Презентация урока по биологии иммунитет
Слайд 1
Иммунитет Иммунитет — способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность. Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Поминутно мертвых носят, И стенания живых Боязливо Бога просят Успокоить души их! Поминутно места надо, И могилы меж собой, Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой. А.С. Пушкин «Пир во время чумы» Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни.
Слайд 2
Термины Антигены — бактерии, вирусы или их токсины(яды), а также переродившиеся клетки организма. Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена. Каждое антитело распознаёт свой антиген. Лимфоциты (Т и В) – имеют на поверхности клеток рецепторы, распознающие «врага», образовывают комплексы «антиген- антитело» и обезвреживают антигены.
Слайд 3
Иммунная система – объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих из вне или образующихся в организме. Центральные органы (красный костный мозг, тимус) Периферические органы (лимфатические узлы, миндалины, селезёнка) Схема расположения органов иммунной системы человека Иммунная система
Слайд 4
Центральная иммунная система Образуются лимфоциты: в красном костном мозгу — В -лимфоциты и предшественники Т-лимфоцитов , а в тимусе — сами Т-лимфоциты . Т- и В — лимфоциты переносятся кровью в периферические органы, где дозревают и осуществляют свои функции.
Слайд 5
Периферическая иммунная система Миндалины расположены кольцом в слизистой оболочке глотки, окружая место входа в организм воздуха и пищи. Лимфатические узелки расположены на границах с внешней средой — в слизистых оболочках дыхательных, пищеварительных, мочевых и половых путей, а также в коже. Находящиеся в селезенке лимфоциты распознают чужеродные объекты в крови, которая «фильтруется» в этом органе. В лимфатических узлах «фильтруется» лимфа, оттекающая от всех органов.
Слайд 6
ВИДЫ ИММУНИТЕТА Естественный Искусственный Врождённый (пассивный) Приобретённый (активный) Пассивный Активный Наследуется ребёнком от матери. Появляется после инфекц. болезни. Появляется после прививки. Появляется при действии лечебной сыворотки. Виды иммунитета
Слайд 7
Активный иммунитет Активный иммунитет (естественный, искусственный) формируется самим организмом в ответ на введение антигена. Естественный активный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания.
Слайд 8
Активный иммунитет Искусственный активный иммунитет возникает после введения вакцин.
Слайд 9
Пассивный иммунитет Пассивный иммунитет (естественный, искусственный) создается за счет готовых антител, полученных от другого организма. Естественный пассивный иммунитет создается антителами, передающимися от матери к ребенку.
Слайд 10
Пассивный иммунитет Искусственный пассивный иммунитет возникает после введения лечебных сывороток или в результате объемного переливания крови.
Слайд 11
Работа иммунной системы Особенность иммунной системы — способность ее главных клеток — лимфоцитов — распознавать генетически «свое» и «чужое».
Слайд 12
Иммунитет обеспечивается деятельностью лейкоцитов- фагоцитов и лимфоцитов. Механизм иммунитета Клеточный(фагоцитарный) иммунитет (открыл И.И.Мечников в 1863г.) Фагоцитоз- захват и переваривание бактерии .
Слайд 13
Т-лимфоциты Т-лимфоциты (образуются в костном мозге, созревают в тимусе). Т- киллеры (убийцы) Т- супрессоры (угнетатели) Т- хелперы (помощники) Клеточный иммунитет Блокирует реакции В-лимфоцитов Помогают В-лимфоцитам превратиться в плазматические клетки
Слайд 14
Механизм иммунитета Гуморальный иммунитет
Слайд 15
В-лимфоциты В-лимфоциты (образуются в костном мозге, созревают в лимфоидной ткани). Воздействие антигена Плазматические клетки Клетки памяти Гуморальный иммунитет Приобретённый иммунитет
Слайд 16
Типы иммунных ответов
Слайд 17
Вакцинация Вакцинацию (от лат. «vassa» — корова) ввел в практику в 1796 году английский врач Эдуард Дженнер, сделавший первую прививку «коровьей оспы» 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу.
