Правовой иммунитет судей рб
Конституционные основы судебной власти закреплены в гл. 6 «Суд» Конституции Республики Беларусь. В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации [1].
Под судебной властью понимается совокупность судов, основной функцией которых является осуществление правосудия.
В состав судебной системы Республики Беларусь входят: Конституционный Суд Республики Беларусь; общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные суды, городские суды, районные суды); экономические суды.
Конституционный Суд Республики Беларусь занимает особое место в системе органов судебной власти.
Основной функцией Конституционного Суда является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве (ч. 1 ст. 116 Конституции) [1].
Согласно ст. 44 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Верховный Суд состоит из Председателя суда; первого заместителя Председателя; заместителей Председателя; судей Верховного Суда Республики Беларусь.
В составе Верховного Суда образованы и действуют следующие судебные коллегии: по гражданским делам; по уголовным делам; Военная коллегия; по делам интеллектуальной собственности. В рамках Верховного Суда осуществляют свою деятельность Пленум и Президиум Верховного Суда Республики Беларусь [20].
Ведущей функцией судебной власти является всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина, т. е. не карающая, а правозащитная задача. При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие свойства судебной власти: самостоятельность и независимость; полнота и исключительность; верховенство в системе юстиции; объективность и беспристрастность; политическая нейтральность; легитимность.
Самостоятельность и независимость судебной власти – это организационное ограничение её от других ветвей власти, осуществление судебных функций независимо от посторонних влияний при соблюдении тайны совещательной комнаты, на основе закона и внутреннего убеждения, сформулированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.
Полнота и исключительность судебной власти означает полноту её полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при раз- решении подведомственных споров и конфликтов.
Объективность и беспристрастность суда – неотъемлемые свойства судебной власти, без которых она превращается в свою противоположность, в судилище и произвол. Верховенство судебной власти определяется тем, что она формируется высшей, верховной властью (Парламентом или Президентом).
Политическая нейтральность заключается в том, что суды и судьи как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе должны быть вне политики и политической борьбы. Легитимность судебной власти усматривают в её соответствии закону, установленной им процедуре её формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержке и признании авторитета выносимых ею решений.
Независимость судей обеспечивается не только установленными в за- коне гарантиями, но и в значительной мере зависит от самих судей, их принципиальности, достоинства, понимания ими служебного долга, верности присяге.
Неприкосновенность судей или так называемый судейский иммунитет – непременная гарантия независимости судей, ограждения их от постороннего воздействия и вмешательства в профессиональную деятельность и личную жизнь. Принцип неприкосновенности ставит судью и членов его семьи, а также его имущество под особую защиту государства [21].
Таким образом,Президент Республики Беларусь одновременно являлся Главой государства и главой исполнительной власти [1].
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст. 79 Конституции). Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. При выезде за границу глава государства пользуется дипломатическим иммунитетом в полном объёме.
Под судебной властью понимается совокупность судов, основной функцией которых является осуществление правосудия.
В состав судебной системы Республики Беларусь входят: Конституционный Суд Республики Беларусь; общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные суды, городские суды, районные суды); экономические суды.
Судейский иммунитет – непременная гарантия независимости судей, ограждения их от постороннего воздействия и вмешательства в профессиональную деятельность и личную жизнь. Реализация судейского иммунитета ставит судью и членов его семьи, а также его имущество под особую защиту государства.
ЗАключение
1. Институт правового иммунитета возник в эпоху феодализма и является его специфическим признаком. В феодальной России правовой иммунитет составляли привилегии крупных земельных собственников, заключавшиеся в обладании правом политической власти над населением вотчины; чем крупнее была вотчина, тем большей политической властью обладал её собственник. Вместе с усилением центральной государственной власти роль иммунитетов начинает всё больше ограничиваться. С изменением общественной жизни институт правового иммунитета трансформировался в совершенно иное юридическое средство — в инструмент, освобождающий от определённых обязанностей и юридической ответственности отдельных субъектов (дипломатов, консулов, депутатов и др.) в целях выполнения ими соответствующих социально полезных функций.
2. Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определённых обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.
Иммунитеты — особый вид привилегий, которые в свою очередь являются сутью специфической разновидности льгот, юридических изъятий.
Национальное законодательство об иммунитете иностранного государства должно соответствовать установленным международно-правовым предписаниям, содержать лишь такие правила об изъятиях из иммунитета, которые вытекают из норм общего международного права или в соответствующих случаях из действующих международных соглашений. В случае же противоречия законодательства государства международно-правовым требованиям иностранное государство вправе не подчиниться такому законодательству, заявить протест и потребовать его отмены или изменения.
3. Исследование иммунитетов высших должностных лиц государства напрямую связано с действием института иммунитета самого государства.
Иммунитет государства представляет собой изъятие государства из-под действия юрисдикции других государств. Этот институт международного публичного права нашёл своё развитие из общего принципа международного права о суверенном равенстве государств как субъектов международного права в своих отношениях, а также из принципа невмешательства в дела друг друга.
Государственный иммунитет служит двум целям. Первая — защита способности государства выполнять свои функции без вмешательства извне. Вторая, менее важная цель государственного иммунитета, — защита достоинства государства, которое может пострадать, если суверенному государству придётся выполнять приказы другого государства.
4. Основные принципы защиты иммунитетов высших должностных лиц: принцип законности; принцип уважения прав и законных интересов; принцип невмешательства во внутренние дела государства; принцип суверенного равенства государств; принцип межгосударственного сотрудничества; принцип экстерриториальности; принцип личной безопасности и неприкосновенности.
5. Президент Республики Беларусь одновременно являлся Главой государства и главой исполнительной власти [1].
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст. 79 Конституции).
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. При выезде за границу глава государства пользуется дипломатическим иммунитетом в полном объёме.
6. Под судебной властью понимается совокупность судов, основной функцией которых является осуществление правосудия.
В состав судебной системы Республики Беларусь входят: Конституционный Суд Республики Беларусь; общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные суды, городские суды, районные суды); экономические суды.
Судейский иммунитет – непременная гарантия независимости судей, ограждения их от постороннего воздействия и вмешательства в профессиональную деятельность и личную жизнь. Реализация судейского иммунитета ставит судью и членов его семьи, а также его имущество под особую защиту государства.
Date: 2016-05-23; view: 503; Нарушение авторских прав
Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита.
Статус судьи получил развернутую регламентацию в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (раздел III, ст.ст.59 – 78).
Следует отметить, что в России, Украине и некоторых других странах СНГ приняты законы о статусе судей. Летом 1998 г. Советом Европы принята Европейская Хартия о статусе судей. Она устанавливает стандарты статуса судей, на которые должны ориентироваться европейские государства, в том числе и Республика Беларусь.
Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» определяет права и обязанности судей. Так, судьи при осуществлении судебной власти вправе:
1) требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей;
2) вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения, организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
3) ставить в установленном законом порядке вопрос перед Конституционным судом о проверке конституционности нормативного акта;
4) запрашивать информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.
В то же время судьи обязаны: неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь, быть справедливыми и непредвзятыми; избегать всего, что принижает авторитет судебной власти, достоинство судьи. Закон запрещает судьям заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме научной или педагогической, не связанной с занятием штатных должностей, быть депутатом, осуществлять предпринимательскую деятельность, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям.
Для правового статуса судей в Республике Беларусь характерны следующие свойства:
1) независимость; 2) несменяемость; 3) неприкосновенность; 4) политическая нейтральность; 5) надлежащее материальное и социальное обеспечение, социальная и правовая защита.
Независимость судей обеспечивается установленными в законе гарантиями, но в значительной мере зависит от самих судей, от их принципиальности, верности присяге.
Пленум Верховного суда Республики Беларусь в постановлении от 23 декабря 1999 г. «О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов» подчеркнул, что «…обеспечение независимости суда должно стать нравственным долгом судьи и важнейшей гарантией требований закона при осуществлении правосудия» (см.: Судовы веснік. 2000, № 1, с.9).
Несменяемость судей означает назначение (избрание) судей на неограченный срок, то есть бессрочно. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без личного согласия. Его полномочия не могут быть прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом (ст.63 Закона).
Неприкосновенность судей или так называемый судейский иммунитет – непременная гарантия независимости судей. В соответствии с этим положением судья и члены его семьи, а также его имущество берутся под особую защиту государства.
Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, его избравшего либо назначившего с учетом заключения квалификационной коллегии судей. В отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный досмотр. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором. Уголовные дела в отношении судей подсудны Верховному суду Республики Беларусь.
Материальное и социальное обеспечение судей, меры их правовой и социальной защиты должны гарантировать независимое исполнение ими должностных обязанностей и содействовать закреплению квалифицированных кадров. По этому поводу Первый съезд судей Республики Беларусь в резолюции от 5 декабря 1997 г. отметил, что необходимо не только повышать профессионализм судей, усиливать их ответственность за качество осуществления правосудия, но и надлежаще обеспечить гарантии правовой и социальной защиты судей, улучшить материально-техническое состояние судов, внедрять научно обоснованные нормативы нагрузки судей (см.: Первый съезд судей Республики Беларусь. Документы и материалы. – Мн., 1998, стр.162).
Заработная плата судей состоит из должностного оклада, надбавок за квалификационный класс и выслугу лет, премий и иных выплат в соответствии с законодательством.
В соответствии с Законом Республики Беларусь “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” от 13 декабря 1999 г. предусматривается систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих служебную деятельность, выполнение которой может быть сопряжено с посягательством на их безопасность, их близких, направлен на создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.
К числу мер государственной защиты относятся: 1) применение органами, обеспечивающими безопасность, мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, а также сохранности имущества; 2) применение мер правовой защиты, предусматривающих повышенную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; 3) осуществление мер социальной защиты, установленных законом, в том числе реализация права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти) членам их семей и лицам, находившихся на их иждивении, а также реализация права на материальную компенсацию в случае причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи со служебной деятельностью.
Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Права и обязанности судей.
Поскольку, одна из целей судебной власти и правосудия — это восстановление нарушенного права и справедливости, кандидатом в судьи может быть гражданин отвечающий высоким нравственным требованиям. 5 декабря 1997 года на Первом съезде судей Республики Беларусь, в «Кодексе чести судьи Республики Беларусь», были обобщены правила и нормы поведения судьи не только во время исполнения им своих профессиональных обязанностей, но и во внеслужебной деятельности. Согласно ст. 62 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»; ст. 6 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь», кандидатом на должность судьи может быть лицо не совершившее порочащих его поступков.
Второй целью судебной власти и правосудия является обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ, что само по себе требует от кандидата в судьи наличия определенных знаний и навыков. Основания для избрания (назначения) на должность судей и освобождения их от должности предусматриваются Законом «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». Согласно статье 62 данного Закона, судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен.
Кроме того, кандидаты на должность судьи районного (городского) суда должны иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет; судьи областного, Минского городского судов — стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь — стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.
Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 года, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.
Теперь, принимая во внимание всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что судьи обладают не только теми же правами, что и любой гражданин Республики Беларусь, но на них ещё возложены права и обязанности, которые вытекают из особенностей их профессиональной деятельности. Можно кратко перечислить некоторые права и обязанности судей.
Права судьи:
- — требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений;
- — вносить в государственные органы, предприятия, учреждения, организации представления об устранении нарушений закона;
- — ставить перед Конституционным судом вопрос, о проверке конституционности нормативных актов;
и прочее.
Обязанности судьи:
- — быть беспристрастным, объективным, свободным от общественного мнения;
- — судья обязан воздерживаться от публичных комментариев, касающихся его профессиональной деятельности;
- — постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, сохранять профессиональную тайну, оказывать помощь молодым судьям;
и другие.
Принципы правового и социального статуса судьи.
Такие слагаемые, как единство судейского корпуса, независимость судьи, несменяемость судьи, неприкосновенность судьи и дают в конечном результате нам представление о правовом статусе судьи.
Независимость судей означает, что судьи решают переданные им дела самостоятельно, беспристрастно, на основании исследованных в судебном заседании доказательств и в точном соответствии с законом без какого-либо давления, угроз или вмешательства.
Конституцией Республики Беларусь установлено, что судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, не сопряженной с занятием штатных должностей. Такое ограничение продиктовано тем, что предпринимательская деятельность осуществляется нередко в условиях жесткой конкуренции, когда используются различные средства, в том числе и служебное (должностное) положение.
Совместительство, как форма регулярной трудовой деятельности в свободное от основной работы время, для судебных работников по смыслу норм трудового законодательства не допускается, поскольку оно связано с занятием вакантной должности (например, ставки, ее половины и т.д.). Судьи вправе в свободное от основной работы время заниматься научно-исследовательской деятельностью при условии, что она не сопряжена с занятием штатной должности. Это означает, что судебные работники могут прикрепляться в качестве соискателей к учебным или научным учреждениям для написания диссертаций, готовить к изданию научные статьи, доклады, монографии, учебники, участвовать в разработке научно-исследовательских программ, в том числе на основе трудового договора.
Под несменяемостью судей понимается избрание (назначение) судей на неограниченный срок, то есть бессрочно. При этом председатели Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, их заместители и судьи этих судов избираются Верховным Советом. Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственных судов городов и районов, специализированных судов назначаются Президентом Республики Беларусь. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы в качестве судьи.
Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет. Время работы судьей по административным делам и исполнительным производствам учитывается при назначении судьи бессрочно.
Неприкосновенность судьи является одним из гарантов обеспечения независимости судьи. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия квалификационной коллегии судей и органа, который его избрал либо назначил.
Согласно части третьей статьи 65 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», в отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр, применение мер административного взыскания. Судья не несет какой-либо ответственности за высказанные им при осуществлении правосудия суждения и принятое решение за исключением случаев, когда вступившим в законную силу приговором суда будет установлена его виновность в совершенном преступлении.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь. Такое дело подсудно Верховному Суду Республики Беларусь.
Из рассмотренных мной принципов правового и социального статуса судей можно сделать вывод, что существующая в нашей республике нормативно — правовая база, регламентирующая деятельность судов, позволяет выполнять судебной власти возложенные на неё функции и добиваться поставленных перед ней целей.
Квалификационная аттестация судей
Существует очередная и внеочередная квалификационная аттестация судей. Очередная — проводится в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационных классов; при присвоении им очередного квалификационного класса; периодически, один раз в пять лет. Внеочередная — при назначении на должность судьи бессрочно; при назначении судьи на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда; при назначении судьи на должность судьи в вышестоящий суд; при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе. Квалификационная аттестация проводится в отношении всех судей за исключением Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Хозяйственного Суда.
На судью, подлежащего квалификационной аттестации, председателем соответствующего суда составляется характеристика, которая должна содержать полную и объективную оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств, уровня профессиональной подготовки.
В зависимости от уровня профессиональных знаний, стажа, опыта работы аттестуемого судьи и занимаемой им должности, квалификационная коллегия судей может принять одно из следующих решений:
- 1) о присвоении судье очередного квалификационного класса;
- 2) о присвоении судье более высокого квалификационного класса;
- 3) об оставлении судье ранее присвоенного квалификационного класса;
- 4) о понижении судьи в квалификационном классе;
- 5) об отсрочке аттестации на срок не более шести месяцев;
- 6) о несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении судьи от должности.
Квалификационная коллегия судей вправе также по результатам квалификационной аттестации ходатайствовать перед председателем соответствующего суда или органом юстиции о поощрении судьи, о зачислении его в резерв для назначения на вышестоящие должности.
Можно сделать вывод, что согласно действующего сейчас Положения о квалификационной аттестации и квалификационных классах судей судов Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь 4 декабря 1997 г., целями квалификационной аттестации судей является: улучшение качества состава судей, установление соответствия судьи занимаемой должности, стимулирование профессионального роста судей, определение необходимости их переподготовки, повышение ответственности судей за соблюдение законности при осуществлении правосудия.
Дисциплинарная ответственность судей.
Законодательством судья наделён не только системой прав и обязанностей для осуществления им правосудия в соответствии с законом. Указом Президента Республики Беларусь от 4.12.1997 года было утверждено Положение о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь, в соответствии с которым судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Действие данного Положения не распространяется только на судей Конституционного суда. Согласно этого Положения, Президент Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, председатели областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда, Министр юстиции, руководитель областного управления юстиции, руководитель Минского городского управления юстиции имеют право возбуждения дисциплинарного производства.
Председатель Верховного Суда возбуждает дисциплинарное производство в отношении всех судей общих судов; Министр юстиции — в отношении всех судей общих и хозяйственных судов, за исключением Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и судей этих судов; председатели областных, Минского городского, Белорусского военного судов, руководитель соответствующего органа юстиции — в отношений судей соответствующих областных, Минского городского, районных (городских) судов, Белорусского военного и межгарнизонных военных судов; руководитель соответствующего органа юстиции — в отношении судей районных (городских) судов; Председатель Высшего Хозяйственного Суда — в отношении всех судей хозяйственных судов; председатели хозяйственных судов областей (г. Минска), руководитель соответствующего органа юстиции — в отношении судей соответствующих хозяйственных судов областей (г. Минска). Дисциплинарное производство в отношении Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда возбуждается Президентом Республики Беларусь или в порядке им определяемом. По решению Президента Республики Беларусь дисциплинарное производство возбуждается также в отношении других судей.
Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение законности при рассмотрении дел или за совершение другого служебного проступка.
Постановление о возбуждении дисциплинарного производства с необходимыми материалами направляется на рассмотрение в соответствующую квалификационную коллегию судей.
Квалификационная коллегия судей может прекратить дисциплинарное производство или вынести одно из следующих решений: 1) о наложении дисциплинарного взыскания; 2) о прекращении дисциплинарного производства; 3) о направлении в установленном порядке материалов дисциплинарного производства органам, имеющим право на возбуждение дела о лишении полномочий судьи или право на возбуждение в отношении судьи уголовного дела.
Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. По истечении шести месяцев со дня наложения взыскания по представлению лица, возбудившего дисциплинарное производство или по инициативе квалификационной коллегии, налагавшей дисциплинарное взыскание, оно может быть снято досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении его к исполнению своих обязанностей.
Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи.
Полномочия судьи могут быть прекращены лишь по основаниям и в порядке, установленным законом. В статье 72 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» указывается, что судьи могут быть лишены своих полномочий за умышленное нарушение законности или совершение порочащего поступка, несовместимые с их высоким званием, и не иначе как по решению органа, избравшего или назначившего их, а также в связи со вступившим в силу обвинительным приговором суда в отношении их.
Как особое основание для прекращения полномочий судьи следует рассматривать его отставку.
В соответствии со статьей 75 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» судья, проработавший в должности судьи не менее 20 лет, вправе выйти в отставку по личному желанию независимо от возраста и причин ухода. Судья также считается в отставке в связи с окончанием срока его полномочий, за исключением случаев неназначения на новый срок по мотивам несоответствия занимаемой должности, при-знания недееспособным в определенном законом порядке, невозможности исполнения своих обязанностей по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам.
Закон предусматривает также освобождение судей от исполнения обязанностей по ряду оснований, а именно:
- — по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы;
- — в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом (с их согласия) на другую работу;
- — по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначаемых впервые) и в связи с отказом в назначении судьи бессрочно;
- — по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи;
- — по собственному желанию;
- — в связи с утратой гражданства Республики Беларусь.
Порядок лишения судей полномочий и освобождения их от должности регулируется специальными законодательными актами.