Презентация на страже иммунитета
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация урока по теме «Иммунитет»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Межрегиональная конференция школьников «Энциклопедия одного слова» «Иммунитет» Учитель биологии МБОУ СОШ №2 г.Петровска Саратовской области Тиханова В.Н.
2 слайд
Описание слайда:
Иммунитет
3 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Слово «иммунитет» происходит от латинского «immunitas», которое означает «освобождение», «избавление». Иммунитет – это защитная реакция организма, играющая роль защиты его от любых чужеродных микроорганизмов и клеток.
4 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Иммунитет представляет собой защитную реакцию организма, его способность противостоять действию повреждающих агентов. Благодаря наличию иммунитета организм справляется с заболеванием и выздоравливает. Кроме того, человек болеет некоторыми инфекционными заболеваниями только один раз в жизни. А после этого он становится невосприимчив к ним, даже при непосредственном контакте с больными. (например, корь и краснуха)
5 слайд
Описание слайда:
Виды иммунитета Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый Наследуется ребёнком от матери (с рождения в крови есть антитела ) Появляется после перенесения инфекционного заболевания (корь, ветрянка, свинка, краснуха) Активный Появляется после введения вакцины (ослабленные или убитые возбудители заболевания ) Пассивный Появляется при действии лечебной сыворотки (готовые антитела)
6 слайд
Описание слайда:
Механизм клеточной защиты организма открыл в 1883 г. Илья Ильич Мечников (1845-1916) И. И. Мечников доказал, что сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям связана со способностью специальных клеток крови и тканей организма захватывать и переваривать возбудителей инфекций. За это открытие он был удостоен Нобелевской премии.
7 слайд
Описание слайда:
Механизмы иммунитета Лимфоциты Лимфоциты имеют на поверхности клеток рецепторы, способные распознавать чужеродные соединения – антигены. При обнаружении антигена лимфоциты начинают вырабатывать специальные белки – антитела, способные обезвреживать антигены Фагоциты Способны проникать через стенки кровеносных сосудов и мигрировать к месту повреждения, где уничтожают бактерии посредством фагоцитоза
8 слайд
Описание слайда:
Механизм иммунной реакции Вначале иммунная система блокирует деятельность чужеродных объектов (иммуногенов), создавая особые химически реактивные молекулы (иммуноглобулины), ингибирующие деятельность иммуногенов. Иммуноглобулины создаются лимфоцитами, которые являются основными клетками иммунной системы. Лимфоциты — это белые кровяные клетки, на поверхности которых есть специфические рецепторы, способные распознавать отличительные признаки чужака. Именно лимфоциты первыми встречаются с «врагом». Попадая на рецепторы лимфоцита, антиген вызывает через каскад клеточных взаимодействий выработку антител — специфических веществ-нейтрализаторов данного антигена.
9 слайд
Описание слайда:
Признаки снижения иммунитета К первичным признакам снижения иммунитета относятся: Хроническая усталость Быстрая утомляемость Головные боли Сонливость или бессонница Ломота в мышцах и суставах
10 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунитета у детей Согласно мировой статистике, есть определенная группа детей, которые, как бы хорошо за ними ни ухаживали, довольно часто болеют. У таких детей созревание иммунной системы происходит на 2-4 года позже, и нахождение их в среде других детей (ясли, детский сад) приводит к их заражению вирусными или бактериальными инфекциями. Иммунитет ребенка в руках родителей — Детки, которые сразу после появления на свет были приложены к груди, реже болеют и растут более крепкими.
11 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунной системы как причина старения. Доктор Рой Уолфорд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выдвинул предположение, что процесс старения – это самоуничтожение организма, происходящее из-за нарушений в иммунной системе. Даже в молодости, при отсутствии каких-либо патологий и ведении здорового образа жизни, в организме непрерывно появляются ядовитые вещества, способные разрушать клетки и повреждать ДНК.
12 слайд
Описание слайда:
СПИД В наше время из самых важных и острых проблем человечества являются СПИД: синдром приобретенного иммунодефицита. Его называют чумой 20 века. Вызывается он вирусом иммунодефицита человека-ВИЧ, который поражает защитную систему организма. Эпидемия СПИДа длится уже около 20 лет: считается, что первые массовые случаи заражения ВИЧ-инфекцией произошли в конце 1970-ых годов. Хотя с тех пор ВИЧ был изучен лучше, чем любой вирус в мире, миллионы людей продолжают умирать от СПИДа, и миллионам людей ставится диагноз ВИЧ- инфекция. Это заболевание определяется наличием антител в организме. Социологические исследования показали, что от вируса погибло более 20 миллионов человек (за 20 лет исследования), 40 млн. живут с этим страшным диагнозом.
