Правовые иммунитеты при действии нормативных актов

Правовые иммунитеты при действии нормативных актов thumbnail

Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении:

всех граждан;

организаций;

государственных органов;

объединений.

Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.

Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:

по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;

немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;

по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:

нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;

по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:

территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;

экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).

В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.

Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

Особой разновидностью неприкосновенности личности выступает правовая неприкосновенность, или, что то же самое, правовой иммунитет.

Иммунитет является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим законам.

Такое отступление от принципа равноправия позволяет включить иммунитет в систему правового неравенства. Вместе с иммунитетом систему неравенства в российском обществе составляют правовые льготы и привилегии.

Иммунитет — особый вид привилегии. Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом — правовой неприкосновенностью.

Анализируя сущность правовой неприкосновенности, можно выделить ряд признаков, характерных как для льгот и привилегий, так и для иммунитетов.

1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов.

2. Иммунитеты призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию. Иммунитет, как верно отмечает С.В. Мирошник, в качестве правового стимула «представляет собой совокупность особых правовых преимуществ». Мирошник С.В. Правовые стимулы в российском законодательстве: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. Ростов — на — Дону, 1997. С. 15.

3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями, установленными в специальных юридических нормах.

5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют специфические признаки, свидетельствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в качестве отдельной правовой категории. Руднев В.И. Иммунитеты от уголовного преследования // Журнал российского права. 1998. N 7. С. 37.

Источник

Действие нормативных правовых актов во времени ограничено моментом  его вступления в юридическую силу и моментом утраты им юридической силы. Отправным моментом для вступления акта в силу является его официальное опубликование (Российская газета, Парламентская газета, Собрание законодательства РФ, или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)). По общему правилу федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, если иное не установлено самим законом. Для указов Президента РФ и нормативных актов Правительства РФ общий срок соответственно 7 дней. Однако на практике в самом нормативном акте указываются сроки его вступления в силу. Срок вступления в силу может быть определен наступлением определенной календарной даты, днем опубликования, реже наступлением конкретного события.

Читайте также:  Настои трав повышающие иммунитет

Нормативные правовые акты вступают в силу одновременно, в полном объеме. Однако, в некоторых случаях возможно поэтапное вступление в силу. В этом случае введение в действие отдельных глав, разделов обозначается определенными сроками либо связывается с наступлением конкретных событий.

Нормативные правовые акты прекращают действие в силу различных обстоятельств. Во-первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативного акта, который заранее указывается в самом акте. Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом. В-третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Изменение обстановки также может стать причиной отмены действия нормативного правового акта (устаревание). Речь идет об исчезновении общественных отношений, на регулирование которых был направлен акт. Признание акта неконституционным также является основанием его отмены.

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо принимать во внимание такое понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона (ретроактивность) понимается распространение действия закона на общественные отношения, которые возникли до вступления его в силу.

По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. Этот принцип знало еще римское право: «lex ad praeteriam non valet». Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности каждого гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка. Однако в ряде случаев, исходя из гуманных соображений, возможны исключения из названного принципа. Это касается, главным образом, уголовного и административного законодательства. В отдельных случаях обратная сила закона признается в области гражданского и семейного права.       Однако об этом должно быть прямое указание в законе (статья Конституции).

Обратная сила может быть простой (не предполагает пересмотра состоявшихся ранее решений) и ревизионной (требующей пересмотра принятых решений, пересмотра последствий).

Следует также обратить внимание на случаи «переживания» нормативного правового акта (ультраактивность). Речь идет об актах, утративших юридическую силу, но продолжающих действовать. Это исключительное явление возможно, например, по специальному указанию нового закона. Такие нормы содержатся в переходных и заключительных положениях Конституции РФ.

Действие нормативных правовых актов в пространстве. По общему правилу, в соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства законы, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. Территория государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Непосредственное понятие государственной территории раскрывается ч. 1 ст. 67 Конституции России: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Следует обратить внимание, что Конституция РФ не включает в ее состав недра. Под сухопутной и водной территорией расположены недра и по сложившемуся обычаю до технически доступной глубины они, включая полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, тоже входят в понятие государственной территории. Кроме того, традиционно юрисдикция государства, а, следовательно, и действие его актов, распространяется на континентальный шельф, военные суда под флагом государства, гражданские суда (морские, воздушные) под флагом государства, находящиеся в нейтральных водах или международном воздушном пространстве; территории посольств, консульств, миссий за рубежом; космические корабли; полярные зимовки, кабели и трубопроводы, расположенные в открытом море.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть (общефедеральные акты, касающиеся районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от чернобыльской аварии, а также акты субъектов Федерации, органов местного самоуправления), и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», например, прямо предписывает всем государственным органам России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям всячески содействовать тому, чтобы «гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами», установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями. И, наоборот, на территории данного государства могут действовать, в соответствии с заключенными соглашениями, отдельные нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается, в первую очередь, норм гражданского, коммерческого, финансового и некоторых других отраслей права.

