Презентация на тему иммунитет на английском языке
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация по Микробиологии.Тема: Иммунная система
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ИММУННАЯ СИСТЕМА Преподаватель : Игай Екатерина Леонидовна МИНУСИНСК, 2016
2 слайд
Описание слайда:
Иммунитет, immunity -способность организма сопротивляться инфекции, возникающей в результате присутствия инфекции, возникающей при присутствии в крови антител и белых клеток крови.
3 слайд
Описание слайда:
Выделяют иммунитет врожденный приобретенный естественный искусственный активный- постинфекционный (после перенесенных инфекционных заболеваний) пассивный- иммунитет новорожденных, угасает к 6-8 мес активный- создается путем (введения вакцин, сывороток пример: БЦЖ, корь, гепатит…) пассивный- путем введения готовых антител (грипп)
4 слайд
Описание слайда:
Иммунная система – система, объединяющая органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных тел или веществ, поступающих из вне или образующихся в организме. К органам иммунной системы относят комплекс взаимосвязанных органов. Они бывают: центральные- к ним относят красный костный мозг и вилочковую железу (тимус) периферические- к ним относят лимфатические узлы, лимфоидную ткань стенок дыхательной и пищеварительной систем (миндалины, одиночные и групповые лимфоидные узелки подвздошной кишки, групповые лимфоидные узелки червеобразного отростка), селезенку.
5 слайд
Описание слайда:
Органы иммунной системы
6 слайд
Описание слайда:
Костный мозг, medulla ossium Состоит красный костный мозг из миелоидной ткани, содержащей, в частности, стволовые кроветворные клетки, которые являются предшественниками всех форменных элементов крови. У новорожденных костный мозг, заполняющий все костномозговые ячейки, является красным. С 4-5 лет в диафизах трубчатых костей красный костный мозг замещается жировой тканью и становится желтым. У взрослых красный костный мозг остается в эпифизах длинных костей, коротких и плоских костях и имеет массу около 1,5 кг.. С током крови стволовые клетки попадают в другие органы иммунной системы, где проходят дальнейшую дифференцировку
7 слайд
Описание слайда:
Лимфоциты В-лимфоциты (15% от общего числа) Т-лимфоциты (85% от общего числа) часть превращаться в клетки иммунологической памяти и разносятся по организму, обладают длительным сроком существования и способны к размножению. часть, оставшись в лимфоидных органах, превращается в плазматические клетки. Они вырабатывают и выделяют в плазму гуморальные антитела. Следовательно, способность системы В-клеток к «запоминанию» обусловлена увеличением количества антиген-специфичных клеток памяти одна часть образовавшихся дочерних клеток связывается с антигеном и разрушает его. Связывание в комплексе антиген-антитело происходит благодаря наличию на мембране Т-лимфоцитов встроенного рецепторного белка. Эта реакция происходит при участии особых клеток Т-хелперов. другая часть дочерних лимфоцитов образует группу Т-клеток иммунологической памяти. Эти лимфоциты относятся к долгоживущим и, «запомнив» антиген с первой встречи, «узнают» его при повторном контакте.
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Классификация антител (5 классов) Иммуноглобулины M, G, A, E, D (IgА, IgG, IgМ, IgЕ, IgD) Первыми в ответ на антиген образуются иммуноглобулины класса М — это макроглобулины – крупномолекулярные. Они функционируют в небольшом количестве у плода. После рождения начинается синтез иммуноглобулинов G и A. Они являются более эффективными в борьбе с бактериями и их токсинами. В большом количестве иммуноглобулины А обнаруживаются в слизистой кишечника, слюне и других жидкостях. На втором году жизни появляется иммуноглобулин D и Е и достигают максимального уровня к 10-15 годам. Такая же последовательность продукции разных классов антител наблюдается при инфекции или иммунизации человека.
10 слайд
Описание слайда:
Иммунная система состоит из 3 компонентов: А-система : Фагоциты, способные приклеиваться к чужеродным белкам (моноциты); образуются в костном мозге, присутствуют в крови и тканях. Они поглощают чужеродные агенты – антиген, накапливают его и передают сигнал (антигенный стимул) исполнительным клеткам иммунной системы.
11 слайд
Описание слайда:
В- система В-лимфоциты, содержатся в лимфатических узлах, пейеровых бляшках, периферической крови. Они получают сигнал от А-системы и превращаются в плазматические клетки, способные синтезировать антитела (иммуноглобулины). Эта система обеспечивает гуморальный иммунитет, освобождающий организм от молекулярнодисперсных веществ (бактерий, вирусов, их токсинов и др.)
12 слайд
Описание слайда:
Т — система Лимфоциты тимуса; их созревание зависит от вилочковой железы. Т-лимфоциты имеются в тимусе, лимфоузлах, селезенке, немного в периферической крови. После стимулирующего сигнала лимфобласты созревают (размножение или пролиферация) и превращаются в зрелые, приобретают способность распознавать чужеродный агент и взаимодействовать с ним. Т-система обеспечивает наряду с макрофагами формирование клеточного иммунитета, а также реакции отторжения трансплантата (трансплантационный иммунитет); обеспечивает противоопухолевую устойчивость (предупреждает возникновение в организме опухолей).
13 слайд
Описание слайда:
По профессиям Т-лимфоциты делятся на:
14 слайд
Описание слайда:
Вилочковая железа, thymus. Топография. располагается в верхнем отделе средостения, спереди от перикарда, дуги аорты, плечеголовной и верхней полой вен. С боков к железе прилежат участки легочной ткани, передняя поверхность соприкасается с рукояткой и телом грудины.
15 слайд
Описание слайда:
Строение тимуса. Состоит из двух долей – правой и левой. Доли покрыты соединительнотканной капсулой, отдающей вглубь ответвления, разделяющие железы на маленькие дольки. Каждая долька состоит из коркового (более темное) и мозгового (более светлое) вещества. Клетки тимуса представлены лимфоцитами – тимоцитами. Элементарной структурной гистологической единицей тимуса является фолликул Кларка, который располагается в корковом веществе и включает в себя эпителиальные клетки (Э), лимфоциты (Л) и макрофаги (М).
16 слайд
Описание слайда:
Лимфоидная ткань стенок органов пищеварительной и дыхательной систем. 1. Миндалины, tonsillae представляют собой скопления лимфоидной ткани, в которой на фоне диффузно расположенных элементов находятся плотные скопления клеток в виде узелков (фолликулов). Локализуются миндалины в начальных отделах дыхательной и пищеварительной трубок(небные миндалины, язычная и глоточная) и в области устья слуховой трубы (трубные миндалины). Комплекс миндалин образует лимфоидное кольцо или кольцо Пирогова-Вальдейра. А. язычная миндалина, tonsilla lingualis (4)– расположена в корне языка, под эпителием слизистой оболочки. Б. парная небная миндалина, tonsilla palatine (3) – находится в углублении между небно-язычной и небно-глоточной складками полости рта – в миндаликовой ямке. В. парная трубная миндалина, tonsilla tubaria (2)– залегает в слизистой оболочке носовой части глотки, позади устья глоточного отверстия слуховой трубы. Г. глоточная (аденоидная) миндалина, tonsilla pharyngealis (1) – расположена в верхней части задней стенки глотки и в области свода глотки.
17 слайд
Описание слайда:
Кольцо Пирогова-Вальдейра
18 слайд
Описание слайда:
2. Групповые лимфоидные узелки червеобразного отростка, noduli lymphatici aggregati appendices vermiformis, формируют в слизистой оболочке и подслизистой основе стенки червеобразного отростка почти сплошной слой, состоящий из большого числа (около 500) лимфоидных узелков. 3. Групповые лимфоидные узелки подвздошной кишки, noduli lymphatici aggregati, в количестве 30-40 штук. Расположены на противобрыжеечной стороне кишки, в слизистой оболочке и подслизистой основе, и представляют собой выпячивания. 4. Одиночные лимфоидные узелки, noduli lymphatici solitarii, залегают в слизистой оболочке и подслизистой основе дыхательной и пищеварительной трубок (гортань, трахея, бронхи, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка), а также в желчном пузыре.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-316271
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
1
Иммунная система человека Горанская Светлана Владимировна канд. мед. наук, доцент
2
Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа. В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек. Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп.