13 слайд
Описание слайда:
Немного из истории… Про иммунитет люди знали и раньше: ещё в Древнем Китае, больше 3000 лет назад, когда не было никаких микроскопов, в трудах китайских учёных говорилось о том, что наш мир населяют миллионы невидимых существ – бактерий и вирусов. Древние китайские медики считали, что выжить в этом мире возможно, если противостоять воздействию возбудителей заболеваний и укреплять свой организм, его защитные силы, или, выражаясь по-нашему – иметь сильный иммунитет.
14 слайд
Описание слайда:
*Вести здоровый образ жизни. *Физические тренировки. *Закаливание. *Правильное питание. *Режим труда и отдыха. *Полноценный сон. *Выработка иммунитета с помощью прививок. *Психологический комфорт. Способы укрепления иммунитета.
15 слайд
Описание слайда:
Народная мудрость гласит: «Организм — сам себе врач!» Здоровье организма в наших руках!!! Будьте здоровы!!!
16 слайд
Описание слайда:
Литература Толковые словари С.И Ожегова , Д.Н Ушакова. https://www.neuch.ru/referat/26033.html https://www.tiensmed.ru/immunity.html https://www.inflora.ru/diet/diet133.html Учебное пособие «Биология человека»
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-556002
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии «Иммунология на службе здоровья» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Санкт – Петербург 2014 г. Учитель биологии ГБОУ СОШ №368 Соколова Т. И.
2 слайд
Описание слайда:
Массовые заболевания – эпидемии. В течение многих веков от таких заболеваний, как чума, холера, черная оспа, люди гибли десятками тысяч. Они не знали, как спастись от массовых заболеваний, которые быстро охватывали большие территории.
3 слайд
Описание слайда:
Ужас наводил и костюм так называемого Чумного доктора, говорившего о том, что рядом поселилась Черная Смерть — чума. Кстати, чумой в исторических источниках называли не только случаи бубонной или легочной чумы, но и моровую язву и прочие эпидемии со смертельным исходом.
4 слайд
Описание слайда:
(1742…1823 г.г.) Эдуард Дженнер
5 слайд
Описание слайда:
Работа Пастера в домашней лаборатории Мечников Илья Ильич (3 мая 1845-2 июля 1916) — русский биолог Луи Пастер (1822 – 1895)
6 слайд
Описание слайда:
Физиологическая сущность иммунитета. Физиологическая сущность иммунитета связана с Т и β лимфоцитами. Объясните. Функция Т-лимфоцитов Функция β-лимфоцитов
7 слайд
Описание слайда:
врожденный приобретенный активный (под действием вакцины) пассивный (под действием сыворотки) после болезни с молоком матери
8 слайд
Описание слайда:
Медаль, выпущенная в честь прививания оспы Екатерине II и царевичу Павлу В России первую прививку против оспы сделала Екатерина II. Испытав прививку на себе, она разрешила через месяц сделать ее наследнику Павлу, а затем придворным.
9 слайд
Описание слайда:
Изготовление антидифтерийной сыворотки Изготовление стобнячного антитоксина
10 слайд
Описание слайда:
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. ВИЧ – вирус иммунодефицита человека. СПИД передается: Половым путем При несоблюдении условий стерилизации при инъекции или операции Во время беременности и кормлении от ВИЧ – инфицированной матери
11 слайд
Описание слайда:
Аллергия – повышенная чувствительность. Попадание в организм некоторых веществ вызывает иммунную реакцию: чихание, высыпание на коже, отечность, слезотечение. Тканевая совместимость учитывается при пересадки органов и тканей, т. к. проявляется иммунная реакция, отторжение пересаженных тканей. Переливание крови. Необходимо учитывать группу крови и резус-фактор. Донор – человек, дающий кровь Реципиент – человек, получающий кровь. Переливание несовместимой крови приводит к склеиванию донорских эритроцитов.
12 слайд
Описание слайда:
https://medportal.ru/ https://lib.aldebaran.ru/ https://elive.com.ua/ https://lib.rus.ec/ https:// intranet.tdmu.edu. https://infomedical.ru https://bronnitsy.ru/ https://www.spid.ru/ Источники: Колесов Д. В. «Биология. Человек.8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012 2. Колесов Д. В. « Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь /Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. М.: Дрофа 3. Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии человека. Пособие для учащихся. Под ред. Д-ра биол. Наук Л. В. Латмазановой. М., «Просвещение», 1971 4. Интернет-ресурсы:
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДA-019401
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
1.