Слайд 18
Календарь прививок 12 часов первая вакцинация гепатит B 3-7-й день вакцинация туберкулез 1-й месяц вторая вакцинация гепатит В 3 месяца первая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 4,5 месяца вторая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 6 месяцев третья вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция, третья вакцинация гепатит В 12 месяцев вакцинация корь, паротит, краснуха Календарь профилактических прививок России (вступил в силу с 01.01.2002 г. )
Слайд 19
Календарь прививок 18 месяцев первая ревакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 20 месяцев вторая ревакцинация полиомиелит 6 лет вторая вакцинация корь, паротит, краснуха 7 лет вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка, первая ревакцинация туберкулез 13 лет вакцинация против гепатита В, вакцинация против краснухи (девочки) 14 лет третья ревакцинация дифтерия и столбняк, ревакцинация туберкулез, третья ревакцинация против полиомиелита взрослые ревакцинация дифтерия и столбняк каждые 10 лет от момента последней ревакцинации
Слайд 20
ВИЧ и СПИД ВИЧ-инфекция — болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Конечная стадия ВИЧ-инфекции называется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция приводит к тяжелому поражению иммунной и нервной системы, к неизбежной смерти.
Слайд 21
ВИЧ инфекция
Слайд 22
Передача ВИЧ
Слайд 23
ВИЧ не передаётся
Слайд 24
Твоя защита в твоих руках! Твой лучший советчик — здравый смысл. Знающего невозможно победить. Мы выбираем ЖИЗНЬ!
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация урока по теме «Иммунитет»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Межрегиональная конференция школьников «Энциклопедия одного слова» «Иммунитет» Учитель биологии МБОУ СОШ №2 г.Петровска Саратовской области Тиханова В.Н.
2 слайд
Описание слайда:
Иммунитет
3 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Слово «иммунитет» происходит от латинского «immunitas», которое означает «освобождение», «избавление». Иммунитет – это защитная реакция организма, играющая роль защиты его от любых чужеродных микроорганизмов и клеток.
4 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Иммунитет представляет собой защитную реакцию организма, его способность противостоять действию повреждающих агентов. Благодаря наличию иммунитета организм справляется с заболеванием и выздоравливает. Кроме того, человек болеет некоторыми инфекционными заболеваниями только один раз в жизни. А после этого он становится невосприимчив к ним, даже при непосредственном контакте с больными. (например, корь и краснуха)
5 слайд
Описание слайда:
Виды иммунитета Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый Наследуется ребёнком от матери (с рождения в крови есть антитела ) Появляется после перенесения инфекционного заболевания (корь, ветрянка, свинка, краснуха) Активный Появляется после введения вакцины (ослабленные или убитые возбудители заболевания ) Пассивный Появляется при действии лечебной сыворотки (готовые антитела)
6 слайд
Описание слайда:
Механизм клеточной защиты организма открыл в 1883 г. Илья Ильич Мечников (1845-1916) И. И. Мечников доказал, что сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям связана со способностью специальных клеток крови и тканей организма захватывать и переваривать возбудителей инфекций. За это открытие он был удостоен Нобелевской премии.
7 слайд
Описание слайда:
Механизмы иммунитета Лимфоциты Лимфоциты имеют на поверхности клеток рецепторы, способные распознавать чужеродные соединения – антигены. При обнаружении антигена лимфоциты начинают вырабатывать специальные белки – антитела, способные обезвреживать антигены Фагоциты Способны проникать через стенки кровеносных сосудов и мигрировать к месту повреждения, где уничтожают бактерии посредством фагоцитоза
8 слайд
Описание слайда:
Механизм иммунной реакции Вначале иммунная система блокирует деятельность чужеродных объектов (иммуногенов), создавая особые химически реактивные молекулы (иммуноглобулины), ингибирующие деятельность иммуногенов. Иммуноглобулины создаются лимфоцитами, которые являются основными клетками иммунной системы. Лимфоциты — это белые кровяные клетки, на поверхности которых есть специфические рецепторы, способные распознавать отличительные признаки чужака. Именно лимфоциты первыми встречаются с «врагом». Попадая на рецепторы лимфоцита, антиген вызывает через каскад клеточных взаимодействий выработку антител — специфических веществ-нейтрализаторов данного антигена.
