Презентация на тему иммунитет и иммунология
1.
2.
И м м у н о л о́ г и я — н а у к а о б и м м у н и т е т е ж и в ы х
организмов, изучающая биологические механизмы
самозащиты организма от любых чужеродных
веществ.
Иммунология — это наука о строении и
закономерностях функционирования иммунной
системы, её заболеваниях и способах
иммунотерапии.
Иммунология изучает:
•Строение иммунной системы;
•Закономерности и механизмы развития иммунных реакций;
•Механизмы контроля и регуляции иммунных реакций;
•Болезни иммунной системы и её дисфункции;
•Условия и закономерности развития иммунопатологических реакций
и способы их коррекции;
•Возможность использования резервов и механизмов иммунной
системы в борьбе с инфекционными и неинфекционными
заболеваниями;
•Иммунологические проблемы трансплантации органов и тканей.
3.
1796 г. Дженнер впервые осуществил прививку возбудителем
коровьей оспы от натуральной оспы.
1822 — 1845 гг. Пастер научно обосновал методы профилактики
инфекционных заболеваний.
1845 – 1916 гг. Мечников создал фагоцитарную теорию
иммунитета.
1845 — 1915 гг. Эрлих разработал гуморальную теорию
иммунитета.
1952 г. Бернет открыл состояние толерантности.
1957 г. Медавар , Бернет эсоздали клонально-селекционную
теорию иммунитета.
4.
5.
Иммунитет — способ защиты организма от живых тел и
веществ, несущих на себе признаки чужеродной
информации (Р. Петров, 1983 г.).
Иммунитет — представляет собой целостную систему
биологических механизмов самозащиты организма, с
помощью которых он распознаёт и уничтожает всё
чужеродное (т.е. генетически отличающееся от него),
если оно проникает в организм или возникает в нём. С
помощью этих механизмов поддерживается структурная
и
функциональная
целостность
организма
на
протяжении всей его жизни, т.е. сохраняется физическое
здоровье людей и обеспечивается исцеление от многих
болезней (А. Коротяев, С. Бабичев 1998 г.).
6.
ИММУНИТЕТ
Врожденный
(неспецифическая
резистентность)
Клеточный
Гуморальный
Активный
Постинфекционный
Поствакцинальный
Приобретенный
(специфический)
Клеточный
Гуморальный
Пассивный
Сывороточный
Плацентарный
(материнский)
7.
ИММУНИТЕТ
ПО
НАПРАВЛЕННОСТИ
Противоопухолевой
Антимикробный
Противовирусный
Аутоиммунный
Трансплацентарный
8.
Местный иммунитет — обуславливает защиту кожи и
слизистых оболочек от патогенных воздействий.
Основные
эффекторные
механизмы
местного
иммунитета – секреторные АТ (относятся к IgA) и
фагоциты.
Общий иммунитет — обеспечивает генерализованную
защиту внутренней среды организма от патогенных
воздействий.
9.
Основные отличительные признаки факторов
неспецифической резистентности микрофлоры
Отсутствие
специфического ответа
на определённые
антигены
Отсутствие способности
сохранять память от
первичного контакта с
антигеном
Наличие
неиндуцированных
и индуцированных
факторов
неспецифической
защиты
10.
ФАКТОРЫ
МЕХАНИЧЕСКИЕ
БАРЬЕРЫ
Кожные
покровы
Микрофлора
кожи
Бактерицидные
экзосекреты
кожи
ГУМОРАЛЬНЫЕ
Слизистые
оболочки
Микрофлора
слизистых
Бактерицидные
экзосекреты
слизистых
Комплемент
Лизоцим
Интерферон
Белки
острой фазы
МАКРОФАГИ
КЛЕТОЧНЫЕ
Естественные
клеткикиллеры
(ЕКК)
Фагоциты
МИКРОФАГИ
11. Механизмы антибактериальной защиты, осуществляемые эпителиальными покровами
Фактор защиты
Эффекторы
Механический
плотное соединение эпителиальных
клеток; смыв микроорганизмов
движением жидкости и воздуха вдоль
эпителиальных покровов
Химический
жирные кислоты (кожа); ферменты:
лизоцим (слюна, слезы, пот), пепсин
(кишечник), низкое рН (желудок);
Микробиологический
конкуренция нормальной
микрофлоры с патогеном за источник
питания и способность к
преимущественной колонизации
эпителия; продукция
антибактериальных соединений.
12.
Слёзная
жидкость
Слюна
Моноциты
Сыворотка
крови
Лейкоциты
Сапрофитных
бактерий
(активный)
ЛИЗОЦИМ
Продуценты
Тканевые
макрофаги
Материнское
молоко
ЛИЗИС
Гидролиз связей между ацетилмурамовой
кислотой и ацетилглюкозамином
полисахаридных цепей
Патогенных
бактерий
(слабый)
Вирусов (не
оказывает)
В пептидогликановом слое
стенки бактерий
Изменение проницаемости клеточной стенки, диффузия
клеточного содержимого в окружающую среду, гибель клетки
13. Пути активации системы комплемента и их регуляторы
14. Биологические эффекты системы комплемента:
усиление фагоцитоза
усиление хемотаксиса
повышение проницаемости капилляров
активация гранулоцитов и макрофагов и развитие
воспалительной реакции
агрегация чужеродных клеток (иммунная адгезия)
опсонизация (изменение свойств поверхности чужеродной
клетки, при котором они становятся более доступными для
фагоцитоза)
разрушение вирусов и пораженных вирусами клеток
индуцирование выделения тучными клетками и
базофилами гистамина при присоединении некоторых
фрагментов — пептидов, образующихся при активации
комплемента
индуцирование выделения серотонина тромбоцитами
цитолиз — лизис клеток, на которых фиксирован
комплемент, в том числе бактерий и собственных клеток с
измененными антигенными свойствами.
15.
ИНТЕРФЕРОНОГЕН
Клетки организма
человека
ИНТЕРФЕРОНЫ
α
γ
β
Противовирусное
Иммуномодулирующее
Противоопухолевое
16.
Антивирусное,
антибактериальное,
противоопухолевое,
иммуномодулирующее
Высокая
эффективность от
низких доз
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
ИНТЕРФЕРОН
Отсутствие
токсического
эффекта
Видо-тканевая
специфичность
Активен в
гомологичных
системах
Наличие эффекта
последствия
17.
Полиморфноядерных
фагоцитов
Нейтрофилы
Микрофаги
Место встречи
с антигеном в
тканях (в редких
случаях в
периферической крови
(при бактериемии))
СИСТЕМА
Предшественники
Эффекторные
клетки
Реализация
эффекторной
функции
Мононуклеарных
фагоцитов
Моноциты
Макрофаги
Место встречи
с антигеном в
тканях
18. Микробоцидная система фагоцитов
19. Фагоцитам присущи три функции:
Защитная. Фагоцитозом уничтожаются чужеродные объекты,
т.е. происходит очистка организма от инфекционных
агентов, продуктов распада, отмирающих клеток,
неметаболизируемых органических веществ.
Секреторная. Взаимодействие объекта фагоцитоза с
фагоцитом стимулирует бактерицидные системы последнего.
К основным системам бактерицидности относят
окислительную (О2-зависимую) и неокислительные
(ферментные). Окислительная бактерицидная система
убивает микроб за счет прямого действия продуцируемых
фагоцитом О2, ОН и Н2О2 или галогенизации. Из
ферментных систем самым сильным бактериологическим
потенциалом обладают лизоцим и катепсин.
Кроме того
фагоциты синтезируют и секретируют множество цитокинов
— биологически активных веществ, необходимых для
поддержания иммунного ответа организма на чужеродное
вещество.
Представляющая. Переработка антигена (процессинг) и
представление его иммунокомпетентным клеткам,
принимающим участие в формировании иммунного ответа.
20.
Фагоцитирующая клетка захватывает бактерии
(электронная микрофотография).
21. Схема фагоцитоза
22.
Незавершенный фагоцитоз. Менингококки (мелкие диплококки) в
большом количестве находятся внутри фагоцитов в
жизнеспособном состоянии.
23. Фагоцитарный стимул
А. Микробные факторы. При низком соотношении
микроб/фагоцит (1:1) реакция почти отсутствует. Увеличение
соотношения до 25:1 несколько стимулирует процесс, при
соотношении до 60:1 фагоцитируется около 80% микробов, но
дальнейшее увеличение соотношения резко подавляет фагоцитоз.
Б. Универсальными стимуляторами фагоцитов являются
опсонизированные частицы и иммунные комплексы.
Опсонизация — процесс, облегчающий фагоцитоз. Обусловлен
связыванием опсонинов (антител и компонента С3b комплемента)
с поверхностными антигенами бактерий.
В. Лимфокины, гамма-интерферон — медиаторы,
продуцируемые активированными Т-лимфоцитами в местном
клеточно-опосредованном иммунном ответе, активируют
макрофаги и привлекают другие противовоспалительные клетки.
24.
Клетка-киллер (меньшая клетка внизу) атакует
опухолевую клетку.
25.
Предварительной
иммунизации
донора
Наличия комплемента
Присутствия
антител против
клеток мишени
Для реализации их
действия не требуется
Подавление
Колхицин
Стимуляция
ЕКК
(естественные
клетки-киллеры)
Интерферон
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ
Токсическое
действие
Повышение
проницаемости
мембран
Тесный контакт с
клетками-мишенями,
чувствительными к ЕКК
Осмотическое
набухание
КЛЕТКИ-МИШЕНИ:
А) опухолевые
Б) содержащие
вирус
Разрыв мембраны
клеток
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация урока по теме «Иммунитет»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Межрегиональная конференция школьников «Энциклопедия одного слова» «Иммунитет» Учитель биологии МБОУ СОШ №2 г.Петровска Саратовской области Тиханова В.Н.
2 слайд
Описание слайда:
Иммунитет
3 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Слово «иммунитет» происходит от латинского «immunitas», которое означает «освобождение», «избавление». Иммунитет – это защитная реакция организма, играющая роль защиты его от любых чужеродных микроорганизмов и клеток.
4 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Иммунитет представляет собой защитную реакцию организма, его способность противостоять действию повреждающих агентов. Благодаря наличию иммунитета организм справляется с заболеванием и выздоравливает. Кроме того, человек болеет некоторыми инфекционными заболеваниями только один раз в жизни. А после этого он становится невосприимчив к ним, даже при непосредственном контакте с больными. (например, корь и краснуха)
5 слайд
Описание слайда:
Виды иммунитета Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый Наследуется ребёнком от матери (с рождения в крови есть антитела ) Появляется после перенесения инфекционного заболевания (корь, ветрянка, свинка, краснуха) Активный Появляется после введения вакцины (ослабленные или убитые возбудители заболевания ) Пассивный Появляется при действии лечебной сыворотки (готовые антитела)
6 слайд
Описание слайда:
Механизм клеточной защиты организма открыл в 1883 г. Илья Ильич Мечников (1845-1916) И. И. Мечников доказал, что сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям связана со способностью специальных клеток крови и тканей организма захватывать и переваривать возбудителей инфекций. За это открытие он был удостоен Нобелевской премии.
7 слайд
Описание слайда:
Механизмы иммунитета Лимфоциты Лимфоциты имеют на поверхности клеток рецепторы, способные распознавать чужеродные соединения – антигены. При обнаружении антигена лимфоциты начинают вырабатывать специальные белки – антитела, способные обезвреживать антигены Фагоциты Способны проникать через стенки кровеносных сосудов и мигрировать к месту повреждения, где уничтожают бактерии посредством фагоцитоза
8 слайд
Описание слайда:
Механизм иммунной реакции Вначале иммунная система блокирует деятельность чужеродных объектов (иммуногенов), создавая особые химически реактивные молекулы (иммуноглобулины), ингибирующие деятельность иммуногенов. Иммуноглобулины создаются лимфоцитами, которые являются основными клетками иммунной системы. Лимфоциты — это белые кровяные клетки, на поверхности которых есть специфические рецепторы, способные распознавать отличительные признаки чужака. Именно лимфоциты первыми встречаются с «врагом». Попадая на рецепторы лимфоцита, антиген вызывает через каскад клеточных взаимодействий выработку антител — специфических веществ-нейтрализаторов данного антигена.
9 слайд
Описание слайда:
Признаки снижения иммунитета К первичным признакам снижения иммунитета относятся: Хроническая усталость Быстрая утомляемость Головные боли Сонливость или бессонница Ломота в мышцах и суставах
10 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунитета у детей Согласно мировой статистике, есть определенная группа детей, которые, как бы хорошо за ними ни ухаживали, довольно часто болеют. У таких детей созревание иммунной системы происходит на 2-4 года позже, и нахождение их в среде других детей (ясли, детский сад) приводит к их заражению вирусными или бактериальными инфекциями. Иммунитет ребенка в руках родителей — Детки, которые сразу после появления на свет были приложены к груди, реже болеют и растут более крепкими.
11 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунной системы как причина старения. Доктор Рой Уолфорд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выдвинул предположение, что процесс старения – это самоуничтожение организма, происходящее из-за нарушений в иммунной системе. Даже в молодости, при отсутствии каких-либо патологий и ведении здорового образа жизни, в организме непрерывно появляются ядовитые вещества, способные разрушать клетки и повреждать ДНК.
