Презентация неспецифический иммунитет это
1
2
1. Иммунитет 1.1. Неспецифические механизмы 1.2. Специфические механизмы 2. Профилактика инфекционных заболеваний 3. Основные противоэпидемические мероприятия 4. Методы дезинфекции 5. Профилактика инфекционных заболеваний
3
Иммунитет (от лат. Immunities – освобождение от чего-либо) – освобождение (защита) организма от генетически чужеродных организмов и веществ (физических, биологических, химических).
4
Все вещества (микробы, вирусы, пылевые частички, пыльца растений и т. д.), которые попадают в организм извне, принято называть антигенами. Именно влияние антигенов обусловливает при их попадании во внутреннюю среду организма образование белковых структур, которые принято называть антителами.
5
Основной структурной и функциональной единицей иммунной системы является лимфоцит.
6
Органы иммунной системы: центральные: костный мозг и тимус (вилочковая железа); периферические: скопления лимфоидной ткани в кишечнике, легких, мочеполовой системе, лимфатические узлы, селезенка.
7
— Специфические — Неспецифические
8
Неспецифические механизмы иммунитета – это общие факторы и защитные приспособления организма. К ним относятся: — непроницаемость здоровой кожи и слизистых оболочек — непроницаемость гисто гематологических барьеров — наличие бактерицидных веществ в биологических жидкостях — выделение вирусов почками — фагоцитарная система — барьерная функция лимфоидной ткани — гидролитические ферменты
9
Неповрежденная кожа и слизистые оболочки являются первым защитным барьером для микроорганизмов. Шелушение кожи – постоянное обновление верхнего слоя. Слюна содержит лизоцим, обладающий противомикробным действием. Удалению микробов и токсинов способствует мигательный рефлекс глаз, движение ресничек эпителия дыхательных путей в сочетании с кашлевым рефлексом, перистальтика кишечника
10
Второй барьер – воспалительная реакция на месте внедрения микроорганизмов. Ведущая роль в этом процессе принадлежит фагоцитозу (факторы клеточного иммунитета). Фагоцитоз представляет собой поглощение и ферментативное переваривание макро- и микрофагами – клетками мезодермального происхождения – микробов или других частиц, в результате чего происходит освобождение организма от вредных чужеродных веществ.
11
Если инфекция прорывается дальше, то действует следующий – третий барьер – лимфатические узлы и кровь (факторы гуморального иммунитета).
12
Специфические механизмы иммунитета – это антителообразование в лимфатических узлах, селезенке, печени и костном мозге. Специфические антитела вырабатываются организмом в ответ на искусственное введение антигена (прививки) или в результате естественной встречи с микроорганизмом (инфекционная болезнь).
13
Антигены – вещества, несущие признак чужеродности (белки, бактерии, токсины, вирусы, клеточные элементы). Эти вещества способны: а) вызывать образование антител б) вступать во взаимодействие с ними. Антитела – белки, способные вступать в связь с антигенами и нейтрализовать их. Различают: — антитоксины (нейтрализуют токсины микробов) — агглютинины (склеивают микробные клетки) — преципитины (осаждают белковые молекулы) — опсонины (растворяют микробную клетку) и др. Все антитела – это измененные глобулины или иммуноглобулины (Ig), защитные вещества, элементы гуморального иммунитета.
14
В настоящее время для предупреждения инфекционных болезней методом искусственного создания невосприимчивости людей имеется большое количество вакцин и сывороток. Вакцины – это препараты из микробных клеток или их токсинов, применение которых называется вакцинацией.
15
Современные вакцинные препараты разделяются на 5 групп: 1. Вакцины из живых возбудителей с ослабленной вирулентностью (против оспы, сибирской язвы, бешенства, туберкулеза, чумы, кори, эпидемического паротита и др.). 2. Вакцины из убитых микробов – против брюшного тифа, холеры, коклюша, полиомиелита и др. Длительность иммунитета 6–12 месяцев. 3. Химические вакцины – это препараты не из цельных микробных клеток, а из химических комплексов их поверхностных структур (против брюшного тифа, паратифов А и В, столбняка). 4. Анатоксины – готовят из экзотоксинов соответствующих возбудителей (дифтерийный, столбнячный, стафилококковый, газовой гангрены и др.). 5. Ассоциированные вакцины, то есть комбинированные (например, АКДС – ассоциированная коклюшно- дифтерийно-столбнячная вакцина).