Иммунитет на страже нашего здоровья
2.
Иммунная система
Иммунная система современного человека обезоружена,
истощена и сбита с толку вследствие
•техногенного питания
•стрессов
•экологических проблем
•недостатка питательных веществ
Необходимое условие для оптимальной
работы иммунной системы правильный уровень витаминов,
минералов и питательных веществ
3.
Иммунная система и
недостаток микроэлементов
Для здоровья иммунной системы
необходимо, чтобы организм получал
достаточное количество макро- и
микроэлементов.
Дефицит всего одного из них приводит
к изменениям в реакциях иммунного
ответа.
Причем этот эффект может возникать,
даже если недостаток не критичен.
Дефицит питательных веществ
наиболее частая причина подавления иммунитета
Для функционирования иммунной системы необходимы
5 основных элементов: витамины А, С, D, а также Se и Zn
4.
Основные элементы иммунитета
Витамин Д – «генерал иммунной системы»
Обеспечивает своевременный и адекватный иммунный
ответ, а также сдерживает аутоиммунную агрессию
При достаточном уровне витамина D, риски злокачественных и
других новообразований снижаются на 75 %
Риски диабета, ожирения, рассеянного склероза — от 50 до 80 %
Снижаются риски сердечно-сосудистых заболеваний, улучшается
фосфорно-кальциевый обмен
Оптимальный уровень
витамина Д 50-70 нг/мл
5.
Основные элементы иммунитета
Витамин С – первая линия защиты иммунитета
Витамин С и сахар имеют сходную химическую
структуру и конкурируют за всасывание и
использование лейкоцитами. Они пытаются войти
в одну и ту же дверь, но места хватит только для
одного.
Даже небольшое повышение уровня глюкозы в
крови ухудшает работу иммунной системы.
Литр газировки или 100 грамм сахара,
снижают реактивность лейкоцитов на 40%
6.
Основные элементы иммунитета
Настоящий витамин А( ретинол) содержится только в
животных продуктах.
Фрукты и овощи содержат каротиноиды
и ретиноиды, которые превращаются в
ретинол только в кишечнике.
Усваиваемость его из овощей и фруктов
переоценена примерно в 4 раза!
Но дополнительный прием ретинола может
быть небезопасным, так ка он становится
токсичным при его избытке
Для компенсации потребностей организма лучшим
вариантом будет прием комплексов с провитамином А
7.
Основные элементы иммунитета
Цинк
Значение цинка для иммунной системы невозможно
переоценить. Он способствует:
•Выработке белых кровяных телец, эффективно
противостоящих инфекциям;
•Высвобождению большего количества антител;
•Заживлению ран
•При этом является противовоспалительным и
антиоксидантным средством
Бобовые и злаки, как источники цинка, также содержат в составе
фитиновую кислоту, которая снижает биодоступность цинка
8. Селен
Основные элементы иммунитета
Селен
Повышает защитную функцию иммунитета,
способствуя большей устойчивости
организма к вирусным и бактериальным
инфекциям
Обладает мощными
противовоспалительными свойствами
Селен также укрепляет стенки сосудов и
мембраны клеток
Селен способен нейтрализовать споры
плесневых грибов, попавших в кровь или
на кожные покровы человека.
9.
Роль кальция при воспалении
Оказывает выраженное противовоспалительное действие,
активизируя фагоцитарную активность лейкоцитов
Регулирует РН-баланс организма
При воспалительных процессах происходит
повышенный расход кальция, поэтому в
таких случаях необходимо увеличивать
дозировку
10.
Высокие технологии
на страже вашего здоровья
Клеточный сок чаги с экстрактом пихты и зверобоем:
•Повышает сопротивляемость организма к различным
возбудителям инфекционных заболеваний
• Оказывает противовоспалительное
действие при заболеваниях
дыхательных путей
• Способствует укреплению
иммунитета
5 литров готового напитка можно
приготовить из одной упаковки,
которой достаточно на 30 дней
применения.
11. Длительный стресс — причина снижения иммунитета
Длительный стресс причина снижения иммунитета
• Нарушает целостность слизистой оболочки
кишечника
• Угнетает иммунную систему
• Подавляет активность всех эндокринных
органов
• Приводит к нарушению пищевого поведения
• Ухудшает качество сна
12.
Где живет иммунитет?
Кишечник – важный иммунологический орган, это центр
управления иммунной системой
Около 80% всех иммунокомпетентных клеток организма
локализовано именно в его слизистой оболочке.
13.
Исследования последних лет позволяют утверждать,
что работа нашей иммунной системы напрямую зависит от
состояния нашего желудочно-кишечного тракта,
количества и видов микроорганизмов населяющих его, их
взаимодействия.
14.
Входные ворота инфекции
Слизистые оболочки рта, носа а также глаз –
наш первый защитный барьер на пути любой
инфекции, в том числе вирусной.
От надежности этого барьера зависит ваше
здоровье
Поэтому, в сегодняшней ситуации мы относимся к
ним особенно внимательно.
15.
Средства по уходу за полостью рта
Рот – это один из лучших показателей того,
как работает иммунная система
К сожалению, мы выбираем средства которые
отбеливают или хорошо пахнут, но не
задумываемся сохранении естественных
защитных сил ротовой полости, чем ослабляем
иммунную защиту всего организма
16. Мыть руки главная рекомендация в нынешней эпидемиологической ситуации
Но это приводит к нарушению липидной мантии
и снижению защитных свойств кожи.
Вместе с антисептиком вы убиваете не только
вредные, но и полезные микробы !
Поэтому сейчас особенно важно,
чтобы средства не только очищали
вашу кожу , но и заботились о ней
1
Иммунная система человека Горанская Светлана Владимировна канд. мед. наук, доцент
2
Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа. В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек. Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп.
3
Заболеваемость детского населения В структуре общей заболеваемости детского населения на протяжении ряда лет: на первом месте — болезни органов дыхания второе место — занимают болезни органов пищеварения на третьем месте – болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни нервной системы
4
Заболеваемость детского населения Статистические исследования последних лет выдвигают на одно из первых мест в патологии человека заболевания, связанные со снижением иммунитета За последние 5 лет уровень общей заболеваемости детей лет вырос на 12,9%. наибольший рост отмечается по классам заболеваний нервной системы – на 48,1%, новообразований – на 46,7%, патологии системы кровообращения – на 43,7%, болезней костно-мышечной системы – на 29,8%, эндокринной системы – на 26,6%.
5
Иммунитет от лат. Immunities – освобождение от чего-либо Иммунная система обеспечивает человеческому организму многоступенчатую защиту от чужеродных вторжений Это специфическая защитная реакция организма, которая основана на способности противостоять действию живых тел и веществ, отличающихся от него наследственно чужеродными свойствами, сохранять свою целостность и биологическую индивидуальность Основное предназначение иммунной системы – определить, что в организме есть свое, а что чужое. Свое надо оставить в покое, а чужое – истребить, и как можно быстрее Иммунитет – обеспечивает функционирование организма как единого целого, состоящего из ста триллионов клеток
6
Антиген — антитело Все вещества (микробы, вирусы, пылевые частички, пыльца растений т.д.), которые попадают в организм из вне, принято называть антигенами Именно влияние антигенов обуславливает при их попадании во внутреннюю среду организма образование белковых структур, которые называются антителами Основной структурной и функциональной единицей иммунной системы является лимфоцит
7
Составляющие иммунной системы человека 1. Центральные лимфоидные органы: — тимус (вилочковая железа); — костный мозг; 2. Периферические лимфоидные органы: — лимфатические узлы — селезенка — миндалины — лимфоидные образования толстой кишки, червеобразного отростка, легких, 3. Иммунокомпетентные клетки: — лимфоциты; — моноциты; — полинуклеарные лейкоциты; — белые отросчатые эпидермоциты кожи (клетки Лангерганса);
8
Тимус – ц ентральный лимфоидный орган иммунной системы
9
Неспецифические факторы защиты организма Первый защитный барьер Неспецифические механизмы иммунитета – это общие факторы и защитные приспособления организма Защитные барьеры Первый защитный барьер непроницаемость здоровой кожи и слизистых оболочек (ЖКТ, дыхательных путей, половых органов) непроницаемость гистогематологических барьеров наличие бактерицидных веществ в биологических жидкостях (слюне, слезе, крови, спинномозговой жидкости) и др. секреты сальных и потовых желез обладают бактерицидным действием по отношению ко многим инфекциям
10
Неспецифические факторы защиты организма Второй защитный барьер Второй защитный барьер – это воспалительная реакция на месте внедрения микроорганизма. Ведущая роль в этом процессе принадлежит фагоцитозу (фактор клеточного иммунитета) Фагоцитоз – представляет собой поглощение и ферментативное переваривание макро- и микрофагами микробов или других частиц, в результате чего происходит освобождение организма от вредных чужеродных веществ Фагоциты – самые большие клетки организма человека, они выполняют важную