3
Заболеваемость детского населения В структуре общей заболеваемости детского населения на протяжении ряда лет: на первом месте — болезни органов дыхания второе место — занимают болезни органов пищеварения на третьем месте – болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни нервной системы
4
Заболеваемость детского населения Статистические исследования последних лет выдвигают на одно из первых мест в патологии человека заболевания, связанные со снижением иммунитета За последние 5 лет уровень общей заболеваемости детей лет вырос на 12,9%. наибольший рост отмечается по классам заболеваний нервной системы – на 48,1%, новообразований – на 46,7%, патологии системы кровообращения – на 43,7%, болезней костно-мышечной системы – на 29,8%, эндокринной системы – на 26,6%.
5
Иммунитет от лат. Immunities – освобождение от чего-либо Иммунная система обеспечивает человеческому организму многоступенчатую защиту от чужеродных вторжений Это специфическая защитная реакция организма, которая основана на способности противостоять действию живых тел и веществ, отличающихся от него наследственно чужеродными свойствами, сохранять свою целостность и биологическую индивидуальность Основное предназначение иммунной системы – определить, что в организме есть свое, а что чужое. Свое надо оставить в покое, а чужое – истребить, и как можно быстрее Иммунитет – обеспечивает функционирование организма как единого целого, состоящего из ста триллионов клеток
6
Антиген — антитело Все вещества (микробы, вирусы, пылевые частички, пыльца растений т.д.), которые попадают в организм из вне, принято называть антигенами Именно влияние антигенов обуславливает при их попадании во внутреннюю среду организма образование белковых структур, которые называются антителами Основной структурной и функциональной единицей иммунной системы является лимфоцит
7
Составляющие иммунной системы человека 1. Центральные лимфоидные органы: — тимус (вилочковая железа); — костный мозг; 2. Периферические лимфоидные органы: — лимфатические узлы — селезенка — миндалины — лимфоидные образования толстой кишки, червеобразного отростка, легких, 3. Иммунокомпетентные клетки: — лимфоциты; — моноциты; — полинуклеарные лейкоциты; — белые отросчатые эпидермоциты кожи (клетки Лангерганса);
8
Тимус – ц ентральный лимфоидный орган иммунной системы
9
Неспецифические факторы защиты организма Первый защитный барьер Неспецифические механизмы иммунитета – это общие факторы и защитные приспособления организма Защитные барьеры Первый защитный барьер непроницаемость здоровой кожи и слизистых оболочек (ЖКТ, дыхательных путей, половых органов) непроницаемость гистогематологических барьеров наличие бактерицидных веществ в биологических жидкостях (слюне, слезе, крови, спинномозговой жидкости) и др. секреты сальных и потовых желез обладают бактерицидным действием по отношению ко многим инфекциям
10
Неспецифические факторы защиты организма Второй защитный барьер Второй защитный барьер – это воспалительная реакция на месте внедрения микроорганизма. Ведущая роль в этом процессе принадлежит фагоцитозу (фактор клеточного иммунитета) Фагоцитоз – представляет собой поглощение и ферментативное переваривание макро- и микрофагами микробов или других частиц, в результате чего происходит освобождение организма от вредных чужеродных веществ Фагоциты – самые большие клетки организма человека, они выполняют важную функцию неспецифической защиты. Защищает организм от любых проникновений в его внутреннюю среду. И в этом его, фагоцита, предназначенье. Реакция фагоцита протекает в три стадии: 1. Движение к цели 2. Обволакивание инородного тела 3. Поглощение и переваривание (внутриклеточное переваривание)
11
Неспецифические факторы защиты организма Третий защитный барьер действует, когда инфекция распространяется далее. Это лимфатические узлы и кровь (факторы гуморального иммунитета). Каждый из этих факторов трех барьеров и приспособлений направлен против всех микробов. Неспецифические защитные факторы обезвреживают даже те вещества, с которыми ранее организм не встречался
12
Специфические механизмы иммунитета Это антителообразование в лимфатических узлах, селезенке, печени и в костном мозге Специфические антитела вырабатываются организмом в ответ на искусственное введение антигена или в результате естественной встречи с микроорганизмом (инфекционная болезнь) Антигены – вещества, несущие признак чужеродности (бактерии, белки, вирусы, токсины, клеточные элементы) Антигены – это сами возбудители или продукты их жизнедеятельности (эндотоксины) и продукты распада бактерий (экзотоксины) Антитела – это белки, способные вступать в связь с антигенами и нейтрализовать их. Они строго специфичны, т.е. действуют только против тех микроорганизмов или токсинов, в ответ на введение которых они выработались.
13
Специфический иммунитет Подразделяется на врожденный и приобретенный Врожденный иммунитет – присущ человеку от рождения, наследуется от родителей. Иммунные вещества от матери к плоду через плаценту. Частным случаем врожденного иммунитета можно считать иммунитет, получаемый новорожденным с материнским молоком Приобретенный иммунитет – возникает (приобретается) в процессе жизни и подразделяется на естественный и искусственный Естественный приобретенный – возникает после перенесения инфекционного заболевания: после выздоровления в крови остаются антитела к возбудителю данного заболевания. Искусственный – вырабатывается после специальных медицинских мероприятий и он может быть активным и пассивным
14
Искусственный иммунитет Создается при помощи введения вакцин и сывороток Вакцины – это препараты из микробных клеток или их токсинов, применение которых называется вакцинацией. Через 1-2 недели после введения вакцин в организме человека появляются антитела Сыворотки – чащу применяются для лечения инфекционных больных и реже – для профилактики инфекционных заболеваний
15
Вакцинопрофилактика Это основное практическое назначение вакцин Современные вакцинные препараты разделяются на 5 групп: 1. Вакцины из живых возбудителей 2. Вакцины из убитых микробов 3. Химические вакцины 4. Анатоксины 5. Ассоциированные, т.е. комбинированные (например, АКДС – ассоциированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина)
16
Сыворотки Сыворотки готовят из крови переболевших инфекционной болезнью людей или путем искусственного заражения микробами животных Основные виды сывороток: 1. Антитоксические сыворотки нейтрализуют яды микробов (противодифтерийная, противостолбнячная и др.) 2. Антимикробные сыворотки инактивируют клетки бактерий и вирусы, применяются против ряда болезней, чаще в виде гамма-глобулинов Имеются гамма-глобулины из человеческой крови – против кори, полиомиелита, инфекционного гепатита др.Это безопасные препараты, т.к. в них нет возбудителей болезней. Иммунные сыворотки содержат готовые антитела и действуют с первых минут после введения.
17
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ВозрастНаименование прививки 12 часов Первая вакцинация гепатит В 3-7 днейВакцинация туберкулез 1 месяцВторая вакцинация гепатит В 3 месяцаПервая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит 4,5 месяцаВторая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит 6 месяцевТретья вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит Третья вакцинация гепатит В 12 месяцев Вакцинация корь, краснуха, паротит
18
Критические периоды в формировании иммунной системы детей Первый критический период – период новорожденности (до 28 дней жизни) Второй критический период – 3-6 месяцев жизни, обусловлен разрушением материнских антител в организме ребенка Третий критический период – 2-3 года жизни ребенка Четвертый критический период – 6-7 лет Пятый критический период – подростковый возраст (12-13 лет у девочек; лет – у мальчиков)
19
Факторы, снижающие защитные функции организма Главные факторы: алкоголизация и алкоголизм наркотизация и наркомания психоэмоциональные стрессы гиподинамия дефицит сна избыточная масса веса Восприимчивость человека к инфекции зависит: от индивидуальных особенностей человека особенностей конституции состояния обмена веществ характера питания витаминного обеспечения климатических факторов и сезона года загрязнения окружающей среды условий жизни и деятельности человека образа жизни
20
Повышение защитных сил организма ребенка общеукрепляющие методики: закаливание, контрастные воздушные ванны, одевать малыша соответственно погоде, принимать поливитамины, стараться максимально ограничить контакты с другими детьми в периоды вспышек сезонных вирусных заболеваний (например, во время эпидемии гриппа не стоит водить ребенка на елки и прочие массовые мероприятия) средства народной медицины, например, чеснок и лук Когда следует обращаться к иммунологу? При частых простудных заболеваниях, протекающих с осложнениями (ОРВИ, переходящая в бронхит – воспаление бронхов, пневмонию — воспаление легких или возникновение на фоне ОРВИ гнойного отита – воспаление среднего уха и т.п.) При повторном заболевании инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет (ветряная оспа, краснуха, корь и т.п.). Однако, в таких случаях необходимо учитывать, что если малыш переболел этими заболеваниями до 1 года, то иммунитет к ним может быть нестоек, и не давать пожизненной защиты.