16
Сыворотки чаще применяются для лечения инфекционных больных и реже – для профилактики инфекционных заболеваний.
17
1. Антитоксические сыворотки нейтрализуют яды микробов (противодифтерийная, противостолбнячная, противозмеиная и др.). 2. Антимикробные сыворотки инактивируют клетки бактерий и вирусы, применяются против ряда болезней, чаще в виде гамма-глобулинов.
18
Эпидемический процесс возникает и поддерживается только при наличии трех звеньев: источника инфекции, механизма передачи возбудителя, восприимчивого населения. Следовательно, устранение одного из звеньев неизбежно приведет к прекращению эпидемического процесса.
19
1. Меры, направленные на устранение источника инфекции 2. Мероприятия, направленные на пресечение путей распространения инфекции и на предотвращение расширения границ очага: обсервация (медицинское наблюдение за населением в очаге инфекции, включающее ряд мероприятий, направленных на выявление и изоляцию заболевших) и карантин.
20
3. Меры, направленные на повышение невосприимчивости населения к инфекции, среди которых наиболее важное значение имеют методы экстренной профилактики возникновения заболевания.
21
1) дезинфекция (методы уничтожения болезнетворных микроорганизмов); 2) дезинсекция (методы уничтожения насекомых – переносчиков возбудителей заразных заболеваний); 3) дератизация (методы уничтожения грызунов – источников и распространителей инфекции).
22
1. Физические методы (кипячение, термическая обработка в сухожаровых шкафах, в дезинфекционных камерах, ультрафиолетовое облучение) 2. Химические методы (хлорная известь, хлорамин, гипохлориты кальция и натрия, лизол, формалин, карболовая кислота) 3. Биологические методы – это уничтожение микроорганизмов средствами биологической природы (например, с помощью микробов-антагонистов).
23
1. Химический: применение растворов хлора-, карбо-, метафоса. 2. Физический: использование сухожаровых камер.
24
1. Химический: использование отравленной ядами приманки. 2. Физический: отлов с помощью капканов. 3. Биологический: а) заражение инфекцией, опасной только для грызунов; б) отлов домашними животными.
25
Выберите один правильный ответ. 1. Иммунитет это — … а) состояние здорового человека б) освобождение (защита) организма от генетически чужеродных организмов и веществ. в) состояние подверженности заболеванию 2. Основной структурной и функциональной единицей иммунной системы является … а) фагоцит б) лимфоцит в) тромбоцит 3. К органам иммунной системы относят: а) костный мозг и эпифиз б) селезенка и гипофиз в) тимус и лимфатические узлы
26
4. Неспецифический механизм иммунитета – это … а) антителообразование в лимфатических узлах, селезенке, печени и костном мозге. б) процесс разрушения антител в) общие факторы и защитные приспособления организма. 5. Вторым защитным барьером для микроорганизмов является: а) лимфатические узлы и кровь б) неповрежденная кожа и слизистые оболочки в) воспалительная реакция на месте внедрения микроорганизмов. 6. Третьим защитным барьером является: а) лимфатические узлы и кровь б) неповрежденная кожа и слизистые оболочки в) воспалительная реакция на месте внедрения микроорганизмов.
27
7. Антигены это – а) вещества, несущие признак чужеродности б) вещества, не несущие никаких признаков, но убивающие лимфоциты в) Вещества, замедляющие фагоцитоз 8. Комплекс мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей и устранение источников инфекции, а также предотвращение дальнейшего распространения– это а) пастеризация б) дезинфекция в) стерилизация 9. Дезинфекция может быть … а) очаговой б) физической в) химической
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация к уроку биологии » Иммунитет»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ИММУНИТЕТ ЧЕЛОВЕКА Учитель биологии и экологии МБОУ СОШ №103 Сидорова Елена Николаевна 2015 г.