12 слайд
Описание слайда:
СПИД В наше время из самых важных и острых проблем человечества являются СПИД: синдром приобретенного иммунодефицита. Его называют чумой 20 века. Вызывается он вирусом иммунодефицита человека-ВИЧ, который поражает защитную систему организма. Эпидемия СПИДа длится уже около 20 лет: считается, что первые массовые случаи заражения ВИЧ-инфекцией произошли в конце 1970-ых годов. Хотя с тех пор ВИЧ был изучен лучше, чем любой вирус в мире, миллионы людей продолжают умирать от СПИДа, и миллионам людей ставится диагноз ВИЧ- инфекция. Это заболевание определяется наличием антител в организме. Социологические исследования показали, что от вируса погибло более 20 миллионов человек (за 20 лет исследования), 40 млн. живут с этим страшным диагнозом.
13 слайд
Описание слайда:
Немного из истории… Про иммунитет люди знали и раньше: ещё в Древнем Китае, больше 3000 лет назад, когда не было никаких микроскопов, в трудах китайских учёных говорилось о том, что наш мир населяют миллионы невидимых существ – бактерий и вирусов. Древние китайские медики считали, что выжить в этом мире возможно, если противостоять воздействию возбудителей заболеваний и укреплять свой организм, его защитные силы, или, выражаясь по-нашему – иметь сильный иммунитет.
14 слайд
Описание слайда:
*Вести здоровый образ жизни. *Физические тренировки. *Закаливание. *Правильное питание. *Режим труда и отдыха. *Полноценный сон. *Выработка иммунитета с помощью прививок. *Психологический комфорт. Способы укрепления иммунитета.
15 слайд
Описание слайда:
Народная мудрость гласит: «Организм — сам себе врач!» Здоровье организма в наших руках!!! Будьте здоровы!!!
16 слайд
Описание слайда:
Литература Толковые словари С.И Ожегова , Д.Н Ушакова. https://www.neuch.ru/referat/26033.html https://www.tiensmed.ru/immunity.html https://www.inflora.ru/diet/diet133.html Учебное пособие «Биология человека»
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-556002
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация по Микробиологии.Тема: Иммунная система
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ИММУННАЯ СИСТЕМА Преподаватель : Игай Екатерина Леонидовна МИНУСИНСК, 2016
2 слайд
Описание слайда:
Иммунитет, immunity -способность организма сопротивляться инфекции, возникающей в результате присутствия инфекции, возникающей при присутствии в крови антител и белых клеток крови.
3 слайд
Описание слайда:
Выделяют иммунитет врожденный приобретенный естественный искусственный активный- постинфекционный (после перенесенных инфекционных заболеваний) пассивный- иммунитет новорожденных, угасает к 6-8 мес активный- создается путем (введения вакцин, сывороток пример: БЦЖ, корь, гепатит…) пассивный- путем введения готовых антител (грипп)
4 слайд
Описание слайда:
Иммунная система – система, объединяющая органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных тел или веществ, поступающих из вне или образующихся в организме. К органам иммунной системы относят комплекс взаимосвязанных органов. Они бывают: центральные- к ним относят красный костный мозг и вилочковую железу (тимус) периферические- к ним относят лимфатические узлы, лимфоидную ткань стенок дыхательной и пищеварительной систем (миндалины, одиночные и групповые лимфоидные узелки подвздошной кишки, групповые лимфоидные узелки червеобразного отростка), селезенку.
5 слайд
Описание слайда:
Органы иммунной системы
6 слайд
Описание слайда:
Костный мозг, medulla ossium Состоит красный костный мозг из миелоидной ткани, содержащей, в частности, стволовые кроветворные клетки, которые являются предшественниками всех форменных элементов крови. У новорожденных костный мозг, заполняющий все костномозговые ячейки, является красным. С 4-5 лет в диафизах трубчатых костей красный костный мозг замещается жировой тканью и становится желтым. У взрослых красный костный мозг остается в эпифизах длинных костей, коротких и плоских костях и имеет массу около 1,5 кг.. С током крови стволовые клетки попадают в другие органы иммунной системы, где проходят дальнейшую дифференцировку
7 слайд
Описание слайда:
Лимфоциты В-лимфоциты (15% от общего числа) Т-лимфоциты (85% от общего числа) часть превращаться в клетки иммунологической памяти и разносятся по организму, обладают длительным сроком существования и способны к размножению. часть, оставшись в лимфоидных органах, превращается в плазматические клетки. Они вырабатывают и выделяют в плазму гуморальные антитела. Следовательно, способность системы В-клеток к «запоминанию» обусловлена увеличением количества антиген-специфичных клеток памяти одна часть образовавшихся дочерних клеток связывается с антигеном и разрушает его. Связывание в комплексе антиген-антитело происходит благодаря наличию на мембране Т-лимфоцитов встроенного рецепторного белка. Эта реакция происходит при участии особых клеток Т-хелперов. другая часть дочерних лимфоцитов образует группу Т-клеток иммунологической памяти. Эти лимфоциты относятся к долгоживущим и, «запомнив» антиген с первой встречи, «узнают» его при повторном контакте.
