Правовой иммунитет должностных лиц
Юридическая природа иммунитета достаточно сложна и неоднозначна. Трактовка иммунитета нередко зависит от принадлежности к различным отраслям права, отличающимся друг от друга предметом и методом правового регулирования, отраслевыми принципами и функциями, характером юридической ответственности.
Так, в международном праве иммунитет понимается как невозможность применения законов какого-либо государства к иностранному государству. Данное определение базируется на теории суверенного иммунитета государства, в основу которой положен принцип невозможности распространения юрисдикции одного государства в отношении другого в силу суверенного равенства государств. Обладателем иммунитета, таким образом, является непосредственно само государство, а от иммунитета государства в свою очередь производна неприкосновенность его органов, имущества, собственности. К примеру, неприкосновенность дипломатического представительства, его помещений, архивов, средств передвижения и т. д. объясняется принадлежностью этих объектов к аккредитирующему государству.
Государство делегирует также право на неприкосновенность соответствующим своим представителям, но в тоже время, в случае необходимости, может и лишить их такого права.
В конституционном (государственном) праве иммунитет выступает в качестве одной из многочисленных гарантий обеспечения стабильности в обществе и предсказуемости политических процессов. Например, депутатский иммунитет, являющийся непременным атрибутом представительного строя, отображает собой следствие того положения, которое парламент занимает в системе государственных учреждений и той политической и социальной среды, в какой приходится действовать его членам. Иммунитет депутатов всегда виндицировался парламентом ради беспрепятственного осуществления им своих функций, поэтому вполне справедливо, что положения ст. 98 Конституции РФ о неприкосновенности депутатов рассматриваются как необходимость конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа.
В уголовно-процессуальном законодательстве иммунитет может быть определен как освобождение от определенных процессуальных обязанностей и ответственности.
В уголовном процессе наличие иммунитета заключается в установлении особых процедур привлечения некоторых субъектов к уголовной ответственности, применения мер государственного принуждения, освобождения от некоторых процессуальных обязанностей.
Суть таких исключений состоит в том, что УПК РФ установлен единый и обязательный для судов, органов прокуратуры и предварительного следствия порядок производства по уголовным делам. В тоже время существуют нормы, предусматривающие иной порядок проведения целого ряда процессуальных действий. УПК РФ 2002г. в отличие от УПК РСФСР 1960 г. (со всеми изменениями и дополнениями), содержит нормы, касающиеся изъятий из общих правил уголовного судопроизводства — глава 52 «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц». Данной главой и некоторыми статьями других глав УПК РФ (ч. 4 ст. 31 — подсудность уголовного дела; ч. 3 ст. 56 — право на свидетельский иммунитет; ч. 5 ст. 114 — временное отстранение от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; п. «б» ч. 2 ст. 151 — подследственность) регламентирован особый порядок уголовного судопроизводства в отношении определенной категории лиц, которым Конституцией, действующими на момент принятия УПК РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами установлена неприкосновенность.
Однако, несмотря на всю специфику в понимании иммунитета, общим является его восприятие в качестве средства, позволяющее субъектам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях не подчиняться некоторым общим законам.
Иногда понятие иммунитет сужают, связывая его исключительно с должностным положением, предполагающим наличие иммунитета.
Между тем правовой иммунитет далеко не всегда устанавливается только для определенного круга лиц в силу занимаемой ими должности. Ведь существует же свидетельский иммунитет, в соответствии с которым никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом» (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). В данной норме речь идет об общественных защитниках обвиняемого, адвокатах, священнослужителях и других гражданах, которые никаких соответствующих должностей, связанных с иммунитетом, не занимают.
В отличие от лиц, обладающих должностным иммунитетом, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, члены комиссий по проведению референдума, народные заседатели, присяжные заседатели и арбитражные заседатели призываются к выполнению особых функций по содействию в решении государственных задач не в силу должностного положения, а особых общественных обязанностей. В силу данного обстоятельства иммунитеты указанных лиц, думается, могут быть условно обозначены как иммунитеты общественных представителей. Тем самым иммунитет предстает в виде правового преимущества, а наделение им происходит с учетом той роли, которою они играют в государстве и обществе. Принимается во внимание важность выполняемой ими работы, необходимость укрепления независимости этих лиц, недопущение незаконного и необоснованного применения к ним мер государственного принуждения.
Наделение определенных субъектов преимуществами неизбежно ставит проблему соотношения иммунитета с принципом правового равенства.
В литературе по обозначенному вопросу имеется два противоположных подхода. Одни авторы полагают, что иммунитеты закрепляют неравенство, которое проявляется, в частности, при решении вопроса о привлечении таких лиц к юридической ответственности. И такое положение, по их мнению, является социально вредным. Так, по мнению К. Ф. Гуценко, круг лиц, пользующихся иммунитетами в уголовном процессе «сравнительно широк и имеет тенденцию, вопреки ст. 19 Конституции РФ, провозглашающей равенство всех перед законом и судам, к дальнейшему расширению» [1, с. 45].
Другие, напротив, считают, что иммунитеты не нарушают принцип правового равенства, поскольку последний характеризует общий статус гражданина и не учитывает различий в юридическом положении субъектов правоотношений. В частности, есть авторы занимающие позицию, что часть положений, содержащих нормы об иммунитете… является отступление от конституционного принципа равенства всех граждан перед законом и судом.
Как отмечает М. В. Баглай, «содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий», этот принцип вовсе не означает, что право вообще не может устанавливать льгот и привилегий [3, с. 73]. То есть конституционный принцип равенства — это общее правило, составной частью которого могут быть юридические исключения. Ведь зачастую участниками правоотношений становятся субъекты, обладающие одновременно как общим, так и, например, профессиональным (должностным) статусом. Поэтому законодатель может, исходя из теории функциональной необходимости, предусматривать для них определенные привилегии. В частности, устанавливать исключения из общего порядка судопроизводства для некоторых субъектов (Президента, депутатов, судей, прокуроров и т. д.) в зависимости от реализуемых ими полномочий, защищаемого интереса и других факторов. Такое правовое явление, как иммунитет, представляет собой привилегию, обеспечивающую правовую безопасность и самостоятельность этих должностных лиц [2, 127].
Говоря об иммунитете, как об отступлении от принципа равноправия, надо исходить из точки зрения, что всякий принцип — это общее правило с исключениями, которые выступают не в роли изъятия из принципов, а в качестве необходимой составной части его содержания.
Государство может устанавливать исключения из общего порядка судопроизводства для определенных субъектов в зависимости от выполняемых функций, защищаемого интереса и некоторых других обстоятельств. Главное, — чтобы такие исключения соответствовали критериям справедливости правовой нормы, состоящими в научной обоснованности, истинности отображений требований закономерного развития общества, учет непосредственных и более отдаленных целей. Так, например, иммунитет судьи является средством правовой защиты носителей судебной власти в целях обеспечения эффективного отправления правосудия.
Литература:
- Уголовный процесс / Под ред. К. Ф. Гуценко 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Зерцало, 2005. 736 с.
- Малько А. В. Суменков С. Ю. Привилегии и иммунитеты как особые правовые исключения. Пенза: ИИЦ ПГУ, 2005. 189 с.
- Баглай М. В. Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2002. 800 с.
- Исламова С. Х. Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 134–136. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11952/ (дата обращения: 06.10.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): иммунитет, РФ, Конституция РФ, свидетельский иммунитет, уголовный процесс, государственное принуждение, должностное положение, общее правило, правовое равенство, юридическая ответственность.
Библиографическое описание:
Сидорова, Н. В. Проблемы служебного (должностного) иммунитета в российском уголовном процессе / Н. В. Сидорова, Е. И. Саламатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 600-601. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9143/ (дата обращения: 30.06.2020).
В качестве самостоятельного вида уголовно-процессуального иммунитета многие российские авторы выделяют служебный (должностной) иммунитет. Так, А. В. Смирнов и К. Б. Калиновский определяют служебный иммунитет как особые условия и порядок возбуждения уголовного дела, привлечения к уголовной ответственности и производства по делу в отношении ряда категорий должностных лиц, включающий необходимость получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий [5. c. 678].
Аналогичной точки зрения придерживаются В. Н. Григорьев, А. В. Победкин, В. Н. Яшин, заявляя, что служебный (должностной) иммунитет распространяется на лиц, предусмотренных в ст. 447 УПК РФ, и представляет собой установление изъятий из общего порядка судопроизводства и особых юридических преимуществ для отдельных категорий лиц [3. c.762].
С нашей точки зрения, использование понятия «служебный иммунитет» для раскрытия установленных особенностей при производстве по уголовному делу для некоторых категорий лиц, является не совсем корректным. Термин «иммунитет» происходит от латинского слова «immunitas» — освобождение от чего-либо, и означает исключительное право не подчиняться некоторым общим законам [6. c. 244]. Устанавливая уголовно-процессуальный иммунитет, государство преследует цель ввести определенные изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.
По нашему мнению, особый порядок возбуждения уголовного дела, осуществление уголовно-процессуального задержания и применения некоторых мер принуждения, а также особый порядок производства ряда следственных действий, содержат скорее не изъятия, а дополнение общего порядка, поэтому более уместно будет употреблять понятие «привилегия».
Согласно Толковому словарю русского языка, привилегия происходит от латинского слова «privilegium», что означает преимущественное право, льгота [4. c. 588]. Привилегии всегда связаны с предоставлением лицу дополнительных преимуществ, они создают режим наибольшего благоприятствования, тогда как иммунитет освобождает лицо от определенных обязанностей или предоставляет право не подчиняться общим законам государства. С нашей точки зрения, главное отличие иммунитета от привилегии заключается в том, что иммунитет есть исключение из общих правил, тогда как привилегия, не изменяя общего правила, предоставляет дополнительные преимущества отдельным категориям лиц.
Понятие служебный (должностной) иммунитет в уголовно-процессуальном праве можно употреблять только при наличии отказа в даче согласия на производство процессуальных действий в отношении определенных категорий лиц от уполномоченного органа.
Исключение, с нашей точки зрения, составляет уголовно-процессуальный иммунитет Президента РФ. Статья 91 Конституции РФ определяет, что Президент РФ обладает неприкосновенностью. В сфере применения уголовно-процессуального права это означает запрет на проведение различных следственных и процессуальных действий в отношении Президента РФ. Иммунитет от уголовной юрисдикции Президента РФ раскрывается в ст. 93 Конституции РФ в связи с условиями его отрешения от должности. В соответствии с ней, Президент РФ может быть отрешен от должности только на основании обвинения в государственной измене или иного тяжкого преступления. В Уголовном кодексе РФ помимо тяжких преступлений предусмотрена ещё категория особо тяжких преступлений, поэтому было бы целесообразно включить упоминание данной категории преступлений в ст. 93 Конституции РФ.
Таким образом, исходя из анализа ст. 93 Конституции РФ, Президент РФ обладает абсолютным иммунитетом, и провести процессуальные действия в отношении лица, занимающего должность главы государства, возможно только при отрешении его от должности. Но в данном случае, все процессуальные действия, а также привлечение к уголовной ответственности будут производиться уже не в отношении Президента РФ, а в отношении лица, отрешенного от должности Президента.
Статья 447 Уголовно-процессуального кодекса РФ устанавливает круг лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
Как уже говорилось выше, служебный (должностной) иммунитет для данной категории лиц будет иметь место, если уполномоченные органы выразят отказ на производство соответствующих процессуальных действий. Из общего перечня к ним относятся: член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судьи Конституционного суда РФ, судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иные судья, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, Уполномоченный по правам человека. Из данного перечня, по нашему мнению, следует исключить Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, ввиду того, что данное лицо необоснованно наделяется гарантиями неприкосновенности, что в корне нарушает принцип равенство всех перед законом и судом. В случае незаконного уголовного преследования законодательством Российской Федерации будет гарантирована судебная защита его прав.
Также, с нашей точки зрения, законодатель необоснованно предусматривает правило о необходимости получения согласия соответствующего органа на исполнение судебного решения о производстве обыска или об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека и судей, так как данные лица оказываются в более привилегированном положении, нежели другие, в отношении которых установлены особенности производства по уголовному делу.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 21 декабря 2013 г. // Российская газета. — 2001. — № 249.
3. Григорьев В. Н. Уголовный процесс: Учебник / В. Н. Григорьев, А. В. Победкин, В. Н. Яшин. — М.: Эксмо, 2005. — 832 с.
4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
5. Смирнов А. В. Уголовный процесс: учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский. — М.: КНОРУС, 2008. — 704 с.
6. Юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. — М.: Институт новой экономики, 2009. — 1152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Президент РФ, Конституция РФ, отдельная категория лиц, категория лиц, Российская Федерация, уголовная ответственность, Государственная Дума, общий порядок, латинское слово, уголовно-процессуальный иммунитет.
Правовой иммунитет или иммунитет от судебного преследования , является правовой статус , в котором физическое или юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности за нарушение закона, в целях содействия общественных целей , которые перевешивают значение привлечения к ответственности в таких случаях. Такой правовой иммунитет может быть от уголовной ответственности или от гражданской ответственности (будучи предметом судебного процесса ), или оба. Наиболее заметные формы правового иммунитета дипломатический иммунитет , судебный иммунитет , и свидетель иммунитет . Один автор описал юридический иммунитет как «аверсе правовой власти:»
Сторона имеет иммунитет в отношении какого — либо действия, объекта или состояния, если какой -либо другой соответствующей стороны — в этом контексте, другое государство или международная организация или гражданин или группа граждан — не имеет (мощности) право на изменение правового статуса партии в пункте прав или обязанностей в указанном отношении. Существует широкий спектр правовых иммунитетов , которые могут быть вызваны во имя права на власть. В международном праве, иммунитеты могут быть созданы , когда государства утверждают полномочия отступлений, как это допускается, например, из Европейской конвенции по правам человека «во время войны или иного чрезвычайного положения ». Не менее известные примеры включают иммунитеты в отношении обвинения , предоставленных представителям (депутатов или членов совета) и правительственных чиновников в преследовании своих обязанностей. Такие правовые иммунитеты могут быть подозреваемыми в качестве потенциальных нарушений законности, или рассматриваются как вполне собственно, в случае необходимости защиты для должностных лиц государства в законном стремлении к своим обязанностям.
критика
Правовые иммунитеты могут быть подвергнуты критике, потому что они учредить отдельный стандарт поведения для тех, кто их получает. Например, как один замечает автор:
В Соединенном Королевстве, некоторые упражнения королевской прерогативы, который, кажется, чтобы дать правительство возможности дня за массивный и необъяснимый усмотрению, справедливо под подозрением, в то время как иммунитет от клеветы работы членов парламента, выступая в палате, или лица, дающие показания в суде, как правило, рассматриваются в качестве приемлемой защиты от мощных (и богатых) интересов, которые бы в противном случае ограничивают публичное обсуждение или отправления правосудия.
Типы
Иммунитет государственных должностных лиц
Многие формы иммунитета предоставляются государственным чиновникам, чтобы они могли выполнять свои функции, не опасаясь судебного преследования или обвиняемого в совершении преступления, за тем самым:
- Абсолютный иммунитет , типа иммунитета для правительственных чиновников , что дает полный иммунитет, действуя в ходе выполнения своих обязанностей
- Квалифицированный иммунитет , в Соединенных Штатах, иммунитет лиц , выполняющих задачи в рамках действий правительства
- Судебный иммунитет , иммунитет судьи или судей в ходе выполнения своих служебных обязанностей
- Парламентский иммунитет , иммунитет предоставляется выборных должностных лиц во время их пребывания и в ходе выполнения своих обязанностей
- Речь и Дебаты Пункт , положение в Конституции Соединенных Штатов , который обеспечивает иммунитет к членам Конгресса для заявлений , сделанных в любом доме
- Суверенный иммунитет , предотвращение исков или уголовного преследования против правителей или правительства без их согласия данного
- Суверенный иммунитет в Соединенных Штатах баров иск против федеральных, государственных и племенных правительств, которые не могут быть привлечены к суду без их согласия. Государственное согласие на иске выражается через законодательство как ограниченный отказ от суверенного иммунитета
Гранты иммунитета особенно важны в межгосударственных отношениях, где традиции возникли для предотвращения дипломатических представителей страны от подвергаются преследованиям со стороны принимающих стран.
- Дипломатический иммунитет , соглашение между суверенными правительствами , чтобы исключить дипломат из местных законов
- Иммунитет от судебного преследования (международное право) , исключение правительств или их должностных лиц от судебного преследования в соответствии с международным законодательством
- Государственный иммунитет , принцип международного права о том , что правительство государства не поддающееся перед судом другого государства
Такие иммунитеты могут быть предоставлены в соответствии с законом (законом или конституционного) или по договору .
Иммунитет граждан, участвующий в судебном процессе
- Закон об амнистии , закон , который обеспечивает иммунитет за прошлые преступления
- Супружеская привилегия , называемая также супружеское иммунитет, защищает супруг от дачи показаний против ответчика
- Свидетель иммунитет , иммунитет , предоставленный на свидетель в обмен на свидетельство
- Привилегия репортера , ограниченные Первая поправка права во многих юрисдикциях по статутному праву или судебного решением имеют , по которым журналисты не могут быть привлечены к ответственности за защиту своих конфиденциальных источников с открытия
- Благотворительный иммунитет , иммунитет от ответственности предоставляется благотворительными во многих странах с 19 — го века до середины 20-го века
Такие иммунитеты могут быть предоставлены по закону или для свидетельского иммунитета, от прокуратуры и других органов на индивидуальной основе, обычно в качестве соглашения со свидетелями.