Читайте также:  Естественный иммунитет подразделяется на

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.

Нормативные правовые акты государства по общему правилу распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на его территории (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства). Наиболее полным правовым статусом обладают граждане государства. Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом и международными договорами Российской Федерации» (п. 3 ст. 62). Изъятия связаны, в первую очередь, с отсутствием у данной категории политических прав. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать в референдуме. Они не могут быть государственными служащими. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности (воинская обязанность). Особое положение в России занимают дипломаты, консульские работники, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (внутренним) правом они не подлежат аресту и задержанию. Вопрос об уголовной ответственности указанных лиц, в случае совершения ими преступления на территории России, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Отдельные нормативные правовые акты адресованы специальным субъектам: военнослужащим, пенсионерам и т.п.

Предметное действие нормативных правовых актов связано с регулируемыми общественными отношениями. Нормы одной отрасли, как правило, не распространяют свое действие на отношения, регулируемые нормами других отраслей права.

Правовые иммунитеты (лат. immunitus — освобождение от чего-либо) — исключительное право определенной категории лиц не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве, то есть это особые льготы и привилегии, освобождающие определенных законом лиц от определенных обязанностей и ответственности в целях выполнения ими своего особого статуса. Правовые иммунитеты — это нахождение лица (полное или частичное) вне юрисдикции государства.

В соответствии с принципами и нормами международного права законы, иные нормативные правовые акты РФ могут не применяться к дипломатическим представителям и некоторым другим сотрудникам представительств иностранных государств и международных организаций, а также и к определенным категориям иностранных и российских граждан.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

По
общему правилу, нормативно-правовые
акты изда­ются с целью распространения
их предписаний на граж­дан данного
государства. Наделяя своих граждан
консти­туционными правами и свободами,
равно как и возлагая на них определенные
конституционные обязанности, го­сударство
должно не только принимать меры к тому,
чтобы гарантировать соблюдение данных
конституцион­ных требований н положений
в отношении граждан внут­ри страны,
но и оказывать им защиту и покровительство
за пределами государства. Закон Российской
Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве
Российской Федера­ции», например,
прямо предписывает всем государствен­ным
органам России, дипломатическим
представительст­вам и консульским
учреждениям всячески содействовать
тому, чтобы гражданам Российской
Федерации была обеспечена возможность
в полном объеме пользоваться всеми
правами, установленными законодательством
госу­дарства их пребывания, международными
договорами Российской Федерации,
международными обычаями. Им вменяется
в обязанность защищать права и законные
интересы граждан, а «при необходимости
принимать меры для восстановления
нарушенных прав граждан Рос­сийской
Федерации»‘.

Когда
гражданин Российской Федерации является
одновременно гражданином другого
государства, т.е. имеет двойное гражданство,
он пользуется не только по­кровительством
России, но и покровительством «своего’*
нового государства. Двойное гражданство,
а следователь­но, двойное покровительство
допускается, согласно Кон­ституции
Российской Федерации (ч. 1 ст. 62, лишь в
одном из двух случаев, а именно: если
такая возможность предусматривается
федеральным законом или же если это
предусмотрено соответствующим
международным дого­вором России.
Конституция Российской Федерации особо
акцентирует внимание на том, что наличие
у граж­данина России иностранного
гражданства не умаляет его прав и свобод
и не освобождает от обязанностей,
вытекающих из российского гражданства,
если иное не предус­мотрено в федеральном
законе или международном дого­воре
(ч. 2 ст. 62)

Законодательство
России, впрочем, как и законодательство
других стран, приравнивает иностранных
граждан и лиц без гражданства в отношении
прав и обязаннос­тей к российским
гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции
Российской Федерации, иностранные
граж­дане и лица без гражданства
пользуются в России правами и несут
обязанности «наравне с гражданами
Российской Федерации, кроме случаев,
установленных федеральным законом или
международным договором Российской
Федерации».

В
соответствии с Конституцией Италии
правовое по­ложение иностранцев и
лиц без гражданства «регулирует­ся
законом в соответствии с международными
нормами и договорами» (ст. 10).

Конституция
и текущее законодательство Швеции
без­оговорочно «уравнивают в правах»
иностранцев и лиц без гражданства со
шведскими гражданами лишь в опреде­ленных
вопросах. Именно — в вопросах защиты от
при­нуждения участвовать в собраниях
«с целью формирова­ния мнений, или
в демонстрациях…»; защиты от смертной
казни, телесного наказания и пыток, а
также от медицинского воздействия в
целях принуждения или во­преки его
желанию; права на судебную проверку,
лише­ния свободы в связи с преступлением
или подозрением и совершении преступления;
защиты от обратной силы наказания и «от
обратной силы иного правового воздействия
за преступления»; защиты от привлечения
к суду «в определенных случаях»;
защиты «от неблагожелательного
отношения по признаку расы, цвета кожи
или этнического происхождения или по
признаку пола»; права на про­фессиональные
меры борьбы и права «на возмещение
при экспроприации или на основе
аналогичных распоряже­ний».