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Классификация антител (5 классов) Иммуноглобулины M, G, A, E, D (IgА, IgG, IgМ, IgЕ, IgD) Первыми в ответ на антиген образуются иммуноглобулины класса М — это макроглобулины – крупномолекулярные. Они функционируют в небольшом количестве у плода. После рождения начинается синтез иммуноглобулинов G и A. Они являются более эффективными в борьбе с бактериями и их токсинами. В большом количестве иммуноглобулины А обнаруживаются в слизистой кишечника, слюне и других жидкостях. На втором году жизни появляется иммуноглобулин D и Е и достигают максимального уровня к 10-15 годам. Такая же последовательность продукции разных классов антител наблюдается при инфекции или иммунизации человека.
10 слайд
Описание слайда:
Иммунная система состоит из 3 компонентов: А-система : Фагоциты, способные приклеиваться к чужеродным белкам (моноциты); образуются в костном мозге, присутствуют в крови и тканях. Они поглощают чужеродные агенты – антиген, накапливают его и передают сигнал (антигенный стимул) исполнительным клеткам иммунной системы.
11 слайд
Описание слайда:
В- система В-лимфоциты, содержатся в лимфатических узлах, пейеровых бляшках, периферической крови. Они получают сигнал от А-системы и превращаются в плазматические клетки, способные синтезировать антитела (иммуноглобулины). Эта система обеспечивает гуморальный иммунитет, освобождающий организм от молекулярнодисперсных веществ (бактерий, вирусов, их токсинов и др.)
12 слайд
Описание слайда:
Т — система Лимфоциты тимуса; их созревание зависит от вилочковой железы. Т-лимфоциты имеются в тимусе, лимфоузлах, селезенке, немного в периферической крови. После стимулирующего сигнала лимфобласты созревают (размножение или пролиферация) и превращаются в зрелые, приобретают способность распознавать чужеродный агент и взаимодействовать с ним. Т-система обеспечивает наряду с макрофагами формирование клеточного иммунитета, а также реакции отторжения трансплантата (трансплантационный иммунитет); обеспечивает противоопухолевую устойчивость (предупреждает возникновение в организме опухолей).
13 слайд
Описание слайда:
По профессиям Т-лимфоциты делятся на:
14 слайд
Описание слайда:
Вилочковая железа, thymus. Топография. располагается в верхнем отделе средостения, спереди от перикарда, дуги аорты, плечеголовной и верхней полой вен. С боков к железе прилежат участки легочной ткани, передняя поверхность соприкасается с рукояткой и телом грудины.
15 слайд
Описание слайда:
Строение тимуса. Состоит из двух долей – правой и левой. Доли покрыты соединительнотканной капсулой, отдающей вглубь ответвления, разделяющие железы на маленькие дольки. Каждая долька состоит из коркового (более темное) и мозгового (более светлое) вещества. Клетки тимуса представлены лимфоцитами – тимоцитами. Элементарной структурной гистологической единицей тимуса является фолликул Кларка, который располагается в корковом веществе и включает в себя эпителиальные клетки (Э), лимфоциты (Л) и макрофаги (М).
16 слайд
Описание слайда:
Лимфоидная ткань стенок органов пищеварительной и дыхательной систем. 1. Миндалины, tonsillae представляют собой скопления лимфоидной ткани, в которой на фоне диффузно расположенных элементов находятся плотные скопления клеток в виде узелков (фолликулов). Локализуются миндалины в начальных отделах дыхательной и пищеварительной трубок(небные миндалины, язычная и глоточная) и в области устья слуховой трубы (трубные миндалины). Комплекс миндалин образует лимфоидное кольцо или кольцо Пирогова-Вальдейра. А. язычная миндалина, tonsilla lingualis (4)– расположена в корне языка, под эпителием слизистой оболочки. Б. парная небная миндалина, tonsilla palatine (3) – находится в углублении между небно-язычной и небно-глоточной складками полости рта – в миндаликовой ямке. В. парная трубная миндалина, tonsilla tubaria (2)– залегает в слизистой оболочке носовой части глотки, позади устья глоточного отверстия слуховой трубы. Г. глоточная (аденоидная) миндалина, tonsilla pharyngealis (1) – расположена в верхней части задней стенки глотки и в области свода глотки.
17 слайд