9 слайд
Описание слайда:
Признаки снижения иммунитета К первичным признакам снижения иммунитета относятся: Хроническая усталость Быстрая утомляемость Головные боли Сонливость или бессонница Ломота в мышцах и суставах
10 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунитета у детей Согласно мировой статистике, есть определенная группа детей, которые, как бы хорошо за ними ни ухаживали, довольно часто болеют. У таких детей созревание иммунной системы происходит на 2-4 года позже, и нахождение их в среде других детей (ясли, детский сад) приводит к их заражению вирусными или бактериальными инфекциями. Иммунитет ребенка в руках родителей — Детки, которые сразу после появления на свет были приложены к груди, реже болеют и растут более крепкими.
11 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунной системы как причина старения. Доктор Рой Уолфорд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выдвинул предположение, что процесс старения – это самоуничтожение организма, происходящее из-за нарушений в иммунной системе. Даже в молодости, при отсутствии каких-либо патологий и ведении здорового образа жизни, в организме непрерывно появляются ядовитые вещества, способные разрушать клетки и повреждать ДНК.
12 слайд
Описание слайда:
СПИД В наше время из самых важных и острых проблем человечества являются СПИД: синдром приобретенного иммунодефицита. Его называют чумой 20 века. Вызывается он вирусом иммунодефицита человека-ВИЧ, который поражает защитную систему организма. Эпидемия СПИДа длится уже около 20 лет: считается, что первые массовые случаи заражения ВИЧ-инфекцией произошли в конце 1970-ых годов. Хотя с тех пор ВИЧ был изучен лучше, чем любой вирус в мире, миллионы людей продолжают умирать от СПИДа, и миллионам людей ставится диагноз ВИЧ- инфекция. Это заболевание определяется наличием антител в организме. Социологические исследования показали, что от вируса погибло более 20 миллионов человек (за 20 лет исследования), 40 млн. живут с этим страшным диагнозом.
13 слайд
Описание слайда:
Немного из истории… Про иммунитет люди знали и раньше: ещё в Древнем Китае, больше 3000 лет назад, когда не было никаких микроскопов, в трудах китайских учёных говорилось о том, что наш мир населяют миллионы невидимых существ – бактерий и вирусов. Древние китайские медики считали, что выжить в этом мире возможно, если противостоять воздействию возбудителей заболеваний и укреплять свой организм, его защитные силы, или, выражаясь по-нашему – иметь сильный иммунитет.
14 слайд
Описание слайда:
*Вести здоровый образ жизни. *Физические тренировки. *Закаливание. *Правильное питание. *Режим труда и отдыха. *Полноценный сон. *Выработка иммунитета с помощью прививок. *Психологический комфорт. Способы укрепления иммунитета.
15 слайд
Описание слайда:
Народная мудрость гласит: «Организм — сам себе врач!» Здоровье организма в наших руках!!! Будьте здоровы!!!
16 слайд
Описание слайда:
Литература Толковые словари С.И Ожегова , Д.Н Ушакова. https://www.neuch.ru/referat/26033.html https://www.tiensmed.ru/immunity.html https://www.inflora.ru/diet/diet133.html Учебное пособие «Биология человека»
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-556002
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Слайд 1
Презентацию выполнила: Копосова Татьяна Борисовна учитель биологии ГБОУ шк.№423, Кронштадтского района, г. Санкт-Петербурга
Слайд 2
Защитные барьеры организма Проникновение м/о в организм Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + мо живущие на коже и слизистых оболочках Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги) Б О Л Е З Н Ь I барьер II барьер
Слайд 3
ИММУНИТЕТ — способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма
Слайд 4
Формы иммунитета Неспецифический ( лейкоциты и макрофаги ) Специфический (лимфоциты: антитела на антигены) Осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза Действует на все микроорганизмы, независимо от их химической природы Организм способен распознавать вещества (антигены), отличные от его клеток и тканей и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества с помощью антител
Слайд 5
Виды лейкоцитов Выполняемая роль Фагоциты (макрофаги) Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены Лимфоциты Т-лимфоциты Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру В-лимфоциты Продуцируют антитела Антигены — чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию. * микробы, вирусы, любые другие клетки Антитела — особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами Интерферон – особые вещества, вырабатываемые клеткой для борьбы против вирусов, попавших внутрь её.
Слайд 6
Механизмы иммунитета Клеточный – заключается в фагоцитозе Гуморальный –заключается в выработке антител
Слайд 7
Иммунная система Центральные органы иммунной системы: Костный мозг Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло. Тимус (вилочковая железа) Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты. Периферические органы иммунной системы: Селезёнка Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови. Лимфатические узлы Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержат В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.
Слайд 8
Воспаление — это местная реакция организма на проникновение мо, вирусов, различных веществ
Слайд 9
Мечников И лья И льич (1845-1916) р усский биолог , основоположник иммунологии, создатель учения о воспалительных процессах в организме и фагоцитозе (1908 г. – Нобелевская премия )
Слайд 10
Инфекционные заболевания Используя текст §18, выполните следующие задания: стр.91-92 Базовый уровень: Какие заболевания называют инфекционными? Перечислите известные вам инфекционные заболевания. Повышенный уровень: Что такое «ворота инфекции»? Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.
Слайд 11
Меры профилактики инфекционных заболеваний тщательное мытьё рук, фруктов и овощей кипячение, обработка дезинфицирующими средствами изоляция и лечения заболевших соблюдение мер личной гигиены профилактические прививки, лечебные сыворотки и другие
Слайд 12
Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген). Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.
Слайд 13
Домашнее задание Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа и выполнить задание на информационном листе. Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки» «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Иммунитет Выполнил: учитель биологии МАОУ гимназии № 49 города Тюмени, Каргополова Л. А.
2 слайд
Описание слайда:
Иммунитет- способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них
3 слайд
Описание слайда:
Работа иммунитета осуществляется: лейкоцитами – фагоцитами и лимфоцитами, которые защищают клетки с наружи Лимфоциты Т — лимфоциты В — лимфоциты Клетки киллеры, которые убивают инородные вирусы. Образуются в костном мозге, созревают в тимусе. Выделяют в кровь антитела Клетки памяти, которые пернедают информацию Т — лимфоцитам. Образуются в костном мозге, созревают лимфатической ткани. Распознают антитела Если вирусы проникли внутрь клетки, то Т – лимфоциты и В – лимфоциты не смогут ее защитить. Тогда клетка вырабатывает особое защитное вещество интерферон
4 слайд
Описание слайда:
Где же находятся иммунные органы, которые вырабатывают защитные клетки организма?
5 слайд
Описание слайда:
Иммунные органы Миндалины ротовой полости, глотки Вилочковая железа (тимус) Костный мозг Лимфатические узлы Селезёнка Лимфатические узлы трахеи и бронхов Лимфатические узлы тонкой кишки, аппендикса
6 слайд
Описание слайда:
Виды иммунитета Клеточный Гуморальный Видовой Врождённый Приобретённый Пассивный Активный Искусственный Естественный По тексту учебника параграф 15, запишите информацию по каждому иммунитету
7 слайд
Описание слайда:
– это медицинский препарат, который изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов. Вакцина Сыворотка – это медицинский препарат, который содержит готовые антитела. Прививка — это процедура введения вакцины
8 слайд
Описание слайда:
Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки. ослабленные готовые микроорганизмы антитела вырабатывает в готовом виде самостоятельно в течение в течение длительного короткого времени времени для профилактики для лечения Признаки сравнения Вакцина Сыворотка Что содержит? Как организм получает антитела? Как быстро развивается иммунитет? Для чего применяют?
9 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Читать параграф 15, ответить на вопросы в конце параграфа
10 слайд
Описание слайда:
Источники: Учебник — Биология человек 8 класс Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. Учебник — Биология 8 класс А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш Анатомия на пальцах А. Л. Шляхов (Библиотека вундеркинда.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Иммунитет- способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них.
Работа иммунитета осуществляется:
лейкоцитами – фагоцитами и лимфоцитами, которые защищают клетки с наружи
Иммунные органы:
-Миндалины ротовой полости, глотки
-Вилочковая железа (тимус)
-Костный мозг
-Лимфатические узлы
-Селезёнка
-Лимфатические узлы трахеи и бронхов
-Лимфатические узлы тонкой кишки, аппендикса
Проверен экспертом
Общая информация
К учебнику:
«Биология», Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
К уроку:
§ 15. Иммунитет 73
Номер материала:
ДБ-791736
Вам будут интересны эти курсы: