Презентация к уроку биологии 8 класс иммунитет
Слайд 1
Иммунитет Иммунитет — способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность. Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Поминутно мертвых носят, И стенания живых Боязливо Бога просят Успокоить души их! Поминутно места надо, И могилы меж собой, Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой. А.С. Пушкин «Пир во время чумы» Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни.
Слайд 2
Термины Антигены — бактерии, вирусы или их токсины(яды), а также переродившиеся клетки организма. Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена. Каждое антитело распознаёт свой антиген. Лимфоциты (Т и В) – имеют на поверхности клеток рецепторы, распознающие «врага», образовывают комплексы «антиген- антитело» и обезвреживают антигены.
Слайд 3
Иммунная система – объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих из вне или образующихся в организме. Центральные органы (красный костный мозг, тимус) Периферические органы (лимфатические узлы, миндалины, селезёнка) Схема расположения органов иммунной системы человека Иммунная система
Слайд 4
Центральная иммунная система Образуются лимфоциты: в красном костном мозгу — В -лимфоциты и предшественники Т-лимфоцитов , а в тимусе — сами Т-лимфоциты . Т- и В — лимфоциты переносятся кровью в периферические органы, где дозревают и осуществляют свои функции.
Слайд 5
Периферическая иммунная система Миндалины расположены кольцом в слизистой оболочке глотки, окружая место входа в организм воздуха и пищи. Лимфатические узелки расположены на границах с внешней средой — в слизистых оболочках дыхательных, пищеварительных, мочевых и половых путей, а также в коже. Находящиеся в селезенке лимфоциты распознают чужеродные объекты в крови, которая «фильтруется» в этом органе. В лимфатических узлах «фильтруется» лимфа, оттекающая от всех органов.
Слайд 6
ВИДЫ ИММУНИТЕТА Естественный Искусственный Врождённый (пассивный) Приобретённый (активный) Пассивный Активный Наследуется ребёнком от матери. Появляется после инфекц. болезни. Появляется после прививки. Появляется при действии лечебной сыворотки. Виды иммунитета
Слайд 7
Активный иммунитет Активный иммунитет (естественный, искусственный) формируется самим организмом в ответ на введение антигена. Естественный активный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания.
Слайд 8
Активный иммунитет Искусственный активный иммунитет возникает после введения вакцин.
Слайд 9
Пассивный иммунитет Пассивный иммунитет (естественный, искусственный) создается за счет готовых антител, полученных от другого организма. Естественный пассивный иммунитет создается антителами, передающимися от матери к ребенку.
Слайд 10
Пассивный иммунитет Искусственный пассивный иммунитет возникает после введения лечебных сывороток или в результате объемного переливания крови.
Слайд 11
Работа иммунной системы Особенность иммунной системы — способность ее главных клеток — лимфоцитов — распознавать генетически «свое» и «чужое».
Слайд 12
Иммунитет обеспечивается деятельностью лейкоцитов- фагоцитов и лимфоцитов. Механизм иммунитета Клеточный(фагоцитарный) иммунитет (открыл И.И.Мечников в 1863г.) Фагоцитоз- захват и переваривание бактерии .
Слайд 13
Т-лимфоциты Т-лимфоциты (образуются в костном мозге, созревают в тимусе). Т- киллеры (убийцы) Т- супрессоры (угнетатели) Т- хелперы (помощники) Клеточный иммунитет Блокирует реакции В-лимфоцитов Помогают В-лимфоцитам превратиться в плазматические клетки
Слайд 14
Механизм иммунитета Гуморальный иммунитет
Слайд 15
В-лимфоциты В-лимфоциты (образуются в костном мозге, созревают в лимфоидной ткани). Воздействие антигена Плазматические клетки Клетки памяти Гуморальный иммунитет Приобретённый иммунитет
Слайд 16
Типы иммунных ответов
Слайд 17
Вакцинация Вакцинацию (от лат. «vassa» — корова) ввел в практику в 1796 году английский врач Эдуард Дженнер, сделавший первую прививку «коровьей оспы» 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу.
Слайд 18
Календарь прививок 12 часов первая вакцинация гепатит B 3-7-й день вакцинация туберкулез 1-й месяц вторая вакцинация гепатит В 3 месяца первая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 4,5 месяца вторая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 6 месяцев третья вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция, третья вакцинация гепатит В 12 месяцев вакцинация корь, паротит, краснуха Календарь профилактических прививок России (вступил в силу с 01.01.2002 г. )
Слайд 19
Календарь прививок 18 месяцев первая ревакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 20 месяцев вторая ревакцинация полиомиелит 6 лет вторая вакцинация корь, паротит, краснуха 7 лет вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка, первая ревакцинация туберкулез 13 лет вакцинация против гепатита В, вакцинация против краснухи (девочки) 14 лет третья ревакцинация дифтерия и столбняк, ревакцинация туберкулез, третья ревакцинация против полиомиелита взрослые ревакцинация дифтерия и столбняк каждые 10 лет от момента последней ревакцинации
Слайд 20
ВИЧ и СПИД ВИЧ-инфекция — болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Конечная стадия ВИЧ-инфекции называется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция приводит к тяжелому поражению иммунной и нервной системы, к неизбежной смерти.
Слайд 21
ВИЧ инфекция
Слайд 22
Передача ВИЧ
Слайд 23
ВИЧ не передаётся
Слайд 24
Твоя защита в твоих руках! Твой лучший советчик — здравый смысл. Знающего невозможно победить. Мы выбираем ЖИЗНЬ!
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация к уроку биологии на тему «Иммунитет»(8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Иммунитет Презентация к уроку биологии, 8 класс учителя биологии Пахмутовой Татьяны Евгеньевны. . МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Йошкар-Олы»
2 слайд
Описание слайда:
Цель: Изучить защитные свойства организма. Задачи: Познакомить учащихся с защитными свойствами организма; Раскрыть сущность иммунитета и познакомить с видами иммунитета; Сформировать понятия «иммунитет», «антитела», «вакцина», «прививка», «лечебная сыворотка»; Выяснить профилактическую роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями и роль вакцин в выработке иммунитета.
3 слайд
Описание слайда:
Воспалительный процесс при попадании в кожу инородного тела
4 слайд
Описание слайда:
Иммунитет- (от лат. immunitas-избавление от чего –либо) — это способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих признаки генетически чужеродной информации.
5 слайд
Описание слайда:
Иммунная система состоит из центральных (костный мозг, тимус) и периферических (селезенка, лимфатические узлы, миндалины, пейеровы бляшки кишечника, лимфоидные образования кожи и слизистых оболочек и др.) органов и тканей.
6 слайд
Описание слайда:
Нейтрофилы (до 70%) вырабатывают интерферон
7 слайд
Описание слайда:
МЕЧНИКОВ ИЛЬЯ ИЛЬИЧ (1845—1916) Выдающийся русский ученый, положивший начало многим важнейшим направлениям в биологии и медицине. Автор знаменитой фагоцитарной теории иммунитета, за которую ему, первому из русских биологов, была присуждена Нобелевская премия. И. И. Мечников создал теорию воспаления как -защитной реакции организма в борьбе с болезнью. Основал первую русскую бактериологическую станцию. Имя И. И. Мечникова пользуется всемирной известностью.
8 слайд
Описание слайда:
Немецким ученым П. Эрлихом было установлено, что в защитных реакциях организма огромную роль играют особые вещества сыворотки крови — антитела (от греч. «анти» — «против»), вырабатываемые специальными клетками под влиянием болезнетворных микроорганизмов и их ядов. Им был открыт гуморальный иммунитет, при котором посторонние тела удаляются с помощью антител химических веществ, доставляемых кровью За разработку учения об иммунитете П. Эрлиху в 1908 году присвоена Нобелевская премия.
9 слайд
Описание слайда:
Иммунитет Клеточный (Т-лимфоциты) Гуморальный (В-лимфоцыты) Т-киллеры (убийцы) Т-хелперы (помошники) Т-супрессоры (угнетатели) Плазматические В-клетки (синтез антител) Клетки памяти (иммунный ответ в случае повторной инфекции
10 слайд
Описание слайда:
Иммунитет естественный искусственный Врожденный (пассивный)- наследуется ребенком от матери Приобретенный (активный)- появляется после перенесенного заболевания Активный- появляется после прививки, т.е введения вакцины. Пассивный- Появляется при действии лечебной сыворотки.
11 слайд
Описание слайда:
Основы оспопрививания заложил в 1796 г. английский сельский врач Эдуард Дженнер
12 слайд
Описание слайда:
ПАСТЕР ЛУИ (1822-1895) Великий французский ученый, лауреат Нобелевской премии, труды которого положили начало развитию микробиологии как самостоятельной науки. Он впервые доказал, что заразные болезни возникают от попадания в организм микробов. Л. Пастер разработал методы предупредительных прививок, которые использовались в борьбе с различными заразными заболеваниями: сибирской язвой, бешенством, краснухой.
13 слайд
Описание слайда:
Предупредительные прививки- вакцинирование вызывают появление в плазме привитого человека антител. Лечебная сыворотка — это препарат антител, образовавшихся в крови животных, которое раньше специально заражалось этим возбудителем.
14 слайд
Описание слайда:
Меры профилактики инфекционных заболеваний. Иммунопрофилактика: вакцинация (прививание) против многих болезней (дифтерия, коклюш, туберкулез, столбняк, корь, свинка, краснуха, полиомиелит и др.) Терапия тяжелых инфекций (ботулизм, дифтерия, столбняк) с помощью лечебных сывороток. Главная профилактическая мера – это здоровый образ жизни: закаливание, соблюдение правил личной гигиены, полноценное питание, чёткий распорядок дня, достаточная двигательная активность.
15 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание. § 15, составить кроссворд по теме «Иммунитет».
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-503046
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии 8 класс «Иммунитет»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет Педагог: Столярова Юлия Викторовна
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Внимание вопрос!
4 слайд
Описание слайда:
Состав внутренней среды?
5 слайд
Описание слайда:
Что такое кровь и из чего она состоит?
6 слайд
Описание слайда:
Что такое лимфа? Из чего она состоит?
7 слайд
Описание слайда:
Что такое тканевая жидкость? Гомеостаз?
8 слайд
Описание слайда:
Что ты помнишь про эритроциты? Кем открыты? Что «окрашивает кровь»? Основная функция? Где образуются?
9 слайд
Описание слайда:
Что ты помнишь про лейкоциты? Цвет? Другие названия? Основная функция? Где образуются?
10 слайд
Описание слайда:
Что ты помнишь про лимфоциты? Основная функция? Где образуются?
11 слайд
Описание слайда:
Иммунитет – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них.
12 слайд
Описание слайда:
Иммунология- это наука о механизмах защитных реакций организма Луи Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний.
13 слайд
Описание слайда:
Илья Ильич Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета.
14 слайд
Описание слайда:
Пауль Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлены выработкой защитных белковых веществ – антител.
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Органы иммунной системы: костный мозг, селезенка, тимус, лимфатические узлы, миндалины.
17 слайд
Описание слайда:
«Основоположники иммунологии Э.Дженнер, Луи Пастер, И.И.Мечников. Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749— 1823) Вакцина против черной оспы
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
СПИД одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед всем человечеством в конце XX века. Синдром приобретенного иммунного дефицита (СПИД) представляет собой заболевание вирусной этиологии, протекающей с поражением иммунной и нервной систем и проявляющееся развитием тяжелых инфекционных поражений и злокачественных новообразований. СПИД — это сложная научная проблема. Борьба со СПИДом в значительной мере осложняется из-за отсутствия эффективных лечебных препаратов, а также из-за невозможности проводить вакцинацию. Именно поэтому решающее значение в борьбе с эпидемией СПИДом имеет санитарное просвещение, полная и объективная информация широких слоёв населения об актуальности проблемы СПИДа и эффективных способах предупреждения заражения.
20 слайд
Описание слайда:
грипп («птичий», «свиной») Помимо противовирусного лечения, мероприятия по защите здоровья населения включают в себя такиемеры индивидуальной защиты, как: регулярное мытье и тщательная сушка рук; надлежащая респираторная гигиена: прикрывание рта и носа при кашле и чихании, пользование бумажными салфетками и правильная их утилизация; своевременная самоизоляция лиц при наступлении плохого самочувствия, повышении температуры тела и появлении других симптомов гриппа; избегание тесного контакта с больными людьми; избегание прикосновения руками к глазам, носу и рту.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-458819
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Слайд 1
Презентацию выполнила: Копосова Татьяна Борисовна учитель биологии ГБОУ шк.№423, Кронштадтского района, г. Санкт-Петербурга
Слайд 2
Защитные барьеры организма Проникновение м/о в организм Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + мо живущие на коже и слизистых оболочках Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги) Б О Л Е З Н Ь I барьер II барьер
Слайд 3
ИММУНИТЕТ — способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма
Слайд 4
Формы иммунитета Неспецифический ( лейкоциты и макрофаги ) Специфический (лимфоциты: антитела на антигены) Осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза Действует на все микроорганизмы, независимо от их химической природы Организм способен распознавать вещества (антигены), отличные от его клеток и тканей и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества с помощью антител
Слайд 5
Виды лейкоцитов Выполняемая роль Фагоциты (макрофаги) Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены Лимфоциты Т-лимфоциты Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру В-лимфоциты Продуцируют антитела Антигены — чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию. * микробы, вирусы, любые другие клетки Антитела — особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами Интерферон – особые вещества, вырабатываемые клеткой для борьбы против вирусов, попавших внутрь её.
Слайд 6
Механизмы иммунитета Клеточный – заключается в фагоцитозе Гуморальный –заключается в выработке антител
Слайд 7
Иммунная система Центральные органы иммунной системы: Костный мозг Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло. Тимус (вилочковая железа) Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты. Периферические органы иммунной системы: Селезёнка Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови. Лимфатические узлы Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержат В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.
Слайд 8
Воспаление — это местная реакция организма на проникновение мо, вирусов, различных веществ
Слайд 9
Мечников И лья И льич (1845-1916) р усский биолог , основоположник иммунологии, создатель учения о воспалительных процессах в организме и фагоцитозе (1908 г. – Нобелевская премия )
Слайд 10
Инфекционные заболевания Используя текст §18, выполните следующие задания: стр.91-92 Базовый уровень: Какие заболевания называют инфекционными? Перечислите известные вам инфекционные заболевания. Повышенный уровень: Что такое «ворота инфекции»? Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.
Слайд 11
Меры профилактики инфекционных заболеваний тщательное мытьё рук, фруктов и овощей кипячение, обработка дезинфицирующими средствами изоляция и лечения заболевших соблюдение мер личной гигиены профилактические прививки, лечебные сыворотки и другие
Слайд 12
Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген). Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.
Слайд 13
Домашнее задание Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа и выполнить задание на информационном листе. Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки» «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»