Читайте также:  Когда вырабатывается иммунитет после прививки у щенка

Что
же касается других вопросов, то иностранцы
и лица без гражданства уравниваются со
шведскими граж­данами с определенными
изъятиями и оговорками. Пос­ледние в
обязательном порядке должны «вытекать
из особых предписаний закона».

Аналогичная
практика существует и в других странах.
В России, например, по Закону о правовом
положении иностранных граждан последние
не пользуются рядом прав и свобод,
которые, по существу, неотделимы от
гражданства. Они не могут избирать и
быть избранными в государственные
органы, участвовать в референдуме. Они
не могут быть назначены на определенные
государ­ственные должности, например
прокурора, судьи, нота­риуса, и занимать
их. На них не возлагаются определен­ные
конституционные обязанности, такие,
например, как обязанность нести военную
службу, которая является долгом и
обязанностью лишь гражданина Российской
Федерации (ст. 59, ч. 1, Конституции).
Наконец, в отношении трудовой деятельности,
социального обеспечения, пребывания
иностранцев и лиц без гражданства на
терри­тории России, а также их
административной и уголовной
ответственности в законодательстве
установлен и осу­ществляется ряд
специальных правил.

Особое
положение в России, равно как и в других
странах, занимают дипломаты, консульские
работники и другие сотрудники зарубежных
госучреждений, пользую­щиеся
дипломатическим иммунитетом. В строгом
соот­ветствии с международным и
национальным (внутрен­ним) правом они
не подлежат аресту и задержанию. На них
не распространяется уголовная,
административная и в значительной части
гражданская юрисдикция государ­ства
пребывания. Судебные, следственные и
иные (на­пример, фискальные) органы,
к которым поступают тре­бования о
начале производства следственных
действий в отношении лиц, пользующихся
дипломатическим имму­нитетом, должны
заведомо признавать подобного рода
дела им не подведомственными. На
официальные власти страны пребывания
возлагается обязанность не только самим
не допускать по отношению к этим лицам
каких бы то ни было оскорбительных
выпадов и насилия, но и всячески ограждать
их от подобных действий со стороны
других лиц.

Исключение
из общего правила составляют следующие
случаи:
· нормативные акты, которые
распространяют свое действие на отдельные
категории лиц (например, законы о
военнослужащих, о беженцах и вынужденных
переселенцах и т.д.);
· из-под действия
нормативных актов данного государства
выведены лица, обладающие дипломатическим
иммунитетом.
Последнее означает, что
лица, обладающие дипломатическим
иммунитетом, не могут привлекаться к
уголовной и административной
ответственности за совершенное
преступление или проступок на территории
иностранного государства. Вопрос об
ответственности этих лиц решается
дипломатическим путем.
К лицам,
находящемся на территории действия
нормативно-правового акта,
относятся:
-граждане государства,
-иностранные
граждане (подданные),
— лица без
гражданства (апатриды).

Действие
нормативно-правовых актов по кругу лиц
обусловлено следующим обстоятельством:
все граждане, лица без гражданства,
иностранцы и юридические лица, находящиеся
на территории государства, подпадают
под сферу действия законодательства
государства, в котором они пребывают.
Юридическая наука и практика знает
принцип экстерриториальности. Это
юридическая фикция, согласно которой
определенные части территории государства
(здания иностранных посольств, миссий
или их средства транспорта), а также
дипломатические представители иностранных
государств признаются не находящимися
на территории государства, где они
реально пребывают, а юридически считаются
находящимися на территории того
государства, чье посольство помещается
в данном здании или чьими представителями
они являются. На началах взаимности
территории посольств в иностранных
государствах считаются территориями
соответствующих государств. Какие бы
то ни было посягательства на здание
посольства приравниваются к посягательствам
на территорию государства и рассматриваются
как факт нарушения международного
права.

Действие
нормативных актов по кругу лиц подчинено
общему правилу – нормативный акт
действует на всех лиц, находящихся на
территории данного государства независимо
от их гражданства. Из этого правила
имеется ряд исключений:

Некоторые
лица обладают дипломатическим имуннитетом,
и находясь за рубежом, не подпадают по
юрисдикцию соответствующего государства
пребывания (главы государств и
правительств, послы и т.д.)

Иностранные
граждане не подпадают под действие
некоторых нормативных актов (например,
о государственной службе, о выбора и
т.п.)

Лицо,
совершившее преступления против
государства, будет подлежать ответственности
независимо от места нахождения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник