Правовые иммунитеты льготы привилегии
Любовь |
Правовые льготы — это юр. средства, предоставляющие субъектам (ветеранам, участникам боевых действий и т.д.) дополн. права или освобождающие их от установленных законом обязанностей.
Цель правовых льгот состоит в согласовании интересов личности, коллектива и гос-ва. С их помощью: 1) восстан-ся справедливость и равенство субъектов; 2) компенсируются затраты; 3) стимул-ся определенная деят. (участие в вооруженных конфликтах, работа на Крайнем Севере).
Поэтому льготы нельзя отождествлять с поощрением. Если поощрение специально предназначено для вознаграждения, за заслуженное поведение, то льготы не всегда устанав-ся за заслуги, стимулируя определѐнное поведение, они в большей степени выполняют компенсационную функцию. Разновидностями льгот являются: — налоговые преференции, обеспеч. компенсацию финансовых потерь, при выпуске новой, конкурент-ой продукции и модернизации технолог. процессов; — таможенные льготы, защищающее российскую экономику от неблаг-го воздействия иностранной конкуренции и поддерживающие рациональное соотнош. ввоза и вывоза товаров в РФ при ее взаимоотн. с мировым рынком; — субсидии, дотации, субвенции обеспеч. реализацию др. средств определ. правовые положения субъектов бюджетных отношений и оптимизирующих функц-ие бюджетной системы; — компенсации, возмещают ущерб причиненный физ. или юр. лицу, в результате как правомерных, так и неправомерных действий; — иммунитеты, как «отрицательные» льготы обеспеч. надлежащее выполнение функций и служебных обязанностей.
Правовые привилегии — это спец. льготы для конкретных субъектов (Президент РФ, Председатель ГосДумы РФ), необходимые для лучшего выполнения публичных функций.
Привилегии носят персонифицированный и детальный характер (машины, охрана и т.д.). Они устан-ся не для выравнивания положения разных субъектов, а для более качественного выполнения обязанностей ДЛ или иными представителями правящей элиты. В то же время, на обыденном уровне привилегия ассоциируется с чрезмерным получением благ номенклатурой в обход действующих законов, их стремлением улучшить своѐ положение за счѐт общества.
Пособие является формой внешнего выражения стимула, доп. соц. гарантией, поддерживающей жизненный стандарт субъекта (пособие по безработице). Если стимулы направлены на активизацию соц. полезной деят., то ограничения предполагают силовой вариант сдерживания негативной активности и предупреждения социально вредного поведения.
Правовые иммунитеты — особые льготы и привилегии, преимущ. связанные с освобождением конкретно установленных в нормах права, конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответст-ти, призванные обеспечивать выполнение ими соответст. функций.
Иммунитеты, выступая специфич. разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты.
Во-первых, все они создают особый юр. режим, позволяют облегчать положение соответст. субъектов, расширяют возможности по удовлетв. тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.
Во-вторых, они призваны быть правостимул-ми средствами, побуждающими к опред. поведению и обознач. собой положительную правовую мотивацию.
В-третьих, явл. гарантиями соц. полезной деят-ти, способствуют осущ. обяз.
В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными искл-ми для конкретных лиц, устан-ми в спец. юр. нормах.
В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
103
04.06.2018; 03:53 хиты: 844 рейтинг:0 | Профессии и Прикладные науки право |
Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Правовым льготам присущи следующие признаки.
· Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности. При установлении льгот законодатель ставит цель — социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.
· Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключение из общих правил, отклонение от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.
Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку эти люди характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т.д.). С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество.
Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.
Особенности привилегий заключаются в следующем.
· Во-первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, властные органы и должностных лиц
· Во-вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много.
· В-третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей-одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.
Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.
Общие черты:
· Во-первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов.
· Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.
· В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
· В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.
· В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.
· 1. Если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, — в виде отрицательных льгот (освобождение от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождение от ответственности). «Отрицательность» иммунитета — его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей.
· 2. Круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституции и законах. Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законодательстве.
· 3. Основное назначение льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан, состоит в выравнивании и определенном сглаживании их фактического положения, в создании более благоприятных условий для нормального развития тех из граждан, которые особенно нуждаются в этом. Целью правового иммунитета является обеспечение выполнения соответствующими субъектами особо важных международных, государственных, общественных функций, служебных официальных обязанностей.
Правовая льгота – это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей
Признаки правовых льгот:
1. Они связаны с более полным удовлетворением собственных интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов
2. Представляют собой специфические исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера);
3. В отличие от привилегий выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами нормотворчества.
Правовые льготы выполняют две основные функции:
1. Компенсационную (создают хотя бы примерно равные возможности для развития неравных в силу биологических и социальных причин лиц);
2. Стимулирующую (побуждают к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица).
С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку эти люди характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска). С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество.
Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.
Особенности привилегий заключаются в следующем:
1. Если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, на властные органы и должностные лица.
2. Льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений.
3. В силу различных социальных ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеятельности общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выравнять» их фактическое неравенство, с другой же, посредством привилегий юридически «выделяет» тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей.
Вместе с тем в общественном сознании привилегии зачастую ассоциируются с чрезмерным получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Такие привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов.
Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, конституции и законах лиц от определенных обязанностей, и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.
Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты:
1. Все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности, по удовлетворению тех или иных интересов.
2. Они призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.
3. Являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.
5. Представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
ПРИМЕРЫ (неприкосновенность депутатов, иммунитет судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и т. п.)
Правовая льгота — это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.
Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций (схема 20.5).
Правовые ограничения
Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.
Схема 20.4
┌────────────────────────────┐
│ Виды правовых поощрений │
└──────────────┬─────────────┘
│
┌─────────────────┬────────┴───────┬─────────────────┐
│ │ │ │
┌───────┴──────┐ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐
│ по предмету │ │ по │ │ по субъектам,│ │ по │
│ правового │ │ юридической │ │ их │ │ иерархии │
│регулирования │ │ природе │ │ применяющим │ │ │
└───────┬──────┘ └───────┬──────┘ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘
│ │ │ │
┌────────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌──────┴────────┐ ┌──────┴────────┐
│Административные│ │ Материально- │ │Государственные│ │ Общефедераль- │
│ │ │ правовые │ │ │ │ ные │
└────────┬───────┘ └───────┬───────┘ └──────┬────────┘ └──────┬────────┘
│ │ │ │
┌────────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌──────┴────────┐ ┌──────┴────────┐
│ Трудовые │ │Процессуальные │ │Негосударствен-│ │ Региональные │
│ │ │ │ │ ные │ │ │
└────────┬───────┘ └───────────────┘ └───────────────┘ └──────┬────────┘
│ │
┌────────┴───────┐ ┌──────┴────────┐
│ Уголовно- │ │ Локальные │
│ исполнительные │ │ │
└────────────────┘ └───────────────┘
Схема 20.5
┌───────────────────────────────────────┐
│ Льготы │
└───┬───────────────────────────────┬───┘
│ │
┌──────────────────┴─────────┐ ┌─────────┴──────────────────┐
│ Предоставление │ │ Освобождают от │
│ дополнительных прав │ │ обязанностей │
└──────────────────┬─────────┘ └─────────┬──────────────────┘
│ │
┌──────────────────┴─────────┐ ┌─────────┴──────────────────┐
│ Привилегии ├───────────┤ Иммунитеты │
└────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘
Общие признаки правовых ограничений заключаются в следующем:
1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;
2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;
3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;
4) предполагают снижение негативной активности;
5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Схема 20.6
┌────────────────────────────┐
│ Виды правовых ограничений │
└──────────────┬─────────────┘
│
┌─────────────────┬────────┴───────┬─────────────────┐
│ │ │ │
┌───────┴──────┐ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐
│ по предмету │ │ по │ │ по │ │ по │
│ правового │ │ объему │ │ времени │ │ содержанию │
│регулирования │ │ │ │ действия │ │ │
└───────┬──────┘ └───────┬──────┘ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘
│ │ │ │
┌────────┴──────┐ ┌────────┴──────┐ ┌──────┴────────┐ ┌──────┴────────┐
│Конституционные│ │ Полные │ │ Постоянные │ │ Материально- │
│ │ │ │ │ │ │ правовые │
└────────┬──────┘ └────────┬──────┘ └──────┬────────┘ └──────┬────────┘
│ │ │ │
┌────────┴──────┐ ┌────────┴──────┐ ┌──────┴────────┐ ┌──────┴────────┐
│ Гражданские │ │ Частичные │ │ Временные │ │ Морально- │
│ │ │ │ │ │ │ правовые │
└────────┬──────┘ └───────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘
│
┌────────┴──────┐
│ Экологические │
└───────────────┘