Презентация на тему иммунитет иммунная система
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация урока по теме «Иммунитет»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Межрегиональная конференция школьников «Энциклопедия одного слова» «Иммунитет» Учитель биологии МБОУ СОШ №2 г.Петровска Саратовской области Тиханова В.Н.
2 слайд
Описание слайда:
Иммунитет
3 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Слово «иммунитет» происходит от латинского «immunitas», которое означает «освобождение», «избавление». Иммунитет – это защитная реакция организма, играющая роль защиты его от любых чужеродных микроорганизмов и клеток.
4 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Иммунитет представляет собой защитную реакцию организма, его способность противостоять действию повреждающих агентов. Благодаря наличию иммунитета организм справляется с заболеванием и выздоравливает. Кроме того, человек болеет некоторыми инфекционными заболеваниями только один раз в жизни. А после этого он становится невосприимчив к ним, даже при непосредственном контакте с больными. (например, корь и краснуха)
5 слайд
Описание слайда:
Виды иммунитета Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый Наследуется ребёнком от матери (с рождения в крови есть антитела ) Появляется после перенесения инфекционного заболевания (корь, ветрянка, свинка, краснуха) Активный Появляется после введения вакцины (ослабленные или убитые возбудители заболевания ) Пассивный Появляется при действии лечебной сыворотки (готовые антитела)
6 слайд
Описание слайда:
Механизм клеточной защиты организма открыл в 1883 г. Илья Ильич Мечников (1845-1916) И. И. Мечников доказал, что сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям связана со способностью специальных клеток крови и тканей организма захватывать и переваривать возбудителей инфекций. За это открытие он был удостоен Нобелевской премии.
7 слайд
Описание слайда:
Механизмы иммунитета Лимфоциты Лимфоциты имеют на поверхности клеток рецепторы, способные распознавать чужеродные соединения – антигены. При обнаружении антигена лимфоциты начинают вырабатывать специальные белки – антитела, способные обезвреживать антигены Фагоциты Способны проникать через стенки кровеносных сосудов и мигрировать к месту повреждения, где уничтожают бактерии посредством фагоцитоза
8 слайд
Описание слайда:
Механизм иммунной реакции Вначале иммунная система блокирует деятельность чужеродных объектов (иммуногенов), создавая особые химически реактивные молекулы (иммуноглобулины), ингибирующие деятельность иммуногенов. Иммуноглобулины создаются лимфоцитами, которые являются основными клетками иммунной системы. Лимфоциты — это белые кровяные клетки, на поверхности которых есть специфические рецепторы, способные распознавать отличительные признаки чужака. Именно лимфоциты первыми встречаются с «врагом». Попадая на рецепторы лимфоцита, антиген вызывает через каскад клеточных взаимодействий выработку антител — специфических веществ-нейтрализаторов данного антигена.
9 слайд
Описание слайда:
Признаки снижения иммунитета К первичным признакам снижения иммунитета относятся: Хроническая усталость Быстрая утомляемость Головные боли Сонливость или бессонница Ломота в мышцах и суставах
10 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунитета у детей Согласно мировой статистике, есть определенная группа детей, которые, как бы хорошо за ними ни ухаживали, довольно часто болеют. У таких детей созревание иммунной системы происходит на 2-4 года позже, и нахождение их в среде других детей (ясли, детский сад) приводит к их заражению вирусными или бактериальными инфекциями. Иммунитет ребенка в руках родителей — Детки, которые сразу после появления на свет были приложены к груди, реже болеют и растут более крепкими.
11 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунной системы как причина старения. Доктор Рой Уолфорд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выдвинул предположение, что процесс старения – это самоуничтожение организма, происходящее из-за нарушений в иммунной системе. Даже в молодости, при отсутствии каких-либо патологий и ведении здорового образа жизни, в организме непрерывно появляются ядовитые вещества, способные разрушать клетки и повреждать ДНК.
12 слайд
Описание слайда:
СПИД В наше время из самых важных и острых проблем человечества являются СПИД: синдром приобретенного иммунодефицита. Его называют чумой 20 века. Вызывается он вирусом иммунодефицита человека-ВИЧ, который поражает защитную систему организма. Эпидемия СПИДа длится уже около 20 лет: считается, что первые массовые случаи заражения ВИЧ-инфекцией произошли в конце 1970-ых годов. Хотя с тех пор ВИЧ был изучен лучше, чем любой вирус в мире, миллионы людей продолжают умирать от СПИДа, и миллионам людей ставится диагноз ВИЧ- инфекция. Это заболевание определяется наличием антител в организме. Социологические исследования показали, что от вируса погибло более 20 миллионов человек (за 20 лет исследования), 40 млн. живут с этим страшным диагнозом.
13 слайд
Описание слайда:
Немного из истории… Про иммунитет люди знали и раньше: ещё в Древнем Китае, больше 3000 лет назад, когда не было никаких микроскопов, в трудах китайских учёных говорилось о том, что наш мир населяют миллионы невидимых существ – бактерий и вирусов. Древние китайские медики считали, что выжить в этом мире возможно, если противостоять воздействию возбудителей заболеваний и укреплять свой организм, его защитные силы, или, выражаясь по-нашему – иметь сильный иммунитет.
14 слайд
Описание слайда:
*Вести здоровый образ жизни. *Физические тренировки. *Закаливание. *Правильное питание. *Режим труда и отдыха. *Полноценный сон. *Выработка иммунитета с помощью прививок. *Психологический комфорт. Способы укрепления иммунитета.
15 слайд
Описание слайда:
Народная мудрость гласит: «Организм — сам себе врач!» Здоровье организма в наших руках!!! Будьте здоровы!!!
16 слайд
Описание слайда:
Литература Толковые словари С.И Ожегова , Д.Н Ушакова. https://www.neuch.ru/referat/26033.html https://www.tiensmed.ru/immunity.html https://www.inflora.ru/diet/diet133.html Учебное пособие «Биология человека»
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-556002
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Иммунитет
Иммуните́т (лат . immunitas ‘освобождение, избавление от чего-либо’) — это способность иммунной системы избавлять организм от генетически чужеродных объектов.
Обеспечивает гомеостаз организма на клеточном и молекулярном уровне организации.
Назначение иммунитета:
- Простейшие защитные механизмы, имеющие своей целью распознавание и обезвреживание патогенов,
противостоящие вторжению генетически чужеродных объектов
- Обеспечение генетической целостности особей вида на протяжении их индивидуальной жизни
Характерные признаки иммунной системы:
- Способность отличать «своё» от «чужого»;
- Формирование памяти после первичного контакта с чужеродным антигенным материалом;
- Клональная организация иммунокомпетентных клеток, при которой отдельный клеточный клон способен, как правило, реагировать лишь на одну из множества антигенных детерминант.
Классификации Классификация
Врождённый (неспецифический)
Адаптивный (приобретённый, специфический )
Также есть еще несколько классификаций иммунитета:
- Приобретённый активный иммунитет возникает после перенесённого заболевания или после введения вакцины.
- Приобретённый пассивный иммунитет развивается при введении в организм готовых антител в виде сыворотки или передаче их новорождённому с молозивом матери или внутриутробным способом.
- Естественный иммунитет включает врождённый иммунитет и приобретённый активный (после перенесённого заболевания), а также пассивный иммунитет при передаче антител ребёнку от матери.
- Искусственный иммунитет включает приобретённый активный после прививки (введение вакцины) и приобретённый пассивный (введение сыворотки).
- Иммунитет подразделяют на видовой (доставшийся нам в силу особенностей именно нашего – человеческого – организма) и приобретенный в результате «обучения» иммунной системы.
- Так, именно врожденные свойства защищают нас от собачьей чумы, а «обучение прививкой» — от столбняка.
Стерильный и нестерильный иммунитет .
- После заболевания в некоторых случаях иммунитет сохраняется пожизненно. Например корь, ветряная оспа. Это стерильный иммунитет . А в некоторых случаях иммунитет сохраняется только до тех пор, пока в организме есть возбудитель (туберкулез, сифилис) — нестерильный иммунитет.
яяя
Главные органы, ответственные за иммунитет, — красный костный мозг, тимус, лимфоузлы и селезенка . Каждый из них выполняет свою важную работу и дополняет друг друга.
Механизмы защиты иммунной системы
Существует два основных механизма, за счет которых осуществляются иммунные реакции . Это гуморальный и клеточный иммунитет. По названию видно, что гуморальный иммунитет реализуется за счет образования определенных веществ, а клеточный – благодаря работе определенных клеток организма.
Гуморальный иммунитет
- Этот механизм иммунитета проявляется при образовании антител к антигенам – чужеродным химическим веществам, а также микробным клеткам. Основополагающую роль в гуморальном иммунитете берут на себя В-лимфоциты. Именно они распознают чужеродные структуры в организме, а потом вырабатывают на них антитела – специфические вещества белковой природы, которые еще называют иммуноглобулинами.
- Антитела, которые вырабатываются, исключительно специфичны, то есть взаимодействовать они могут только с теми чужеродными частицами, которые вызвали образование этих антител.
- Иммуноглобулины (Ig) находятся в крови (сывороточные), на поверхности иммунокомпетентных клеток (поверхностные), а также в секретах желудочно-кишечного тракта, слезной жидкости, грудном молоке (секреторные иммуноглобулины).
Гуморальный иммунитет
- Кроме того, что антигены высоко специфичны, у них есть еще и другие биологические характеристики. Они имеют один или несколько активных центров, которыми взаимодействуют с антигенами. Чаще их два и больше. Прочность связи активный центр антитела – антиген зависит от пространственной структуры веществ, вступающих в связи (т.е. антитела и антигена), а также количества активных центров у одного иммуноглобулина. С одним антигеном могут связываться сразу несколько антител.
- У иммуноглобулинов существует своя классификация с помощью латинских букв. В соответствии с ней иммуноглобулины подразделяются на Ig G, Ig M, Ig A, Ig D и Ig E. Они отличаются по структуре и функциям. Одни антитела появляются сразу после инфицирования, а другие – позже.
Эрлих Пауль открыл гуморальный иммунитет.
Клеточный иммунитет
- Клеточный иммунитет, кроме противогрибкового, противовирусного и противоопухолевого иммунитета, обеспечивает защиту организма от внутриклеточных паразитов, а также участвует в отторжениях чужеродных тканей (при трансплантациях) и в аллергических реакциях замедленного типа.
- Вторая группа иммунокомпетентных клеток, участвующих в клеточных иммунных реакциях, – это фагоциты. Фактически, это лейкоциты разных видов, которые находятся либо в крови (циркулирующие фагоциты), либо в тканях (тканевые фагоциты). В крови циркулируют гранулоциты (нейтрофилы, базофилы, эозинофилы) и моноциты. Тканевые фагоциты находятся в соединительной ткани, селезенке, лимфоузлах, легких, эндокринных клетках поджелудочной железы и др.
- Процесс уничтожения антигена фагоцитами называется фагоцитоз. Он крайне важен для обеспечения иммунной защиты организма.
Илья Ильич Мечников открыл клеточный иммунитет.
Фагоцитоз
- Фагоцито́з (Фаго — пожирать и цитос — клетка) — процесс, при котором специальные клетки крови и тканей организма (фагоциты) захватывают и переваривают возбудителей инфекционных заболеваний и отмершие клетки. Осуществляется двумя разновидностями клеток: циркулирующими в крови зернистыми лейкоцитами (гранулоцитами) и тканевыми макрофагами. Открытие фагоцитоза принадлежит И. И. Мечникову, который выявил этот процесс, проделывая опыты с морскими звёздами и дафниями, вводя в их организмы инородные тела. Например, когда Мечников поместил в тело дафнии спору грибка, то он заметил, что на нее нападают особые подвижные клетки. Когда же он ввел слишком много спор, клетки не успели их все переварить, и животное погибло. Клетки, защищающие организм от бактерий, вирусов, спор грибов и пр. Мечников назвал фагоцитами.
Вывод
- Иммунитет – важнейший процесс нашего организма, помогающий поддерживать его целостность, защищающий его от вредных микроорганизмов и чужеродных агентов.
Источник
Слайд 1
Иммунная система человека
Слайд 2
Иммунная система это совокупность органов, тканей и клеток, работа которых направлена непосредственно на защиту организма от различных заболеваний и на истребление уже попавших в организм чужеродных веществ. Данная система является препятствием на пути инфекций (бактериальных, вирусных, грибковых). Когда же в работе иммунной системы происходит сбой, то вероятность развития инфекций возрастает, это также приводит к развитию аутоиммунных заболеваний. Органы входящие в иммунную систему человека : лимфатические железы (узлы), миндалины, вилочковая железа (тимус), костный мозг, селезёнка и лимфоидные образования кишки (Пейеровые бляшки). Главную роль играет сложная система циркуляции, которая состоит из лимфатических протоков соединяющих лимфатические узлы. 1. ЧТО ТАКОЕ ИММУННАЯ СИСТЕМА
Слайд 3
2. ПОКАЗАТЕЛИ СЛАБОГО ИММУННИТЕТА Основной признак слабой иммунной системы – постоянные простудные заболевания. К примеру, появление герпеса на губах можно смело считать сигналом нарушения защитных сил организма. Также симптомами ослабленного иммунитета являются быстрая утомляемость, повышенная сонливость, постоянное чувство усталости, ломота в суставах и мышцах, бессонница, а также аллергии. Более того, наличие хронических заболеваний также говорит о слабом иммунитете.
Слайд 4
3. ПОКАЗАТЕЛИ СИЛЬНОГО ИММУННИТЕТА Человек ничем не болеет, устойчив к воздействию микробов и вирусов даже в период вирусных инфекций.
Слайд 5
4. ЧТО СПОСОБСТВУЕТ УКРЕПЛЕНИЮ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ режим питания. физическая активность. правильное понимание жизни, а значит, нужно научиться не завидовать, не злиться, не расстраиваться, особенно по пустякам. соблюдать санитарно-гигиенические нормы, не переохлаждаться, не перегреваться. закаливать организм как через холодовые процедуры, так и через тепловые (баня, сауна). насыщать организм витаминами.
Слайд 6
5. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПРОЖИТЬ БЕЗ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ ? Разрушительно действует на организм любое нарушение иммунной системы. Например, аллергия. Организм аллергика болезненно реагирует на внешние раздражители. Это могут быть съеденные клубника или апельсин, кружащийся в воздухе тополиный пух или пыльца ольховых сережек. Человек начинает чихать, глаза его слезятся, на коже появляется сыпь. Такая повышенная чувствительность — очевидный сбой в работе иммунной системы. Сегодня врачи все чаще говорят о слабом иммунитете, о том, что 60% населения нашей страны страдают от иммунного дефицита. Ослабленный стрессом и плохой экологией организм не способен эффективно бороться с инфекцией — слишком мало вырабатывается в нем антител. Человек со слабым иммунитетом быстро устает, именно он первым заболевает во время эпидемии гриппа и болеет дольше и тяжелее. «Чумой XX века» называют страшную болезнь, поражающую иммунную систему организма, — СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Если в крови есть вирус — возбудитель СПИДа, то лимфоцитов в ней почти нет. Такой организм утрачивает способность бороться за себя, и человек может умереть от обычной простуды. Самое ужасное, что эта болезнь — инфекционная, и она передается через кровь.
Слайд 7
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ https://www.ayzdorov.ru/ttermini_immynnaya_sistema.php https://www.vesberdsk.ru/articles/read/18750 https://ru.wikipedia https://gazeta.aif.ru/online/kids/99/de01_02 2015г.
Источник
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии на тему «Иммунитет. Виды иммунитета» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ИММУНИТЕТ ВИДЫ ИММУНИТЕТА
2 слайд
Описание слайда:
Задачи Образовательные: формирование новых анатомических понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцины.
3 слайд
Описание слайда:
Задачи Развивающие: Формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой, а также развитие умений сравнивать и обобщать, развитие мыслительных способностей учащихся, логического мышления.
4 слайд
Описание слайда:
Задачи Воспитательные: Воспитание санитарно – гигиенических навыков, профилактика инфекционных заболеваний
5 слайд
Описание слайда:
Перечислить компоненты внутренней среды Перечислить форменные элементы крови Красные клетки крови Белые клетки крови Кровяные пластинки Фагоциты Фагоцитоз Ученый открывший фагоцитоз Антитела Антигены Фибриноген Фибрин гомеостаз
6 слайд
Описание слайда:
Вставьте пропущенные слова Тромбоциты — _____. Их главная функция ________. При разрушении и склеивании тромбоцитов выделяются _________. Необходимо, чтобы в крови были некоторые витамины ( в первую очередь _________) и ___________. Под действием ________ фибриноген плазмы превращается в _________. Они задерживают, как сеткой, клетки крови – в результате образуется тромб, останавливающий кровотечение.
7 слайд
Описание слайда:
Вопросы Доказать, что кровь – это соединительная ткань. Сравнивая кровь лягушки и человека сделайте вывод: в каком направлении шла эволюция крови? Чья кровь переносит за единицу времени больше кислорода?
8 слайд
Описание слайда:
Вопросы У жителей высокогорных местностей количество эритроцитов может достигать 7-8 млн. в 1мм3 крови. С чем это связано и какое имеет это имеет значение? Перечислить функции крови?
9 слайд
Описание слайда:
Ныне церковь опустела; Школа глухо заперта; Нива праздно перезрела; Роща тёмная пуста; И селенье, как жилище Погорелое, стоит,- Тихо всё. Одно кладбище Не пустеет, не молчит. Поминутно мёртвых носят, И стенания живых Боязливо Бога просят Успокоить души их! Поминутно места надо, И могилы меж собой, Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой.
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
1 преграда – это кожа и слизистые оболочки; 2 преграда – иммунитет Почему даже страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других? Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание:
12 слайд
Описание слайда:
ИММУНИТЕТ ЭТО СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗМА ЗАЩИЩАТЬ СЕБЯ ОТ БОЛЕЗНЕТВОРНЫХ МИКРОБОВ И ВИРУСОВ, ОТ ИНОРОДНЫ?