2 слайд
Описание слайда:
ЧЕЛОВЕКА ПОСТОЯННО ОКРУЖАЕТ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ВИРУСОВ, БАКТЕРИЙ, МИКРОСКОПИческих ГРИБОВ И ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ В ЛЮБУЮ минуту ПРОНИКНУТЬ В НАШ ОРГАНИЗМ И ВЫЗВАТЬ САМЫЕ тяжелые ПОСЛЕДСВИЯ ВПЛОТЬ ДО ЛЕТАЛЬНОГО ИСХОДА!
3 слайд
Описание слайда:
1.ЧТО ЖЕ ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЫЖИТЬ И СОХРАНИТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ СРЕДИ МНОЖЕСТВА ЧУЖЕРОДНЫХ ОРГАНИЗМОВ? 2. ПОЧЕМУ РАНЬШЕ ЛЮДИ ЧАЩЕ БОЛЕЛИ И УМИРАЛИ ОТ ДИФТЕРИИ,ЧУМЫ, ХОЛЕРЫ, СТОЛБНЯКА ….? 3. ПОЧЕМУ РАНЬШЕ ПРИ ПЕРЕЛИВАНИИ КРОВИ ИНОГДА ЛЮДИ УМИРАЛИ?
4 слайд
Описание слайда:
ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ?
5 слайд
Описание слайда:
Впервые понятие «иммунитет» было предложено И.И. Мечниковым и Л.Пастером В 1908 г. Изначально считалось, что иммунитет человека – это невосприимчивость организма к каким-либо инфекционным заболеваниям
6 слайд
Описание слайда:
сейчас уже известно, что иммунитет способен защищать весь организм не только от болезнетворных микробов, но и от любых генетически чужеродных агентов
7 слайд
Описание слайда:
ИММУНИТЕТ ЧЕЛОВЕКА-ЭТО ЗаЩИТНая реакция организма, направленная против генетически чужеродных, не свойственных данному организму агентов
8 слайд
Описание слайда:
ГЕНЕТИЧЕСКИ ЧУЖЕРОДНЫЕ агентами могут быть : 1.БАКТЕРИИ 2.ВИРУСЫ
9 слайд
Описание слайда:
3.МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ ГРИБЫ и животные
10 слайд
Описание слайда:
4. КЛЕТКИ 5.ТКАНИ Раковые клетки, клетки эритроцитов чужой группы крови… Трансплантация чужих тканей и органов
11 слайд
Описание слайда:
К этим чужеродным телам у человека вырабатывается иммунитет
12 слайд
Описание слайда:
КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО ПРОИСХОДИТ ? КАКИЕ ВИДЫ ИММУНИТЕТА ИЗВЕСТНЫ ? ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ !
13 слайд
Описание слайда:
В ХОДЕ УРОКА ПОСТАРАЕМСЯ ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ С ПОМОЩЬЮ ПРОСМОТРЕННОГО МАТЕРИАЛА И ТЕКСТА УЧЕБНИКА ИММУНИТЕТ Неспецифический Специфический Основная функция Виды иммунитета Описание
14 слайд
Описание слайда:
Иммунитет организма условно делится на два типа: и неспецифический специфический
15 слайд
Описание слайда:
ВИДЫ ИММУНИТЕТА
16 слайд
Описание слайда:
НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ ЗАЩИЩАЕТ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЛЮБЫХ ЧУЖЕРОДНЫХ АНТИГЕНОВ ГЛАВНЫМ КЛЕТОЧНЫМ КОМПОНЕНТОМ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОГО ИММУНИТЕТА ЯВЛЯЮТСЯ- ФАГОЦИТЫ ОНИ РАБОТАЮТ ПРОТИВ ВСЕХ АНТИГЕНОВ ПО ОДНОМУ «СЦЕНАРИЮ» ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ФАГОЦИТОВ – ЭТО ЗАХВАТЫВАТЬ И ПЕРЕВАРИВАТЬ ПРОНИКАЮЩИЕ ИЗВНЕ В ОРГАНИЗМ ЧУЖЕРОДНЫЕ АНТИГЕНЫ Фагоцит-макрофаг «поедает» чужеродного агента
17 слайд
Описание слайда:
Неспецифический иммунитет (врожденный) формируется в организме человека с внутриутробного развития. Так на 2 месяце беременности уже можно обнаружить первые фагоциты Эти фагоциты формируется из стволовых клеток, которые синтезируются в костном мозге, а затем попадают в селезенку, где проходят «инструктаж», благодаря которому потом могут отличать «своих от чужих».
