002 года депутат был убит.

18 сентября 1998 года депутатской неприкосновенности был лишен депутат от Дагестана Надир Хачилаев (Госдума второго созыва). В отношении него было возбуждено уголовное дело за организацию им вместе с братом беспорядков в столице Дагестана Махачкале в мае 1995 года. В июне 2000 года Хачилаев был приговорен к полутора годам, но амнистирован.

11 августа 2003 года Хачилаев был застрелен в Махачкале.

6 октября 1995 года депутатской неприкосновенности был лишен Сергей Мавроди (Госдума первого созыва), поскольку «пренебрегал своими обязанностями депутата и продолжал заниматься коммерческой деятельностью».

В отношении него было возбуждено уголовное дело в связи с финансовыми махинациями в бытность его главой финансовой пирамиды «МММ».

Задержан Мавроди был только 31 января 2003 года. 28 апреля 2007 года приговорен к четырем с половиной годам и вскоре вышел на свободу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

https://ria.ru/spravka/20120914/750073099.html

Источник