18 слайд
Описание слайда:
После рождения ребенка неспецифический иммунитет поддерживается за счет работы клеток селезенки. Таким образом, в селезенке осуществляется постоянный синтез клеточных и неклеточных компонентов неспецифического иммунитета. . ! Важной особенностью и миссией неспецифического иммунитета является его способность бороться с раковыми клетками!
19 слайд
Описание слайда:
На неклеточном уровне неспецифический иммунитет обеспечивают покровы тела. Они являются мощным барьером для большинства микроорганизмов. Секреты кожных желез выделяют вещества с сильным бактерицидным и противовирусным действием-лизоцим и интерферон. ЛИЗОЦИМ СОДЕРЖИТС В СЛЮНЕ.
20 слайд
Описание слайда:
СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ ОТВЕЧАЕТ ЗА ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛКОВЫХ ВЕЩЕСТВ – АНТИТЕЛ НА КОНКРЕТНЫЙ АНТИГЕН, ПОПАВШИЙ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА АНТИГЕНЫ АНТИТЕЛА
21 слайд
Описание слайда:
В СПЕЦИФИЧСКОМ ИММУНИТЕТЕ УЧАСТВУЮТ Т- и В-ЛИМФОЦИТЫ Т-лимфоциты В-лимфоциты
22 слайд
Описание слайда:
лимфоциты образуются из того же материала, что и фагоциты-из стволовых клеток красного костного мозга, Однако позже их дороги расходятся: клетки неспецифического иммунитета отправляются в селезенку, а специфического – в вилочковую железу, или по-другому- тимус Лимфоциты отправляются в тимус, где осуществляется их специфическая активация к тем или иным антигенам
23 слайд
Описание слайда:
МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ АНТИТЕЛ В-лимфоцит находит антиген, который соответствует его рецепторам Ждет сигнала от Т-лимфоцита на активацию Т-лимфоцит Антиген После сигнала В-лимфоцит делится на клетку памяти и плазмоцит плазмоцит 1 2 клетка памяти 3
24 слайд
Описание слайда:
Плазмоцит продуцирует антитела, которые прикрепляются к антигенам 4 антитело антиген Макрофаги поедают меченные антителами антигены, таким образом спасают организм от «пришельцев» 5 макрофаг клетка памяти Если эти же антигены снова вторгнуться в организм, клетки памяти помогут иммунитету намного быстрее активироваться 6
25 слайд
Описание слайда:
Таким образом, у человека вырабатывается специфический иммунитет-готовность организма противостоять антигену, с которым он уже встречался ранее. Встреча организма с тем или иным антигеном может проходить естественным и искусственным путем.
26 слайд
Описание слайда:
ВИДЫ специфического ИММУНИТЕТА
27 слайд
Описание слайда:
ЭТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ СВОЕГО ИММУНИТЕТА НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ!
28 слайд
Описание слайда:
ДЛЯ СИНТЕЗА И ОБРАЗОВАНИЯ АНТИТЕЛ НЕОБХОДИМЫ БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ!
29 слайд
Описание слайда:
ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ ИММУНИТЕТА!
30 слайд
Описание слайда:
НЕОБХОДИМО проходить своевременную ВАКЦИНАЦИЮ против различных возбудителей заболеваний!
31 слайд
Описание слайда:
ОЦЕНИТЕ СИТУАЦИЮ И СДЕЛАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
32 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОЕ ЗДОРОВЬЕ!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДA-027912
Вам будут интересны эти курсы: